Реферат по предмету "Психология"


Индивидуальная теория личности

Содержание
1.        Индивидуум какединое и самосогласующееся целое
2.        Человеческаяжизнь как активное стремление к совершенству
3.        Индивидуум кактворческое и самоопределяющееся целое
4.        Социальнаяпринадлежность индивидуума
5.        Индивидуальнаясубъективность
6.        Индивидуальнаяпсихология: основные концепции и принципы
7.        Чувство неполноценностии компенсация
8.        Стремление ипревосходству
9.        Стиль жизни
10.     Социальныйинтерес
11.     Творческое «Я»
12.     Порядок рождения
13.     Фикционныйфинализм

1. Индивидуумкак единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым исамосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии.Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология»,поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность,которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявлениежизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только всоотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целоекак в отнесении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психическойжизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологиисостоит том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении,яствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждомпроявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлеропределял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой,выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Рассмотрение человека какорганичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывелего из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможнопредставить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития.Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум можетбыть воспринят как единое и самосогласующееся целое.
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлерисходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешнихпричин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностнозначимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а такжеиндивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значениеони придаю; своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительнойстепей выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении ксовершенству люди способны планировать свои действия и определять собственнуюсудьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но такженаходят свое место в жизни.
3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Признавая значение наследственности и окружающей среды вформировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее,чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческойсилой, которая обеспечивает возможность распоряжаться свой жизнью, — свободная,осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческаясила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память,воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимсяиндивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Именно, эта убежденность втворческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждаетмногих психологов считать Адлера предвестники современной гуманистическойпсихологии.
4. Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостноевидение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только какцелостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральнуюсоставную часть больших систем — семьи сообщества: «Индивидуальнаяпсихология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мыотказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него».Ведущим в теории Адлера являем положение, согласно которому все поведениечеловека происходит в социальны контексте, и суть человеческой природы можнопостичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждогочеловека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, —врожденное стремление вступал во взаимные социальные отношения сотрудничества.Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармониюобъединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между нимисчитает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настольковажен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социальногопсихолога в современной теории психологии.
5. Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлерсчитал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, вкоторое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, всоответствии с их собственной «схемой апперцепции». Далее Адлердоказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными мнениями онастоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человекможет в своей жизни руководствоваться кредо «честность — лучшая политика»,или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизнидобродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что людиведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того,являются они объективно реальными или нет: «Ядовитая змея подползает кмоей ноге или я только думаю, что она ядовитая — эффект будет один и тот же».В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективноевосприятие реальности.

6. Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности —служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету идля любого человека на пути изменений в сторону психологически более здоровогоповедения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теориюличности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежитограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можноподразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3)стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядокрождения; 7) фикционный финализм.
7. Чувство неполноценностии компенсация
В самом начале своейкарьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию,озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психическойкомпенсации». В этой работе он развил теорию о том, почему однозаболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки телаболезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, то у каждого индивидуумакакие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезнями поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждогочеловека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит,менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным от рождения. Так,например, некоторые люди рождаются с большой аллергией, что может привести кповреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами илиинфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствиинаблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом частостараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередкоприводит к разлитию выдающегося мастерства или силы: «Почти у всехвыдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складываетсявпечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолелисвои трудности».
История и литература предоставляют много примеровисключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых дляпреодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал однимиз самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детствефизическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкойатлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическуюформу, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президентаСоединенных Штатов в частности. Таким образом, неполноценность органа, то естьего врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить квпечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой ичрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия,направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.
Конечно, в идее о том,что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового.Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует,другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал нато, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди частостремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них такжепоявляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается изощущения собственного психологического или социального бессилия.
Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувствонеполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом:ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершеннобеспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает уребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми всемейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннегоощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижениепревосходства над окружением, а также стремление к совершенству ибезупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству являетсяосновной мотивационной силой в жизни человека.
Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делаютлюди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочениечувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам можету некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекснеполноценности — преувеличенное чувство собственной слабости инесостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве,которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценностьорганов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.
Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физическойнеполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. Сдругой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им вовсем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за нихвсегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувствонеполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолеватьжизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержениеможет стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине,что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизнибез достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми иоцененными по достоинству другими людьми. Как мы увидим далее, каждый из этихтрех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновенииневрозов в зрелые годы.
Однако, независимо отобстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, уиндивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом,развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплексвыражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальныеспособности. Например, человек может быть убежден в том, что он умнее других,но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, перечисляя,скажем, все, что ему известно о кинозвездах. Другой полагает, что он долженпоказать все, что он знает о кинозвездах, и делает это при каждом удобномслучае, выкладывая свои сведения каждому, кто будет его слушать. Он может дажеотвергать все остальные темы, лишь бы доказать, что он знает о кинозвездахбольше всех. В любом случае прием гиперкомпенсации представляет собойпреувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувствонеполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядитобычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление,что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение осебе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажаетв калошу» других.
8. Стремление и превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувствонеполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию,росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся икоторая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли намипотребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированыстремлением безжалостно доминировать над другими? Или, быть может, нам нуженвысокий статус? В поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметноменялись со временем. В своих ранних размышлениях он выражал убежденность втом, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, — не чтоиное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений впользу «стремления к власти». В этой концепции слабостьприравнивалась к феминности, а сила к маскулинности. Это была та стадияразвития теории Адлера, когда он выдвинул идею «маскулинного протеста»— формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют в попытке вытеснитьчувства несостоятельности и неполноценности. Однако со временем Адлер отказалсяот концепции маскулинного протеста, посчитав ее неудовлетворительной дляобъяснения мотивации поведения у обычных, нормальных людей. Взамен он выдвинулболее широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, иэто состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, вего рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа:быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, чтостремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни;это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Эта «великаяпотребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенстваи от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненныепроблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлерпридавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству(достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.
Адлер был убежден в том,что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него неосвободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, эточувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свойчеловеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретическойвозможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществитьэту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процессначинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокуснашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной вначале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временемстановится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ейсмысл.
Адлер предлагал разные дополнительные идеи о природе идействии стремления к превосходству. Во-первых, он рассматривал его как единыйфундаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений. Этот мотиввыражается в осознании ребенком того, что он бессилен и малоценен по сравнениюс теми, кто его окружает. Во-вторых, он установил, что это великое стремлениевперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, внорме и патологии. В-третьих, превосходство как цель может принимать негативное(деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Негативноенаправление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, таких,которые борются за превосходство посредством эгоистичного поведения иозабоченности достижением личной славы за счет других. Хорошоприспосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству впозитивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием другихлюдей. В-четвертых, утверждал Адлер, стремление к превосходству сопряжено сбольшими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы,сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чемснижается. И, в-пятых, стремление к превосходству проявляется как на уровнеиндивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными нетолько как индивидуумы или члены общества — мы стремимся совершенствовать самукультуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал индивидуума иобщество обязательно в гармонии друг с другом.
Итак, Адлер описывал людей живущими в согласии с внешниммиром, но постоянно стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласнокоторой у человечества есть только одна конечная цель — развивать свою культуру— ничего не говорит нам о том, каким образом мы, как индивидуумы, пытаемсядостичь данной цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей концепциистиля жизни.
9. Стиль жизни
Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план»,или «путеводный образ», представляет собой наиболее характернуюособенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существуидеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации кжизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов ихдостижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединениечерт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяютнеповторимую картину существования индивидуума.
Как проявляется вдействии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот вопрос мы должны ненадолговернуться к понятиям неполноценности и компенсации, поскольку именно они лежатв основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы всечувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и этопобуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохойкоординацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработкевыдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своихфизических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни —комплексом поведенческой активности, направленной на преодолениенеполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых напреодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувствопревосходства.
С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочнозакрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти неподдается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способывыражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, являетсятолько совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннемдетстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становитсяглавным стержне поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем,формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. Отнего зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание,а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например,восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретаютзначение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину,стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальныхвозможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагаетсидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение,изучение, размышления — то есть на все, что может послужить цели повышения ееинтеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня сточностью до минут — отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми,общественная активность — опять-таки в соответствии со своей основной целью.Другой человек напротив, работает над своим физическим совершенствованием иструктурируем жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что онделает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, чтов теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни.Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсемне так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологическипротивоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилейжизни.
Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлернапоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняетсястилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру такжеопределяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизниможет быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мыиспользуй для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкиваетсяс тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлерани одна из этих задач не стоит особняком — они всегда взаимосвязаны, и решениезависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться крешению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляй собойразные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы -необходимостидля живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в той окружении, которое уних есть».
Поскольку у каждогочеловека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критериювозможно только в результате грубого обобщения, Придерживаясь этого мнения,Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилямижизни. В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются триглавные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмернойсхемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», адругое — «степенью активности». Социальный интерес представляет собойчувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорееради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интересвыступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностьюявляется эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, какчеловек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности»совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровеньэнергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенныйэнергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на своижизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычноустанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости,апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играетконструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальныминтересом.
Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилямжизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характернанедостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степениактивности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокийсоциальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ниодна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точноописать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем неменее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степениоблегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальныминтересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане.Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Дляних характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь сосновными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальнойманере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся куправляющему типу по Адлеру.
Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнемумиру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счетдругих. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получитьот других как можно больше. Однако так как они обладают низкой степенью активности,то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса,ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они большеопасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуетсясоциально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначеговоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходятот всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощениезрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социальногоинтереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такойчеловек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Онвоспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — каксоциальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решениеэтих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовностивносить свой вклад в благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни,отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкаяактивность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладатьвысокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальныйинтерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.
10. Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение виндивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепциясоциального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди,являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должнырассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, — социально-культурныйконтекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепцияотражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то,что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех I человеческих стремлений.
В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что людимотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать наддругими, В частности, он считал, что людей толкает вперед потребностьпреодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление кпревосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлерамного критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируясоциальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивациипредставляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том,что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлераполучила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительнойстепени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к темили иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет ихотказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда,нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, чтолюди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальныйинтерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschafttsgefuhl — термина, значение которогоневозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Этоозначает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности»или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значениечленства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации счеловечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.
Адлер считал, чтопредпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человекобладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своейприроде, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другимврожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, нотребует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результатыблагодаря соответствующему руководству и тренировке.
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другиелюди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи способствуют протесуего развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизниребенка оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия кразвитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский клад ввоспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социальногоинтереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обефункции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то,как ребенок объясняет поведение матери.
Так как социальныйинтерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том,чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлениювзаимосвязей и товарищеских отношении качеств, которые Адлер считал теснопереплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку —любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнскомтщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и даетвозможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежностьк мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка,который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что вмире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.
Многие установки, сформированные в процессе материнскоговоспитания, могут также, и подавлять у ребенка чувство социального интереса.Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможетнаучить их переносить социальный интерес на других людей. Если же онапредпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее детибудут чувствовав себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможностипроявления и социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение,укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегаюти не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности ксотрудничеству.
Адлер рассматривал отца как второй по важности источниквлияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должнабыть позитивна установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок кэтому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях сдетьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равными принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец долженизбегав двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительскогоавторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети,чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достиженияличного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе.Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Детидеспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальноепревосходство.
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие уребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, вслучае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социальногоинтереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувстваотдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гаситсоциальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважениек обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть содним из родителей против другого. В этой игре, в конце концов, проигрываютдети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствиевзаимной любви.
Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженностьсоциального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровьяиндивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» —показатель, который можно использовать при оценке качни; жизни человека. Тоесть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мыспособствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые людипо-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социальнопозитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя онипонимают, что не все в этом мире правильно устроено, она берут на себя задачуулучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственнаяжизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своимсовременникам и даже тем, кто еще не родился.
У плохо приспособленныхлюдей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее,они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, уних нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личноезначение — они поглощены своими интересами и самозащитой.
11. Творческое «Я»
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается вдетские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуетсяк пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всюжизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное пониманиеформирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм врассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важностьраннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлерпонимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, аскорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформироваласьв вые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, какмогло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я»,входящей в систему взглядов Адлера.
Концепция творческого «Я» является самым главнымконструктом адлеровского теории, его высшим достижением как персонолога. Когдаон открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции занялипо отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принципчеловеческой жизни; то, чтопридаст ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, стиль жизниформируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами,каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стильжизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и какони себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни века, определяет методдостижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та жесамая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делаеткаждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.
Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицалвлияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенокрождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скороприобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди — это нечто большее,чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Людиявляются созидательными существами, которые не только реагируют на своеокружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответныереакции. Человек использует наследственность и окружение как строительныйматериал для формирования здания личности, однако в архитектурном решенииотражается его собственный стиль. Поэтому, в конечном счете, только сам человекответственен за стиль жизни и установки по отношению к миру.
Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ееразвиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом напервый вопрос, скорее всего, будет следующий: творческая сила человекапредставляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческойсилой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способностирасцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса,но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем неменее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальныйстиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью, иокружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучитего убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.
12. Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитииличности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминантуустановок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те жеродители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них всеже нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка всемье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок иценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей!сильно влияет на формирование стиля жизни.
По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеетрешающие значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего,сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придаетребенок сложившей ей ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения настиль жизни. Боле того, поскольку это восприятие субъективно, у детей,находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако вцелом определении психологические особенности оказались характерными именно дляконкретной позиции ребенка в семье.
Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считатьзавидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильнопереживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему,стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получаетбезграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своимбезопасным безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, покаследующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения.Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывалположение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха,лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным.Когда старший ребенок наблюдает, как его младший 6м или сестра побеждает всоревновании за родительское внимание и нежность, он естественно, будет склоненотвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращениепрежней центральной позиции в семейной системе самого начала обречено нанеудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенокосознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишкомравнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителейгораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требованиек себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучаетсебя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь вчьей-либо привязанности и одобрении. Адлер также полагал, что самый старшийребенок в семье скорее вся консервативен, стремится к власти и предрасположен клидерству. Поэтому я часто становится хранителем семейных установок и моральныхстандартов.
Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна,потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось быконкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью кматеринской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильномсоперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем материи ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиляжизни становится зависимость и эгоцентризм.
Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает бытьсредоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается иоткрывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственныйребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся заэту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудностиво взаимоотношениях со сверстниками.
Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого началазадает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует егопобивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развитияоказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенокможет раньше, нем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себятак, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шаговвперед, он поспеют его опередить. Он все время мчится на всех парах».
В результате второй ребенок вырастает соперничающим ичестолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что онлучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характернаориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует какпрямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок можетставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятностьвозможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком всемье.
Последний ребенок (самый младший). Положение последнегоребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытываетшока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом»или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием состороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старшихбратьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у негопрактически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами другихчленов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; уних больше привилегий, чем у него, и рому он испытывает сильное чувствонеполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает однимпреимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. Врезультате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом,наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшемребенке», как о возможном будущем революционере.
Каждый из вышеприведенныхпримеров представляет собой стереотипное описание «типичного»старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалосьранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общимиописаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что noзиция каждого ребенка в семье предполагает наличиеопределенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение всемье после того, как объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у когобольше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям вконтексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткойисследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения,которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.
13. Фикционный финализм
По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, и но нашимстремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства,полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальнаямотивационная тенденция принимает конкретную форму в стремления к субъективнопонимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходиморассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма — идею о том, что поведениеиндивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.
Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели,которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивныецели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ниподтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя впредставления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичьпочти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, тому чтомногие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что онизаслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетноечисло людей, — вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что ни жилина земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать побольшому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логическогодоказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальныдля тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерамификтивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служатследующие: «Честность — лучшая политика», «Все люди созданыравными», «Мужчины стоят выше женщин».
По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляетсявыбранной и фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивнаяцель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цельсформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ееиндивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как кфиктивной цели, явись субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение.Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняютсясмыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.
Хотя фиктивные цели неимеют аналогов в реальности, они часто помогают и более эффективно разрешатьжизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что если подобные цели не выполняютфункции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить.То, что фикция может быть полезней, звучит странно, но один пример прояснитэтот вопрос. Женщина-врач стремившая достичь более высокого профессиональногоуровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четкихграниц. Она всегда может знать еще что-то новое по своей специальности.Конечно, она может больше посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того,она может углубить свои знания, посещая заседания профессиональных обществ имедицинские семинары. Но конечной цели — достижения превосходства она никогда,в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичьсамого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, иее пациенты, скорее всего, извлекут выгоду из этого стремления.
В заключение следует сказать, что концепция фикционногофинализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому илиориентированной на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании,на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что можетпроизойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивнойжизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальномвосприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не"нее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству,совершенству и целостности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.