Реферат по предмету "Психология"


Изучение творческих проявлений подростков

Введение
 
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессестановления человека как личности, когда в процессе построения нового характера,структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательногоповедения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственныхпредставлений и социальных установок.
Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляетисключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитыватьразличия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого «среднеподросткового»возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное длявсего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психическогоразвития отрочество – это типичная эпоха детства, с другой – перед намирастущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельностикоторого реально намечается направленность на новые формы общественныхотношений.
Тема данной работы – изучение творческих проявлений подростков –чрезвычайно важна. У многих авторов креативность и творчество – синонимы. Какизвестно, под термином «креативность» понимается способность особого рода –способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционныхсхем, быстро разрешать проблемные ситуации. Развитие креативных способностейподростков – залог их успешной адаптации во взрослом мире.

1. Психология творческих способностей
Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существуют триподхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».
Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности свозрастом на основе анализа соответствующих продуктов деятельности. Так,американские ученые Г. Леман и У. Деннис, изучив жизненный путьмногих выдающихся ученых, художников и мыслителей за несколько столетий, нашли,что наиболее продуктивным периодом их жизни был возраст от 20 до 40 лет, созначительными вариациями по профессиям. На основе этих и других данных принятосчитать, что у математиков пик творческой активности приходится на 23 года, ухимиков – на 29–30 лет, у физиков – на 32–33 года, у астрономов – на 40–44 годаи т.д.
Второй подход можно назвать личностным: сравнивая свойства людей,известных творческими достижениями, со свойствами менее продуктивных людей,психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности. Оказалось,что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов,отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанныхреакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью,желанием работать самостоятельно и – одновременно – уверенностью в себе,уравновешенностью и напористостью. Возрастных различий по этим качествам ученыене нашли. Зато такие различия обнаружились в наборе качеств, которые психологиусловно назвали «дисциплинированной эффективностью», включив сюда самоконтроль,потребность в достижении и чувство благополучия. Творческие взрослые получилипо этой группе качеств более низкие, а творческие юноши более высокиепоказатели, чем их менее продуктивные сверстники. Почему?
Творческая активность предполагает, с одной стороны, умениеосвободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (частонеосознаваемых), искать новые ассоциации и самобытные пути, а с другой – развитыйсамоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Положениеподростка и взрослого в этом отношении различно. Юность психологически болееактивна, подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным,подросток нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности,отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников. Напротив,взрослый, сложившийся человек невольно тяготеет к привычному, устойчивому,хорошо знакомому. Творческое начало проявляется у него поэтому в меньшейскованности организационными рамками, в способности к спонтанным, неожиданнымдаже для самого себя поступкам и ассоциациям. Кроме того, взрослый человек, ужепоказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностейварьировать свое поведение, чем юноша – старшеклассник, от которого взрослыетребуют прежде всего усвоения программного материала, воспринимая всякуюэксцентричность и неожиданность с его стороны как вызов.
Наконец, третий подход в исследовании творческих способностейставит во главу угла изучение самих мыслительных процессов, которыепредположительно отличают творческую мысль от нетворческой. Такое представлениеближе всего к изучению собственно интеллекта. Таков, в частности, подходпсихолога Я.А. Пономарева, рассматривающего творческий процесс какрезультат взаимодействия разных уровней интеллектуальной деятельности.
Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можносделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальнымиспособностями.
Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условийтворческой активности личности, причем основную роль в активации творческойдеятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный типличности).
Творческие способности являются независимым от интеллектафактором. В частности, Э. Торренс в теории «интеллектуального порога»соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115–120, интеллект икреативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способностьстановится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, ноесть интеллектуалы с низкой креативностью.
Творческий тип личности можно охарактеризовать следующимикритериями:
умением увидеть и распознать творческую проблем;
умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;
умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую;
стремлением отказаться от шаблона или группового мнения;
способностью к множественной перегруппировке идей и связей;
способностью к анализу творческой проблемы как системы;
способностью к синтезу творческой проблемы как системы;
чувством организационной стройности и идейной целостности;
неконформностью оценок и суждений даже под давлением;
восприимчивостью ко всему новому и необычному;
конструктивной активностью в неопределенных ситуациях.
Потребность в творчестве возникает в том случае, когда ононежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этойситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание втворчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательноеактивно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слияниемлогического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт)уровней мышления.
Психическая жизнь личности – это процесс смены двух формвнутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этомдеятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема,побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательнойобратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчествоже спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со сторонысознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует попринципу положительной обратной связи: получение творческого продукта толькоподстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизньсознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания спассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующегобессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием.
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе)выделяется ряд обязательных стадий:
появление нестандартной проблемы и возникновение противоречиямежду необходимостью и невозможностью ее решения;
зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммызнаний о проблеме;
логический «тупик», сопровождаемый обязательной фрустрациейэмоционально-волевой сферы личности;
озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающеенужную идею в сознание;
экспериментальная проверка идеи.
Таким образом, при всем многообразии психологических теорийкреативности, существует ряд основополагающих признаков творческойдеятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышатьпродуктивность творческого мышления и развивать творческие способностиличности.

2. Методики диагностики творческих способностей
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческихспособностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме,можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е.типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от еесодержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено напоиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измеренияинтеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения измножества возможных, не годятся для измерения креативности.
В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную(словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческоемышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанныхвидов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным ивербальным.
Люди, используя в повседневности в основном конвергентноемышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативнойсвязи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре(социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборкииспытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, являетсяформированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых отстереотипа может служить измерением креативности личности.
Использование различных методик диагностики творческихспособностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количествузаданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е.обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке)отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (невстречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Для повышения качества тестирования креативности необходимособлюдение таких основных параметров креативной среды, как:
отсутствие ограничения по времени;
минимизация мотивации достижения;
отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможностипроявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимовыявляют креативных личностей.
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют оботсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанныи неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностейпредназначены, в первую очередь, для фактического определения креативныхличностей в конкретной выборке на момент тестирования.
В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей страненаиболее широко применяются тесты творческого мышления Торранса, батареякреативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда и Торранса иадаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценкуи самооценку характеристик творческой личности.
Тест дивиргентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, длявзрослой популяции, тесты творческого мышления Торренса являются весьматрудоемкими при проведении и обработке данных. Поэтому возникла необходимость вразработке креативных тестов, рассчитанных на широкий возрастной диапазонподростков, являющихся тестом надежным, валидным, с национальными нормами, атакже не требующим больших затрат времени и сил при тестировании и обработкеданных.
Всем вышеприведенным требованиям удовлетворяет набор креативныхтестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник вариант предназначен для подростков от9 до 17 лет. Он состоит из 3 частей.
Первая часть – это тест дивиргентного мышления. Данный тест поформе проведения является образным. Требует 20–25 мин. на проведение.Способ проведения – групповой (тест направлен на измерение когнитивнойсоставляющей, связанной с креативностью).
Вторая часть – опросник личностных, творческих характеристик.Опросник состоит из 50 утверждений, задания опросника – задания закрытого типас множеством вариантов ответов. Опросник направлен на сомооценку качествличности, которые тесно связаны с креативностью.
Третья часть – это оценочная шкала Вильямса для учителей иродителей, направленная на выяснение экспертного мнения о креативных проявленияхданного ребенка. Это позволяет проводить сравнительный анализ результатов всехтрех частей наборов тестов.
Я остановилась на первой части – тесте дивергентного мышления. Набазе МОУ СОШ №8 г. Богородицка в 4 «А» классе совместно с класснымруководителем Фетисовой Ларисой Эдуардовной был проведен данный тест.Обследование детей мной проводилось строго по инструкции и в соответствии срекомендациями автора методики (приложение 1). После того, как подросткивыполнили задание в тестовых тетрадях (приложение 2), я перешла к обработке ианализу полученных данных.
При анализе работ учащихся я обратилась к модели Вильямса – моделитворческого поведения ребенка:
1.        беглостьмышления – генерирование большого количества идей, беглость мысли;
2.        гибкостьмышления – разнообразие типов идей, способность перемещаться с одной категориина другую, направлять мысль по обходным путям;
3.        оригинальностьмышления – необычные ответы, нестандартные идеи, отступление от очевидного илиобщепринятого;
4.        разработанностьмышления – приукрашивание простой идеи или ответа, расширение или добавлениечего-то к основной идее.
По результатам проделанной работы мною была составлена справка –анализ о результатах обследования развития творческого мышления учащихся 4класса. Из справки-анализа можно увидеть, что в целом уровень развитиякреативности хороший.
Но развитие дивергентного мышления у подростков происходит не самопо себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленноми систематическом развитии. Поэтому учителя школы работают в тесном контакте спсихологом. Педагоги узнают об уровне развития дивергентного мышления у детей ииспользуют эти знания в продуктивном направлении на своих уроках, так как этоодно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу.
Хочется привести в данной работе еще две методики диагностикитворческих способностей.
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным,1994)
Условия проведения
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте.Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимоминимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободноепроявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытогообсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том,что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление).Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразитьсебя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают,ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 – 2 мин. При этом необходимоподбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок снекоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимодорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном вариантетеста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементамдруг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданногоиспытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическаяредкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений небывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (иликласса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков иих условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающиеобщую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условныеназвания рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, даннымисамими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности,названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализаисключаются и используются только в качестве вспомогательного средства дляпонимания сути рисунка.
Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, неимеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)
Методика направлена на выявление и оценку существующего уиспытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативногопотенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповомварианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряютсявременные затраты на каждую тройку слов не более 2–3 мин.
Инструкция к тесту
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать ещеодно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.Например, для тройки слов «громкая – правда – медленно» ответом может служитьслово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Выможете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя приэтом стимульные слова как части речи.
Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее иярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придуматьмаксимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Интерпретация результатов тестирования.
Для оценки результатов тестирования предлагается следующийалгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимисятипичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответуоригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, тооригинальность данного ответа считается равной 1,00.
Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическоеоригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать сколичеством «троек слов», так как в одних случаях испытуемые могут датьнесколько ответов, а в других – не дать ни одного.
Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющиханалогов в типовом перечне) ответов.
Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов ипоказателя «количество ответов» (индекса продуктивности), можно определитьместо данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно,сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности ипродуктивности.

Заключение
 
Тема данной работы – изучение творческих проявлений подростков – дляменя, как будущего психолога, оказалась очень интересной и значимой.
Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненныхситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческиепотенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание такназываемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот жевопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (вотличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное иединственно верное решение, снимающее проблему как таковую). Подобный видмышления нужен и важен не только подростку, но и человеку в любом возрасте и влюбом деле.

Библиографический список
 
1.    «Модифицированныекреативные тесты Вильямса», Е.Е. Туник, Санкт-Петербург, «Речь», 2003 г.
2. Лук А.Н. Психологиятворчества. М.: наука, 1978 – 128 с.
3. Мотков О.И. Развитиетворчества у детей/ Ж. «Доп. образование», 2000, №4
4. Психологическаядиагностика детей и подростков. /Ред. К.М. Гуревич и др. М., 1995
5. Основныесовременные концепции творчества и одаренности / Ред. Д.Б. Богоявленская.М.: Мол. гвардия, 1997
6. Симановский А.Э. Развитиетворческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996
7.      Тестыдля взрослых и детей / Сост. Л. Джонсон и М. Дефер. М.: ГИТИС,1994
8. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическаядиагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ислам в Грузии
Реферат Управление запасами на предприятии в современных условиях на примере ОАО Нефтекамскшина
Реферат Президентские выборы в США 1908
Реферат Анализ финансового состояния предприятия в целях диагностики банкротства на примере ООО «васса»
Реферат Анализ ассортимента и экспертиза качества растительных масел на материалах магазина Мария-Ра г.
Реферат Корпоративное управление.Методическое пособие
Реферат Горький На дне
Реферат Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой статус на современном этапе развития общества
Реферат Александр Лоуэн любовь и оргазм
Реферат Подвиг курсантов ташкентской командной школы им. Ленина в районе Ангрена
Реферат Анализ использования земельных ресурсов на примере ООО Агрофирма Рязановка
Реферат 1. Інтерпретація формул Інтерпретація формул логіки висловлювань. Інтерпретація формул логіки першого ступеня. Алгоритм Девіса-Патнема. Алгоритм Куайна
Реферат Семён Дежнев
Реферат Использование оперограммы и функциограммы в оргпроектировании процессов
Реферат Финансовый маркетинг и разработка ценовой стратегии предприятия (на примере АО "Таттуу")