Реферат по предмету "Психология"


Жизнестойкость и стрессовые ситуации

Филиал Московского ГосударственногоУниверситета имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5«Жизнестойкость»
 
 
 
Выполнили: студентки 1 курса
факультета психологии
группы П1-09
Абдусаматова Фатима
Астанакулова Дильноза
Приняла: доцент Усманова Эльмира
Зиядовна
 

ТАШКЕНТ
2010

1. Цель методики: определениемеры способностиличности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннююсбалансированность и не снижая успешность деятельности.
2. Описание методики: методика состоит из таблицы, гдеприведены 45 утверждений, которые испытуемый должен оценить по 4 шкалам.
Пример: № Вопросы
нет
скорее нет, чем да
скорее да, чем нет
да 1 Я часто не уверен в собственных решениях.
/>/>/>/> 2 Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
/>/>/>/> 3 Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
/>/>/>/> 4 Я постоянно занят, и мне это нравится.
/>/>/>/> 5 Часто я предпочитаю «плыть по течению».
/>/>/>/> 6 Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.
/>/>/>/> 7 Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
/>/>/>/> 8 Непредвиденные трудности порой совершенно утомляют меня.
/>/>/>/> 9 Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.
/>/>/>/> 10 Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
/>/>/>/>
3. Обработкарезультатов
Для подсчета балловответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов,«скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» — 3 балла),ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да»- 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели длякаждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые иобратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Таблица №1
Ключик тесту жизнестойкости
 
Прямые пункты
Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36
  Интерпретация результатов
Тест жизнестойкости представляетсобой адаптацию опросника Hardiness Survey,разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменнаяжизнестойкости (hardiness)характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию,сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость(hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним.Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента:вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов ижизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения встрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия ихкак менее значимых.
Вовлеченность(commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящеедает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности» (Maddi, 1998b). Человек с развитым компонентом вовлеченности получаетудовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствиеподобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне»жизни.
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьбапозволяет средство повлиять на результат происходящего. Противоположность этому– ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентомконтроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска(challenge) – убежденность в том, что все то, что случается, способствует развитиюза счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного.Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действоватьв отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремлениек простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятияриска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующееих использование.
Таблица№2
Средние и стандартныеотклонения субшкал.
Нормы
Общий балл
Вовлеченность
Контроль
Принятие риска Среднее 80.72 37.64 29.17 13.91
Стандартное отклонение 18.53 8.08 8.43 4.39
5. Анализ результатови их обсуждение.
 
 В нашем исследовании участвовало 3испытуемых.
 
Таблица №3
Сведения обиспытуемых.№ Испытуемый  Пол Возраст Образование 1 Тимур М 17 Среднее 2 Евгений М 19 Среднее 3 Рома М 18 Среднее

Проведенная методикавыявила следующие данные:
Результатыиспытуемых по методике «Жизнестойкость».
Таблица№4

/> 
 
/> Вовлеченность Контроль Принятие риска Общий балл 1 Тимур 22 37 20 79 2 Евгений 41 36 14 91 3 Рома 40 28 20 88
При этом для полученияболее достоверных результатов нами были придуманы различные контрольные вопросыи заданы испытуемым в ходе беседы.
 
Контрольныевопросы
 
1) Предпочитаете ли Вы«плыть по течению»?
2) Ставя перед собойтрудноосуществимые цели, часто ли Вы добиваетесь их достижения?
3) Устраивает ли Вас Вашапрофессия?
4) Меняете ли Вы своипланы в зависимости от обстоятельств?
5) Считаете ли Вы своюжизнь плодотворной?
6) Опускаются ли у Васруки, когда на Вас наваливается много проблем?
Переходим к анализу иобсуждению полученных результатов
Мы анализировалирезультаты наших испытуемых по трем сравнительно автономным компонентам,составляющим шкалу жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска ирассмотрим результаты испытуемых по каждому компоненту, (см. таблицу №4).
1) По субшкале Вовлеченность баллымогут колебаться в пределах от 29,56 до 45,72 (согласно таблице №2). Поколичеству результатов наши испытуемые подразделились на 2 группы.
А) Тимур, Леонид,Руслан
Данные испытуемые набралибаллы ниже среднего по этой субшкале, что может свидетельствовать о том, что онине довольны собственной деятельностью, а также выбранной ими профессией. Дляпроверки полученных результатов испытуемым были заданы контрольные вопросы,ответы на которые полностью подтвердили результаты.
Б) Александр, Рома,Евгений.
Результаты этихиспытуемых попадают в среднее значение данной субшкалы. На контрольный вопрос№3 мы получили положительный ответ. А на вопрос №2 наши испытуемые ответили:«Да, по крайней мере, стараюсь». Из этого мы ясно можем сделать вывод, чтоиспытуемые всегда стараются достичь своей цели, даже трудноосуществимой.
2) Результаты по субшкале Контрольмогут варьировать в пределах от 20,74 до 37,6 (см. таблицу №2). Анализируярезультаты по данной субшкале, все наши испытуемые попали в одну группу.
А) Тимур, Евгений,Рома, Руслан, Леонид, Александр
Данные испытуемые набралибаллы, входящие в среднее значение субшкалы. Мы проанализировали полученныерезультаты испытуемых на контрольные вопросы. Например, на вопрос №4 испытуемыеТимур и Руслан ответили: «Я никогда не меняю свои планы в зависимости отсложившихся обстоятельств». А на вопрос №5 испытуемые Леонид и Александр далиответ: «Я всегда вовремя решаю свои проблемы». Из этих двух ответов мызаключаем, что испытуемые всегда настроены решительно и могут управлятьпроисходящими вокруг них событиями, что полностью подтверждает полученныерезультаты.
3) Баллы, набранные испытуемыми посубшкале Принятие риска, могут варьировать в пределах от 9,52 до23,43. По результатам тестирования наши испытуемые разделились на 3 группы.
А) Руслан
У этого испытуемого самыйнизкий балл, входящий в среднее значение данной субшкалы. Это может означать,что Руслан любит действовать путем проб и ошибок, т.е. не рискуя. Например, навопрос №1 он ответил, что он не уверен в своих планах на будущее, т.к. оченьредко добивается их осуществления. Кроме того, на вопрос №6 испытуемыйотвечает: «Я почти никогда не рискую, а стараюсь действовать обдуманно». Такимобразом, мы удостоверились в полученных результатах.
Б) Евгений и Леонид
Результаты данныхиспытуемых входят в среднее значение этой субшкалы. Для уточнения полученныхрезультатов мы задали испытуемым контрольные вопросы. На вопрос №1 испытуемыйЕвгений дал ответ: «Я не всегда уверен в том, что могу воплотить в жизнь всето, что я задумал, т.к. не все мои предыдущие планы осуществились». Такимобразом, мы делаем вывод, что испытуемый не доволен своими предыдущимидостижениями, т.к. не очень сильно стремился их достичь. И этот факт не дает емудальнейшего стимула предпринимать и пробовать сделать что-либо новое.
В) Тимур, Рома иАлександр
Результаты этихиспытуемых не входят в среднее значение данной субшкалы, у них самые высокиебаллы. С целью проверки полученных результатов мы проанализировали ответыиспытуемых на контрольные вопросы. На вопрос №1 испытуемые ответили, что онивсегда уверены в осуществлении своих планов. Мы выяснили, что многие из их плановявляются нереальными, т.е. трудноосуществимыми. Но, т.к. наши испытуемые верятв их осуществление, то мы утверждаем, что эти испытуемые рассматривают жизнькак способ приобретения опыта. Они готовы действовать даже в отсутствиинадежных гарантий на успех, на свой страх и риск.

Выводы
 
Тимур. Этот испытуемый серьезно относится квыполнению каких-либо поручений. Он никогда не увлекается тем, что он делает.Свои проблемы и возникшие трудности Тимур не старается преодолеть в ближайшеевремя, а скорее откладывает их решение в «долгий ящик». Он уверен, что все то,что случается, способствует развитию опыта человека, неважно, позитивного илинегативного.
Евгений. Этот испытуемый находит интерес вовсем, что он делает. Он старается осуществить все то, что он задумал, неоткладывая «на потом».
Рома. Этот испытуемый всегда увлекаетсясобственной деятельностью, но быстро утомляется от неразрешимых проблем. Но этоне мешает ему получать от жизни удовольствие. Испытуемый Рома убежден в том,что в результате борьбы можно повлиять на результат происходящего. Испытуемыйрассматривает жизнь как способ приобретения все нового и нового опыта.
Руслан. Этого испытуемого совершенно не устраиваетсобственная деятельность. Он часто чувствует отверженность и ощущает себя «вне»жизни. Испытуемый никогда не меняет свои планы в зависимости от обстоятельств,т.е. он не подстраивает свои планы под сложившуюся ситуацию и соответственноможет выбирать собственную деятельность. Данный испытуемая не уверен в своембудущем, т.к. недоволен своими предыдущими достижениями и поэтому считаетнужным стремиться к простому человеческому комфорту и безопасности. Кроме того,он не предпочитает рисковать.
Леонид. Данный испытуемый совершенно неинтересуется тем, что он делает, но при необходимости Леонид может сделать то,от него требуют. Он не ощущает удовлетворения от всего достигнутого в ее жизнии поэтому не отдается своей работе и выполняет ее механически, т.е. без всякогоинтереса. Человек любит совершать действия обдуманно, не спеша, критически оцениваясвой дальнейший поступок.
Александр. Этот испытуемый, ставя перед собойтрудноосуществимый цели, всегда добивается их осуществления. Он вполне доволенсвоей жизнью и видом своей деятельности, а также получает удовольствие отвсего, что делает. Испытуемый убежден в том, что можно управлять ситуацией.Этот испытуемый уверен в своих возможностях и уверено строит планы на будущее.
Наше мнение о методике
По нашему мнению, этаметодика позволяет определить степень жизнестойкости каждого человека, т.е. насколькохорошо он может справляться с различными жизненными трудностями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 13. Признать утратившим силу распоряжение Государственной административно-технической инспекции от 24. 11. 2005 n 50
Реферат Burrial At The Ornanas Essay Research Paper
Реферат М.Горький. В людях.
Реферат Автоматизация производственных и логистических процессов 7 Автоматизированные системы управления
Реферат А. Камю.      Миф о Сизифе (Эссе об абсурде).            Абсурдное рассуждение
Реферат Виды плоскостопия
Реферат Патофизиология КИШЕЧНЫЕ ТОКСИКОЗЫ
Реферат Становление системы социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации
Реферат Системні захворювання сполучної тканини
Реферат Естественная и гуманитарная культура Научный метод
Реферат Martin Luther King Jr And Mal Essay
Реферат Drinking Age Essay Research Paper Drinking AgeWhy
Реферат Свойства полупроводников в сильных электрических полях
Реферат Лечение ВИЧ-инфекции
Реферат Colonial Essay Essay Research Paper The religious