Министерство образования и науки
Российской Федерации
Сибирская академия права, экономики и управления
Факультет психологии
Кафедра общей и возрастной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного
поведения.
Автор:
Специальность:
Психология
Руководитель:
Иркутск 2009
Оглавление
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии
Теории агрессивного поведения____________________________________5
Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24
Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения
2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26
2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32
2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35
Выводы__________________________________________________________40
Заключение ______________________________________________________41
Список используемой литературы____________________________________44
Введение
Поведение, как считают психологи, является совместной функцией отдельной личности и её окружения. Т.е. поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, которые в ней проявляются.
Поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например, расовые предрассудки являются одним из важнейших источников межрасовой агрессии. Так, лица, питающие сильное предубеждение против представителей другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно с вызывающими у них неприязнь «чужаками», нежели с членами собственной группы. Принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать агрессивную модель поведения. Эти различия обуславливаются социальными и биологическими факторами.
Например, если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие результаты, а результаты последних свидетельствуют об не выраженной в физических действиях агрессии.
В обыденном языке, слово «агрессия» означает действия:
— нарушающие физическую или психическую целостность другого человека; — наносящие ему материальный или моральный ущерб;
— противодействующее его интересам или вовсе уничтожающие его.
Следует заметить, что все эти действия могут называться агрессивными, если они умышленно совершены.
Механизмы агрессивности сложны. В психологии существуют разные подходы к этой проблеме: психоаналитический, бихевиористический, социокультурный, этнологический и другие.
Актуальность исследования агрессивности определяется насущными проблемами жизни общества. По разным причинам в последнее время в нашей стране значительно возросла преступность, терроризм, вооружённые конфликты и увеличилось число деструктивных и агрессивных действий.
В психологии, «гендер» – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Помимо гендерных установок, существуют другие факторы, в той или иной степени влияющие на агрессивное поведение. Среди них можно назвать возрастные, социальные различия, влияние СМИ.
Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.
Структура. Работа выполнена на 44 страницах, состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы, включающего 24 источника. В тексте курсовой работы содержится 15 таблиц и 2 рисунка. В I главе отражены теоретические положения об агрессивном поведении, во II главе заключено эмпирическое исследование агрессивного поведения, позволяющее выявить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Теории о причинах агрессивного поведения
Психоаналитическая теория
С точки зрения психоанализа и его основоположника З. Фрейда, вся человеческая жизнь протекает по двум инстинктам – инстинкту жизни (либидо) и смерти (танатос). Следует напомнить, что Либидо – это энергия, направленная на сохранение и воспроизведение жизни. В то время как поведением человека управляет Либидо, начинает своё проявление Танатос – разрушение жизни. «Целью всякой жизни является смерть, каждый организм стремиться умереть по-своему. Танатос лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийства и самоубийств». Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между эросом и танатосом, другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Фрейд считал это поведение не только врожденным, берущим начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежным, т.к., если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида.
Другие последователи психоанализа считали, что деструкция не является инстинктом и влечением к смерти, агрессия нескончаема и связана с самосохранением. Например, последователь Фрейда, — Эрих Фромм. В своих работах он утверждал, что в личности нет ничего прирождённого, все психологические проявления – это результат социальной среды. Фромм считает, что жить в гармонии человек не может, т.к. по своей природе является независимой сущностью, поэтому, живя в обществе, он одинок. Чтобы избежать одиночества, люди выработали механизмы:
Садизм – проявляется в стремлении получить власть;
Мазохизм – стремление подчинить себя другим;
Деструктивизм – стремление разрушить мир, чтобы он не разрушил тебя;
Конформизм – согласие с другими людьми и соц. нормами.
Единственно важным механизмом для нашей работы является деструктивизм, потому-что стремление разрушить мир, чтобы не произошло обратного, есть ничто иное, как самосохранение.
Этологический подход
Схожей точкой зрения на агрессивное поведение придерживалось этологическое направление психологии. Этология (с греч.ethos — характер, манера вести себя, logos – учение) – наука о «биологии поведения». Приверженцы этой теории переносят биологические закономерности поведения животных на поведение человека. Конрад Лоренц — один из основоположников современной этологии, считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции.
Функции инстинкта борьбы.
Борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов.
Агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы.
Сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно, постоянно накапливаясь с течением времени. Очевидно, что чем больше количество агрессивной энергии, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы она выплеснулась вовне. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно также сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством других действий, к примеру, любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии, и могут блокировать ее проявление.
По некоторым данным, существует ещё одна версия. Американский охотник Ардри, написавший несколько книг по археологии утверждает: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически. Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности». Он утверждает, что для успешной охоты люди придумали общение и язык, ключевыми понятиями которого были слова «друг» и «враг», «мы» и «они». А для того, чтобы охота или агрессия была более успешной, люди (охотники) изобрели оружие дальнего действия. «Когда у нас появилась эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче, что благодаря насилию мы стали другими существами», — утверждает Ардри.
Таким образом, согласно этологической и эволюционной теориям, агрессия обусловлена стремлением выживать, это инстинкт, пришедший к нам из далёкого прошлого, и всё, что отличает нас от животных — это общение и более усовершенствованное оружие.
Фрустрационная теория
Фрустрация (от лат.frustratio – расстройство, разрушение) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению своей цели. Эта теория отличается от двух других тем, что поведение здесь рассматривается не как эволюционный процесс, а как ситуативный. Согласно этой теории, агрессия всегда является результатом фрустрации. Чем сильнее субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы, т.е. фрустрационная теория объясняет агрессивное поведение как следствие некоего «провала».
Теория социального научения
Автором этой теории является Альберт Бандура. Её суть в том, что агрессия — приобретенная модель социального поведения. Также он выделил факторы, обуславливающие её появление, проявление и регуляцию.
Таблица 1
Понимание агрессии в теории социального научения
Агрессия приобретается посредством:
-биологических факторов (НС, гормоны)
— научения (наблюдение).
Агрессия провоцируется:
-побудительными мотивами (деньги, власть)
— эксцентричными убеждениями (параноидальными)
-фрустрацией
Агрессия регулируется:
Поощрением \наказанием
Механизмами регуляции (гордость, вина)
Наблюдением за поощрением \ наказанием
Биологическая теория
Суть этой теории в том, что люди, обладающие аналогичными характеристиками, ведут себя одинаковым образом. То есть, если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, можно считать подобное поведение наследственным. Многие для доказательств исследуют двух — и однозиготных близнецов. Но этот метод имеет некоторые недостатки – к примеру, схожие на биологическом уровне близнецы, могут иметь схожие условия жизни. Поэтому другие исследователи (Медник) изучали степень наследуемости детьми черт своих биологических и приемных родителей. Если приемный ребенок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство между ребенком и его приемными родителями является свидетельством влияния окружающей среды (например, научения). Они рассмотрели судебные дела как биологических, так и приемных родителей. По словам исследователей, «если у значительного числа осужденных приемных детей осуждены и биологические родители… то это свидетельствует о влиянии генотипа на формирование преступного поведения». Исследователи выдвинули гипотезу, что мальчики, имеющие осужденных биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона.
Подобные факты свидетельствуют о том, что склонность к агрессивному поведению передается по наследству.
Детерминанты, обуславливающие агрессивное поведение
Средовые факторы
В современных работах, содержащих развитие идей Л.С.Выготского, говорится, что среда – культура для организма, и когда « иссякает внутренний источник и движущие силы развития, среда – бессильна» [№9]. Такое определение роли среды привело Выготского к выведению понятия «Социальная ситуация развития», — психическая жизнь человека на разных этапах его развития. Переживания он рассматривает как «единицу» социальной ситуации развития. В эту единицу входит сама среда — то, что переживается человеком, и субъект – то, что вносит человек в это переживание. По словам Э.Фромма, — в социальных условиях жизни кроются принципы патологий, нарушения развития. Для нормального роста человека, развития у него «синдрома жизнелюбия» необходимы особые условия, при отсутствии которых человек живёт с враждебным отношением ко всему.
Последовательница З.Фрейда – американская исследовательница Карен Хорни тоже исходит из того, в развитии человека доминирует влияние социальное окружение. И естественно, что большой вклад неблагоприятная среда заложила в человека в детстве. Хорни пишет, что чувство небезопасности может быть порождением многих факторов среды:
Доминирование;
Безразличие;
Недостаток уважения к индивидуальным потребностям ребёнка;
Недостаток руководства;
Несправедливость;
Изоляция от других детей;
Дискриминация и др.
Наследственный фактор
Исследования генетической обусловленности индивидуальных различий показали, что генетические воздействия играют свою роль в определении индивидуальных различий в интеллекте. Также были установлены связи генотипа с темпераментом и с другими личностными качествами:
Энергичность, экстраверсия;
Альтруизм, эмпатия;
Сознательность, контроль импульсивности;
Невротизм, негативные эмоции;
Восприимчивость, готовность к новому опыту.
Генетические факторы определяют развитие особенностей темперамента, но с возрастом их роль несколько уменьшается и повышается влияние среды.
Влияние хронических, соматических и физических дефектов
Специалисты утверждают, что нарушения поведения не являются результатом физического дефекта. В этих случаях люди имеют психологические трудности – они очень болезненно переживают свои недостатки или ограничения, связанные с болезнью, а также различные нервные проявления (заикание, тики). Снисходительное, насмешливое, пренебрежительное отношение окружающих приводит личность к чувству неполноценности, сказывается на самооценке, вызывает конфликтные переживания, трудности в поведении.
Влияние ситуативных факторов
Немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют ситуативные факторы – восприятие и оценка ситуации, в частности:
1.Намерение – приписывание человеку агрессивных намерений и враждебных к себе планы по отношению к себе. А для начала агрессии, как известно, зачастую вполне хватает одного знания о том, что к нам питают враждебные намерения.
2.Возмездие за агрессивное поведение. Сюда относится:
Совершение прямой агрессии;
Ожидание вероятности нанесения вреда жертве.
3.Влияние ключевых раздражителей объясняются тем, что особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать (эффект оружия).
4.Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом.
Изменение самооценки: если в результате несправедливого нападения, оскорбления было задето чувство собственного достоинства, то агрессия будет направлена на то, чтобы его восстановить путём возмездия.
Для того, чтобы стандарты самооценочного характера оказались действенными, на них должно быть направлено внимание субъекта, т.е. должно возникнуть состояние «объективации самосознания» — для этого эффекта часто используется зеркало. В одном эксперименте испытуемые-мужчины должны были ударять током женщин. Над аппаратом, посредством которого осуществлялись электроразряды, у некоторых испытуемых помещалось зеркало. Интенсивность тока у испытуемых, видящих себя, оказалась меньшей, чем у остальных. Таким образом в процессе эксперимента был сделан вывод, что «объективизация самосознания» заставляет людей в большей мере соблюдать правила морали. Но такое происходит лишь в начале раздражения, при сильном возбуждении, гнев затирает значимостьнормативных ценностей. Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации. Это определение кажется вполне логичным и к тому же имеет многочисленные эмпирические подтверждения. Неудивительно поэтому, что оно широко используется в методических разработках, касающихся природы агрессии. Большинство современных теорий, затрагивающих проблему агрессивного поведения, допускают, что оно определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретного агрессора.
Влияние психофизиологических факторов
В течение 1994-1995 гг. в нескольких ростовских школах проводилось экспериментальное исследование, направленное на изучение роли психологических факторов разного уровня в этиологии агрессивного поведения. Были исследованы:
Психофизические факторы (функциональная асимметрия полушарий головного мозга и свойства нервной системы),
Индивидуально типологические особенности (свойства темперамента: активность, эмоциональность, экстраверсия-интроверсия и т.д.),
Некоторые личностные особенности и особенности самосознания.
Исследование показало, что отличительными особенностями агрессивных подростков являются: достаточная сила процессов торможения и возбуждения, высокий уровень энергичности, скорости протекания психических процессов, эмоциональной лабильности и эмоциональной чувствительности, низкая фрустрационная толерантность в сочетании со склонностью к открытому агрессивному поведению, негативная установка на социальное взаимодействие и соблюдение общественных норм и правил. В ходе эксперимента было выявлено, что на характер направленности агрессивных проявлений оказывают влияние следующие факторы: эмоциональная лабильность, степень интроверсии-экстраверсии, способность к рефлексии переживаний, степень позитивной установки на социальное взаимодействие, уровень принятия себя и позитивность.
Гендер и агрессия.
Различия между мужчинами и женщинами в проявлении агрессии порождаются в значительной мере сложившимися в обществе гендерными ролями и социальными стереотипами. Для ясности необходимо включить в работу определение этих понятий.
Гендерные роли – существующие в культуре модели поведения, которые человек должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали мужчиной или женщиной.
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.
Можно выделить основные биполярные качества, являющиеся гендерными стереотипами.
Логичность – интуитивность;
Абстрактность – конкретность;
Власть – подчинение;
Независимость – коллективность;
Сила – слабость;
Верность – неверность;
Консерватизм – радикализм.
Каждый вправе распределить эти качества как угодно, но согласно живущим в людях стереотипах, первые качества принадлежат мужскому полу, противоположные – женскому.
Как же влияет гендер на агрессию? Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела исследователей на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивного поведения. Поскольку содержание тестостерона в крови у мужчин более чем в десять раз выше, чем у женщин, исследователи сосредоточили внимание на роли андрогенов в формировании агрессивного поведения.
Связь между уровнем гормонов и агрессивностью может быть не обязательно прямой, то есть тестостерон может влиять на другие индивидуальные факторы, что, в свою очередь, способствует формированию агрессивного поведения; связь между уровнем гормонов и агрессивностью может осуществляться и косвенным путем через какие-либо личностные или поведенческие характеристики. Многие исследователи обратили внимание на то, что тестостерон имеет отношение к личностным и поведенческим характеристикам, таким как стремление к эпатажу, доминированию или самовыражению, — «Похоже, существует какой-то общий, малоизученный на сегодняшний день эффект, пока еще не получивший названия, который заключается в воздействии тестостерона как на поведение животных, так и на поведение достаточно разнородных групп человеческих существ. Этот эффект проявляется в усилении таких свойств личности, как сопротивляемость, импульсивность и авантюризм. У людей подобные характеристики могут стать движущей силой самых разнообразных поступков, общественно приемлемых или неприемлемых, в зависимости от направленности действий, предпринятых индивидом». В итоге, учёные сделали вывод: влияние половых гормонов проявляется только в том случае, если на антиобщественное поведение индивида влияют также и социальные факторы (например, семейные традиции и т. д.). Подобным же образом Бернштейн и его коллеги утверждают: «С помощью гормонов можно непосредственно воздействовать на склонность индивида к определенным типам поведения, только если не учитывать зависимость индивида от его социального опыта. В действительности же влияние социальных факторов помогает преодолеть отрицательное влияние гормонов, и индивид продолжает сохранять постоянную социальную активность, даже при явном гормональном дисбалансе.
Как и большинство рассмотренных биологических факторов, гормоны не действуют независимо от социального контекста, который оказывает значительное влияние на проявление агрессивности, так что для того чтобы, повлиять на степень агрессии, гормоны должны вступить во взаимодействие с социальными факторами.
Влияние воспитания на агрессивное поведение
Всем известно, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. То же касается и агрессии. Лишь в процессе развития личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. К примеру, А.С. Макаренко, изучая формирование нравственной сферы личности трудных подростков, установил, что ни состав, ни специфические качества асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет». В этом убеждает исследование, проведенное Д.И.Фельдштейном по изучению подростков-правонарушителей. Оно показало, что причиной конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания.
В процессе социализации ребенок проходит два этапа: сначала как объект общественных отношений, а затем как их субъект. Как к объекту социальная среда предъявляет к человеку определенные требования, сообщает основные моральные нормы и ценности. Социализируясь, ребенок усваивает эти правила и становится субъектом отношений. Как субъект человек руководствуется нормами, ценностями самостоятельно, предъявляя их к самому себе и к другим. Если в детском саду ребенок в большей степени еще объект отношений, поскольку он все время находится под присмотром воспитателя, который корректирует его поведение, сообщает ему, как надо себя вести в той или иной ситуации, то школьник уже в большей степени субъект отношений со сверстниками. Влияние и вмешательство взрослых во взаимодействие детей в школе гораздо менее существенно, чем в детском саду, поэтому можно сказать, что школа — эта та социальная среда, где ребенок начинает активно действовать как субъект общественных отношений. Именно в школе в полную силу обнаруживают свое значение гендерные стереотипы, окончательно определяются гендерные роли, отрабатываются и закрепляются основы взаимоотношений с противоположным полом. Характер гендерных отношений в школе может запрограммировать человека на подобные отношения в его взрослой жизни, определить удачи или неудачи в общении с противоположным полом и даже повлиять на отношения в собственной семье.Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Принято считать, что в подростковом возрасте происходит резкий переход от зависимости по отношению к взрослым к зависимости по отношению к сверстникам. Если мать с пониманием относится к нуждам ребенка, всегда внимательна и проводит с ним много времени, у него легче формируется зависимое поведение. Но, если, с младенческих лет на ребенка не обращают внимания, вокруг него отсутствует атмосфера любви и заботы, его стремление к зависимости развивается слабо.
Фрустрация, создающаяся при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку, часто рождает страх и агрессивность. Можно предположить, что между детской (подростковой) агрессивностью и депривацией существует прямая связь.
Я считаю, что говоря о том, что большинство убийств совершаются именно людьми, выросшими в условиях любого типа депривации, необходимо разобраться в причинах их агрессивного поведения.
Агрессия чаще всего – это последствие психологической травмы детства.
Это может быть:
Развод родителей
Смерть родителей
Алкоголизм родителей
Подвержение физическому насилию
Подвержение сексуальному насилию
Подвержение оскорблениям и унижениям
Остановимся на каждой причине поподробнее.
Развод родителей. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей – это гнев. Дети с удовольствием принимают позу диктатора и становятся развязными непосредственно после ухода из семьи отца, на которых лежала ответственность за дисциплину в доме. Уход отца дает свободу для проявления своих импульсов, свободу вести себя безнаказанно и получать от этого удовольствие. Помимо вспышек гнева эти дети испытывают огромное чувство вины и одиночества.
Смерть родителей. Дети, как и взрослые по-разному переживают горе. Самые распространенные реакции – это тревожность, изоляция, печаль, вина и гнев. Чувство озлобленности – вполне естественная реакция, когда умирает близкий человек. Нередки случаи, когда гнев, соединяясь с виной, направляется ребенком на себя. Когда ребенок ощущает себя крайне тревожным, бессильным, он выплескивает свой гнев на окружающих и может вести себя деструктивно.
Дети из семей алкоголиков.Развитие детей, растущих с родителями алкоголиками протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У детей из таких семей заниженная самооценка, в глазах окружающих он видит себя отвергнутым, вследствие чего появляется потребность доминировать и властвовать над другими людьми.
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию.Самые распространенные реакции на сексуальное насилие – это страх, недоверие, подозрительность, депрессия, суицидальное поведение, гиперсексуальность, импульсивность, поведенческие расстройства.
Дети, подвергшиеся физическому насилию.Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах.
Травматические стрессовые реакции – состояния страха и тревоги, нарушение сна, бессонница, плохой аппетит.
Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение детей часто сопровождается агрессивными деструктивными действиями и поступками дома и в школе. Проблема детей связана, с одной стороны, с недостаточным контролем над импульсами, с другой – идентификация себя с родителями, склонными к насилию.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Человек не становится агрессивным внезапно, это постепенный процесс. Поведение, которое воспринимается взрослыми как асоциальное или агрессивное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.
Депривация как фактор дезадаптации.
Основу существования всего живого составляет процесс непрерывного взаимодействия в диадах «человек-человек» и «человек-среда». Нарушение и неполнота разносторонних связей и отношений почти всегда ведут к повышению вероятности угрозы безопасности жизни и деятельности человека.
Отсутствие возможностей удовлетворять врожденные потребности во взаимодействии отрицательно сказывается на состоянии организма и детерминирует развитие депривации, характеризующейся специфическим созреванием личности, не всегда готовой к полноценной жизнедеятельности.
Для полноценного становления личности важным выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой, и отсутствие эмоциональной связи в виде любви, внимания и нежных чувств, наряду с другими лишениями, имеет патогенное значение для развития индивида.
Существуют разные проявления депривации, в связи с чем можно привести следующую схему — классификации психической депривации.--PAGE_BREAK--
Р
Сенсорная
-замедление и дезорганизация развития псих.процессов
исунок 1. Классификация психической депривации
/>
Соматическая
-соматич.ослабленность
— хронические болезни
Материнская
:
-отсутствие базового доверия к миру
-несформированность самосознания
-инфантилизм
Дезадаптация личности – деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведение индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний. В целом выделяют две группы факторов дезадаптации личности: средовые и интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, чаще всего с акцентуированными чертами его характера. Каждый из ученых и практиков акцентирует внимание на тех или иных аспектах, чаще всего на таких, как наличие акцентуаций характера и психогений, и следствие отвыкания от привычных условий жизни.
Содержательную сторону личностной направленности образуют ценностные ориентации, представляющие собой отношение личности к объектам и явлениям, ради которых деятельность совершается. Ценностные ориентации проявляют себя в целях, идеалах, интересах и убеждениях личности.
Социальные эмоции, нравственные представления и моральные нормы как наиболее значимые мотивы поведения личности проходят определенный и непростой путь развития.
Как уже было сказано, существует связь между агрессией и девиацией, а девиантное поведение, в свою очередь, напрямую связано с социализацией личности, в которой важную роль играет семейное воспитание. Таким образом, большинство девиантных людей – не имели правильного воспитания, или вовсе не имели семьи. Так можно рассмотреть еще один немаловажный фактор агрессивности – девиантное поведение.
Агрессия и девиантное поведение
Агрессивное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к агрессивным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Такой подросток склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или низкого интеллектуального уровня.
Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников, они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений. Например, поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам или воровству. К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество.
У детей, воспитывающихся в детском доме или другом учреждении закрытого типа зачастую действуют следующие мотивы агрессивности:
— желания, требующие немедленного удовлетворения,
— переживания бессильного гнева, отчаяния,
— обида, требующая мщения,
— зависть, побуждающая к «восстановлению справедливости»,
— недоверие,
— фантазии величия и всемогущества.
Влияние СМИ на агрессивное поведение.
Помимо перечисленных факторов, влияющих на развитие агрессивного поведения, можно назвать. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляции между просмотром телепередач и агрессивностью. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами – агрессивные фантазии – отождествление себя с персонажем – усвоение агрессивного действий – использование агрессивности для разрешения проблем в межличностных отношениях – подкрепление – агрессивные привычки – неразвитое социальные и учебные умения – фрустрация – чрезмерный просмотр телепередач – и так далее.
Классификация видов агрессии и агрессивного поведения
Согласно Фромму, механизм человеческой агрессивности лежит в условиях его существования. По своей природе человек вовсе не является деструктором, жестокость и злоба – его приобретенные свойства. По мнению Фромма, деструкция и агрессия – есть результат отказа от самого себя, результат безответственности и бесцельности.
Перейдем к классификации.
Доброкачественная агрессия – биологическая адаптация, возникающая как реакция на угрозу.
Псевдоагрессия – наступательная активность человека, необходимая для самореализации личности. Этот вид агрессии направлен на достижение цели; а Фромм приравнивает псевдоагрессию к самоутверждению как наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности.
Оборонительная агрессия – может возникать как реакция защиты, сохранения своих ценностей и ориентаций. Ощущение угрозы себе извне может вызвать страх, гнев и враждебность, боль. По мысли Фромма, — агрессивность – это один из самых действенных приёмов вытеснения страха.
Механизмами агрессивности могут выступать:
Потребность в свободе. Как известно, свобода входит в сферу витальных потребностей человека, она – предпосылка для развития всех способностей человека, физического и психического развития личности. «Если у человека отнимают свободу, он становится больным, калекой, инвалидом. Свобода – это отсутствие ограничений» [Э.Фромм «Психоанализ»].
Нарциссизм – эмоциональное состояние, при котором человек проявляет интерес только к своей персоне, своим потребностям, мыслям, чувствам и собственности.
Защита. Зачастую мы стремимся вытеснить или забыть какие-то стремления, влечения в силу различных причин – из-за страха наказания, унижения, в случае, если другим будут известны эти желания. Когда кто-то пытается узнать, «вытянуть на свет» эти желания, то впоследствии может возникнуть агрессия.
Конформистская агрессия– обусловлена не разрушительными стремлениями человека, а тем, что ему предписано действовать именно так. По Фромму, неподчинение и нежелание приспосабливаться, представляет опасность, от которой, посредством защиты люди так же совершают агрессивные действия.
Инструментальная агрессия — выступает средством получения «необходимого/желательного»1. В этой агрессии большую роль играет жадность по мнению Фромма. Люди, которые не могут удовлетворить свои желания, становятся агрессивными.
Злокачественная агрессия – агрессия, проявляющаяся в деструктивности, жестокости, и не является защитой от нападения и угроз. Единственная цель – получение удовольствия. Этот вид агрессии возникает из взаимодействия социальных условий и экзистенциальных потребностей.
Экзистенциальные потребности – психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья.
В качестве примеров могут выступать:
Потребность в привязанности;
Потребность в чувстве идентификации;
Творчество;
Потребность осуществлять, действовать.
Реализация этих потребностей и порождает злокачественные формы агрессии – деструктивизм, садизм и др.
Необходимо сказать, что за множеством видов лежат два направления -
аутоагрессия и гетероагрессия. Некоторые авторы определяют только три вида агрессии – реактивная (ответ на фрустрацию), враждебная (осознанное причинение вреда) и инструментальная (средство достижения цели).
Существует ещё одна классификация агрессии. Она приводится в опроснике Басса-Дарки, определяющем уровень агрессии преобладающий вид.
— физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
— косвенная агрессия – направляется «окольным» путём.
— раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
— негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся традиций и обычаев.
— обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
— подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
— вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
— чувство вины – выражает убеждение субъекта в том, что он совершает плохие поступки, ощущение угрызений совести.
Выводы
Существуют многочисленные подходы к изучению проблемы агрессивного поведения. Из них мы рассмотрели психоаналитический поход, этологический, фрустрационную теорию, теорию социального научения и биологическую теорию.
Среди авторов этих теорий – З.Фрейд, Э. Фромм, К. Лоренц, А. Бандура и др. Представители психоанализа — З.Фрейд и Э.Фромм отстаивали разные точки зрения. Фрейд утверждает, что агрессия связана с борьбой двух стремлений — к саморазрушению и к сохранению жизни, и из-за этой борьбы энергия направляется во вне, в направлении от «Я». Эрих Фромм считал что агрессия не связана с внутренней энергией, она возникает из-за социальных факторов и агрессия – это защитная реакция человека на среду, которая может причинить ему вред. Представитель этологического подхода, К.Лоренц считал агрессию врожденным инстинктом борьбы за выживание. В теории социального научения (А.Бандура) агрессия определяется как приобретенная модель социального поведения. Ее возникновение связано с биологическими факторами, а также она может возникнуть посредством наблюдения. А вот спровоцировать агрессию может все что угодно – например деньги, или власть.
Изучение агрессивного поведения выявляет различные виды агрессии и можно предположить, что виды агрессии могут быть детерминированы различными факторами. Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, средой, условиями воспитания. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Кроме гендерных факторов, агрессия может быть обусловлена такими факторами, как наследственность, среда, ситуативные факторы, внешние факторы (СМИ) и другие. Для эмпирического изучения агрессивного поведения, остановимся на 3 детерминантах: это гендер, социальная среда и возраст.
Гл
ава II. Эмпирическое изучение
агрессивного поведения
Существует множество методик, посвященных изучению агрессивного поведения, но не все методы позволяют изучить агрессивное поведение, изучить факторы, которые его обуславливают. Именно поэтому в нашем исследовании использовались самые известные методики, но применялись они на разных выборках, чтобы сделать некоторые выводы относительно факторов, влияющих на агрессию.
2.1 База и методы исследования агрессии
Опросник «Диагностика агрессивности» Басса-Дарки.
По опроснику Басса-Дарки определяются показатели агрессии и враждебности. На основе полученных данных выделяются следующие виды реакций испытуемого:
— физическая агрессия;
— косвенная агрессия ;
— раздражение;
— негативизм;
— обида;
— подозрительность;
— вербальная агрессия;
— чувство вины;
Опросник состоит из 75 утверждений, требующих положительных либо отрицательных ответов. Подсчёт суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов. В коде ответов приводится также показатели «нормы» — для определения уровня агрессивности.
Помимо определения «выдающихся форм» агрессивности, благодаря этому тесту можно выявить общий уровень враждебности и агрессивности. Согласно этой методике, агрессивность определяется суммой шкал физической, вербальной агрессий и раздражимости. А враждебность – суммой шкал обиды и чувства вины.
Таблица 2
Номинальные баллы видов агрессивности
Вид реакции
Номинальная сумма баллов
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины
4-6
4-5
4-6
2-3
4-5
4-6
4-6
4-5
Методика «Диагностика психических состояний» – Г. Айзенка на определение уровня агрессивности. С помощью этого теста можно определить уровни таких психических свойств личности, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.
Агрессивность, по Айзенку – это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека, по отношению людям и к окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности. Иногда проявляется в демонстрации превосходства в силе по отношению к социальному объекту.
Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырёх психических свойств. Согласно теме своей работы, я определяла уровень только одного блока – агрессивности.
Обработка результатов тестирования.
Ответы «да» — 2 балла;
Ответы «изредка» — 1 балл;
Ответы «нет» — 0 баллов.
Затем определяется уровень агрессивности:
0-7 низкий уровень агрессивности.
8-14 – средний уровень.
15-20 – высокий уровень агрессивности.
Определение установок в межличностных отношениях
.
Автор методики – В.В.Бойко. В своем тесте он предлагает 25 вопросов, требующих ответов «да» или «нет». В методике пять шкал:
Завуалированная жестокость в отношении к людям – личность скрывает своё негативное отношение к людям. Эта шкала соответствует шкале косвенной агрессии по тесту Басса-Дарки.
Открытая жестокость в отношении к людям – личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях – выражается в обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей.
Брюзжание – склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнёрами.
Негативный личный опыт общения с окружающими – эта шкала показывает, в какой мере человеку повезло с кругом знакомых и партнёров по совместной деятельности.
Кроме разграничения агрессивности, этот тест позволяет также определить общий уровень негативных установок в межличностных отношениях.
Обработка результатов осуществляется по следующей схеме:
Показатели > Мах баллов > полученные баллы > % от максимума.
Методика «тест руки Вагнера»
.
Методический прием, положенный в основу теста руки Вагнера, заключается в том, что испытуемому предлагают 9 изображённых рук и одно пустое изображение. Испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия При показе последней карточки просят представить кисть руки и описать воображаемые действия. Э.Вагнер (1978) на основе изученных работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надёжности. Методика может использоваться для обследования как детей, так и взрослых.
Порядок работы с методикой:
Испытуемому в стандартной последовательности предлагают ответить на вопрос: «Что по-вашему делает эта рука?».
Все ответы испытуемого классифицируются по следующим категориям:
Агрессия – рука воспринимается как доминирующая, нападающая, приносящая ущерб, совершающая агрессивное действие.
Указание – рука направляет, препятствует, господствует над другими людьми.
Страх – рука выступает как жертва агрессивных действий, стремится оградить кого-либо от физических воздействий, может восприниматься как наносящая ущерб самой себе.
Эмоциональность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям, участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность.
Коммуникация — рука участвует в коммуникативном действии, контактирует.
Зависимость – рука выражает подчинение другим лицам, т.е.участвует в коммуникативном действии в позиции « пристройка снизу».
Демонстративность – участвует в демонстративном действии, например, показывает кольцо, любуется маникюром.
Увечность – рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к действиям.
Активная безличность – действие, несвязанное с коммуникацией.
Пассивная безличность – рука в покое.
Описание – в эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая, красивая).
После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории.
Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
Категории ответов «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» — отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде.
Ответы, относящиеся к категориям « Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются. Также в анализе не участвуют категории «Активная безличность» «Пассивная безличность».
Суммарный бал агрессивности вычисляется по формуле:
А=(Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).
Информация таким образом получается из анализа и сравнения агрессивных и неагрессивных ответов.
Согласно формуле, количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путём вычитания из суммы адаптивных ответов из суммы ответов по первым двум категориям. Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г., им же был предложен детский вариант (1948). Этот тест в дальнейшем получил название «методика изучения фрустрационных реакций» после адаптации, выполненной Н. В. Тарабриной (1973). В нашей стране пока существует единственное полное руководство по использовании этой методики, предложенное автором адаптации. В этом руководстве описание работы с методикой и рекомендации по интерпретации были ориентированы на клиническую практику и раскрывали возможности использования методики при изучении поведения и личностей больных неврозами. Но при создании теста в нем были заложены гораздо более широкие возможности, позволяющие использовать его и в практической деятельности психолога, и в прикладных исследованиях, для самых разных выборок испытуемых.
Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства и приписывает персонажу определенную фразу.
Основные диагностические задачи:
Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль личности.
Оценка степени социальной адаптированности личности.
Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешении и компенсации.
Оценка фрустрационной толерантности.
Прогностика поведения личности в экстремальных условиях взаимодействия.
Исходя из специфики работы, исследование проводилось с тремя выборками по следующим направлениям: половые различия в проявлении агрессии, возрастные и социальные.
Первая группа состояла 20 человек – 10 юношей и девушек в возрасте от 20 до 22 лет, все эти люди на момент исследования обучались в высших учебных заведениях и воспитывались в благополучных семьях. Агрессивные установки выявлялись при помощи двух методик – Басса-Дарки и коммуникативные установки В.В.Бойко.
Вторая группа – также 20 человек — мужчины и женщины, в возрасте 40-45 лет, имеющие постоянную работу, прошедшие полноценные этапы социализации. С этой группой при диагностике агрессивного поведения я использовала тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга. Этот тест выявляет направление реакций — реакции, в которых выражается враждебность, порицание; чувство вины; и избегание, при котором трудности сводятся к минимуму. Также выявляется тип реакции — фиксация на препятствии, фиксация на самозащите и фиксация на разрешении ситуации.
2.2 Результаты эмпирического исследования в группе социально благополучных девушек и юношей
Опросник Басса-Дарки. В результате исследования первой выборки, состоящей из 20 социально благополучных человек в возрасте 19-22 года, мною были получены следующие результаты:
Таблица 3
Результаты по тесту Басса-Дарки в группе социально благополучных
девушек
вид
1исп
2исп.
3исп.
4исп.
5исп.
6исп.
7исп.
8исп.
9исп.
10исп
Физ.
6
7
8
5
3
7
5
4
6
8
Косв.
8
6
8
5
6
6
5
8
7
5
Раздр
11
9
8
8
9
8
9
10
7
9
Негат.
5
5
3
2
3
3
3
4
3
5
Обида.
6
5
5
4
7
5
7
4
6
6
Подоз.
9
3
5
4
7
8
5
3
4
3
Верб.
9
11
8
9
6
10
9
6
8
7
вина
7
8
5
5
9
7
6
5
9
8
По результатам диагностики агрессивного поведения у девушек можно отметить, что самые высокие показатели были получены в шкалах раздражимость и вербальная агрессия. Самые низкие – негативизм и подозрительность.
Таблица 4
Результаты по тесту Басса-Дарки в группе социально благополучных юношей
вид
1исп.
2исп
3исп
4исп
5исп
6исп
7исп
8исп
9исп
10исп
Физ.
9
10
8
7
10
6
8
9
10
7
Косв.
7
5
5
2
5
6
3
5
2
4
Разд.
9
5
5
6
8
5
6
7
5
9
Негат
5
4
4
5
4
5
4
5
5
5
Обида
3
5
3
3
7
7
4
7
7
5
Подозр.
6
6
3
3
5
8
7
8
5
6
Верб
11
9
3
7
5
10
11
9
10
8
Вина
2
6
9
5
7
4
3
5
7
8
Что касается результатов молодых людей, то здесь наиболее высокие показатели приходятся также на две шкалы – физическая и вербальная агрессии, а самые низкие данные – в шкалах негативизма и косвенной агрессии.
Таблица 5
Средние значения испытуемых по тесту Басса-Дарки
Вид агрессии
Средние значения девушек
Средние значения юношей
Физическая
5,9
8,4
Косвенная
6,4
4,4
Раздражимость
8,8
6,5
Негативизм
3,6
4,6
Обида
5,5
5,1
Подозрительность
5,1
5,7
Вербальная
8,3
8,3
Чувство вины
6,9
5,6
продолжение
--PAGE_BREAK--
Сравнив результаты теста Басса-Дарки, можно сделать следующие выводы:
Показатели агрессивности юношей и девушек разные, следует вычислить общие показатели агрессивности и враждебности по формуле:
Показатели агрессивности у девушек равны 23, а юношей – 23.3. Необходимо отметить, у современных девушек значительно возрос уровень агрессии, о чем говорят почти равные показатели. Но несмотря на равные показатели агрессивности, можно сделать вывод, что у мужчин преобладает физическая агрессия, а у женщин – вербальная. Что касается враждебности, то у девушек она равна 12.4 баллов, а у юношей – 10.7.
Это говорит о том, что мужчины больше склонны вымещать свою агрессию посредством физической силы, а женщины в большинстве случаев испытывают чувство обиды и выражают свою агрессию посредством вербалики.
При сопоставлении средне-групповых результатов с помощью t-критерия Стьюдента, было выявлено, что по показателям физической, косвенной агрессий, негативизма, чувства вины и раздражительности, юноши статистически достоверно превосходят выборку девушек. Что касается вербальной агрессии, то по этим показателям существенных различий выявлено не было.
Определение установок в межличностных отношениях.
Этот тест (как и тест Басса-Дарки) позволяет выделить несколько типов агрессивности. У каждой шкалы существует своя номинальная сумма баллов.
Таблица 6
Средние значения девушек и юношей
показатели
max баллов
Средние данные
% от max
девушек
юношей
жен.
муж.
Завуалированная
20
9.2
16
46%
80%
Открытая
45
32.4
32.8
72%
73%
Обоснов. негативизм
5
3.4
3.4
68%
68%
Брюзжание
10
6
2.8
60%
28%
Негат. опыт общения
20
10.2
16.2
51%
81%
ВСЕГО
100
61.2
71.2
~61%
~71%
Итак, проанализировав данные можно сказать, что агрессия представительниц женского пола в большинстве случаев проявляется в склонности делать необоснованные выводы о людях и в наблюдении за социальной средой. Многие девушки используют скрытую, завуалированную агрессию, но судя по показателям, мужчины её используют гораздо чаще. Также по результатам теста можно сказать, что как женщины, так и мужчины не скрывают своих негативных оценок и склонны делать резкие и однозначные выводы по поводу большинства окружающих.
Объективно обусловленные отрицательные выводы девушки и юноши делают в равной степени, а негативный опыт общения с окружающими у парней несколько богаче. Что касается общего уровня деструктивных установок в межличностных отношениях, то у девушек он ненамного, но всё-таки ниже мужского.
2.3 Результаты эмпирического исследования мужчин и женщин.
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Этот тест позволяет выявить направление реакций индивида на фрустрирующую ситуацию и тип реакций. Направлений реакций может быть три – экстрапунитивное (E)– к этому направлению относятся реакции, в которых выражается враждебность, порицание; интропунитивное (I ) — в основном это чувство вины; импунитивное (M) – трудности сводятся к минимуму. Что касается типа реакции, то их 2 – это фиксация на препятствии (OD), фиксация на самозащите (ED) и фиксация на разрешении ситуации (NP).
1. Экстрапунитивная реакция:
E’ — Фиксация на препятствии – ситуация досаждает, беспокоит.
E — Фиксация на самозащите – порицание направлено против кого-нибудь, в ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм.
e — Разрешение ситуации – подразумевается, что кто-то должен разрешить ситуацию.
2. Интропунитивная реакция:
I` — Фиксация на препятствии – ситуация – это благо, приносящая удовлетворение, или заслуживающая наказания.
I — Фиксация на самозащите – порицание или осуждение направлены против самого себя, доминирует чувство вины, угрызения совести.
i — Разрешение ситуации – испытуемый сам берется разрешить ситуацию, открыто признавая свою виновность.
Импунитивная реакция:
M` — Фиксация на препятствии – трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию.
M — Фиксация на самозащите – ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию сведена до минимума, осуждение избегается.
m — Разрешение ситуации – выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно разрешат проблему.
Испытуемый 1
OD
ED
NP
сумма
E
4
7
2
13
I
0
2
1
3
M
6
1
1
8
Сумма
10
10
4
24
Испытуемый 2
E
1
15
5
21
I
0
1
1
2
M
1
2
1
4
Сумма
2
18
7
27
Испытуемый 3
E
2
13
2
17
I
0
3
1
4
M
3
1
0
4
Сумма
5
17
3
25
Испытуемый 4
E
3
10
3
16
I
0
2
1
3
M
4
2
1
7
Сумма
7
14
5
26
Испытуемый 5
E
2
12
3
17
I
1
1
1
3
M
5
2
1
8
Сумма
8
15
5
28
Испытуемый 6
E
5
14
4
23
I
1
2
1
4
M
1
1
1
3
Сумма
7
17
6
30
Испытуемый 7
E
1
9
2
12
I
0
1
1
2
M
2
2
2
6
Сумма
3
12
5
20
Испытуемый 8
E
3
13
1
17
I
1
0
1
2
M
6
3
1
10
Сумма
10
16
3
29
Испытуемый 9
E
4
10
2
16
I
0
2
1
3
M
3
1
2
6
Сумма
7
13
5
25
Испытуемый 10
E
1
8
3
12
I
0
1
1
2
M
7
1
1
9
Сумма
8
10
5
23
Таблица 7
Первичные оценки ответов мужчин
Таблица 8
Первичные оценки ответов женщин
Испытуемый 1
OD
ED
NP
сумма
E
3
12
2
20
I
0
3
3
6
M
0
1
1
2
Сумма
3
16
6
25
Испытуемый 2
E
3
10
5
20
I
1
3
2
6
M
0
0
1
1
Сумма
4
13
8
27
Испытуемый 3
E
3
5
5
16
I
0
2
2
4
M
3
4
3
10
Сумма
6
11
10
27
Испытуемый 4
E
3
10
4
17
I
1
2
3
6
M
2
3
1
6
Сумма
6
15
8
29
Испытуемый 5
E
2
9
3
14
I
0
2
4
6
M
2
1
2
5
Сумма
4
12
9
25
Испытуемый 6
E
3
8
5
22
I
0
2
2
4
M
0
0
1
1
Сумма
3
1
8
27
Испытуемый 7
E
2
9
4
18
I
0
4
1
5
M
1
1
1
3
Сумма
3
14
6
26
Испытуемый 8
E
3
10
5
18
I
1
2
3
6
M
1
3
2
6
Сумма
5
15
10
30
Испытуемый 9
E
3
10
4
20
I
1
5
1
7
M
0
2
1
3
Сумма
4
17
6
27
Испытуемый 10
E
2
9
2
15
I
0
2
3
5
M
0
2
1
3
Сумма
2
13
6
23
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 9
Средние значения ответов
шкалы
Мужчины
Женщины
OD(фиксация на препятствии)
E (подчеркивается наличие препятствия)
2.6
2.7
I (ситуация – это благо, приносящая удовлетворение, или заслуживающая наказания)
0.3
0.4
M (трудности ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию)
3.8
0.9
ED(фиксация на самозащите)
E (порицание направлено против кого-нибудь)
11.1
9.2
I (осуждение направлены против самого себя)
1.5
2.7
M (осуждение избегается)
1.6
1.7
NP(разрешение ситуации)
E (подразумевается, что кто-то должен разрешить ситуацию)
2.7
3.9
I (испытуемый сам берется разрешить ситуацию)
1
2.4
M (выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно разрешат проблему)
1.1
1.4
Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что фиксации на препятствии женщин дали большинство ответов. Это свидетельствует о высокой самокритичности и требовательности к своим действиям. Мужчины же склонны уходить от фрустрирующей ситуации, они их стараются не замечать.
Фиксация на самозащите у мужчин более выражена, они враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Женские показатели здесь выше мужских – они чаще осуждают самих себя, осознают свою вину.
Не смотря на вышесказанное, мужчины склонны самостоятельно разрешать ситуацию, а вот женщины, наоборот, — ожидают или подразумевают, что кто-то, но не они, должен найти выход из сложившихся обстоятельств.
Самые высокие показатели у женщин и мужчин были выявлены в экстрапунитивной реакции, при которой порицание, враждебность направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответах содержатся обвинения, упреки.
Выводы
По результатам исследования агрессивного поведения можно сказать, что у девушек самые высокие показатели были получены в шкалах раздражимость и вербальная агрессия, самые низкие – негативизм и подозрительность
У молодых людей, то здесь наиболее высокие показатели приходятся также на две шкалы – физическая и вербальная агрессии, а самые низкие данные – в шкалах негативизма и косвенной агрессии.
Исследование агрессивности у взрослых людей можно сказать, что женщины требовательны к своим действиям. У мужчин более выражена фиксация на самозащите, они враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Женские показатели здесь выше мужских – они чаще осуждают самих себя, осознают свою вину.
В настоящее время не существует методик, позволяющих определить детерминанты агрессивного поведения. В процессе нашего исследования, предметом которого были следующие факторы: пол, возраст, можно сделать следующие выводы:
Изучение гендерных особенностей позволяет нам сказать, что женщины достаточно самокритичны и требовательны к своим действиям. Мужчины же склонны уходить от фрустрирующей ситуации, они стараются не замечать проблему. Также мужчины более враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Мужчины склонны самостоятельно разрешать ситуацию, а женщины, ожидают, что кто-то должен найти выход из сложившихся обстоятельств.
Что касается возрастных особенностей, то взрослые/зрелые люди более адаптированы к фрустрирующим ситуациям и склонны разрешать их самостоятельно, а вот более младшее поколение заостряет свое внимание на проблемах и из-за неумения справиться с ними, сами провоцируют агрессию.
Заключение
Завершая работу, подведём итоги. Итак, в процессе нашей работы мы выяснили, что существуют самые разные подходы к проблеме агрессивности. Среди их авторов – З. Фрейд, А. Бандура, К. Лоренц, Э. Фромм и др. Кроме этого мы узнали, что на проявление агрессии влияют различные факторы. К ним относятся:
средовые;
наследственные;
хронические, соматические и физические;
ситуативные;
психофизиологические.
Также мы выяснили, что существует несколько классификаций агрессии, одну из них предложил Э. Фромм. Он выделял доброкачественную и злокачественную агрессии. К категории доброкачественной относятся:
— Псевдоагрессия;
— Оборонительная агрессия;
— Конформистская агрессия;
— Инструментальная агрессия.
Что касается злокачественной агрессии, то ею движут экзистенциальные потребности – психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, реализация которых и приводит к деструктивизму, садизму и другим проявлениям агрессии.
Вторая приведённая классификация агрессии взята из опросника Басса-Дарки. В нем присутствуют такие шкалы, как физическая и косвенная, вербальная и раздражимость, негативизм, обида, подозрительность и другие.
Также мы выяснили, что на различия агрессивного поведения у мужчин и женщин в большой степени влияют гендерные и социальные роли и стереотипы.
Методикой Розенцвейга мы смогли подтвердить, что женщинам, больше чем мужчинам присущи чувства вины, собственной неполноценности и угрызения совести. Мужчины же более самостоятельны, склонны сами находить выход из сложившихся обстоятельств, женщины же ждут помощи с другой стороны. У мужчин более ярко выражена фиксация на самозащите, агрессия направлена против кого-нибудь, они чаще упрекают, обвиняют, угрожают.
По данным исследований, мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, мужчины – стараются этого избегать.
В исследовании агрессивности у юношей и девушек, мы выявили различия в проявлении агрессии. Общий уровень агрессивности почти одинаков, но существуют различия в проявлениях, — так, у девушек агрессия проявляется вербально, юноши же склонны физически вымещать свою враждебность и агрессию.
Несмотря на влияние многочисленных факторов на агрессию, поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся предрассудки. Одна и та же поведенческая реакция разными людьми может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение.
Из всего этого можно сделать вывод, что человеческую агрессивность определяют разные факторы, на ее становление и проявление влияют и пол, и возраст. В процессе нашей работы мы достигли всех поставленных задач – произвели теоретический анализ причин агрессивного поведения, изучили связь агрессивного поведения с различными факторами. Данное исследование можно продолжить – разработать методики, которые учитывали бы факторы, обуславливающие агрессивное поведение, составить комплексные программы, направленные на снижение агрессивности.
Список литературы.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Батаршев А.В. Диагностика пограничных психических расстройств личности. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.,1999.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М.: 1996.
Бэрон Р. Агрессия. – СПб., 1997.
Вигдорчик М. И., Вигдорчик М. Е., Псядло Э. М. Руководство по применению психодиагностической методики “Hand-test”. – Одесса: 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. – Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии СПб.: «Речь», 2003
Колосова С.Л. Детская агрессия-СПб.: «Питер», 2004
Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. Дис. Канд. псих. наук. – СПб.: 1996.
Логинов А.А. Мужчина и женщина. – Красноярск, 1989.
Лоренц К. Агрессия. – М.: 1994.
Лукин С. Е., Суворов А. В, тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию). – Санкт – Петербург, 1993.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1999.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: Работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002.
Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Шевченко Ю. С., Добриденя В. П., Усановой О. Н. – М.: 1995
Психологический словарь под ред. Петровского А.В. – М.: Политиздат, 1990.
Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб.: ЗАО « Издательство « Питер», 1999.
Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум. М.: «Издательство «Мастерство», 2002.
Ремшмидт Х. Проблемы становления личности: пер. с нем. – М.: Мир, 1994.
Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. — Вопросы психологии, 1991
Фрейд З. Психология бессознательного – М.: 1994.
Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка
– М.: «Владос», 2004
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М.: 1993
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности — М.: Республика, 1994.
Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма — М.: 1995
Ярославцева И.В. Психология депривированного ребенка – Иркутск, 2000.
/>