--PAGE_BREAK--Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его. Отвлекают внимание сильные раздражители ил раздражители, вызывающие значительный интерес у человека (например, радио и телевизионные передачи, музыка).
Интересно отметить, что сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает радио, телевизор или музыка. Однако экспериментальные данные показывают, что в этих условиях значительно снижается качество (увеличивается количество ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащихся. Особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание учащихся при подготовке домашних заданий, являются телепередачи.[2]
Внимание также контролирует переход от одного этапа и (или) уровня выполнения действия к другому. Произвольное внимание, которое помогает определенным действием или операцией, по мере автоматизации действия теряет свое значение. Поэтому степень концентрации внимания, которое уделяется выполнению определенных операций, является своеобразным параметром степени ее автоматизации – чем более автоматизировано действие, тем меньше уделяется внимания ее выполнению и тем меньше осознаются отдельные операции, из которых состоит это действие.
В когнитивной психологии, в которой изучается процесс переработки информации, внимание связывается с фильтром, воронкой, через которую проходит только ограниченный объем информации. Необходимость переработки большого количества стимулов, поступающих от разных анализаторов, приводит к тому, что в определенный момент человек уже не может продолжать параллельно обрабатывать разные данные. Так как возможность выполнять несколько действий одновременно исчерпана, появляется необходимость выбрать одно из нескольких действий или один из нескольких объектов, на который следует обратить внимание. Вопрос, который решался в исследованиях, был связан с изучением того, в какой момент появляется необходимость этого выбора, фильтрации информации, то есть когда наступает, так называемое узкое место в процесс переработки информации. Были высказаны несколько точек зрения о месте расположения внимания в процессе переработки информации – до восприятия стимула, после восприятия стимула, но до его переработки и хранения или только перед выполнением действия. Так как слуховое восприятие, в отличие от зрительного, происходит постепенно, а не симультанно, то в качестве наиболее удобной модели для изучения внимания было использован процесс восприятия слуховой информации. В качестве оптимальной модели исследования дихотомического слушания стала «вечеринка с коктейлями», то есть ситуация, при которой люди, находясь в постоянном общении и слыша с разных сторон разговоры нескольких людей одновременно, воспринимают только небольшую часть их часть, отсеивая незначимую информацию. В экспериментах ситуациях слушателям подавалась разная информация в правое и левое ухо, при этом их просили игнорировать одно их сообщений. В результате испытуемые могли вспомнить только некоторые звуковые характеристики игнорируемой информации, в основном о том, был ли это человеческий голос или голос животного, мужской или женский голос, но ничего не могли сообщить о содержании данной информации. Однако как в экспериментальных ситуациях, так и в реальной жизни есть доказательства того, что мы можем выбирать сообщение и на основе его содержания. Например, на вечеринке с коктейлем мы можем участвовать в одном разговоре, но обратим внимание на беседу даже далеко отстоящих от нас людей, если нам послышится, что кто-то произнес наше имя.
Обобщение данных, полученных в разных экспериментах, показывает, что, по-видимому, мы выбираем объект внимания на основе физических (местоположение, высота голоса и т.д.) или семантических характеристик, причем семантически важные стимулы усиливают сообщение, тем самым (по закону доминанты) ослабляя другое, альтернативное. Но альтернативная информация не блокирована полностью, поэтому она способна переключить на себя внимание либо более яркими физическими характеристиками или более важными семантическими, либо совпадением с обрабатываемым сообщением.
Теории фильтров доказали, что мы можем обрабатывать в определенный момент только один стимул одной модальности. Однако в реальной жизни возникают ситуации, когда нам надо сосредоточить внимание на восприятии разных объектов или одновременно рассматривать объект и выполнять какие-то действие. Так, учащимся надо и слушать лекцию и записывать ее, выделяя наиболее важную информацию, водителю – вести машину, одновременно наблюдая за дорогой. Поэтому так важны исследования, в которых анализируется возможности людей одновременно обрабатывать стимулы разной модальности, например, реагировать на слуховой и зрительный сигнал. Оказалось, что, хотя одна из задач мешает выполнению другой, общее время выполнения двух заданий все же меньше, чем время, необходимое для поочередного их выполнения, но больше, чем при одновременном выполнении. То есть в течение какого-то времени разные задачи могут выполняться одновременно, а затем внимание сосредотачивается только на одной из них. Испытуемые могут одновременно обрабатывать разную информацию и выполнять два действия, если одно из них автоматизировано, однако человек не может одновременно систематизировать и категорировать разные стимулы. Поэтому в когнитивной психологии внимание не всегда отождествляют с сознанием, рассматривая его как процесс, с помощью которого каждая из персептивных систем распределяет свои возможности в ответ на потенциально конкурирующие требования обработки информации. [1]
1.2 Внимание и личность
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности человека развивается, совершенствуется и формируется его внимание. В процессе деятельности ребенка, в ходе обучения и воспитания и под влиянием условий жизни формируется свойства личности ребенка, особенности его личности (идейная направленность, мотивы деятельности, потребности, интересы). В деятельности формируются и изменяются качества и особенности внимания.
Внимание неотделимо от свойств личности человека. Идейная направленность, мировоззрение, убеждения – эти свойства личности человека определяют, что надо сделать основным и поставить в центр внимания человека, определяют, почему человек так много уделяет внимания данной деятельности, дают возможность понять мотивы направленности и сосредоточенности его деятельности. В этой идейно направленной деятельности в то же время воспитываются, и формируется различные стороны внимания человека.
К. Маркс долгое время работал над книгой «Капитал». Он сосредоточил все внимание, все силы на этом труде, подчинил и направил свою деятельность на осуществление этой великой цели. Вот что он писал в одном из писем: «Почему же я вам не отвечал? Потому, что я все время находился на краю могилы. Я должен был, поэтому использовать каждый момент, когда я бывал, работоспособен, чтобы закончить свое сочинение, которому я принес в жертву здоровье, счастье жизни и семью».
Когда человек проявляет чуткость и заботливость по отношению к другим людям (а с этим связанна внимательность к другому человеку), он руководствуется в этом случае нравственными мотивами, исходит из своих убеждений, мировоззрения. Во внимании, таким образом, проявляются нравственные черты человека – один не замечает, что товарищ нуждается в помощи, другой, наоборот, проявляет внимание; один, сидя в автобусе, не замечает, что надо уступить место старому человеку, другой сразу это сделает.
Внимание неотделимо от направленности и интересов личности, от потребностей человека, оно может возникать по мотивам познавательным и нравственным. Интересы и потребности могут способствовать формированию устойчивого внимания и других качеств внимания. У школьника проявился большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желании больше знать о жизни животных. В связи с этим у мальчика возникло обостренное внимание ко всему, что связанно с животным миром. С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о животных, он добился того, что стал активно участвовать в работе кружка при зоопарке, а летом помогать в работе на фермах. Под влиянием устойчивого интереса и деятельности в интересующей его области у мальчика формировалось устойчивое внимание, он мог надолго сосредоточиться на интересном для него деле, преднамеренно был внимательным в тех случаях, когда его отвлекали от любимого занятия, или он уставал, или когда его отвлекали от любимого занятия, или он уставал, или когда надо было заняться мало интересным делом во имя этого интересного.
Внимательность человека проявляется как черта характера, как выражение привычных форм поведения в отношении к себе, к другим людям, к труду и так далее.
Внимание и внимательность надо воспитывать, и из временного состояния формировать черту характера. Старый учитель рассказывает, как он учит детей по глазам, по речи, по движениям, по мельчайшим деталям поведения почувствовать горе, смятение, отчаяние другого человека, и прежде всего своей матери. Однажды к нему прибежали его питомцы, встревоженные, взволнованные. На берегу пруда они увидели старую женщину. «Она сидит, а в глазах у нее большое горе. Ей надо чем-то помочь. Только чем?» — обратились ребята к учителю. Вместе пошли к далекому пруду. Оказалось, у женщины, потерявшей на войне двух сыновей, недавно умер муж. С тех пор дети стали ее близкими друзьями, спасли женщину от одиночества.
Внимание связанно с волевыми действиями человека. Он сознательно мобилизует свое внимание, делая для этого волевое усилие. Неотделимо внимание и от настойчивости: добиться поставленной цели в труде, учении, преодолевать трудности можно только при организованном внимании. Ярко выступает внимание в целеустремленных действиях человека при планировании, самоконтроле.
Итак, свойства личности человека, их развитие и совершенствование оказывают влияние на развитие определенных сторон внимания, но и развитие внимания оказывает влияние на формирование свойств личности человека. Прошел человек мимо страданий и горя другого человека, не заметил, не обратил внимания один и в другой раз – вот и воспитывается черствый, сухой эгоист. Проявив внимание к человеку один раз, он не сможет быть равнодушным и в другой раз – так формируется чуткость, отзывчивость, проявляется интерес к жизни других людей, и это все влияет на взгляды, убеждения личности.
Внимание проявляется и формируется в деятельности человека, и деятельность оказывает определенное влияние на качество и некоторые особенности внимания, формируя одни стороны внимания и оставляя другие как бы тени.
У людей различных профессий проявляются особенности внимания, связанные с характером их трудовой деятельности, которая требует проявления особого, профессионального внимания (например, машинистке, стенографистке требуется большая сосредоточенность и устойчивость внимания; водителю машин требуется быстрое переключение внимания; учителю требуется распределение и сосредоточенность внимания). [2]
1.3 Виды и основные свойства внимания
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления.
Непроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей. К таким особенностям относятся:
1. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей. Так, люди непроизвольно реагируют на громкий звук, яркий свет, резкий запах. В тех случаях, когда интенсивность двух раздражителей практически одинакова, возникают колебания внимания, так как человек не может выбрать, на каком объекте сосредоточиться, и то один, то другой попеременно становятся доминирующими. Сила раздражителя – сильный звук, яркий свет. При этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине легкий шорох привлекает внимание), контрастность раздражителей (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный), значение раздражителя для данного человека или для данных условий (в общем шуме важное сообщение, произносимое тихо, слабый световой сигнал, имеющий жизненно важное значение, плеск воды для жаждущего воспринимаются как сильные раздражители).
2. Новизна, необычность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки привлекает всеобщее внимание. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывают, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Помимо новизны и интенсивности, как уже было сказано, внимание привлекают предметы, которые связаны с интересами, мотивами и установками человека, поэтому из огромной массы информации люди в первую очередь слышат то, что их интересует или на что у них сформировалась определенная установка. При этом установка не только направляет внимание на определенные объекты, но и «отсекает» несоответствующую ей информацию.
3. Подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя. Например, гусеница неподвижна – мы ее не замечаем, она совершает движение и немедленно привлекает наше внимание. Точно так же из однородного ряда объектов мы обращаем внимание на тот, который хоть чем-то отличается от других – величиной, цветом, расположением. Внимание направляется и на движущиеся объекты, даже если они не являются очень яркими. Человек всегда обращает внимание на появившийся в поле зрения новый объект, а также на изменения, происходящие в знакомых предметах или окружающих людях.
Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него.
Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя): «Это было 12 апреля 1961 года. В классе стояла рабочая тишина. В коридоре раздался крик: «Человек в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили со своих мест. Включили репродуктор. Послышался голос Левитана, передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непреднамеренно, непроизвольно и сохранялось без всякого напряжения с их стороны; сильные чувства, вызванные сообщением, поддерживали внимание. [2]
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным.
Произвольное внимание, напротив, вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться и с отвлечение внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи.
Произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. [1]
продолжение
--PAGE_BREAK--Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.
1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения.
2. Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности. Учитель ставит задачу перед учеником – следить, как читает другой ученик, и исправлять его ошибки. Школьник внимательно следит за чтением, он осознал необходимость быть внимательным.
3. Устойчивость интересов. Ученик увлечен шахматной партией. У него встречаются трудности в позиции, появляются усталость, но внимание не снижается.
4. Привычные условия работы. В строго определенное время и в определенном месте школьник готовит уроки, это поддерживает его произвольное внимание.
5. Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, или громка музыка, крики и шум). [2]
Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий. [1]
Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, а непроизвольное – произвольным. Например, школьник начал читать заданный учительницей рассказ. Он читает только потому, что завтра его могут спросить, никакого интереса к чтению нет, и школьник делает усилие, заставляет себя читать и быть внимательным (здесь выступает произвольное, преднамеренное внимание). Одна мысль в рассказе, связанная с занимательным примером, заинтересовала мальчика, напряжение исчезает, и школьник читает, не делая усилия быть внимательным – чтение подчинило его внимание (здесь выступает уже непроизвольное, непреднамеренное внимание). Но вот снова идут скучные рассуждения. Школьник читает дальше, и интерес к чтению пропадает. Он с большим удовольствием кончил бы читать, но читать надо – это урок, и ученик делает над собой усилие, читает и заставляет себя быть внимательным. Снова непроизвольное внимание сменилось произвольным.
Помимо произвольно и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.
Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение на тему, как он провел лето. Сначала эта работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отвлекается, делает большие усилия, чтобы заставит себя работать, наконец, сосредоточивается (произвольное внимание). Но вот ученик постепенно увлекся, пишет, уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий так и встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, веселые игры. Школьник, захваченный ими, так и торопится отразить их в своем сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно и из приведенного примера, совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (целенаправленный характер, осознанные цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).
В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.
Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.
Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания – это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности. [2]
Устойчивость связанна со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость внимания, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм, в отличие от книги, группа (а не один) собеседников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в большей степени поддержать устойчивость внимания. Это связанно с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связанно всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной, яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти. [1]
Устойчивое внимание может сохраняться в течение 10 – 15 минут, кратковременные отвлечения не имеют значения для деятельности, но они дают возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 минут и больше.
Устойчивость внимания помогает сохранить интересная деятельность, подвижность объекта внимания (на неподвижном, не изменяющемся объекте внимание сохраняется примерно 5 секунд), активная и разнообразная практическая деятельность с предметом, активная умственная деятельность. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, возникает желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание.
Состояние, противоположное устойчивому вниманию, называется отвлекаемостью или неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных раздражителей, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание сделать однородные примеры по арифметике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше работает механически. Так воспитывается небрежность, а устойчивость внимания сильно страдает.
Хорошие навыки внимания, воспитанные в начальной школе, сохраняются учащимися надолго. Так, в некоторых классах можно наблюдать устойчивое воспитанное внимание. Больше значение имеет общественное мнение класса – школьники осуждают тех учеников, которые невнимательно работают на уроке и дома. Тем самым создаются условия для воспитания устойчивого внимания. [2]
Объем внимания отражает количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания. Как и объем кратковременной памяти, он составляет 7 + 2 единицы (отдельные объекты или их объединения).
Объем внимания обратно пропорционален концентрации – чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем. Погруженность в определенную деятельность, анализ конкретного предмета или проблемы не дает возможности удерживать в области внимания еще какие-то объекты. Поэтому высокая концентрация внимания часто связана с рассеянностью, то есть невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем. Ярким примером такой связи является «человек рассеянный с улицы Бассейной», который был настолько погружен в свои мысли, что не замечал, где едет и что одевает на себя. Рассеянность может быть и следствием астении, усталости или высокого эмоционального напряжения, которые также мешают сосредоточиться на каком-то объекте или деятельности.
Объем внимания зависит от нескольких причин.
1. От особенностей воспринимаемых объектов. Не связанные между собой предметы воспринимаются одновременно числом от 3 до 5 (так, если кратковременно показывать отдельные буквы, то воспринимаются 3-5 букв); связанные между собой объекты воспринимаются от 12 до 14 (если показать не отдельные буквы, а слова, то в этих же условиях воспринимается 12-14 букв).
2. От опыта и практической деятельности человека. Объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но при овладении техникой чтения, приобретении опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый при чтении.
3. От поставленной задачи. Если перед учеником поставлена задача – найти, где на дереве дятел, и понаблюдать за ним, то школьник будет ограничивать свое внимание только одной птицей, а если ему дано задание – быстро посмотреть и сказать, сколько цыплят у наседки, то ребенок будет стараться расширить объем своего внимания и схватывать одновременно большее количество цыплят. Объем внимания у школьника увеличивается, если он включается в деятельность, где необходимо расширять объем внимания. У учащихся начальных классов (особенно у учеников 1 и 2 классов) объем внимания очень ограничен.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. [2]
Если при переключении человек отвлекается от одного объекта при обращении к другому, то при распределении оба они остаются в зоне внимания, хотя его концентрация на разных объектах, естественно, различна. Например, преподаватель, читающий лекцию, должен удерживать внимание и на содержании излагаемого материала, и на том, как воспринимают его, студены, понятен ли он им. Актер на сцене должен распределять внимание между текстом своей роли, ее исполнением, репликами партнеров и т.д. Как и переключение, распределение внимания связано с индивидуальными особенностями человека, прежде всего с его пластичностью, поэтому его уровень отличается у разных людей. [1]
Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания (шофер, летчик, учитель). Учитель одновременно следить за классом и объясняет урок. Распределение внимания требуется и во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать.
Умение распределять внимание вырабатывается в практической деятельности. Две работы только тогда могут быть успешно выполнены, если одна из них настолько освоена или легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь слегка контролируется и регулируется им. В центре внимания у человека только одна основная деятельность, а другая занимает относительно малую часть внимания, он находиться не в центре внимания, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.
При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт: нетренированному человека предлагали идти по узкому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.
Младшие школьники плохо распределяют свое внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание на другое. Но постепенно следует приучать школьника к распределению своего внимания, ставить ребенка в такие условия, где это делать необходимо.
Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Ученик делает модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания.
Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Вспомните, какая мертвая тишина наступает внезапно в аудитории, когда лектор начинает говорить о чем-то особенно интересном или демонстрировать что-то для вас жизненно важное.
Сосредоточенность внимания, ее различная степень может проявляться во всех видах внимания – не только в непроизвольном, но и в произвольном внимании. [2]
Переключение внимания подразумевает сознательное и осмысленное его перемещение с одного объекта на другой. Это свойство внимания включается при разговоре с группой людей, при выполнении нескольких дел, при возникновении неожиданной ситуации. Способность к быстрому переключению внимания связана с таким индивидуальным качеством, как пластичность, и необходима для многих профессий (летчика, шофера, оператора и так далее). [1]
Переключение внимания –это перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи. Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств. Потому же не рекомендуется часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большей перестройки характера деятельности. При утомлении и однообразной работе переключение внимания является полезным и необходимым.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека. Замедленность и быстрота переключения внимания зависят от подвижности основных нервных процессов (торможения и возбуждения). Некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие – медленно. У утомленного человека переключение внимания замедленно. Быстрота переключения внимания зависит и от характера предыдущей и последующей деятельности. Если деятельность была интересна (например, игра), то переключиться с этой деятельности на другую, и особенно неинтересную, бывает трудно для школьников.
1.4 Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности.
Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания.
Рассеянность у школьников проявляется в переключении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к его занятиям в классе. Поэтому он допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания, искажает смысл читаемых слов. Как правило, ребенок не замечает своих ошибок и с трудом обнаруживает их самостоятельно.
Подобная рассеянность – результат плохого воспитания. Ребенок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его при приготовлении домашних заданий. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систематически повторяются, они станут привычными.
продолжение
--PAGE_BREAK--