--PAGE_BREAK--
1.3. Игровые технологии в обучении праву.
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром (“кусок” жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то понимание (озарение, катарсис), и выработанное или измененное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, так или иначе познавая игровую действительность, а затем анализируя прошедшую игру, он изучает явление, послужившее прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования – простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления”. Игры-драматизации, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Некоторым из них дать определение очень легко, определения других сливаются друг с другом, путаются. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе у каждого вида игр есть некий набор признаков (они могут быть одинаковыми для разных игр), познакомиться с ними можно обратившись к специальной литературе.
Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Обычно обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы над темой. Часть проблем затрагивается в самой игре, часть добавляется на следующих занятиях, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую общую систему. Предлагаемая нами схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к непосредственному описанию игр, учитель сможет продумать, как строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид.
1. Эмоциональный вид обсуждения: особое внимание уделяется чувствам играющих. Преподаватель просит вспомнить (или же он заранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра. Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать учащихся какой-либо проблемой, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации.
2. Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении – выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью на рациональном уровне, поиск путей решения данной проблемы. Учащиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему как на математическую задачу. Во многих играх обучаемые должны сформировать некую стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. Важно, чтобы они отрефлексировали ее, и она закрепилась в их в сознании.
2. “Конструкторское” обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затронутые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках), учащиеся вместе с преподавателем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более полно соответствовала жизни. Или изменить “механизмы” игры, чтобы точнее выполнялись ее учебные цели.
1) Игры-драматизации (“разыгрывание сценок”, “исполнение ролей”) Именно такие игры в западной литературе называют ролевыми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения. Примером подобной методики может являться игра «Волшебные очки».
“Волшебные очки”. Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него “волшебных очков”. Бывают очки “Думаю только о себе”, очки “Забочусь об окружающих”, очки “Мне все равно”, “Мне страшно”, “Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться” и множество других. Разыграем сценку и подумаем, какие “очки” были у каждого из персонажей. А если поменять “очки” на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из “очков” помогают решать конфликты, а какие мешают?
2) Игры-модели, игры-имитации. Вторая группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов.
· Дидактические цели игры (что должны получить участники игры)
· Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре
· Игровая установка (информация предлагаемая играющим перед началом игры)
· Игровой реквизит
· Как будет организовано пространство в игре
· Игровые роли
· Материальное обеспечение ролей (какие предметы и документы потребуются участникам)
· Игровые цели и условия, побуждающие игроков действовать (внутренние механизмы развития сюжета)
· Примерный сценарий игры
· Вопросы для первоначального обсуждения игры
· Варианты усложнения сюжета (дополнительные сюжетные линии, связь с другими темами)
3) Игровые формы с более жестким контролем развития сюжета. Проводя сложные игры-модели, преподаватель может столкнуться с некоторыми трудностями. В таких играх очень многое зависит от активности игроков. Если кто-то растерялся, не знает, как действовать дальше, он может “выпасть из игры”, начать скучать, отвлекаться. Так как педагог не в состоянии оказаться одновременно во всех местах и помочь всем сразу, игра рискует “рассыпаться”. Обычно сценарий в подобных играх недостаточно жесткий, действие может развиваться так или иначе, идти более активно или более вяло. Игра может пойти по нежелательному пути. В лучшем случае поднимутся темы, которые преподаватель не предполагал рассматривать, в худшем – форма вытеснит содержание. Эти опасности можно пытаться преодолеть с помощью игровых форм, где ведущий играет активную роль организующего, и контролирующего процесс. Для организации таких игр точно так же строится некая модель, но действие в них меньше “пускается на самотек”. Один из способов добиться этого – вводить большее количество ведущих, которые будут организовывать пространственные и смысловые точки сюжета и помогать игрокам. Второй способ – приближать игры к дискуссиям, не отказываясь от игрового элемента, третий – так организовывать игровое пространство, чтобы действие развивалось на виду у всех. Еще одна возможность упростить игру – заменить индивидуальные роли на групповые. Члены команды действуют не в одиночку, а все вместе, помогая друг другу или кому-то одному из своей группы. Вот несколько примеров таких игровых форм.
А) Игра по станциям. Для организации игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут по которому пойдут команды. На каждой станции учащимся предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания.
Движение происходит по достаточно жесткому пути от этапа к этапу. Может предполагаться свобода выбора действий на каждом из этапов, однако ведущие этапов и координатор игры постоянно наблюдают за шагами всех игроков и готовы прийти им на помощь. Проблема контроля и помощи решена здесь путем увеличения числа ведущих.
Б) Игры по ходам. Еще один вариант контроля за развитием сюжета – разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди (как в настольных играх). В подобных играх каждая из команд по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущий игры и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть учащихся являются активными деятелями, а часть – наблюдателями. В следующий момент они меняются местами. Если действие идет достаточно динамично, зрители не успевают заскучать, а ведущий постоянно контролирует аудиторию и видит, на что стоит обращать внимание.
4) Игровые дискуссии. Это обычные дискуссии, организованные любым способом, но ведущиеся от имени каких-то игровых персонажей в определенной игровой ситуации. Важно, чтобы организационная сторона дискуссии не противоречила ее смыслу. Игровой элемент вносит дополнительное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, играющие должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр.
5) Игровые суды. Очень распространенная форма игровых дискуссий – игровые суды. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, присяжных, свидетелей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Учащимся потребуется время для того, чтобы подготовить свои выступления (нам кажется не очень логичным предлагать уже готовые речи, это превращает игру в спектакль). Нужно отличать игровые суды от игр про суд. Игры про суд предназначены для знакомства учащихся с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям, рассматриваются признаки разных судебных систем. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся непосредственно к судопроизводству. Понаблюдав за играющими, педагог может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство обучаемых. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.
1.4. Дискуссионные методы правового обучения.
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать определенную позицию по теме и попросить школьников высказаться. Важно научить детей доказывать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Ученики должны понять, что нельзя отстаивать свою точку зрения без аргументации, а потому значимость знаний в таких условиях еще более возрастает. В процессе дискуссии школьники приобретают новые знания и закрепляют то, что было уже изучено. Основываясь на исследованиях словацких специалистов, методист С. Дьячкова показала особенности использования дискуссии при работе с детьми. Вот ее позиция:
«Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, не хотят выступать со своим мнением в классе или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.
Правильно проведенная дискуссия, в отличие других методов, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; его можно рассмотреть с разных точек зрения.
Вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения.
Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф.Тибитс сформулировал правила дискуссии:
· слушать того, кто говорит;
· говорит только один человек;
· если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
· нельзя прерывать того, кто говорит;
когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
· нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
· надо вовлекать в обсуждение всех.
Каждый учитель может вместе с детьми выработать свои Правила проведения дискуссии на уроке.
" Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Опыт показывает: если ученики осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать.
По мнению С. Дьячковой, на первом этапе работы «следует уделить большое внимание соблюдению правил. Следует написать правила на большом листе ватмана и повесить в классе. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Иногда назначают специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает на то, когда правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания».
Правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе. От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для учеников, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.
Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от учеников, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, ученики разыграть сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно показать ученикам какой-то видеофрагмент (например эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.
С помощью разных методических приемов нужно постараться вызвать у учеников интерес к теме, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.
Специалисты считают, что лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на ее формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла, от темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают множество возможных ответов. Например: «Может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?»
Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.
Д Ондрошек считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других).
Роли (смысловые и организационные)
Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, — предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.
К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов..
Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».
«РАЗГОВОР ПО КРУГУ»
Один из простейших способов структурирования дискуссии -«Разговор по кругу». Вот способ организации такой дискуссии.
«Карусель»
«Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:
а) назвать вольные ассоциации по теме;
б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;
в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем» РАБОТА В ПАРАХ
В методике обучения праву используется так называемый прием «Изучение казусов».
Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового образования является именно изучение казусов (случаев). Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.
На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например).
Методисты предлагают алгоритм использования этого приема:
1. описание фактов;
предъявление проблемы, поставленной данным казусом;
2. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;
3. решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.
Изучение казусов — способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.
В процессе обсуждения очень важно поддерживать атмосферу доверия и открытости. Учащиеся должны знать, что, какими бы ни были их идеи и мнения, они будут приняты и внимательно выслушаны независимо оттого, насколько противоречив или болезненен предмет обсуждения.
Во многих других случаях готового решения не дается и учащиеся должны вынести свое собственное решение по этому делу. Например, они должны сказать, какое решение и почему они вынесли бы по данному судебному делу. После того как ученики пришли к своим собственным заключениям, преподаватель может сказать им, какое решение было действительно принято в данном случае. Таким образом, учащиеся смогут сравнить свои решения с реальным решением суда.
В практике преподавания права популярно ранжирование. Таким понятием специалисты называют подход к анализу и обсуждению взглядов учащихся. Ученики должны сделать выбор между противостоящими альтернативами. Например, они могут проранжировать правонарушения от наиболее, серьезного до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода, ранжирование показывает результат пространственно. В связи с этим возможен вариант такого упражнения — попросить учащихся провести линию в классе вдоль стены. Два конца линии будут связаны с крайними точками зрения. Ученики занимают место на линии в соответствии со своей позицией. Тот, кто занимает двоякую позицию, встает в центре. Можно попросить выразить свое отношение к допустимости использования пыток или других видов физического воздействия на преступников. Один конец линии будет представлять полное одобрение смертной казни, другой — отрицание I ее необходимости. Учащимся дают возможность обосновать их местоположение. Необходимо выслушать тех, кто не согласен с ними. Полезно попросить учащихся решить, останутся ли они на том же месте или сдвинутся после введения особых дополнительных условий. Например, если на борту пассажирского самолета захвачен террорист и известно, что он заложил бомбу, которая должна взорваться через час, что приведет к катастрофе и гибели находящихся в самолете. За этот час необходимо выяснить, где находится бомба, чтобы обезвредить ее и предотвратить трагедию. Обсуждают и проблемы суда присяжных, справедливости закона и т. д.
Результативна в практике работы методика проективных техник. Эти техники позволяют учащимся сформулировать свою позицию и отношение к определенным явлениям. Ученики дописывают незаконченные предложения, такие как:
-Я бы посоветовал Верховному Суду...
— Я бы хотел, чтобы Президент России...
— Когда я вспоминаю милицию, я думаю о...
Учащихся можно попросить придумать подпись к неозаглавленной фотографии или карикатуре, написать или сыграть окончание незавершенной ситуации.
Восприятие правовой информации заметно улучшается, если она предоставлена в смешной, юмористической форме, которая близка и понятна обучаемым. Не случайно многие современные учебники по праву сопровождаются карикатурами, юморесками. Так, осмысливая шутливые диалоги каких-либо вымышленных героев, анализируя своеобразные документы, школьники учатся отличать отдельные дефиниции друг от друга (например, выделяя обычаи делового оборота от привычек людей» обязательственные отношения от просто «обещаний»). Использование подобных приемов на уроках права может осуществляться в процессе деловых игр, работы с источниками. В настоящее время для того, чтобы облегчить деятельность учителя по отбору подобного дидактического материала, усилиями многих авторских коллективов подготовлены специальные хрестоматии и практикумы.
Глава
II. Практическая часть. Разработки уроков по праву.
2.1. «Практикум «Защити свои права».
Практикум предназначен для проведения в 9 классе. Предварительная подготовка. Подготовить карточки с заданиями. Непосредственно перед началом урока выдать описания соответствующих правозащитных методик и технологий. Можно это сделать и заранее, предложив разработку игровой ситуации как Домашнее задание.
ХОД ПРАКТИКУМА.
Вариант I
Каждая группа получает карточки с описанием ситуаций, связанных с нарушениями прав человека.
Учащиеся разыгрывают игровые ситуации.
Обсуждается, чей способ решения проблемы эффективнее защищает нарушенные права.
Вариант 2.
Учащиеся, разбившись на 3-4 группы, разыгрывают свой игровые ситуации, опираясь на собственный опыт и здравый смысл. Затем следует организовать общее обсуждение. В обсуждении участвуют 1-2 эксперта, которые заранее получили и изучили соответствующие методики.
ВАРИАНТЫ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ:
а) Подростка вечером на улице остановил милиционер и отвел в отделение милиции. Там выяснилось, что его подозревают в совершенном неподалеку от места задержания преступлении, поскольку его приметы совпадают с описаниями примет преступника, данных свидетелями. Следователь стремится получить соответствующие показания. Что делать?
Возможные роли: подросток, его родители, сотрудники милиции, свидетели.
6) Семья (глава семьи — чеченец, его жена — русская, двое детей) бежала из Грозного, так как оставаться там было опасно. Приехали в Пермь, думая, что остановятся у родственников жены. Однако оказалось, что те уехали в неизвестном направлении. Что делать? Где жить?
Возможные роли: члены семьи, соседи уехавших родственников, чиновники.
В) Молодой человек желает реализовать свое права на альтернативную гражданскую службу, поскольку он не приемлет никакого насилия и является убежденным сторонником идеологии пацифизма. Что он может предпринять?
-Возможные роли: молодой человек, его друзья, представители правозащитных организаций, военкомата, милиции, работники судов.
Для проведения урока подобным образом учитель знакомит учеников с правозащитными методиками. Группам предлагается прочитать правовой материал.
«Допустим, что вас пригласили пройти в отделение милиции. Что делать?
Прежде всего работник милиции обязан вам представиться (назвать свое звание, фамилию и отделение милиции) и объяснить, чем вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных органов в штатском.
Выясните, в качестве кого вам предлагают «пройти» — приглашённого или задержанного.
Если вы приглашенный, вы можете быть приглашены как очевидец происшествия или понятой, но понятым может быть только совершеннолетний. Приглашение необязательно для вас. Вы можете его.принять или отказаться. Все зависит от вас.
Внимание! Если вы приглашенный, работник милиции может записать ваши объяснения. Объяснения — не показания! За отказ и дачу ложных объяснений нельзя привлечь ни к какой ответственности.
Если вы задержанный:
· идти всё равно придется, иначе вас приведут;
· ни в коем случае не пытайтесь убежать, вырваться, а тем более нанести какие-либо удары: эти действия расцениваются как преступление (оказание сопротивления работнику милиции); ведите себя подчеркнуто вежливо, четко задавайте свои вопросы; помните: сотрудники милиции не имеют права применять к несовершеннолетнему оружие и спецсредства: резиновые дубинки, слезоточивый газ, наручники)...». продолжение
--PAGE_BREAK--