Реферат по предмету "Психология"


Исследование темпераментного профиля личности

/>/>Содержание
Содержание
Введение
1.Проблема изучениятемпераментного профиля личности.
1.1 История изучения темперамента.
1.2 Понятие и типы темперамента, его физиологические основы.
1.3Методики изучениятемперамента
2 Эмпирическое исследование темперамента личности.
2.1 Организация и методы исследования темперамента.
2.2Анализ результатовтестирования.
Заключение.
Список литературы.
Рекомендации.
Приложение

Введение
Как известно, на земленет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нетсовершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютноодинаковых человеческих личностей — личность каждого человека неповторима.
Однако человек нерождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но ещераньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальныеособенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы.Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которойвпоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности,присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа нагладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания иобучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Этисвойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся,учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радостии горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различиялюдей. Одни быстры, порывисты, шумливы — другие, наоборот, медлительны,спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются несодержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторонахарактеризует понятие «темперамент».
Несмотря на то, чтотемперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух споловиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгогоопределения понятия «темперамент». В зависимости от общих концепцийпсихики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили ктемпераменту очень различные особенности.
Противоречивостьпризнаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн считалтемпераменты «ненужной традицией старой и нелепой выдумки». А.Ф.Лазурский, соглашаясь с Бэном, утверждал, что «учение о темпераментах внастоящее время действительно уже отжило свой век».
Итак, при разработкетеории темперамента мы не можем исходить из какого-либо определенного понятия,обоснованного всеми предшествующими исследованиями. Понятие темперамента должнобыть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теориитемперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описаниепризнаков, по которым можно было бы отличить темперамент от другихиндивидуальных психических особенностей.
Наша исходная точказрения заключается в следующем. Так как психика — свойство нервной системы, тои индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента,обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основнойпризнак свойств темперамента — это их обусловленность свойствами нервнойсистемы.
В основу практическогоисследования в данной работе положим следующее предположение: темпераментныйпрофиль человека содержит черты присущие различным темпераментам. Преобладающийтип получается при сопоставлении черт четырех типов темперамента.
Один из наиболее надежныхметодических путей психологического исследования заключается в систематическомсопоставлении и координации физиологического и психологического исследований. Сэтой целью испытуемым были предложены несколько тестов.
В ходе исследования былопроведено пять тестов. Проводились исследования в разное время и их целью былоопределение типа нервной системы и типа темперамента, а так же определениехарактеристичесих черт. Для исследования были выбраны темпинг-тест,тест-опросник Айзенка, методика определения акцентуации характера по методуШмишека, профессиональная методика определения темперамента (компьютерныйвариант) по методу интегральной диагностики, опросник для изучения темпераментаЯ. Стреляу
Темперамент оказываетсильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общуюработоспособность. Именно поэтому изучение типов темперамента, их влияния надеятельность, оказывается не только полезным, но и необходимым.
1.        Проблемаизучения темпераментного профиля личности1.1 Историяизучения темперамента
Первые попыткипроанализировать структуру черт темперамента предпринимались еще в самом началевека. В 1906 г. голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме оценили разныеповеденческие особенности более чем у 2000 человек. На основании этих данныхони выделили 3 основных характеристики темперамента. Первая из них представляетсобой эмоциональность (частоту возникновения эмоциональных реакций и ихинтенсивность). Вторая — связана с активностью в разных социальных ситуациях.Третья — свидетельствует об относительном преобладании первичных или вторичныхфункций. Смысл этой третьей характеристики станет ясен, если вспомнить ужеописанную ранее типологию Гросса: преобладание первичных функцийсвидетельствует о сильной реакции на возникающие во внешней среде стимулы,преобладание вторичных функций — о слабой непосредственной реакции,сочетающейся с длительным ее сохранением. В конце 40-х годов начинаютпроводиться факторно-аналитические исследования, выполненные по той же логике:достаточно произвольно отбираются разные поведенческие характеристики,составляется опросник для их диагностики, данные опроса больших групписпытуемых факторизуется. Характеристики темперамента, выделенные такимобразом, в значительной степени различались у разных авторов — и по количеству,и по содержанию. Так, например, С. Берт наиболее существенными для темпераментасчитал три характеристики, относящиеся к эмоциональной сфере. Дж. Гилфордсоздал 13-факторную структуру свойств темперамента, в которой разные проявленияэмоциональности (к которым сводилась структура свойств темперамента Берта),определяли до некоторой степени содержание только трех факторов, т.е. всегочетверть особенностей, относящихся, по мнению автора, к свойствам темперамента.
Более поздниеисследования черт темперамента имеют уже более отчетливую теоретическую базу.Если ранние работы основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чистоэмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методовсвести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х годов,выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темперамента,осуществляется на основе четко сформулированных теоретических положений: преждевсего определяется, какие свойства могут быть отнесены к особенностямтемперамента, а затем уже соответствующие характеристики отбираются и с нимипроизводятся разные математические манипуляции.
Теоретические положенияили критерии отбора свойств темперамента различаются у разных авторов. Иногдаэти различия оказываются довольно существенными, но, как правило, они касаютсяне столько содержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, всовременной психологии существует достаточно широкая зона согласия относительнотого, что такое темперамент. В результате этого списки черт темперамента,называемые в настоящее время разными авторами, содержат близкие по смыслухарактеристики. Что же это за критерии и к выделению каких характеристик ониприводят, будет показано на примерах наиболее распространенных в отечественнойи зарубежной психологии концепций темперамента.
Американскиеисследователи А. Томас и С. Чесс, руководители Нью-Йоркского лонгитюдногоисследования, которое, по общему признанию, считается одним из крупнейшихвкладов в возрастное исследование темперамента, подразумевают под темпераментомстиль поведения. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить навопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (илитемперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или инымобразом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видахдеятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни ксодержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности
Психологическиехарактеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям,несколько варьируют в разном возрасте. Для детей первых лет жизни они сводятсяк 9 переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторноманализе: 1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во времякормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения втечение дня и т.д.); 2) ритмичность (степень предсказуемости времени появленияповеденческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функцийво времени, например, длительность сна); 3) приближение или удаление(особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы); 4)адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию); 5) интенсивность(энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности; 6)порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимоот ее качества и сенсорной модальности); 7) настроение (соотношение радостногосостояния и состояния неудовлетворенности, а также реакции, квалифицируемые какрасположение к окружающим); 8) отвлекаемость (эффективность действия новыхстимулов для изменения поведения); 9) длительность внимания и настойчивость(две взаимосвязанные категории — продолжительность некоторой деятельности испособность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).
Критерии выделениясвойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимумуограничений: темперамент — это стилевые характеристики, не связанные смотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.
Другие исследователи, А.Басc и Р. Пломин, разработавшие наиболее популярную в современной американскойпсихологии концепцию темперамента, также считают, что в характеристикахтемперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, егоэкспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенческойчерты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточнымусловием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента. Чтобыконкретная черта могла считаться свойством темперамента, она должнаудовлетворять еще пяти критериям.
Основным критерием, по ихмнению, является наследственная обусловленность свойств темперамента. Кромеэтого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всейжизни (т.е. быть такими, чтобы по особенностям, диагностированным в детстве,можно было предсказать соответствующие особенности темперамента во взросломвозрасте), иметь адаптивное значение (в эволюционном смысле, т.е.способствовать биологическому приспособлению) и обнаруживаться у животных
В соответствии с этимБасc и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность ивзаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников,составленных авторами, и при факторизации данных наблюдений, в которыхоценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойствхарактеризует особенности темперамента в разных возрастах.
Эмоциональностьвыражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ееинтенсивности. Для определения ее у детей их родителям предлагаются утверждениятипа „Ребенок легко расстраивается", „Ребенок легко пугается" и т.д.
Активность являетсяпроявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, частоторопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь.Активность оценивается по утверждениям типа „Ребенок не может спокойно сидетьна месте".
Социабельность связана восновном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими). Оценивается потаким утверждениям, как „Любит быть с другими", „Легко находитдрузей".
Несколько иначе, чемамериканские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я.Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темпераментадолжны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанностьтемперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость,сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качествесамостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента сэнергетикой организма и с временными параметрами деятельности.
Соответственно этимкритериям Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные сэнергетическом уровнем обеспечения жизнедеятельности, — активность иреактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени.К последним относятся скорость реакции (время, проходящее с момента появлениястимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложныхпоследовательностей действий), подвижность (способность переключаться с однойдеятельности на другую), последействие реакции (время продолжение реакции послетого, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций вединицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций.
На первый взгляд, этотсписок характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые былипредставлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемаяСтреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе иинтенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержаниемопределенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, каксоциабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепцийтемперамента, подчеркивает роль темперамента как механизма, определяющегоразные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристиктемперамента он большее внимание уделяет особенностям функционирования этогомеханизма и меньшее — тем сферам, в которых это функционирование проявляется.Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявлениесвойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редковстречается в работах американских и западно-европейских психологов, вособенностях интеллектуальной деятельности.1.2 Понятие и типы темперамента,его физиологические основы
Темперамент – это теврожденные особенности человека, которые обусловливают динамическиехарактеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональнойвозбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Прежде чем перейти крассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших илихудших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтомуглавные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (чтоневозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использованиеего отрицательных граней.
Человечество издавнапыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей,свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого родатипологии были практически полезными, так как с их помощью можно былопредсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненныхситуациях.
Темперамент в переводе слатинского – «смесь», «соразмерность». Древнейшее описаниетемпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, чтотемперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организмапреобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), тотемперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный,общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладаетжелчь («холе»), то человек будет холериком – желчный,раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстройсменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темпераментфлегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, струдом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохоприспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь(«мелана-холе»), то получается меланхолик – несколько болезненнозастенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости,он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Академик И. П. Павловизучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимостьтемперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервныхпроцесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. Отрождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. Взависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыреосновных типа высшей нервной деятельности:
·          «безудержный»(сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствуеттемпераменту холерика);
·          «живой»(сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераментусангвиника);
·          «спокойный»(сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераментуфлегматика);
·          «слабый»(слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темпераментмеланхолика).
Психологическаяхарактеристика типов темперамента определяется следующими свойствами:сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпомреакций, пластичностью – ригидностью, экстраверсией – интроверсией,эмоциональной возбудимостью.
Рассмотрим характеристикичетырех типов темперамента.
1.        Холерик – эточеловек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения надторможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, неуспевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкостьдвижений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность егонервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости:увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но силему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того,что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение,упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительныхциклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада,депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышеннуюподверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
2.        Сангвиник –человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростьюреакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему егохарактеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность егонервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов,взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек.Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя они не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивныйдеятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянномвозбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. Встрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманнозащищает себя, борется за нормализацию обстановки.
3.        Флегматик –человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагируетмедленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить,развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляетсясильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстрореагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, неспособен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менятьпривычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленноприспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И присерьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
4.        Меланхолик –человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабымраздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв»,«стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому встрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результатыдеятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычнойситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падениюработоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный поводможет вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхоликстарается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своихпереживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен,подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротическиерасстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики частоимеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. 1.3     Методики изучения темперамента
Как уже отмечалось, однимиз наиболее надежных методических путей психологического исследования являетсясистематическое сопоставление и координация физиологического и психологическогоисследований. Именно поэтому испытуемым были предложены несколько тестов. Впсихологических исследованиях темперамента этот методический путь в особенностиплодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в большейстепени, чем нейрофизиологические основы любого психического процесса илисвойства личности. Общие типы нервной системы — одна из наиболее разработанныхобластей физиологии высшей нервной деятельности. Здесь мы можем опереться натеорию, подкрепленную большим количеством экспериментальных фактов и в большейстепени проверенную практическим применением. В последнее время теория общихтипов и методики их исследования очень широко разрабатывались и по отношению кчеловеку.
В исследованиииспользовался опросник для изучения темперамента Я. Стреляу. Здесь предлагаемыевопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы немогут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своимидостоинствами. Отвечать на вопросы следует в определенной последовательности,не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один изтрех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда,когда трудно остановиться на «да» или «нет».
Тест-опросник Айзенка.(60 вопросов) Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии,эмоциональной устойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий скодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, таккак она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжииспытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.
Методика определенияакцентуации характера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на88 вопросов, после чего определяется уровень акцентуации по несколькимпризнакам. Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированныхличностей» К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить наакцентуации характера и акцентуации темперамента. (гипертимический,дистимический и т.д. типы).
В качестве дополнительныхметодик используются:
1.   компьютерная оценка темпераментногопрофиля личности. Здесь тестируемому предлагается оценить свое отношение кутверждению по пятибалльной шкале. В конце проводится обработка результатов иопределяется темперамент тестируемого. Используется шкала лжи представленная вкачестве своеобразного предварительного тестирования, по результатам которогоопределяется готовность испытуемого продолжать тестирование.
2.   Темпинг тест. Применяется дляисследования типа нервной системы. Исследование проводится в два этапа. Напервом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланкеправой рукой. Второй этап начинается вслед за первым, после прочтенияинструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки нановом бланке. Проводить исследование на определение типа нервной системынеобходимо, так как разным типам темперамента соответствует тот или иной типнервной системы.
Вывод: прохождение тестов по следующимметодикам обеспечивают точное определение типа темперамента, а так жеопределяют некоторые характеристические особенности. Кроме того темпинг-тестдостаточно наглядно демонстрирует тип нервной системы испытуемых.
Методы изучениятемперамента достаточно условны и не объективны, но работы в этом направленииведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теории относительно природытемперамента и методов его изучения.
Таким образом,темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловленным подструктурамличности. Но в зависимости от конкретной жизненной ситуации человек в состояниидемонстрировать «несвойственное» своему типу темперамента поведение, чтоявляется следствием его приспособления к окружающей среде.
2 Эмпирическоеисследование темперамента личности 2.1 Организация и методы исследования темперамента
Исследования проводим нагруппе людей в возрасте от 25 до 40 лет. Испытуемым предлагалось ответить навопросы нескольких тестов, результаты записывались. Проводились исследования вразное время и их целью было определение типа нервной системы и типатемперамента. По результатам всех тестов должен был не только выделиться один,наиболее характерный тип темперамента, но и второстепенные, черты которого также присутствуют в характере человека. Кроме того проводилось исследованиехарактеристических особенностей личности.
Целью проведения всехтестов является определение типа темперамента испытуемых.
В качестве испытуемыхвыступают:
1.        Савельева Е.В.специалист по подбору кадров, 25 лет.
2.        Громов А.В.менеджер, 32года.
3.        Николаева Н.М.бухгалтер, 40 лет.
Порядок проведениятестов:
1.   Темпинг тест. Применяется дляисследования типа нервной системы. Исследование проводится в два этапа. Егопроводит в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают осамочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взятьбланк и карандаш. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашомточки в бланке правой рукой. Бланки представляют собой стандартные листыбумаги, разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов. Посигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одногоквадрата в другой через каждые пять секунд. По истечению пяти секунд работы вшестом квадрате первый этап окончен. Второй этап начинается вслед за первым,после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку ипроставлять точки на новом бланке. Инструкция и порядок проведения исследованияна втором этапе аналогичны. Данное исследование необходимо, так как разнымтипам темперамента соответствует тот или иной тип нервной системы. Порезультатам проведенного темпинг-теста определяем тип нервной системы. Данныйэксперимент необходим, так как различным типам темперамента соответствует тотили иной тип нервной системы. Так меланхолику соответствует слабый тип нервнойсистемы. Необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым закаждые пять секунд в квадратах первого и второго бланках, и записатьрезультаты. Затем построить графики работоспособности отдельно для правой илевой рук.
2.   Тест-опросник Айзенка. (60 вопросов)Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии, эмоциональнойустойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий с кодомопросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так какона используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжииспытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.
3.   Методика определения акцентуациихарактера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на 88 вопросов,после чего определяется уровень акцентуации по нескольким признакам.Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированных личностей»К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить на акцентуациихарактера и акцентуации темперамента. (гипертимический, дистимический и т.д.типы). Тестовая методика Шмишека позволяет определить акцентуацию темперамента,а следовательно получит представление и о самом темпераменте. Напомним, чтоакцентуация может перейти в патологию при сочетании некоторых неблагоприятныхфакторов. Тип акцентуации гипертимность: Люди, склонные к повышенномунастроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводятначатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияниенеблагополучных компаний. Люди такого типа склонны к приключениям, романтике.Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция кдоминированию, лидированию. В патологии — невроз навязчивых идей. Как мы видим,данный тип не может соотноситься с типом темперамента меланхолик. Дистимичность– склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности.Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, повышеннаяутомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество. Данный тип,наоборот, в большей степени указывает на меланхолию. Тревожность, Людимеланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, неуверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы,пугаются ответственности. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди,у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающихповоду. От настроения зависит все — и работоспособность, и самочувствие и т. д.Тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать ипереживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы какникто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.
4.   Опросник для изучения темперамента Я.Стреляу. Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента.Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждыйтемперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в тойпоследовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее даннымответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или«не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на«да» или «нет». Если ответ соответствует коду — 2 балла. Если ответ несоответствует коду — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл. Сила повозбуждению. Ответ «да»: вопросы — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39,45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83,94,97,98,102,105,106,113,114,117, 121, 122,124,130,132, 133, 134.
Ответ «нет»: вопросы —47, 51, 107, 123. Сила по торможению. Ответ «да»: вопросы — 2, 5, 8, 10, 12,16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84,87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129. Ответ«нет»: вопросы — 18, 34, 36, 128. Подвижность. Ответ «да»: вопросы — 1, 6, 9,11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71,74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127,131. Ответ «нет»: вопросы — 25, 57, 63, 116.
42 балла по определенномусвойству нервной системы обозначают довольно большой уровень концентрацииданного свойства. Уравновешенность по силе (К) — это отношение количествабаллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения. Чем больше К→ к единице, тем более высокая уравновешенность данного индивида. Если К> 1 — неуравновешенность в сторону возбуждения. Если К
5.   Профессиональная методика определениятемперамента (компьютерный вариант) по методу интегральной диагностики. Данноетестирование проводится на компьютере. Преобладающий тип темпераментаустанавливается при сопоставлении четырех показателей. компьютерноетестирование, позволяющее в разное время обнаружить у тестируемого черты,присущие разным типам темперамента. Результаты выдаются в виде интегральнойдиаграммы. Если результат составляет 0 – 20%, то можно говорить о слабомвыражении черт данного темперамента. 21 – 30% — черты данного темпераментавыражены средне. Испытуемый может демонстрировать поведение, характерное дляданного типа темперамента. 31% и более (особенно более 40%) – данный типтемперамента доминирует. Результаты теста должны согласовываться как с тестамина определение экстраверсии/интроверсии, тестами на определение типа нервнойсистемы, так и с остальными тестами на определение темперамента. Противоречияне должны встречаться.
2.2  Анализ результатов тестирования
По результатамтемпинг-теста определяем тип нервной системы. Сила нервной системыдиагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой.График работоспособности по типу «выпуклый»: темп работоспособности испытуемогонарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 20-30 секундам он можетснизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемой – сильный.(график рассматривается в качестве примера в предыдущей главе).
Результат для правойруки:
/>
Результат для левой руки
/>
Для второго испытуемого.

Результат для правойруки:
/>
Результат для левой руки
/>
Для третьего испытуемого:
Результат для правойруки:
/>

Результат для левой руки
/>
Вывод: результаты теста говорят о сильномтипе нервной системы у всех испытуемых.
Опросник Айзенка выявляетособенности темперамента исследуемой личности. Автор предложил, что всюсовокупность описывающих человека черт можно представить посредством двухглавных факторов: экстраверсия-интроверсия и нейротизм.
Оценочная таблицаИнтроверсия Экстраверсия значительная умеренная умеренная значительная 1-7 8-11 12-18 19-24 1 (7) 2 (14) 3 (20 )
Оценочная таблица дляшкалы нейротизмаЭмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость высокая средняя высокая очень высокая до 10 11-14 15-18 19-24 1 (10) 2 (12) 3 (13)
Эмоционально устойчивыелюди относятся к типу людей с сильной нервной системой, неустойчивые – кслабой.
Полученные результатыопределяют положение на координатной оси. Согласно результату определяетсятемперамент испытуемого.
/>
Испытуемый 1 – флегматик.2 и 3 – сангвиник.
Далееобрабатываем результаты тестирования по Шмишеку. При совпадении ответа навопрос с ключом ответу присваивается один балл.
1.   Демонстративность/демонстративныйтип:
+:7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
-:51.
Суммуответов умножить на 2.
2.   Застревание/застревающийтип:
+:2, 15,24,34,37,56,68,78,81.
-:12,46,59.
Суммуответов умножить на 2.
3.   Педантичность/педантичныйтип:
+:4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
-:36.
Суммуответов умножить на 2.
4.   Возбудимость/возбудимыйтип:
+:8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.
5.   Гипертимность/гипертимныйтип:
+:1, 11,23, 33, 45, 55,67,77. Сумму ответов умножить на 3.
6.   Дистимность/дистимическийтип:
+:9, 21, 43,75, 87. Сумму ответов умножить на 3.
7.   Тревожность/тревожно-боязливыйтип:
+:16, 27, 38,49,60,71,82.
-:5.
Суммуответов умножить на 3.
8.   Экзальтированность/аффективно-экзальтированныйтип:
+:10, 32,54,76. Сумму ответов умножить на 6.
9.   Эмотивность/эмотивныйтип:
+:3, 13, 35,47,57,69,79.
—:25.
Суммуответов умножить на 3.
10.     Циклотимность/циклотимный тип:
+:6, 18,28,40, 50,62,72, 84. Сумму ответов умножить на 3.
Максимальнаясумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признакомакцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основаниипрактического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь вслучае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностнойакцентуации»
Результаты тестированияпо методу Шмишека указывают на принадлежность к Застревающему иэкзальтированному типу. Это говорит о сильном типе нервной системы испытуемой ио ее интроверсии, служащей причиной проявления черт демонстративности, но науровне эмоций. Аналогичным образом подсчитываются результаты остальныхиспытуемых.
Вслед за подсчетомрезультатов тестирования по Шмишеку проводим анализ результатов по методу Я.Стреляу. Для этого воспользуемся ключем:
Код к опроснику. Еслиответ соответствует коду — 2 балла. Если ответ не соответствует коду — 0 баллов.За ответ «не знаю» — один балл.
Сила по возбуждению.
Ответ «да»: вопросы — 3,4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78,81, 82, 83, 94,97,98,102,105,106,113,114,117, 121, 122,124,130,132, 133, 134.
Ответ «нет»: вопросы —47, 51, 107, 123.
Сила по торможению.
Ответ «да»: вопросы — 2,5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69,70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125,126, 129.
Ответ «нет»: вопросы —18, 34, 36, 128.
Подвижность.
Ответ «да»: вопросы — 1,6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64,68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115,119, 127, 131.
Ответ «нет»: вопросы —25, 57, 63, 116.
42 балла по определенномусвойству нервной системы обозначают довольно большой уровень концентрацииданного свойства.
Уравновешенность по силе(К) — это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству балловпо силе торможения.
Чем больше К → кединице, тем более высокая уравновешенность данного индивида.
Если К > 1 —неуравновешенность в сторону возбуждения.
Если К
Результаты тестированияпредставим в форме таблицы: Исп 1 Исп 2 Исп 3 Возбуждение 30 42 47 Торможение 42 29 27 Подвижность 17 30 40 К 30/42=0,71 1,44 7,74

В заключении испытуемымбыло предложено пройти интегральный компьютерный тест на определениетемпераментного профиля. Тестирование проводилось на компьютере. Результатыпредставлены в виде диаграмм.
Испытуемый 1
/>
Испытуемый 2
/>
Испытуемый 3
/>
Результаты испытанияпоследней методикой согласуются с результатами предыдущих тестов. Совпадениенаблюдается и по типу нервной системы и по доминирующему типу темперамента.
Заключение
Темперамент надо строгоотличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризуетсодержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы ит.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данногочеловека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической сторонедеятельности.
Хотя темперамент не можетопределять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е.всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристикадинамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образаповедения человека, характера человека. То, насколько человек проявляетуравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность вреакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях,определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельностииндивида. Темперамент не является чем-то внешним в характере человека, аорганически входит в его структуру.
О природе темперамента высказывалисьразличные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена; Э.Кречмер связывалприроду темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У.Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; И.П. Павлов экспериментальноподтвердил теорию о физиологической основе темперамента; У.Шелдон связал типтемперамента со строением тела; типология Э.Фрома носит сугубо социальныйхарактер. Но наиболее распространены взгляды, выделяющие четыре основных типатемперамента.
В основу работы положена попытка доказатьналичие в характере черт, присущих сразу нескольким типам темпераментов приярко выраженном одном типе. С этой целью проводились исследования. Темпераментне определяет путь развития специфических особенностей характера, темпераментсам преобразуется под влиянием качеств характера. Нормально развитый человекменяет свое поведение в зависимости от ситуации. Это вовсе не означает, что ккаждому из нас относятся несколько разных темпераментов. Просто в той или инойситуации мы демонстрируем разное поведение, черты разных темпераментов. Этонормально, хотя свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны посравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойстватемперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию,структуру, характеризующую тип темперамента.
Результаты проведенных в работеисследований убедительно доказывают, что каждому из нас в большей степенихарактерны черты, присущие «нашему» темпераменту, но вместе с тем в наспостоянно находят выражение «средней силы и интенсивности» черты другихтемпераментов.
Список литературы
1.        Павлов И. П.Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951.
2.        И.Г. Малкина-Пыхсправочник практикующего психолога М. 2005г.
3.        Сборникпсихологических тестов под ред.Е.Е. Каранешта Киев 1992г.
4.        Р. Кашаповтипология личности М. «АСТ-пресс книга» 2004г.
5.        Л.В.Андреева впомощь молодому учителю Йошкар-ола 1998г.
6.        Н.М. Трофимоваобщая психология Практикум Питер 2005г.
7.        Д.Я. Райгородский(редактор составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. 1997г.
8.        Э. Кречмер.Строение тела и характер. М.,1995
9.        У. Шелдон.Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.М.,1982.
10.     Симонов П.В., ЕршовП.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
11.     Профессиональныетесты версия 3.0 Тесты на CD.©ООО «Бизнессофт» Россия 2006г.
Рекомендации
Учитывая зависимостьтемперамента от типа нервной системы рекомендуем проводить исследованиятемпераментного профиля в совокупности с темпинг-тестом, позволяющим определитьтип нервной системы. Результаты не должны противоречить друг другу.
Так же можно предлагатьиспытуемым прохождение тестов по методу интегральной диагностики. Даннаядиагностика позволяет учитывать предпочитаемый набор методов и способовповедения личности в различных жизненных ситуациях. Результаты отражают наличиечерт разных темпераментов в наглядном виде.
Таким образом, длядостижения достоверного результата необходимо проведения тестов сразу понескольким методикам. Результаты не должны противоречить друг другу. Так жеповышение эффективности позволяет достичь с помощью шкал лжи, вписанных внесколько тестов.
Приложение
Результаты темпингтеста отражены в соответствующих таблицах в работе. Обычный методпроведения теста, когда испытуемый поочередно ставит точки на листе бумаги былизаменены на прохождение теста с помощью компьютера. Испытуемый нажимал одну иту же кнопку на клавиатуре в документе word, а после подсчитывалось число знаков. Данный методудобнее и современнее, позволяет получить «чистые» результаты.
Опросник Айзенка
Цель: Выявить особенноститемперамента исследуемой личности.
Автор предложил, что всюсовокупность описывающих человека черт можно представить посредством двухглавных факторов: экстраверсия-интроверсия и нейротизм. Первый из этих факторовпредставляет характеристику индивидуально-психологического склада человека,крайняя полоса которой соответствует ориентации личности, либо на мир внешнихобъектов (экстраверсия), либо на внутренний мир личности (интроверсия).Экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения,большая инициативность, но малая настойчивость и высокая социальнаяадаптированность.
Интровертам же, наоборот,присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, при достаточнобольшой настойчивости, склонность к самоанализу и затруднение социальнойадаптации.
Второй фактор — нейротизм- описывает некоторое свойство — состояние, характеризующее человека со стороныэмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможныхвегетативных расстройств. Чем выше показатель по этому фактору, тем более яркоепроявление неустойчивости, нервозности, плохой адаптации этого типа людей.Небольшой балл по этой шкале характеризуется чрезвычайной устойчивостью,зрелостью и прекрасной адаптированностью.
Пересечение этих двухбиполярных характеристик позволяет получить достаточно четкое отнесениечеловека к одному из четырех типов темперамента.
Инструкция: «Вампредлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаетена вопрос утвердительно (»согласен"), то поставьте знак"+", если отрицательно («не согласен»), то знак"-". Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна перваяреакция".
Текст опросника
1.        Любишь ли ты шуми суету вокруг себя?
2.        Часто ли тынуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3.        Ты всегданаходишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не науроке?
4.        Бываешь ли тыиногда сердитым, раздражительным, злишься?
5.        Часто ли у тебяменяется настроение?
6.        Тебе большенравиться быть одному, чем встречаться с другими
7.        Бывает ли такиногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8.        Всегда ли тыделаешь так, как тебе говорят?
9.        Любишь ли тыподшутить над кем-нибудь?
10.     Ты когда-нибудьчувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11.     Ты веселыйчеловек?
12.     Ты когда-нибудьнарушал правила поведения в школе?
13.     Многое лираздражает тебя?
14.     Тебе нравитсятакая работа, где надо делать все быстро?
15.     Ты переживаешьиз-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всеокончилось хорошо?
16.     Тебе можнодоверить любую тайну?
17.     Можешь ли тыразвеселить заскучавших ребят?
18.     Бывает ли такиногда, что без всякой причины сильно бьется сердце?
19.     Делаешь ли тыпервый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20.     Ты когда-нибудьговорил неправду?
21.     Сильно ли тыогорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22.     Любишь ли тырассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23.     Ты часточувствуешь себя усталым?
24.     Ты всегда делаешьсначала уроки, а потом все остальное?
25.     Ты обычно весел ивсем доволен?
26.     Обидчив ли ты?
27.     Ты очень любишьобщаться с другими ребятами?
28.     Всегда ли тывыполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29.     У тебя бываютголовокружения?
30.     Бывает ли, чтотвои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31.     Ты часточувствуешь, что тебе все надоело?
32.     Любишь ли тыхвастаться?
33.     Ты часто сидишь имолчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34.     Волнуешься ли тыиногда так, что не можешь усидеть на месте?
35.     Ты обычно быстропринимаешь решение?
36.     Ты никогда нешумишь в классе, даже когда нет учителя?
37.     Тебе часто снятсястрашные сны?
38.     Можешь ли ты датьволю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39.     Легко тебяогорчить?
40.     Случалось ли тебеплохо говорить о ком-нибудь?
41.     Верно ли, что тыобычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
42.     Если тыоказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?
43.     Тебе оченьнравятся веселые игры?
44.     Ты всегда ешь то,что тебе подают?
45.     Тебе трудноответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
46.     Ты любишь частоходить в гости?
47.     Бывают ли такиемоменты, когда тебе не хочется жить?
48.     Был ли тыкогда-нибудь груб с родителями?
49.     Считают ли тебявеселым и живым человеком?
50.     Ты часто отвлекаешься,когда делаешь уроки?
51.     Ты чаще сидишь исмотришь, чем принимаешь активное участие?
52.     Тебе обычнобывает трудно из-за разных мыслей?
53.     Бываешь ли тысовершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54.     Бывает ли, что тычувствуешь себя одиноким?
55.     Ты стесняешьсязаговаривать с незнакомыми людьми?
56.     Ты частоспохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
57.     Когда кто-нибудьиз ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58.     Бывает ли, что тыиногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59.     Ты считаешь, чтотрудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
60.     Тебе частоприходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь, не подумав?

Ответы испытуемых№ 1 2 3 1 + + + 2 + - - 3 - + + 4 + + + 5 + - - 6 - - - 7 + - - 8 - - + 9 + + + 10 + - - 11 + + + 12 + + + 13 + - + 14 + + + 15 - + + 16 - - - 17 - + + 18 - + + 19 - + + 20 + + + 21 - + + 22 - + + 23 - + + 24 - - - 25 - + + 26 - + + 27 - - + 28 - + - 29 - + + 30 - - + 31 + - + 32 + - + 33 - - - 34 + - + 35 - - + 36 + + + 37 + - + 38 - - + 39 + - + 40 + + + 41 - - + 42 + - + 43 - - - 44 - - - 45 - - + 46 - - - 47 - - - 48 + + + 49 - - - 50 - + - 51 - - - 52 - + - 53 - - - 54 - + - 55 + - - 56 - + - 57 - - - 58 - + - 59 + - - 60 - + -
Тест Шмишека
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2.Восприимчивы ли вы к обидам?
3.Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4.Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы неуспокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5.Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6.Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7.Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8.Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом ираздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9.Серьезный ли вы человек?
10.Можете ли вы сильно воодушевиться?
11.Предприимчивы ли вы?
12.Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
13.Мягкосердечный ли вы человек?
14.Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, неосталось ли оно висеть в прорези?
15.Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16.Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17.Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18.Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19.Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20.Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21.Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22.Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстногостремления?
23.Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24.Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25.Смогли бы вы убить человека?
26.Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько,что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27.Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28.Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29.Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30.Быстро ли вы можете разгневаться?
31.Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32.Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33.Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34.Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иномувопросу?
35.Влияет ли на вас вид крови?
36.Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37.Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38.Трудно ли вам входить в темный подвал?
39.Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как илюбимое вами дело?
40.Являетесь ли вы общительным человеком?
41.Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42.Убегали ли вы ребенком из дома?
43.Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44.Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, чтовы не выходили на работу?
45.Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46.Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47.Любите ли вы животных?
48.Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
49.Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственникамислучится какое-нибудь несчастье?
50.Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51.Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52.Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно груборассердит?
53.Много ли вы общаетесь?
54.Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
55.Нравится ли вам работа организаторского характера?
56.Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается многопрепятствий?
57.Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?
58.Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущимили какой-нибудь проблемой?
59.Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать утоварищей домашнее задание?
60.Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61.Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своемместе?
62.Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном инесколько часов оставаться в нем?
63.Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64.Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65.Часто ли вы смеетесь?
66.Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношенияк ним?
67.Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68.Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69.Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70.Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключенли газ и свет, закрыта ли дверь?
71.Пугливы ли вы?
72.Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин дляэтого нет?
73.Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, втеатральном кружке?
74.Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75.Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76.Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски закороткий период времени?
77.Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78.Переносители вы злость длительное время?
79.Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80.Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставилина него кляксу?
81.Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82.Часто ли вы видите страшные сны?
83.Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийсяпоезд?
84.Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85.Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86.Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87.Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88.Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полнымпроникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Опросник для изучениятемперамента Я. Стреляу
1.        Относишься ли тык людям, которые легко завязывают знакомства с другими людьми?
2.        Можешь ли тывоздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет даносоответствующее распоряжение?
3.        Достаточен ликраткий отдых для того, чтобы прошло твое утомление, вызванное работой?
4.        Можешь ли тыработать в неблагоприятных условиях?
5.        Воздерживаешьсяли ты в процессе спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?
6.        Легко ли тебевозвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?
7.        Забываешь ли ты освоем утомлении, когда поглощен работой?
8.        Можешь ли тытерпеливо ожидать момента завершения работы, которую ты поручил кому-то?
9.        Одинаково легколи ты засыпаешь, если ложишься спать в разное время?
10.     Умеешь ли ты«хранить секрет», если тебя об этом просят?
11.     Легко ли тебевозобновить работу, которую ты не выполнял в течение нескольких недель илимесяцев?
12.     Умеешь ли тытерпеливо объяснять?
13.     Любишь ли тыработу, требующую умственных усилий?
14.     Испытываешь ли тычувство сонливости и скуку в процессе выполнения монотонной работы?
15.     Легко ли тызасыпаешь после сильных переживаний?
16.     Можешь ли ты вслучае необходимости воздержаться от демонстрации своего преимущества?
17.     Ведешь ли ты себякак обычно в присутствии незнакомых людей?
18.     Легко ли тебесдержать злость или гнев?
19.     Сохраняешь ли тыприсутствие духа в случае неудач?
20.     Можешь ли ты вслучае необходимости приспособить свою манеру держаться к особенностямповедения других членов группы?
21.     Охотно ли тыберешься за выполнение ответственных функций?
22.     Меняется ли твоенастроение под влиянием окружения?
23.     Сохраняешь ли тыверу в себя в трудные минуты?
24.     Говоришь ли тытак же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для тебя важно?
25.     Остаешься ли тыспокойным в случае неожиданных изменений в распорядке дня?
26.     Быстро ли тынаходишь нужный ответ?
27.     Можешь ли тыоставаться спокойным в ожидании важного для себя решения (прием в учебноезаведение, поездка за границу)?
28.     Легко ли у тебяпроходят первые дни отпуска, каникул и т.п.?
29.     Ты находчив?
30.     С легкостью ли тыприспосабливаешь свою походку или то, как ты ешь, к тому, кто это делаетмедленнее?
31.     Быстро ли тызасыпаешь, ложась отдыхать?
32.     Охотно ли тывыступаешь на собрании, занятиях?
33.     Легко ли у тебяпортится настроение?
34.     Легко ли тебепрервать работу, которой занят?
35.     Можешь ли тыпомолчать, чтобы не мешать другим?
36.     Можешь ли ты не«поддаваться на провокацию»?
37.     Легко ли тысрабатываешься с другими людьми?
38.     Всегда ли тывзвешиваешь все «за» и «против» перед принятием важного решения?
39.     Можешь ли тыпроследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-нибудь книгу?
40.     Легко ли тебезавязать разговор с попутчиками?
41.     Можешь ли тыудержаться от вступления в спор, если знаешь, что это ни к чему не приведет?
42.     Охотно ли тыберешься за работу, требующую большой точности движений?
43.     Можешь ли тыизменить принятое решение, если мнение других не совпало с твоим?
44.     Быстро ли тыпривыкаешь к новой организации труда?
45.     Можешь ли тыпоработать ночью, если днем тоже работал?
46.     Быстро ли тычитаешь художественную литературу?
47.     Быстро ли тыотказываешься от своих планов из-за препятствий?
48.     Можешь ли тыдержать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?
49.     Легко ли тыпросыпаешься?
50.     Можешь ли тысдержаться от немедленной импульсивной реакции?
51.     Можешь ли тыработать в условиях шума?
52.     Можешь ли ты вслучае необходимости не говорить всей Правды прямо в глаза?
53.     Умеешь ли тысдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т. п.?
54.     Быстро ли тыпривыкаешь к новому окружению?
55.     Любишь ли тыразнообразие и частую смену обстановки?
56.     Достаточно литебе ночного сна для полного восстановления сил, если днем ты выполнил тяжелуюработу?
57.     Избегаешь ли тызанятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течение короткоговремени?
58.     Справляешься литы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?
59.     Ожидаешь ли ты,пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?
60.     Бросился ли бы тыв воду, чтобы спасти утопающего, если бы умел плавать?
61.     Способен ли ты кнапряженной работе (учению)?
62.     Можешь ли тывоздержаться от замечаний, если они неуместны?
63.     Придаешь ли тызначение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т. п.?
64.     Легко ли тыпереключаешься с выполнения одной деятельности на другую?
65.     Всегда ли тытщательно взвешиваешь все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?
66.     Бывает ли, что тыбурно реагируешь на чужую грубость?
67.     Легко ли тебесдержаться, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужиебумаги?
68.     Скучно ли тебевыполнять однообразные, стереотипные действия?
69.     Легко ли тебепридерживаться правил поведения в общественных местах?
70.     Умеешь ли тывоздерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений,жестикуляции?
71.     Любишь ли тыоживленную обстановку вокруг себя?
72.     Любишь ли тывыполнять работу, требующую больших усилий?
73.     В состоянии ли тыв течение длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемойдеятельности?
74.     Любишь ли тыработу (занятие), которая требует быстрых движений?
75.     Владеешь ли тысобой в трудные минуты жизни?
76.     Сразу ли тывстаешь после того, как проснешься?
77.     Можешь ли ты,выполнив порученную тебе работу, терпеливо ждать, когда окончат работу другие?
78.     Действуешь ли тытак же уверенно, как всегда, после того как увидел что-то неприятное (досадное,обидное)?
79.     Быстро ли тыпросматриваешь ежедневную прессу?
80.     Случается ли, чтоты говоришь так быстро, что тебя трудно понять?
81.     Можешь ли тынормально работать, если не выспался?
82.     Можешь ли тыработать длительное время без перерыва?
83.     Можешь ли тыработать, если у тебя болит голова, зубы и т.п.?
84.     Можешь ли тыдовести спокойно свою работу до конца, когда знаешь, что твои товарищи ждуттебя или развлекаются?
85.     Быстро ли тыотвечаешь на неожиданные вопросы?
86.     Быстро ли тыговоришь?
87.     Можешь ли тыспокойно работать, если должны прийти гости?
88.     Легко ли тыменяешь свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?
89.     Терпелив ли ты?
90.     Можешь ли тыприспособиться к темпу работы человека, который гораздо медлительнее тебя?
91.     Можешь ли тыорганизовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнитьнесколько совместимых друг с другом дел?
92.     Меняется ли твоемрачное настроение в веселой компании?
93.     Можешь ли ты безособого напряжения одновременно делать несколько дел?
94.     Сохраняешь ли тыприсутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?
95.     Любишь ли тыработу, выполнение которой требует большой точности движений?
96.     Сохраняешь ли тыприсутствие духа, если страдает близкий тебе человек?
97.     Полагаешься ли тына себя в трудных ситуациях?
98.     Чувствуешь ли тысебя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?
99.     Можешь ли тысразу же прервать разговор, если этого требует ситуация (например, началосеанса, собрания, лекции)?
100.    Легко ли ты приспосабливаешься ктому, как работают другие?
101.    Любишь ли ты часто менять видзанятий?
102.    Стремишься ли ты взять инициативу всвои руки, если происходит что-то неожиданное?
103.    Удерживаешься ли ты от смеха внеподходящий момент?
104.    Сразу ли ты полностью включаешься вработу?
105.    Выступаешь ли ты против того, с чемне согласен?
106.    Можешь ли ты справиться с состояниемвременной депрессии?
107.    Засыпаешь ли ты как обычно, еслисильно утомлен умственной работой?
108.    Можешь ли ты долго ждать, нераздражаясь (например, в очереди)?
109.    Воздерживаешься ли ты отвмешательства, если знаешь, что оно ни к чему не приведет?
110.    Можешь ли ты хладнокровно подыскиватьаргументы в процессе бурного спора?
111.    Сразу ли ты находишь нужное решениепри неожиданном изменении ситуации?
112.    Можешь ли ты не шуметь, если тебяпросят об этом?
113.    Без особых ли уговоров тысоглашаешься на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?
114.    Можешь ли ты работать с большимнапряжением сил, интенсивно?
115.    Охотно ли ты меняешь место отдыха,развлечений?
116.    Трудно ли тебе приспособиться кновому распорядку дня?
117.    Спешишь ли ты с помощью в случаенеожиданных происшествий?
118.    Удерживаешься ли ты от ненужныхвозгласов или жестов, наблюдая спортивные соревнования, выступления в цирке ит. п.?
119.    Любишь ли ты работу (занятия), гдеприходится разговаривать со многими людьми?
120.    Контролируешь ли ты выражение своеголица (гримасы, ироническая улыбка и др.)?
121.    Нравится ли тебе работа, требующаяактивных физических упражнений?
122.    Считаешь ли ты себя человекомотважным?
123.    Меняется ли у тебя голос (трудно литебе говорить) в необычной ситуации?
124.    Умеешь ли ты справиться с желаниемвсе бросить в случае неудачи?
125.    Можешь ли ты в течение длительноговремени сидеть (стоять) спокойно, если тебя просят об этом?
126.    В состоянии ли ты сдерживать свойсмех, если знаешь, что это может кого-то задеть?
127.    Легко ли твое грустное настроениесменяется радостным?
128.    Трудно ли тебя вывести из равновесия?
129.    Легко ли тебе соблюдать все принятыев твоем окружении условности?
130.    Любишь ли ты выступать публично?
131.    Приступаешь ли ты к работе сразу, бездлительной подготовки?
132.    Готов ли ты спешить на помощь,подвергая риску собственную жизнь?
133.    Энергичны ли твои движения?
134.    Охотно ли ты берешься заответственную работу?№ 1 2 3 1 + 2 + 3 + - + 4 + - + 5 + 6 + 7 + - + 8 + 9 + 10 + - 11 + 12 + - 13 + - - 14 + 15 + - - 16 + - 17 + - - 18 - + 19 - - 20 - + 21 - - 22 - - + 23 - - 24 - - 25 - + + 26 - - + 27 + - 28 - - + 29 - - + 30 + + - 31 - - + 32 - - + 33 - + + 34 - + + 35 + + + 36 + + 37 + + + 38 + + 39 - - + 40 - + + 41 - + + 42 + + 43 - + + 44 - + + 45 - - + 46 - - + 47 - + + 48 + + 49 - - + 50 + - 51 + + 52 + - 53 + - 54 - - + 55 - - + 56 - - 57 - + + 58 - - + 59 + + - 60 - - + 61 - - + 62 + - - 63 - + + 64 - - - 65 + - - 66 - - + 67 + - + 68 - - - 69 + - + 70 - - + 71 - - - 72 - - + 73 + + - 74 - - - 75 - - + 76 - + - 77 - + + 78 + + - 79 - + - 80 + + - 81 + + - 82 + + - 83 + + - 84 - - - 85 + + - 86 + - - 87 - - - 88 - - - 89 - - - 90 - - - 91 - - - 92 - - - 93 - - - 94 - + 95 - - - 96 - - - 97 - + 98 - + 99 - - - 100 - + - 101 - - 102 + 103 - - - 104 - - 105 - + + 106 - + + 107 + - 108 - - - 109 - - - 110 - - - 111 - - - 112 - - - 113 - + + 114 - + 115 - - - 116 + - + 117 - + 118 - - - 119 - - - 120 - - 121 + - 122 - + - 123 + - 124 - + - 125 - - - 126 - - - 127 - - - 128 + + 129 + - - 130 - + + 131 - - - 132 - + + 133 - + + 134 - -


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.