РоссийскийГосударственный Социальный Университет АкадемическийИнститут Социального СлуженияФакультетювенологии и семьеведения
Научный проектДуховное развитие
Выполнил:
Москва 2006
Введение
Вот я и дети, которых дал мне Бог.
Евр. 2, 13
Вотнаследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Пс. 126,3.
Нелегкохристианину жить сегодня в миру, полном соблазнов, нехристианских обычаев,когда нет рядом носителей ДухаБожия.
Трудностисвязаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только засебя, но и за свою семью — супругу и детей.
Иныедумают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае,если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона:«Двоим лучше, нежели одному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не всегда, ив жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагамичеловека становятся домашние его (Мф. 10, 36).
Есть ещёодно обстоятельство.
Если ожизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая сисчерпывающей полнотой описывает путь иноков, то духовный опыт мирян, и вчастности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.
Каковадолжна быть основная цель воспитания ребенка?
Некоторыематери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и вырослиздоровыми. Другие родители стараются более всего дать хорошее образование.Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарования, имечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.
Иное должно быть на первом месте уродителей-христиан. Они прежде всего обязаны заботиться о том, чтобы детивыросли в непоколебимой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе ихизобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога,а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизниставили стяжание Духа Святого Божия» (из слов преподобного Серафима).
Если достигнут родители того, товсе остальное: и образование, и развитие дарований, и здоровье, — всеприложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия иправды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Преподобный Серафим говорил однойматери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски ипо-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Как достигнуть этого, как«приготовить душу» детей?
При решении всякой задачи следует,как говорят мудрецы, искать идеального решения. «Поставьте себе идеал какможно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бытакой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни,все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.
В самом важном для родителей деле— деле духовного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности»,которая ненавистна Господу (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви иопыт благочестивых мирян будут расходиться с современными взглядами — нестанем отвергать эти указания и этот опыт.
Не будем повторять тех, которыенекогда говорили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может этослушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из васдумает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3,18).
Образование и трудовые навыки
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись:составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
Еккл. 12, 12
В условиях современной жизниродителям нелегко влиять на светское образование детей: для младшего исреднего возраста программа стандартна и дается государством.
Было бы бесполезно обсуждать — чтоиз этой программы образования является действительно необходимым и что ненужнымбалластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом,реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господстваязычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнятьчем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).
Этот вопрос следует решать строгоиндивидуально — в зависимости от склонности ребенка.
В общем случае — этого делать ненадо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей,употреблять на дополнение светского образования духовным (изучение СвященногоПисания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).
Нужно помнить, что всякое светскоедополнение школьного образования будет отнимать время и силы и отразитсяослаблением духовного развития, о значении которого для души ребенка говоритьизлишне. И не будут ли подобные — дополнительные к школе занятия (светскиминауками) теми «заботами житейскими», которыми не следует отягчать свои сердцапо заповеди Самого Господа (Лк. 21, 34).
Вспомним также слова ПремудрогоСоломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12,12). Из этих слов видно мнение Соломона, что приобретение истинной мудростине зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ ФеофанЗатворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше времяназначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуютпоследние над ученостью».
Но для некоторых детей могут бытьсделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляютсяопределенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природыи т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенкесоответствующих, данных ему от Бога, талантов и искать соответствующихучителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.
Другое дело с развитием в ребенкеспециальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьяхобычно пренебрегают.
Выше (см. главу «Спасение душродителей более всего зависит от детей») уже говорилось о необходимостиприучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности самимобслуживать себя. Воспитывая детей, родители могут постепенно развивать у нихспециальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся,будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а можетбыть, и дадут кусок хлеба в трудные минуты жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должнанаучить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вязать и производитьперешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем,быть обучена уменью готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качествепродуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладетьначатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера, переплетчика ит. п.
Девочек можно научитьхудожественному шитью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезноприобрести начатки знаний и навыков в области медицины, как-то: уменья перевязыватьи бинтовать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях и т. п.
Если в распоряжении семьи имеетсяклочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела исадоводства.
Чем глубже знания удается датьдетям по каким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могутбыть спокойны за дальнейшую участь своих чад в практическом отношении. Онивсюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
А в заключении я хотел бы привестислова одной матушки:
«Учитывая современную обстановку,важно проявлять осторожность в требованиях к детям, которые могут в рядеслучаев давать не положительные, а отрицательные результаты,
Ребенок встает утром в школу струдом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физзарядки он неделает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитвакрошки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу!Помоги мне быть внимательным, прилежным, сообразительным. Сохрани меня отзлых людей, от бед, от ошибок. Пошли мне, Господи, ангела святого, чтобы онмне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!»И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнятьдело, порученное ему Богом.
Но что мы нередко наблюдаем наделе? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молитвы, небрежнокрестится, кладет поклоны и косится на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» —думает он. Но сократить нельзя, его слушает бабушка. Вдруг телефонный звонок.Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы порезвиться сребятами лишние минуты на школьном дворе. Малыш упустил длинный ряд поминальныхмолитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых емувелено произносить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом ихдуши? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошиелюди», — рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосисками,колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением:«Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелательство ктоварищам, рожденное завистью и осуждением, растет у малыша. Он охотно деретсяс товарищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некотороевремя, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Егонаказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать своипоступки: опоздания, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Такза чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» неузнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: «неслушался», ну и все. Батюшка отпустит, и Бог простит».
Так понемногу внутренне дитя«отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувствовать себя бодрееи веселее. А кто как не родители виновны в том, что иго стало ребенку непосильным,и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитваесть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Богбыли преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страдания. Вера,которая должна бы его окрылять и делать счастливейшим из людей, она стала сдетства его бичом, отнимающим радости жизни.
Подросток становится мрачен,озлоблен и скрытен; отказывается вскоре от всех внешних проявлений веры: отпостов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас родителей нельзя передать, но этогоследовало ожидать, с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенкав ответ на их призыв к молитве, церкви и т. д.
Книга толкует о благодатныхутешениях, которые должны заменять верующей душе земные блага. Но ведь доблагодатных-то утешений надо дорасти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо поборотьв себе дурные наклонности, а борец-то должен быть прежде всего С УМОМ! А ума-токак раз у дитяти нет. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оновозложено на него с детства не осторожной и мудрой, а только лишь строгой итребовательной рукой.
Надо бояться «пересолить» больше,чем недосолить. Не всякой душе дано с детства ощущать веяние Духа Святого.Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта,чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с младенчества, то тот, кому даны лишьдва, почувствует эту благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненныйпуть, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними формамирелигии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, чтопять ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться приобретать четыре?Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него нужнывсякие сосуды — и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своямерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобырелигия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бременем,мешающим идти. Помоги Бог воспитателям, поистине мудрость змеиная нужна им, очем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишьсхематично к вопросу воспитания детей. Надо учитывать наследственность и то,что сами родители — грешные люди. А книга написана так, как будто родители ужесвяты и должны быть святы их плоды. Но на самом-то деле родители сами без концападают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.
Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревноиз своего глаза..?»
Поэтому основное вниманиеродителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание себясамого. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? До семилет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставлять силой повиноваться, тоесть применять наказание. Но в отроческом возрасте надо действовать лишьубеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми,кончится и влияние старших. Надо твердо помнить: «Насильно мил не будешь».Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются подобрать ему книги,общество и т. п. Он ускользнет от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречьлюбовь и уважение к себе детей. Потеряв это — потеряешь и детей. Можно зачастуюи сделать ослабление к своим требованиям, то есть быть снисходительным ипрощать, как и Христос прощает нас.
Бог есть Любовь. Если нарушен этотпринцип — нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты,духовное чтение, молитвословия и т. п. Нет любви в семье — значит нет срединас и Бога. А любовь не раздражается, не гордится, не ищет своего. А в какойсемье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чувствуют и уход благодати изсемьи. Остается внешнее, без внутреннего содержания. Соль, потерявшая силу.
Слава Богу, что у нас естьТаинство покаяния, после которого можно начинать все сначала. Прежде всего надовоззвать к Богу, попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, вкоторой мы находимся. А с ребенком — идти нога в ногу: вникать в его желания,объяснять их ему, помогать разобраться в картине, в книге, в жизни, указать, кчему что ведет, ибо грех в жизни часто украшен в красивую, обольстительнуюоболочку, а потому сильно влечет немудреную, простую душу ребенка.
Будем же стараться, чтобы из нашихсемей никогда не ушла Любовь.»