Курсовая работа
Здоровый образ жизни какнаучная проблема
Оглавление
Введение
§ 1. Понятие здоровогообраза жизни и его проблемы
§ 2. Здоровый образжизни: научные представления и реальная ситуация
§ 3. Правильное питаниекак фактор здорового образа жизни
§ 4. Вредные привычки
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Здоровье во всевремена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активнойтворческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровьяподрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества игосударства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точныйпрогноз на будущее.
Существуетнесколько определений понятия ЗОЖ. Наиболее часто перечисляются различныесоставляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или автор считают необходимымучесть. Например, Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себяправильно организованный физиологически оптимальный труд,нравственно-гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание,активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредныхпривычек и экологическое воспитание.
По мнениюС.В. Попова в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
— отказ отвредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотическихвеществ);
— оптимальныйдвигательный режим;
— рациональноепитание;
— закаливание;
— личнаягигиена;
— положительные эмоции.
При анализепонятия «здоровый образ жизни» авторы включают самые разные вопросы, прямо иликосвенно связанные со здоровьем человека: проблемы антиалкогольной, антинаркотическойи антиникотиновой пропаганды, ритмичность чередования труда и отдыха (режим),двигательная активность, закаливание, рациональное питание, борьба со стрессом,профилактика самоотравлений, проблематика сексуальных отношений и профилактикавенерических заболеваний, влияние экологических факторов, вопросы рациональногопитания, борьба с вредными привычками и многое другое. Помимо перечисленныхвыше аспектов, В.В. Колбанов и Г.К. Зайцев уделяют особое внимание природнымфакторам красоты и здоровья, способам формирования красивого и здоровоготелосложения.
Различныеподходы к пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяют сделать вывод отом, что он объединяет все, что способствует выполнению человекомпрофессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровьяусловиях и выражает ориентированность деятельности личности в направленииформирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественногоздоровья.
1. Понятие здоровогообраза жизни и его проблемы
Аспекты, характеризующиеЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудоваядеятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность,общение и бытовые взаимоотношения.
АкадемикЛисцин Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор — медицинскуюактивность, рассматривая ее в трех аспектах:
1. характер активности людей– интеллектуальное, физическое.
2. сферы активности –трудовая, внетрудовая.
3. виды (формы) активности –производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность вбыту, физическая, медицинская, и др. виды. (формы активности).
Как видно израссмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельностьличности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.
Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — это деятельностьлюдей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическуюобстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- имакросреде, быт и обустройство своего жилища.
Отсюда, пологике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровьечеловека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние насостояние здоровья.
Здоровыйобраз жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей,направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этомнеобходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себев зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно ипостоянно.
ФормированиеЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровьянаселения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление сиспользованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками,гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненнымиситуациями.
Можно датьнесколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Терминздоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитываетсяболее 60 определений этого понятия. Но ни одно их них не может, раскрыт его вполном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не тольковнешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли,поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражаютдействительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит втом, о один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное времяреагирует совершенно по-разному.
Новоеопределение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье — это состояние полногофизического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможныхсостояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевиднойабстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствиев нем, каких — либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самомусебе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складываетсяна базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннемдетстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формируеткультуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а болееточно — о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.
Под здоровым образомжизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека,которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечиваятем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимоот политических, экономических и социально – психологических ситуаций. Образ жизни– это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизнипод влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию,а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленнойцели.
Что же такое болезнь?Дать исчерпывающее определение болезни — дело прямо скажем, совершенно безнадежное.Мы пытались дать свое определение этому понятию. Для этого нам надо преждевсего уяснить, от чего врач отталкивается, делая свое заключение: «Высовершенно здоровы» или напротив: «Вы совершенно больны». Суждения врача базируютсяна понятии «норма». Норма – это совершенно определенная система показателейсостояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находятсяв заданных пределах и отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем,то обычно говорим, что плохо себя чувствуем. Объективным отражением нашего состоянияявляются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении.Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 *С, то этослужит основанием для врача говорить о каком либо заболевании у человека.
Педагогам небезынтереснознать медицинские термины, которыми определяется или характеризуется состояние здоровьяи проявление болезни человека. Так, в развитии болезни обычно различают 4 стадии:
1) латентныйпериод (скрытый);
2) периодпродромальных явлений (от появления симптомов болезни);
3) периодразгара болезни (полное развитие характерной для данной болезни клинической картины);
4) периодокончания болезни (исходы болезни: выздоровление, рецидив, переход острой формыв хроническую смерть).
Выделение периодовболезни, вариантов ее течения, фаз обострения и ремиссии, изучение причин переходаострой формы болезни в хроническую имеет большое клиническое и социальноезначение и используется для тактики лечения и планирования профилактических иреабилитационных мероприятий.
Но, тем не менее,болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональнымиили морфологическими (структурными) изменениями (возможно, теми и другими одновременно),наступающими в результате воздействия эндогенных, т.е. находящихся в организме человека,или экзогенных, т.е. находящихся во внешней среде, факторов. Не исключено,однако, что функциональные нарушения деятельности организма — это не что иное, какструктурные (морфологические) изменения на достаточно низком уровне организациибиологической системы, которые трудно поддаются изучению даже с помощью самых современныхметодов исследования.
Одним изважнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа (около 460 – 370до н.э.), Авиценны – (Абу Али ибн Сина, около 980 – 1037), является профилактиказаболеваний. В переводе с греческого профилактика означает предупреждение тех илииных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека. В последнее времяпрофилактика приобретает огромное значение и особое звучание в связи с тем, чтолечение болезни — это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание,сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще инадежнее, чем вылечить болезнь. К этому надо добавить, что в последние десятилетияв мире появились ранее неизвестные заболевания. Такие, например, как ВИЧ –инфекция: вирус бешенства коров (употребление мяса таких животных поражает и человека);хламидиоз, о котором раньше никто не слышал; большое число разновидностей вирусаболезни Боткина (инфекционный гепатит) и многие другие. Вернулись и старые болезни.Например, туберкулез, о котором в недавнем прошлом стали забывать. Это дополнительныефакторы или причины, которые разрушают здоровье современного человека.
Что же следуетпонимать под термином «профилактика»? Профилактика – это система мер (коллективныхили индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин,вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Заболевания возникают врезультате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающихприспособительно – компенсаторные возможности организма, а также передаются от больногочеловека, бациллоносителя, или больного животного здоровому.
В течение всейжизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней ивнутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможноперечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой оченьвреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако,несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжироватьв порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но ичеловечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранениянесколько лет назад. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказываютсамое значительное, существенное влияние на современного человека. Согласитесь,что только одно простое перечисление заняло бы много места. Но, конечно, заслуживаетвнимания упоминание первых трех. Это гиподинамия (недостаток движения), неправильноепитание (и прежде всего избыточный вес) и вредные привычки (употребление алкоголя,никотина, наркотиков и других химических веществ). Четвертое место занимаетнеблагоприятная экологическая обстановка во многих странах мира. Если первыетри фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культурыи поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилиймногих стран. Об этом целесообразно издать отдельную книгу. Ниже, в последующихглавах, речь пойдет о первых трех факторах – не только потому, что они занимаютпервые места, преобладают над всеми остальными, но и потому, что их неблагоприятноевлияние есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточноговоспитания, отсутствие у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровьекаждого фактора в отдельности.
Таким образом,здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненнуюпозицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнениинорм, правил и требований личной и общей гигиены.
2. Здоровый образ жизни:научные представления и реальная ситуация
У всех однапроблема, это – здоровый образ жизни и каждый человек, канд. наук, доктора даютсвои определения и по-своему анализируют. И хотела бы рассмотреть рассуждения ипонятия В.А.Гурова, где он приводил примеры нескольких авторов и показывал своиточки зрения.
Здоровье вовсе времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активнойтворческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровьяподрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества игосударства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точныйпрогноз на будущее.
Существуетнесколько подходов к определению понятия ЗОЖ. Наиболее часто перечисляютсяразличные составляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или иной автор считаетнеобходимым учесть. Например, Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖвключает в себя правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно– гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательныйрежим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек иэкологическое воспитание.
По мнениюВ.С.Попова в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
· отказ от вредныхпристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотическихвеществ);
· оптимальный двигательныйрежим;
· рациональное питание;
· закаливание; личнаягигиена;
· положительные эмоции.
При анализепонятия «здоровый образ жизни» авторы включают самые различные вопросы, прямоили косвенно связанные со здоровьем человека: проблемы антиалкогольной,антинаркотической и антиникотиновой пропаганды, ритмичность чередования труда иотдыха (режим), двигательная активность, закаливание, рациональное воспитание,борьба со стрессом, профилактика самоотравлений, проблематика сексуальных отношенийи профилактика венерических заболеваний, влияние экологических факторов, вопросырационального питания, борьба с вредными привычками и многое другое.
Помимо перечисленныхвыше аспектов В.В. Колбанов и Г.В. Зайцев уделяют особое внимание природнымфакторам красоты и здоровья, способам формирования красивого и гармоническоготелосложения.
Различные подходык пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяет сделать вывод о том,что он объединяет все, что способствует выполнению человеком, профессиональных,общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражаеториентированность деятельности личности в направлении формирования, сохраненияи укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Проанализировавподходы к здоровому образу жизни, мы остановились на определении, которое далаЛ.И.Алешина – «ЗОЖ – это система индивидуальных проявлений личности(нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной,бытовой, общественной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающейприроде с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранениюсоответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личностив повседневной жизни и профессиональной деятельности».
Отсюда следует,что процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся будет эффективным приформировании у них здорового образа жизни на основе ценностно – мотивационных установокна здоровье. При этом правильное и осознанное отношение к своему здоровью становитсяпоказателем общей воспитанности личности.
К сожалению,в иерархии потребностей удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения,здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должностоять на первом месте т.е, должно стать первейшей потребностью. Особенно это касаетсяшкольников. Но школьники, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нетпотребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинаютощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная сраннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью,понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человекуПриродой.
Формирование здоровогообраза жизни – проблема комплексная.
Речь не можетидти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний.Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятиипринципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укрепление должны статьценностными мотивами поведения.
И именно школа,каждый педагог должен способствовать воспитанию у детей привычек, а затем ипотребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельныхрешений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В последнее времястали появляться публикации, направленные на исследование представлений о здоровомобразе жизни и мотивации к нему, но работ по изучению учителей начальных классовявно недостаточно. Учитель для младшего школьника является одним из наиболеезначимых взрослых, поэтому представления педагогов, их привычки. Система ценностейво многом определяет установку детей на ЗОЖ.
В связи свышеизложенным, целью настоящего исследования стало изучение представлений учителейначальных классов и студентов о здоровье, здоровом образе жизни и факторов, сним связанных. Всего было проанализировано 60 анкет учителей начальных классов- слушателей курсов повышения квалификации (в большинстве случаев имеющих высшееобразование: далее – учителя) и 210 анкет будущих учителей – студентов первого курсаотделения заочного обучения факультета начальных классов (далее — студенты).
Анкетированиеучителей проводилось во время лекции о здоровье, сохраняющих образовательных технологияхна курсах повышения квалификации в КК ИПК РО и студентов во время проведения семинаровв рамках курса «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней».
Висследовании была использована анкета, составленная О.С. Васильевой и Е.В.Журавлевой, в которой испытуемые должны были проанализировать 12 заданныххарактеристик здорового образа жизни, дать субъективную оценку по 10-балльнойшкале уровня реализованности здорового образа жизни в их жизнедеятельности. Участникиисследования также отвечали на вопросы: «Необходим ли здоровый образ жизни ипочему?» «Насколько эффективность жизни зависит от образа жизни?» «Что выделаете для повышения уровня своего здоровья?».
Приранжировании составляющих здорового образа жизни педагоги и студенты в первуюочередь отмечали отсутствие вредных привычек, полноценное и правильное питание,но меньше внимания уделяли занятиям спортом.
На первоеместо большинство учителей (25 % опрошенных) поставили «Вести осмысленнуюжизнь» (табл. 1). Вероятно, это связано с тем, что он был задан после варианта«Не вести беспорядочную половую жизнь» и противовес ему – «Вести осмысленнуюжизнь». Большинство студентов (28,5 %) на первое место поставили «Неупотреблять наркотики». Явное отражение бытующих представлений в студенческойсреде, возможно связанное, в том числе, с интенсивной антинаркотическойпропагандой. Но отношение к таким вредным привычкам, как курение и употреблениеалкоголя, не всегда отрицательное. Если у педагогов вариант ответа»не пить»связан с ЗОЖ (3-е место), то к курению учителя относятся более благосклонно.Студенты курение и употребление алкоголя слабо связывают с ЗОЖ – 8-9 местасоответственно
Гармоничныеотношения в семье больше волнуют студентов (9,5 %), чем у учителей (1,6 %).
Позитивноеотношение к себе, по мнению студентов, вообще не связанного со здоровым образомжизни. Учителя больше внимания уделяют позитивному отношение к себе (6-еместо). Но удивительно, что ни один педагог и все студенты – будущие педагоги,не считают, что доброжелательное отношение к другим людям связано со здоровымобразом жизни.
Самапроцедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизнирасширила представления респондентов о нем. Такого типа исследования выступаютеще и фактором формирования более полных представлений о здоровье и факторовего определяющих.
В иерархииценностей здоровье у всех участников исследования стоит на первом месте, семья– на 2-м (табл. 2). В этом проявляется понимание того, что семья – это источникподдержки и сил для любого человека.
В системепервое место традиционно занимает здоровье. Но выявилось противоречие: свозрастом ценность здоровья, по нашему мнению, должна возрастать в связи споявлением возрастных проблем со здоровьем. Здоровье же оказалось наиболеезначимо для каждого второго студента, и только около 40 % опрошенных педагоговпоставили здоровье, как ценность, на первое место.
По отношениюк семье мнения также совпали: практически каждый пятый опрошенный поставилсемью, как ценность, на первое место.
Уверенность всебе важна для 16,0 учителей, но не имеет значения для студентов. Для них болеезначимым является творчество – 3-е ранговое место.
Студентыоказались более стереотипными в выборе. Ценности, занявшие первые два места,выбрали трое из четырех опрошенных студентов, учителя – около 60 %.
Любовь имеетпервоочередное значение для 8,0 % студентов и 8,9 педагогов. Очевидно, с однойстороны, любовь для женщин, как ценность, менее значима (4-е место), с другой — 16 –я и любовь оказались слабо связанными друг с другом. На наш взгляд,выявлена особенность, которая требует дополнительных социально-психологическихисследований: семья как ценность значима практически для каждого пятогоопрошенного педагога и студента, но отношения в семье почти не основаны налюбви и слабо связаны со здоровьем.
Это может, понашему мнению, указывать на тенденцию к возрастанию индивидуалистических, вбольшей степени «западных» ценностей, к отходу от свойственной российской ментальностиобщинности, стремления к коллективизму, любовь ближнему. Но стремление кудовольствиям – «американизированная» ценность, менее значимо для российскихучителей и студентов. «Развлечение», как ценность, заняло 6-е ранговое место умолодых студентов и не имеет значения для педагогов.
Познание иразвитие мало значимы для учителей и будущих учителей – студентов. Эти ценностизаняли соответственно 5-е и 7-е место у педагогов и не значимы для студентов.Полученный результат согласуется с изучением готовности к саморазвитию учителейначальных классов, проведенной нами в городской гимназии. На вопрос «Хочу знатьсебя и могу совершенствоваться?» ответили утвердительно только 18,2 %опрошенных педагогов. «Хочу знать себя» — 63,6 %, «Не хочу знать себя» — 9,1 % и«Не могу измениться» — 36,4 % педагогов.
Очевидно,именно поэтому ценность «Образование» заняла 5-е и 6-е места соответственно устудентов и учителей.
Низкийрейтинг ценности «Интересная работа», как для учителей, так и для студентов,вероятно, отражает отношение к профессиональной работе как рутинной,неинтересной, но обязательной деятельности. Альтруизм не свойствен опрошеннымстудентам и счастье других не является для них первостепенной ценностью. Но этаценность значима для 3,6 % педагогов.
Материальнаяобеспеченность не является ценностью для учителей и только на 7-м месте устудентов. При этом творчество для педагогов и тем более для студентов,оказалось более значимым, чем материальная обеспеченность.
Удивительноединодушным оказалось безразличное отношение к дружбе и красоте. Ни один изопрошенных не поставил эти базовые для человека ценности на первое место.
Таблица1.Варианты ответов ранговые места Студенты Учителя % Место % Место Не пить 1,9 8 13,3 3 Не курить 1,4 9 3,3 7 Заниматься спортом 7,1 6 10,0 4 Питание 19,0 2 13,3 3 Не употреблять наркотики 28,5 1 16,6 2 Не вести беспорядочную половую жизнь 0,9 10 - - Вести осмысленную жизнь 14,2 3 25,0 1 Жить полноценной духовной жизнью 4,7 7 6,6 5 Позитивное отношение к себе - - 5,0 6 Доброжелательное отношение к другим людям - - - - Гармоничные отношения в семье 9,5 4 1,6 8 Саморазвитие, самосовершенствование 7,6 5 5,0 6
Таблица2Варианты ответов Студенты Учителя % Место % Место Образование 2,8 5 3,6 6 Здоровье 50,0 1 39,6 1 Семья 23,8 2 19,6 2 Дружба - - - - Красота - - - - Любовь 8,0 4 8,9 4 Познание - - 5,3 5 Развитие - - 1,8 7 Уверенность в себе - - 16,0 3 Творчество 9,5 3 3,6 6 Интересная работа 0,9 7 - - Материальная обеспеченность 0,9 7 - - Счастье других - - 3,6 6 Развлечение 1,4 6 - -
Такимобразом, ценность здоровья и зависимость от него качества жизни подчеркивает большинствоопрошенных, общая неуверенность учителей, снижает стремление к красоте исовершенству, снижает мотивацию к здоровому образу жизни. Осознание важностиздорового образа жизни для эффективности жизнедеятельности и самореализации накогнитивном уровне при весьма ограниченных стереотипных представлениях о нем и глубинныхнесформированных установках приводит к тому, что в большинстве случаев лишьэкстремальные ситуации могут побудить к реализации здорового образа жизни.Очевидно, это и является одной из причин проблем со здоровьем педагогов ибудущих учителей – студентов, а в последующем и у школьников.
3. Правильное питание какфактор здорового образа жизни
Питание издоровье. Когда человек молод, здоров, он меньше всего обращает внимание на сохранениесвоего здоровья. Есть очень хорошая мудрая пословица: «Что имеем – не храним,потеряем – плачем».
О здоровье влюбой возрастной период можно судить по способности организма нормальнофункционировать во внешней среде и при ее изменениях, сохранятьтрудоспособность. Наряду с субъективной оценкой здоровья существует переченьобъективных данных (т.е. результатов обследования), которые позволяют сделатьзаключение о состоянии здоровья.
Одним изфакторов этих данных является питание. При правильном рациональном питаниичеловек меньше подвергается заболеваниям легче с ними справляется. Рациональноепитание способствует и предупреждению преждевременного старения.
Неправильноепитание приводит к нарушению здоровья постепенно, но, как правило, однозначно.
Режим, ритм иэстетика питания. Человек должен знать, сколько калорий в день ему необходимо,каково среди этих калорий должно быть соотношение белков, жиров, углеводов,минеральных солей, сколько раз в день надо есть, каковы принципы составленияменю, не забывать об эстетике питания. У здоровых людей потребность в калорияхзависит от интенсивности труда (профессионального, домашнего), возраста,антропометрических данных.
Целесообразнопридерживаться определенного режима питания. Режим питания включает кратностьприема пищи, интервалы между приема пищи, распределение энергетической ценностисуточного рациона.
Большинствоспециалистов сходится на том, что наиболее целесообразным является 4-х разовоепитание, так как оно обеспечивает равномерную нагрузку пищеварительного трактаи полную обработку пищи.
Ритм питанияможет быть индивидуальным. Но необходимо помнить, что соблюдение ритма оченьважно. Организм имеет свои «биологические часы». ( В течение суток ритм всехжизненных процессов циклически меняется. Эти изменения отмечаются вдеятельности пищеварительных желез: в определенные часы они активизируются, вдругие затормаживаются. При их активизации испытывается чувство голода.Поэтому, когда человек принимает пищу в одно и то время, органы пищеварениярефлекторно начинают усиливать свою деятельность. При изменении времени приемапищи выделяющийся желудочный сок при не поступающей пищи и определенныхусловиях может повредить слизистую оболочку желудка.)
Процесспищеварения связан с биоритмами – безусловным рефлексом и временем принятияпищи человеком – условным рефлексом.
При слишкомбольших перерывах в приеме пищи в организме может развиться гипоглекмия, то естьзначительно уменьшается количество сахара в крови. Недостаточное егопоступление в головной мозг снижает работоспособность, могут появитьсясонливость и раздражительность. В связи с этим, формируя свой ритм питания,следует помнить, что после сна необходимо «завести» органы и системы организмапутем утренней гимнастики и гигиенических процедур, затем позавтракать.
Следуетобращать внимание и на пережевывание пищи. В последнее время, когда настольковырос темп жизни, многие продукты тщательно переработаны, все меньше работаютнаши челюсти. А ведь известно, что снижение этой активности способствуетразвитию ряда заболеваний десен зубов. Поэтому в рацион питания следуетвключать (морковь, яблоки и др.), продукты, активизирующие жевательную работу.
Немаловажноезначение имеет эстетика питания. Хорошо накрытый стол, не просто нарезанныепомидоры, огурцы и т.п., а умело украшенные зеленью, сметаной поднимаютнастроение, повышают аппетит. Нужно, чтобы все было красиво и с любовьюприготовлено – тогда и пища усваивается гораздо лучше
Пища, которуюследует избегать. Пол С. Брэгг в своей работе, которая называется «Формуласовершенство», так определяет значение питания: «Для счастливой жизни нуженспокойный ум, инструментом которого является мозг – физического тела. Невозможноиметь спокойный ум, если мозг испытывает недостаток питания … Мы то, что едим …Для того, чтобы избавиться от стресса и нервного напряжения, угрожающих нашейжизни, необходимо есть натуральные продукты, которые дают организму важныепитательные вещества, необходимые для создания сильного ума и сильного тела».
Центральнаянервная система создается и поддерживается пищей, которую мы едим. И когда мылишаем нашу ежедневную пищу витаминов и минеральных веществ, следовательно, мыослабляем центральную нервную систему.
Недостатоквитаминов приводит к нервозности, хронической усталости. И никакиеискусственные «возбудители» типа пилюль «бодрости», кофе, крепкого чая и т.п.не поддержат, а только истощат нашу нервную систему. И в результате людистановятся физически сломленными, страдающими от нервного истощения.
Обратимся опятьже к работе Поля С. Брэгга, чтобы посмотреть, какие продукты он рекомендуетисключить из рациона нашего питания, чтобы беспрепятственно создать мощнуюнервную систему.
Итак, пища, которойнужно избегать (по теории Брэгга):
· рафинированныйсахар и продукты, содержащие его (джем, желе, мармелад, мороженое, шербет,пирожное, кекс, торты, жевательные резинки, лимонад, пироги, печенья, фруктовыеконцентраты, засахаренные фрукты …);
· приправы– кетчуп, горчица, мясные и рыбные соусы, маринады и др.;
· насыщенныежирами продукты (как гидрогенизированное растительное масло, например. Излишкижиров оказывают пагубное влияние на сердце, печень …);
· сухиезлаки (например, кукурузные хлопья. Они полностью очищены, то есть, лишеныжизненной силы, и почти всегда в них есть соль, и сахар);
· маслоарахиса, содержащее гидрогенные масла;
· маргарин,гидрогенизированный;
· кофе– включая кофе, очищенной от кофеина. Это один из злейших врагов нервов. Этостимулятор. Не нужно пить даже слабый кофе, не нужно «подстегивать» свои нервы;
· чай,который содержит кофеин, теин, танин. Все они мощные стимуляторы нервнойсистемы;
· алкогольныенапитки – смертельный яд для нервной системы (когда у человека возникаетжелание выпить, это значит, что его нервам не хватает витамина В, кальция и др.питательных веществ … );
· копченаярыба и подобные продукты;
· табак– в любом виде – смертельный яд для нервов. И сигареты, и сигары, и простонюхательный табак;
· свежеесвинина и продукты из нее;
· копченоемясо – ветчина, бекон, колбасы;
· закусочноемясо – к нему относятся сосиски, солонина, продукты, содержащие нитраты илиазотистый натрий;
· сушеныефрукты, которые содержат сильные химические вещества;
· консервированныесупы.
Вот такойсписок. И очень хорошо продуманный, не правда ли?
Брэгг незапрещает, но советует. И советы его разумны. Многие специалисты в своихработах говорят о том, что вредно обилие мучного, жареного, копченого. А уж овреде и разрушающей силе алкоголя, табака давно известно всем.
Пища, котораянеобходима. Зато другой перечень продуктов, важных для организма, каксодержащих в себе кальций …
Кальций вправильных пропорциях дает нам крепкие зубы, сильные кости, стальные нервы,упругие мускулы, эластичную кожу, четкое сердцебиение, прямую осанку, быстрыйум и здоровые внутренние органы. Если уровень кальция в крови падает, мы, люди,можем стать раздражительными, часто впадать в депрессию. Кальций помогаетрегулировать, контролировать наше здоровье создать личность.
Кальцийнеобходим для функционирования нервов. Это минеральное вещество помогаетпередавать импульсы от одной части тела к другой. Недостаток кальция выражаетсяв остановке роста, разрушения зубов, хрупкости костей, может привести к судорогами конвульсиям, сердечной недостаточности и медленному пульсу.
А теперьприведем перечень продуктов, богатых кальцием и необходимых нам, по мнениюБрэгга. Пища, богатая кальцием:
· миндаль,очищенный;
· бобовые– сваренные бобы (соевые), зеленые бобы;
· свекла;
· сыры– козий, овечий, любой натуральный, полученный естественным путем;
· зеленьовощей – свекольная ботва, зелень одуванчика, салат-латук, кресс-салат, зеленьгорчицы и др.;
· молоко– козье сырое, сухое;
· цельнаязерновая мука.
Как, когда исколько есть? В результате многочисленных наблюдений было установлено, чтоочень большое значение на усваивание пищи оказывает атмосфера за столом вовремя трапезы и пережевывания пищи.
В частности,Герберт Шелтон (американский врач, известный диетолог, популяризатор иэнтузиаст натуропатии) уточняет, что нельзя принимать пищу до или сразу после работы,когда человек замерз или перегрелся, устал, озабочен, полон страха или гнева,при лихорадке, боли, когда нет чувства голода.
Усталому человекунеобходим отдых, по крайней мере, в течение 10 минут: его желудок все равно несможет нормально переварить пищу.
Такимобразом, к трапезе следует сознательно подготовиться и сесть за стол, оставиввсе свои тревоги и проблемы за порогом комнаты. Беда людей Запада, говорятпопуляризаторы йоги, что они едят слишком быстро, плохо пережевывая пищу, а«неполное сгорание топлива ведет к износу машины прежде времени».
Тщательноесмачивание пищи слюной и размельчение необходимы, чтобы легкоранимые стенкижелудка не травмировались, легче справлялись со своей работой. У детей, которыхс раннего возраста приучили тщательно пережевывать пищу, — крепкие зубы ихорошее здоровье. Каждый кусок тщательно жевать не менее тридцати раз, и приэтом обеими сторонами рта.
Жидкая пищатоже требует обработки слюной, как и твердая, о чем хорошо знают дегустаторычая и вин. Полости рта, богато снабженная вкусовыми рецепторами, обладаетспособностью оберегать организм и от последствий неправильного питания и отвредных излишеств.
Такимобразом, если вернуть себе утраченную способность к достаточному пережевываниюпищи, то будет достигнута полное ее сбережение. Пережевывание пищи до степени непроизвольногоглотания – это основное требование.
Как строитсярацион питания. Выше упомянутый Герберт Шелтон в своей книге «Правильноесочетание пищевых продуктов» предупреждает:
«Природныесочетания белков, жиров и крахмалов (например, молоко, крупы, сливки, хлеб)нетрудны для переваривания, но допустимы случайные сочетания хлеб – мясо, хлеб– яйца, каша – яйца, картофель – мясо, каша – молоко, хлеб – ветчина и т.п.
Желудок поразному реагирует на крахмалистую пищу и белковую. Перовые стадии перевариваниякрахмалов и белков происходят как бы в противоположных средах: одни требуют щелочнойсреды, а другие кислой.
Из этого следует,что белковую пищу (мясо всех видов, птица, рыба, яйца, творог, сыр, молоко,орехи) и крахмалистую пищу (хлеб и все изделия из муки, каша картофель) нужно естьв разное время отдельно друг от друга.
Приведем несколькосоветов, сформулированность их так же принадлежит Шелтону. Это не указ, а советыразумны. Достаточно каждому взглянуть на себя со стороны, пересмотреть свой рацион– и люди смогут увидеть эту мудрость.
1. Охлажденныенапитки, мороженое и т.п. вредны тем, что замедляют и даже прекращают действие пепсина.
2. Хлебс маслом – благоприятное сочетание, а следовательно, и кашщи и картофель слюбыми жирами.
3. Молокоследует употреблять отдельно от всякой другой пищи.
4. Цветнаякапуста, морковь, свекла, тыква и другие продукты, содержащие крахмал, хорошо сочетаютсясо всякой крахмалистой пищей (как добавка к ней).
5. Дынии арбузы едят отдельно от всякой другой пищи. То же относится и к фруктам.
А когдаследует кушать. На вопрос «Когда есть?» все диетологи натуропатическогонаправления в медицине отвечают однозначно: садиться за стол только припроявлении чувства естественного голода, но не аппетита. Эти два чувства надоуметь различать.
Голод – этоголос природы, говорящий нам, что организму нужна пища. Другого указания на то,когда есть, не существует.
Аппетит — этопривычка и практика, которые определяются наступлением установленного времени,видом, вкусом, запахом, приправой или даже одной мыслью о той или иной еде.
Голодныйчеловек может съесть с удовольствиемдаже сухую корочку хлеба; то же, ктоподчиняется своему аппетиту, должен съедать пищу, обработанную и приправленную,чтобы удовлетвориться ею. Такое питание ведет к излишествам и ожирению. Естьлюди, которые едят постоянно и всегда «голодны». Они ошибочно принимают сильноевозбуждение желудка за голод. Такое состояние называется проявлениемхронического гастроневроза, а совсем не нормальной потребностью в пище.подчасголод удовлетворяется куда быстрее, чем аппетит.
Подытожитьвыше сказанное можно следующим образом: при естественном голоде любая пищавоспринимается с удовольствием, а аппетит требует определенной еды, которая вданное время кажется наиболее привлекательной.
То жеговорили и древние йоги времени Авиценны: «Нельзя есть, пока не появится настоящийголод и не захочется пить. Настоящий голод появляется спустя продолжительноевремя после последнего прием пищи, когда кишечник освободится от газов».
Правильноепитание, сбалансированная диета, включающая достаточное количество «живойклетки», фруктов и овощей, возвращает людям способность ощущать здоровыйестественный голод. Сам собой установится тогда и необходимый для организмаритм питания.
Потребностьесть часто – болезненное явление, быстро исчезающее при сокращении числаприемов пищи. Одновременно исчезает и ряд недомоганий. Многие наблюденияпоказывают оздоровляющее влияние больших промежутков между приемами пищи.
Три правилапитания. М. Бирнер-Беннер (врач из Цюриха, разработавший в фундаментальном труде«Основы лечения на началах энергетики», (изданного в России в 1914 г.) теорию ипрактику естественного питания, при котором каждый прием пищи дает организмунеобходимый энергетический потенциал) сформулировал 3 основные правила питания,которые должен соблюдать каждый человек – и больной, и здоровый:
1. Естьмедленно и тщательно пережевывать пищу.
2. Приниматьпищу только три раза в течение суток.
3. Прекращатьеду до наступления чувства полного насыщения.
О первомправиле (пережевывание пищи) уже говорилось ранее. Что касается второго, толюди привыкли к такой форме питания, что совпадает с установившимся у насритмом жизни, работы. Но, поскольку, как считают все натуропаты, настоящийголод не создается ночным отдыхом, то утренний прием пищи должен быть самымлегким – фрукты, соки, напитки из шиповника или сухих трав, ячменя, а такжесалаты из свежих овощей и фруктов.
Дневноепитание должно быть умеренным, а вот на вечер, конечно,, за несколько часов досна, также не следует оставлять тяжелую пищу, чтобы позволить организмуотдохнуть за ночь. Пищеварение — сложнейший процесс, состоящий из несколькихосновных фаз, он требует от организма значительного напряжения сил.
Возникает ещеодин вопрос: в каких случаях нельзя принимать пищу? На него диетологи отвечают:не следует принимать пищу при болях, умственном перенапряжении, физическомнедомогании (даже дискомфорте), при повышенной температуре. Практика«откармливания», чтобы якобы их поднять, признана губительной. Больной недолжен принимать пищу, пока температура не станет нормальной и не появитсячувство голода. Ограничение в еде, разумеется, не касается питья.
А переедание(третье правило) снижает энергию и одновременно отравляет организм.
Следуетпомнить, что насыщение приходит примерно спустя 30 минут после выхода из-застола.
Такимобразом, правильно питаться необходимо в любом возрасте. Почему? В основежизнедеятельности организма человека лежит непрерывный обмен веществ междуорганизмом и средой. Организм поддерживает свой гомеостаз, то есть состояниеустойчивого равновесия всех его органов и систем с окружающей средой, регулярнопотребляя определенное количество белков, жиров, углеводов, воды, минеральныхсолей. От количества и качества введенных веществ – интенсивность обновлениясистем, органов и клеток организма, их нормальное функционирование. Еслиорганизму не хватает определенных ингредиентов, он начинает расходоватьсобственные. Если же в организм их поступает избыток, то начинает откладыватьсяжировые запасы. Кроме того, с пищей в организм поступать могут и вредные длянего вещества.
4. Вредные привычки
Любознательностьявляется одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило,проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательныхнаклонностей.
Молодые люди,чаще подростки, пробуют употреблять наркотики в первую очередь с познавательнойцелью, чтобы испытать их действие на себе.
Подавляющее большинствоподростков знакомятся с наркотиками (алкоголь, курение, каннабис – марихуана,киф, гашиш) в компании своих сверстников или старших по возрасту и опыту людей,имеющих уже так называемую лекарственную зависимость.
Подростокпробует какой-то препарат или курит травку, находясь под воздействиемодурманивающего действия и психологии «стадного чувства», постепенновтягивается в этот процесс. И после 3 — 4-го раза он ощущает тягу к препарату инезависимо от своей воли ищет возможность вновь и вновь ощутить этонеестественное состояние души и тела.
В настоящеевремя в Росси проблема наркомании и токсикомании является одной из актуальных.По данным центральной прессы и компетентных органов, считается, что больных,зависимых от наркотических веществ, у нас около 20-24 %, то есть. В каждойчетвертой семье знают на себе действие наркотиков. По образному выражениюспециалистов – «… Россия посажена на иглу … и происходит мучительная ломка».
За последние20 лет препараты опия и других наркотических веществ, включая героин,употребляют молодые люди Великобритании, Франции, Ирана, Швеции и других стран.
Основной внастоящее время особенностью считается то, что употребляют наркотическиесредства дети и подростки, принадлежащие к привилегированным группам, а нетолько выходцы из семей с низким социально-экономическим положением, групприска, как их иногда именуют, куда относятся неполные семьи, семьи алкоголиков,наркоманов, имеющих генетические отклонения и дефекты в воспитании.
Курение издоровье
Доказано, чтокурение играет большую роль в развитии многих заболеваний, основными их которыхявляются: ишемическая болезнь сердца, рак легкого, хронический бронхит иэмфизема. Кроме этих болезней, часто вызывающих смерть, курение приводит кстойкой нетрудоспособности в результате болезней сердца, сосудов и органов,расположенных в грудной клетке.
Воздействиекурения на здоровье человека определяется индивидуальными особенностями каждогокурильщика. Последствия курения вредны, но появляются они через много лет,поэтому связь с этой вредной привычкой не является очевидной. Об этом говорятклинические наблюдения. Вот данные экспертов ВОЗ:
— смертностьсреди курящих сигареты приблизительно на 30-80 % больше, чем среди некурящих;
— смертностьвозрастает с увеличением количества выкуриваемых сигарет;
— смертностьсреди курящих пропорционально выше среди лиц в возрасте 45-55 лет, чем средиболее молодых или пожилых людей;
— смертностьвыше среди людей, начавших курить в молодом возрасте (см. табл. 3,подтверждающую этот факт);
— смертностьвыше среди тех курящих сигареты, кто затягивается дымом;
— смертностьсреди бросивших курить ниже, чем среди тех, кто продолжает курить;
— курильщикитрубок или сигарет в целом умирают не чаще, чем некурящие, так как они курятумеренно, не затягиваются;
— среди тех,кто курит часто или затягивается, показатель смертности на 20-40 % выше, чемсреди некурящих.
Таблица 3. Коэффициентсмертности в зависимости от времени начала курения и числа выкуриваемых сигарет(по данным ООН)
Время начала курения
(возраст в годах) Число сигарет в сутки 1-9 10-20 21-39 40 и более Все курильщики 1 2 3 4 5 6
Ветераны США:
до 20 лет 1,60 1,89 2,16 2,45 1,98 20-24 лет 1,40 1,72 1,87 2,23 1,72 25 и старше 1,15 1,50 1,47 1,11 1,39
Мужчины в 25 штатах:
до 15 лет 1,79 2,23 2,21 2,15 2,17 15-19 лет 1,75 1,83 2,01 2,38 1,99 20-24 лет 1,25 1,52 1,62 1,93 1,58 25 и старше 1,03 1,36 1,45 1,56 1,34
Подросток иалкоголь. Алкоголизм среди подростков – или, как говорят специалисты, «раннимпагубным пристрастием к алкоголю» — сегодня никого не удивишь. Но что это –болезнь или антиобщественная форма поведения? Реакция на нестабильную ситуациюв семье, протест против существующих норм и правил – или просто стремление кконтакту со сверстниками, возможность отвлечься от неприятных переживаний?
Обычноеалкогольное опьянение у подростков проявляется в большей активности, в подъеменастроения и стремлении на улицу – к сверстникам. Серьезных последствий моглобы не быть, если бы не подростковое любопытство, которое толкает к новымощущениям. И если «веселье» продолжится, за последствия ручаться нельзя. Вместоэйфории настроение становится злобно-тоскливым, всплывают в памяти давние обиды,появляется стремление «разрядиться» на окружающих – подростки затевают ссоры,драки. В клинические признаки стадий раннего алкоголизма входят индивидуальнаяпсихическая зависимость от алкоголя. Исчезновение защитного рвотного рефлекса,потеря ситуационного контроля и отсутствие аппетита по утрам. Причем в процессеразвития раннего алкоголизма происходит изменение «ассортимента» предпочитаемыхспиртных напитков: переход от пива и вин к водке, добавление к спиртному транквилизаторов.
Как спастиподростка, уже всерьез «увлекшегося» спиртным? Индивидуальнаяэмоционально-стрессовая психотерапия, различные формы «кодирования» несутопределенную нагрузку. В основе психотерапии лежит комплекс запретительных мер,нацеленных на выработку у пациента опасения неминуемых тяжких расстройствздоровья в случае возвращения к спиртному. Но срабатывает этот метод не всегда.
Сейчасколичество преступлений, совершаемых подростками в возрасте 14-15 лет, превышаетколичество самих подростков – и эта статистика заставляет нас задуматься онашем будущем, о будущем тех детей, за воспитание которых мы несемответственность.
Заключение
Вопрос,связанный со здоровьем, стоит на одном из первых мест в жизни каждого, и почтидля каждого эта проблема – нерешенный вопрос. Очень часто мы полагаем, чтоздоровье, благополучие, счастье обеспечат нам другие – родители, государство,врач, учитель, экстрасенс. Но человек может и должен позаботиться о себе сам.Наше здоровье – в наших руках. Эту простую истину должен понять каждый.
Поняв это,нужно попытаться вернуться к той гармонии со всеми природными силами, которуючеловек теряет с развитием цивилизации. И, в конце концов, цивилизованный образжизни должен стать синонимом здорового образа жизни. Необходимо искоренятьневежество в области здоровья нашего собственного организма. Важно вооружитьсязнаниями и умениями и прислушиваться к себе.
Здоровье –бесценный дар, который преподносит природа. Разве можно без него жизнь бытьинтересной и счастливой? Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту,забывая. Что потерять здоровье легко, а вот восстановить его очень трудно.
Скольколюдей, утратив здоровье и приобретя «комплект» всевозможных болезней,набрасываются на модные лекарства и ждут мгновенного исцеления. А облегчение неприходит. Они продолжают глотать порошки, таблетки, микстуры и не хотятзадуматься, в чем же причина болезни, почему утрачена бодрость, ловкость, сила.Ответ на эти вопросы зачастую очень прост. Всему виной неправильный образжизни, который они вели раньше и продолжают вести до сих пор.
Список использованнойлитературы
1. Алешина Л.И. Формированиемотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональнойподготовки: дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 1999.
2. Васильева О.С., ЖуравлеваЕ.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация //Школа здоровья. – 1999. – № 2. – С. 23-31.
3. Вольфович А.С. Подготовкабудущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образжизни: автореф. дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2002.
4. Воскресенский Б.А. Здоровыйобраз жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. — М., 1987. — С. 39.
5. Гуров В.А. Здоровый образжизни: научные представления и реальная ситуация //Валеология. – 2006. — № 1. –С. 53.
6. Дубровский В.И. Валеология:здоровый образ жизни. – М., 1999. – 860 с.
7. Колбанов В.В., ЗайцевГ.К. Валеология в школе: метод. пособие. – СПб., 1992.
8. Марков В.В. Основаздорового образа жизни профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
9. Медведев Л.Н. Окружающаясреда и здоровье: учебное пособие по экологии человека для вузов. – Красноярск,2003.
10. Попов С.В. Валеология вшколе и дома. – СПб., 1997.
11. Халимова З.Р. Воспитаниегигиенических навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие. –Сибай, 1999.
12. Чарлтон Э. Основныепринципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. — № 2.– С. 3-14.
13. Чораян О.Г. Нормаздоровья, проблемы, подходы к решению // Валеология. – 1996. — № 1. – С. 51.
14. Чумаков Б.Н. Валеология:учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общество России, 2000. – 407с.
15. Яковлева М. Подросток иалкоголь // Истоки. – 2005. — № 48. – С. 14.