Министерствообразования и науки российской федерации
Федеральноеагентство по образованию
Комигосударственный педагогический институт
Факультетпедагогики и методики начального образования
Специальность«Дошкольная педагогика и психология»
Кафедрапсихологии
Контрольнаяработа
По детскойпсихологии
Индивидуальныеразличия психологической готовности детей к обучению в школе
Преподаватель:
Пантелеева Е. И.
Исполнитель:
студентка 5 курса 4группы
Ивашкова О. В.
Сыктывкар,2010
Содержаниеработы:
Введение
I. Характеристика психологическойготовности к школьному обучению у детей 6 – 7 лет
1.1 Понятие психологическойготовности ребенка к школьному обучению
1.2 Структура феномена школьнойзрелости
1.3 Составные компонентыпсихологической готовности к школьному обучению
1.4 Понятие школьной дезадаптации
II. Экспериментальное исследованиепсихологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
2.1 Психодиагностика школьнойзрелости
Заключение
Использованные материалы
Приложения
I. Характеристика психологической готовностик школьному обучению у детей 6 – 7 лет
Психологическое здоровьедетей зависит от социально-экономических, экологических, культурных,психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А.Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самая чувствительная частьсоциума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Многие родители частозадают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одниговорят – еще в утробе матери; другие – не учите вообще, школа научит; третьипосоветуют отдать вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только онначнет ходить и говорить. Некоторые малыши расстаются с беззаботным детствомуже с шести – семи лет. Многие дети загружены в этом возрасте до 50 часов в неделю.Из-за тщеславия родителей у ребенка совершенно не остается свободного временина настоящий отдых, на игры. У ребенка не развивается самостоятельность:взрослые расписывают каждую его минуту. А ведь согласно исследованиям немецкихврачей, 7-летнему ребенку не следует организовывать свободное время вообще.Исключение, если ему самому хочется играть в футбол, ходить на плавание.[12] Поэтомусделать выбор непросто.
Давайте посмотрим напроблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, ещенаходясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этогопроцесса является тактильная чувствительность. Появившись на свет, ребенокактивно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения.Со временем у ребенка появляется все больше возможностей для развития. Кто-тоиспользует их в большей степени, кто-то в меньшей, но к 7 годам практически увсех детей начинается период так называемой школьной зрелости. А вот уровень еесформированности у всех разный. От успешности изучения готовности к школьномуобучению зависит дальнейшее обучение дошкольника.
Исходя из вышесказанного,мы считаем тему нашей контрольной работы «Индивидуальные различияпсихологической готовности детей к школе» актуальной.
1.1 Под психологической готовностью кшкольному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психическогоразвития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения вколлективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению- это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольногодетства.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическаяготовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспектавыделяются различные подходы:
1. Исследования,направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений инавыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследованиеновообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезисаотдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение уменийребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательномвыполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностьюовладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Важной особенностьюпсихического развития старшего дошкольника является обостреннаячувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственнопсихологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей ковладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что вэтот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Успехи шестилетнегоребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.
Таким образом, мы можемговорить о психологической готовности к школьному обучению, как о готовности вжизни в обществе, о приобретении ребенком тех навыков, знаний и умений, которыепомогут ему в дальнейшем обучении.
1.2 Практический опыт работы с детьми, атакже результаты различных исследований особенностей адаптации к школе,показали, что фактор интеллектуального развития является необходимым, нонедостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению.Наиболее остро эта проблема встала в связи с переходом к обучению, начиная с6-летнего возраста. Таким образом, именно практический запрос обусловилнеобходимость дальнейшего изучения и анализа феномена готовности к школе ишкольной зрелости.
Наблюдение за детьми 6-летнеговозраста, начавшими обучение по школьной программе, а также детальный анализвозникающих у них сложностей в адаптации, позволили определить, что многие изних, не смотря на достаточный запас знаний, умений и навыков, не достигают тогоуровня развития, который позволил бы им успешно обучаться, В связи с этим, внаучный словарь было введено новое понятие, отражающее способность ребенкаосуществить успешный переход от дошкольного образования к школьному — школьнаязрелость. Под термином «школьная зрелость» стали понимать такое состояниепсихики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным,социальным и физическим характеристикам становится способным посещать школу иучиться в ней [2].
На сегодняшний деньпрактически общепризнанно, что школьная зрелость — многокомпонентноеобразование, в структуре которого принято выделять следующие: интеллектуальный,эмоциональный и социальный компоненты (по данным Л.А. Венгера, А.Л. Вентера, Я.Йирасека, Я.Я. Коломинского, Е.А, Пашко, В.В. Холмовской, И. Шванцары и др.).
В интеллектуальной сферехарактеристиками достижения школьной зрелости являются: дифференцированностьвосприятия (перцептивная зрелость); способность к произвольной концентрациивнимания; умение выделять существенные признаки предметов и явлений иустанавливать причинно — следственные связи между ними (аналитическоемышление); рациональный подход к действительности; способность к логическомузапоминанию, овладение по слуху разговорной речью, способность понимать ииспользовать Символы, развитие тонкой моторики руки и зрительно – двигательнойкоординации, интерес к новым знаниям. В целом, интеллектуальная зрелостьотражает функциональное созревание структур головного мозга.
В эмоциональном планешкольная зрелость характеризуется достижением определенного уровняэмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фонекоторых осуществляется процесс обучения.
Социальная зрелостьопределяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться сдругими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчинятьсяинтересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает всебя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективнообщаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).В наиболее широком понимании социальная зрелость — это способность ребенкабрать на себя выполнять социальную роль школьника. Она выражается в отношенииребенка к школе и учебной деятельности, к учителям и самому себе как ученику.Сформированное внутренней позиции школьника позволяет ему включаться в учебныйпроцесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательномформировании и исполнении намерений и целей или, другими словами, произвольном поведенииученика. Данный компонент включает в себя и определенный уровень развитиямотивационной сферы. В данном аспекте психологически готовым к школе являетсяребенок, которого учение привлекает не только своей внешней стороной (портфель,учебники, тетради и т.п.), а, прежде всего возможностью получать новые знания, уменияи навыки [2].
Достижение школьнойзрелости, согласно точке зрения Л. Йирасека, обусловлено рядом генетических исоциально — психологических факторов, оказывающих влияние на соматическое ипсихическое развитие ребенка в течение всего периода его жизни до школы.Характер влияния этих факторов определяет причины школьной незрелости, к числукоторых относятся:
— Недостатки ввоспитательной среде;
— Недостаткисоматического развития ребенка;
— Невротическое развитиехарактера;
— Перинатальное илираннее постнатальное повреждение центральной нервной системы;
— Умственная отсталость,олигофрения.
Таким образом, причинынедостаточной школьной зрелости имеют различный характер воздействия и по-разномусказываются на способности ребенка к обучению. В одних случаях можно говорить овременно не достигнутой готовности посещать школу, когда возможно проведениекоррекционной работы и восполнение имеющегося отставания в развитии. В другихэто воздействие вызывает глубокие нарушения с непоправимой недостаточностьюформирования психических структур.
1.3 Составными компонентамипсихологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волеваяготовность.
Интеллектуальнаяготовность.
Интеллектуальнаяготовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделятьсущественные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широтапредставлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевоеразвитие, познавательная активность.
В исследованияхобнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясьусвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладеваютнекоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов.Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать,анализировать сложные предметы.
Оказалось, чтодошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей,лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способенусвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействииорганизма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией,потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательнойдеятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот периоднаправлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим,ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Шестилетний ребенок можетмногое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Логическаяформа мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Типего мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являютсяитогом интеллектуального развития дошкольника.
Опираясь на них, ребенокполучает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения междупредметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого трудане только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими.Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным,опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».
В дошкольные годы ребенокдолжен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности –учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенкасоответствующих умений.
Владение этими умениямиобеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной егоособенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее всамостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего вшколу ребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены,новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающегочеловека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.
Личностная исоциально-психологическая готовность.
Интеллектуальнаяготовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе.Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятиюновой «социальной позиции» (Л.И. Божович) – положения школьника, имеющего кругважных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками,особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношенииребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.[1]
Если ребенок не готов ксоциальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений инавыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.
Положительное отношение кшколе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремлениезанять новое социальное положение, то есть стать школьником, сливается спониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшимтоварищам по школе, в нем отражается и любовь, бережное отношение к книге как кисточнику знаний.
Однако пребывание в школееще не дает основания полагать, что сами стены ее делают ребенка настоящимшкольником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходномвозрасте, и посещать школу он может по разным мотивам, в том числе и не имеющимотношения к учению: родители заставляют, можно побегать на переменах и др.
Личностная исоциально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детейтаких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, сучителем.
Каждому ребенкунеобходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими,уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качестваобеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Волевая готовность. Серьезного внимания требует иформирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждетнапряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а ито, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходитоформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставитьцель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявитьопределенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своегодействия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Таквыделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели взначительной степени определяется трудностью задания, длительностью еговыполнения.
К шести годам ребенок«мало-помалу» эмансипируется в своих действиях от непосредственных влиянийматериальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственныепобуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через этоопределенный смысл и становится поступком».
Все исследователиразвития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигаетсяуспешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (вслучае командной игры).
Шестилетний ребенококазывается способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этомвозрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, принеобходимости отказываться оттого, что непосредственно привлекает.
Эффективностьпознавательной деятельности еще мала. Поэтому учителю следует соблюдатьпостепенность в повышении требований к познавательной деятельности детей,учитывая их возможности, интересы и потребности.
Следует иметь в виду тотфакт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольниковявляется характерное отношение ребенка к трудностям и типичные для него способыих преодоления.
Поэтому, как показываютспециальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеетвоспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей(принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, неотказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможетребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности,которые возникнут у него в первом классе.
Развитиедисциплинированности, организованности и других качеств, помогающихшестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей степени зависитот его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных нормповедения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого родавосприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка ивзрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых, посредством «словесныхинструкций, знаковых средств».
Успешность обучения вначальных классах школы во многом зависит от того, насколько верно детипонимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем. Без этого невозможнопонять истинный смысл происходящего на уроках. Также важным является и уровеньразвития общения со сверстниками – коллектив сверстников создает возможностьпроявления детской самостоятельности, активности, инициативы, творчества ииндивидуального своеобразия каждого ребенка. Развитие самосознания ребенка,проявляется, в частности, в изменении его самооценки, что является немаловажнымфактором готовности к школе. Не следует бороться с завышенной самооценкой детейи не надо раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно прийти самособой как результат прохождения ребенка кризиса семи лет.
Однако у некоторыхдошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Этосвидетельствует не об особо интенсивном развитии самосознания, а о том, чтодети эти испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви ивнимания окружающих их взрослых.
Наиболееважными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школеявляются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольноговозраста центральным показателем умственного развития детей являетсясформированность у них образного и словесных основ словесно — логическогомышления.
Если наглядносхематическое мышление сформировано у ребенка недостаточно, то в первом классеему трудно составить схемы слов и предложений, верно, записать условияматематической задачи с помощью условных обозначений и стрелок.
Основысловесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение вшколе, тесно связаны с развитием речи. Особенно важно владение связноймонологической речью — сначала устной, затем письменной. Связная монологическаяречь — это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание,состоящее из нескольких предложений.
1.4 В существующей системе дефиницийпонятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим.Это понятие во многом собирательное и включает социально-средовые,психолого-педагогические, медико-биологические факторы или вернее условияразвития самого явления школьной дезадаптации. Такой многофакторный подходпоказывает с какой долей вероятности те явления, которые относятся к школьнойдезадаптации, сочетаются с теми или иными социальными, педагогическими,психологическими и патологическими признаками.
В настоящее времясформировались следующие, опирающиеся на различные методологические основания,подходы в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогическогоявления как школьная дезадаптация.[9]
Первая позиция: Школьная дезадаптация – это нарушениеприспособления личности школьника к условиям обучения в школе, котороевыступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности кпсихической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этомконтексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема(Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984). Под этим углом зрения школьнаядезадаптация и для родителей, и для педагогов, и для врачей, как правило,расстройство в рамках вектора «болезнь/ нарушение здоровья, развития илиповедения».
Вторая позиция:Школьная дезадаптация — это многофакторный процессснижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствияусловий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды егопсихофизиологическим возможностям и потребностям (Северный А.А., 1995). Этапозиция является выражением социально-дезадаптивного подхода, потому чтоведущие причины видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка (егоневозможности в силу личностных причин реализовать свои способности ипотребности), а с другой стороны, в особенностях микросоциального окружения инеадекватных условий школьного обучения.
Третья позиция: Школьная дезадаптация — этопреимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющеезначение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам(Кумарина Г.Ф, 1995, 1998).
Четвертая позиция. Школьная дезадаптация — это сложноесоциально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность дляребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», накотором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая своюидентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации.
Критерии школьнойдезадаптации:
1. неуспешность вобучении попрограммам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такиеформальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество икачественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний инавыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).
2. нарушенияэмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной сучебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное,демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемыеребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьнойдезадаптации).
3. повторяющиеся,некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение сактивным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративноепренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм»(поведенческий компонент школьной дезадаптации).
Таким образом, указавбазисные методические основания, мы определяем в настоящей работе школьнуюдезадаптацию так — это социально-психологическое и социально-педагогическоеявление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективнонеразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требования образовательнойсреды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями испособностями, соответствуюшими возрастному психическому развитию.
II. Экспериментальное исследованиепсихологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
2.1 Теоретический анализ проблемыпсихологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет показал, чтоона освещается обычно авторами неоднозначно. Изучить более подробно влияниеэтого фактора нам позволит экспериментальное исследование.
Цель практической части исследования –исследовать особенности психологической готовности к школьному обучению детей6-7 лет.
Исследование проводилосьс детьми старшего дошкольного возраста ЦРР д/с № 54 «Радуга» г. Воркуты.
В нем принимали участиеследующие дети:ФИО ребенка Дата рождения Возраст на момент эксперимента (12. 12. 09) Барченкова Ира 12. 04. 03 6, 8 лет Белов Владик 01. 12. 03 6 лет Баранов Дима 23. 04. 03 6, 8 лет Белошапка Маша 30. 05. 03 6, 7 лет Воеводзинский Никита 05. 07. 03 6, 5 лет Денисов Артем 10. 08. 03 6, 4 лет Жаворонков Юра 11. 12. 02 7 лет Зверева Настя 21. 07. 03 6, 6 лет Николаева Оля 18. 02. 03 6, 10 лет Сергейчук Женя 11. 10. 03 6, 2 лет Сопельняк Паша 18. 07. 03 6, 6 лет Тимофеева Аня 09. 03. 03 6, 9 лет Федоров Дима 29. 10. 03 6, 3 лет Чеплакова Юля 22. 08. 03 6, 4 лет Яковлев Максим 24. 03. 03 6, 10 лет
Задачи исследования:
1. Изучить уровень иособенности психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
2. Обобщить ипроанализировать результаты констатирующего эксперимента.
3. Проследитьзависимость показателей исследования с индивидуальными особенностями детей.
Этапы исследования:
1. Определить уровеньпсихологической готовности детей к обучению в школе.
2. Обобщить ипроанализировать полученные результаты.
3. Предположить возможныепричины школьной дезадаптации.
Методики исследования:
1. Экспресс диагностикаготовности к школе.
Авторы: Л.А.Венгер,Г.Г.Кравцов.
Методическиерекомендации/ Под ред. Л.А.Венгера, Г.Г.Кравцова. – М., 1988.
Цель методики: изучитьуровень психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Для успешного обученияв средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметьопределенный уровень личностного, умственного и физического развития.
Уровень физическогоразвития определяет медицинская комиссия, а определение уровня личностного иумственного развития — задача дошкольного учреждения и школы.
Для этого из огромногоколичества методик были отобраны те, которые наиболее информативны,прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования вситуации тестового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы ихвыполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным иинтересным для ребенка.
Личностная готовность
Из всех характеристик иособенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра,сформированности которые нам кажутся наиболее важной для школьного обучения.Это:
· умение строить вадекватных системах обучения отношения с
взрослыми;
· умение общатьсясо сверстниками;
· отсутствиезаниженной самооценки и страха неудачи.
Отношения со взрослыми:
К концу дошкольноговозраста поведение ребенка становиться все более произвольным.
Наша цель – выявитьуровень развития произвольности в общении с взрослыми. Это сделать можноразными путями. Например, использовать игру типа «Запрещенные слова», где детиотвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких — то заранее оговоренныхслов. Ответы детей и их поведение во время подобной игры показывает, какребенок воспринимает такой ситуации позиции взрослого, как понимает его «нелепые»вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети,психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросывзрослого и соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают вовнимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер иотвечать на них надо соответствующим образом. Для них важно «правильность»ответов, а не соблюдение игровых правил. В предлагаемом наборе функцию оценкиуровня произвольности в общении со взрослым выполняет субтест «Запрещенныеслова» (Приложение 9).
Отношения сосверстниками.
Вторым важнейшим компонентомличностной готовности к школе является определенный уровень развития общения сосверстниками.
Определить уровеньразвития общения ребенка со сверстниками можно в наблюдении за его совместной сдругими детьми деятельностью и игрой.
Конечно, эта задача неосуществима в ситуации тестового обследования. Поэтому родителям былопредложено ответить на вопросы коммуникативно-личностного опросника дляродителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми» (Приложение 1).
Отношение к себе.
Третий компонент личнойготовности к школе связан с развитием самосознания ребенка, что проявляется, вчастности, в изменении его самооценки. Чтобы определить уровень самооценкиребенка мы использовали методику «Какой Я?» (Приложение 2).
Интеллектуальнаяготовность
На основаниивышеизложенных теоретических представлений включены в диагностический комплексследующие тестовые процедуры:
1. «Нелепицы»: Цель: установление эмоциональногоконтакта с ребенком (Приложение 3).
2. Пространственно-арифметическийдиктант: Цель:диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностиканаглядно образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогическийаспект — диагностика сформированность навыков счета в пределах 10 (Приложение 4).
3. «Последовательныекартинки»: Цель:диагностика умения
устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика
развития монологической речи (Приложение 5).
4. «Геометрическиефигуры»: Цель: диагностика уровня развития наглядно- схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогическийаспект — диагностика знания ребенком названий геометрических фигур (Приложение6).
5. «Аналогии»: Цель: диагностика сформированности основ понятийногомышления (Приложение 7).
6. «Логопедический»: Цель: диагностиказвукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ (Приложение 8).
7. «Запрещенныеслова»: Цель:диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам(Приложение 9).
8. «Ключи»: Цель: диагностика уменияустанавливать и использовать закономерности (Приложение 10).
9. «Чтение»: Педагогический аспект — диагностиказнания букв, умения читать (Приложение 11).
10. «Рисунокчеловека»: Цель:диагностика образного мышления и тонкой моторики (Приложение 12).
11. «Составлениеслов»: Цель:диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса (Приложение 13).
Еслипо сумме баллов (суммируется результат по анкетам и по субтестам) результатребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться кпсихологу и/или к логопеду (ниже 18 — желательно, ниже 16 — обязательно).
При просмотре анкетыможно сразу выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности даютдостаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8- о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 — оразвитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов вкакой — либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что уэтого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать этокак при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборекорректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.
Результатыисследования уровня психологической готовности к обучению в школе.
Результаты, полученные входе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе, выглядятследующим образом: из 15 обследуемых детей 5 человек имеют высокий уровеньпсихологической готовности к школьному обучению, 6 человек – средний и 4человека – низкий.
Отобразим полученныеданные в сводной таблице:Уровни психологической готовности к обучению в школе Высокий Средний Низкий 5 детей 6 детей 4 ребенка
Наиболееважными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школеявляются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольноговозраста центральным показателем умственного развития детей являетсясформированность у них образного и словесных основ словесно — логическогомышления.
Также важную роль в развитии ребенка и тем более впсихологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющиепринимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводитьс ним достаточно много времени, поощрять самостоятельность и инициативуребенка, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребенкудостаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, таккак родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства,считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическуюдистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Использованные материалы:
1. Антошина М.А., Большакова Н.Г.,Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа психолога в подготовительной группедетского сада // Психолог в детском саду — 1999 — №2
2. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мыпойдем // Психолог в детском саду – 2005-№2
3. Венгер Л. А., Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988
4. Грабенко Т. И.,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адапционные игры. –СПб.: Детство-пресс, 2002
5. Готовность к школе/ Под ред. И. В.Дубровиной. – М., 1991.
6. Детская психодиагностика: Практ.занятия: Метод. указания / Ин-т «Открытое общество»; Сост. Ю.В.Филиппова. — Ярославль, 2003
7. Диагностическая и коррекционнаяработа школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987.
8. Елагина М.Г. Кризис семи лет иподход к его изучению // Новые исследования в психологии — 1989 — №1
9. Кравцова Е. Е. Психологическиепроблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
10. Кюнцель Дольф Организм человека –Berlin: VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1988
11. Кравцова Е.Е. Психологическиеновообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1996 — №6
12. Колпакова Т. Начинаем всесначала?// УЮТная газета – 2004 — №26
13. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В.Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитииорганизма, нервная система, опорно-двигат. аппарат): Учеб. для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1986
14.Немов Р. С. Психология. Учеб. длястудентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
15.Нижегородцева Н. В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
16. Особенности психического развитиядетей 6 – 7-летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.,1988.
17. Ульенкова У.В. Исследованиепсихологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии — 1983 — №4
18. Школьная дезадаптация: основныепонятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемамиразвития и поведения// Н.В. Вострокнутов/ Государственный научный центрсоциальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; Москва.
Приложение1
Анкета для родителей «Каковребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Коммуникативно-личностныйопросник родителей.
1. Добрый ли вашребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю
2. Внимательный ливаш ребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю
3. Правдивый ли вашребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю
4. Вежливый ли вашребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю
5. Общительный ли вашребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю
6. Щедрый ли вашребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли вашребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю.
8. Справедливый ливаш ребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ливаш ребенок?
а) да, б) нет, в) когдакак, г) не знаю.
10. Ответственный ливаш ребенок? а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценкарезультатов
За каждый ответ типа «да»ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов.Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитываетсяобщая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествамличности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросниканесколько человек, берется их средняя оценка. К примеру, если со стороны двухвоспитателей ребенок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороныродителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0 балла, то его средняя будетприблизительно равна 0,7 балла.
Выводы об уровнеразвития
10 баллов — оченьвысокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Приложение2
Методика«Какой Я?»
Эта методикапредназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника.Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает уребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различнымположительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе,проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затемпереводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да»оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «незнаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенкаопределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Протокол к методике«Какой Я?»
№
п/п Оцениваемые качества личности Оценки по вербальной шкале
да
да нет иногда не знаю
1
2
3
Хороший
Добрый
Умный 4 Аккуратный
5
6
Послушный
Внимательный 7 Вежливый
8
9
10
Умелый (способный) Трудолюбивый
Честный
Выводы об уровнеразвития
10 баллов – оченьвысокий.
8-9баллов – высокий.
4-7баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Приложение3
Субтест 1«Нелепицы»
Стимульный материалпредставляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», т.е. вещей,которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качествепервого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило,раскрепощается и успокаивается. В качестве материала брался С.Д. Забрагиной«Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей вмедико-педагогических комиссиях» (М. Просвещение, 1985 г.) и других пособий.
Основным вариантомданного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на«нелепость» рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения. Этоотвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.
Инструкция: картинка предлагается ребенку сословами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее,молча, или вообще никак не реагирует, педагог может спросить: «Ты рассмотрелкартинку?», «Смешная картинка?», «Почему она смешная?», «Что здесь нарисованонеправильно?». Причем здесь каждый вопрос является помощью в выполнении заданияи влияет на полученную оценку.
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла,если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательствавзрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все«нелепости».
Ребенок получает 1 балл,если его реакция менее спокойная, но он самостоятельно или с небольшой помощью- 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.
Ребенок получает 0баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощьюпедагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никакне выражает.
Приложение4
Субтест 2 «Пространственно — арифметический диктант»
Это задание позволяетдиагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторыепсихологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве(вправо — лево, вверх — низ), умение действовать по правилам, понимать устнуюинструкцию и удерживать ее в памяти.
Инструкция: таблица предъявляется ребенку сословами: «Посмотри, здесь нарисована девочка». Далее ребенку задаются следующиевопросы: «Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где онаокажется? Что она там найдет? Сколько?», «Далее она из этой клеточки пойдетвверх тоже на 1 клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь сталоморковок?», «Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она окажется теперь?Здесь у нее зайчик попросил 2 морковки. Сколько у нее теперь их осталось?»,«Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперьморковок? Что-нибудь изменилось?», «Девочка идет вниз. Кого она встретила? Онаотдает ей две морковки. Сколько у нее их осталось?».
Если на первом вопросепедагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и приэтом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию, слишком зажат, то онможет разрешить ребенку двигаться дальше по таблице вслед за инструкцией. Сампедагог ничего не показывает.
Критерии оценки:
2 балла — если онправильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.
1 балл — если онправильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.
0 баллов — если онправильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.
Приложение5
Субтест 3«Последовательные картинки»
Этот тест позволяетвыявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных,пространственно-временных, логических связей, а также уровень развитиямонологической речи (умения построить связный, последовательный рассказ). Такжепредлагается детям наборы из 6 сюжетных карточек, поскольку опыт многихпсихологов показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинокслишком сложно, а менее — чем по шесть — очень просто.
Инструкция: карточки со стимульным материаломперемешав, положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они всеперепутаны. Попробуй, разложи их по порядку перед собой на столе, а потомрасскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ).
Критерии оценки:
Если ребенок самостоятельноправильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связныйрассказ, то он получает 2 балла.
1 балл — если ребенокошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого)или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности.
0 баллов, если ребенокнарушает последовательность, не может понять
ошибок или его рассказ сводиться к описанию отдельных деталей картинок.
Приложение6
Субтест 4«Геометрические фигуры»
Этот тест был включен внабор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть,насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяетпродиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать пообразцу и анализировать пространство. Для этого теста используютсягеометрические фигурки.
Инструкция:
На стол перед ребенкомбелой стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенкупредлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую жефигуру из отдельных частей.
Критерии оценки:
2 балла — если онправильно собрал все фигурки.
1 балл — если он правильнособрал «туловище, голову, и ноги
«геометрического человека».
0 баллов — если фигура унего совсем не получилась.
Приложение7
Субтест 5«Аналогии»
Задание направлено наисследование мышления, а именно позволяет увидеть степень сформированности уребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Инструкция: я буду называть тебе три слова. Дваиз них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово,подходящее по смыслу к третьему слову, т.е. найти ему пару. Слова такие:
окунь — рыба, аромашка...(цветок)
морковь — огород, агрибы…(лес)
часы — время, аградусник…(температура, погода)
глаза — зрение, ауши...(слух)
добро — зло, адень...(ночь)
утюг — гладить, адень…(ночь)
Здесь курсивом приведеныправильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно посмыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре «Градусник — температура» некоторые дети говорят не «температура, а болезнь», и такой ответявляется правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, чтоподразумевается. Такие ответы мы засчитываем, как верные и особо отмечаем впротоколе.
Критерии оценки:
2 балла — если он нашелправильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
1 балл — если он нашелправильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных. 0 баллов — если он нашелправильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.
Приложение8
Субтест 6«Логопедический»
Суть этого теста в самом общемвиде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха(звукобуквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.
Инструкция:
Часть 1. «Сейчас я буду говорить тебе слова, аты должен разделить их на части, хлопая в ладоши». Здесь надо продемонстрироватьребенку, как это делается: педагог произносит по слогам слово, например,КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенкасделать то же самое с предложенными ему словами:
1. САМОВАР
2. ПОДУШКА.
Эти слова можно заменитьна другие трехсложные:
Часть 2. «Назови первый и последний звуки всловах»:
1. БЕРЕТ
2. ВОЛНА
3. АТАМАН
4. УТКА.
Слова можно менять, имеяв виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звукасогласные, во втором: первый — согласный, последний -гласный, в 3: первыйгласный, последний — согласный, в 4: -оба звука гласные.
Критерии оценки:
2 балла — если онправильно произносит все звуки, правильно делит все слова на части, правильноназывает звуки (или ошибается, но исправляет ошибки самостоятельно).
1 балл — если он 2-3звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второйчасти задания.
0 баллов — если он многиезвуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибкине исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.
Приложение9
Субтест 7«Запрещенные слова»
По результатам этогосубтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитииего речи и общей осведомленности.
Инструкция: Педагог говорит ребенку: «япредлагаю тебе поиграть в игру «Да и Нет» не говорите и цвета не называйте». Ябуду задавать вопросы тебе, а ты – отвечать. Правило игры такое: надо правильноответить на вопросы, но при этом нельзя произносить слова «Да» и «Нет» и нельзяназывать никакие цвета.
· Кошки живут вводе?
· Летом небо,какое?
· Вода мокрая?
· Взрослые любятиграть?
· Ты мальчик?
· Какие ты любишьяблоки?
· У меня глаза,какие? (сделать ребенку глазки)
· На тебе одеждапрозрачная?
· Снег черный?
· Летом трава,какая?
· Крокодилы летают?
· Холодильник,какой?
Педагоги имеют право менятьвопросы, оставляя неизменным их количество – двенадцать.
Критерии оценки:
2 балла – если ребенокпринимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9 – 12вопросов.
1 балл — если ребенокзатрудняется с ответом, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4– 8 вопросов.
0 баллов – если ребенокнарушает правила, давая (в основном без
раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает
правила, но при этом его ответы направлены по смыслу, правильно отвечая
всего на 1 – 3 вопроса.
Приложение10
Субтест 8«Ключи»
Это задание введено длятого, чтобы дать возможность сильным, развитым детям проявить свои способности.Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети.Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выполнятьзакономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этогосубтеста педагог может сделать заключения о развитии тонкой моторики у ребенкаи возможности леворукости.
В качестве стимульногоматериала используется карточка с изображенными на ней предметами (ключи)изменяются по 4 признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная,круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами), по количеству полосокна бородке (одна, две, три) и по количеству треугольников на бородке (один,два, три).
Инструкция: педагог предъявляет ребенку карточкус нарисованными на ней ключами, и говорит при этом: «Посмотри, какие здесьнарисованные ключи. Видишь, они разные, но при этом все-таки повторяются.Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь нехватает. Тебе нужно будет дорисовать его.
Критерии оценки:
2 балла — если натестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака.
1 балл — если на тестовомрисунке — ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака.
0 баллов — если натестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся включах признаков.
Приложение11
Субтест 9«Чтение»
Для этого субтестастимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов — для детей,умеющих читать и в виде букв для детей, не умеющих читать.
Инструкция: педагог спрашивает у ребенка, умеетли он читать. Если ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложитьему текст с просьбой прочитать его, если нет, то стоит показать карточку сбуквами и попросить назвать их.
Критерии оценки:
3 балла — если он читаетбегло, словами.
2 балла — если он читаетслогами, понимая прочитанное.
1 балл — если он знаетхотя бы 10 показанных букв.
0 баллов — если он знаетменьше 10 из показанных букв.
Это единственный субтест,который оценивается по четырех бальной шкале.
Приложение11
Субтест 10«Рисунок человека»
Этот тест является однимиз самых распространенных в психологии. Он используется в самых разных областяхпсихологии и с самыми разными целями. В нашем случае тест позволяет выявитьсформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровеньразвития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представлениеоб интеллекте ребенка в целом.
Инструкция: педагог дает ребенку Анкету дляребенка и, показав ему, место для рисования, просит: «Нарисуй, пожалуйста,здесь человека».
Выводы об уровнеразвития. Заданиеоценивается в соответствии с образцом:
2 балла — если рисунокребенка похож на образцы, обозначенные №1 и №2
1 балл — если рисунокребенка похож на образцы, обозначенные №3 и №4
0 баллов — если рисунокребенка похож на образцы №5 и №6.
/> />/> />