Реферат по предмету "Психология"


Изучение основных закономерностей познавательных процессов в период взрослости

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА

Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Курсовая работа по общей психологии
 
 
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВНИМАНИЕ,РЕЧЬ) В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ.

МОСКВА 2004

План:
 
Введение
Глава 1. Основные теории изучения познавательныхпроцессов
 1.1 Основные теории изучения памяти
 1.2 Основные теории изучения мышления
 1.3 Основные теории изучения ощущения
 1.4 Основные теории изучения восприятия
 1.5 Основные теории изучения воображения
 1.6 Основные теории изучениявнимания
 1.7 Основные теории изучения речи
Глава 2. Экспериментальная часть
 2.1 Экспериментальное изучение памяти
 2.1.1. Цели, гипотезы и задачиисследования основных познавательных процессов (память)
 2.1.2. Методика исследования памяти.
 2.1.3. Результатисследования
 2.2 Экспериментальное изучениемышления.
 2.2.1. Цели, гипотезы и задачиисследования основных познавательных процессов (мышление)
 2.2.2. Методика исследованиямышления
 2.2.3. Результаты исследования
Заключение
Библиография

Введение
 
Психические процессы: восприятие, внимание,воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компо­ненты любойчеловеческой деятельности. Для того чтобы удов­летворять свои потребности,общаться, играть, учиться и тру­диться, человек должен воспринимать мир,обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, пред­ставлятьто, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельностьневозможна, они высту­пают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участ­вуютв деятельности, они в ней развиваются и сами представля­ют собой особые видыдеятельности.
Восприятие в процессе практической деятельностиприобре­тает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности фор­мируютсяего основные виды: восприятие глубины, направле­ния и скорости движения,времени и пространства. Практиче­ское манипулирование ребенка с объемными,близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы ипространство имеют определенные измерения: ширину, вы­соту, глубину. Врезультате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движенияруки и глаза, сопро­вождаемые синергическими, координированными сокращени­ямиопределенных групп мышц, способствуют становлению вос­приятия движения и егонаправления. Изменения скорости дви­жущихся объектов автоматическивоспроизводятся в ускорени­ях и замедлениях сокращений определенных групп мышц,и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, че­ловекне в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало вопыте, не было элементом, предме­том, условием или моментом какой-либодеятельности. Факту­ра воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опытапрактической деятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем кдвум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению.Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого родамнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные напод­готовку материала к лучшему его запоминанию. Это — структу­рирование,осмысление, ассоциирование материала с извест­ными фактами, включениеразнообразных предметов и движе­ний в процесс запоминания и т.п.
Припоминание также предполагает выполнение определен­ныхдействий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный впамяти материал. Известно, что со­знательное воспроизведение деятельности, входе которой не­кий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.
Мышление в ряде своих форм идентично практической дея­тельности(так называемое «ручное», или практическое, мыш­ление). В более развитых формах— образной и логической — Деятельностный момент выступает в нем в видевнутренних, Целительных действий и операций. Речь также представляет собойособого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуютсясловосочетанием «речевая деятельность». «По­скольку внутренние психическиепроцессы у человека обнаружи­вают то же строение, что и внешние действия, естьвсе основа­ния говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии».
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. пси­хические,процессы, называемые высшими психическими фун­кциями, по происхождению иструктуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории,утвержда­ющие, что психические процессы можно формировать через ор­ганизованнуюпо особым правилам внешнюю деятельность (те­ория поэтапного формированияумственных действий, подроб­но рассматриваемая во второй книге учебника).Внешняя дея­тельность в результате ее специальных преобразований, направ­ленныхна сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки,постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация).Такими интериоризованными психическими процессами являются произволь­ные иопосредствованные речью познавательные процессы: вос­приятие, внимание,воображение, память и мышление.
С другой стороны, ни один из названныхпсихических про­цессов не протекает как чисто внутренний и обязательно вклю­чаеткакие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зри­тельное восприятие,например, неразрывно связано с движе­ниями глаз, осязание — с движениями рук,внимание — с мы­шечными сокращениями, определяющими его сосредоточен­ность,переключаемость и рассеянность. При решении челове­ком задач почти всегдаработает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортании лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность — это соеди­нениевнутренних и внешних, психических и поведенческих дей­ствий и операций.

Глава 1. Основные теории изученияпознавательных процессов
 
1.1  Основные теории изучение памяти
Впечатления,которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. Она лежит в основеспособностей человека, является усло­вием научения, приобретения знаний,формирования умений и на­выков. Без памяти невозможно нормальноефункционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, еесовершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества безпостоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить какспособность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помняо том, что с ним бы­ло, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше,так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы без­возвратноутрачивалось.
Память есть увсех живых существ, но наиболее высокого уров­ня своего развития она достигаету человека. У до человеческих организмов, есть только два вида памяти:генетическая и механическая, первая проявляется в передаче генетическим путемиз поколения в поколе­ние жизненно необходимых, биологических, психологическихи по­веденческих свойств. Вторая выступает в форме способности к на­учению, кприобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигдесохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
У человекаесть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в видетекстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагатьсятолько на свои органические возможности, так как главные средствасовершенствования памяти на хранения необходимой информации находятся вне его иодновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средствапрактически бесконечно, не меняя своей собственной при­роды. У человека естьтри вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных:произвольная, логи­ческая и опосредствованная. Первая связана с широким волевымконтролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — сиспользованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленныхв виде предметов материальной и духовной культуры. Память можно определить какспособность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть нечто иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый впроцессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, еесовершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества безпостоянного улучшения этой функции немыслим.
Существуетнесколько оснований для классификации видов чело­веческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохра­нения материала:
1.        Мгновенная– (0,1-0,5сек) – удержание точной и полной картины только что воспринятогоорганами чувств информации (память – образа).
2.        Кратковременная– (до 20сек) – представляет собой способ хранения информации в течениикороткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементыобраза. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация котораяпривлекает к себе повышенное внимание.
3.        Оперативная– (до нескольких дней) хранение информации в течении определенного, за ранеезаданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачейвставшей перед человеком.
4.        Долговременная(неограниченно) — хранение информации в неограниченном промежутке времени.Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
Другое — попреобладающему в процессах запо­минания, сохранения и воспроизведения материалаанализатору:
1.        Генетическая- информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится понаследству.
2.        Зрительная- сохранение и воспроизведение зрительных образов.
3.        Слуховая- запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
4.        Двигательная- запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточнойточностью многообразных сложных движений.
5.        Эмоциональная- память на переживания, то что у человека вызывает эмоциональные переживания,запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
6.        Осязательная,обонятельная, вкусовая … — удовлетворение биологических потребностей илипотребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеруучастия воли в процессах память делится на:
1.        Непроизвольноезапоминание — происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека,без постановки перед ним специальной мнемической задачи.
2.        Произвольноезапоминание — процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. Приусловии наличия мнемической задачи.
Память улюдей различается по многим параметрам. Они бывают количественные икачественные. К количественным характеристикам относятся скорость,прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различиякасаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой,эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые»виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайнередки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниямизрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являютсязрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.
Наибольшегоразвития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всегоиспользуются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональнаядеятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая илогическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров иврачей хорошо развита память на лица.
Основательпсихоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания,которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из такихвесьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силойвнутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что вомногих случаях забывания в его основе лежит мотив нежела­ния помнить. С такимутверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такоймеханизм забывания не ра­ботает. Примерами мотивированного забывания, по 3.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладываеткуда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах,чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.Склонность к забыванию не приятного действительно широко распространена вжизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений иобещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями,порождающими отри­цательные эмоциональные переживания.
Исследованиямипамяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук: психологии,биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В каждой из этих науксуществуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти,своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки,вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют другдруга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочныхявлений человеческой пси­хологии.
Собственнопсихологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического,биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологическихтеорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени,была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разра­батывалась вXVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англиии в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи меж­дуотдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается каксложная система кратковременных и долгов ременных, более или менее устойчивыхассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственнойблизости. Бла­годаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этимзаконом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бес­смысленныхслогов, забывание после первого безошибочного повто­рения серии таких слоговидет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всейполученной информа­ции, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа перво­начальновыученных слогов.
Со временемассоциативная теория столкнулась с рядом трудно­разрешимых проблем, основной изкоторых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциацииобразуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся вмозгу человека выбирает всегда определенную информацию. Понадо­билось ввести втеоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющийцеленаправленный характер соот­ветствующих процессов.
В конце XIXв. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходнымпонятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимообъяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а ихизначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формированиягештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В руследанной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, егодоведение до целостности, организации в систему при запоминании ивоспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессахпамяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательностьмнемических процессов).
Вотечественной психологии преимущественное развитие полу­чило направление визучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. Вконтексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности,включаю­щей систему теоретических и практических действий, подчиненных решениюмнемической задачи — запоминания, сохранения и воспро­изведения разнообразнойинформации. Здесь внимательно исследу­ется состав мнемических действий иопераций, зависимость продук­тивности памяти от того, какое место в структурезанимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная про­дуктивностьпроизвольного и непроизвольного запоминания в зависи­мости от организациимнемической деятельности. Начало изучению памяти как деятельности было положенорабо­тами французских ученых, в частности Л. Жане. Он одним из первых сталтрактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание,переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказанасоциальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость отпрактической деятельности человека. У нас в стране эта концепция получила своедальнейшее разви­тие в культурно-исторической теории происхождения высших психи­ческихфункций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти,особенно произвольной и непроизвольной, непо­средственной и опосредствованной.Согласно деятельностной тео­рии памяти, образование связей-ассоциаций междуразличными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведениематериала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе егомнемической обработки.
1.2  Основные теории изучение мышления
Мышление — это высший познавательный процесс. Его итогом является не образ, а некотораямысль, идея (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболееобщих и существенных особенностях) — это особого рода теоретическая ипрактическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий иопераций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного ипознавательного характера. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределычувственно данного, расши­ряет границы познания. В мышлении на основе сенсорнойинформа­ции делаются определенные теоретические и практические выводы. Оноотражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но иопределяет связи, существующие между ними, ко­торые чаще всего непосредственно,в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между нимиотражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Напрактике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримоприсутствует во всех других познаватель­ных процессах: в восприятии, внимании,воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны смышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет ихуровень развития.
 Психологиявыделяет следующие виды мышления:
Теоретическоепонятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решениязадачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имеядела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищетрешение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями,полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях,умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научныхтеоретических иссле­дований.
Теоретическоеобразное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесьиспользует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения илиумозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, илитвор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работникилитературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуютсятак, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­ретьрешение интересующей его задачи.
Отличительнаяособенность следующего вида мышления — наг­лядно-образного — состоит втом, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятиеммыслящим человеком окру­жающей действительности и без него совершаться неможет. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а саминеобходимые для мышления образы представлены в его кратковре­менной иоперативной памяти (в отличие от этого образы для теоре­тического образногомышления извлекаются из долговременной па­мяти и затем преобразуются).
Последний извидов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается втом, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразова­тельнуюдеятельность, осуществляемую человеком с реальными пред­метами. Основнымусловием решения задачи в данном случае явля­ются правильные действия ссоответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей,занятых реальным производственным трудом, результатом которого являетсясоздание какого-либо конкретного материального продукта.
Заметим, чтоперечисленные виды мышления выступают одно­временно и как уровни его развития.Теоретическое мышление счи­тается более совершенным, чем практическое, апонятийное пред­ставляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Вжитейской практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное мышлениевстречается у людей, занятых реальным производственным трудом, анаглядно-образное – у людей, которым приходится принимать решение о предметах своейдеятельности, только наблю­дая за ними, но непосредственно их не касаясь.Теоретическое понятийное мышление – это мышление ученого. Доминирующее свойствомышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго довыделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейскойпрактике. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия ихвнутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется припомощи операций мышления — анализа и синтеза. Анализ-это рас­членениепредмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы споследующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитическизаданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуютболее глубокому познанию действительности.
На основе изложенногоможно сделать вывод, что мышление – это процесс производства умозаключений слогическими операциями над ними. Почти так, но в этот процесс, изменяя его,вмешиваются эмоции. Эмоции, впрочем, способны не только искажать, но истимулировать мышление. Из жизни известны примеры того, как под влияниемэмоционального подъема человек оказывался способен на неожиданные, неординарныерешения проблем. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты на­хождениячеловеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую ирегулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении(эмоциональной, сигнальной фик­сации) некоторой зоны оптимального поиска, впределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоцийв мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужногорешения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляютего, если интуиция подсказывает, что из­бранный ход направления мысли ошибочен.
Теории,объясняющие процесс мышления, можно разделить на 2 большие группы: те, которыеисходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяю­щихся подвлиянием жизненного опыта интеллектуальных способ­ностей, и те, в основу которыхположено представление о том, что умственные способности человека в основномформируются и разви­ваются прижизненно.
Идея заранеесуществующих интеллектуальных способнос­тей — задатков — характерна для многихработ в области мышле­ния, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболееотчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которойспособность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальнойдействительности и есть основа интеллекта. В современной психологии влияниеидей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, чтомышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детермини­рованнойзадачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следуетмысль, не имеющая внешней опоры, назы­вают схемой. Предполагается, что схемарождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли,придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема неесть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, котороепроисходит за счет усвое­ния логики, средств управления мыслью. Если некотораясхема используется довольно часто без особых изменений, то она превра­щается вавтоматизированный навык мышления, в умственную операцию.
 Другиеконцепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственныхспособностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Ониобъясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннегоразвития субъекта или взаимодействия того и другого.
1.3  Основные теории изучение ощущений
Ощущение –отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органычувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущениймногообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д.Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Ощущение — простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемыйили неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработкиего центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешнейили внутренней среде. С житейской точки зрения трудно представить себе что-тоболее естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета…Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое.Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике дляних нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определениеощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективнопредставленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на егоповедение продукт переработки центральной нервной системой значимыхраздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность кощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что жекасается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющихголовной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, чтопри торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы,временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или спомощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместес ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно восприниматьмир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненныхнарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основепервичной раздражимости, представляющей собой свойство живой ма­терииизбирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменениемсвоего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождениюощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, снеобходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная рольощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральнойнервной системы как главного органа управления деятельностью сведения осостоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимыхфакторов.
Существуетопределенная классификация ощущений.
 1. Взависимости от видов стимулов-раздражителей: — проприоцептивные — даютинформацию о мышечной системе
 -интероцептивные -дают информацию о состоянии внутренних органов, — специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрациии т.д.
 2. Взависимости от энергии, воспринимаемой стимулами- раздражителями различаютзрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные и т.д.
Ощущенияподдаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры испорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.
1.4  Основные теории изучение восприятия
Восприятие –сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражениеобъективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственногоотражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различениеотдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания,адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие –осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью)синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений,который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается входе активного их отражения.
 Способностьиметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом.Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек ивысшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Ощущение ивосприятие-это два понятия тесно связанные друг с другом, однако между нимисуществует и разница. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются каксвойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне инезависимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое соформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причемдаже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемоесвойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случаеэто ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту,ассоциируется с ним).
Еще одноотличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогомвозникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости,громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как врезультате восприятия складывается образ, включающий комплекс различныхвзаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету,явлению, процессу…
Психологивыделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность,константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основныесвойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
 1. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных другс другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающихсвойствами, вызывающими данные ощущения.
 2. Целостностьвосприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан вполностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленнодостраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набораэлементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предметачеловеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
 3.Константностьопределяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными поформе, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихсяфизических условий восприятия.
 4.Категориальностьчеловеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер,и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим копределенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемомпредмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного классаи выраженные в объеме и содержании этого понятия.
В житейскомпонимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности,константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; онипостепенно складываются в жизненном опыте.
1.5  Основные теории изучение воображения
 
Воображение –особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психическихпроцессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность,состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом невоспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающеевоображение и творческое воображение.
До сих порученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна толькодля человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодарявоображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляетею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющемучеловеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственноговмешательства практических действий.
От восприятиявоображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности,в них есть элементы фантазии, вымысла. В разные отрезки времени одно и тожепредставление может пребывать в разных областях сознания.
Восприятие определяетсячетырьмя видами:
Активное
Пассивное
Продуктивное
Репродуктивное возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания.
действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется)
воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)
Представлениеразделяют
· пофункционированию ведущего органа чувств — зрительные — двигательные — и др.
· посодержанию — технические — топографические — музыкальные — и др.
Для успешногоразвития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес кконкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чемчаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивноеповторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствамиформирования зрительных, двигательных, а также схематических представленийучащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.
Дляисследования познавательной роли воображения необходимо выяснить егоособенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что онотесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство являетсяпричиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения какособой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявитьдействительную природу воображения.
Обратимся копределениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что“воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельныхвпечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежденакопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение нашихвпечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельностивозникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно,самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
Такимобразом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новыхобразов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразованиесовершается при органическом единстве чувственного и рационального.
1.6 Основныетеории изучения внимания
 
Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенныйобъект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное),когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, котороеможет быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий моментвремени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознанияобъекты различных деятельностей), возможность переключения.
Внимание –один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права насамостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия.Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания несуществует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другогопсихического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что вниманиепредставляет собой вполне независимое психическое состояние человека,специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Вниманиеможно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующеединамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательногоили бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств,и игнорирования другой.
Вниманиечеловека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость–способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком– либо объекте.
Сосредоточенность–способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлеченииот других.
Переключаемость–перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение–способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельновыполняя несколько видов деятельности.
Объем – размер информациикоторую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.
Внимание, каки все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первыепредставлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание учеловека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходитвзаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
 
1.7 Основныетеории изучение речи
 
Речь –совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – одиниз видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка дляобщения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процессговорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,фиксируемые памятью или письмом).
Благодаряречи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясьличным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большейстепени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого,непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие,внимание, воображение, память и мышление.
Речьлюдей в зависимости от различных условий приобрета­ет своеобразные особенности.Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнююи внут­реннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередьустная речь бывает монологической и диалоги­ческой.
Внешняяречь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух,не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак—доступность восприятию(слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этойцелью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковуюразговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своимипсихологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимаетслушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующемучитателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное толькочерез некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, неподдерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущими читающим создает определенные трудности в построе­нии письменной речи.Пишущий лишен возможности использо­вать выразительные средства (интонацию,мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя­ютв полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Такчто письменная речь обычно менее вырази­тельна, чем устная. Кроме, того,письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной,т. е. обрабо­танной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специаль­ноевнимание,
Нописьменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускаетдлительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как вустной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Еслиознакомиться, например, с черновыми рукопися­ми Л. Н. Толстого или А. С.Пушкина, то поражает их необык­новенно тщательная и требовательная работа пословесному выра­жению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и вжизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ееоснове. Значение письменной речи чрезвы­чайно велико. Именно в ней закрепленвесь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменностидостижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поко­лению.
Взависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической,либо монологической речи.
Диалогическаяречь — это разговор, беседа двух или несколь­ких лиц, которые говорятпопеременно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь непланируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и еерезультаты в зна­чительной степени определяются высказываниями ее участников,их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседуорганизуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носитцеленаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).
Монологическаяречь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя вразговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое местои проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. Кмонологическим формам речи относятся лек­ции, доклады, выступления насобраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярковыраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности—до­стигнутьнеобходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо.В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связногоизложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Внутренняяречь—это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступнавосприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения.Внутренняя речь—сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Онаочень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных,развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова(подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственноймысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес­ныхформулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, втех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления. Трудности,которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную емусамому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутреннейречи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной для других.
Неправильнои противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, чтомышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считаютнекоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мне­ниеошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языкахсотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы(слова с одина­ковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ»,«реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать раз­ные мысли,разные понятия.

Глава 2. Экспериментальнаячасть
 
2.1экспериментальное изучение памяти
 
2.1.1цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов (память)
Основная цель моегопервого эксперимента выявить преобладающий тип памяти у испытуемых. Какизвестно каждый человек обладает слуховой, зрительной, двигательной памятью.
 Слуховаяпамять — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляетсловесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью илогикой.
Двигательнаяпамять представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости ивоспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Онаучаствует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примеромдвигательной памяти является рукописное воспроизведение текста,подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученныхсимволов.
Зрительная память связанас сохранением и воспроизведением зрительных образов хорошей зрительной памятьюобладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение продолжительноговремени видеть воспринятую картину в своём воображении после того, как онаперестала воздействовать на органы чувств.
 Кроме слуховой,зрительной и двигательной памяти существует такой вид памяти как эмоциональный.Это память на переживания. Она учувствует в работе всех видов памяти, ноособенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памятиоснована прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональныепереживания запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
 Основной целью моеговторого эксперимента является определение на сколько хорошо у человека развитаэмоциональная память, то есть определить коэффициент эмоциональной памяти.
Согласно нормам этотпоказатель должен быть 25-75%.
2.1.2. Методика исследования памяти.
Испытуемые.
Дляпервого эксперимента я выбрал троих испытуемых:Номер испытуемого пол возраст Профессиональная принадлежность Семейное положение 1 Мужской 25 Военнослужащий Женат 2 Женский 27 Косметолог Замужем 3 Мужской 25 Инженер Женат
Используемыеметодики.
Методика №1.Тип памяти. Данная методика предназначена для определения преобладающего типапамяти.
Методика №2. Объёмаэмоциональной памяти. Даная методика предназначена для оценки эмоциональнойпамяти и её объёма.
Использованнаялитература:
1.       Столяренко Л.Д.«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ» Р\Д 2003г.
 2. « Практическаяпсихология в тестах или как научиться понимать себя и других» М-2001г.
Аппаратура
В данных экспериментах аппаратура не использовалась.
Процедура проведения эксперимента
Эксперимент №1 «Тип памяти»
Данный тест состоит из3-ех частей, между частями перерыв 10 мин. прочитать инструкцию по всем 3-емчастям добиться понимания, собрать бланки ответов, проанализировать ответы.
 
 Инструкция: « 1) Вамбудут прочитаны 10 слов, вы их должны записать на бумаге.
Слова: утро, серебро,ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
 2) Вам раздадут бланки с10 словами, вы их должны прочитать про себя, перевернуть бланк ответов изаписать запомнившиеся слова.
Слова: жук, трамвай,топор, ветер, завод, рыба, рука, дерево, веселье, книга.
3)Вам будут зачитаныслова, вы их про себя проговариваете, одновременно записываете их пальцем ввоздухе.
Слова: цвет, собака,колесо, окно, дорога, спичка, котел, вода, щетка, лампа.»
Оценка результатов: по каждой части теста подсчитываетсякоэффициент типа памяти />/>, где /> — кол-во правильновоспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к 1 тем лучше развит данный типпамяти. Сделать вывод: какой тип памяти наиболее развит (слуховоезапоминание, зрительное, двигательное)
Эксперимент №2 «Объем эмоциональной памяти»
Экспериментатор читаетслова чётко, монотонно, с паузой в две секунды. После окончания чтения через 10секунд предложить вспомнить слова и записать их. Затем необходимо собратьбланки ответов и проанализировать их.
 Инструкция: «Сейчас вам будет представлен список из 45 слов,слушайте их внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов. По моейкоманде вы запишите все слова, которые запомнили.»
Слова:
1) бумага (0) 12) дверь(0) 23) боль (-) 34) унижение (-)
2) подарок (+) 13)красота (+) 24) стол (0) 35) сплетни (-)
3) скука (-) 14) чернила(0) 25) краска (0) 36) каникулы (+)
4) потолок (0) 15)неприятность (-) 26) строка (0) 37) окно (0)
5) танцы (+) 16) победа(+) 27) горе (-) 38) премия (+)
6) выговор (-) 17) стена(0) 28) любовь (+) 39) потеря (-)
7) лампа (0) 18) обида(-) 29) цифра (0) 40) праздник (+)
8) печаль (-) 19)карандаш (0) 30) несчастье (-) 41) здание (0)
9) дружба (+) 20)благодарность (+) 31) музыка (+) 42) счастье (+)
10) злоба (-) 21) ссора(-) 32) тоска (-) 43) радость (+)
11) удача (+) 22) буква(0) 33) тетрадь (0) 44) обман (-)
 45) веселье (+)
Оценка результатов:подчитывается общее количество запомненных слов, крометого, экспериментатор обращает внимание, слова какой модальности больше всегозапоминает испытуемый. Далее подчитывается коэффициент эмоциональной памяти />, где; А-количество всехзапомненных слов, Б – все слова произнесенные экспериментатором.
от 0-25% низкий уровеньэмоциональной памяти;
от 25-75% норма;
от 75-100% высокийуровень памяти;
Сделать вывод: какой объем эмоциональной памяти уиспытуемого.
 
2.1.3. Результат исследования
Результатыисследования представлены в виде протоколов (смотри приложения 1,2)
2.2экспериментальное изучение мышления.
 
2.2.1.цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов(мышление)
 Основная цель моего экспериментаопределить насколько развито понятийное мышления у разных людей. Как известно,мышление –это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающаясистему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского,преобразовательного и познавательного характера. Существует несколько видовмышления. В данном эксперименте мы будем рассматривать теоретическое понятийное мышление.
Теоретическоепонятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессерешения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственноне имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет иищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями,полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях,умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научныхтеоретических иссле­дований.
2.2.2  Методика исследования мышления.
Испытуемые.
Дляэксперимента я выбрал троих испытуемых:Номер испытуемого пол возраст Профессиональная принадлежность Семейное положение 1 Мужской 25 Военнослужащий Женат 2 Женский 27 Косметолог Замужем 3 Мужской 25 Инженер Женат
Используемыеметодики.
Тест«Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий». Данный методраскрывает уровень понятийного мышления у человека.
Использованнаялитература:
1.СтоляренкоЛ.Д. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ» Р\Д 2003г.
2.«Практическая психологияв тестах или как научиться понимать себя и других» М-2001г.
Аппаратура
В данных экспериментах аппаратура не использовалась.
Процедура проведения эксперимента
В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой изкоторых присущи определенные отношения. Например: «Овца — стадо» — часть ицелое, «Малина — ягода» — определение, «Море — океан» — различаются вколичественном отношении, и т. д… В части «Материал» расположены пары слов,принцип свя­зи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образ­цов. Например:«Глава — роман» аналогично «Овца — стадо» (указать номер аналогичного образца:«Глава — роман» — 1).
Образец: 1. Овца — стадо
2.Малина — ягода
3.Море — океан
4.Свет — темнота
5.Отравление — смерть
6.Враг — неприятель
МАТЕРИАЛ:
1.Испуг — бегство   11. Десять — число
2.Физика — наука    12.Праздность — безделье
3.Правильно — верно       13.Глава — роман
4.Грядка — огород  14.Покой — движение
5.Похвала — брань 15.Бережливость — скупость
6.Пара — два 16. Прохлада— мороз
7.Слово — фраза     17.Обман — недоверие
8.Бодрость — вялость 18.Пение — искусство
9.Свобода — независимость 19.Капля — дождь
10.Месть — поджог 20. Радость — печаль
«Ключ» иинтерпретация результатов представлены в виде таблиц:Предъявленные пары слов Правильный ответ Испуг — бегство 5 Физика — наука 2 Правильно — верно 6 Грядка — огород 1 Похвала — брань 4 Пара — два 6 Слово — фраза 1 Бодрость — вялость 4 Свобода — независимость 6 Месть — поджог 5 Десять — число 2 Праздность — безделье 6 Глава — роман 1 Покой — движение 4 Бережливость — скупость 3 Прохлада — мороз 3 Обман — недоверие 5 Пение — искусство 2 Капля — дождь 1 Радость — печаль 4
Оценкарезультатов: подсчитывается количество ошибок и соответственно проставляютсябаллы.Количество ошибок Баллы Уровень развития понятийного мышления 5 Очень высокий уровень логически-понятийного мышления 1 4 Хороший уровень, выше, чем у большинства людей 2 3+ Хорошая норма большинства людей 3-4 3 Средняя норма 5-6 3- Низкая норма 7 и более 2 Ниже среднего уровня понятийного мышления
Вывод: на основании полученныхрезультатов делают вывод о том, на сколько развито понятийное мышление учеловека.
 
2.2.3. Результат исследования
Результатыисследования представлены в виде протоколов (смотри приложения 3)

Заключение.
 
Подводя итог проведенноймной научной работы можно сделать следующие выводы:
1.        Важнейшим компонентомлюбой человеческой деятельности выступают психические процессы. Психическиепроцессы являются высшими психическими функциями по происхождению и структуре.
2.         В понятие«психические процессы» входят следующие виды деятельности – восприятие,внимание, воображение, память, мышление, ощущение, речь.
Мышление — теоретическаяи практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий иопераций ориентировочно — исследовательского и познавательного характера.
Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации,обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающеммире.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результатевоздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенныйобъект.
Память – этопроцесс сохранения и закрепления впечатлений, которые человек получает обокружающем мире.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно отостальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточноеположение между восприятием, мышлением и памятью.
Речь — один из видов коммуникативной деятельности человекаиспользование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
3.        Исследованиямипсихических процессов во все времена занимались представители разных наук:психология, биология, медицины, генетики и других наук. На базе их учений, былиразработаны теории объясняющие природу психических процессов. На основе этихтеорий были разработаны методики, которые предназначены для выявления иизмерения индивидуально психологических особенностей личности. В настоящеевремя эти методики приобрели широкую практическую значимость в разных сферахчеловеческой деятельности.
В ходе выполнения научнойработы я более подробно рассмотрел такие познавательные процессы как мышление ипамять. Как известно уровень развития тех или иных психических процессов у всехлюдей разный. В экспериментальной части своей работы я при помощи различныхметодик практически доказал, что: 1) каждый человек обладает несколькими типамипамяти (зрительный, слуховой, двигательный и т.д.), однако преобладающим, какправило, является лишь один. 2) объём памяти также являются индивидуальнойособенностью индивида. 3) люди обладают разными типами мышления, а уровеньразвития мышления зависит от многих факторов.

Библиография
 
1. Немов Р.С. Психология:учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн — 4-е изд.-М.: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС,2003-Кн.1: общие основы психологии
2. Основы психологии:Практикум /Ред.-сост.Л.Д. Столяренко Изд-е 4-е., доп.и переработ.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс»,2003
3. Практическаяпсихология в тестах или как научиться понимать себя и других М-2001г.
4. Ануфриев А.Ф. Научноеисследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89,2002
5. Практикум повозрастной психологии: Учеб. пособие/под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко,-СПб.:Речь,2002
6. Краткийпсихологический словарь.- М.,1985


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка дидактического материала по творческому проекту
Реферат Развитие педагогической мысли и школьной практики в России в 40-60 гг. XVIII в.
Реферат Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в раннем детстве
Реферат Разработка лабораторно-практических работ по технологии
Реферат Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников
Реферат Роль семьи в формировании познавательного интереса
Реферат Разработка одежды - блузка. Тесты и тестовые задания
Реферат Зарубежная практика налогообложения недвижимости
Реферат Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
Реферат А. Первая буква слова "астрология", и первая буква почти во всех мировых алфавитах
Реферат Сальмонеллез гастроинтестинальная форма гастроэнтеритический вариант среднетяжелое течение
Реферат Роль развивающих игр в развитии способностей ребенка
Реферат Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании будущего специалиста
Реферат Разработка двух уроков по истории Великобритании
Реферат Роль вчителя іноземної мови в здійсненні навчально–виховного процесу в середній навчальних закладах