Реферат по предмету "Психология"


Диагностика мотивации межличностных отношений в группе

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты диагностикимотивации межличностных отношений в учебной группе
1.1 Проблемамотивации межличностных отношений в психологии
1.2 Проблема классификации межличностных отношений
1.3 Принципы и методы диагностики межличностных отношений вгруппе
Глава 2 Практическое исследование мотивации межличностныхотношений в группе
2.1 Описание методов исследования
2.2 Ход проведения исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Взаимодействие человека с окружающиммиром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются междулюдьми в их общественной жизни, которые в большинстве случаях проходят в группах,так в школе это классы, в училищах и университетах учебные группы, в дальнейшемрабочие коллективы. Таким образом, объективные отношения и связи неизбежно и закономерновозникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений междучленами группы являются субъективные межличностные отношений, которые построенына мотивах.
Основной путь исследования мотивациимежличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы — это углубленное изучениеразличных личностных и социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящихв состав данной группы на основе диагностических методик психологии. И в связи стем, что никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместнуюдеятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными,и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания учитывающего и мотивывзаимоотношений, тема исследования является достаточно актуальной.
Цель исследования: изучение диагностикимотивации межличностных отношений в учебной группе.
Объект исследования: межличностныеотношения в учебной группе.
Предмет исследования: мотивациямежличностных отношений в учебной группе.
Исходя из предмета, объекта и целиисследования в ходе его проведения сформированы следующие задачи:
Проанализировать проблему мотивации межличностных отношений в психологии;
Раскрыть проблему классификации межличностных отношений;
Выделить принципы и методы диагностики межличностных отношений в группе;
Формирование выборки исследования для проведения исследования были сформированыдве группы 1 и 4-ого курса равные по уровню успеваемости, структуре межличностныхотношений и поведенческим характеристикам из числа студентов ГРГУ г. Гродно в количестве40 человек.
Гипотеза исследования: впроцессе становления группы во время обучения в ВУЗе, происходит качественное изменениемотивационной сферы межличностных отношенийстудентов.
Методологической базой исследованияработы таких психологов как Х. Хеккаузен, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, П.М.Якобсон, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов и др. в трудах которых освещена множественностьпонимания сущности, природы, структуры, а так же функций мотивов. Решением наиболееспорного в психологии мотивации вопроса о соотношении мотива и потребности занималисьМанукян С.П., Шаров Ю.В., Бажович М.И., А.Н. Леонтьев. Многие исследователи проблемымотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собойсложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры В.Г. Асеев,М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов и различные виды мотивов Б.Ф. Ломов, П.М.Якобсон.
Практическая значимость исследования заключается в возможности примененияпрактикующими психологами разработанной методики для диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе.
Глава 1 Теоретическиеаспекты диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе1.1 Проблемамотивации межличностных отношений в психологии
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной,так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен «едва ли найдетсядругая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можнобыло бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [8, с.38].
Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана преждевсего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности,поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каковмотив, «ради чего» он ее осуществляет. «Когда люди обращаются другс другом, то прежде всего возникает вопрос, о мотивах, побуждениях, которые толкнулиих на такой контакт с другими людьми, а так же о тех целях, которые с большей илименьшей осознанностью они ставят перед собой» [5, с.189]
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает необходимостьопределения мотивации как психического процесса, при этом необходимо отметить, чтомежду различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения.Так термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в болеешироком смысле слова. В узком смысле слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивацияконкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведенияподразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведениемчеловека в целом [14, с.12]. С этой точной зрения согласны также В.И. Ковалев иС.Л. Рубинштейн, которые под мотивацией понимают систему разнообразных факторовдетерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивациичеловеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка обусловленнаяобщественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих. При этом подчеркнем,что понятие «мотива» уже понятия «мотивация» который «выступаеттем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения,который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретныхформ деятельности [5, с. 205].
Наиболее спорным в психологии мотивации человеческой деятельности являетсявопрос о соотношении мотива и потребности. Так, существует утверждение о том, чтопотребности не являются мотивами, такой точки зрения придерживается, так, С.П. Манукян[31, с.145]. Она считает, что потребность порождается и актуализируется объектамивнешнего мира и поэтому конечные побудительные силы поведения человека необходимоискать в предметах и явлениях объективной действительности.
Противоположной точки зрения придерживается М.И. Бажович, у которойчитаем: „Деятельность может побуждаться непосредственными потребностями“[7, с.132]. Выступая против такого понимания, которое мотивом считает объекты, отраженныев сознании человека, М.И. Бажович, аргументирует свое мнение тем, что люди пользуютсянатуральными предметами для удовлетворения своей потребности, но и образовываютновые предметы. Причем, как справедливо отмечает М.И. Бажович, овладение предметомне всегда порождает потребность.
Наиболее адекватную, на наш взгляд, объективную область исследованиямотивации к настоящему времени сформировала общепсихологическая теория деятельностиА.Н. Леонтьева. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считают, что мотив — это то, чтоотражается в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет еена удовлетворение определенной потребности. При чем, в качестве мотива, по мнениюА.Н. Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности, т.е. по мотивомследует понимать именно определенную потребность.
Кроме мотивов, потребностей в качестве побудителей человеческого поведениярассматривают так же цели, эмоции, интересы, задачи, желания. Так, В.Г. Асеев указываетна то, что мотивация теснейшим образом связана с эмоциями. При этом, одна из функцийэмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимости окружающихявлений, на степени их важности. Другая функция эмоций состоит в относительно устойчивойво времени установки на тот или иной функционально энергетический уровень жизнедеятельности[6, с.9].
С.Л. Рубинштейн так же указывает на то, что „мотив человеческихдействий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение илистремление ее достигнуть. При этом создается возможность как схождения так и расхождениямежду мотивом и целью. Целью является выполнения общественной деятельности, а мотивомудовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает какединство тех целей на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит[32, с.43].
Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидно, что мотивыкак побудители деятельности, не выступают обособленно, они неизбежно сопровождаютсяэмоциями, чувствами человека. А так же, что наличие мотива деятельности всегда предполагаети наличие цели деятельности.
Таким образом, под мотивом можно понимать — устойчивую, внутреннюю психологическуюпричину поведения человека, его поступков [33, с.484]. Соответственно мотивация- это динамический процесс физиологического и психологического управления поведениемчеловека, определяющей его направленность, организованность, активность, устойчивость.
В зависимости от значимости, выделяют социальные и узколичные мотивы(П.М. Якобсон). К социальным мотивам относятся долг, ответственность, пониманиесоциальной значимости деятельности; стремление занять определенную позицию — узколичныемотивы так же к узколичным мотивам относится ориентация на разные способы взаимодействияс другим человеком, повышение уровня материального благополучия, повышение культурногоуровня и другие [35, с 127].
К. Обуховский так же выделяет защитные мотивы — это мотивы как бы“прикрывают» лежащие в их основе потребности, в которых человеку труднопризнаться самому. Проявление защитного мотива имеет место тогда, когда действияне противоречат цели, но связаны с ней только частично [16, с 8-9].
Важно также то какую функцию выполняет тот или иной мотив, так, стимулирующаяили побудительная функция мотивов реализуется в две стадии:
а) потенциальная устремленность человека, наличная избирательная тенденциякак своеобразный психологический вектор физиологической активности;
б) реализация победившей потенциальной устремленности проявившейся затемв наличии какого-то акта деятельности.
С точки зрения Леонтьева является решающей смыслообразующая функциямотива.
Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятсяв том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенныеиерархические структуры. (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов и др.).При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, ихотношений и целостности объекта. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асеевувыделить в ней «отрицательное и положительное основание ее составляющих»В.Г. Асеев выделил функциональную и содержательную сторону мотива [1, с.28].
Существенным для исследования структуры мотивации являются выделенныеБ.И. Дадоновым ее четыре структурных компонента:
1) удовольствие от самого процесса деятельности;
2) прямой результат деятельности;
3) вознаграждение за деятельность;
4) избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельностиили недобросовестного ее исполнения [26, с.128].
Большой интерес представляет также «потребностный треугольник»А. Маслоу, в котором с одной стороны выступает социальная, интерактивная зависимостичеловека, а с другой — его познавательная когнитивная природа, связанная с самоактуализацией.Особенности классификации мотивов А. Маслоу, по мнению Х. Хеккаузена, является:
1) разграничивает не отдельные мотивы, а цели группы;
2) эти группы упорядочены в ценностной иерархии в соответствии с ихроли в развитии личности.
При этом, основной идеей А. Маслоу является принцип относительного приоритетаактуализации мотивов, т.е. прежде чем активируются и начнут определять поведениепотребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшегоуровня [8, с.318].
Х. Мюррей из множества побудителей поведения выделил 4 основных: потребностьв достижении; потребность в доминировании; потребность в самостоятельности; потребностьв аффиляции.
Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что мотивациямежличностных отношений представляет собой сложное структурное образование, котороевключает в себя различные виды мотивов и выполняет определенные функции, кроме тогосуществует связь мотивации с направленностью личности.
1.2 Проблема классификации межличностных отношений
В работах разных авторов одни и те же отношения обозначаются различнымитерминами. Это приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так,например, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявленияхболее интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман выделяет отношения симпатиии любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии.В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы отношений: симпатия-антипатия,уважение-неуважение, близость-отдалённость. А. Кроник и Е. Кроник для обозначенияэтих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «позиция»и «дистанция», также выделяя позитивные-негативные отношения, отношенияснизу — отношения сверху, близкие-далёкие отношения. М. Аргайл изучил спектр взаимоотношений,который соответствует таким их видам, как: равенство, подчинение, превосходствои включает: дружеские, враждебные, подчинённые, доминантные, искренние, неискренние,эмпатичные, отчуждённые и другие отношения [22, с. 200-201].
Американский психолог Тимоти Лири систематизировал эмпирические наблюденияв виде восьми общих (или 16 более подробных, не оправдавших себя на практике) вариантов(тенденций) межличностного поведения [16,73-96]:
Первая тенденция — доминиование. Склонность к руководству, лидерству,независимости, способность брать на себя ответственность, желание иметь вес, значениев глазах других, иметь успех, распоряжаться. Мотивация борьбы, агрессии, застревания.Тщеславный тип лидера.
Вторая тенденция — уверенность в себе, состоятельность. Отражает нетолько уверенность в себе, но и такие черты характера, как независимость, деловитость,самоуверенность, самовлюблённость, а в крайнем проявлении — эгоистичность и чёрствость.Честолюбивый лидер.
Третья тенденция — консерватизм. Непреклонность, воля, настойчивость.Позволяет предположить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимостьк ошибкам партнёра, отсутствие эмпатии. Крайняя выраженность этой тенденции можетпроявляться в насмешливости и язвительности, садистских тенденциях. Тип лидера- авторитарный.
Четвёртая тенденция — скептицизм. Независимость, отчуждённость, упрямство,холодность, дистанция в общении. Характеризует недоверчивость, подозрительность,ревность, обидчивость, злопамятность. Негативный, неудавшийся лидер. Всегда в оппозиции.
Пятая тенденция — уступчивость. Комплекс вины и неполноценности, социальнаянеприспособленность и ущербная самооценка, самобичевание, безынициативность, робость.
Шестая тенденция — зависимость. Незрелость, инфантильность, несамостоятельность,поиск оценки сильных лиц, руководства, помощи, ведомый, антидоминантный.
Седьмая тенденция — конформизм. Ориентация на мнение окружающих, поисксоциального одобрения, внушаемость. В коллективе общителен, активно сотрудничаетс лидером. Если сам оказывается лидером, то демократического типа.
Восьмая тенденция — отзывчивость. Альтруизм, бескорыстие, жертвенность.Отражает деликатность, нежность, терпимость к недостаткам, умение прощать. Материнскийтип отношения с людьми [5, 62-71].
На психограмме тенденции представлены в виде замкнутого континуума,по периметру которого расположены характеристики разных вариантов межличностногоповедения. При этом противоположные по своей сути варианты расположены по отношениюдруг к другу на диаметрально полярных точках окружности.
Л.Н. Собчик модифицировала методику интерперсональной диагностики Т.Лири [30] и выделила восемь «октантов», каждый из которых отражает определённыйстиль межличностного взаимодействия индивида со средой [30,76-77] (рисунок 1).
/>
Рисунок 1. Типы межличностных отношений по Л.Н. Собчик
Первые четыре типа межличностных отношений характеризуются преобладаниемнеконформных тенденций, из них прямолинейно-агрессивный и недоверчивый-скептический- склонностью к конфликтным проявлениям, а властный-лидирующий и независимый-доминирующий- большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения,тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта — покорно-застенчивый,зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный и ответственно-великодушный- представляют противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность(покорно-застенчивый и зависимый-послушный), склонность к компромиссам, конгруэнтностьи ответственность в контактах с окружающими (сотрудничающий-конвенциальный и ответственно-великодушный).Степень выраженности того или иного типа межличностных отношений в первую очередьзависит от интенсивности эмоциональной окраски интерперсонального взаимодействияиндивида с окружающими его людьми [30, с.82].
Таким образом, в работах большинства авторов совокупность отношенийсубъекта общения располагается в пространстве трёх координат, каждая из которыхимеет негативный и позитивный полюс. В эти координаты вписываются три группы отношений:
1) степень аффилиации (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть);
2) доминирование — подчинение;
3) включённость — «отсутствие».Т. Лири, а за ним и Л.Н. Собчикрасположили характеристики восьми разных вариантов межличностного поведения в видезамкнутого континуума. При этом противоположные по своей сути «октанты»расположены по отношению друг к другу на диаметрально полярных точках окружности.1.3 Принципы и методы диагностики межличностных отношенийв группе
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существованиячеловека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве,продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках,значимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическуюи практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значениедля всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям (ВН. Мясищев,1969; Н. Sullivan, 1953) Межличностные отношения проявляются в большом разнообразиисфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которыхдействуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существуетогромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений.
Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношенийвозможна на различных основаниях:
а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповыхпроцессов, диадных отношений и т.д.);
б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности,совместимости и т.д.);
в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективныеметодики, социометрия и т.д.);
г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений(методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражениямежличностных отношений и т.д.) [13, с.31].
Возможны и другие критерии систематизации методик. Одна из самых известныхметодик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу(R. Bales, 1970), который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрироватьразличные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдательможет анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям,которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, областьрешения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодарятакой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповойдинамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например, человек, получившийвысокий балл при решении проблем, рассматривался как деловой лидер, а в областипозитивных эмоций — как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика описаныв отечественной литературе (В.Б. Ольшанский, 1981; Г.М. Андреева, 1980). Перспективнымнаправлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдениеза игровым имитированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за поведениемчеловека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностныхотношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специальносконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства,конкуренции и кооперации в диаде, больших по численности группах взаимодействия.Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения.Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальныеличностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессыобщения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стильлидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д.Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники,составить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений. Примерамитаких попыток являются Калифорнийский психологический опрос — ник личности (CPI).Он был разработан по принципу MMPI (подробнее об этой методике см. в 6) в конце60 — х гг. американским психологом Дж. Гоухом. Цель или назначение этого опросника- «предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а такжепредсказать, что другие скажут о них». В отличие от MMPI CPI предназначен дляздоровых людей и выявляет социально — психологические характеристики личности. Опросниксостоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить «да»или «нет», «верно» или «неверно». Большинство вопросовкасаются типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого.Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами, по 18 шкалам опросникастроится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четырегруппы.
Шесть шкал, входящих в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенностьи адекватность в межличностных отношениях. Это шкалы доминирования, способностейприобрести социальный статус, социальности, общительности, самовосприятия и чувстваблагополучия. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственностьи межличностные ценности. В нее включены также 6 шкал — ответственности, достигнутойсоциализации, самоконтроля, толерантности (терпимости к другим мнениям, верованиям,поведению), благоприятного впечатления и обычности. Третья группа шкал измеряетпотенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность. Шкалыдостижения включают конформность, отстаивание своей независимости, интеллектуальнойэффективности. В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гибкость, женственность.Несмотря на слабые места (аналогичные тем, которые есть в MMPI), CPI является, помнению ведущих психологов Запада, на сегодняшний день лучшим опросником такого типа,направленным на диагностику личностных свойств, влияющих на межличностные отношения.Интерпретация результатов теста CPI производится на языке здравого смысла, а нена специальном психологическом жаргоне, что позволяет использовать получаемые результатыв психологической практике. Его методическая разработанность — одна из самых высоких.Исследования с CPI проводятся для прогнозирования таких критериев, как:
а) успеваемость в старших классах и колледже;
б) вероятность ухода из школы;
в) детская преступность;
г) последствия условного досрочного освобождения [13, с.33].
Обширное обследование профессиональных групп показало высокую адекватностьэтой методики и для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональнойдеятельности, что, имеет большое практическое значение для профессионального самоопределенияшкольников в старших классах.
Межличностные отношения имеют сложную структуру, они интегрируют в себемногие психологические свойства личности и пронизывают разные уровни организацииличности. Поэтому вряд ли можно полностью раскрыть человеческие отношения, используяодин, даже очень хорошо разработанный тест. Часть методик, направленных на диагностикумежличностных отношений, в частности, такой составляющей, как статус личности вмежличностных отношениях, будет рассмотрена в специальном параграфе позднее.
Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детальнознать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида Личность активна, и ее отношение к действительноститребует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решенияв той или иной форме новых творческих задач. На психологическую диагностику субъективногоотражения межличностных отношений и направлены методики, среди которых особое местозанимает методика тематической апперцепции. Методики исследования субъективногоотражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запросыприкладных областей психологии — индивидуальной и семейной психологических консультаций,в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мирачеловека. Большинство этих методик — проективные. Примером такой методики являетсяFPI — методика исследования межличностных отношений в семье (J. Howells, J. Lickowish,1967), которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. Полныйвариант теста составляет 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных в этихсценах детей — 7 — 12 лет.16 картинок подходят для исследования семей, в которыхесть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплектиз 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если всемье есть и мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Дается такаяинструкция: «Тут у меня несколько картинок, на которых изображены что — тоделающие люди. Некоторые из них — мальчики и девочки, другие — взрослые. Я хочу,чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи,что они делают (по твоему мнению), что говорят». Рассказы по каждой картинкеанализируются по их синтаксической и грамматической структуре. Ответы разделяютсяна главные, дополнительные предложения, восклицания. Эти синтаксические единицыотделяются друг от друга черточками. В последующем каждая из них анализируется какединица информации, принадлежащая одной из указанных категорий: К — 1 — описаниекартинки; К — 2 — взаимодействие людей; К — 3 — характеристика личности; К — 4- разное. После заполнения матриц (см. табл.1) на каждую картинку делается общаяинтерпретация семейных отношений, как они отражаются в психике отдельного членасемьи. Если этой методикой обследованы все члены семьи, то она позволяет получитьи более сложную и глубокою информацию о межличностных отношениях в семье.
Подводя итоги по первой главе, необходимо отметить, что проблема мотивациимежличностных отношений широко освящена в психологической науке, при этом важноеместо уделяется проблеме классификации межличностных отношений, которые позволяютустановить основные принципы и методы диагностики межличностных отношений в группах,их изучение позволяет проводить практические исследования мотивации межличностныхотношений в группе, что и будет предметом практической части исследования.
Глава 2 Практическое исследование мотивации межличностныхотношений в группе2.1 Описание методов исследования
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеменами была сформулирована гипотеза практической части исследования о том, что: впроцессе становления группы во время обучения в ВУЗе, происходит качественное изменениемотивационной сферы межличностных отношенийстудентов.
Исходя из цели, в практической части работы были поставлены следующиезадачи:
Изучить особенности мотивации межличностных отношений в группестудентов.
Произвести сравнительный анализ полученных данных.
Для проведения практического исследования была выбрана методикадля измерения мотивации аффиляции, которая является модификацией тест-опросникаА. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов) [18].
Данная методика была выбрана потому, что позволяет оценитьличностную мотивацию аффиляции, при этом тест-опросник мотивации аффиляции (ТМА)предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящихв структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страх отвержения(СО).
Методика применима для измерения интенсивности двух мотивов(СП) и (СО) у школьников, студентов и взрослых.
Тест представляет опросник, состоящий из двух шкал: шкалы мотива(СП) и шкалы мотива (СО).
На основе двух индексов СП и СО выделяют четыре типа мотивов.Для этого суммарные баллы всей выборки испытуемых ранжируются как по шкале для СП,так и по шкале для СО. Далее выделяются четыре подгруппы испытуемых: высокий — низкий(СП выше медианы, а СО ниже медианы), низкий — низкий (СП ниже медианы, а СО вышемедианы), высокий — высокий (СП выше медианы, СО выше медианы), низкий — высокий(СП ниже медианы, СО выше медианы).
Для испытуемых группы «высокий — низкий» характеренмотив «стремление к приятию», а для испытуемых группы «низкий — высокий»- мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивностьэтих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий — высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у других низкая.
Данные тест-опросника для измерения мотивации аффиляции позволяютвыделить 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страхаотвержения.2.2 Ход проведения исследования
В данном исследовании принимали участие студенты 1, 4 курса обучающиесяв Гродненском университете, выборка состояла из 20 студентов 1 курса — 10 юношей,10 девушек и 20 студентов 4 курса — 10 юношей, 10 девушек, таким образом общее количествореспондентов составило 40 испытуемых.
При этом испытуемым были розданы бланки тест-опросников (прил.),со следующими инструкциями «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельныхсторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйтеследующую шкалу:
+3 — полностью согласен
+2 — согласен
+1 — скорее согласен, чем не согласен
0 — нейтрален
1 — скорее не согласен, чем согласен
2 — не согласен
3 — полностью не согласен
Прочтите утверждения текста и оцените степень своего согласия(или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьтецифру, соответствующую выбранному Вами ответу.
Не тратьте время на обдумывания ответов. Давайте тот ответ,который первым пришел к Вам в голову.
Каждое последующее утверждение читайте только после того, какВы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработкепроизводится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов наотдельные пункты теста.
Результаты теста будут использованы только для научных целейи дается полная гарантия их неразглашения. В тесте нет „хороших“ или»плохих" ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятноевпечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение. Если у Вас возникликакие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайтек работе".
Процедура подсчета суммарного балла, заключалась в следующем:по каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Используется следующая процедура.Ответам испытуемого на прямые пункты опросника (отмечены знаком "+" включе) приписываются баллы на основе следующего соотношения, табл.1:
Таблица 1 — Процедура подсчета по прямым вопросам+ -3 -2 -1 +1 +2 +3 1 2 3 4 5 6 7
Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмеченызнаком " — «в ключе) приписываются баллы на основе соотношения представленногов табл.2:
Таблица 1 — Процедура подсчета по обратным вопросам+ -3 -2 -1 +1 +2 +3 7 6 5 4 3 2 1
Согласно ключей по шкалам:
Ключ к шкале СП: +1, +2, — 3, — 4, +5, — 6, +7, — 8, — 9,- 10, — 11, +12, — 13, +14, +15, — 16, — 17, — 18, — 19, +20, — 21, +22, — 23,- 24, — 25, +26, — 27, — 28, — 29, +30.
Ключ к шкале СО: +1, +2, +3, +4, — 5, — 6, +7, +8, +9, +10,- 11, +12, — 13, +14, +15, — 1, +17, +18, +19, — 20, — 21, +22, +23, — 24, +25,- 26, +27, +28, — 29, +30, — 31, +32.2.3 Анализ результатов исследования
В результате интерпретации данные распределились следующимобразом (табл.3):
Таблица 3 — Интенсивность проявления мотивов стремления к принятиюи страха отвержения у студентовКритерии Группа % Интенс.2-х мотивов высокая 1 курс 35% 4 курс 30% СП 1 курс 20% 4 курс 25% СО 1 курс 15% 4 курс 20% Интенс.2-х мотивов низкая 1 курс 30% 4 курс 25%
Таким образом, для студентов 1 курса исходя из данных таблицы3 видно, что в данной группе преобладают студенты у которых интенсивность обоихмотивов высокая, что говорит о том, что индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов,характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людями их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречатьсяс незнакомыми людьми.
Притом, что в данной группе выявляется преобладание мотиваСО над мотивом СП, что говорит о том, что индивид активно ищет контактов и общенияс людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.
Для 4 курса, по группе у большего числа из них интенсивностьобоих мотивов высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладаетнад числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения, что говорит о том,что индивиды, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, активно избегает контактовс людьми, ищет одиночества.
Таким образом, в ходе работы над практической частью исследования намибыло дано описание методов исследования, освящен ход проведения исследования, врезультате которого было установлено, что у студентов первого курса более выраженостремление к общению и стремление выделиться в группе, у студентов четвертого курсав мотивации межличностных отношений на первый план выходит желание уединения.
Заключение
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме показал,что проблема мотивации межличностных отношений является одной из фундаментальныхи противоречивых проблем в психологии, что связано с тем, что мотивационная сферачеловека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенныеиерархические структуры. При этом несмотря на обилие методик диагностики мотивациии межличностных отношений методик объединяющих данные направления исследования насегодняшний день разработано не так уж и много.
В ходе практического исследования, нами была предпринята попытка изученияособенностей мотивации межличностных отношений студентов в разные периоды обучения,для этого, мы изучили мотивацию аффиляции в группах первого и четвертого курсов.Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, что у студентов первогокурса более выражено стремление к общению и стремление выделиться в группе, у студентовчетвертого курса в мотивации межличностных отношений на первый план выходит желаниеуединения, что позволяет говорить о том, что подтверждается гипотеза исследования,таким образом можно говорить о достаточной практической значимости работы.
Список использованной литературы
1. Асеев, В.Г. Мотивация деятельности и формирование личности / В.Г. Асеев.- М., 1996. — 212 с.
2. Аритова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Аритова// Вестник МГУ сер. Психология — № 4, 1998. — С.40-52.
3. Алексеева, М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом/ М.И. Алексеева // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности — М.,1986. — 432 с.
4. Айламадян, А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемыи экспериментальное изучение. Вопросы психологии / А.М. Айламадян.М., 1990. — №4. — С.24 — 36
5. Батаршев, А.В. Современные теории личности: Краткий очерк / А.В. Батаршев.- М., 2003. — 96с.
6. Бжалова, И.Г. Установка и поведение / И.Г. Бжалова. — М., 1989. — 120 с.
7. Божович, М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович.- М., 1986. — 344 с.
8. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации / И.И. Вартанова // ВестникМГУ. Психология. сер 14 — 1998г. № 2.
9. Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении. Вопросыпсихологии / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакмаева. — М., 1997. — № 4. — С.44 — 49
10. Власова, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшегошкольного возраста. Вопросы психологии / Н.Н. Власова. — М., 1997. — № 3. — С.53- 57
11. Ваник, Д., Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достиженияи контроля действий. Вопросы психологии / Д. Ваник, Ф. Ман. — М., 1989. — № 3.- С.12 — 17
12. Волков, К.Н. Психология о педагогических проблемах / К.Н. Волков. — М., 1981.- 533 с.
13. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / К.М. Гуревич.- М., 1997. — 299 с.
14. Донцов, И.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентовпсихологов. Вопросы психологии / Донцов И.И., Г.М. Белокрылова. — М., 1999. — №2. — С.55 — 59
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Ростов на Дону, 1998.- 322 с.
16. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности.Вопросы психологии / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский. — М., 1989. — № 6. — С.121- 129
17. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессиональносамоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии / Л.Н. Захарова.- М., 1998. — № 2. — С.24 — 29
18. Измерение мотивации аффиляции / ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения// cito-web. yspu. yar.ru
19. Климов, Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к трудуи выбору профессии. Вопросы психологии / Е.А. Климов. — М., 1985. — № 4. — С.87- 92
20. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов.- Ростов на Дону, 1996. — М., 333 с.
21. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. — М., 1989. — 298 с.
22. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А.Лабунская. — Ростов-на-Дону, 1999. — 608с.
23. Лапкин, М.М. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентовв вузе / М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева. — Психологический журнал. — Т.14. — М., 1996.- № 4. — С.49 — 55
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Создание личности / А.Н. Леонтьев. — М., 1977.- 444 с.
25. Матюшкина, М.В. Особенности мотивации учения младших школьников / М.В. Матюшкина.- Вопросы психологии. — М., 1985. — № 1. — С.44 — 48
26. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова,А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. — М., 1989. — № 1. — С.38 — 46
27. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.Орлов. — М., 1990. — 302 с.
28. Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепциимотивов учения / С.П. Манукян // Вопросы психологии. — М., 1984. — № 4. — С.28- 34
29. Немов, Ф.С. Психология / Ф.С. Немов. — М., 1991. — 2 кн. — 543 с.
30. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/ Л.Н. Собчик. — СПб., 2003. — 624с.
31. Шевандрин, Н.И. Мотивация / Н.И. Шевандрин, И.В. Коваленко // Детский психолог.- М., 1995. — № 7. — С.55 — 64
32. Шалионов, Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковоми юношеском возрасте / Г.М. Шалионов // Автореферат. С-Пб. 1997.
33. Юпитова, А.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов/ А.В. Юпитова, А.А. Зотова. — Социс, 1997. — № 3. — с.34 — 39
34. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М.- М., 1969. — 349 с.
35. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. — С-Пб., 1998. — 544с.

Приложение
Тест опросник для измерения мотивацииаффиляции.
Тест опросника для шкалы (СП)
Я легко схожусь с людьми.
Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставатьсяодин.
Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считалискорее способным и сообразительным чем общительным и дружелюбным.
Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто и охотно, чемделаю редко и лишь по особым случаям.
От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большойкомпании.
Мне нравиться заводить как можно больше друзей.
Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чемна оживленном курорте.
Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
Когда я встречаю на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинутьсяс ним хотя бы парой слов, чем пройти, просто поздоровавшись.
Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю прочнымдружеским узам.
Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способзавести друзей.
Если мне нужно приять важное решение, то я скорее посоветуюсьс друзьями, чем стану обдумывать его один.
Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
У меня очень много близких друзей.
Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсья им или нет.
Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.
Открытые эмоциональные люди привлекаю меня больше, чем серьезные,сосредоточенные.
Я скорее прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведувремя на вечеринке.
Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждатьсявидами или одному посещать достопримечательности.
Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее одни,чем когда осуждаю ее с другими.
Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитыватьтолько на свои силы, чем надеяться помощь друзей.
Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочныхдел.
Оказавшись в новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше,чем оживленная вечеринка.
Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерятьличную свободу.
Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показыватьсвоих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселойкомпании.
Тест опросника для шкалы (СО)
Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал бы противоречитьмне при посторонних людях.
Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.
Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которыеменя не любят.
Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в ихспор, даже если с кем-то из них не согласен.
Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то яне решусь попросить его снова.
Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаючеловека.
Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу,чем прерву говорящего и попрошу повторить.
Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
Мне трудно говорить людям „нет“.
Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу,что одет не по случаю.
Я болезненно воспринимая критику в свой адрес
Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаюбрать с собой друга.
Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
Временами я уверен, что никому не нужен.
Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразилсяв мой адрес.
Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.
После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильноли я вел себя.
Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, япочти всегда жду, что мне откажут.
Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь,я чувствую себя неуверенно.
если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямоуказываю ему на это.
Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меняс укором.
Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсьв беседу, чем держусь в стороне.
Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то вещь,занятую у меня на время.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.