Реферат по предмету "Психология"


История развития психогенетики в России

/>/>Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-РоссийскийУниверситет
РЕФЕРАТ
подисциплине: Психогенетика
На тему: Историяразвития психогенетики в России
Выполнила:
ст-ка гр. ЗП-309-01
Миронова Наталья
Проверил:
преподаватель
_____________________
Караганда2009
Содержание
Введение
Этапы развития психогенетики
История развития генетикиповедения в России
История близнецовых исследований
Список использованнойлитературы
Введение
Психогенетика – междисциплинарная область знаний,пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой.Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторовнаследственности и среды в формировании индивидуальных различий попсихологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферупсихогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: имеханизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Она решает вопрос о происхождении человеческойиндивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психикичеловека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влияниигенов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, сменувозрастных периодов и т.д. во-вторых.
Решение этих вопросов определяет конкретно-научнуюметодологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрениечеловека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой ис учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и взрослого.Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетикиприводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогоминдивидуальности ученика до расистских теорий.
Психогенетика изучает вопросы наследованияповеденческих признаков и психологических функций в популяциях, и поопределению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а ихразнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией)изучаемого признака. Ее интересуют вопросы, касающиеся характеристикраспределения индивидуальных значений по изучаемому признаку в популяции, +вопросы о том, влиянием каких факторов – генетических или средовых – можнообъяснить наблюдаемую изменчивость.
Генетика поведения человека сравнительно недавносложилась как самостоятельная научная дисциплина, и тем не менее она имеет своюбогатую предысторию, тесно переплетенную с развитием генетики человека. Историягенетики достаточно подробно описана, поэтому в данном реферате мы рассмотримтолько на событиях, непосредственно связанных со становлением генетикиповедения как самостоятельной науки в России.
Теория эволюции Ч.Дарвина — один из истоков генетикиповедения человека. Появление эволюционной теории дало толчок к исследованиюфеномена наследственности, поскольку в основе механизма эволюции лежатизменчивость, наследственность и естественный отбор. Появление теории эволюциипривлекло внимание исследователей к феномену наследственности, поскольку ониграет существенную роль в эволюционном процессе.
Этапы развития психогенетики
В истории развития генетики поведения человекаможно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода:
1) Зарождение генетики поведения человека. Огромнуюроль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Егоработы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственностиповедения человека, но и разработке основных методических приемов для изучениянаследования психологических характеристик. На этом этапе были определеныосновные подходы и понятия генетики поведения человека.
2). Становление генетики поведения человека каксамостоятельной научной дисциплины. Этот этап характеризуется созданиемконцепции множественных факторов, которая объединила подходы генетиков ибиометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том,что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывнораспределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепциизаключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить кфенотипическим различиям.
3). Этап накопления эмпирического материала. На этомэтапе были разработаны достаточно надежные методы идентификации зиготностиблизнецов, что повлекло за собой значительное увеличение близнецовыхисследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей иразлученных близнецов. Этот этап с 20-х по 60-е годы характеризуетсяразработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширногоэмпирического материала.
С 1960 года, с момента создания «Ассоциации генетикиповедения» можно начинать отсчет четвертого современного этапа развитиягенетики поведения. С этого момента начинается бурное развитие генетическихисследований разнообразных психологических признаков. В начале 80-х годовинтерес исследователей привлекают возможности генетики поведения для изучениясреды. В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблемаразвития. Появляются и новые методы исследования. Историяразвития генетики поведения в России
Евгеническое движение.
19 ноября 1921 года в Институте экспериментальнойбиологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества.На этом заседании председателем общества был избран выдающийся биологН.К.Кольцов. В дальнейшем в работе общества принимали участие не только биологи,медики, но и представители других наук, в том числе и психологи. Так, например,в 1922 году Г.И.Челпанов, основатель первого российского института психологии,дважды выступал с докладами на заседании Русского Евгенического общества. На20-м заседании общества в феврале 1922 года он выступил с докладом «ЗначениеГальтона для современной научной психологии», а в марте им был сделан доклад натему «Проблема культуры талантов (роль наследственности и воспитания)».Г.И.Челпанов был далеко не единственным психологом, принимавшим участие вработе Русского евгенического общества. Так, в 1923 году с докладом «К вопросуоб экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных винтеллектуальном отношении» на заседании общества выступал А.П.Нечаев, несколькопозже — Г.И.Россолимо с докладом «Взгляд на современное положение вопроса обисследовании интеллектуальных способностей».
Своими главными задачами Русское Евгеническоеобщество считало:
1) изучение законов наследственной передачи разныхсвойств, как нормальных, так и патологических;
2) установление наследственных различий понормальным и патологическим свойствам разных профессиональных и социальныхтипов;
3) исследование экзогенных и эндогенных влияний,определяющих развитие признака;
4) изучение плодовитости тех или иных типов.
Для решения этих задач Русское Евгеническое обществопредполагало организовать сбор массовых статистических данных по строгометодически обоснованным и одноообразным схемам. План посемейного евгеническогообследования включал в себя семейный лист для отдельных признаков, семейныйлист для нескольких признаков, типологический лист для изучения однородныхтипических групп, родовой биографический лист, демографический семейный лист и семейно-родословнуютаблицу.
В 1922 году в Москве Н.К.Кольцовым был основан«Русский Евгенический Журнал», который консолидировал достаточно разнообразноеевгеническое движение. Всего успело выйти 7 томов (1922 — 1930) журнала. Дляорганизации евгенических исследований был создан и специальный отдел приИнституте экспериментальной биологии. Н.К.Кольцов достаточно широко понималзадачи евгеники и включал в нее не только составление генеалогий, но игеографию болезней, витальную статистику, социальную гигиену, генетикупсихических особенностей человека, типов наследования цвета глаз, волос и т.д.
В эти же годы Ю.А. Филипченко в Ленинграде организовалБюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных силРоссии при Российской академии наук и начал издавать «Известия Бюро по евгенике».
Евгеническое движение в СССР просуществовалонедолго, поскольку цели движения расходились с официальной идеологией. К 1930году евгеника в СССР прекратила свое существование.
наследственность психогенетикаевгенический
История близнецовых исследований
Первые публикации близнецовых исследований в Россииотносятся к началу 1900-х годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина,В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. В 1900 году С.А.Суханов опубликовал работу «Опсихозах у близнецов», в которой проанализировал 30 случаев сходства психоза ублизнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И.Юдин, который описал уже 107случаев психозов у близнецов. Из этих 107 случаев в 82 случаях были больны обаблизнеца, а в 25 случаях только один из пары.
Однако систематические исследования близнецовначались только в 1929 году в Медико-биологическом институте (в 1935 году онбыл переименован в Медико-генетический институт).
Основная задача института, по мнению его директораС.Г.Левита, состояла «в разработке с точки зрения генетики и смежных с нею наук(биометрии, цитологии, биологии развития, эволюционного учения) проблеммедицины, антропологии и психологии, равно как разработка проблем теоретическойантропогенетики» (Левит С.Г., 1936, стр.5). Институт придерживался комплексногоподхода к решению поставленных задач, для чего в нем были открыты следующиеотделения: генетики, цитологии, механики развития и имунобиологии, внутреннихболезней, психологии. Тем не менее основным направлением исследований Институтабыло исследование роли генетических и средовых влияний в этиологии болезней. ВИнституте изучалась наследственная обусловленность ряда заболеваний, таких,например, как базедова болезнь(С.Г.Левит, И.А. Рывкин), бронхиальная астма(Н.Н.Малкова), евнухоидизм (И.Б.Лихциер), язва желудка и двенадцатиперстнойкишки (А.Е.Левин), диабет (С.Г.Левит, Л.Н.Песикова) и другие. Работниками институтабыли получены интересные данные о роли наследственности в формированиифизиологических особенностей детского возраста (Л.Я.Босик), строении некоторыхотделов костной системы (И.Б. Гуревич), особенностей электрокардиограммы(И.А.Рывкин., И.Б. Кабаков). В Институте также большое внимание уделялось разработкематематических методов анализа близнецовых исследований (М. В. Игнатьев).
Психологическое направление работ было предложеноА.Р.Лурией, который возглавил психологическое отделение института(С.Г.Левит,1934).
В институте проводились исследования наследственнойобусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психическогоразвития, внимания, особенностей интеллекта. Особенно интересны исследования поактивному воздействию на человека, проводившееся сотрудниками института. Речьидет об испытании методов питания, лечения и обучения. Для подобного родаисследований использовали метод «контрольного» близнеца, с помощью которогопроверялась эффективность различных методов обучения грамоте (А.Н.Миренова,Говядинова), развития конструктивной деятельности дошкольника(В.Н.Колбановский; А.Р Лурия., А.Н.Миренова). Остановимся более подробно напоследней работе.
Как пишут С.Г.Левит и А.Р.Лурия в статье «Генетика ипедагоги» (журнал «За коммунистическое просвещение» от 2 декабря 1934 года),многие педагоги дошкольных учреждений возлагают большие надежды наиспользование технического конструирования в детском саду. Однако у нихвозникают вопросы о методах обучения — какой из них наиболее эффективен дляразвития конструктивной деятельности ребенка (копирование выстроенных фигурок,построение по контурным моделям, свободное конструирование и т.д.). Для ответана этот вопрос было проведено специальное исследование пяти пар МЗ близнецов.Близнецы были разделены на две группы, причем партнеры каждой пары оказались вразных группах. Эти группы обучались разными методами. Детям из первой группы втечение двух с половиной месяцев предлагалось просто копировать построенные изкубиков фигурки. Другая группа близнецов обучалась конструктивной деятельностидругим методом. Им предлагалось строить аналогичные фигурки, но разницазаключалась в том, что модели, по которым они должны были строить, оклеивалисьбумагой, и ребенок должен был мысленно разобрать их на составляющие элементы иуже после такого анализа подыскать необходимые кубики. По окончании тренировкиоказалось, что члены пары, обучавшиеся по второму методу, намного опережалисвоих партнеров, тогда как до тренировки оба члена пары показывали одинаковыерезультаты. Это исследование показало, что тренировка, состоящая измногократного повторения простых наглядных операций, не давала заметногоразвития конструктивной деятельности ребенка. Обучение, опиравшееся на сложный,еще не развитый у ребенка, наглядный анализ, привело к значительному развитиюконструктивных операций (Лурия А.Р., Миренова А.Н., 1936).
Ряд конкретных исследований, проведенныхсотрудниками Медико-биологического института, обсуждается также всоответствующих разделах данной книги.
Вообще следует сказать, что Медико-биологический, авпоследствии Медико-генетический институт был уникален для своего времени какпо целям, так и по результатам работы, которая проводилась его сотрудниками.Более 700 пар близнецов всесторонне изучались медиками и психологами Института.Существовавшая в институте система оказания всех видов амбулаторной истационарной медицинской помощи близнецам обеспечивала постоянное наблюдение закаждой обследуемой парой. При Институте был создан и специальный детский саддля близнецов, где они находились под постоянным наблюдением врачей ипсихологов (Левит С.Г.,1936).
К сожалению, события, развернувшиеся вокруг генетики(в период засилья в биологической науке Т.Д.Лысенко) в 30-е годы, не обошли иМедико-генетический институт. В 1936 году началась открытая травля С.Г.Левита иинститута в целом, что привело к его закрытию летом 1937 года. В 1938 годуС.Г.Левит был арестован и впоследствии расстрелян. После этого исследования погенетике поведения в СССР прекратились. И лишь после ослабления позицийТ.Д.Лысенко в 60-е годы научная работа в этом направлении стала опятьвозможной.
Возобновление отечественных психогенетическихисследований связано с изучением природы межиндивидуальных различий свойствнервной системы. Эти исследования были начаты сотрудниками НИИ общей ипедагогической психологии в лаборатории Б.М.Теплова — В.Д. Небылицына, а с 1972года продолжались (под руководством И.В.Равич-Щербо) уже в специальнойлаборатории, основной задачей которой было проведение психогенетическихисследований. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепциясвойств нервной системы (СНС), разработанная Б.М.Тепловым и его ученикомВ.Д.Небылицыным. Представления о базовом, врожденном характере СНС послужилипобудительным мотивом для исследования роли наследственных факторов вформировании индивидуальных особенностей нервной системы.
Этапы пути, пройденного лабораторией в 70-80-е годы,представляют собой последовательный переход от изучения природы СНС какфизиологической основы индивидуальности к анализу соотношения свойств нервнойсистемы с психологическими характеристиками и к изучению роли наследственных исредовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможныхпсихологических и психофизиологических характеристик человека.
Практически все исследования, проводимые влаборатории в 70-е годы, были нацелены на проверку упомянутого предположения оврожденном, наследственно обусловленном характере индивидуальных особенностейфункционирования центральной нервной системы, лежащих в основе СНС (ШляхтаН.Ф., 1978; Шибаровская Г.А., 1978; Василец Т.А., 1978 и др.). В те же годыначала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга ублизнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС (Равич-Щербо И.В. идр.,1972; Шляхта Н.Ф., 1972, 1978; Шибаровская Г.А., 1978), а затем и как самостоятельныйбиоэлектрический феномен (Мешкова Т.А., 1976; Беляева Е.П., 1981; Гавриш Н.В.,1984).
Применение техники выделения вызванных потенциалов(ВП) позволило подойти к анализу наследуемости нейрофизиологических механизмовпереработки информации. Первая работа в этом направлении была посвящена анализузрительных ВП (Марютина Т.М., 1978). В дальнейшем список исследуемыхнейрофизиологических показателей расширялся за счет включения такихпоказателей, как слуховые ВП (Кочубей Б.И.,1983), потенциалы мозга, связанные сдвижением (Малых С.Б., 1986), условная негативная волна (Малых С.Б., 1990).
Психогенетические исследования самостоятельныхпсихологических характеристик поначалу проводились в соответствии стеоретическими представлениями дифференциальной психофизиологии, чтопроявлялось в ориентации на динамические, а не на содержательные характеристики.Вначале список исследуемых характеристик практически исчерпывался особенностямиобщительности, тревожности и эмоциональности (Егорова М.С., Семенов В.В.,1988).
С начала 80-х годов психологическая проблематика висследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследованиястановятся когнитивные характеристики — интеллект и когнитивные способности(см. обзор: Егорова М.С., 1988). С этого времени экспериментальные исследованияпроводятся вне теоретического контекста дифференциальной психофизиологии, присохранении представлений об иерархическом строении индивидуальности. Возможнойперспективой становится совместный психогенетический анализ психологических ипсихофизиологических характеристик, т.е. рассмотрение психофизиологических характеристиккак опосредующего звена между генотипом и психологическими особенностями.
В конце 80-х годов одной из основных тем обсужденияв лаборатории становится вопрос о специфике психофизиологических ипсихологических признаков человека, включаемых в генетическое исследование, всвязи с тем что накапливаются данные, свидетельствующие о зависимостимеханизмов наследственной детерминации психологических и психофизиологическихпризнаков от их психологической структуры.
Еще в 1978 г. Т.А.Пантелеевой было показано, чтогенетический контроль параметров сенсомоторной деятельности обнаруживается лишьна уровне высокой автоматизации навыка. Тогда же в исследовании Т.М.Марютинойбыло обнаружено, что генетический контроль параметров зрительных ВП меняется взависимости от экспериментальной ситуации, в которую включен исследуемыйпараметр. Исследование генетической обусловленности целостных (системных)психофизиологических образований, каковыми являются оборонительная иориентировочная реакции (Кочубей Б.И.,1983), также подтвердило зависимостьхарактера наследственной детерминации от специфики исследуемого звенасоответствующей реакции. Наиболее отчетливо указанная зависимость выявилась приисследовании потенциалов мозга, связанных с движением (Малых С.Б.,1986). Оказалось,что генетический контроль параметров ПМСД на одно и то же, по биомеханическойсхеме, движение зависит от места, которое это движение занимает впсихологической структуре действия. Генетический контроль более выражен, когдадвижение лишь средство выполнения, а не цель действия.
Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, чтофенотипически один и тот же психофизиологический признак, т.е. признак, имеющийодни и те же внешние проявления, может существенно различаться по своейпсихологической структуре и, соответственно, по соотносительному вкладугенотипических и средовых детерминант в его вариативность.
Данные о возрастной динамике генетического контроляповедения человека также говорят о зависимости наследственной детерминации отпсихологической структуры изучаемого признака, поскольку механизмы реализациипсихологической функции меняются в онтогенезе. Экспериментальные исследованияА.Р.Лурии, проведенные еще в 30-е годы, показали, что на разных этапахонтогенеза одной и той же психической функции влияние генетических факторовоказывается различным, что, по его мнению, связано с качественной перестройкойпсихической деятельности ребенка.
Таким образом, сама логика научного движения привелак организации первого в России лонгитюдного исследования близнецов, котороебыло начато в лаборатории возрастной психогенетики Психологического институтаРАО в 1986 году.
Лонгитюдное прослеживание развития близнецов былозадумано как попытка подойти к решению одного из основных вопросов возрастнойпсихологии — вопроса о том, какие факторы, генетические или средовые, и в какойстепени обеспечивают преемственность развития. В настоящее время лонгитюдноеисследование продолжается, его цель — выяснение характера генетическогоконтроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессеиндивидуального развития.
Список использованной литературы
1. Перова Е. Н. Русское Евгеническое Общество и история отечественнойпсихогенетики — М.: Издательство Московского Государственного Университета им.М.В. Ломоносова
2. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т.3 М., 1990
3. Малых С.Б. Статья История психогенетики,М: ИДО РУДН, 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.