Реферат по предмету "Психология"


Исследование памяти школьников

Исследование памятишкольников


1. Объект,программа и методика исследований
школьник памятькратковременный образный
1.1 Объекти программа исследований
С давнихвремен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своейпамяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако,как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычнооканчивалась поражением для человека. Так было начиная от первых пещерныхпоселений. Так есть и сегодня, потому что очень сложно возбудить те клетки корымозга, которые когда-либо получили информацию, но с трудом дают возможностьвоспроизвести ее вновь.
Во всехумственных занятиях, даже во многих профессиях, чувствуется необходимостьвверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания.Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудови, часто бесполезных, усилий.
В частномслучае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своимитоварищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалыучителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздоменьшим трудом.
Американскиеученые считают, что человек за свою жизнь может точно воспроизвести лишь 5%того, что он узнал примерно за 50–60 лет своей жизни. Если же говорить обинформации не совсем точной и полной, а о частичной, то человек может вспомнитьдо 35% событий, фактов, размышлений.
Объектомисследования являлись виды памяти школьников г. Гомеля.
Цель: Исследованиеразличных видов памяти у школьников г. Гомеля.
Программаисследования включает в себя решение следующих задач:
−подготовка литературного обзора по памяти и вниманию;
−изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля;
−изучение зависимости развития памяти от пола и возраста в учебное и летнеевремя;
– изучениезависимости памяти от внимания.
1.2Методика исследований
В ходеисследования было использовано четыре вида тестов для определения:
– объемакратковременной памяти;
– объема образнойкратковременной памяти;
– возможностипамяти при разных способах запоминания;
– объемавнимания.
Выявлениеобъема кратковременной памяти.
В течение 1минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из 25 слов. Затем втечение 5 минут записывает все слова, которые ему удалось запомнить в любомпорядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец,радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм,аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция,вертолет.
Каждое слова1 балл. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памятииспытуемого (таблица 1).
Таблица 1 –Определение характеристик объема памятиЧисло баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объем памяти низкий 7–12 Объем памяти чуть ниже среднего 13–17 Объем памяти хороший 18–21 Объем кратковременной памяти отличный Свыше 22 Память феноменальна
Определениеобъема образной кратковременной памяти.
Испытуемомупредлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов изпредъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвестизапомнившееся (записать или нарисовать). В качестве единицы объема памятипринимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ).
Тест,используемый для определения объема образной памяти представлен на рисунке 1. По сумме баловопределяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 2).
/>
Рисунок 1 –Тест для определения объема образной памяти
Таблица 2 –Определение характеристик объема образной памятиЧисло баллов Характеристика памяти 5 и меньше Объем кратковременной памяти ниже нормы Свыше 6 Объем кратковременной памяти в норме
Определениеобъема памяти при механическом и логическом запоминании.
Исследовательзачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 миниспытуемый записывает названные слова. Через 3–4 мин экспериментатор вновьзачитывает испытуемому ряд слов и механического ряда. Через 1 миниспытуемый записывает названные слова.
Слова длялогического запоминания – сон, умывание, завтрак, дорога, университет, пара,звонок, перерыв, зачет, дискотека.
Слова длямеханического запоминания – квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба,слон, угол, вода, шлейф.
В результатесравнивается какой из способов запоминания преобладает.
Определениеобъема внимания.
Испытуемомудают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны»числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания – 101, 102,103 и т.д. Работу начинать по команде экспериментатора».
Дляопределения объема внимания использовался тест представленный на рисунке 2. Дляоценки показателей объема внимания использовалась таблица 3.112 105 117 126 102 123 122 127 109 119 131 108 107 115 134 124 104 116 132 136 101 111 135 128 118 129 114 130 133 120 103 110 121 125 113 106
Рисунок 2 –Тест для определения объема внимания
Объемвнимания определяется по формуле:

B = 648 / t,
где B – объем внимания,
t – время работы всекундах.
Таблица 3 –Оценка показателей объема вниманияПоказатель объема внимания Оценка показателя Более 6 Высокий 4–6 Средний Менее 4 Низкий

2. Результатыисследования и их обсуждение
Исследованиепроводилось на в СОШ №122 г. Гомеля. В качестве испытуемых выступалишкольники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, изних 75 юношей и 75 девушек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видампамяти, полу, возрасту в учебное время и во время каникул.
Дополнительнобыл проведен у 40 школьников (20 девушек и 20 парней) тест на определениеобъема внимания.
2.1 Объемкратковременной памяти и внимания у школьников
Дляпредставления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников насегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3).
/>
Рисунок 3 –Показатели объема кратковременной памяти
Из диаграммывидно, что у большей половины (57%) школьников объем кратковременной памятиниже среднего. На втором месте (31%) объем памяти хороший. Объем памяти низкий,отличный и феноменальную память имеют 5%, 6% и 1% школьников соответственно.
Дляобъяснения данной ситуации необходимо проанализировать показатели объемавнимания у этих же школьников, представленные в виде диаграммы (рис. 4).
/>
Рисунок 4 –Показатели объема внимания у школьников
Из диаграммывидно, что объем внимания почти у всех школьников низкий (48%) и средний (49%).Высокий объем внимания всего лишь у 3% школьников.
Для изучениясоотношения объемов кратковременной памяти у школьников в зависимости от ихпола данные представлены в виде диаграммы (рис. 5).
Из диаграммывидно, что как у парней, так и у девушек преобладает объем кратковременнойпамяти ниже среднего, но парней с данным объемом памяти на 1,3% больше, чемдевушек.
На второмместе так же как у парней, так и у девушек объем кратковременной памятихороший, но девушек с данным объемом памяти на 2,7% больше, чем парней.

/>
Рисунок 5 –Показатели объема кратковременной памяти в зависимости от пола
У парней натретьем месте объем кратковременной памяти низкий, что на 4,1% больше, чем удевушек. А у девушек на третьем месте объем кратковременной памяти отличный,что на 3,4% больше, чем у парней.
Проанализировавполученные данные можно сделать вывод, что у девушек кратковременная памятьлучше, чем у парней. Но, несмотря на это, единичный случай с феноменальнойпамятью был отмечен у парня.
Даннуюситуацию можно прокомментировать, проанализировав показатели объема внимания удевушек и парней, представленных в виде диаграммы (рис. 6).
Как видно издиаграммы, у парней преобладает низкий объем внимания (60%), что на 25% больше,чем у девушек. В отличие от парней, у девушек преобладает средний объемвнимания (65%), что на 30% больше, чем у парней. Однако высокий объем вниманиябыл выявлен только у парней (5%). Следовательно, полученные данные по уровнювнимания у школьников полностью объясняют соотношение объемов кратковременнойпамяти у девушек и парней.

/>
Рисунок 6 –Показатели объема внимания в зависимости от пола
Для анализаобъема кратковременной памяти у школьников в зависимости не только от пола, нои от возраста, данные представлены в виде графика (рис. 7). Для построенияданного графика были использованы моды.
/>
Рисунок 7 –Объем кратковременной памяти у юношей и девушек в зависимости от возраста: 1 –объем кратковременной памяти низкий; 2 – объем кратковременной памяти нижесреднего; 3 – объем кратковременной памяти хороший; 4 – объем кратковременнойпамяти отличный; 5 – память феноменальна

Из графикавидно, что в возрасте от 13 до 18 лет у школьников преобладает низкий объемкратковременной памяти и только в 15-летнем возрасте у большинства девушек и в16-летнем возрасте у большинства парней объем кратковременной памяти хороший.
Объяснитьсложившуюся ситуацию можно, проанализировав показатели объема внимания ушкольников в зависимости от пола, представленные в таблице 4.
Таблица 4 –Показатели объема внимания у школьников в зависимости от возрастаОценка показателя Пол Возраст, лет 13 14 15 16 17 18 Высокий М, % – – – 20 – – Ж, % – – – – – – Средний М, % – – 60 40 67 33 Ж, % – 33 100 100 60 50 Низкий М, % 100 100 40 40 33 67 Ж, % 100 67 – – 40 50
Обработавстатистические данные представленные в таблице 1, проанализировали объемвнимания у школьников в зависимости от пола.
В 13-летнемвозрасте объем внимания как у парней так и у девушек низкий. В 14 лет у всехпарней объем внимания остается на низком уровне, а у 33% девушек объем вниманияулучшается с низкого до среднего уровня. К 15 годам уже у всех девушек и у 60%парней средний объем внимания. В 16 лет у девушек объем внимания остается насреднем уровне, а у парней внимание продолжает улучшаться (20% с высокимобъемом внимания, 40% со средним объемом внимания и 40% с низким объемомвнимания). В 17-летнем возрасте объем внимания как у парней так и у девушекначинает уменьшаться. В этом возрасте со средним вниманием только 60% девушек,а остальные 40% девушек имеют низкий объем внимания. Среди парней 67% сосредним объемом внимания и оставшиеся 33% с низким объемом внимания. В 18 летвнимание как у парней так и у девушек продолжает ухудшаться: 50% девушек сосредним и 50% с низким объемом внимания, 33% парней со средним и 77% с низкимобъемом внимания. Таким образом можно сделать вывод, что у девушек внимание с13 до 15 лет улучшается, а с 17 лет начинает ухудшаться. У парней вниманиеулучшается с 13 до 16 лет, а с 17 лет так же начинает ухудшаться.Следовательно, у девушек наибольший объем внимания в 15–16 лет, а у парней – в16 лет.
Показателиобъема кратковременной памяти у школьников в учебное и летнее времяпредоставлены на рисунке 8.
/>
Рисунок 8 –Объем кратковременной памяти в учебное и летнее время у школьников
И в учебное ив летнее время у школьников преобладает объем кратковременной памяти нижесреднего (в учебное время 58%, а во время каникул 56%). На втором месте как вучебное так и в летнее время хороший объем кратковременной памяти (в учебноевремя 33%, а во время каникул 26%). Низкий объем кратковременной памяти вучебное время у 4% школьников, а во время каникул – у 8%. Отличный объемкратковременной памяти в учебное время у 4% школьников, а во время каникул – у10%.
Летом на 4%больше школьников с низким объемом кратковременной памяти, так как у подростковво время каникул нет постоянных тренировок памяти. В учебное время на 7% большешкольников с хорошим объемом кратковременной памяти, чем летом, а летом на 6%больше школьников с отличным объемом кратковременной памяти, так как подросткис хорошо развитой памятью летом отдохнувшие, бодрые.
2.2 Объемобразной кратковременной памяти у школьников
Для анализаобъема образной кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данныепредставлены в виде диаграммы (рис. 9).
/>
Рисунок 9 –Показатели объема образной кратковременной памяти
Из диаграммывидно, что почти у всех школьников (99%) объем образной кратковременной памятив норме, что подтверждает литературные данные.
Проанализировавполученные данные, представленные на рисунке 7, можно сделать вывод, что впроцессе обучения преподавателю необходимо больший упор делать именно наобразную память школьников.

2.3Логический и механический способы запоминания у школьников
На рисунке 10представлены данные по распределению различных способов запоминания у девушек июношей.
/>
Рисунок 10 –Распределение различных способов запоминания у юношей и девушек
Из диаграммывидно, что как у девушек, так и у юношей логический способ запоминанияпреобладает над механическим (у 76% девушек и у 64% юношей). Преобладаниемеханического способа запоминания над логическим у 21% юношей и 13% девушек.Равенство логического и механического запоминания у 15% юношей и 11% девушек.
Проанализировавполученные данные, можно сделать вывод, что девушек с логическим способомзапоминания на 12% больше, чем юношей. Следовательно, у девушек этот способзапоминания развит лучше, чем у юношей.

/>
Рисунок 11 –Распределение различных способов запоминания по возрасту
Анализируяданные представленные на рисунке 11, можно сделать вывод, что с возрастомухудшается механическое запоминания и улучшается логическое. В 13-летнемвозрасте у 43% школьников логическое запоминание преобладает над механическим,у 18% школьников равенство логического и механического способов запоминания и у39% школьников механическое запоминание преобладает над логическим. В 14 лет у57% школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 13% –равенство логического и механического способов запоминания и у 30% –преобладание механического способа запоминания. К 15 годам у 87% школьниковлогическое запоминание преобладает над механическим, у 5% – равенствологического и механического способов запоминания и всего лишь у 8% школьниковпреобладание механического запоминания. В 16 лет у 64% школьников преобладаетлогический способ запоминания, у 29% – равенство логического и механическогозапоминания и у 7% – преобладание механического запоминания. К 17 годам спреобладанием логического способа запоминания над механическим 88% школьников ивсего лишь 8% – с равенством логического и механического способов запоминания и4% – с преобладанием механического запоминания. В 18-летнем возрасте 79%школьников с преобладанием логического запоминания, 14% – с равенствомлогического и механического запоминания и 7% – с преобладанием механическогозапоминания.
Таблица 5 –Распределение различных способов запоминания по полу и возрастуПоказатели Пол Возраст, лет 13 14 15 16 17 18 Преобладание логического запоминания М, % 47 50 76 75 80 67 Ж, % 36,5 62,5 95 50 94 100 Равенство логического и механического запоминания М, % 18 14 12 12,5 10 22 Ж, % 18 12,5 – 50 6 – Преобладание механического запоминания М, % 35 36 12 12,5 10 11 Ж, % 45,5 25 5 – – – Всего М, % 100 100 100 100 100 100 Ж, % 100 100 100 100 100 100
Анализируяполученные данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод, что удевушек логический способ запоминания развивается быстрее, чем у юношей. В 13-летнемвозрасте у юношей преобладает логический способ запоминания над механическим(логический способ запоминания – 47% юношей, механический способ запоминания –35% юношей). А у девушек в данном возрасте преобладает механический способзапоминания (логический способ запоминания – 36,5% девушек, механический способзапоминания – 45,5% девушек). В 14 лет 50% юношей с преобладанием логическогоспособа запоминания, 14% – с равенством логического и механического запоминанияи 36% – с преобладанием механического способа запоминания. У девушек в этомвозрасте интенсивно развивается логический способ запоминания и составляет 62,5%девушек. С преобладанием механического способа запоминания над логическим 25%девушек. В 15 лет 76% юношей с преобладанием логического способа запоминания, 12%– с равенством логического и механического способов запоминания и 12% – спреобладанием механического способа запоминания. У девушек продолжаетинтенсивно развиваться логический способ запоминания и в этом возрасте ужесоставляет 95% девушек. И только у 5% девушек преобладает механический способзапоминания над логическим. К 16 годам 76% юношей с преобладанием логическогоспособа запоминания и 12,5% – с преобладанием механического способазапоминания. У девушек к 16 годам 50% – с преобладанием логического способазапоминания и 50% – с равенством логического и механического способовзапоминания. В 17 лет у 70% юношей логический способ запоминания преобладаетнад механическим и всего лишь у 10% юношей преобладает механический способзапоминания. В данном возрасте 94% девушек с преобладанием логического способазапоминания над механическим и 6% девушек с равенством логического и механическогоспособов запоминания. К 18 годам 67% юношей с преобладанием логического способазапоминания, 22% – с равенством логического и механического запоминания и 11%юношей с преобладанием механического способа запоминания. У всех девушек к 18годам логический способ запоминания преобладает над механическим.
2.4Рекомендации по улучшению памяти
Информациятолько тогда закрепляется в долговременном хранилище, когда она пройдетпредварительную обработку в регистрах оперативной памяти и кратковременногохранилища. Существенной особенностью обрабатывающих регистров являетсявозможность обрабатывать одновременно только 7±2 единиц информации.
Объем памятине зависит от количества единиц информации, а зависит от уровняперекодирования. Человек, владеющий технологией перекодирования, можетзапоминать много и быстро.
Единицаинформации может укрупняться как на образном, так и на логическом уровне спомощью внутреннего или внешнего связывания.
Перекодированиедо уровня предложения осуществляется легко и естественно. Однако дальнейшееповышение уровня перекодирования требует навыков работы с образной и логическойпамятью. А навыки не даются без систематической тренировки.
Если читаешьтекст с установкой запомнить подробно, то вчитываешься в каждое слово. Притаком характере чтения в качестве единицы информации чаще выступает слово,которых может оказаться огромное количество. Так как регистр оперативной памятиможет обрабатывать одновременно только 7 единиц информации, то необходимоукрупнить единицу информации до уровня предложения. Для этого требуется увидетьсодержание предложения целиком, в одной «картинке».
Если каждомупредложению соответствует своя «картинка», ТОО запоминание происходит на уровнепредложения. Если предложений также относительно много, то необходимо выходитьна более высокий уровень перекодирования – на уровень смыслового куска. Приэтом каждое последующее предложение накладывается на предыдущее до тех пор,пока характер «картинки» не изменится.
Если характер«картинки» изменился, то следует остановиться и закончить формирование единицыинформации. Полученную «картинку» представляем целиком и держим ее ввоображении 5 – 20 секунд, чтобы она закрепилась в кратковременном хранилище.
В воображенииможет происходить что угодно: размеры изменяются, пространство искривляется,предметы и явления предстают в фантастическом виде. Изображение может оказатьсянедостаточно отчетливым: размытым или серым, будто в сумерках. По меретренировок нужно стремиться, чтобы изображение становилось все болееотчетливым.
В концезапоминания текста сканируем (просматриваем в воображении быстрым скользкимвзглядом) все единицы информации по порядку. После этого достаточно произнестипро себя название логического куска, как тут же оживает стоящий за ним образ.
Приемобразного группирования укрепляет единицу информации, уменьшает их количество,резко увеличивая объем памяти. Одновременно с образным группированиемосуществляется умственная операция группирования элементов информации влогические центры, что существенно улучшает понимание материала.
Еслинеобходимо подробно запомнить небольшое сообщение, человек начинает внимательновчитываться в каждую подробность. Это приводит к тому, что количество единицинформации резко возрастает, регистр оперативной памяти переполняется и вместоточного запоминания всех деталей в голове возникает хаос, из которого трудновыудить необходимое.
Если текстнасыщен мелкими деталями, которые необходимо запомнить, то единица информацииокажется слишком громоздкой, неудобной для хранения. Поэтому необходимоиспользовать прием «вхождения в текст», который предполагает активизациюощущений при запоминании. Прием проводится совместно с приемом образногогруппирования.
Необходимонаучиться «входить» в текст: представить себя не только режиссером и операторомфильма, который «снимается» по тексту, но и героем его, испытывающим совершеннореальные ощущения.
Ощущения,которые мы вызвали у себя, мимолетны, неявны, но… Их много, и они, словнокрючками впиваются в информацию, как бы привлекая ее к зрительному образу.
В результатепроисходит следующее: с помощью группирования мы собрали разбегающиеся элементыинформации в единую «картинку» и скрепили ее многочисленными ощущениями. Послеэтой двойной операции уже нет необходимости волноваться за сохранностьинформации – достаточно позаботиться только о ключе к ней. Ключом к информациипослужит любой образ из единицы информации – наиболее яркий. Хотя лучше брать вкачестве ключевого тот образ, на котором лежит основная смысловая нагрузка.
Главное, надопомнить ключевое слово (образ). При припоминании активно начнут работать темногочисленные ключки-зацепки, которые мы разбросали по тексту в виде ощущений.А за ними припомнится и общая «картинка». Останется только оживить ее, озвучитьтекст.
Образноегруппирование помогает запомнить общий смысл высказывания, а ключевой образ,благодаря вхождению в текст, как ежик, прокатившись по сообщению, нанижет насвои иголки все мелкие детали и выведет на общую «картинку».
Самым мощнымприемом для запоминания последовательностей является прием ассоциаций.Во-первых, он позволяет работать с очень длинными последовательностями;во-вторых, он дает возможность запомнить ключевые слова к разнообразнойинформации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды илителефоны.
Для тогочтобы пользоваться приемом ассоциаций, необходимо выучить ассоциативный ряд.Полный ряд включает в себя 101 слово:1. Ока 21. лук 41. чек 61. шкура 81. веко 2. юла 22. лилия 42. Чарли 62. шило 82. вилы 3. тир 23. латы 43. черт 63. шорты 83. вата 4. чайник 24. луч 44. черчение 64. ишачок 84. врач 5. пар 25. лупа 45. череп 65. шипы 85. выпь 6. шар 26. леший 46. чаша 66. шишки 86. вышка 7. усы 27. лось 47. часы 67. шоссе 87. весы 8. ива 28. лев 48. червь 68. шов 88. Вова 9. йод 29. ладья 49. чудо 69. шедевр 89. ведро 10. окно 30. трон 50. пень 70. сено 90. дань 11. окорок 31. тюк 51. пика 71. сок 91. дека 12. кол 32. тюль 52. пила 72. соль 92. дуло 13. кот 33. торт 53. парта 73. сеть 93. дитя 14. куча 34. туча 54. печь 74. сачок 94. дача 15. копье 35. топор 55. поп 75. сапог 95. дупло 16. каша 36. тушь 56. пушка 76. сушки 96. душ 17. коса 37. трос 57. пес 77. соски 97. доска 18. ковер 38. «Таврия» 58. пиво 78. сова 98. диван 19. кеды 39. этюд 59. пуд 79. седло 99. дудка 20. луна 40. чан 60. шина 80. виноград 100. конница
Каждое словоассоциативного ряда нужно представлять себе в виде конкретного образа и знатьего номер. Запомнить ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать егос точки зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н к л т ч п ш с в д
Букве К вцифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна бытьсогласная К – Ока. У вас должен сложиться какой-то конкретный образ, в которомна центральном месте находится река. Образ «тир» лучше представлять как стену,на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и неучитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, скоторой начинается цифра: тир – три, чайник – четыре, пар – пять и т.д.). Образ«усы» – это какой-нибудь Мюнхаузен с длиннющими усами. Образ «йод» – склянки сйодом, некоторые из них разбиты – виден цвет, чувствуется запах (включаемощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его.
Двузначныечисла обозначаются словами, которые содержат буквы, соответствующие каждойцифре. Например, 21 – лук, цифре 2 соответствует Л, цифре 1 – К.
Ассоциация –значит связь. Следовательно, вы должны связывать в образ (в одну картинку)слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. при этом, помимо зрительныхобразов нужно пользоваться и ощущениями.
Если умелосовместить приемы вхождения в текст, группирования и прием ассоциаций, то можнозапомнить большие объемы не связанной по смыслу информации. Не следует думать,что знание того или иного приема уже само по себе укрепит память. Вы можетесчитать надежным помощником вашу память только тогда, когда в результатесистематических тренировок вы доведете до автоматизма умение применять приемы.
Условноразделим все тексты на две группы: конкретные тексты и абстрактные. Подконкретными будем понимать такие тексты, при чтении которых мы можемзадействовать значительную часть комплекса своих ощущений. Это значит, что втаких текстах все или почти все можно воспринимать с помощью органов чувств –видеть, слышать, осязать и проч. А под абстрактными будем понимать тексты, вкоторых речь идет о вещах, которые трудно или невозможно увидеть, услышать,потрогать руками…
Запоминаниепо сюжету рассчитано, главным образом, на конкретные тексты.
Текст-описаниеявляется обычно длинной последовательностью мелких элементов информации.Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистраоперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед нимпроходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания.
Еслипридумать для текста-описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится,станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда,придется немного пофантазировать.
Итак,активируем наши ощущения, включая фантазию и… начинаем снимать фильм. С этогомомента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма.
Присоответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в этусекунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что ужепроскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, времяот времени стремительно скользит к началу – и снова к объекту. То есть время отвремени мы сканируем пройденный сюжет-маршрут.
После тогокак весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегатьвзглядом весь путь почт мгновенно, не останавливая внимания на деталях – толькоузловые моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозитьи «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали.
Важную роль ваппарате памяти играет речь. Важно уметь легко, свободно излагать свои мысли,озвучивать проходящие на внутреннем экране образы. Если вы вполне уверены, чтоваш уровень развития речи позволит легко описать зрительные образы, тодостаточно раз-другой просканировать сюжет-маршрут. В ином случае послесканирования следует приступить к пересказу.
Пересказ –это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во времяпересказа в коре головного мозга происходят процессы обработки информации. А вовремя повторного чтения активность мозга очень мала. Повторное чтение нетребует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание»знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал незакрепляется в памяти.
Группирование2-го уровня приближено к логическому запоминанию.
Формируемпервую единицу информации. После того как она закрепилась в кратковременномхранилище, ее нужно упростить.
Формированиеновой единицы информации начнем, имея уже на внутреннем экране первую(упрощенную) единицу информации. Прямо на нее станем наслаивать новые детали.
Полученноеизображение закрепим в кратковременном хранилище, подержав несколько секунд, азатем снова упростим.
Третьюединицу информации начнем формировать с этой последней картинки. Затем и этаединица информации упрощается.
Полученнаякартинка является ключевым образом к тексту. Мы должны убедиться, что этодействительно так. Пробежав в воображении общий план, будем поочередноразворачивать каждую единицу информации, входить в нее.

Списокиспользованных источников
1 Абрамова, Г.С. Возрастнаяпсихология: учебник для вузов / Г. С Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга,1999. – 624 с.
2 Адам, Д. Восприятие,сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. – М.: Мир, 1983. – 152 с.
3 Андреев, О.А. Тренировкапамяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. –221 с.
4 Ашмарина, И.П. Нейрохимия:учебник для биологических и медицинских вузов / И.П. Ашмарина, П.В. Стукалова.– М.: Институт биомедицинской химии РАМН, 1996. – 470 с.
5 Биологическийэнциклопедический словарь / редкол.: М.С. Гиляров [и др.]. – М.: Советскаяэнциклопедия, 1986. – 893 с.
6 Бороздина, Г.В. Основыпсихологии и педагогики: учеб. пособие для вузов по непедагогич. специальностям/ Г.В. Бороздина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 384 с.
7 Вуджек, Т. Тренировкаума / Т. Вуджек. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 288 с.
8 Вундт, В. Введениев психологию / В. Вундт. – СПб.: Питер, 2002. – 125 с.
9 Выготский, Л.С. Психологияразвития человека / Л. С Выготский. – М.: Эксмо, 2004. – 1136 с.
10 Гаазе-Рапопорт, М.Г. Отамебы до робота: модели поведения / М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов.– М.: Наука, 1987. – 288 с.
11 Гиппенрейтер, Ю.Б. Введениев общую психологию: учеб. пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:ЧеРо, 2005. – 336 с.
12 Денисова, О.П. Психологияи педагогика: учебное пособие / О.П. Денисова. – М.: Флинта, 2008. – 240 с.
13 Дорманов, Ю.Б. Психологиявнимания: учебно-методическое пособие / Ю.Б. Дорманов, В.Л. Романов.– М.: Флинта, 2002. – 376 с.
14 Дубровина, И.В. Психология:учебник для учрежд. среднего педагогического образования / И.В. Дубровина,Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия,2004. – 464 с.
15 Дыгун, М.А. Опорыпо общей психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун.– 3-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2004. – 74 с.
16 Еникеев, М.И. Общаяи социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Норма,2005. – 624 с.
17 Изюмова, С.А.А.А. Смирнови его школа исследования памяти: продолжение поиска / С.А. Изюмова //Психологический журнал. –2008. – №1. – С. 13–15.
18 Ительсон, Л.Б. Лекциипо общей психологии: учебное пособие / Л.Б. Ительсон. – Мн.: Харвест,2000. – 896 с.
19 Каменева, И.П. Памятькак иерархическая система организации знаний / И.П. Каменева //Психология и соционика межличностных отношений. – 2007. – №7. – С. 5–10.
20 Климов, Е.А. Основыпсихологии: учебник / Е.А. Климов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: ЮНИТИ,2003. – 462 с.
21 Климов, Е.А. Общаяпсихология: общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов / Е.А. Климов.– М.: ЮНИТИ, 1999. – 511 с.
22 Коган, А.Б. Основыфизиологии высшей нервной деятельности: учеб. для биол. спец. вузов / А.Б. Коган.– М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.
23 Козубовский, В.М. Общаяпсихология: учебное пособие для вузов / В.М. козубовский. – 2-е изд. – Мн.:Амалфея, 2007. – 448 с.
24 Козубовский, В.М. Общаяпсихология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие для вузов / В.М. Козубовский.– 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2005. – 256 с.
25 Котова, И.Б. Психология/ И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов – на-Дону:Феникс, 2003. – С. 202.
26 Краснов, А.Н. Общаяпсихология: учебное пособие для вузов / А.Н. Краснов, Е.В. Мензул, Н.М. Рязанцева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 384 с.
27 Крысько, В.Г. Общаяпсихология в схемах и комментариях к ним: учебно-методическое пособие / В.Г. Крысько.– М.: Флинта, 1998. – 192 с.
28 Крысько, В.Г. Общаяпсихология / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2007. – С. 133.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.