Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы применения игры как средстваразвития личности 6
1.1 Понятие игры… 6
1.2 Игра как психологический метод развития личности. 10
1.3 Виды психологических игр. 13
Выводы по главе 1. 17
Глава 2. Правила и методические рекомендации по проведениюпсихологических игр 19
2.1 Атрибуты и значение психологических игр. 19
2.2 Примеры психологических игр. 21
Выводы по главе 2. 24
Заключение. 26
Список используемых источников. 28
Приложение. 30
Введение
Актуальность.Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бысуществовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своихближних.
В последнеевремя растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смыслачеловеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными,родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг сдругом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться сэмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимсядругих учебных заведений.
Наряду синтересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятсяпомочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своемповедении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороныличности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящеевремя.
Когдапсихологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем онисталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересыи мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностныеориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношениесознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеконеполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мыпытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладаямногообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюдавытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойствличности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующимфактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этойсистемы.
В средепсихологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать тольконекоторых авторов классиков психологии, – занимавшихся проблемами игры: К. Бюллер,А. Валлон, Л.С. Выготский, К. Гросс, А.В. Запорожец, К. Коффка, А.Н. Леонтьев,Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д.Б. Эльконин и др.
Традиционноигра изучается с точки зрения двух основных подходов: диагностического, характерногодля исследователей психоаналитического направления и прожективной психологии (А.Аммонс, П. Бланшард, Э. Эриксон, П. Хагмен, A. Кадис и др.), и коррекционного,представленного в игровой терапии (Н. Миллер, A. Фрейд, M. Кляйн, Д. Смит и др.).
Социальнаязначимость возможностей применения психологических игр и анализ состояниянаучной разработанности этого процесса выявили выбор проблемы данногоисследования, которая заключается в изучении особенностей психологических игр,а также, в определении возможностей применения психологической игры впсихологии.
Объектисследования: основные положения, закономерности, принципы психологической игры.
Предметисследования: процесс применения психологических игр в процессе развитияличности.
Цельисследования: изучить теоретические основы психологических игр, выявитьвозможности применения психологических игр в процессе развития личности.
Всоответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
определить понятиеигры;
изучитьобласти применения и виды психологических игр;
разработатьрекомендации для применения психологических игр в процессе развития личности.
Гипотезаисследования: применение психологических игр позволяет более эффективноорганизовать процесс, направленный на развитие личности.
Методологическуюи теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений ипроцессов, целостности и системности, единства формы и содержания, единствалогического и исторического, взаимосвязи теории и практики.
Источникамиисследования являются данные и анализа психологической, педагогической,литературы и периодической печати.
В работеиспользованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов иофициальных материалов, психологической, медицинской, научной литературы,программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы психологов.
Глава 1. Теоретические основы применения игры каксредства развития личности1.1 Понятие игры
Игра — одноиз замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместес тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление,игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. [1, с.65].
Различныеисследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую — К. Гросс, Ф.Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер,
Фрейд идругие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного,переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной еесущности.
Прежде всего,игра — это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий,объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что играявляется лишь функционированием, порождается тем фактом, что игровое действиесовершается не ради практического эффекта, который оно оказывает наобыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не простофункционирование созревших в организме систем и не движение, котороесовершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченнойэнергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражениемопределенного отношения личности к окружающей действительности. [2, с.18].
Основноеположение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игрызаключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно даетданное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельностибезотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых дляиграющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческаядеятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но, внеигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной:в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямаяцель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивидазначимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходнымпутем достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственнос внутренним содержанием данного действия.
Мотивыигровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности кокружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровойдеятельности на основании более непосредственного отношения к их собственномувнутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное впрактической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой цельюдействия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силукоторых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямогоотношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишьдействия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннемусодержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ееосновное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимаяпрелесть.
С этойисходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ееособенность в способах игрового действования, или оперирования. [3, с.98].
Игровоедействие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этимопределяется вторая характерная особенность игры; игровое действие реализуетмногообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучисвязанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способамидействия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Вигровой деятельности действия являются скорей выразительными и семантическимиактами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный впобуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать этуцель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия. Всоответствии с этой функцией действия в игровом плане при его выполнениисохраняется то, что существенно для этой его функции, и отбрасывается то, чтодля нее несущественно. Игровые действия сообразуются лишь с теми предметнымиусловиями, которые определяются мотивом и целью действий, и могут несообразоваться с теми, от учета которых зависит вещный результат действия впрактической ситуации. Преобразуясь в соответствии с этим своим назначением,игровое действие приходит вместе с тем в соответствие и с возможностями ребенка.Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которойразрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка,определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативныхвозможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка впределах его возможностей.
Из исходнойособенности игры, определяющей самый смысл ее, вытекает и то, что одни предметымогут в игровой деятельности замещаться другими (палка — лошадь, стул — автомобильи т.д.). Поскольку в игре существен не предметно-вещный, апредметно-человеческий аспект действия, не абстрактные свойства предмета, как «вещив себе», а отношение человека к предмету и соответственно предмета кчеловеку, изменяется роль, функция предмета в действии. В соответствии с этимизменяются и требования, предъявляемые к предмету. Для того чтобыфункционировать в игровом действии, предметы должны удовлетворять тем условиям,которые существенны для игрового действия и к числу которых помимо основногоусловия — подчинения смыслу игрового действия — присоединяется доступность дляребенка оперирования данным предметом, и эти предметы могут не удовлетворятьвсем прочим условиям, для игрового действия не существенным. Отсюда следующая,внешне наиболее бросающаяся в глаза черта игры, в действительности производнаяот вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, — возможность,являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемыхсмыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровомпрактическом действии, другими, способными служить для выполнения игровогодействия. В процессе игрового действия эти предметы приобретают значение,определяемое функцией, которую они в игровом действии выполняют. В результатеэти особенности игры обусловливают возможность ее перехода в воображаемуюситуацию. Эта возможность реализуется, когда ребенок оказывается в состояниимысленно в воображении преобразовать действительное. Начальные, зачаточныеформы игры не заключают в себе еще этого перехода в воображаемую ситуацию. Когдаребенок, которому впервые удалось самому открыть дверь, снова и снова ееоткрывает, он не создает воображаемой ситуации; он остается в пределахреального, и тем не менее он играет. Но игра в более специфическом смысле этогослова начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способностьперейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры(в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом. Необходимаядля развертывания игры, она в игре и формируется.
Игравзрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражаеттенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясьв игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игревпервые и формируется. В этой способности, отображая, преображатьдействительность, заключается основное значение игры. [4, с.154].
Игратеснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенноинтенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение.
В ранние,дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которойформируется его личность. Игра — первая деятельность, которой принадлежитособенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств иобогащении ее внутреннего содержания.
Внутреннийхарактер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того,какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых. [5,с.21].
Играет, какизвестно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и унего исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенныхспособностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает ужеиное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детствевключены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И способностьчеловека отдаваться ему и переживать его во всей непосредственной действеннойэмоциональности остается проявлением и доказательством его неувядающеймолодости. 1.2 Игра как психологический метод развитияличности
Люди играютв психологические игры. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры.При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время какостальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними.Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологическиеигры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия.Хотя надо сказать, некоторые игроки в покер тоже не для удовольствия играют. Бернопределяет психологическую игру как часто повторяемую последовательностьтрансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или болеекратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакцийобразовала пару, необходимо наличие трех аспектов:
1) Непрерывнаяпоследовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне;
2) Скрытаятрансакция, которая является сообщением, источником в основе игры;
3) Ожидаемаярасплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.
Игрыпрепятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотряна это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время,привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец,превращаются в их судьбу. [6, с.30].
Игры имеютдве основные характеристики:
скрытыемотивы;
наличиевыигрыша. [7, с.224].
Процедурыбывают успешные успешными, ритуал — эффективным, а времяпрепровождение — выгодным.Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Онимогут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может бытьнеожиданным, но никогда — драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными инередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.
Необходиморазграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального действия, а именнос операцией.
Операциейназывают простую трансакцию, или набор трансакций, предпринятых с некоторойзаранее сформулированной целью. Например, ели человек честно просит, чтобы егоутешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы егоутешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя,то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же врезультате игры один из участников получает “вознаграждение”, то становитсяясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренними,так как они были лишь ходами в игре. [8, с.163].
Игры имеюттягу к повторению. Люди обнаруживают что говорят те же слова с теми жеинтонациями, меняются только место и время. Повторение игры можетвосприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игрыразличной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровнядо убийственного (самоубийственного) уровня.
Игрыиндивидуально программируются. Их используют из состояния Я-Родителя, когдаповторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я-Взрослого, когда онисознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, ели основаны наранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других вдетстве. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобысохранить свое восприятие окружающего мира. Она становиться ее жизненнойпозицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резчевыражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своейпсихологической позиции. Этот процесс можно изобразить следующим образом:
Переживания ® Решение ®Психологические позиции ® Сценарииподкрепляющие поведение
Анализсценария можно кратко определить как жизненный план удивительно напоминающийдраматический спектакль, который личность вынуждена играть.
Сценарий зависитот ранних решений и позиций принятых в детстве. Он находится в состоянииЯ-Ребенка и «записывается» через трансакции, происходящие междуродителями и ребенком. [9, с.72].
Каждаяличность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеетсвои сценарии.
Психологическийсценарий содержит программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он беретсвои корни из предписаний, принятых ребенком от родителей, которые могут бытьконструктивными, деструктивными или непродуктивными, и из психологическихпозиций, которые ребенок, в конечном счете, принимает относительно себя идругих.
Позициипринимаются относительно людей в целом или относительно каждого пола вотдельности. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения несоответствуют реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть, онимогут приводить к развитию патологии. [10, с.95].
Патологияимеет различные степени, резко мешающие личности использовать свои способности,до сильной, когда человек становиться нелепой карикатурой на свое настоящее «Я».1.3 Виды психологических игр
Психологическиеигры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятиепсихологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных формструктурирования времени:
деятельность-ритуал -игра -времяпрепровождение -отдых -искренние отношения. [11, с.95].
Общую схемупсихологического содержания игры можно представить следующим образом.
1. У человекавозникает некоторое желание.
2. Сверхсознаниезапрещает реализацию данного желания
3. Подсознаниеначинает искать оправдание — психологические купоны, и откупается от сверхсознанияи желание удовлетворяется. [12, с.12].
На внешнемуровне психологическая игра представляет собой заранее предопределеннуюпоследовательность взаимодействий направленную на достижение психологическоговыигрыша. При этом следует отметить, что психологический выигрыш не всегдаявляется выигрышем «физическим». Так психологический выигрыш можетсостоять в болезни, несчастном случае или смерти играющего, поскольку сущностьвыигрыша состоит в подтверждении жизненной позиции человека. Этот критерийпозволяет отличать психологическую игру от другой формы человеческого поведения- манипуляции, которая нацелена на получение физического выигрыша.
Э. Бернразличает:
а) игрыпервой степени, которые приемлемы в обществе;
б) игрывторой степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторыеигроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;
в) игрытретьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются вкабинете врача, в зале суда или в морге. [13, с.109].
Трудно водном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Такрождаются игровые пространства разного типа, акцентированные на том или иномаспекте игры, ориентированные на те или иные ее возможности. В арсенале психологовна сегодняшний день имеются игровые пространства пяти различных видов. Часто вреальном действии они переплетаются друг с другом, но все же можно говорить оних как о достаточно самостоятельных видах деятельности со своими законами построения,развития и управления.
Игровые «оболочки».Этот вид психологических игр самый распространенный и самый простой. В данномслучае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологическойработы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой.
Игровые «оболочки»используются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Наиболееактивно сегодня психологами образования эксплуатируются игровые «оболочки»,построенные по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду: новый годне может состояться из-за того, что злые силы что-то украли, спрятали, сломали.Добрые герои, не щадя живота своего, восстанавливают справедливость. Новый годнаступает вовремя. Во многих психологических играх, описанных в современнойлитературе, дети тоже куда-то попадают, кого-то спасают. Игровые «оболочки»могут быть самыми разными.
Например,путешествие на поезде от станции к станции, движение внутри от уровня к уровню,международная конференция журналистов с проходящими в ее рамкахмастер-классами, создание узоров в волшебном калейдоскопе и т.д. Игровые «оболочки»можно использовать и в работе со старшеклассниками.
Следующимвидом можно назвать «иргу-проживание», которая позволяет создатьусловия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторогопридуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений,создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Этоболее сложный вид игры как для участников, так и для ведущего. Для негосложность может представлять управление игровым процессом, для участниковопасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращатьсяк своему собственному «Я» с достаточно непростыми вопросами. Возрастможет быть любой.
«Игра-проживание»не может быть удачной и не удачной, она всегда складывается по-разному. Однако любойвариант «проживания» игры очень полезен: выявляются скрытыеразрушительные процессы, личность продвигается в понимании того, что в нейпроисходит. Следовательно, жизнь продолжается.
Третий вид психологическихигр – «игры-драмы». За содержанием, коллизиями сюжета и изыскамиантуража любой «игры-драмы» стоит необходимость самоопределениякаждого участника в конкретной игровой ситуации и совершение личного выбора. Аза игровым выбором всегда стоит ценностно-смысловое самоопределение личности.
Однако нетолько процедура выбора в таких играх драматична. Как только участник решаетдля себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в ситуацию символическогопроживания этого пути. В процессе такого проживания становятся очевидны всепотери и обретения, все последствия выбора. Ряд «игр-драм»предполагает не только умение делать выборы и принимать их следствия, не менееважно уметь строить свою жизнь в контексте сделанного выбора: ставить цели,организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми.
То есть, «игра-драма»может быть ориентирована на решение еще одной психологической задачи, котораядля участника озвучивается приблизительно так: «Теперь, когда ты сделалсвой выбор, как ты будешь строить свою жизнь? ». Квинтэссенция «игры-драмы»- ситуация совершения выбора, но к нему нужно умело подвести. Выбор будетдействительно личностно переживаться в том случае, если участник глубокопогрузился в игровую ситуацию, на это уходит значительная часть времени. Оченьхороший эффект дают психодраматические и гештальт-техники проживания,медитативные приемы. «Игры-драмы» самый сложный и ответственный вид психологическихигр.
«Деловые»и проектные игры — еще один вид психологической игровой работы. Они направленына освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных спостроением реальной деятельности, достижением конкретных целей,структурированием системы деловых отношений участников.
«Деловые»игры могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственноорганизационного семинара. «Деловые», организационные игры не имеют сюжетнойлинии и заданного извне эмоционального фона отношений. Участники должны бытьлибо изначально мотивированы на участие в таких действиях, либо эту мотивациюнеобходимо создавать и поддерживать в процессе. Несколько особняком стоятпроектные игры. Их назначение — формировать проектное мышление участников,умение работать с проблемой. Проектные игры могут иметь сюжет, а могутпроводиться на реальном материале, например, в связи с каким-либо мероприятием.
«Деловые»игры — очень перспективное направление. Они учат строить свою деятельность,налаживать деловое сотрудничество, вступать в коллегиальные отношения.
Следующимвидом психологических игр являются психологические акции. Собственно, это неигра, это — игровая среда, которая создается на определенное время. Она немешает разворачиваться другим видам деятельности, но имеет некотороесобственное содержание, правила, намеченный результат.
Основнаяцель таких «акций» — расширение жизненного пространства участников засчет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок,культурных значений. «Психологические акции» могут быть эпизодичны,внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения.
Важныеособенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешаетсуществовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новыеяркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизнисоздают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школастановится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интереснымисобеседниками. [14, с.64]. Выводы по главе 1
На основаниивышесказанного, можно заключить, что основное положение, определяющее сущностьигры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях,значимых для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигроваячеловеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивидацелям. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношениеличности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается вигровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ихсобственному внутреннему содержанию.
Игры имеютдве основные характеристики:
скрытыемотивы;
наличиевыигрыша.
Понятиепсихологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных формструктурирования времени: деятельность, ритуал, игра, времяпрепровождение,отдых, искренние отношения. При этом Э. Берн различает: игры первой степени,которые приемлемы в обществе; игры второй степени, которые не всегда наносятнепоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это отпосторонних; игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которыезаканчиваются плачевно.
Различаютследующие виды психологических игр: игровая «оболочка», «игра-проживание»,«игра-драма», «деловые» игры, психологические акции.
Глава 2. Правила и методические рекомендации попроведению психологических игр2.1 Атрибуты и значение психологических игр
Игра создаетновую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задаетсяновая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов идействий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальными иэмоциональными событиями.
Чтобы возники начал жить новый игровой мир, должны совпасть векторы устремлений, желаний,творческих возможностей играющих людей. На развитие мира игры действуют идругие факторы: владение игроками техникой игры, понимание ими своего места вреальном и игровом мире, отношения окружающих к личности и к самой игре, культурнаяситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых сообществ.
Любая игранемыслима без правил, которые, по словам А.Г. Асмолова, «можно считатьполномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности,повторяемости жизни». [15, с.46]. И тут же он добавляет, что тем не менее «никакиеправила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, всевозможные варианты, т.е. получается, что игра – это одновременно как бы ихранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации,готовности к непредсказуемости жизни». [16, с.47]. С одной стороны, играпредставляет собой жесткую структуру, так как она требует от участниковобязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой правила игры,ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации ивариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единствосвободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровыхобстоятельств и условности поведенческих границ.
Кособенностям игры относится ее эвристичность, дух творчества, пронизывающий всеразворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеетвероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательнуюнеповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но не воспроизводимого вточности события.
Чаще всегогосподствующим мотивом игры является выигрыш, приобретающий различноесодержание в зависимости от других мотивов и характера игры. Но раз есть мотив,значит, должна быть и цель? В отличие от многих других видов деятельности вигре цель зачастую не представлена в сознании игроков, но может быть иобозначена в виде поставленной извне (воспитателем, ведущим) задачи: например,цель – интенсификация творческой активности.
В психологиипрактически общепринятой является точка зрения, согласно которой игра служитэффективным средством социализации и адаптации к обстоятельствам жизни,нейтрализации стрессопорождающих нагрузок и, следовательно, средствомоздоровления. [17, с.65].
По мнениюряда исследователей, психологическими механизмами ее являются замещение,вытеснение, сублимация. Причем динамика замещения в игре развертывается вподлежащем контролю и экспериментированию пространстве, что отличает игру отиррациональных и идеальных способов и сфер замещения (сновидений, фантазий). Всилу этого игра превращается в одно из важнейших средств психотерапии ипсихотренинга, но также и в сферу азарта.
Диагностическаяфункция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью,прогностичностью, чем любая другая человеческая деятельность, во-первых,потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физическиесилы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «полесамовыражения», в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.[18, с.146].
Не меньшую,если не большую, популярность имеет второй подход – психокоррекционный, вкотором можно выделить пять основных направлений, в основном ориентированных наработу с детьми:
психоанализи игровая терапия (З. Фрейд, Г. — Х. Хельмут, М. Клейн, А. Фрейд);
игроваятерапия отреагирования (Д. Леви);
игроваятерапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен);
недирективнаяигровая терапия (В. Экслайн);
игроваятерапия в условиях школы (Диммлик, Хафф). [19, с.58].
В 1982 годубыла создана Международная ассоциация игровой терапии (АИТ). По своейориентации АИТ является организацией междисциплинарной, пытающейсяинтегрировать деятельность ученых разных специальностей, и определяет игровуютерапию как четко определенный набор способов помощи клиенту, использующих игрукак органический компонент терапевтического процесса.
Значениеигры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту невозможно. НедаромИ. Хейзинга в своей знаменитой книге «Homo ludens» («человекиграющий») позволяет себе не скрывать пафос но поводу сакрального значенияигры: «Бытие игры всякий час подтверждает, причем в самом высшем смысле,супралогический характер нашего положения во Вселенной… Мы играем, и мызнаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо играесть занятие внеразумное» [20, с.13]. 2.2 Примеры психологических игр
В настоящеевремя в психологии используется множество различных психологических игр. Рассмотримнекоторые из них, направленные на развитие личности. При этом необходимозаметить, что преследуя одну общую цель – развитие личности человека, каждаяпсихологическая игра имеет собственные цели, направленные на развитие тех илииных человеческих качеств, навыков и т.п.
Примерыпсихологических игр для развития личности№ Цель игры Название игры Примечание 1 Настраивание на работу, погружение в атмосферу игры, быстрый и специфичный настрой на игровую деятельность, знакомство.
«Баранья голова» (Приложение А)«Наши имена»
«Имя-движение»
«Взаимные презентации»
«Надувная кукла»
«Выбор траектории»
(Приложение Б)
Процедура может использоваться как разогревающая игра в начале каждого нового дня работы. Происходит хорошая тренировка памяти. Данные игры предназначены для знакомства.
Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участник сначала расслабленно сидит, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновая кукла» начинают «надуваться»: участник распрямляется. Обсуждения игра не требует.
Эта разминочная игра также может быть отнесена к необычным способам поведенческой психодиагностики. Она может служить прологом к психотехникам, ориентированным на развитие умений осознавать собственные предпочтения и склонности. 2 Получение обратной связи
Первая проба на роль
Ответы за другого (Приложение В)
Молчащее и говорящее зеркало
(Приложение Г)
Участники рассказывают о себе. В результате участия в этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации.
Возможным вариантом этого упражнения может послужить процедура диагностического обследования по какому-нибудь небольшому тесту-опроснику.
Это упражнение обычно проходит весело и оживленно. В молодежных группах почти все стремятся получить свое «отражение» и как можно в большем количестве «зеркал». Идея упражнения принадлежит Г.И. Марасанову. 3 Осуществление социально-перцептивной направленности
Зубы дареного коня (Приложение Д)
Личный герб и девиз
Игра предоставляет участникам две важные возможности: испытать себя в качестве «душеведа», способного к эмпатии и синтонности, и получить информацию о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьми.
Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций. 4 Развитие коммуникативных способностей Ищу друга (Приложение Ж) Можно использовать как разогрев к дискуссии о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. Особенно эффективно оно может применяться в подростковых группах. С некоторыми модификациями упражнение вполне годится для использования в группах различных специалистов и менеджеров. 5 Помощь в решении проблем
Разговор со сменой позиции
(Приложение З) Используются представления создателя психосинтеза Р. Ассаджоли о субличностях. По сути дела речь идет об образном моделировании процессов, происходящих в мотивационной сфере человека при осуществлении им выбора среди ряда поведенческих стратегий. «Озвучивание» внутреннего диалога, сопровождаемое физическими действиями, ведет к осознанию собственных мотивационных векторов и более четкому формулированию условий проблемной ситуации. Часто это способствует нахождению конструктивного решения проблемы.
Итак, можно сказать, что игра — это жизненно важный инеобходимый элемент в развитии как индивидуума, такие общества вцелом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данногообщества.Выводы по главе 2
Для человекалюбого возраста в игре предоставляется возможность представить себя в определеннойроли, копировать увиденные когда либо действия и тем самым приобретаяопределенные навыки которые могут пригодится. Люди анализируют определенныеситуации в играх, делают выводы предопределяя свои действия в схожих ситуацияхв будущем.
Другимважным фактором является развитие личности в процессе игры. Более того, иградля человека — огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где личностьможет все, что захочет.
Игра хранити передает по личности огромную гамму духовных, эмоциональных ценностейчеловеческих проявлений.
Кособенностям игры относится ее эвристичность, дух творчества, пронизывающий всеразворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеетвероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательнуюнеповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но не воспроизводимого вточности события.
Чаще всегогосподствующим мотивом игры является выигрыш, приобретающий различноесодержание в зависимости от других мотивов и характера игры. Но раз есть мотив,значит, должна быть и цель? В отличие от многих других видов деятельности вигре цель зачастую не представлена в сознании игроков, но может быть иобозначена в виде поставленной извне (воспитателем, ведущим) задачи: например,цель – интенсификация творческой активности.
Заключение
Итаки, в феноменигры следует выделить следующее.
Перваякультура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная натрадициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети ивзрослые совместно в семьях и общественных объединениях.
Играодновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности,зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества,сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Игрыбескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игреобогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной,интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного(дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных икомплексных.
Игры ценныавтономно, но прежде всего в системе их использования. Системность игровойпрактики — это периодичность и длительность использования целенаправленныхпрограмм игр, ориентированных на решение конкретных задач, на конкретныежизненные ситуации.
Принципиальноприменение собственно игр, равно как принципиально использование игровых формтруда, познания, художественного творчества, спорта, соревнований; использованиеэлементов игр в сочетании с неигровой деятельностью в пропорциях,соответствующих различным возрастам и здравому смыслу.
Игра — реальнаяи вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она наравных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь ихкорреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениальногохарактера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Искусствоигры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность инеповторимость жизни.
Субъективноепонимание игры, онтогенез игровых форм, историческое развитие игровой культурымы пытались рассмотреть в единстве, отвечая на вечные вопросы, что такое игра икакое место она занимает в жизни современного человека. Игровое поведениеявляется одной из важнейших из составляющих бытового поведения человека. Вомногих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как быносит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации в которую онпопадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроениякоторое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума креальности, способом приспособления человека к окружающему миру.
Список используемых источников
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 1987 г. –316с.
2. Богомолова Н.Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально- психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемысоциальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.
3. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.
4. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросыфилософии. 1980 г., №12.
5. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности. Спб.: «Питер»,1993 г. – 354 с.
6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенкадошкольного возраста. Москва: «Эксмо-Пресс» 1998 г. – 216 с.
7. Богомолова Н.Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально- психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемысоциальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.
8. Богомолова Н.Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально- психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемысоциальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.
9. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: «Педагогика»,1989 г. – 448с.
10. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологие и практики. Новосибирск:" Наука", 1997 г. – 386 с.
11. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки,Новосибирск: НГПИ — 1985 г.
12. Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности. Спб.: «Питер»,2006 г. – 412 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: «Педагогика»,1989 г. – 448с.
14. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: «Просвещение» 1996г. – 264 с.
15. Усова А.П. Игра. Москва: «Педагогика», 1962 г. – 320 с.
16. Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовскиенауки, 1980 г., №2
17. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. Москва: «Новая школа»,1994 г. – 380 с.
18. Эльконин Д.Б. Психологические игры. Москва: «Просвещение»,1978 г. – 215 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: «Педагогика»,1989 г. – 448с.
20. Шлаков С.А. Игра и дети. — Москва: «Эксмо-Пресс», 1990. – 267с.
21. Коган М.С. Человеческая деятельность. – Москва: «Просвещение»,1974. – 207 с.
22. Педагогическая энциклопедия. — Москва: «Просвещение», 2005. –460 с.
Приложение
Приложение А
Ирга «Бараньяголова».
Инструкцияведущего:
Нампредстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнитьимена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычнонедоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то неочень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения,привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ейхочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» илиособенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым но душе,если их называют по отчеству без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайнемечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели вдетстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальнойобстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того,чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – иведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этомуимени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочнозапомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первыйучастник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – именадвух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать именавсех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – толькозапоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Есливы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «бараньяголова» – конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительноеусловие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
Приложение Б
Выбортраектории.
Ведущийвключает фоновую музыку (среднего темпа) и дает следующую инструкцию:
У многихлюдей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи,двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу..., кто-топредпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывая квадрат илипрямоугольник..., кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника…. Инаконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся но траектории, которуюмы называем зигзагом…. У вас есть несколько минут для того, чтобыподвигаться но комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать илиувеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.
Участникиначинают двигаться по комнате под музыку. Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно,чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минутобычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущийпредлагает участникам группы разделиться: «круги», «квадраты»,«треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения.
А теперьпосмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы,предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть ввас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигурысовпадают. Обсудите в группах, в чем сходство между вами – людьми, выбравшимикруг, квадрат, треугольник или «восьмерку». Почему именно эта фигураоказалась для вас наиболее симпатичной?
Приложение В
Ответы задругого.
Инструкцияведущего:
Психологиговорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностныхориентации. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам улюдей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда,когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому илииному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте проверим себянасколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть вглубину души человека из нашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способныли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать,как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще необсуждались? Для этого предлагаю вам следующее упражнение. Возьмите большойлист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями натри части. В верхней части среднего столбца подпишите свое игровое имя. Надлевым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшегососеда, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящегосправа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из васесть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и закоторых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.
Такоеусловие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше – вызванодвумя причинами: во-первых, если группа сформирована из людей, уже знающих другдруга, то обычно приятели садятся в кругу рядом, а отвечать за хорошо знакомогочеловека не представляет трудности и интереса, во-вторых, данная процедураограждает от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своемлисточке.
Приложение Г
Молчащее иговорящее зеркало.
Ведущийпредлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».
Твоя задачатолько по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах»,определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала»будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится затвоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» –говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя егоимени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».
Для «зеркал»есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически неограничивается в способах «отражения» человека за спиной основногоигрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностейлюдей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
На говорящее«зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, запрещеноназывать имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этогочеловека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человекавне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Эторазрешается только в третьей фразе.
Черезнесколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает правопоменять и «зеркала». Обязательно следует отрефлексировать прошедшуюигру. Можно обсудить такие вопросы:
Кому изигроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобыопределить, кто находится за его спиной? В чем секрет такой прозорливости? Ктоиз участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему вэтом помогло?
Приложение Д
Зубыдаренного коня.
Давайтепофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех – деньрождения. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня этобудут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которыепо-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок оченьнепросто. Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скореевсего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем неограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти великого Леонардо доконкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнегоманускрипта, хранящего мудрость древних волшебников; от засохшего прошлогоднегоодуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.
В даннуюминуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этогочеловека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познали понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чемон мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел быполучить в дар от вас? Сейчас вы волшебники и вы способны дать этому человекуто, что он хочет…
А теперьвнимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются безкритики – независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят,дареному коню в зубы не смотрят. Но сегодня – особый случай. Постарайтесьприсмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценитьнужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он«попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Есливы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обижатьдарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.
Дарители! Ненужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны иубеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня укаждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков,но и получит тоже пять.
После того,как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и такдалее. Пожалуйста, приступайте! С днем рождения!
Когда каждыйиз участников в подгруппе получит свои пять подарков, ведущий просит всехсобраться в общий круг для групповой рефлексии. Интересно обсудить следующиевопросы:
Кому изучастников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностьюприняты всеми «именинниками»? Иными словами, кто оказался синтоннымвнутренним мирам своих товарищей по подгруппе?
За счет чегоэто произошло?
Какого типабыли подарки?
Какие из нихоказались самыми удачными?
Каков самыйоригинальный подарок?
Обнаружилисьли «именинники», принявшие все подарки без исключения?
Если да, тоне является ли причиной их «всеядности» нежелание обидеть дарителей? Всели сумели быть искренними?
Какиеподарки оказались отвергнутыми и почему?
Насколько труднымбыло отказываться от подарков?
Есть литакие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?
Что вычувствовали, когда ваши дары отвергались? И т.п.
Приложение Е
Личный герби девиз.
Упражнениеначинается с выполнения хорошо известной методики «Кто я? ».
Только чтовы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос «Ктоя? ». Первые три ответа представляют отражение внешнего поверхностногослоя нашего Я-образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем,чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я-образ впервом приближении.
Итак,подчеркните первые три ваши ответа на вопрос «Кто я? ». Каждый изэтих ответов отображает какую-то одну сторону вашей личности. Я прошу васподумать именно с позиций этой стороны – каким мог бы стать ваш девиз,адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте. В качестве девизаможет выступить все что угодно известный афоризм, пословица, строчка из песниили ваше собственное высказывание. Главное – чтобы он как можно точнее отражалсуть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе…Теперь обратитесь ко второму и третьему пункту, придумайте девизы к ним и такжезапишите их на отдельных листах… Хорошо. Следующее задание – к каждому пунктупридумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержаниесамохарактеристики.
Всезакончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То,что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди наслюди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов?
Но давайтенемного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным и древнимродам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородныерыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, надверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянскоепроисхождение их обладателей. Так что же это за гербы и какими они снабженыдевизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче кто-нибудь изих предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его и отображалось вгербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство ине ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нампридется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдическихзнаков.
На большихлистах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свойличный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Номожет быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающеесуть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек,разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четкопонять, с кем он имеет дело.
Приложение Ж
Ищу друга.
Инструкцияведущего:
Любойчеловек мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас навернякауже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых иприятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордоназвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутостичувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Нов любом случае настоящий друг никому не помешает.
С этогомомента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Онаназывается «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газетуобъявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество словили размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь списоктребований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он долженобладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Однимсловом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, чтообъявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именноваше привлекло внимание.
Время наподготовку – десять минут.
Теперь можноснять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайтеколичество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый но кругу назовет однуцифру – количество доставшихся вам выборов.
Вот теперь инаступит самый важный момент игры. Ведущий предлагает обсудить вопросы:
Чемхарактеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованныхответов?
Что помешаловам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получившихни одного выбора, – если такие окажутся)
Опытпоказывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, вкоторых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, тоесть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание иумение не только брать, но и давать.
Достаточноплавным и логичным будет переход к обсуждению человеческих качеств, важных дляподлинной дружбы. И здесь неоценимую помощь окажут те объявления, в которых ужеизложены позиции участников но поводу наиболее ценных достоинств друга. Естественно,ведущему нельзя упускать возможность подвести участников группы к рефлексии иинвентаризации собственных качеств, помочь возникновению продуктивных обратныхсвязен, мотивировать желание самоизменений.
Приложение З
Разговор сосменой позиции
Внутрикаждого из нас живут разные составляющие нашего Я, каждая из которых имеет свойголос, свою позицию, свои потребности. Такие составляющие нашего «Я»называются субличностями. В непростых жизненных ситуациях, требующих от наспринятия определенного решения, субличности особенно ярко проявляют себя,спорят друг с другом, настаивают на исключительной правильности толькособственной точки зрения. Обычно мы не осознаем, какая субличность побеждает внас, часто не можем дистанцироваться от неконструктивной субличности. Упражнение,которое я хочу предложить, поможет вам познакомиться с тремя из вашихсубличностей. Их зовут Мечтатель. Скептик и Реалист.
Мечтатель незнает преград своим фантазиям, он оптимист и верит в решение всех проблем. Онсмело предлагает необычные, неожиданные ходы и способен к генерации совершеннонестандартных идей. Его не сковывают условности, он не замечает трудностей ипарит в высях своего воображения.
Скептик –полная противоположность Мечтателю. Он – пессимист, его взгляд на мир окрашен вчерный цвет. Он не верит в возможности счастливого случая и энергичных усилий. Ончетко и аргументировано доказывает бесполезность любого действия по разрешениюпроблемы. Критикует всякое новое предложение.
Реалист неотличается энтузиазмом Мечтателя, но и не склонен к пораженчеству, как Скептик.Он – трезвомыслящий аналитик, умеющий продумывать каждый шаг и взвешивающий все«за» и «против». Он прочно стоит на земле. Будучи жесткимпрагматиком, он умеет видеть в вещах позитивные и негативные стороны и находитьконструктивные, оправданные решения.
Сейчас выпроработаете выбранную проблему с использованием своих субличностей. Каждыйучастник проведет сам с собой внутренний диалог по поводу какой-то своейпроблемы, поочередно «входя» в различные ролевые позиции: Реалиста,Мечтателя и Скептика. Причем смена позиций будет сопровождаться реальнымфизическим перемещением на шаг в определенную точку пространства. Происходитьпереходы будут но моей команде. Ваша задача внимательно слушать мои слова ипроделывать все то, о чем будет говориться. /> />
Схема перехода из одной позиции в другую
Определите впространстве места, где находятся ваши субличности… Встаньте в позициюРеалиста… Подумайте о вашей проблеме. Сформулируйте ее как жесткий прагматик– предельно конкретно и точно… А теперь сделайте шаг и встаньте в позициюМечтателя… Вы неуемный фантазер. Вы умеете придумывать интереснейшие решения,находить нешаблонные выходы из сложнейших ситуаций. Вы только что выслушалиформулировку проблемы, предложенную Реалистом. Подскажите ему, где можно искатьнужное решение, как преодолеть имеющиеся трудности… Вы умеете отрываться отземли и виден, многое, что не видно спичу. Поэтому вы можете смелофантазировать… Скажите двум другим субличностям о своем способе решенияпроблемы…
А теперь ещеодин шаг, и вы встаете в позицию Скептика… Вы – умный и критичный человек. Выслышали предложение Мечтателя. Объясните ему, в чем он не прав, что он не учелв своих идеях. Покажите ему всю эфемерность его взглядов…
Шаг в новуюпозицию. Вы – Реалист. Вы можете всесторонне оценить содержание спора,произошедшего между Мечтателем и Скептиком. Вы видите недостатки и достоинствакаждой из позиций. Поблагодарите Скептика за глубокую и полезную критику и скажитеему. в чем ошибочность его пессимистичных взглядов, продемонстрируйте егозаблуждения, опровергните его неверие… Обратитесь к Мечтателю. Скажите ему«спасибо» за его блестящие предложения, объясните, почему не все изего предложений приемлемы. Покажите, в чем рациональное черно его идей…
Следующийшаг в роль Мечтателя. Перед вами стоят ваши коллеги. Разящая критика Скептикане повергла вас в уныние, а мягкая поддержка Реалиста придала новые силы. Подумайте,как можно изменить и дополнить ваши идеи, чтобы найти решение проблемы? Чтоможно предпринять еще?.. Ведь ваши собеседники – не враги вам. Они тоже хотятрешить эту проблему, по только вы можете придумать что-то подходящее. ВыскажитеСкептику и Реалисту свои соображения…
Переход вновую позицию по кругу. Вы – Скептик. Вы видите перед собой восторженного инесколько наивного Мечтателя, предлагающего свои сумасбродные идеи. В принципеон – довольно симпатичный субъект. Но ему не хватает ваших аналитическихспособностей и умения видеть «подводные камни». Постарайтесь помочьему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд,абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно…
Новая сменапозиции. Вы – Реалист. Ваш прагматизм позволяет вам дать разумные советы двумвашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом… Обратитевнимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно… ПоддержитеМечтателя; несмотря на свои недостатки он очень славный и искренне желаетрешить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполнеспособен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы…
В результатеобсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях пашейжизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог,через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимальногорешения возникающих проблем. Должен существовать баланс между влияниями каждой,поскольку они выполняют различные функции.