Реферат по предмету "Психология"


Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГОУНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.Э. БАУМАНА
Межвузовский инженерно-педагогический факультет
Кафедра психологии профессиональной деятельности и
управления непрерывным педагогическим образованием
Дипломная работа на тему
«Изучение межличностных отношений будущих специалистов –педагогов в период обучения»
(на примере прохождения педагогической практики студентамиМИПФ)
Калуга

ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействиечеловека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений,которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективныеотношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества,взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе.Отражением этих объективных отношений между членами группы являютсясубъективные межличностные отношения.
Основнойпуть исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы– это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействиялюдей, входящих в состав данной группы.
Темаданной дипломной работы очень актуальна, так как межличностные отношениявыступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценноеформирование не только отдельных психических функций, процессов и свойствчеловека, но и личности в целом.
Образовательныеучреждения в этой связи занимают первое место, так как обучение человека обычнопроисходит в то время, когда у него происходит становление различныхпсихических процессов, которые в последствии формируют его личность.
Внастоящее время от учителей, преподавателей всё чаще слышно, что с детьми сталоработать сложнее, так как новое поколение сильно отличается от своих родителей,а методы работы порой отстают от развивающейся педагогической действительности.Значительную роль в этой связи приобретают проблемы повышения педагогическогомастерства учителя – главной фигуры, осуществляющей учебно-воспитательныйпроцесс.
Однимиз важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие сдетьми, наладить их межличностное общение. Вот почему изучение развитиямежличностных отношений так актуально, чтобы методы работы с детьми неотставали от времени, в котором они живут. Рассматриваемый нами вид общения –это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают вте или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливаетсяопределённое взаимообращение (имеется в виду, поведение, выбираемое участникамиобщения). Для того чтобы постичь суть этого феномена, то необходимоанализировать его как систему «человек – человек» во всей многоаспектной динамикееё функционирования.
Вопросы,рассмотренные в дипломной работе, уже были изучены ведущими специалистами вэтой области (А. А. Бодалев, В. А. Горянин, Р. С. Немов, И. А. Зимняя, К. А.Абульхова, В. А. Кан-Калик). Они посвятили свои труды психологии общения ипедагогической психологии. Но, в данной работе нами сделана попытка обобщить ипроанализировать общепринятые подходы к изучению основных аспектовмежличностных отношений, способов их формирования, и самостоятельноапробировать выбранные экспериментальные методики, позволяющие определитьдинамику развития межличностных отношений в процессе профессиональнойподготовки будущих специалистов (в процессе прохождения педагогическойпрактики).
Цель: изучение межличностных отношений впедагогическом общении.
Объект:индивидуально-психологические особенности личности будущих педагогов.
Предмет:изучение индивидуально-психологическихособенностей межличностных отношений в педагогическом общении.Гипотеза: межличностные отношения будущихспециалистов – педагогов зависят от их индивидуально-психологических особенностей(типа темперамента, способности к эмпатии, уровня общительности), проявляющихсяв педагогическом общении.
Задачи:
1.        Изучениетеоретико-методологического аспекта межличностных отношений в педагогическойдеятельности.
2.Изучение индивидуально – психологическихособенностей межличностных отношений, складывающихся в педагогическом общении(на примере студентов МИПФ, в период прохождения ими педагогической практики).
3. Проведение опытно-экспериментальной части исследования.
Дляреализации выделенных задач, нами были отобраны следующие методы исследования –проведение тестирования с использованием следующих методик:
1)        Тест – опросникАйзенка – предназначен для изучения типа темперамента.
2)        Определениеспособности будущих педагогов к эмпатии.
3)        Оценка уровняобщительности учителя (по В.Ф. Ряховскому).
Припроведении экспериментальной части, нами был выбран контингент испытуемых – студентовчетвёртого курса инженерно-педагогического факультета, в количестве 32 человек,в процессе прохождения ими педагогической практики.

Глава1. Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическомобщении
1.1Научно-методологическиеподходы к изучению общения
Рассматриваяобраз жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяютсядве стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый типконтактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем,что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа,организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых имежвидовых контактов называется общением.
Необходимостьобщения людей обусловлена: во-первых, обязанностью совместного участия вдеятельности, овладение своей специальностью, усвоения норм поведения вколлективах; во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта,приобщении к культурным ценностям; в-третьих, потребностью человека вудовлетворении контактных потребностей.
Общение– одно из важнейших понятий в психологии. Вне его нельзя понять ипроанализировать процесс развития человека как личности, нельзя проследитьзакономерности всего общественного развития.
Общение– одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. Общение –неотъемлемая часть социального бытия людей, средство формирования ифункционирования их сознания. С помощью общения происходит организацияцелесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передачаопыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовныхпотребностей.
Впроцессе общения людей выявляется сходство и совпадение их интересов,представлений и вырабатывается систематизированное мировоззрение – идеология.
Общение– важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельных индивидовили небольшой группы людей, но и больших социальных общностей вплоть до целыхнародов, наций и государств. Это объясняется, прежде всего, функциейинформативности, которая присуща процессу взаимодействия людей.
Общение– это своего рода социальная потребность человека как разумного существа, какносителя сознания.
Общениесвойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самыесовершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
Вобщении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание –это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одногоживого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чему животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знанияо мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения инавыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своемувнутреннему содержанию. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннеммотивационном или эмоциональном состоянии человека и таким образом этаинформация служит средством межличностной настройки. Содержанием общения можетстать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живогосущества к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии пищи. Учеловека содержание общения шире, чем у животных Люди обмениваются друг сдругом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт,способности, умения, навыки. Общение человека многопредметно, оно разнообразнопо своему содержанию.
Содержательнаясторона общения может быть представлена как совокупность следующихсоставляющих:
·       Материальноеобщение – людиобмениваются предметами и продуктами деятельности, которые служат средствомудовлетворения их потребностей и условием их индивидуального развития.
·       Когнитивноеобщение – происходитобмен знаниями, навыками, умениями, что способствует интеллектуальному развитиюи формированию научного мировоззрения.
·       Кондиционноеобщение – этовзаимовлияние людей, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга вопределённое физическое или психологическое состояние. Такое общение создаётсостояние психологической готовности к обучению, формулирует установки дляоптимизации других видов общения и тем самым способствует интеллектуальному иличностному развитию человека.
·       Мотивационноеобщение – передача другдругу побуждений, установок, готовности к действиям в определённом направлении,что приводит к формированию установок к действиям.
·       Деятельностноеобщение – связано сразличными видами трудовой, познавательной или учебной деятельности и служитспособом передачи информации, расширяет кругозор, развивает способностичеловека. [7,93]
Цель общения – это то, ради чего учеловека возникает данный вид активности, а именно: обучение и воспитание,согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений идругое. Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологическихпотребностей, как у животных, но и многих других: социальных, культурных,познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственногои профессионального развития и др.
Учеловека количество целей увеличивается. В них, кроме перечисленных выше,включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание,согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установлениеи прояснение личных и деловых взаимоотношений и др. Если у животных целиобщения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для нихбиологических потребностей, то у человека они представляют собой средствоудовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных,познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и др.
Первоеиз них необходимо для поддержания, сохранения и развития организма,удовлетворения основных органических потребностей. Второе предназначено дляразвития межличностных контактов, установления интерперсональных отношений,формирования личности. Социальное общение обслуживает общественные потребностилюдей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизнигрупп, коллективов, государства в целом.
Неменее существенны отличия средств общения. Последнее можно определить какспособы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодированиеинформации – это способ передачи её от одного живого существа к другому.Например, информация может предаваться с помощью прямых телесных контактов.Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органычувств.
Учеловека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, естьнемало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык идругие знаковые системы, письменность, технические средства записи, передачи ихранения информации.
Извсего выше сказанного можно сделать вывод, что общение – это сложный,многоплановый социально-психологический процесс установления и развитияконтактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности,коммуникации и включающий обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Взависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на нескольковидов.
Посодержанию оно может быть представлено как:
·       материальное(обмен предметами и продуктами деятельности);
·       когнитивное(обмен знаниями);
·       кондиционное(обмен психическими или физиологическими состояниями);
·       мотивационное(обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
·       деятельностное(обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Поцелям общение делится на биологическое и социальное в соответствии собслуживаемыми им потребностями.
Биологическоеобщение – это общение,необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано судовлетворением основных органических потребностей.
Социальноеобщение преследует целирасширения и укрепления межличностных контактов, установления и развитияинтерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Посредствам общения может быть:
·         Непосредственноеобщение – историческипервая форма общения людей друг с другом. На его основе и на более позднихэтапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.Осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу отприроды: руки, голова, туловище и т. п.
·         Опосредованноеобщение – связанно сиспользованием специальных средств и орудий для организации общения и обменаинформацией. Это или природные предметы (палка, камень и т. д.), или культурные(знаковые системы, печать, радио и т. п.).
·         Прямое общение – предполагает личные контакты инепосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения,например, телесные контакты, беседы людей и т. д.
·         Косвенное общение – осуществляется через посредников,которыми могут выступать другие люди.
Средивидов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное ицелевое.
Деловоеобщение обычно включенокак частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служитсредством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то,чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностноеобщение, сосредоточено восновном вокруг психологических проблем внутреннего характера, т.е. интересов ипотребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поисксмысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Инструментальным можно назвать общение, которое неявляется самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, нопреследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого актаобщения.
Целевоеобщение – это общение,которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности,в данном случае потребности в общении.
Различаюттакже межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано снепосредственными контактами людей в парах или группах, постоянных по составу.Оно предполагает известную психологическую близость партнеров; знаниеиндивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания,совместного опыта деятельности.
Массовоеобщение – множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а такжекоммуникации, опосредованные различными видами массовой информации (театральныйспектакль, литературные вечера).
Выделяютмежперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являютсяконкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которыераскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.
Вслучае ролевого общения его участники могут быть рассмотрены как носителиопределенных социальных ролей (учитель-ученик, покупатель-продавец, отец-сын ит.п.). Выполняемая в данный момент роль определяет то место, которое занимаетчеловек в системе общественных отношений.
Поведениечеловека во многом определяется той социальной ролью, которую он исполняет. Номногое зависит от понимания своей роли и ролей других участников общения, ототношения самого человека и его окружения к данной роли, от сложившихся традиций.
Особоеместо в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение.Существуют разные точки зрения стоит ли выделять отдельно педагогическоеобщение от педагогической деятельности. Одни считают, что общение неотделимо отдеятельности, а другие, в том числе и мы, считают, что возможно,самостоятельное существование общения как самоцельного сопряжения духовныхмиров расположенных друг к другу людей, когда люди общаются ради самогообщения, для взаимообогащения духовными ценностями. [9, c26]. В дальнейших наших исследованияхбудем исходить из того, что педагогическое общение имеет право на отдельноесуществование как обмен ценностями между учителем и учеником, и не обязательнопо поводу урока и учебных дел.
Педагогическоеобщение – это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, междуучителем и родителями, учителем и директором школы и др., направленное насоздание благоприятного психологического климата. Далее мы в основном будемрассматривать педагогическое общение типа учитель – ученик.
Впрофессиональные знания учителя входит также представление о строении общения:
1.коммуникативные задачи, которые ставит учитель (мотивационная сфера общения).Сегодня можно выделить достаточно широкий спектр таких задач:
-  это взаимообменинформацией;
-  взаимопознание,взаимокоррекция поведения;
-  мобилизациярезервов всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобыпроявились наиболее сильные и яркие стороны и учащихся и самого учителя;
-  взаимодействие(интеракция) и организация совместной деятельности участников;
-  самовыражениеличности учителя и учащихся;
-  взаимнаяудовлетворённость всех участников общения.
Вцелом педагогическое общение по своим задачам должно быть эмоциональнокомфортным и личностно развивающим.
2.Способы общения, т. е. выразительные средства, стили общения, этапы общения,позиции, роли, маски в общении (операционная сторона общения). В качествеэтапов педагогического общения называют следующие:
1)         моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессеподготовки к уроку (прогностический этап);
2)         начало и организация непосредственного общения с классом;
3)         дальнейшее управление общением в развивающемся педагогическом процессе;
4)         анализ осуществлённого общения и прогнозирование нового в предстоящихвидах деятельности.
Следующейособенностью педагогического общения являются стили руководства, характерныедля данного учителя. Напомним широко описанные стили руководства.
ü    Демократическийстиль. Ученик рассматривается как равноправный партнёр в общении. Данный стильнаиболее удачно подходит для педагогического общения, т.к. у учениковразвивается чувство ответственности, желание работать не пропадает, даже вотсутствии учителя. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет,просьба, пожелание, тон речи дружественный, товарищеский, характер спокойный,приветливый, требования на уроке выстраиваются в зависимости от возможностейучащихся.
ü    Авторитарныйстиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а неравноправный партнёр. Учитель единолично принимает решения, устанавливаетжёсткий контроль, не обосновывает свои действия перед учащимися. Главнымиметодами воздействия являются приказ, поучение. Общается с детьми командами,речь лаконичная, частая злость, быстро заводится, очень редко хвалит. Учительне стремится изучить психологические особенности, не обращает внимания нареакцию детей, дети его боятся. Требования завышаются, не зависимо отвозможностей и условий. Результаты обучения могут быть высокими, но у ребёнкане рождается творчество. В классе плохой микроклимат.
ü    Либеральныйстиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам,коллегам. Речь торопливая. Учитель не кому не мешает. В классе неустойчивыймикроклимат, скрытые конфликты.
Практикапоказывает, что наиболее продуктивный стиль педагогического общения – этосмешенный, т.е. в педагоге должны в меру сочетаться все перечисленные стили, взависимости от ситуации.
3.Самоанализ учителем хода и результатов общения.
Можновыделить особенности оптимального педагогического общения:
позадачам – широкий спектр коммуникативных задач; открытая атмосфера дляучащихся, а не преобладание самодемонстрации учителя;
посредствам – преимущественное использование организующих воздействий учителя;преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих надрезультативными, воздействий в положительном эмоциональном тоне надвоздействиями, отрицательно окрашенными; наличие обратной связи от ученика,чередование учителем разных позиций в общении;
порезультату – раскрытие резервов личности, удовлетворение всех участников общения,педагогический такт.
Педагогическоеобщение направлено на создание благоприятного психологического климата,достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективноедостижение педагогической цели. Технология передачи знаний отступает на второйплан по сравнению с той атмосферой, которую создаёт учитель для развитияличности ученика. Педагог должен овладеть искусством, мастерствомпедагогического общения.
Вкачестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общенияможно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых,основанный на эмпатии и даже любви между ними; совершенство во владении психологическимитехнологиями и техниками; опыт, сочетаемый с творческим началом во взаимосвязяхи отношениях.
Педагогическоеобщение имеет свою структуру, т.е. этапы, которые учитель должен соблюдать припостроении эффективного взаимодействия с учениками.
1этап. Прогностический – моделирование педагогом предстоящего общения с классом(особенности класса, характер познавательной деятельности, вероятностизатруднения, динамику работы). Данный этап должен включаться в подготовкуучителя к уроку.
2этап. Организация непосредственного общения. Особенно важен начальный моментобщения, необходима коммуникативная атака – быстрое включение детей в общение,для этого необходимо владеть приемами самопрезентации и взаимодействия.
3этап. Управление общением в ходе педагогического процесса. Учитель должен уметьподдерживать инициативу школьников на уроке, организовывать диалоговое общение,корректировать свой замысел с поправками на реальные условия, управлятьвниманием обучающихся.
4этап. Анализ осуществлённой системы общения и моделирование её на предстоящуюдеятельность.
Педагогическоеобщение представляет собой коллективную систему социально-психологическоговзаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения:
1)        общение педагогас отдельными учащимися;
2)        общение педагогачерез отдельных учащихся с коллективом в целом;
3)общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.
Этилинии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются,взаимопроникают и т.п.
Важнейшимивидами общения у людей являются вербальное и невербальное.
Невербальноеобщение не предполагаетиспользование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общения.Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, черезпрямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые,обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Вербальноеобщение присуще толькочеловеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Посвоим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и формневербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Рассмотрев сущность общения, его цели, содержание,средства, типы и виды следует рассмотреть и функции общения.
Посвоему значению общение многофункционально. В разных классификациях обычновыделяется три основных группы функций:
1.          Когнитивная,связанная с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга;
2.          Аффективная,направленная на формирование межперсональных взаимоотношений;
3.          Регулятивная,состоящая в управлении и координации каждым участником общения собственногоповедения и поведения других, а также в организации совместной деятельности.
Также выделяют и другие функции общения это:
1.Прагматическая(связующая) – общениевыступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместнойдеятельности (невыполнение этого условия – разрушение совместной деятельности,например, Вавилонская башня).
2.Формирующаяфункция выступает какусловие формирования и изменения психического облика человека. Известно, что наопределенных стадиях детского развития, поведение, деятельность и отношениеребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. (В ходеразвития внешние опосредованные общением формы взаимодействия ребенка ивзрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, атакже в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка).
3.Подтверждающая функция, смысл еев том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможностьпознать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своемсуществовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке.Еще У.Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищногонаказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставатьсяабсолютно незамеченным».
4. Функция организации и поддержании межличностныхотношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (отинтимно-личностных до сугубо деловых), для любого человека неизменно сопряженос оцениванием людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений– либо положительных, либо отрицательных по своему знаку.
Эмоциональные отношения к другому человеку практическивсегда могут быть выражены в терминах «симпатии – антипатии»,«нравится – не нравится». Эмоциональные межличностные отношенияпронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывая отпечаток и наделовые, и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция. В данном случае общениечеловека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, построенную попринципу диалога, может рассматриваться как универсальный способ мышлениячеловека. Л.С.Выготский отмечал в связи с этим, что "…человек и наедине ссамим собой сохраняет функцию общения".
Дляопределения сущности общения важным оказывается развиваемая представление офункциональной и уровневой организации общения (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева,А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).
Так,определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого являетсявзаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений,благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панфёров выделил внем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение,соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения:
·        Коммуникативный
·        Информационный
·        Гностический(познавательный)
·        Регулятивный.
Б.Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную,регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчёркиваяобязательность коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения,регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективногокомпонента.
Внастоящее время распространённым является подход, согласно которому в общениирассматриваются коммуникативная, интегративная и перцептивная стороны. Следуетотметить, что в педагогическое общение одновременно реализуют все эти функции,используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символическихи кинетических средств.
·        Коммуникативнаясторона реализуется в обмене информацией;
·        Интерактивная –регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначностикодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения;
·        Перцептивнаяреализуется в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов,как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.
Коммуникативнаяфункция общения междулюдьми имеет свою специфику.
— общение – это не просто обмен или движение информации, а отношение двухиндивидов, каждый из которых выступает активным субъектом;
— обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагаетпсихологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения;
— коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты говорят на одномязыке;
— для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологическийхарактер.
Спецификамежличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах и феноменах: 1)процесс обратной связи; 2) наличие коммуникативных барьеров; 3) существованиеразличных уровней передачи информации.
Обратнаясвязь в межличностном общении.
Информацияв общении не просто передается от одного партнера к другому, а ею обмениваются.Отсюда, встает задача информационного обмена: выработка общего смысла, единойточки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы общения.Для решения это задачи работает особый механизм, характерный исключительно длямежличностного общения – механизм обратной связи.
Такимобразом, обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента наповедение коммуникатора.
Цельобратной связи – помощь партнеру по общению в понимании того, каквоспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
Обратнаясвязь может осуществляться различными путями: говорят о прямой и косвеннойобратной связи.
Впервом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой инедвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего.
Такаяобратная связь обеспечивает адекватной понимание ее коммуникатором, создаетусловия для эффективного общения.
Косвеннаяобратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологическойинформации: риторические вопросы, насмешки, иронические замечания,эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадаться, чтоименно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция иотношение к коммуникатору. Догадки не всегда бывают верными, что осложняетпроцесс общения.
Коммуникативныебарьеры.
Впроцессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и нестолько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного пониманияпартнерами. Отсюда возникает особая проблема: интерпретация сообщения,поступающего от коммуникатора к реципиенту.
Однуи ту же информацию разные люди могут воспринять различно в зависимости от своихпредпочтений, привычек, пристрастий.
Зависимостьадекватного восприятия информации связана с наличием или отсутствием коммуникативныхбарьеров в общении.
Коммуникативныйбарьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информациимежду партнерами по общению.
Вслучае возникновения барьера информация искажается или теряет первоначальныйсмысл, или же вообще не поступает к реципиенту.
Можноговорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурных различий ибарьеров отношения.
I.       Барьеры непонимания. Есть несколько причин их возникновения.
1. Из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическоенепонимание. Оно возникает:
а)когда участники общения говорят на различных языках и диалектах;
б)имеют существенные дефекты речи и дикции;
в)искажают грамматический строй речи;
г)невыразительная быстрая речь-скороговорка;
д)речь с большим количеством слов-паразитов.
Пример:дети, создающие свой язык, малопонятный взрослому.
2. Семантический барьер непонимания – различия в системах значений (тезаурусах)участников общения (жаргон, сленг).
(Термин«тезаурус» – обозначает общую систему значений, принимаемых всемичленами группы).
Дажев рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая изкоторых имеет свое «поле значений», характеризуется своимспецифическим пониманием различных понятий, явлений или выражений. По-разномупонимается смысл ценностей (красота, приличие, справедливость, долг и т.п.) вразных микро-культурах.
Каждаясреда имеет свой мини-язык общения – воровской сленг, подростковый,студенческий и т.п. Все это может затруднять процесс общения, создавая семантическийбарьер.
Отсюда:важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на«их языке», не провоцируя собственной специфической речьювозникновения семантических барьеров.
3. Стилистический барьер непонимания – возникает:
а)при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения;
б)стиля речи и актуального психического состояния реципиента. Нельзя принятькритическое замечание, если оно высказано в несоответствующей ситуациипанибратской манере.
4. Логический барьер непонимания – когда логика рассуждений коммуникатораили слишком сложна для восприятия реципиента, или кажется ему неверной.
Впсихологическом плане можно говорить о наличии множества логик и логическихсистем доказательств: мужская – женская – детская и др.
II.     Барьеры, связанные с социально-культурными различиями. Они могут быть
а)социальные,
б)религиозные,
в)профессиональные.
Этиразличия могут приводить к разной интерпретации тех или иных понятий,употребляемых в процессе коммуникации.
Вкачестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лицаопределенной профессии, национальности, возраста.
Например,наибольшее значение для возникновения барьера играет авторитетностькоммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград напути усвоения предполагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнениютого или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью(«яйца курицу не учат»).
III.   Барьеры отношения – чисто психологический феномен, возникающий впроцессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувстванеприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое переносится и напередаваемую им информацию.
Интерактивнаяфункция общения связанас выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией ихсовместной деятельности для достижения определённых целей. Специфика интеракциив том, что она фиксирует не только обмен информации, но и, главное, организациюсовместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы.
Перцептивнаяфункция общения объясняет восприятие ипонимание другого человека самого себя, установление на этой основевзаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают всепсихические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальныеособенности психики и поведения человека.
Впроцессе межличностной перцепции мы, по славам С. Л. Рубинштейна, как бы«читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой – чем болееполно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление осамом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляетсянесколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понятьстрой его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.
Стороныобщения получают собственную функциональную нагрузку и рассматриваются какреализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, вкоммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции:
1.        Активационная –побуждение к действию;
2.        Интердиктивная –запрещение, торможения («нельзя-можно»);
3.        Дестабилизирующая– угрозы, оскорбления и т.д.,
ичетыре основные функции общения:
1)           Инструментальная– координация деятельности путём общения;
2)           Синдикативная –создание общности, группы;
3)           Самовыражения;
4)           Трансляционнаяфункция – очень важна в педагогическом общении, т.к. лежит в основе обученияличности.
Болеедетальный анализ функций общения позволяет выделить контактную, информационную,побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функциюустановления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Корпенко).
В1960 году Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи:
1.        Эмотивная (экспрессивная, аффективная) – отношение говорящего ксообщаемому («Как жаль, какая неприятность!»).
2.         Конативная – побуждение адресата к действию, просьба, приказ.
3.        Референционная (когнитивная, денотативная) – выражение мысли.
4.        Поэтическая – демаркация реального и воображаемого.
5.        Фактическая – поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Какживёте?»).
6.        Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.
Несколькоиначе к определению речевых функций подошел М. Холлидей. Наблюдая за речевымразвитием своего сына, он выделил семь функций речевого поведения:
—     Инструментальная(удовлетворение материальных потребностей);
—     Регулирующая(контроль поведения окружающих);
—     Взаимодействие(поддержание контакта);
—     Личная(самопредъявление);
—     Эвристическаяпоисковая (почему?);
—     Воображаемая(внутренний мир);
—     Информативная(сообщение новой информации).
Очевиднамногосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все онишироко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разныестороны коммуникативного взаимодействия.
Общаяхарактеристика формальной стороны процесса речевого общения может быть дана наоснове типологии речевого поведения (речи), предложенной А. А. Холодовичем. Онпредложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:
o   Средствовыражения – звуковое или письменное общение;
o   Коммуникативность– наличие или отсутствие партнёра, и в случае наличия – либо непосредственную,либо опосредованную коммуникативность – через третье лицо.
o   Ориентированность– переходность (один говорит, другой слушает) или взаимность (два собеседникапопеременно говорят и слушают).
o   Квантификативность– определяет количество слушателей и, соответственно даётся характеристикавоспринимающей стороны.
o   Контактность –наличие или отсутствие собеседника в поле зрения.
Определяяобщение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого илиопосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначесвязанными друг с другом в психологическом отношении, А. Н. Леонтьев выделяетследующие его характеристики:
q Контактность;
q Ориентированность;
q Направленность;
q Семиотическаяспециализация;
q Психологическаядинамика.А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения
-      личностноориентированное общение
-      социальноориентированное общение.
Ониотличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевойструктурой. Высказывания в социально ориентированном общении адресуются многимлюдям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требованияполноты, развёрнутости, точности и высокой культуры.
Добавимк перечисленным выше, две других характеристики общения:
-      репрезентативность– субъективная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте
-      полиинформативность– многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все егохарактеристики, отражаются разные уровни.
Социальнаяприрода репрезентативности определяется тем, что общения вообще, беспредметногомежду людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно. Одновременнос этим репрезентабильность предполагает, что всякое общение отражаетиндивидуально-личностные особенности общающихся. Соответственно большоезначение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продуктаобщения – текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественныеотношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностныеособенности.
Неменее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Оназаключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевоесообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющеесобой единство собственно содержательного, выразительного и побудительногопланов высказывания.
Такимобразом, речевое (вербальное) общение характеризуется, по меньшей мере семьюхарактеристиками: контактность, ориентированность, направленность,семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью,полиинформативностью.
Рассмотревметодологические подходы к основам проблемы развития процесса общения, далее, мыостановимся на сущности складывающихся межличностных отношений в процессепедагогической деятельности.

1.2Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Спецификаобщественных отношений состоит в том, что человек представляет в нихопределённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношениянесут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальныхролей, а не во взаимодействии конкретных личностей.
Однаковнутри системы безличностных общественных отношений люди неизбежно вступают вовзаимодействие, в общение, где проявляются их индивидуальные характеристики.
Межличностныеотношения возникают и функционируют внутри каждого из видов общественныхотношений и позволяют конкретным людям проявить себя как личность в актах общенияи взаимодействия.
Общественныеи межличностные отношения – это единое целое, второе существует внутри первых.Поэтому во всех групповых действиях их участники выступают, с одной стороны,как исполнители безличной роли, а с другой – как неповторимые человеческиеличности, проявляющие свои индивидуальные психологические особенности.
В соответствии с установившейся традицией, вотечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентациитипа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивнаяформа воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над егоповедением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям илирешениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объектвоздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной.Особенность императива в том, что конечная цель – принуждение партнера – незамаскирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ,указания, требования, предписания.
Можно назвать целую группу социальных деятельностей, вкоторых использование императивного типа общения вполне оправдано и с целевой,и с этической точек зрения. К ним относятся военно-уставные отношения,отношения «начальник-подчиненный» в сложных, экстремальных условиях.
С другой стороны, можно определить те сферымежличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично.Прежде всего, речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских,детско-родительских контактах, а также всей системы воспитательных,педагогических отношений. Возможности применения императивного общения впедагогической практике ограничены, причем не столько по чисто этическиммотивам, сколько по причине его крайней неэффективности. Известно, что спомощью команд, приказов, безусловных запретов можно добиться внешнегопослушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Но нормы иценности, правила, передаваемые детям в такой форме, не становятся частью еговнутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легкоисчезающим содержанием его сознания.
Манипуляция — это распространенная форма межличностногообщения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своихскрытых намерений. Общим между императивом и манипуляцией является цельдобиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Основное отличие:при манипуляции партнер не информируется об истинных целях общения, они либопросто скрываются от него, либо подменяются другими.
Есть области человеческого взаимодействия, гдеманипуляции уместны и где категорически недопустимы. Сфера «разрешенныхманипуляций» – бизнес и деловые отношения вообще. Символ такого типаотношений – концепция общения Д.Карнеги. Широко распространен манипулятивныйстиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Вместе с тем известно, что владение средствамиманипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило,заканчивается для человека переносом таких навыков в остальные области своихвзаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения,основанные на любви, дружбе, взаимной привязанности.
Разрушение таких связей и подмена их другими прииспользовании манипулятивных средств неизбежны.
В манипулятивном процессе партнер по общениювоспринимается не как целостная уникальная личность, а как носительопределенных, «нужных» манипулятору, свойств и качеств. Так, неважно,насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать.
Однако, человек, который выбрал для себя именно этоттип отношений к другим, в результате сам часто становится жертвой собственныхманипуляций. Самого себя он также начинает воспринимать фрагментарно, переходитна стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями.
Сравнение императивного и манипулятивного типов общения,позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можноохарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек,рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам ссобой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируяего. Ухтомский А.А. сказал, что человек видит вокруг себя не людей, а своих«двойников».
В качестве альтернативы такому типу отношений междулюдьми, может быть рассмотрено диалогическое общение.
Диалог — это равноправное субъект-субъектное общение,цель которого взаимное познание, самопознание и самораскрытие партнеров пообщению.
Диалог возможен лишь при соблюдении следующих правилвзаимоотношений:
1.Психологический настрой наактуальное состояние собеседника и собственное активное психическое состояние.Речь здесь идет об общении по принципу «здесь и сейчас», с учетом техчувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.
2.Безоценочное восприятие личностипартнера, априорное доверие к его намерениям.
3.Восприятие партнера как равного,имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4.Содержанием общения должныявляться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.
5.Персонификация общения – разговорот своего имени, без ссылки на мнение других и авторитеты, презентация своихистинных чувств и желаний.
Диалогическое (гуманистическое) общение позволяетдостичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создаетусловия для глубокого взаимного обогащения.
Мы полагаем, что в педагогическом общении лучше всегоиспользовать диалог, добавляя в разумных количествах манипуляцию. Тогдаобразовательный процесс станет наиболее эффективным.
Какизвестно, проявления человека в межличностном общении зависит от особенностейего психологического развития, его личных психологических свойств, а вчастности от темперамента – проявлений типа нервной деятельности человека вповедении.
Темпераментсказывается на динамике протекания эмоциональных, мысленных и волевыхпроцессов. Т. е. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду динамическиеособенности целостного поведения личности. Под темпераментом И.П. Павловпонимал индивидуальные особенности поведения, или, как он говорил, «егоосновные черты».
Выделяютчетыре типа темперамента:
1.          Холерическийтемперамент – это явнобоевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся и эмоционально реактивный.Для холериков характерны цикличность в деятельности и переживаниях. Они со всейстрастью готовы отдаваться делу, увлечься им, ощущая прилив сил, могутпреодолеть любые трудности на пути к цели, но когда силы закончились, интересугасает. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервнойдеятельности. Воля холерика напориста, но проявляется порывами, он отличаетсятакже повышенной раздражительностью и эмоциональной реактивностью. Он вспыльчив,резок в отношениях, прямолинеен, способен доводить деятельность до большогонапряжения.
2.          Сангвиническийтемперамент – горячий,очень продуктивный, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е.есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым,вялым. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспосабляимостьк изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен,не чувствует скованности в общении с новыми для него людьми, что особенно важнов педагогической деятельности. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотойберётся за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучуюдеятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься, если делоперестаёт его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оноимеет будничный характер. У сангвиника чувства легко возникают, легкосменяются, т.е. настроение быстро может меняться. Лёгкость, с какой усангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большаяподвижность стереотипа характеризуют гибкость ума сангвиника, его склонность костроумию, способность быстро схватывать новое, легко переключать внимание.
3.          Флегматическийтип – спокойный, всегдаровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Благодаря уравновешенностинервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставатьсяспокойным даже в трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильноготорможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему не трудно сдержать своиимпульсы, порывы, строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системыв работе, не отвлекаться по мелочным поводам; благодаря этому он можетвыполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методическогонапряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). Флегматик солиден,он не тратит напрасно сил: рассчитав свои силы, он доводит дело до конца. Онровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Его недостаткомявляется инертность, малоподвижность. Ему обычно нужно время для раскачки, длясосредоточения внимания. Однако это качество – инертность – имеет в то же времяи положительное значение, оно обеспечивает неторопливость и постоянство,определённость характера личности.
4.          Меланхолическийтип – явно тормозной типнервной системы. Слабость процессов возбуждения и торможения при ихнеуравновешенности приводит к тому, что всякое сильное воздействие намеланхолика затормаживает его деятельность. Меланхолик склонен отдаватьсяпереживанию по незначительному поводу. Он несколько замкнут, необщителен. Егопугает новая обстановка, новые люди, он смущается и теряется при установлении сними контакта, а отсюда склонен уходить в себя, замыкаться в одиночестве.Павлов называет меланхолика аутичным типом. Меланхолик в общении с незнакомымилюдьми застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановкемеланхолик может быть хорошим тружеником, отличаться большой тактичностью.
Каквидим из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса,динамики и уравновешенности поведения.
Темпераментсказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности илисоциальном контакте, подвижности или лёгкости приспособляемости к изменяющимсяусловиям, уравновешенности поведения. От перечисленных выше свойств личностизависит и способность человека к образованию межличностных контактов.
Длямежличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация,когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, болееили менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может бытьодинаковым или различным в той или иной степени.
Сущностьмежличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком.Следовательно, специфической чертой межличностных отношений являетсяэмоциональная основа. Это значит, что такие взаимоотношения возникают и складываютсяна основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу и,проявляются на трёх эмоциональных уровнях: в аффектах, эмоциях, чувствах.
Впсихологии обычно рассматривается третий компонент – чувства, набор которыхможно свести в две группы.
1.Конъюнктивные (от лат. Conjunetivus – соединительный) – сюда относят сближающие и объединяющие чувства, прикоторых субъекты отношений демонстрируют готовность и желательностьсотрудничества, совместных действий.
2.Дизъюнктивные (от лат. Disjunctivus – разделительный) – туда относят разъединяющие людей чувства, когдаотсутствует желание к сотрудничеству, взаимодействие становится невозможным.
Какизвестно общение выступает как одно из важнейших условий объединения людей длялюбой совместной деятельности. Это положение справедливо и для обучения ивоспитания, представляющих собой опосредованную общением совместнуюдеятельность людей, одни из которых передают, а другие усваивают накопленныйчеловеческий опыт.
Вобщении человек, с одной стороны, проявляет, раскрывает для себя и других своипсихологические качества, а с другой стороны, развивает и формирует их.
Общаясьс другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, историческисложившиеся общественные нормы, ценности, знания и способы деятельности,формируясь, таким образом, как личность и субъект деятельности. В этом смыслеобщение, как и предметная деятельность, становится важнейшим фактором психическогоразвития человека.
Любойвид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержаниеобщения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникационнуюактивность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределениеролей между ними.
Приэтом детерминирующее влияние, как на содержание общения, так и на его формуоказывают права и обязанности, которыми наделён каждый конкретный участникдеятельности. Так в образовании, как правило, чётко регламентированы права иобязанности, с одной стороны, учителей, а с другой – учеников. Именно этарегламентация решающим образом определяет поведение тех и других в процессеобщения.
Межличностноеобщение является не только необходимым компонентом деятельности людей,осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательнымусловием нормального функционирования их общностей (например, школьногокласса). При сравнении характера межличностного общения в этих объединенияхобращает на себя внимание, как сходство, так и различие между ними.
Сходствозаключается в том, что общение в них выступает необходимым условиемсуществования этих объединений, фактором, от которого зависит успешностьрешения стоящих перед ним задач.
Вместес тем в каждой общности людей какой-то вид деятельности будет преобладающим.Так, для учебной группы – овладение знаниями, умениями и навыками. Поэтому вкаждом типе общностей будет преобладать тот вид межличностного общения, которыйнаправлен на обеспечение главной для неё деятельности.
Наобщение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, чтопредставляет собой сама эта общность. Например, если это школьный класс, товажно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны внем господствую и т.д.
Особенностимежличностного взаимодействия в любой общности в значительной степениобусловлены тем, как её члены воспринимают и понимают друг друга, какойэмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стильповедения избирают.
Впроцессе межличностного общения всегда происходит взаимодействие людей,отличающихся друг от друга эмоциональной сферой, волевыми и иными свойствами.Это станет ясно, если рассмотреть следующий случай – процесс объясненияучителем одного и того же материала разным классам. При этом каждое новоеобъяснение учителя с очередным классом будет неизбежно приобретать всё новыехарактеристики и отличия от предыдущего глубиной, продолжительностью,личностной вовлечённостью в него участников, эмоциональным фоном и др.
Для построения эффективного межличностного общенияпедагогу необходимо обладать коммуникативной компетентностью. Коммуникативнаякомпетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому чтообщение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеетсложную структуру, складываясь из определённой системы научных знаний и практическихумений.
Главную роль в решении коммуникативных задач играетразвитый социальный интеллект. Западный исследователь Г. Марлоу характеризуетего как особый вид человеческого интеллекта, который не поддается измерению спомощью стандартизированных текстов.
Говоря о специфике мышления педагога, зарубежныеавторы отмечают значение природной предрасположенности.
Выделены следующие характерные особенностисоциального интеллекта:
Ø  Просоциальная направленность, готовность ксотрудничеству, личностная заинтересованность в благе других;
Ø  Социальная самоэффективность как ожидание успеха прирешении межличностных проблем;
Ø  Эмпатический интерес и личное сострадание,обеспечивающие декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний;
Ø  Определённое ценностное отношение к себе и другим.
Социальный интеллект как особое свойство умапозволяет понимать ребёнка, проникать в мотивацию поведения и распознаватьсущностные черты его личности.
Положив в основу ведущие компонентыучебно-воспитательного общения как педагогической категории, можно выделитьследующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя:социально-психологический, нравственно-этический, эстетический,технологический.
К социально-психологическому блоку относятся умения:
§   располагать учащихся к общению;
§   производить благоприятное впечатление;
§   рефлексировать;
§   адекватно воспринимать и понимать своеобразиеличности каждого ребёнка и группы, её статусную структуру;
§   прогнозировать развитие межсубъективных отношений;
§   использовать психологические средства – вербальные,невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия.
В структуру нравственно-этического блока входятумения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоватьсяпринципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностноедостоинство каждого ребёнка, организовывать творческое сотрудничество с классоми с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
В эстетический блок входят умения:
§   гармонизировать внутренние и внешние личностныепроявления;
§   быть артистичным, эстетически выразительным;
§   приобщать учащихся к высокой культуре общения;
§   активизировать эмоциональный тонус, оптимистическоемироощущение, проживание радости общения, чувство прекрасного у учащихся.
В структуру технологического блока входят умения:
§   использовать учебно-воспитательные средства, методы,приёмы;
§   использовать многообразие форм взаимодействия;
§   выбирать оптимальный стиль руководства общением;
§   соблюдать педагогический такт;
§   органически сочетать коммуникативное и предметноевзаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Специфическим личностным качеством учителя вструктуре коммуникативной компетентности является педагогическаякоммуникабельность. В психологической литературе имеются другие термины,характеризующие профессионально-личностное качество учителя, от которогозависит уровень общения с учащимися. Так, В.А. Канн-Калик называет егопрофессионально-педагогической общительность.
Принято считать, что высокая степень развитияобщительности является доминирующим признаком педагогическойкоммуникабельности. Однако исследования психологов вносят существенныекоррективы в это предположение. А.Л. Журавлев доказал отсутствие прямойзависимости между общительностью и способностью к управленческой деятельности. Hевысокая, не низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающеговлияния на установление продуктивныхделовых контактов. Более того,высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальнуюактивность в связи с неумением выслушать других. А.Л. Журавлев заключает: «Высокойэффективности руководства могут добиваться как высокообщительные, так инизкообщительные руководители, но с определенными уровнями проявления общительности».
Существенным признаком педагогической коммуникабельностиявляется личностная аттракция (от лат. attrachere — привлекатьть, притягивать) учителякак предпосылка переживания детьми радости общения с ним.
Эмоциональная привлекательность учителя для учащихсяобусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются:
—    профессиональная эрудиция;
—    творческое своеобразие;
—    высокая общая инравственно-эстетическая культура;
—    педагогическое мастерство, включаяискусство общения.
К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можноотнести следующие:
1)     потребность вобщении с детьми;
2)     его положительнаяэмоциональная тональность;
3)     доминирующеепереживание чувства удовлетворения им;
4)     взаимнаяличностная аттракция (учителя и учащихся);
5)     понимание детей,способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
6)     конструктивноеразрешение межличностных противоречий;
7)     гуманизм идемократизм общения;
8)     эстетика общения.
Помимо перечисленных выше признаков для созданияблагоприятного межличностного общения учитель должен научиться пониматьребёнка, ведь педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов,чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, темпродуктивнее межличностные контакты и тем менее они подвержены различнымдеформациям.
Процессы понимания учителя и принятия его личностидетьми взаимосвязаны. Понимание учителя школьниками как перманентный процесс,подчиняясь общим закономерностям познания человека человеком, имеет своюспецифику. Оно обусловлено, во-первых, социальной ролью учащихся как объектов исубъектов учебно-воспитательного взаимодействия и, во-вторых, их возрастом,опытом общения.
Чтобы быть понятым и принятым детьми, учительпризван овладеть искусством самопрезентации. Ему требуется умение произвести надетей положительное, а не негативное впечатление.
Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения исправедливость требований педагога. Это обеспечивается не толькоразъяснительной работой. Более надёжно непосредственное их соучастие ввыдвижении целей, выборе форм и методов работы, подведение итогов.
Для того чтобы быть принятым детьми, нельзяограничиваться официально-деловыми отношениями с ними. Многостороннее раскрытиесвоей личности, своих увлечений, безбоязненное признание ошибок и заблуждений,мучительных творческих поисков упрочивают контакты с ними.
Во многих случаях сложным для учителя оказываетсяруководство взаимопониманием школьников. В этом процессе взаимодействуетмногообразие факторов, включая влияние семьи, неформальных детских объединенийи др.
Взаимопонимание учащихся необходимо с воспитательнойи дидактической точки зрения, ибо оно создаёт благоприятныйнравственно-психологический климат общения, стимулирует сотрудничество в предметнойдеятельности.
Обозначив теоретический аспект межличностныхотношений в педагогическом процессе, далее необходимо перейти к болееподробному анализу его отдельных детерминант, необходимо подобрать экспериментальныеметодики, изучающие специфику межличностных отношений, складывающихся впедагогическом общении

Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Обоснование выбора методикиисследования
В современной педагогической литературе:отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы,эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивнойпедагогической деятельности, прежде всего, необходимо научиться общаться сошкольниками, налаживать межличностные контакты и между учениками и междуучителем и учащимися. Для этого педагогам, прежде всего, необходимо исследоватьсвои личные психологические особенности, чтобы определить свои слабые стороны,которые мешают наладить правильный контакт с учащимися.
Для этого мы отобрали методики, которыенаиболее полно соответствуют поставленным задачам исследования и выполненномутеоретическому анализу проблем педагогического общения:
1.        тест-опросник Айзенка.
2.        оценка уровня общительностиучителя (по В. Ф. Ряховскому)
3.        оценка способности педагога кэмпатии.
Рассмотрим более подробно каждую извыбранных методик.
Методика 1. Тест-опросник Айзенка.
Данная методика позволяет определитьсовокупность описывающих человека черт посредством двух главных факторов:экстроверсии-интроверсии и невротизма.
Первый из этих факторов биполярен ипредставляет характеристику индивидуально-психологического склада человека,крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешнихобъектов (экстроверсия), либо на внутренний мир субъективный мир (интроверсия).
Принято считать, что экстровертамсвойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большаяинициативность и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же,наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность,склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.
Второй фактор – нейротизм – описываетнекоторые свойства-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональнойустойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативныхрасстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсекоторой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостьюи прекрасной адаптивностью, а на другом – чрезвычайно нервозный, неустойчивый иплохо адаптированный тип.
Большая часть людей располагается междуэтими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить неожиданныйрезультат – достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырёх типовтемперамента.
                       Эмоциональная стабильность
/>

                                     Невротизм
Схематическоесопоставление типов темперамента в двухфакторной модели Г. Айзенка
Выводо том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интраверты заторможеныи инертны, склонны к невротизму, нестабильны и дезадаптивны, а их антиподы,наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы – выглядят излишнеупрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще и обязятельно учитыватьи ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабымистимулами более активным будет поведение человека с меньшей эмоциональнойстабильностью и интравертированностью, поскольку именно он проявляет стольнеобходимую здесь психологическую чувствительность.
Стабильныйэкстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее вагрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимаетпричин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт, несомненноболее адаптивен в «сильных средах» (напряжённых условиях), в которых интравертлегко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельнымторможением.
Индивидуальныеособенности учителя выступают существенным фактором, обуславливающим как выборпрофессии, так и закрепление в ней определённых стереотипов, формированиеиндивидуального стиля деятельности.
Сучётом выше изложенного для эффективного стиля педагогического общения будущийпедагог должен обладать халерико–сангвинистическим типом темперамента, а так жеявляться чистым или потенциальным экстравертом, т. к. экстроверсия – основаобщительности учителя.
Также необходимо чтобы педагог был нормостеником, т.к. уравновешенность являетсянеотъемлемым свойством для организации и сохранения нормальных взаимоотношенийучителя с учащимися в процессе общения. Людям с такими показателями свойственнаплодотворная и эффективная педагогическая деятельность в течение всего рабочегодня, общительность, гибкость поведения, большая инициативность и высокаясоциальная приспособляемость, что очень важно в педагогической деятельности.
Методика2. Оценка уровня общительности учителя (по В. Ф. Ряховскому).
Переченьдетерминант личностного роста учителя будет неполный, если в него не будутвведены актуально реализуемые, предметно развёрнутые связи между педагогом иучащимися.
Учениквыступает как объект педагогического воздействия, который является для учителясферой представленности и жизнедеятельности его личности, а с точки зрениядеятельности может быть рассмотрен как результат этой деятельности. Очевидно,что этот фактор, получивший название «объект педагогической деятельности», вреальной жизни может быть представлен и отдельным учащимся, и коллективомучеников, и их родителями, и даже коллегами педагога.
Поэтомуфактор, условно обозначенный как «объект деятельности», выступает как постоянноразвивающийся и изменяющийся активный субъект педагогического взаимодействия,что во многом зависит от коммуникативных умений учителя.
 Данныйтест разработан специально для определения коммуникативных умений у учителей,что позволяет выявить, на сколько хорошо учитель может налаживать контакты сучениками или же выявить «слабые стороны» учителя из-за которых вероятновозникают конфликты.
Понятие«коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника,определение его сильных и слабых сторон, но и умение устанавливать дружескуюатмосферу, умение понять его проблемы и т. д.
Подводяитог выше сказанному можно сделать вывод, что для налаживания контакта учителяс учащимися, преподавателю необходимо иметь нормальный уровень общительности(от 24 до 9 баллов по шкале данной методики). Люди с таким уровнемобщительности коммуникабельны, охотно слушают интересного собеседника,достаточно терпеливы в общении, мало вспыльчивы, легко находят контакт с новымилюдьми.
Данныекачества необходимы в педагогической деятельности, они помогают расположить ксебе учеников и обеспечить эффективность образовательного процесса.
Методика3. Оценка способности педагога к эмпатии.
Поопределению, эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого,способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживаниядругих людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает нектодругой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатияспособствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведениечеловека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой факторуспеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёрапо общению и, прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатиярассматривается как профессионально важное качество педагога.
Какотмечал В. А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, новместе с тем наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевноесостояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разныхситуациях».
Опросниксодержит шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям,животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым инезнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемыхдолжен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя шестьвариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почтивсегда», «всегда или да».
Сучётом выше изложенного можно сделать вывод, что у учителя должна быть ярковыражена, то есть на высоком или среднем уровне, эмпатия к детям, родителям,старикам, животным, просто незнакомым людям.
Тогдамежличностные отношения учителя и учеников будут сбалансированными ивоспитательный процесс будет протекать легко и эффективно. Учитель своимпониманием, вниманием, участием сможет расположить к себе учеников, а детичувствуют искреннее отношение к себе.
2.2 Описание хода эксперимента
Припроведении экспериментальной части, нами был выбран контингент испытуемых (студентовинженерно-педагогического факультета, обучающихся с 2002-2006 г.), в количестве 32 человек, в процессе прохождения ими педагогической практики, а также впериод изучения различных психологических и педагогических дисциплин.
При анализе методик,нами были выявлены следующие результаты:Методика 1. Тест – опросник Айзенка.
1.Холерики – 55%
2.Сангвиники – 40%
3.Меланхолики – 3%
4.Флегматики – 2%

/> Ряд 1.Экстраверты – 95%Ряд 2.Интроверты – 5%
/>
Вывод:в исследуемой группе студентов – будущих педагогов – подавляющее большинствообладает холерико-сангвинистическим типом темперамента, то есть им присущи 95%являются экстравертами.
Исходяиз полученных результатов данной методики можно сказать, что по первоначальнымличностным характеристикам большинство испытуемых темперамент позволяет легконалаживать межличностные контакты, быть энергичными и общительными людьми, чтонеобходимо в работе учителя.
Методика2. Оценка уровня общительности учителя.
Порезультатам исследования было выявлено, что все участники исследования являютсякоммуникабельными людьми, в частности:
1.50% — высокий уровень общительности (порой, быть может, даже сверх меры).
2.35% — нормальный уровень коммуникабельности.
3.15% — уровень общительности немного ниже нормы, но близок к ней.
/>
Вывод:результаты всех участников исследования отвечают ранее перечисленнымтребованиям, т.е. все испытуемые имеют хороший уровень общительности, являютсякоммуникабельными людьми. Следовательно, будущие педагоги смогут наладитьконтакт с учащимися и граммотно выстроить межличностные отношения не только сучениками, но и с их родителями и своими коллегами.
Методика3. Оценка способности педагога к эмпатии.
Пообщему количеству баллов исследуемая группа имеет высокий уровень эмпатийности,т.е. испытуемые чувствительно относятся к проблемам окружающих, эмоциональноотзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык.
Следуетзаметить, что в данной группе 85 % испытуемых, по результатам исследованияимеют высокий и очень высокий уровень эмпатии, что встречается достаточноредко, и всего 15% имеют нормальный уровень эмпатии, который в принципеприсущий подавляющему большинству люде.
Общийграфик уровня эмпатии у испытуемых
/>
1– 85 % — высокий и очень высокий уровень эмпатии
2– 15% — нормальный уровень эмпатии

Графиксоотношений видов эмпатий
/>
1– эмпатия к родителям
2– эмпатия к старикам
3– эмпатия к детям
4– эмпатия к животным
5– эмпатия незнакомым людям
Вывод:данная группа испытуемых по всем видам эмпатии имеет средние показатели,близкие к высоким. Это не плохой результат для будущих педагогов.

Литература
1.Горянин В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Изд-й центр «Академия», 2002.-416с.
2. Немов Р.С. Психология.Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основыпсихологии. – 2-е изд. – Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576с.
5. Зимняя И.А.Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.– 480 с.
6. Бодалев А.А.Психология общения. Избранные психологические труды. – 3-е изд. перераб. идопол. – М.: Издат. Московского психологического социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 320
7. Абульхова К.А.,Лаптев Л.Г. и др. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Изд-во«Совершенство», 1998. – 320 с.
8. Якунин В.А.Педагогическая психология: Учеб. пособие/2-е изд. – СПб.: Изд-во МихайловаВ.А., 2000. – 349с.
9. Маркова А.К.Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
 10. Ковалёв А.Г.Психология личности, изд. 3, переработ. И доп. М., «Просвещение», 1969. – 391с.
11.Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Просвещение», 1988 – 542 с.
12.Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980, с.164-204.
13. Петровский А.В Онекоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе. – «Вопросыпсихологии», 1976, №5 – 324 с.
14. Левина М. М.Технология профессионального педагогического образования: Учеб. пособие длястудентов. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 272 с.
15. Зязюн И.А. и др.Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб.заведений. – М.: Просвещение, 1989. – 302с.
16. Аникеева Н.П.Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1983. – 294с.
17. Рыданова И.И. Основыпедагогики общения. – Мн.: Беларуская наука, 1998. – 319 с.
18. Рогов Е.И. Учителькак объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов поработе с учителем и педагогическим коллективом. – М.: Гуманит. Изд. центВЛАДОС, 1998. – 496 с.
19. Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. –190 с.
20. Щебетенко А.И. Рольпсиходинамической общительности в формировании готовности к педагогическойдеятельности // Проблема общения в процессе обучения и воспитания студентов впедвузе. Уфа, 1983. – 286 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.