Реферат по предмету "Психология"


Зависимое поведение

Введение
Человек не можетчувствовать себя хорошо без объекта зависимости, постоянно нуждается в нем.Любая угроза стабильности зависимым отношениям и переживается как катастрофа,сопровождается сильнейшей тревогой, вплоть до разрушения нормальногофункционирования. Чувства, возникающие при угрозе отделения от зависимогоповедения, прекращения его, так интенсивны, что грозят разрушить социальнуюдеятельность, значимые устойчивые контакты с окружением, вызвать соматизацию,спровоцировать необдуманное, неконтролируемое поведение, часто опасное дляжизни самого человека или его близких людей. Эти сильные чувства могут привестик полному внутреннему хаосу, который переживается как угроза неминуемой гибелиличности и полному бессилию что-либо с этим сделать, как-то себе помочь.
Зависимость наполняетнаиболее фрустрированную потребность. Оно помогает осуществить то личностноесоциальное действие, которое по каким-то причинам проблематично, но жизненнонеобходимо для личности.

1. Терапия зависимости
Человек использует разныестратегии избегания противоречий с объектом зависимости, как угрозы этимотношениям. Таких стратегий две: зависимость и контрзависимость. Естественно,что психика всячески сопротивляется таким переживаниям и стремится «держатьих под контролем» с помощью зависимого поведения. Таким образом, самозависимое поведение становится привычным, автоматическим, неосознаваемымзащитным механизмом личности от мощных аффектов гнева, ужаса, одиночества.Часто это поведение принимает такие формы, которые сами по себе достаточно «вредны»для личности, способны нанести не меньший ущерб, чем даже само повторениетравмы отделения. Таковы химические зависимости, зависимость от азартных игр,продолжительные отношения с унижающими, жестокими партнерами.
Зависимость формируется вответ на фрустрацию отвержением или его угрозой в тот период, когда у ребенкаеще недостаточно собственных ресурсов для самостоятельности и угроза разрыва созначимым взрослым несет витальную угрозу. В дальнейшем ребенок развивает изакрепляет такие формы поведения, которые помогают ему избегать того ужаса,гнева, страха, которые он пережил в момент травмы. Это либо «прилипающее,угодливое» поведение, которое мы собственно и называем зависимым,направленное на сохранение лояльности партнера любой ценой, либо отчужденное,настороженное с оттенком враждебности поведение, которое называютконтрзависимым, и направлено оно на удерживание партнера на расстоянии от себя,«непривязанность» к людям. И то и другой – проявление несвободы: впервом случае невозможно «отойти», во втором «подойти» клюдям. Существуют зависимости, проявляющиеся не только в отношениях с людьми,но и зависимости от химических веществ, игр, и т.д. По своей сути они выражаютвысшую степень свободы и одновременно несвободы в отношениях человека и мира. Содной стороны, человек, имеющий патологическую склонность, полностью погруженименно в нее, другие люди его не интересуют, с другой стороны, у такогочеловека просто нет выбора, осуществлять зависимое поведение, или нет, он неможет не играть, не употреблять. Однако, и то, и другой поведение лишь двестороны одной проблемы – неспособности пережить опыт отделения, проститься,простить, отпустить кого-то.
2. Психологический смысли формирование устойчивого зависимого поведения как защитной функции
Такая защита, какзависимое поведение, сначала возникает, как попытка превратить пассивноеэмоциональное переживание какой-то травмирующей ситуации (ассоциативнонапоминающей детский травматический опыт) в активное действие, что избавляет отпереживаний беспомощности, гнева, отчаяния, возвращая чувство контроля над собойи миром. Однако со временем организм обучается тому, что такой неприятный опытможно не переживать, а избегать с помощью достаточно простых и понятныхдействий, это знание закрепляется положительным подтверждением эффектаизбегания (то есть отсутствием негативных чувств и появлением позитивных – удовольствие,связанное с быстрым облегчением тревоги и подавленности).
Феномен зависимости сточки зрения гештальт подхода, экзистенциального и клинического.
Постепенно организмутрачивает набор разнообразных приспособительных реакций, свои ранеенаработанные способы реагирования на разные изменения в себе и окружающейсреде, и остается только одна привычная стереотипная реакция – зависимоеповедение. Можно сказать, что любую тревогу организм не сознает и не переводитдальше в возбуждение, указывает направление потребности в данный момент, азамещает физическим или психологическим заученным действием, лишая себявозможности сознавания источника возбуждения, то есть, теряя способность кразличению своих потребностей.
Контакт с внешним миромдля поиска объектов удовлетворения своих разных потребностей заменяетсяконтактом с веществом или одним человеком для удовлетворения одной потребности– снижения тревоги и напряжения.
3. Психологические исоциальные последствия зависимого поведения
1. Общим для этихзависимостей является то, что все они ведут к постепенному разрушениюуверенности в себе, краху самоуважения, сужению социальной активности,интересов личности, потере контакта с собственными потребностями, блокировкеразвития и контактов.
Перестав быть субъектомсвоей жизни, то есть занимать активную творческую позицию в ней, человекпревращается в пассивный объект воздействия других, начинает осуществлять смыслчужой жизни и терять смысл своей. Отсюда характерное переживание пустоты,скуки, подавленности, на которые жалуются зависимые люди, особенно в отсутствиеобъекта зависимости.
По своей сути любаязависимость это бегство от себя в «слияние» с кем-то или с чем-то вовне самого человека, что приводит к изменению своего состояния, которое покаким-то причинам переживается как невыносимое, и нет другого способа вернутьсебя в равновесие кроме как воспроизвести компульсивное действие.Соответственно, контакт с миром и с самим собой прерывается на фазепреконтакта, зависимое поведение блокирует выход из «слияния»,оставляя человека «вместе» с объектом зависимости, в состоянииразмытых границ, неразличения себя как отдельного организма со своимипотребностями, своим движением, своими способностями, возможностями, своимуникальным местом в мире и социуме. «Сливаясь» с объектомзависимости, человек теряет контакт с самим собой и окружающим миром. «Контакт»начинает осуществляться на основе собственных проекций, а не собственногоопыта. Естественно, следующим шагом становится ретрофлексивное сдерживаниенегативных чувств, возникающее в ответ на собственные проекции, соматизация,депрессия.
2. Зависимый человекживет в плену неконтролируемого им поведения или таких же неуправляемыхэмоциональных реакций. Само зависимое поведение или эмоциональные реакции чащевсего не одобряются социумом и он вынужден их скрывать, искать им оправдания,чтобы оставаться в этом социуме. Зависимые люди живут в постоянном страхеразоблачения своей «истинной природы» другими, перед которыми они продолжают«сохранять лицо» большего или меньшего благополучия, поскольку никомуневозможно открыть всю глубину своего подчинения зависимому поведению.
Зависимость мешает исамому человеку и окружающим, в связи с чем постепенно формируются устойчивыенегативные чувства, связанные с самим фактом наличия у человека этого поведенияили эмоций. Одновременно существуют стыд, вина за свое зависимое поведение истрах от него отказаться, потому что за ним, за этим страхом стоит ужасодиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляетсяамбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, истрах ее «потревожить».
Ретрофлексия не всегдаспособна сдержать напор отрицательных эмоций, которые вырываются в видедиффузно направленной слепой агрессии, способной быть очень разрушительной какдля самого человека, так и для окружения. Так получает подтверждение прежнийтравматический опыт: проявление своего недовольства разрушает отношения иопасно для выживания. При этом ответственность за сдерживание не принимается:человека «вынуждают» терпеть «до последнего». На самом делеон сдерживается и терпит сам, пугаясь своих проекций.
3. Расщепление. По мереформирования зависимого поведения личность становится все более разделенной надве части: одна социально приемлемая, удобная, внешне благополучная, достаточноуверенная в себе, выполняющая свои социальные роли, и другая, постояннонапряженная, испуганная, неуверенная в себе, одновременно и жалкая, иагрессивная, завистливая или покорная, бессильная, живущая в ожиданиикатастрофы разоблачения.
Первая часть остаетсяотносительно благополучной или даже чувствует себя всесильной, пока сохраняютсяотношения зависимости, то есть пока она надежно защищена от травматическихпереживаний. Если отношениям зависимости возникает угроза, то сразу же оживаюттравматические переживания, а с ними актуализируется другая часть. Сначалаоживает стыд и вина за свое зависимое поведение, а потом и это перестает бытьособенно важным и остается только невыносимость и ужас гибели, которыесовершенно невыносимы и личность начинает искать пути возращения к зависимости,которая дает хотя бы видимость стабильности и безопасности. Личностьоказывается расщепленной на всемогущую и ничтожную, а зависимость оказываетсяединственной возможностью «интеграции», причем не за счет принятия иосвобождения обеих сторон, а за счет подавления одной из сторон. Естественно,что периодически под напором сдержанных чувств «прорывается» то одначасть, то другая, и эти «прорывы» носят неконтролируемый характер.
4. Психосоматическиезаболевания как результат сдерживания чувств и способ привлечения вниманиячерез демонстрацию беспомощности и слабости, обращение к жалости партнера.
У химически зависимыхрасщепление является одним из проявлений болезни, оно формируется независимо оттого, какой по структуре была личность вначале. Здесь почвой для расщеплениястановятся последствия употребления, вызывающие стыд и вину. Вместо того, чтобы отрегулировать свое поведение по его результатам химически зависимыйпредпочитает избежать этих чувств, «отключить» их вообще с помощьювещества и вернуть себе переживание благополучия, ничего не меняя в реальнойжизни. «Употребившая» часть накапливает переживания своего могуществаи независимости, в то время как «абстинентная часть» накапливаетчувства своей ничтожности, слабости, вины, стыда. Когда зависимый оказываетсяперед необходимостью отказаться от химических веществ его «всемогущая»часть очень пугается и «тянет» его обратно в употребление вместотого, чтобы позволить проявиться переживаниям «ничтожной» части иотрегулировать свою жизнь с их учетом.
4. Развитие зависимого поведения
В случае «нечеловеческих»зависимостей, по мере их развития, другие люди перестают быть значимыми,контакт с человеком подменяется контактом с веществом, ведет к стираниюразличий и изоляции личности, одиночеству.
Со временем в случае «нечеловеческихзависимостей» зависимый обнаруживает невозможность остановиться вупотреблении химических веществ, в игре, невозможность прогнозировать место,количество, качество употребляемого и последствий употребления или игры,обнаруживает, что без объекта зависимости он не в состоянии справляться сосвоими чувствами и напряжением.
Зависимый перестает самуправлять своей жизнью, которая начинает строиться в зависимости от объекта,причем сам зависимый не имеет дела с последствиями своего употребления, всепроблемы с ним связанные приходится решать родственникам, зависимый даже недает себе труд что-либо чувствовать по этому поводу, чувства, вызванныестолкновением со своими поступками так неприятны, что зависимый употребляетвещество, чтобы ничего не чувствовать. Таким образом, он и физически, иморально перестает отвечать за себя и свои действия. В случае зависимости отпартнера ему отдается вся власть над зависимым, от его действий зависитпсихическое благополучие зависимого, сам же зависимый чувствует себя совершеннобеспомощным что-либо изменить, «жертвой» плохого обращения.
В определенный моментзависимое поведение и его последствия начали угрожать физической и психическойсохранности самого зависимого и его близких людей. Человек обнаруживаетневозможность продолжать жить так, как раньше, употреблять и игнорироватьпоследствия своего употребления, или терпеть унижение и подавление себя и своихпотребностей, то сеть находится в «слиянии» дальше — это ведет кразрушению и гибели психологической и физической. С другой стороны, жизнь безвещества кажется абсолютно невозможной. Отказ от зависимости означаетстолкновение с тем ужасом отделения и угрожающего смертью одиночества, отпереживания которого зависимость и защищала.
5. Состояние бессилия
У человека нет сил жить взависимости и нет способов жизни без вещества. Это переживается как тупик,ловушка. Острое чувство бессилия. Это очень важный момент. Чувство бессилиямучительно и фрустрирующе, в нем трудно оставаться, естественная реакция напереживание бессилия – гнев и отчаяние, страх, стыд, чувство несправедливостипроисходящего, стремление найти выход там, где его уже нет.
Это тупик, о котором писали Перлз и Франкл: личность не может выживать дальше используя старые способы,для выживания необходимы новые способы адаптации, пересмотр представления исебе и о мире, поиск новых путей взаимодействия с ним, в противном случае –неминуема физическая и психическая смерть личности.
С точки зрениягештальтподхода бессилие — это состояние тупика, предельно напряженное, взрывво внутрь, то есть острое переживание отчаяния, ужаса, исчерпанности сил,отсутствия возможности жить так, как человек умеет.
С экзистенциальной точкизрения это переживание отчаяния, потери смысла текущего существования, егобезнадежности, столкновение со своим одиночеством в мире, где каждый можетотвечать только за свои чувства и только свою жизнь.
6. Сопротивление
Предлагая отказаться отзависимости, мы предлагаем вновь пережить детскую травму, сознательно решитьсяна это. В состоянии бессилия каждый человек начинает остро сознавать, чтодальше зависимые отношения продолжаться не могут, с объектом зависимостипридется расстаться, это переживается как тяжелая потеря. И это сознаваниезапускает реакцию острого горя. Сначала отрицание, потом гнев, которыепорождены чувством собственного бессилия, а дальше самый главный, поворотныймомент: либо человек в отчаянии обращается за помощью, доверяется кому-то иначинает вместе с ним искать новые способы выживания, либо он находит еще однокомпромиссное решение, возможно, старое, но позволяющее продолжить прежнююжизнь еще какое-то время, хотя бы самое короткое, неважно.
Мы говорим, что сработалимеханизмы защиты, вернувшие человека в слияние, выведшие его из состояниябессилия. Человек снова знает, что надо делать, он не бессилен, у него нетриска пережить снова ужас отделения.
Очень не хочетсяпереживать физическую и психологическую ломку – синдром отмены вещества, искатьспособы примириться с отказом от самого главного, что регулировало его жизнь ибыло основным источником удовольствия в ней, учиться жить в новом мире, а самоеглавное – самому принимать решения, отвечать за свои поступки. Ответственностьза себя – это то, что наиболее трудно реализовать, особенно в острых жизненныхситуациях, когда от собственного поступка и решения зависят значимые отношенияи благополучие. У зависимого человека всегда был универсальный способ избеганияответственности – предъявление своей беспомощности перед мощной разрушительнойсилой, против которой он ничего не может поделать, перед объектом зависимости.
За время употребленияболезнь тесно переплелась с личностью. Причем сначала болезнь использовалазащитные механизмы личности для оправдания своего употребления, а потом, когдаличность достаточно ослабла под влиянием веществ, которые парализовали еесаморегуляцию, болезнь сформировала свои защитные механизмы, которыми сталаподдерживать личность опять-таки для продолжения употребления. Употребление кэтому времени заменило естественную саморегуляцию, сведя ее к химической, самуспособность прогнозировать, ставить цели и добиваться их осуществления.
Этот способ личностьпросто так не отдаст, она будет защищать зависимость, ставшую для нее «костылем».Избегается осознавание тупика, того, во что превратилась жизнь. Эти кругиотрицания тупика могут повторяться очень долго, и каждый раз весь сценарийоказывается тем же самым. «Проскочив» точку тупика, человек продолжаетповторять только то, что он уже умеет, что его разрушает, но что избавляет егоот переживания своего бессилия.
Только «задержавшись»в тупике, то есть в переживании бессилия, есть шанс для изменения зависимогоповедения. Потому что только в тупике человек ясно понимает, что у него нетбольше шанса выжить по-старому и сам инстинкт самосохранения заставляет егоискать другой путь. Если невозможность невозвращения неочевидна, зависимоеповедение будет продолжаться.

7. Пути выхода из зависимости
Для того чтобы измененияоказались устойчивыми, чтобы после острого аффективного переживания тупика,человек смог продолжать двигаться в сторону свободы от зависимости необходимабольшая работа. Начинается эта работа с принятия своего бессилия, котороетолько что было обнаружено и остро осознанно, и это осознавание вызвало многосильных негативных чувств. Только после принятия бессилия начинается работа надвосстановлением личности. Бессилие интегрируется в образ Я. Принятие своегобессилия – необходимый первый этап выздоровления.
Принять бессилие — этозначит признать, что любой контакт с объектом зависимости приведет к поражениючеловека и к возобновлению зависимого поведения, единственный путь – совсем невступать с ним к контакт. Принять ответственность за свою жизнь означает делатьто, что необходимо для выздоровления, даже если «не хочется», или «лень».Это так же означает признать и принять необходимость пережить переживаний, откоторых «спасала» зависимость и рискнуть довериться кому-то в этихчувствах, попросить и принять помощь другого человека. Принятие своегобессилия, а значит полный отказ от контакта с объектом зависимости, процессчасто длительный и трудный. Это предполагает изменение всей жизни человека, егосоциальных связей, перестройку личности, которая учится опираться на своисобственные ресурсы и помощь других людей в разрешении своих проблем, выработкуновых защитных механизмов и незащищенность от всех тех эмоциональныхпереживаний и кризисов, потерь, расставаний, успехов и радостей, которыминаполнена жизнь каждого человека. Принятие бессилия означает и отказ от идеисуществования «конечного спасителя», который всегда сделает и решитза человека его «неразрешимые, невыносимые» проблемы и сможет сделатьего счастливым раз и навсегда, щедро одарит тем теплом и безопасностью, которыхтак мучительно не хватает. Сознавание и переживание своего бессилия передобъектом зависимости, которое разрушает жизнь и самоуважение становится иосновой для дальнейшего роста личности еще и потому, (помимо социальнойреабилитации и восстановлению человеческих связей), что пациент впервыесталкивается с ограниченностью любых человеческих сил, с необходимостьюпринятию того, что его окружает, каким бы болезненным и нежелательным оно нибыло, проходит через переживания гнева, разочарования, отчаяния и выживает,становясь увереннее, сильнее, постепенно развивая то, что в психотерапииназывают опорой на себя. Это чувство опоры становится ресурсом для выживания впоследующих кризисах личностного развития.
Дальше начинается работанад восстановлением личности от последствий употребления. Прежде всего нашазадача удерживать клиента в состоянии тупика, пока он не «взорвется».Дальше мы говорим о необходимости восстановлении контакта с миром и собой,осознавании своих телесных и эмоциональных реакций, которые сигнализируют нам онаших потребностях, обнаружении себя как отдельного человека, сознавании ипостроении собственных границ, различении того, чем Я являюсь, а что находитсявне меня, попытках различения того, что я могу менять в себе и в мире, а что неподдается моему контролю – таким образом «впуская» в свою жизньслучайность, непредсказуемость, риск, новизну, любопытство. Дальше терапевтучит сознавать происходящее в контакте между ними и обращает внимание клиентана то, что его чувства возникают в ответ на действия терапевта. Когда этаработа проходит успешно, терапевт сталкивается с агрессией пациента в ответ напопытки терапевта «отнять» объект зависимости. Это сепарационнаяагрессия клиента, задача терапевта направить ее в конструктивное русло, то естьчасть принять на себя, как на силу, мешающую продолжать старую жизнь, частьнаправить на возможные изменения, на сознавание необходимости изменений.Терапевт признает, что он отнимает что-то, напоминает, что это условие контракта,напоминает, во что превратилась жизнь клиента в зависимости. Тогда возможноперенаправление гнева клиента с терапевта на объект зависимости. Важно, чтобыне на себя самого. За этим тоже следит терапевт: учит самообвинениея, ведущие кжалости к себе и пассивно-жертвенной позиции, отличать от ответственности,предполагающей изменения в жизни, возмещение ущерба и принятие на себя новыхпосильных обязательств. Понятно, что терапевт должен различать себя и клиента,его боль и свои чувства, уметь позаботиться о своих чувствах, не терпетьневыносимость, уметь проявить агрессию. Терапевт должен уметь делать то, чегоне умеет клиент и показывать это клиенту.

Заключение
С экзистенциальной точкизрения можно говорить о потери возможности выбора в своей жизни, потери своейсвободной воли, а, значит, сведению своей жизни к автоматическим реакциям,недоступным осмыслению. Большинство зависимых людей жалуется на бессмысленностьжизни без объекта зависимости, то есть без удовольствия, " автоматическипонижающего напряжение" в зависимой системе. Очень важно, что, переживаяневозможность выбора, зависимый человек начинает ощущать себя беспомощной ислабой «жертвой» обстоятельств или другого человека, а причиной своихнесчастий начинает считать не себя, свое поведение, свои чувства, а внешниймир. Это позволяет переложить ответственность за свою жизнь и благополучие надругих, самому оставаться пассивным, ожидая от одних «других»агрессии, а от следующих «других» — «спасения» для себя.
С клинической точкизрения зависимость похожа на компульсию. Однако, есть важное отличие:компульсивное поведение переживается как эгодистонное, вынужденное, а зависимое– как собственный выбор, более того, как единственное ценное удовольствие. Вэтом есть самая главная сложность лечения: возвращение человеку сознаваниевынужденности своего зависимого поведения, ущерба, наносимого его жизни иличности, а, значит, необходимость его изменения, когда оно начинает мешатьнормальной жизни. А мешать оно начинает.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.