Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Хакасский государственный университетим. Н.Ф. Катанова»
Колледжпедагогического образования, информатики и права
Специальность0314 (050711) – Социальный педагог
ИсаеваТатьяна Валериевна
Игротерапиякак средство развития межличностых отношений у старших подростков
Дипломнаяработа
Научныйруководитель
Милюкова В.И.
Предварительнаязащита состоялась
"____"__________________2007 г.
на заседанииПЦК, протокол №____
ПредседательПЦК_______________
Абакан 2007
Содержание:
Введение
Глава 1. Развитие межличностныхотношений как социально-педагогическая проблема.
1.1. Понятие межличностных отношенийи основные положения отечественных психологов, рассматривающих проблемумежличностных отношений.
1.2. Особенности развитиямежличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
Глава 2. Игротерапия как средствопсихотерапевтического воздействия.
2.1. Понятие, сущность игротерапии.
2.2. Особенности организации ипроведения групповой игротерапии.
Глава 3. Анализ влияния игротерапиина развитие межличностных отношений у старших подростков.
3.1. Анализ уровня развитиямежличностных отношений у старших подростков.
3.2. Использование игротерапии вразвитии межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
3.3. Сравнительный анализ результатовисследования.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Введение
Актуальность.Большуючасть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками.Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большуювоспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обменаинформацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходитвосприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подростокстремится занять определённое место в группе сверстников. Ярко выражено это,прежде всего, среди сверстников во внеучебной деятельности, где происходитобмен мыслями, эмоциями. нравственными идеалами и духовными ценностями. Главнойих потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше пониматьдруг друга». То есть они стремятся к общению. Одиночество для них невыносимо,оно или тяжело переживется и влияет на дальнейшее формирование личности, такихкачеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжелосамоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитиемежличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться влюбую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. И наилучшимвозрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковыйвозраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Цель исследования: Теоретическиобосновать и опытно-эксперементальным путём выявить влияние игротерапии наразвитие межличностных отношений у старших подростков.
Объект исследования:Развитие межличностных отношений.
Предмет исследования: Влияниеигротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.
Гипотеза исследования: Наразвитие взаимоотношений у старших подростков оказывает влияние игротерапияесли социальный педагог будет:
1) создавать атмосферупринятия подростка;
2) эмоциональносопереживать подростку;
3) отражать ивербализовывать его чувства и переживания;
4) обеспечивать впроцессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подросткомчувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Задачи исследования:
1) изучить ипроанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемеисследования;
2) рассмотретьосновные положения отечественных психологов о межличностных отношениях;
3) раскрытьсущность, особенности организации и проведения игротерапии;
4) составитькомплекс занятий с использованием игротерапии в развитии взаимоотношений устарших подростков и опытно-экспериментальным путем апробировать;
Методолическая основаисследования: положения отечественных психологов Соснина В.А., КрасниковойЕ.А., Дубровской И.В., Даниловой Е.Е. о взаимоотношениях.
Методы исследования:
1. Теоретические:анализ литературы.
2. Эмпирические:тест оценки коммуникативных умений под ред. Карелиной А.Н., социометрическаяметодика, составитель Немов Р.С.
3. Интерпретационные:количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимостьданной работы заключается в том, что её материалами исследования могутпользоваться как психологи, социальные педагоги общеобразовательных школ приработе с подростками, так и студенты педагогических колледжей и ВУЗов с цельюизучения межличностных отношений подростков и коррекции этих отношений принеобходимости.
Опытно-эксперементальнаябаза: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола № 30», выборка из учащихся 8 «Б» класса (21учащихся).
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, заключенияи приложения.
Глава1. Развитие межличностных отношений.
1.1. Понятиемежличностного отношения и основные положения отечественных психологов,рассматривающих проблему межличностных отношений.
Изучениеммежличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точказрения, своя трактовка понятия.
АлексейЮрьевич и Галина Михайловна Коджаспировы рассматривали отношение как целостнуюсистему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различнымисторонами объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретныйсмысл, который имеет для человека отдельный объект, явление, люди.Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на развитиеего личностного отношения к самому себе. А под межличностными отношениями подразумевалисубъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере испособах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессесовместной деятельности и общения [13, стр.102]
ЛевВладимирович Мардахаев под отношениями понимал взаимную связь различныхвеличин, предметов, действий; взаимосвязь и характер расположения элементовопределенной системы или одной системы к другой. Межличностное отношение — этосубъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные видыотношений межличностных — деловые, личные, приятельские, товарищеские,супружеские. Выделяются эмоционально-непосредственные отношения межличностныедля так называемой диффузной малой группы или группы низкого уровня развития, иопосредованные отношения межличностные в коллективе, обусловленные содержаниеми целями совместной деятельности.[14, стр.190]
СоснинВ.А. и Красникова Е.А. под межличностными отношениями подразумевали с однойстороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективнопроявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми другна друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны,межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации,ожиданий, стереотипов и иных диспозиций через взаимную оценку. В отличие отобщественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называютпсихологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную сдержанность.[15, стр.163]
С точкизрения Сухова А.Н. межличностные отношения могут рассматриваться не только какдиадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу — семью, школьный класс, спортивную команду и т.п. В этих случаях они проявляютсяв характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на другаво время совместной деятельности и общения. [16, стр.69]
Изучениеммежличностных отношений занимались Соснин В.А. Красникова Е.А. Они считали, чтодинамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов (стадий):знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процессослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход отдружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений).Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.
Процессзнакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональныхнорм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также отих конкретных деятельностей соответствующих им социальных ролей.
Приятельскиеотношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитиюмежличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, тоэто является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.
Товарищескиеотношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближениевзглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такиепонятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностныеотношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимнымдоверием. [15, стр.166]
Вкачестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всегорассматривается механизм эмпатии, о котором говорилось как о механизмемежличностного познания, развитие отношений — это еще одна функция эмпатии. Помнению отечественного психолога Н.Н. Обозова, эмпатия включает в себякогнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня.
В основеиерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень),проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другогочеловека без изменения своего собственного состояния.
Второйуровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, эмпатию не только в видепонимания состояния другого человека, но и сопереживания, и сочувствия ему,эмпатического отреагирования.
Третийуровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный иповеденческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностнуюидентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой ипонимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровнеэмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи иподдержки партнеру по общению. Между тремя уровнями эмпатии существуют сложныевзаимозависимости. [15, стр.167].
Свозрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную подростковомувозрасту открытость. На их поведение накладываются многочисленныесоциокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Заметносужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детейв семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются впроизводственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли,межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старыедружеские отношения играют особую роль.
Национальностьобуславливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностныхотношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся сучетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности ксоциальным группам и пр.
На формированиемежличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента.Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливаютконтакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения.
Внешниефизические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативносказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формированиемежличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность иинтенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы,различные неврозы и другие, связанные с повышенной возбудимостью,раздражительностью, тревожностью и пр. — все это как бы «раскачивает»межличностные отношения и негативно влияет на них. [15, стр.170].
Межличностныеотношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболееустойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессесовместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностейне только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваютсямежличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний иглубокий характер.
Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношенийсамооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяетличности объективно оценивать свои особенности и соотносить их синдивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбиратьсоответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случаенеобходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношенияэлементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраиваеттакой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, впротивном же случае отношения приобретают напряженный характер. Заниженнаясамооценка личности вынуждает человека подстраиватьсяк стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению.
В ходе исследования были также выделеныличностные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первуюгруппу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство итщеславие. Ко второй группе относятся догматизм и постоянная склонность несоглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность. [15,стр.171].
И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан,рассматривая проблему взаимоотношений, считали, что каждый человек по-своемуощущает и воспринимает мир, у него есть свои особенности памяти, мышления,внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности,симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая силаэмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный»характер, у него свой жизненный опыт, свои разочарования, печали и радости,наконец, своя судьба. [17, стр.316]
Взаимоотношения людей в группах в значительнойстепени зависят от того, как они воспринимают друг друга.
Мы уже знаем, что восприятие — это не пассивноеотражение реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенностивоспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделенынекоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвалипсихологическими эффектами. Эти психологические эффекты могут в той или инойстепени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.
«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о другомчеловеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первыевпечатления создают определенный ореол — положительную или отрицательнуюустановку на человека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информацииоб этом человеке к первоначальной:то, что противоречит первой «информации, может отсеиваться как малозначительноеили вовсе не замечаться, а то, что с ним согласуется приобретать безусловнуюдостоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными словами, еслипервое общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительныекачества переоцениваются, а отрицательные либо уменьшаются, либо так или иначеоправдываются. И, наоборот, при первом неблагоприятном впечатлении о человекеего благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные.Так, если приятный нам в целом человек иногда любит присочинить что-либо, мыего оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немногорассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, емунельзя верить и пр.
Уучителя нередко проявляется подобная установка по отношению к ученику:«хорошему» ученику нередко за посредственный ответ ставится «4», а «плохому»ученику за отличный или хороший ответ ставится «3». Под влиянием «эффектаореола» учитель может проглядеть у проблемного ребенка рождающееся желаниеначать учиться и хорошо себя вести, а значат, и не сможет вовремя помочь. Аребенку самому справиться с собой трудно, и он может снова совершитькакой-нибудь проступок, подтвердив тем самым «правоту» отношения к немуучителя.
«Эффект бумеранга». Информация, которая человекунеприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедитьего, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка,встретив неприятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не оченьхорошо смотрится, утверждается в мысли, что платье прекрасное, а знакомая такговорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще.
«Эффекткрая» — рядпоследовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья — первая и последняяинформация — запоминаются лучше и оказываются значимее, чем та, что в середине.В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человекунаиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а поотношению к знакомому — последние новости.
«Эффектснисходительности»— щедрая, иногда излишняя благожелательность при восприятии и оцениваниидругого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получаетпостоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен,внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняетприемлемое о себе представление, он бессознательно стремится принизить других,чтобы в собственных глазах казаться выше.
Способностьправильно понимать другого человека иногда связывают с так называемой эмпатией.Эмпатия — это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнутьв его внутренний мир. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть всостоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, ссохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься другим,но без потери ощущения «как будто». Так ощущаешь радость и боль другого, как оних ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Бытьэмлатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то жевремя «тонким и чутким».
«Эффектконтраста», илисклонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например,застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении,чем это есть на самом деле.
Такимобразом, восприятие другого человека всегда связано с эмоциональными переживаниямискладывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о самом себеподдерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждыйучастник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношениямежду членами группы неодинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняяпривязанность или неприязнь, а так же равнодушие. Все это определяет положениечлена группы в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуютсябольшей популярностью, чем другие. Первые с большим желанием и чаще избираютсядля контактов. [17, стр.310]
Такимобразом, можно сделать вывод, что межличностные отношения – это субъективнопереживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способахвзаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместнойдеятельности и общения.
Помнению Соснина В.А., Красникова Е.А., динамика развития межличностных отношенийпроходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружескиеотношения. В качестве основного механизма развития межличностных отношений чащевсего рассматривается механизм эмпатии.
Наосновании исследований межличностных отношений Дубровиной И.В., Прихожан А.М.,Даниловой Е.Е., можно сделать вывод, что 4 межличностные отношения играютглавную роль в жизни человека. Для каждого важно, чтобы его воспринимали таким,каков он есть, чтобы он был полноправным членом общества и не был отрешенным,отверженным от людей, от мира. Именно на основании формирования межличностныхотношений человек определяет свое статусное положение, авторитет,целеустремленность достигать большего и стать не «пешкой» в кипучей жизниобщества, а влиятельным человеком, добившись уважения. И прежде чем стремитьсядостигнуть уважения нужно разобраться в своем внутреннем мире, который никак несопоставим с внутренним миром другого человека. Разобравшись в себе, можно адекватновоспринимать партнера по общению и закладывать «крепкий фундамент» дляформирования каких-либо взаимоотношений, что любым образом отразится на будущеечеловека.
1.2.Особенностиразвития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
Отрочество – периоджизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определениесодержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества, тоесть старшего подросткового возраста. [1, стр.42]
Есливедущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенныеизменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основнаяроль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими.Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленностьего психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что онвключается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами,занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Иродители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя изразвивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшиевозможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогаютпреодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают вустановлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятныеусловия для психического развития.
Подростоквключается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяетсферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируютсянравственные качества личности.
Хотяучение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в егопсихике связаны с общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, чтообщественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяетдоминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками ипотребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подростоквырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваиваетсоциальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезнойдеятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина. [2, стр.3]
Напсихическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественноемнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, преждевсего, на это мнение. Учитель для подростка не является таким непререкаемымавторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокиетребования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношениясо многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочныхсуждений подросток и строит своё отношение к учителям.
Происходитизменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственныхвозможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложнойдомашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
Трудностив работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста:повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстропротекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими внаглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др. [2, стр.5]
В своей среде, взаимодействуя друг сдругом, подростки учатсярефлексии на себя и сверстника. Взаимнаязаинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг другастановятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забываютоб уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные вдетские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менеезависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже неродителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаиваетправо на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений икомментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждениеличности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается какпокушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подростокстремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личнаяответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативнуюпозицию. [9, стр.366]
Помнению А.В. Мудрика, в группе подростков, как правило, складываются межличностныеотношения – субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они объективнопроявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также враспределении ролей в группе.
Во-первых,выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальныхисследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой,эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли — фаворит лидера, шестерка и др. Вгруппе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех.Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго,а потом он, как правило, — «внутригрупповой козел», другим группам его трогатьне позволяют.
Ну и,наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человеканикто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит загруппой. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца»вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуациификсировались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, ноцементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая овца» (речь идето неформальных группах). В группе подростков особенно интенсивно развиваетсяобщение. [3, стр.100]
Здесьвозникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяетсяпотребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребностьв общении формулируется следующим образом: «Научиться общаться», «Научитьсялучше понимать друг друга». Сверстники рассматриваются как источникбезопасности и поддержки.
Потребностьв общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения.Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающихситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой типситуации, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивныйстиль поведения, — это ситуация, когда самому подростку или другому человекунужна поддержка.
Вполовине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая жеполовина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения надагрессивным.
Характернажесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях «хороший — плохой», «за меня — против меня», а так же — небрежность и агрессия. Примерно40% подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30% — положительное, 30% — нейтральное.
Наблюдаетсяследующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важнозанять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младшихподростков сосредотачивается вокруг процессов учения и поведения — лидер средисверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образявляется ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе ипоиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержаниеобщения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная»,«особенная». У многих подростков оказывается фрустрированной потребность «бытьзначимым» в их среде. [4, стр.96].
Сущностьвнешкольного общения подростков можно определить как процесс взаимного обменамыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями сосверстниками и взрослыми, при их межличностном контакте, влияющий на сознание иповедение подростков и происходящий в различных группах и коллективах внешколы.
Л.Д. Гонееввыделяет следующие признаки подростковых групп общения:
— ониразновозрастны и разнообразны по социальному составу;
— формируютсяв основном по признаку места жительства;
— в нихдовольно высокий уровень интенсивности общения;
— невеликипо количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны. [5,стр.200]
Общениене может происходить без отношений к ценностям, по поводу которых происходитволевой, мотивационный обмен информацией и психологическое взаимоотношениеиндивидов, т.е. без предмета общения.
Содержаниегруппового общения и его направленность, определяемые предметом общения, имеютбольшую воспитательную силу, оказывают влияние на развитие личности подростковиногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Черезпризму группового общения идет восприятие окружающего мира, преломление норм иценностей общества. Воспитательный эффект группового общения определяется тем,как представлено в этом общении социальное, нравственное начало, насколькосильны его позиции в тех или иных компаниях по досугу, которые оказывают далеконе второстепенное влияние на своих членов. Эти компании имеют свойнравственно-психологический климат, свои ценностные ориентации, тон и общаянаправленность которых обычно задаются лидером или группой лидеров.Исследования показали, что именно ценностные ориентации несовершеннолетниххарактеризуют их отношения со средой, коллективом, а также их важнейшиекачества личности. [5, стр.201]
Вгруппах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное вниманиесо стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центревнимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и вочто бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростковстановятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестверавноправных партнеров или лидеров.[6, стр.260]
Отношениясо сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем умладшего школьника. Подростку свойственно стремиться к общим делам сосверстниками, он хочет жить коллективной жизнью, быть принятым, признанным, уважаемымтоварищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близкихтоварищей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжелыепереживания, расцениваются буквально как личная драма. Даже временные неурядицыв отношениях со сверстниками переживаются остро. Одиночество не выносимо дляподростка. [7, стр.147]
Подростки,у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы,стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать симпатию и уважениетоварищей, пытаются занять заметное положение. [7, стр.148]
Наряду снепосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младшихшкольников, у подростков выявляются два других вида отношений, слабо или почтине представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (началоподросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста. [6, стр.259]
Благополучиев товарищеских и дружеских отношениях исключительно важно для самого подростка- его внутреннего состояния, его настроения, ощущения им полноты жизни, егодушевного равновесия. Имея друзей, подростки легче справляются со своимитрудностями. Найти друга не малая удача для ребят этого возраста. Настоящаядружба может сохраниться, мы знаем, на всю жизнь.
Развитиеотношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, ониочень активны по отношению друг к другу: высказывают претензии, объясняютпричины и мотивы собственных поступков, спорят, доказывают, соглашаются, идутна уступки, чтобы сохранить отношения. Подростки то и дело занимаютсявыяснением отношений, потому что-либо один, либо другой совершают поступки,которые не нравятся товарищу или обижают его. Если оба заинтересованы в том,чтобы сохранить отношения, они становятся и остаются открытыми к замечаниям ипожеланиям товарища. [7, стр.155]
Приизучении дружеских отношений подростков установлено три вида дружбы взависимости от количества участников: парная дружба, групповая дружба(дружеские отношения связывают 3—4 подростков) и более широкая групповаядружба, приближающаяся к форме широкого товарищества. Парная дружба носит болееинтимный характер и более основана на чувстве взаимной симпатии и расположения.Групповая дружба носит более «деловой» характер, выражается в единстве интересов,в товарищеской взаимопомощи. (И. В. Страхов.)
Подростоккритически относится к дружбе, предъявляет к ней определенные требования. Одружбе подростков нельзя сказать, что она строится на основе неосознанного,эмоционального влечения, тяготения друг к другу. Подросток (особенно старший)отдает себе отчет в том, чего он хочет от дружбы и каким он хочет видеть своегодруга. В этом смысле дружба в подростковом возрасте носит более рассудочныйхарактер, чем в младшем школьном возрасте.
Требованияподростков к дружбе в обобщенном виде сводятся к следующему. (КлассификацияИ.В. Страхова.)
1. Верность,постоянство, неразлучность друзей. «Если друг — то навсегда». «Не признаюкратковременной дружбы. Если короткая — значит, это была не дружба». «Друзьянеразлучны. Разлука может быть в пространстве, но сердцем и тогда друзьянеразлучны». «Самое главное для друга — быть верным другом».
2. Откровенность, взаимное доверие и понимание, чуткость иотзывчивость. «Хочетсяиметь друга хорошего, а главное — чтобы он понимал меня». «Другу открываешь вседушевные переживания, все тайны, даже те, в которые нельзя посвятить другого».«Друг — это твоя вторая половина: говорить ему — это все равно, что говоритьсебе. Но и он должен быть до конца откровенным». «Нечуткий друг — то не друг, идаже не товарищ».
3. Наличие совместных интересов, совместной деятельности,единство целей и стремлений. «Вместе учиться, отдыхать, читать, ходить в кино, на каток, на футбол — иначе какая же это дружба?» «Самое приятное в дружбе — это полное совпадениевкусов. Чем интересуется один — тем интересуется и другой, что любит один — толюбит и другой». «Вместе с Федей мы наметили себе путь в жизни: кончим школу,поработаем на заводе, а потом поступим в энергетический институт. Как приятноидти к далекой цели рука об руку!»
4. Требование взаимной помощи, готовности выручить друг другав затруднительном положении. «Сам погибай, а друга выручай — это, по-моему, основном, принцип дружбы».«Взаимная помощь, без просьб (сам должен понимать, когда друг нуждается в помощи),постоянная готовность помочь — вот что я хочу от друга, я к этому всегдаготов». Таковы высказывания подростков. [8, стр.102] Таким образом, подросткипредъявляют друг другу множество требований.
Для сближения ребят важно сходство интересов и любимыхзанятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подростоклегко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Иногда общение стоварищем настолько привлекательно, что подросток вместе с ним начинаетзаниматься делом, которое раньше его не интересовало, да и сейчас тоже, вобщем, не занимает. Однако со временем он может увлечься этим делом всерьез.Поэтому общение с товарищами — источник возникновения новых интересов уподростка.
Очень сближают ребят разговоры, а в общении близких онизанимают исключительно большое место: пронизывают различные занятия, сопровождаютпрогулки.
От другаждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать ихранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное исокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит всобственной душе. Старшие подростки чрезвычайно высоко ценят доверие,искренность, сердечность, умение не разболтать важное для одного или обоих. Еслиэтого нет, дружбу лихорадит, она разрушается. Очень ценится великодушие, отходчивость,умение простить товарищу необдуманный поступок или промахи. Эти качествацементируют дружеские отношения. [7, стр.155]
Одна изсерьезнейших проблем подросткового возраста — одиночество. Одна девочка-подросток определила это так: «Япо-настоящему одинока. Мои родители работают и редко бывают дома. Брат старшеменя на шесть лет, поэтому у нас очень мало общего. Если бы у меня не былоподруг, мне было бы просто не с кем поговорить». «Пустота», «изоляция», «скука»- так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что ониотвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность всобственных силах, — они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у мальчиковбольше подобных проблем, чем у девочек, вероятно в силу все той же «мужскойсдержанности», не позволяющей свободно выражать свои чувства. [10, стр. 340]
Такимобразом, отношения подростка к своим сверстникам сложно и многообразно. Этиотношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут бытьпросто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем большепоявляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимаетсяпассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношениюдруг к другу, т.е. высказывают претензии, объясняют причины и высказываютпретензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят,соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Для сближения ребятважно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщитьдругого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичногоему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребностьв личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, укоторого можно найти помощь и поддержку.
У многих друзей –подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее,задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом всё важнее становится«родство души» — общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадениеличных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.
Глава2. Игротерапия как средство психотерапевтического воздействия.
2.1.Понятие, сущность игротерапии.
Игротерапия– метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованиемигры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признаниетого, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современнойпсихокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическомтренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации,разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близкихотношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх передокружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различныхситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Характернаяособенность игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству,элементы которого сохраняются в любой коллективной игре.
Играющийвыполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий,связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
Рядмоментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься отреальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящимиобстоятельствами.
Двуплановостьигры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровыхзанятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоциональногоконтакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативныеэмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению,увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Отличительныепризнаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказываетсяобъект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новойситуации.
Структурудетской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия каксредство реализации этих ролей; игровое употребление предметов — замещениереальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Сюжетомигры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игрывыступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношениймежду взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формированиепроизвольного поведения ребенка и его социализация.
Игроваятерапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственныхусловиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободногосамовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее времясфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведениякраткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии вмалой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.
Общиепоказания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость,необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание,нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификацияу мальчиков. [11, стр.127]
Основнымицелями коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии являются:
1. Установлениеаналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком ивзрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций итрансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие иигре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых дляребенка конфликтов.
2. Катарсис — формаэмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональныхпереживаний и освобождению от них.
3. Играпредоставляет две возможности для катарсиса: свободное выражение чувств иэмоций ребенка и вербализация чувств.
4. Инсайтпредставляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестверезультата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокогопонимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требуетинтерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенкомвнезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.
5. Исследование(тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенкомразличных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.
6. Особая атмосфераличностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи итревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их кисследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и сосверстниками.
7. Сублимация какперевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели(получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, несвязанными с сексуальностью.
8. Сублимация какформа переключения сексуальной
энергии на социально одобряемые цели рассматривается в
психоанализе как высшая форма разрешения трудностей
развития личности в детском возрасте.
Такимобразом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическаядеятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов состороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними иролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы ивлечения. [11, стр.132]
Целямкоррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит переносотрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяютперсонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносятна куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.
Значительныйвклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростковвнес А.И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологические критерииформирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможностиобъединения семейной и групповой терапии, а также методику игровойпсихотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий наребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается ими как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональнойи суггестивной психотерапией.
Ворганизации терапевтического процесса А.И. Захаров выделяет диагностическую,терапевтическую иобучающую функции игры. Все три связаны между собой иреализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленнойигре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета. [11,стр.141]
1. Диагностическаяфункциязаключается в уточнении психопатологии, особенностей характераребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получитьдополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрируетто, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, ноиногда она может быть отдаленной.
Детиболее полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной имисамими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал осебе, значит — автоматически воздвигать барьер в терапевтическихотношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения ииспользовать для этого слова».
2. Терапевтическаяфункция игры состоит впредоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагированиянапряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражениевнутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процессигры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их вновом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытаетсяразрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение илисмущение.
Результатыобследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваютсяпсихические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаютсяадекватные формы психического реагирования.
3.Обучающая функция игры состоитв перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора,реадаптации и социализации.
В этойсвязи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями:«обучающая функция игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей ненужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, непреследуя каких-то определенных целей. И научение, т.е. приобретениеразнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. Акогда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное иабстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальныетехники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с цельюего обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность.Его душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование системывзаимоотношений остаются вне сферы внимания. Такой обучающий подход ничегообщего с групповой игротерапией не имеет.
А.И.Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым вигротерапии:
— играприменяется как средство диагностики, коррекции и обучения;
— выборигровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;
— руководствоигрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;
— спонтанныеи направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, вкотором главное — возможность импровизации;
— соотношениеспонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей,сколько от их клинических особенностей;
— направленноевоздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимыхим и психологом персонажей.
Такимобразом, игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослыхс использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений междуучастниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими,повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Именно вигре ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со сторонывраждебной к нему среды, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможностивыражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут бытьприняты и поняты в реальных отношениях ребёнка с миром.
2.2.Особенности организации и проведения групповой игротерапии.
Игротерапия используетсякак в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтениягрупповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении,формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии уребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведениягрупповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.
Вслучае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особаязадача формирования потребности в социальном общении, которая может бытьоптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальнаяпотребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностныхнарушений общения будет групповая игротерапия.
Если дляиндивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокаястепень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии кругпротивопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:
— ярковыраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;
— явновыраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасностипартнеров по группе;
— ускоренноесексуальное развитие;
— крайняяагрессивность;
— актуальноестрессовое состояние.
Во всехэтих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ееиндивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенкак работе в группе. [11, стр.146]
Групповаяигротерапия — это психологическийи социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют другс другом, приобретают новые знания; не только о других детях, но и осебе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и являетсяэффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств,психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Хотя групповаяигровая терапия возникла с появлением игровой терапии как таковой,использовалась она весьма ограниченно. Единственной опубликованной работой вэтой области является книга Хаима Джайнотта «Групповая психотерапия с детьми:Теория и практика игровой терапии», появившаяся в 1961 г. и с тех пор не переиздававшаяся. Именно по этой причине и в связи с быстровозрастающиминтересом к этому разделу игровой терапии, работа в группах и упоминается здесьв числе основных направлений. Как и при групповом консультировании подростков ивзрослых, групповая игровая терапия представляет собой психологический исоциальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг сдругом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Впроцессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственностьза построение межличностных отношений. Затем дети естественным образомпереносят эти способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределыгруппы. В отличие от других подходов в групповом консультировании, в групповойигровой терапии не существует групповых целей, а групповая сплоченность неявляется необходимой составляющей группового процесса. Наблюдая других детей,ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то,что ему хочется. [12, стр.487]
Групповаяигротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить егосамооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренниеконфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувствовины.
Впроцессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственностьза построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений сдругими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей,ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то,что ему хочется.
Большоезначение для успеха работы коррекционной группы имеет также состав группы,представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Подборкандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включатьдетей с разнообразными нарушениями, что обеспечивало бы возможностьидентификации с альтернативными образцами поведения.
Каждыйребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, безугроз и насмешек, неуспеха и отвержения.
Разницав возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должнапревышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должнавключать детей разных полов (и мальчиков, и девочек).
Деятельностьигротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена вотдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальнойединицы.
Целигрупповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а неиндивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противномслучае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка внаправлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, такимобразом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.
В этомсмысле цели и задачи могут быть обозначены следующим образом. Групповаяигротерапия призвана помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию»;стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать болеесамоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладетьчувством контроля; выработать большую способность к самопринятию исамостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрестиверу в самого себя. [11, стр.148]
Такимобразом, игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповойформе. В частности групповая игротерапия призвана: помочь ребёнку осознать своёреальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности,отреагировать внутренние конфликты, страхи, уменьшить беспокойство и повыситьуровень коммуникативных умений. Успех игротерапии будет зависеть от правильноподобранного состава группы (численность, возраст участников), созданияоптимальных условий (игровая комната должна соответствовать требованиямкоррекционных игр) и наличия необходимых средств, материалов.