/>
Значимость любви
Содержание
Введение
Пропагандаэротизма
Структуралюбви
Значениесупружеской любви
Вывод
Литература
Введение
Любовь… Стоитпроизнести это слово, и сердце начинает биться чаще… Кто-то при этомрасплывётся в улыбке, кто-то погрузится в печаль, один взволнуется, другойзадумается, третий просияет, а кто-то покраснеет и опустит глазки… В любомслучае, никто не останется равнодушным, но испытает те эмоции, которые свойственныдля его восприятия этого чувства и всего, что с ним связано. А что связано слюбовью? И что это такое? Почему возникает это чувство и с чего начинается? Зачемоно нам?
Каждый человек ищет всвоей жизни ответы на подобные вопросы. Особенно актуальны они в молодомвозрасте. Это самое древнее чувство, можно даже сказать – первоначальное, еслибрать во внимание известную фразу «Бог – есть любовь» (хотя здесь имеется ввидуобщий смысл этого слова). И, несмотря на свою древность, любовь рождаетсязаново для каждого человека, открывается во всей своей полноте, красоте и многогранности,если, конечно, отнестись к ней с должным уважением и не загубить на этапезарождения. Но, к сожалению, последнее время реклама, плакаты, телепередачи,журналы и прочие СМИ, ведут нас именно к этому: стимулирование эротизма, призывк мимолётным удовольствиям уводит нас от возможности насладиться подлинной,живой, гармоничной, созидательной любовью и убивает её в зачатке. Как же нестать жертвой и спасти своё счастье, которое так нещадно пытаются растоптатьсексуальной пропагандой? Прежде всего, нужно понять, зачем это делается, и чемэто опасно. Затем выяснить подлинное значение сексуальности в любви и понятьобщую, гармоничную структуру любви. И, наконец, осознать ценность полноценной,прекрасной, истинной Любви – любви с большой буквы.
/>/>Пропагандаэротизма
Итак, где же мысталкиваемся с пропагандой эротизма? Да повсюду! В фильмах, где раньшеиспользовался эстетический приём эллипса– намёк на нечто, что должно произойти,а теперь камера задерживается на самых интимных сценах. Реклама используетэротизм как приманку, чтобы превратить нас в потребителей каких-либо товаровили услуг. Пресса изобилует сообщениями о разводах, изменах, романах звёзд…(см1, с.10-11). Что же такое эротизм и зачем его так насаждают?
«Супружеская любовьсостоит из четырёх компонентов или основных элементов: во-первых, сексуальность–во всём, что вызывает чувственное удовольствие; во–вторых, дружба–определённая форма благородного жертвенного единства, которое мы должны создаватьвсеми силами…В –третьих, общественная проекция любви. Любовьвозникает между двумя людьми, усиливается индивидуально, но внутри себя несёттребование быть открытой для общества, потому что всякая личная жизнь должнабыть одновременно и общественной. И, наконец, в–четвёртых, релевантность,очевидная ценность любви.»(1, с.12) Эти четыре компонента любви дополняют другдруга, образуют цельную структуру, которая разрушится, если не будет доставатьхотя бы одной. Доктор философии Альфонсо Лопес Кинтас определяет эротизм какактивность, которая отрывает от остальных трёх первый элемент – сексуальность–с простой целью: получить лёгкое вознаграждение. Сексуальность при этомунижается, используется как средство получения приятных ощущений. Другойчеловек также используется как объект удовлетворения собственных потребностей.«Но с объектом нельзя встретиться, потому что встреча требует взаимности,обмена возможностями и взаимного обогащения. Встречаясь, человек осуществляетсвои творческие потенции… Люди, лишённые творческого начала, не соединяютсяпрочно друг с другом, не образуют сообществ, но остаются изолированными.Человек, изолированный от других, легко подчиняется. Поэтому первое, что делаеттиран – тот, кто хочет победить народ, не убеждая, стремитсясвести сообщество к простой совокупности индивидов, т.е. к массам.» (1,с.13). Вот для этого и ведутся подобные пропаганды – чтобы подавить в насличность, и, таким образом, подчинить./>/>Структуралюбви
Из чего же состоитполноценная, живая, созидательная любовь? Наверное, брать на себяответственность жёстко и однозначно структурировать это чувство – слишкомсмелый и неразумный поступок. Но попытаться выделить основные компоненты все жеможно. Упомянутый в предыдущей главе, Альфонсо Лопес Кинтас рассматривает следующие:сексуальность, дружбу, общественную проекцию любви и релевантность (значимость)любви.
Он говорит, что всексуальных отношениях непосредственно соединяются два тела, происходит обменчувствами. Это телесные отношения. Но если человек рассматривает своё тело какпредмет, который имеет и которым владеет, тогда логично думать, что он можетрасполагать им, чтобы получить удовольствие. Тело, рассматриваемое такимобразом, не выражает человека как творческое существо, но лишь какэгоистическое «я», которое, как ребёнок, желает всего для себя. « Связь двухтел при таком «заниженном» понимании не представляет собой встречу, неоставляет места творческому действию, являющемуся источником экстаза, радости,энтузиазма, праздничного веселья, мира, счастья, полноты. Это лишь интенсивное,волнующее, опьяняющее, возбуждающее, наполненное особым очарованиемвзаимодействие»(1, с.159). Но эти качества временны и приводят к разочарованию,так как вводят человека в головокружение и лишают встречи. Под встречейАльфонсо Лопес Кинтас понимает поле взаимодействия, взаимообогащения двухлюдей, возникающее в процессе общения. « Встреча – это такое смешение двухреальностей, которое их взаимно обогащает» (1, с.40).
«В акте чисточувственного единения вступают в связь два тела, оставленные на произвол судьбыили отданные бесконтрольной энергии инстинктивных импульсов. Их соединение несоздаёт подлинно свободного и плодотворного игрового поля. В этом случаеблизость не создаёт присутствия и, следовательно, среды света для раскрытияличности; наоборот, она вызывает чувство печали и удушья. Потому удушья, чточеловеческое существо призвано развиваться, создавая отношение встречи, полеобмена и свободной игры, что предполагает, с одной стороны, близость, а, сдругой – расстояние (…)Опьянённый чувствами человек ощущает себя униженным, таккак он лишен всякого творческого участия. Исключительно сладострастное влечениеобладает особой силой, чтобы увлечь человека, отнять внутреннюю свободу,загипнотизировать, подчинить его «прелести падения». Но оно не вызываетподлинно личного наслаждения, чувства, что ты как личность находишься на путистановления» (1, с.159).
Кинтас не считаетсексуальность чем-то пагубным и низким. Напротив, он подчёркивает её важнуюроль и достоинство, считая её неотъемлемой частью любви. И он призывает нас неунижать её значение, сводя к средству получения приятных ощущений и отделяя отконтекста любви. Сексуальность, оторванная от любви, названа Кинтасом «эротизм».В определении этого понятия он ссылается на Герберта Меркузе: «…эротизм естьгрубое и поверхностное ограничение полного развития подлинной человеческойсексуальности, которую надо понимать как способность цельной личности вступитьв открытую, спокойную, радостную и конструктивную связь с другой личностью» (1,с.163) В другой главе мы встречаем оценку самого Альфонсо: « Если нет желанияличной отдачи и творчества внутри общей жизни, любовный сексуальный акт, как быприятен он ни был, всегда будет фальшивым, поскольку неполным, не имеющимабсолютного смысла»(1, с. 173)
Физическая близость, поего словам, должна быть выражением близости духовной. Для наглядности АльфонсоЛопес приводит такое сравнение:
«Представьте себе,какой опасности подвергается пилот, когда прерывает взлёт. Самолёт бежит повзлётной дорожке с очень высокой скоростью. Нормально, что в определённыймомент он поднимется и преодолеет все земные препятствия. Резко затормозить этомощное движение вместо того, чтобы взлететь, значит подвергнуться опасности:взлётная полоса кончится и произойдёт резкий удар.
Вл. Соловьёв пишет поэтому поводу: « внешнее соединение, житейское и в особенности физиологическое,не имеет определённого отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бываетбез него. Оно необходимо для любви не как её непременное условие исамостоятельная цель, а только как её окончательная реализация. Если этареализация ставится как цель сама по себе прежде идеального дела любви, онагубит любовь.(…) Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которыесами по себе есть ничто, определяется их отношением к тому, что составляетсамое любовь и её дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличиваетего в десять раз, а когда ставится прежде него, то во столько же уменьшает илираздробляет его, отнимает у него характер целого числа, превращая его вдесятичную дробь; и чем больше этих нулей, предпосланных целому, тем мельчедробь, тем ближе она сама становится к нулю» (2, с.390-с.391)
Или, как гласитафоризм, – « Любовь – это соединение души, ума и тела. Следите заочерёдностью».
Общаясь с любимымчеловеком, мы чувствуем окрыляющее волнение. Не стоит останавливаться наприятности этого чувства. Нужно думать о том, что в человеческой жизни всёявляется знаком чего-то более высокого, « мы сами должны понять это откровениеи воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолётным и загадочным проблескомкакой-то тайны» (2, с. 388) К какой реальности отсылает нас это волнение? – Кличной дружбе супружества.
Если у человека естьинстинктивный импульс, поддавшись которому, возможно осуществление сексуальнойсвязи, с дружбой всё намного сложнее. « Дружба – это бескорыстное отношение,которое человек должен решительно создавать. У нас нет такого инстинкта,который бы, будучи предоставлен самому себе, создавал тот тип единства, которыйпорождает дружбу» (1, с.164). Чтобы создать дружбу, человек должен бытьоткрытым другому, «необходима деятельная вера, нравственный подвиг и труд» (2,с.389). Человек – это целый мир, реальность, и нужно стремиться дарить другдругу свою реальность, создавать встречу. «Такое стремление вызывает доверие,готовность, восхищение, уважение, признание и обязанности, творческуютерпимость, верность» (1, с.164). Авторы книги для подростков, посвящённойлюбви, дают очень полезный совет: « Помни, что существует обмен ценностями,идеалами, дружбой: привычка и поверхностные отношения могут охладить даже самыеглубокие чувства»(3, с. 9). Конечно же, открывать и дарить нужно свою истиннуюличность, без утайки и прикрас. «Самое правильное – если вы оба совершитемаленькое усилие и будете искренними. Тогда отношения будут развиватьсягармонично, и вы научитесь смело справляться с проблемами, а не утаивать их»(3,с.33). Это предполагает доверие и готовность, решимость на то, чтобы тобой располагали.«Я готов, чтобы ты располагал мной, если я сам готов слушать и отвечать тебе,воспринимать все твои возможности, которые ты мне предлагаешь, и предлагать те,которые имею я. Что бы быть готовым к этому, я должен считать себя существом,которое не исчерпывает себя, отдаваясь другому; которое выигрывает, подвергаясьриску отдачи (…) Человек, готовый предложить себя, предпочитает полнотунадёжности и доверяет силе той полноты и зрелости, которые заключены вискренней дружбе. Он не вычисляет опасности. Он доверяет внутреннему импульсу,ведущему его к щедрой самоотдаче »(1, с.165)Открывая себя, человек становитсяуязвимым, и наш эгоизм мешает нам дарить себя, заставляет бояться потерять то,чем мы владеем, и замыкаться в себе. Но «человек, которым нельзя располагать,пропадает, пытаясь выиграть себя(…) Человек выигрывает, т.е. развивается, черезсоздание полей разного рода, особенно полей сосуществования»(1, с.166) Втаком поле взаимного обмена перестаёт существовать разделение на моё – твоё.Встречаясь, мы совершенствуем себя. « «Этот» может быть «всем» только вместе сдругими, лишь вместе с другими может он осуществить своё безусловное значение –стать нераздельной и незаменимой частью всеединого целого, самостоятельнымживым и своеобразным органом абсолютной жизни. Истинная индивидуальность естьнекоторый определённый способ восприятия и усвоения себе всего другого.Утверждая себя вне всего другого, человек тем самым лишает смысла своёсобственное существование, отнимает у себя истинное содержание жизни ипревращает свою индивидуальность в пустую форму. Таким образом эгоизм никак неесть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив –самоотрицание и гибель» – читаем мы у Соловьёва(2, с.378-с.379). Относясь другк другу дружески, мы сотрудничаем в укреплении нашей личности. По мере того,как развивается наша личность, как определяются наши личные очертания, нашеобщение становится более лёгким и действенным, потому что наши личные границыперестают быть барьерами и превращаются в точки взаимосвязи (см.1, с 167). «Этофантастично! В плане творчества все происходит не так, как случается в планеобладания. Я владею имением, соседствующим с твоим. Если я хочу расширить свое имение,то это можно сделать только за счёт твоего. Любая попытка сделать этонатолкнётся на твоё сопротивление. Мое обогащение предполагает твоё обеднение.В творческом личном плане происходит противоположное. Мы рядом друг с другом.Переплетаем наши жизненные поля. Встреча обогащает нас обоих. Поэтому я могубыть благодарным за то, что рядом со мной находится кто-то достойный, идущийнавстречу мне не для того, чтобы поглотить меня, а чтобы расширить мойжизненный горизонт(…)Когда кто-то испытывает благодарность за то, чтосуществуют другие, он включает свою любовь в жизнь общества»(1, с.167).
Таким образом, мыподошли к рассмотрению третьего аспекта – общественной проекции любви. Человек– социальное существо. Он имеет потребность общаться, встречаться с себеподобными.Когда что-то происходит в нашей жизни, мы хотим поделиться. Такоевсеохватывающее событие как любовь очень тяжело скрывать, напротив, хочетсякричать об этом всему свету. Ведь часто нам приходится видеть надписи назданиях, заборах, на асфальте типа: « я тебя люблю», «Саша+Маша=любовь».
К тому же, «когда мыиспытываем глубокую любовь к определённому человеку, мы устанавливаем отношенияне только с ним, но и с его семьёй, с его окружением, с его этическимиубеждениями, его религиозными идеалами, его культурными традициями, егосимволами и ритуалами, его праздниками, со всем комплексом полей, которыйсоставляет его жизнь. Любить человека значит любить его как среду жизни – совсем тем, что она включает в себя» (1, с.168).
Конечно, любовь очень ценнасама по себе как чувство, но её значимость этим не ограничивается. Аустановление отношений с различными полями другого человека не исчерпывают еёплодотворности. « Она порождает новые личные реальности, неизвестные,неповторимые, незаменимые» (1, с 168). Любовь – созидательная сила,«невероятная сила, которую позволяет созерцать без крайнего изумления толькопривычка видеть её с детства» (там же). Альфонсо Лопес Кинтас говорит, чтосозидательность любви в том, что она увеличивает личную дружбу, а такжепорождает новые жизни. « В случае создания новых человеческих жизнейсозидательное событие обнаруживает изумляющие нас свойства: перед намипоявляется жизнь, наделённая собственным призванием и миссией, существо,способное думать, чувствовать и хотеть, строить планы, облететь всю вселенную иоткрыть своё происхождение, подняться к Небу и любить его» (1, с.169) Осознав,какое богатство несёт в себе человеческая жизнь, мы понимаем значимостьсупружеской любви и проникаемся уважением к ней. «Это полное восхищенияуважение проявляется в решении столь же простом, сколь и важном: приниматьчеловеческую супружескую любовь во всей её полноте и придавать должное значениевсем её аспектам, сексуальному и дружескому. Чувственному и духовному,вознаграждающему и жертвенному, инстинктивному и творческому» (там же) />/>Значениесупружеской любви
Наряду с мнениемКинтаса о значимости любви интересно рассмотреть точку зрения Соловьёва. Онопровергает расхожее мнение, что главная задача любви – создание новых жизней.Подтверждение этому он демонстрирует нам, делясь наблюдениями за живымиорганизмами. Чем ниже уровень их организации, тем сильнее сила размножения, итем слабее влечение друг к другу полов. Простейшие вообще размножаютсябесполовым путём, т.е. дифференциация полов не требуется для продолжения вида.Поднимаясь до животных, размножающихся половым путём (отдел позвоночных), мывидим, что в низшем классе этого отдела – у рыб – размножение происходит вогромных масштабах (самка откладывает миллионы икринок), но сильное половоевлечение не предполагается (самец оплодотворяет икринки не встречаясь ссамкой). На следующей ступени развития земноводные и гады, у которых болеетесные половые отношения, но размножение меньше.
У птиц размножениегораздо меньше, а влечение друг к другу намного сильнее, чем у предыдущихступеней, и существует даже привязанность. У млекопитающих размножение ещёслабее, а влечение интенсивнее. У человека же, в этой иерархии размножениесамое слабое, может и отсутствовать, а половая любовь имеет наибольшуюинтенсивность и постоянство (см. 2, с. 365-с.366) «Итак, половая любовь иразмножение рода находятся между собой в обратном отношении: чем сильнее одно,тем слабее другая» (2, с.366). В чём же видит значение любви Соловьёв? Сноваобращаясь к природе он замечает, что «закипающая в индивидуальном существеполнота жизненных сил не есть его собственная жизнь, это жизнь чужая, жизньравнодушного и беспощадного к нему рода, которая для него есть смерть»(2,с.393) У низших животных задача жизни – воспроизвести потомство и умереть. Уболее совершенных смерть наступает не сразу после этого.
И чем выше существо поорганизации, чем самостоятельнее, тем этот закон «родовой жизни и индивидуальнойсмерти» слабее. Человек – индивидуальное существо, самосознательное, отделяющеесебя от природы, способное не слепо подчиняться природным инстинктам, аподчинять их себе, выбрать свой путь. «Если природа в биологическом процессестремится всё более и более ограничивать закон смерти, то не должен ли человекв историческом процессе совершенно отменить этот закон?» – задаётся вопросомСоловьёв. Но если человек размножается как животное, он и умирает как животное.Смерть есть распад, дезинтеграция существа, а разделение полов на мужской иженский – это уже начало дезинтеграции. «Пребывать в половой раздельности –значит пребывать на пути к смерти(…) Бессмертным может быть только целыйчеловек, и если физиологическое соединение не может действительно восстановитьцельность человеческого существа, то, значит, это ложное соединение должно бытьзаменено истинным соединением, а никак не воздержанием от всякого соединения,т.е. никак не стремлением удержать в существующем состоянии разделённую,распавшуюся и, следовательно, смертную человеческую природу» (2, с.394)
Человек в одиночку,каких бы успехов он ни достиг, не может стать действительно полноценнойличностью. « Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысллюбви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двухданных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютнуюидеальную личность. (…) чтобы наполниться абсолютным содержанием (которое нарелигиозном языке называется вечной жизнью или царствием Божьем), самачеловеческая форма должна быть восстановлена в своей целости (интегрирована). (…)Ноистинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может бытьтолько мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих» (2,с.385).
Теперь давайте поймём,почему именно любовь должна спасти индивидуальность. Как уже отмечалось выше,человек, будучи существом социальным, должен развиваться и взаимообогащатьсячерез общение с другими, через взаимообмен. Но для этого требуется как минимумуважать другого, открываться ему и доверять, чему мешает наш эгоизм. Притомвысокая самооценка и признание собственного достоинства – это не эгоизм.«Человек – это звучит гордо», каждый человек несёт в себе достоинство ужепотому, что создан по подобию Божьему, и уважать себя – это правильно. Но зло иложь эгоизма в том, что приписывая большое значение себе, человек отказывает вэтом другим, «признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, ондругих относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю иотносительную ценность»(2, с.378). Изолируя таким образом себя от окружающих,человек не сможет развиться в полной мере.
В жизни, сталкиваясь сразличными событиями и фактами, человек может смягчать свой эгоизм илизаглушать, но в корне от него избавиться не может. Мы ставим себя в центр,оставляя других на периферии; «рассудок показывает нам, что это неосновательнои несправедливо, а любовь прямо фактически упраздняет такое несправедливоеотношение, заставляя нас не в отвлечённом сознании, а во внутреннем чувстве ижизненной воле признать для себя безусловное значение другого. Познавая в любвиистину другого не отвлечённо, а существенно, перенося на деле центр своей жизниза пределы своей эмпирической особенности, мы тем самым проявляем иосуществляем свою собственную истину, своё безусловное значение, которое именносостоит в способности переходить за границы своего фактического феноменальногобытия, в способности жить не только в себе, но и в другом» (2, с. 379).
Эгоизм так прочноукоренён в нас, так охватывает всю нашу действительность, что подорвать егоможет только всепроникающая и всеобъемлющая любовь. «То другое, которое должноосвободить из оков эгоизма нашу индивидуальность, должно иметь соотношение совсей этой индивидуальностью, должно быть таким же реальным и конкретным, вполнеобъективированным субъектом, как и мы сами, и вместе с тем должно во всёмотличаться от нас, чтобы быть действительно другим, т.е., имея всё тосущественное содержание, которое и мы имеем, иметь его другим способом илиобразом, в другой форме, так, чтобы всякое проявление нашего существа, всякийжизненный акт встречали в этом другом соответствующее, но не одинаковоепроявление, так, чтобы отношение одного к другому было полным и постоянным обменом,полным и постоянным утверждением себя в другом, совершенным взаимодействием иобщением. Тогда только эгоизм будет подорван и упразднён не в принципе только,а во всей своей конкретной действительности» (2, с.380). Этим требованиямоднородности, равенства, взаимодействия и всестороннего различия восполняющихдруг друга свойств между любимым и любящим соответствует только половая любовь.
Другие виды любви привсей своей важности и достоинстве не могут довести личность до абсолютногосовершенства, не упраздняют эгоизма в полной мере. Например, в мистическойлюбви не существует взаимодействия между любящим и любимым, т.к. предмет любвивоображаемый. Эгоизм здесь упраздняется не больше, чем в глубоком сне: послемечтаний человек возвращается к действительной жизни на фоне собственногоэгоизма.
Родительская любовьприближается к половой по силе чувства и по конкретности предмета. Но эталюбовь не может быть однородной и равной, т.к. любящий и любимый принадлежат кразным поколениям, и у детей свой путь и свои цели, а родители не могутявляться для детей целью в таком же смысле, как дети являются для родителей. Ктому же, мать, жертвуя своим эгоизмом, теряет свою индивидуальность, а еёлюбовь, если и поддерживает индивидуальность в детях, то эгоизма не искореняет идаже усиливает.
Остальные виды симпатиитем более не могут заменить любовь половую. В дружеских отношениях между лицамиодного пола отсутствует различие восполняющих друг друга качеств, и если дружбадостигает особой интенсивности, то всего лишь превращается в противоестественныйсуррогат половой любви. В любви к родине, искусству, народу и т.д. отсутствуетконкретный предмет любви, сопоставимый с человеком. (см.2, с. 380-с.382).«Пожертвовать свою жизнь народу или человечеству, конечно, можно, но создать изсебя нового человека, проявить и осуществить истинную человеческуюиндивидуальность на основе этой экстенсивной любви невозможно. Здесь в реальномцентре всё-таки остаётся старое эгоистическое я, а народ и человечествоотносятся на периферию сознания как предметы идеальные» (2, с.382).
Итак, достоинство,значимость, необходимость и незаменимость любви между мужчиной и женщинойочевидна.
/>/>Вывод
В заключение отметим,что любовь – очень сложное явление, которое требует внимания, усилий воли,самоотдачи, жертвы, т.е. немалого труда. Тем не менее, это огромное богатство,необходимое условие для развития собственной личности и для создания новых,самостоятельных жизней. Такая бесценная, чудесная способность – любить –несомненно, великий дар. Но это лишь потенциальная возможность, которую нужноразвивать, чтобы создать из двух несовершенных, «половинчатых» существ: мужчиныи женщины, одну полноценную, живую, абсолютную, бессмертную личность.
«Простое отношение клюбви завершается тем окончательным и крайним упрощением, которое называетсясмертью», – говорит нам Вл. Соловьёв (2, с. 403). Между тем, по его словам,человечество ещё не достигло той совершенной любви, к которой имеет способность.На настоящем этапе мы имеем её в зачатке, но можем развить. Для этого мы должныотноситься к ней со всей серьёзностью и уважением и не пускать на самотёк,рассматривая как простой, естественный процесс. «Дар слова есть такженатуральная принадлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однакобыло бы крайне печально, если бы мы относились к нему только как кестественному процессу, который сам собой в нас происходит, если бы мы говорилитак, как поют птицы, предавались бы естественным сочетаниям звуков и слов длявыражения невольно проходящих через нашу душу чувств и представлений, а неделали бы из языка орудия для последовательного проведения известных мыслей,средства для достижения разумных и сознательно поставленных целей» (2, с. 386).
К тому же, любовь имеетструктуру, т.е. состоит из взаимосвязанных, взаимодополняющих друг другаэлементов, ни один из которых не должен оставаться без должного внимания,иначе, любовь, как любая другая структура, если исключить из неё хотя бы одинэлемент, распадётся. Альфонсо Лопес Кинтас выделяет сексуальность, дружбу,общественную проекцию любви и релевантность (значимость) любви. «Чтобы связатьэти аспекты, – пишет он,– необходима определённая зрелость, способностьпредоставить свободу каждому понятию, чтобы оно связалось с другими,обогатилось и восполнилось. Необходимость связать понятия между собой вызванавзаимосвязывающим свойством самой человеческой личности в целом. Ничто вчеловеке нельзя понять в отдельности. Каждый из составляющих его аспектовприобретает подлинный смысл, вступая в игру с остальными»(1, с.169)
Итак, сознаваязначимость любви, принимая это явление как неделимую структуру, относясь суважением к этому чувству, мы можем воплотить его в своей жизни. И хоть этотребует немалого труда и жертв, у нас есть надежда на успех, которую мы видим всловах матери Терезы, сказавшей: «Мы были созданы для великих дел: мы былисозданы, чтобы любить и быть любимыми»
/>/>Литература
1.Альфонсо ЛопесКинтас «Человеческая любовь. Смысл и достижение»
2.Вл. Соловьёв«Смысл любви»
3.Э.Джордани, Т.Ласкони, Г. Боскато «Подростки: жгучие вопросы-2. Влюблённое сердце»