Реферат по предмету "Психология"


Идентификация личности

Содержание
Введение
1    Соотношение понятий «идентификацияличности» и «идентичность личности»
2 Механизм идентификации личности в онтогенезе
3 Теории идентификации личности
3.1    Теоретические представления зарубежныхавторов
3.2    Концепции отечественной психологии
Заключение
Список литературы
Введение
Термин «идентификацияличности», происходящий от средневекового латинского слова identifico –«отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существованииэмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями,приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим.Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показателисоциального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходитформирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определениеценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленныйэмпирический факт.
Также идентификациявыступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другогочеловека. Существует много экспериментальных исследований процессаидентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установленатесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением —эмпатией.
Феномен идентификациивпервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем какпсихоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированнымиисследователями. В советской психологической науке изучению данного феноменапосвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л.С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)
Цель настоящей работы –раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решениеследующих задач:
1.        Рассмотретьсоотношение понятий «идентификация» и «идентичность»;
2.        Описатьмеханизм идентификации личности в онтогенезе;
3.        Датьпредставление о некоторых отечественных и зарубежных теориях идентификацииличности.
1         Соотношение понятий «идентификация личности» и «идентичностьличности»
Понятие «идентификация»ввёл австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд.
В современной психологииэто понятие охватывает следующие пересекающиеся области психической реальности[3]:
1. Ситуативноеуподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр.,родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредствоммеханизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироватьсямногие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность иценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во времядетской ролевой игры.
2. Устойчивоеотождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичнаяидентификация —это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, полкоторого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичнаяидентификация — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, неявляющимися родителями.
3. Механизмпсихологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту,вызывающему страх или тревогу.
4. Идентификациягрупповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой)социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей,осознание себя членом этой группы или общности.
Синонимами понятия«идентификация личности» являются «аутоидентификация», «самоидентификация».
Таким образом,идентификация (аутоидентификация) — психологический процесс самоотождествления,формирования идентичности, т. е. идентичность можно рассматривать как результатдействия механизма идентификации
В социальной психологии «идентичность»– рассматривается как аспект «Я» и определяется как переживание и осознаваниеиндивидом само-тождественности, целостности и неделимости в пространстве, атакже постоянства во времени (Э. Эриксон, 1986). Сегодня проблема идентичностиличности решается исследователями в социально-психологическом ключеинтерсубъективного макросоциального и макросоциального взаимодействия.Рассмотрение проблемы «Я» в контексте изучения конституирующей роли значимых иобобщённых «Других» в процессе достижения идентичности можно отнести к рядузарубежных и отечественных исследователей, изучающих роль других людей впроцессе личностного самосознания, самоотношения и самоидентификации.Существующие научные разработки в той или иной степени оформляли впсихологической науке общий взгляд на проблему идентичности как результатидентификационных процессов личности, реализующихся в ходе субъективнойжизненной истории во взаимодействии с индивидуальным психофизиологическимпотенциалом и социальным контекстом её существования.
Сознание своейидентичности для человека не просто знание себя, а динамическая установка,определенное отношение к себе [7].
Особенно важна при этомидентификация с той или иной социальной (возрастной, половой, этнической,экономической, профессиональной и т. д.) группой. Для понимания самосознанияличности весьма существенно, какие именно роли и группы человек называет присамохарактеристике.
Многими исследователямиотмечается и такой аспект, что идентификация с другим без сохраненияопределенной дистанции означала бы растворение в другом, утрату собственного Я.Гипертрофия «отчуждения», напротив, означает неспособность к эмоциональнойблизости, предполагающей сочувствие (буквально — совместное чувствование).
2 Механизмидентификации личности в онтогенезе
Для освещения механизмаидентификации личности в онтогенезе перейдем к рассмотрению работ Мухиной В. С.
Выделяется два основныхэтапа в развитии самосознания [8]. Первый – присвоение структуры самосознаниячерез механизм межличностной идентификации. Структура характеризуется основнымифеноменами: именем, притязанием на признание, с полом, видением себя вовремени. Второй этап – формирование мировоззрения и системы личностных смыслов.Здесь механизмы идентификации и обособления действуют на эмоциональном и когнитивномуровнях. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ своейжизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с другими. Однакопредполагается, что в крайних случаях естественная обособленность можетпривести к отчуждению.
В.С.Мухинойсоответственно предполагается три возможности развития: гиперболизированнойидентификации с другими индивидами, обособления от них, и гармоническоговзаимодействия [там же].
Характеристики личностипри всех возможных вариантах развития указанных частей самосознания предлагаетA.Curle [цит. по 5]http://psylib.org.ua/books/ivanv01/refer.htm- s17.Следует отметить, что его работа, посвященная главным образом общим вопросамсоотношения личностной и социальной идентичностей, отличается высокойпроработанностью проблемы. Для обозначения личностной идентичности онупотребляет термин «awareness – identity» – «идентичность осознания», длясоциальной – «идентичность принадлежности (belonging identity)».
Прежде всего, A.Curleхарактеризует идентичность принадлежности. Она много значит для сохранения,стабильности человека, поддерживает его status quo. Многим недостаеттрадиционных объектов для идентификации. Как следствие мы скорее в отчаянииищем новые виды идентичности. A.Curle говорит о том, что именно в этих поискахвозникают клубы болельщиков футбольных команд, которые из-за избыткасолидарности совершают акты вандализма. По той же причине получают развитиемногие культы. Однако идентичность принадлежности имеет обратную сторону. Есличеловек принадлежит к некоторой общности, то и общность психологическипринадлежит ему.
Идентичность осознанияотличается тем, что принимает себя, признает недостатки без самообвинения, асвою силу без самопохвал. В то же время идентичность принадлежности весьмаболезненно реагирует на несоответствие роли. В определенном смысле обеидентичности противодействуют друг другу. Однако их противодействие во многомзависит от выраженности каждой из идентичностей.
Сарджевеладзе в своих исследованияхвыделяет лишь несколько аспектов этой широкой темы и рассматривает механизмидентификации под углом зрения сказанного о «заданности» и «создаваемости»социального статуса [10]. Особенно он обращает внимание на роли идентификации впроцессах половой дифференциации. Как показано в многочисленных исследованиях,анатомический или пол непрямолинейно определяет формирование соответствующегополу индивида репертуара психосексуального ролевого поведения. Важным факторомв этом процессе является адекватная половая аутоидентификация. Ребенок сраннего возраста начинает соотносить себя с мужским или женским полом. Однакоэтот процесс соотнесения не является простой констатацией принадлежности:ребенок путем идентификации себя с представителями мужского или женского полаусваивает тот репертуар маскулинного или феминного ролевого поведения, образцыкоторого существуют в ближайшем окружении. Психологический смысл такогоуподобления заключается в стремлении подрастающего индивида внутренне овладетьжелаемым статусом мальчика и будущего мужчины или девочки и будущей женщины.Этот механизм статусного самоопределения, когда индивид не толькоприспосабливается к другим в плане своего ролевого поведения, но иприспосабливает других к себе и к своей социальной роли, выполняет важнуюрегулятивную функцию на всех этапах жизненного пути личности в плане еевзаимодействия с социальным миром.
Воображаемое овладениеиным статусным состоянием и преодоление статусной «заданности» в процессеидентификации в детском возрасте, как отмечает Сарджевеладзе, может иметь две функции:защитную и развивающую. Примером защитной функции идентификации может служитьт. я. «идентификация с агрессором» [10]. Ребенок, стремясь преодолетьнеприятные моменты, связанные с заданной ролью объекта агрессии, компенсируеттакую заданность путем отождествления себя с тем, кто выступает в роли истатусном обличий агрессора (отец, старший брат, учительница и т. д.). Такоестатусное «перевоплощение» может служить целям редукции страха и тревоги.Примером развивающей функции идентификации в плане преодоления статуснойзаданности и воображаемым овладением роли взрослого могут служитьмногочисленные т. н. «иллюзорные игры», например, «мой дом» или «дочки-матери».В процессе этих игр внутренне усваивается ряд социально-ролевых функций(функции взрослого, родителя и др.) и поэтому подобные игры действительнослужат, как говорил Гросс [цит. по 10], «подготовительной школой жизни». Таковызакономерности механизма идентификации личности в онтогенезе.
3 Теории идентификации личности
3.1     Теоретические представления зарубежных авторов
3. Фрейд сущностьфеномена идентификации рассматривал в связи с природой онтогенетическогоразвития ребенка и социально-психологических процессов внутри социальной группы[цит. по 2]. Процесс идентификации, с одной стороны, связывается с процессомудовлетворения первичных витальных потребностей, например, потребности в пище,при этом допускается, что младенец «абсорбирует» вместе с пищей образ кормилицы(т. н. аналитическая идентификация), с другой стороны, он связывается либо либидонознымистремлениями ребенка занять позицию родителя противоположного пола, либо же соснятием тревоги, вызванной тем, что индивид является объектом агрессии. Идентификацияпредставляется в некоторой степени процессом, служившим средствомудовлетворения некоторой первичной (преимущественно биогенной) потребности.Однако необоснованна абсолютизация этой ее функции и ограничение исключительноею. В итоге, стремление «быть как другие», выражающееся в идентификационном ссоциумом процессе, не является исключительно средством удовлетворения другихпотребностей, а представляется также самостоятельной движущей силойчеловеческой жизнедеятельности.
Э. Эриксон установилзависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями наразличных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрастеформируется идентификация личности или спутанность ролей, когда перед ребенкомвстает задача осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери,ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительныекачества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию.У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством виныи собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией [цит. по 2].
Идеи Эриксона о том, что идентичность – изменчива на протяжении жизни;идентичность не есть автономия, были восприняты во всех психологических исоциологических школах.
Одним из наиболее известных продолжателей исследований Э. Эриксона,американский психолог Дж. Марсия, считая теорию слишком обобщенной итеоретичной, не всегда пригодной для практики, пытался приблизить ее к жизни.По Марсия идентичность — это структура «эго», внутренне самосозидающая,динамическая организация способностей, убеждений и индивидуальной истории.Проявляется структура «эго» через решение проблем, через способы выхода изкризиса [4].
В зависимости от того,самостоятельно или нет, приобретена идентичность, сформировалась или нет, онапосле кризиса в юности американский исследователь классифицирует идентичностьпо четырем типам: диффузный – я — расщеплено, размыто, у человека пропадаетчувство непрерывности и тождественности в изменяющемся мире; внутренний хаоспреобладает; зеркальный — я — отражение других людей, я неспособносамостоятельно решать и выбирать; преобладает психический плагиат; отсроченный- я — имеет множество возможностей, но не имеет сил выбора, преобладаетнерешительность; зрелый — я — с чувством собственной отдельности,самостоятельности; я знает, к чему стремится в сложном динамичном мире [2].
Теорию идентичности врамках американского варианта психоанализа развивает А. Ватерман. Он стремитсявыделить ценностные аспекты этого феномена. Идентичность, — наличие у человекаглавных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей иубеждений, которым он следует в жизни. Идентификация неотделима отвзаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. ПоВатерману, четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выборпрофессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработкаполитических взглядов, принятие набора социальных ролей [5].
В ином методологическомрусле протекает изучение идентичности символическом интеракционизме.Первым принципом своего оригинального подхода Дж. Мид (основатель направления)различает два типа идентичности: осознаваемая — человек сам размышляет о своемповедении, он не автономен, но свободен, думать о цели и тактики поведения;неосознаваемая — человек нерефлексируемо принимает нормы поведения, привычки,ритуалы [2]. Существуют определенные способы поведения, которые идентичны посвоей сути. Мы ожидаем от человека определенной реакции, без обдумыванияпоследней. Идентификация значений протекала вместе с формированием рефлексии,лингвистических правил. С одной стороны, общество определяет идентичностьиндивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны, индивид самзадает собственное определение в выборе целей, ценностей. Исключительноезначение придается символической коммуникации: вербализованной иневербализованной. Ведь символичность коммуникации есть результат эволюциичеловека и содержание развития отношений общества и личности.
Э. Гофманвыделилтри типа идентичности: социальная, личная, Идентичность. Гофман вводит понятие«политика идентичности», т. е. влияние человека на информацию о себе,продуцируемую на социальное окружение [там же]. Существуют различные техники,реализующие данную политику: техника избегания, техника компенсации (искажениемнения о себе), техника деидентификации (изменение признаков идентичности).Развивая идею Эриксона о базовом доверии, Гофман считает, что целью такихтехник остается охрана себя в сети коммуникации, помощь в овладениикритическими ситуациями. Однако в отличие от Эриксона он исследует, как«базовое доверие» помогает справиться с критическими ситуациями и, по егомнению, умение овладевать пространством и временем составляет главную способностьчеловека.
Третьим направлением американскойсоциально-психологической мысли, придающим особое значение категории«идентичность» и соответственно подробно ею занимающейся является когнитивноориентированная психология. Ее представители Х. Тэджфел, Дж. Тернер,Г. Брейкуэлл определяют идентичность как когнитивную систему, которая: исполняетроль регуляции поведения. Имеет две подсистемы: лингвистическую(самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных) исоциальную (принадлежность к расе, полу, национальности) [5].
При этом структураидентичности определяется следующими компонентами: биологический организм(сердцевина идентичности, однако со временем становится все менее значимой);содержательный компонент (характеристики, определяющие уникальность личности);ценностный (положительные или отрицательные оценки принципов, ситуаций,личностей); хронологический (развитие идентичности в субъективном времени) [тамже].
Объективным условиемидентификации в рамках данного подхода признается социальный контекст.Социальная идентичность обеспечивает формирование содержательной и ценностнойструктуры личности. Структура идентичности развивается на протяжении всейжизни. Становление идентичности осуществляется с помощью двух процессов: ассимиляции,отбора новых компонентов и их приспособления к структуре путем определениязначения и ценностей компонентов, новых и старых [4].
         Когнитивная психология, таким образом,показывает постоянную изменчивость идентичности (она развивается на протяжениивсей жизни и не обязательно связана с биопсихологическим циклом жизни, как уЭриксона).

3.2 Концепцииотечественной психологии
Выготский Л. С.формулирует идею о том, что процессы человеческой психики основаны намежличностных отношениях. Индивид формирует свой внутренний мир путеминтериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности. «Сначаладругие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает вовзаимодействие с окружающими, он начинает действовать на себя» [цит. по 6].Понимание Я происходит в русле «социальной ситуации развития». Эта ситуация — своеобразное, специфическое и единственное отношение между ребенком исоциальной средой. Эта ситуация — исходный момент для всех динамическихизменений, происходящих в развитии данного периода. Л.С. Выготский придаетособое значение не конформизму, а степени независимости, уверенности исамостоятельности. Важно преобразовательно-деятельностное начало самогочеловека.
В свою очередь, С. Л.Рубинштейнформулирует идеи, ставшие принципиальными для советскойпсихологии и философии. В его трактовке сущность человека принципиальномежсубъектна, несводима к продуктивности, к отдельному результату, ксовокупности социальных ролей, функционально-ролевых масок, к бытию человека вкачестве члена или агента социума, разомкнута и раскрыта для бесконечного становления.«Не обращать человека в маску — такова первая заповедь этики» [9]. Личностноесамоопределение, идентификация не может быть монологическим делом. Проблема самоопределения,по Рубинштейну, изначально представляет соотнесенность с другими субъектами.«Специфика человеческого способа существования заключается в мере соотношениясамоопределения и определения Другими» [там же]. Главным критериемсамоопределения он считал активность жизненной позиции как результатвзаимодействия объективного процесса общения с Другими и субъективноговнутреннего процесса самоопределения. Самоопределение и определение Другими — взаимные детерминанты. В своей трактовке Рубинштейн подчеркивает, что нельзяредуцировать сущность человека, сводить ее к каким — то технологическимпроявлениям.
Б. Ф. Поршнев в своихсоциальных теориях придавал большое значение идентификации как уподоблению иприспособлению. «Мы» формируется путем взаимного уподобления людей, т. е.действия механизмов подражания и заражения, а «они» — путем имитирования этихмеханизмов путем запрета чему-либо подражать или отказа человека в подчиненииподражанию. Всякая замкнутость в истории: родовая, семейная, племенная,этнокультурная, культурная конституирует себя из «Мы – Они». Через обособление,уподобление индивид получает возможности для развития, самореализации иперсонализации [цит. по 5].
В целом в советскойпсихологи идентификация оценивалась как положительный ход развития личности.Такие авторы, как Н. И. Алексеева, А. В. Буров, Т. П. Гаврилова, Е. М.Дубовская, Т. И. Комисаренко, Р. Л. Кричевский, Т. А. Моджарова, В. А.Рахматшева, А. П. Соприков выделяли в исследуемом процессе такиесоциально-значимые черты: формирование социальных качеств индивида, занявшегопозицию активного нравственного субъекта. Это постоянно действующий механизмразвития личности, ее структурообразующий фактор [цит. по 5].
По их мнению,идентификация многоуровневая и многокомпонентная. Обычно выделяют три основныхее компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Возможны ценностные, нормативные,ролевые идентификации. Многообразны функции идентификации: объединение в группы«Мы», духовное объединение, самосознание групповой принадлежности,структурообразующий принцип общения, формирование личности.
В советской социальной ипсихологической мысли, скорее всего, преобладает приоритет социального вобъяснении идентификации и идентичности (за исключением достаточно глубоких дляодносторонних констатаций работ Выготского, Поршнева). Индивиды зачастуюпредстают как «неразумные агенты», которые лишь поддерживают модели социальногопроизводства и этим объясняется увлеченность «идентификацией» (такоепредставление преобладает во многих современных психологических,социологических концепциях).
В целом, понятиеидентичности встречалось довольно редко в отечественной, современной мысли доначала 90-х годов. В зависимости от аксиоматики менялось значение «Я» и,соответственно, использование понятий: Спиркина волновало «Я» как носителя иэлемента самосознания, Михайлов Ф. Т. интересовался «Я» как источникомтворческих способностей, Дубровский Д. И. видел в «Я» центр, интегрирующий иактивизирующий фактор субъективной деятельности.
Популяризаторомисследований различных аспектов идентификации в советской философии стал И. С.Кон. Его интерес к изучению идентичности обусловлен тем, чтобы схватитьчеловеческое «Я» в его единстве. Для этого нужны сложные теоретические модели:«идентичность, эго, супер-Я» и т. д [7]. Сложность и полифункциональность«человеческого» определяется тем, что «человеческая психика должна постоянноперерабатывать и координировать огромное количество информации. Чем разнороднеевнутреннее и внешнее, чем разнообразнее такая информация, тем острее будет егоиндивидуальное самоощущение и тем сложнее и дифференцированнее свойственный емуобраз Я» [7, c.64]. Еще в конце 60-х автор замечает, что, чем большеинформационный обмен, тем меньше времени остается для рефлексии или времяуплотняется, увеличивая психические нагрузки. Отечественный исследовательвыделяет следующие типы идентичности:
1)   психофизиологическаяидентичность — единство и преемственность физиологических и психическихпроцессов и структуры организма;
2)   социальнаясистема свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом,членом сообщества, группы и предполагает разделение индивидов по ихсоциально-классовой принадлежности социальным статусом и усвоенным нормам;
3)   личная- единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов.
Важным вкладом И. С. Кона в становлениетеории идентичности было не только то, что он одним из первых сталрассматривать эти проблемы. Используя выводы и идеи отечественных и зарубежныхавторов, он интерпретировал идентичность как условный конструкт личности. Этотконструкт не является статичным и постоянно содержит динамические мотивационныетенденции, уравновешивает внутренние и внешние импульсы [7].
Индивидуальная идентичность понимается какспособ субъективной организации событий, как внутренняя динамическая структура,интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживаниемсебя как представителя определенного пола, группы и т. д. в единое целое безпотери своеобразия. Признается, что идентичность – познавательный инструмент,гипотетическая структура, позволяющая упорядочить представления о личности и ееобразе жизни. Однако большинство авторов предлагает достаточно эклектичные,схематичные интерпретации идентичности или идентификации, зачастую простоинтерпретируя исследования зарубежных авторов.
Заключение
В заключение краткоотметим значимые теоретические положения. Идентификация личности понимается какуподобление «значимым другим» людям. Идентичность же – результат действия этогомеханизма. Механизм идентификации с раннего детства выполняет важную функцию вразвитии человеческой личности.
В работе рассматривались различные подходы кпроблеме. Обобщая, отметим, что в концепции МИДа и его последователей придаетсябольшая самостоятельность самому человеку в формировании идентичности, нежеливо фрейдистско-эриксоновском подходе. Когнитивная психология, показывает постояннуюизменчивость идентичности (она развивается на протяжении всей жизни и необязательно связана с биопсихологическим циклом жизни, как у Эриксона).
В советской психологиидентификация в целом оценивалась как положительный ход развития личности.Такие авторы, как Дубровский Д. И., Кон И. С., Мухина В. С. выделяли висследуемом процессе такие социально-значимые черты: формирование социальныхкачеств индивида, занявшего позицию активного нравственного субъекта. Этопостоянно действующий механизм развития личности, ее структурообразующийфактор. Идентификация может выступать в качестве объяснительного принципаширокого круга явлений уподобления и обособления. Ее содержание составляетмеханизм межличностной и групповой интеграции и дифференциации. Сложностьизучения идентификации заключается в том, что это явление пропитано другимипсихологическими, социальными явлениями, при которых актуален системный анализфеномена.
Таким образом, достигнутацель работы и решены задачи.
Списоклитературы
 
1.   АндрееваГ.М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.— 432 стр.
2.   АнтоноваН.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современногопсихоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии.1996. N1. С. 131-143.
3.   Большойпсихологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.;М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2003. — 672 стр.
4.   ДемченкоО.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности, //Социологические исследования. — 1995. — №6. — 110-119 стр.
5.    ЗаковоротнаяМ.В, — Идентичность человека. Социально-философские аспекты. — Ростов – на –Дону: СКНЦВШ. – 1999. – 261 стр.
6.    ИвановаВ.В. Общие вопросы самосознания личности. М., 1999. – 312 стр.
7.    КонИ.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. — 335стр.
8.   МухинаВ.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК,1999. – С. 178-186стр.
9.    РубинштейнС. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 866 стр.
10.  Сарджевеладзе Н.И.Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси: Мецниереба, 1989.- 204 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.