Реферат по предмету "Психология"


Значение теории "Психологического поля" К. Левина для современной психологии личности

Кафедра«Теоретическая и прикладная психология»
Заочноеотделение
 
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине: «История психологии»
на тему:«Значение теории «Психологического поля» К. Левина для современной психологииличности»

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Курт Левин и егоосновные работы
2. Теория«психологического поля»
3. Значение теории«психологического поля» в современной психологии личности
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ
«Теория поля» К. Левинаблизка к гештальтизму, но разрабатывалась автором применительно к мотивамповедения, а не психическим образам (чувственным и умственным). Под термином«поле» Левин использовал понятие заимствованное им в физике, и использовалось вкачестве аналога гештальта. По Левину личность есть – «система напряжений»; онаперемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой еепритягивают, другие – отталкивают. Следуя этой модели, Левин совместно сучениками провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов.
В индивидууме существуетопределенное множество психологических полей (частью которых он является).Вполне естественно предположить, что между этими полями возникают определенныеотношения.
Каждое поле – сложнаясистема психологических сил «притяжения» и «отталкивания» субъекта по отношениюк объектам определенного типа. Когда субъект «проявляется» в одномпсихологическом поле, он временно «исчезает» для остальных полей, – так какполе психологическое, оно способно влиять на субъекта тогда, когда его сознание«настроено на его волну», обращено к нему.
Иерархия полей, может бытьпрослежена и в обратную сторону: микро-поле, микро-микро-поле, и т.д. Например,таким целостным микро-полем является тело, – это человек начинает остреечувствовать, когда заболевает, или когда осваивает аутотренинг.

1. Курт Левини его основные работы
Свои теоретические взглядыЛевин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципытопологической психологии» (1936).[1] Эти книги вышли вСоединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа,отразившая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведенияиндивида, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объектсвои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления,названного «групповой динамикой». Теперь уже группа трактуется как динамическоецелое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды)сплачиваются под действием различных сил.
Представления теории поля применялись Левином кширокому кругу психологических и социологических феноменов, включаямладенческое и детское поведение (Lewin, 1951, гл. X), поведение подростка(Lewin, 1951, гл. VI), умственно отсталых (1935, гл. VII), к проблемам малыхгрупп (1935, с. 946), национальным различиям характера (1936b) и групповойдинамике (Lewin, 1948). Левин являлся выдающимся гуманистом, пытаясь влиять нанекоторые проблемы, с которыми сталкивается человечество, предпринимаяисследования особого типа – они известны как действенные исследования.Действенные исследования имеют своим объектом изменение социальных условий.Примеры действенных исследований Левина и его сотрудников представлены вработах: Bavelas and Lewin (1942), Lewin (1943, 1946, 1947, 1948).
 

2. Теория«психологического поля»
Термины, вводимые К.Левиным при построении теории поля, отвечают положениям:
• рассмотрения как«качественных», так и «количественных» аспектов феноменов в отдельной системы;
• адекватностьпредставления условно-генетических (причинных) свойств феноменов;
• облегчение измерения(операционального определения) этих свойств;
• обобщение до уровнявсеобщих законов и обеспечения конкретного рассмотрения отдельного случая.
Для этого К. Левин нашелориентир в «методе построения», впервые разработанном в математике. В своейработе он предполагает рассматривать: «качественно отличные геометрическиеобъекты (такие, как круг, квадрат, парабола) как продукт определеннойкомбинации определенных «элементов конструкции» (такие, как точки илиперемещения) было со времен древних греков секретом этого метода. Его иногда называютметодом «генетического определения». Он способен в одно и то же время связыватьи разделять; он не преуменьшает качественные различия, и все же раскрывает ихотношение к общим количественным переменным.
Исследования Левинадоказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и еепредвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могутопределять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения даетвозможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающихпредметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называлволевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственногосиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для негопонятию временной перспективы, которая определяет поведение человека вжизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своегопрошлого и будущего.
 
3. Значение теории«психологического поля» в современной психологии личности
Левиновский подходотличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергиямотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда».Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределеннойконстанты, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано каксамим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, которыйпредлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавалсясобственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическимпотребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационныйпотенциал.
Это открыло путь к новымметодикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний личности,определяемого по степени трудности цели, к которой она стремится. Уровеньпритязаний устанавливался самим испытуемым, принимающим решение взяться зазадачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (за которую он получилот экспериментатора соответствующую оценку). По его реакции на успех илинеуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующими выборами (когда онвыбирает либо еще более трудные, либо, напротив, более легкие задачи),определяется динамика уровня притязаний. Эти опыты позволили подвергнутьэкспериментальному анализу ряд важных психологических феноменов: принятиерешения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликтной ситуации.
Левин показалнеобходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя человеком.Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и «аффект неадекватности»,который проявляется при попытках доказать человеку неправильность егопредставлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в пониманиипричин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияниена поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и втом, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивогоравновесия со средой.
Один из показателей жизненности научной позиции –количество споров между последователями системы и ее критиками[2].Теория поля Левина была предметом многих споров в течение последних лет. За этовремя у нее появилась группа преданных последователей, которые после смертиЛевина продолжали начатые им исследования, особенно в области групповыхпроцессов. Многие из них сотрудничали с Левином в Исследовательском центрегрупповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Как указываетДойч (1968), групповая динамика стала интегральной частью социальнойпсихологии. Истоки движения групп встреч и его ответвлений, например, в Эсаленеили в общинах Синанона показаны в материалах семинара по межрасовойнапряженности для лидеров общин, который был организован Левином в 1949 г.
Не забыта и предложенная Левином теория человека.Сам Левин в последние годы жизни отдавал свои силы в основном изучениюгрупповых процессов и исследованиям действия (Lewin, 1948). Его интересовалоприменение теории поля в социальных науках. Соответственно, в левиновскойтеории человека не было существенного продвижения с начала 40-х гг. Однако,многие его представления были ассимилированы, включаясь в основное руслопсихологии. Вектор, валентность, напряженная система, барьер, жизненноепространство – эти понятия более не звучат для психолога как сторонние.
Влияние Левина на современное психологическоемышление можно проиллюстрировать теорией мотивации достижения Аткинсона(Atkinson, 1964; Atkinson & Feather, 1966). Эта теория представляетразвертку и разработку идеи уровня притязаний. Кэнтрил (Cantril, 1965)использовал методологию уровня притязаний в своих глобальных исследованияхчеловеческих проблем. В исследовании открытого и закрытого сознания Рокича(Rokeach, 1960) используются понятия Левина. Закрытое сознание менеедифференцировано, имеет более ригидные барьеры и обладает более узкой временнойперспективой, чем открытое. Фестингер (Festinger, 1957, 1964) создал теориюкогнитивного диссонанса, в которой разрабатывается представление Левина о том,что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятиярешения.
Работы, посвященные замещению, уровню притязаний,эффекту прерывания деятельности, регрессии, конфликту и групповой динамике былиинициированы Левином. Важность многих этих психологических феноменов былаустановлена в наблюдениях психоаналитиков, но именно Левину было отведеносоздать конгениальную теоретическую атмосферу и разработать методы исследованияэтих феноменов. В частности, проблема человеческой мотивации, котораяпредставляла недоступную для исследований область за исключениемэкспериментального изучения биологических влечений у низших животных, сталаблагодаря Левину областью живого экспериментирования.
Теория поля К. Левина по характеру глубокопсихологическая, в противовес физической и физиологической ориентациейбихевиоризма и даже физикалистским уклоном гештальтпсихологии. Теория Левинапомогла научно подойти к субъективной системе ориентации в то время, когдадоминирующий голос в психологии был голос объективизма. Так называемыевнутренние детерминанты поведения, такие как притязания, ценности, намерений,были отброшены «объективной психологией», поставившей на их место условныерефлексы, заучивание наизусть и автоматическую штамповку стимул-реактивныхсвязей. Бихевиоризм почти преуспел в редуцировании человека к автомату,механической кукле, танцующей под мотив внешних стимулов или дергающуюся вответ на внутренние физиологические побуждения, роботу, лишенному спонтанностии творческого отношения к делу, человеку-пустышке.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Левин отстаивал применение теории поля во всехотраслях психологии. Для Левина теория поля – не новая психологическая система,ограниченная определенным содержанием; это – система представлений, позволяющихотразить психологическую реальность (1936а, сс. 6-7). Эти представления должныбыть достаточно широки, чтобы применяться в отношении всех родов поведения, и вто же время достаточно специфичны, чтобы репрезентировать определенногочеловека в конкретной ситуации. Левин также характеризовал теорию поля как«метод анализа каузальных отношений и построения научных конструктов» (1951, с.45).
Главные черты теории поля Левина можно представитьследующим образом: 1) поведение – функция поля, существующего во времяповедения, 2) анализ начинается с целостной ситуации, из которой дифференцируютсякомпоненты; 3) конкретного человека в конкретной ситуации можно представитьматематически. Левин также выделяет в качестве детерминант поведения лежащие вего основе силы (потребности) и отдает предпочтение психологическому описаниюполя, противопоставляя его физическому или физиологическому описанию. Полеопределяется как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся каквзаимозависимые» (Lewin, 1951, с. 240).
Теория Левина – одна изтех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле,мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески.Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями,надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека. Грубый и скучныйматериализм бихевиоризма уступил место более гуманистическому взгляду начеловека.
В США Левин занимался ипроблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежитописание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный,попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению вгруппах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основойцелого направления в социальной психологии.
К. Левин стал создателемновых областей, как в психологии личности, так и в социальной психологии.
 

БИБЛИОГРАФИЯ
 
1. Левин К. Теорияполя в социальных науках (в сер. Мастерская психологии и психотерапии) – Изд. СПб.:Речь, 2000, 368 c.ISBN: 5-9268-0004-8
2. МарцинковскаяТ.Д. Гештальт-психология: становление и развитие в ХХ веке. URL: www.humanities.edu.ru/db/msg/38810 (дата обращения 05.01.2010 г.)
3. ХарламенковаН.Е., Электронный учебник: Психология личности URL: www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/5.html(дата обращения 05.01.2010 г.)4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности Перевод И.Б.Гриншпун C.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality N.Y.: John Wiley and Sons, 1970; М.:«КСП+», 1997 URL: psylib.org.ua/books/holli01/index.htm (датаобращения 06.01.2010 г.)5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности досередины 20 века Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с. URL: www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/Fek/01.php (дата обращения 06.01.2010 г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реферат Чин объявления наследника Алексея Алексеевича. 1667 г.
Реферат Христианство одна из форм мировых религий
Реферат King Lear Edmund Essay Research Paper Shakespeare
Реферат "Онтологии в Интернет"
Реферат А. А. Фет: Как океан объемлет шар земной...
Реферат Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж
Реферат Бизнес-план модернизации технологической линии по производству асбестоцементных листов
Реферат Профориентационная диагностика в раннем возрасте с помощью нетрадиционных методик
Реферат Мышление
Реферат Влияние мирового финансового кризиса на экономику России
Реферат Ограничения на энергетическую систему
Реферат Локальные и глобальные вычислительные сети
Реферат Основные сражения Великой Отечественной войны
Реферат Использование методов активного социально-психологического обучения в средней общеобразовательной школе. Начальные классы