Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра теории и практики государственного
регулирования экономики
ДОКЛАД
по дисциплине «Психология делового общения»
на тему: «Диалог как форма психологического воздействия»
Студентки
4 курса 9 группы
Борищенко Анны Антоновны
Ростов-на-Дону 2010
Содержание
Введение
1. Диалогическая природа общения
2. Диалог как форма психологического воздействия
3. Структура психологического воздействия
Вывод
Список использованных источников
Введение
В реальной психологической практике феномен психологического воздействия выступаеткак интегральный и отчетливо проявляет себя на разных уровнях, предполагающих эффективноеиспользование конкретных психологических средств и методов, будь то воздействие,опосредованное средствами массовой коммуникации или реализующееся в прямом контакте«лицом к лицу», т.е. диалог, характер и эффективность которых обусловливаетсяконкретными условиями реализации и задачами, определяющими содержание и форму психологическихвоздействий. В данной работе мы рассмотрим наиболее общие проблемы, связанные схарактером и возможностями психологического воздействия одного человека на другогов процессе непосредственного межличностного общения, дадим определение диалога,раскроем его цель, специфику, главное об общении и об его роли в развитии характераи других психических образований в личности каждого человека.
1. Диалогическая природа общения
Диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличиедвух равноправных участников общения.
При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника,нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалогвсегда предусматривает двустороннее творчество.
Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга.На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат толькосамих себя, — это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никакихточек соприкосновения. Общение характеризует — взаимодействие людей, в котором они,побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами,осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает нанаши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, какход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерныдля его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношенияоказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращенына других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг сдругом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могутболее или менее сильно скорректировать характер отношения. Вместе с тем, какой учеловека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близкок действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своемобщении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точностьрасшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этойличностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимостине только прослеживаются, но и объясняются. Общение людей может быть ситуационным(например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостироватьбилет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже- свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженнымролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора,или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный).И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараютсядо тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбратьспособы обращения друг с другом.
Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определеннойподготовленности — в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской,в третьих индивидуально-психологической — не все люди чувствуют себя психологическикомфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективнымпричинам возникают психологические трудности общения.
2. Диалог как форма психологического воздействия
Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократномуобмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать основной единицейдиалога. Его связность задается целенаправленностью акции и целесообразностью реакции.Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фактическая,включающая двух собеседников, обменивающихся взаимонаправленными речевымидействиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий,- то, о чем идет речь, предмет речи. Развитие диалога основано на содействииобщению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатордиалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцеплениеактов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.
Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога- это управление или поиск содействия; ответные стратегии — подчинения,содействия или противодействия. Цели сообщения могут определятьтактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании выбраннойстратегии.
В соответствии с этими целями (общения и сообщения) речевые действиямогут быть разложены на элементарные составляющие: речевое воздействие, объектомкоторого является собеседник, и собственно коммуникативное действие, объектомкоторого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторойпропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение желательности, необходимости,неизбежности некоторого положения дел во внешней ситуации, которая мыслится отличной,отдельной от ситуации общения) и рассматривается как коммуникативное действие. Вязыке такие действия фиксируются в глаголах с валентностью на объект речи: доказыватьгипотезу, отрицать факт, предсказывать будущее, сомневаться в успехе и т.п.
Речевое воздействие — это то, что является движущей силой диалога:некоторое приглашение к взаимодействию (А.Н. Баранов и Г.Е. Крейдлин обозначаютего термином «иллокутивное вынуждение»). Даже самое обычное высказывание,не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенностик собеседнику. В различных своих формах это может быть просьба и отказ, вопрос иразъяснение, приветствие и извинение. Для глаголов, выражающих речевое воздействие,характерно наличие актанта — адресата речи: просить кого о чем, разрешать комучто, докладывать кому о чем, благодарить кого.
Речевое воздействие в современных исследованиях (П.Б. Паршин,А.Н. Баранов, А.А. Котов [12; 8]) часто понимается как манипулирование, обман, скрытоевнушение. Но само понятие шире и не обязано иметь такой морально-оценочный аспект.
Если исходить из начального представления о речевом воздействии- то это воздействие словом, высказыванием на поведение или образ мыслей собеседника,некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле. Доречевое воздействие- взглядом, жестом — на уровне психологического контакта — осуществляет порой бессознательноеподчинение. Пара, связанная таким контактом, представляет как бы единый механизм,остатки которого и в речевом общении проявляются в автоматизме, естественности ответана обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействияобщению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить. Первичнаяформа речи — команда по Ю.В. Кнорозову, интердикция (запрет) по Б.Ф. Поршневу — это управление поведением адресата. Речевое, знаковое воздействие можно поместитьгде-то между физическим, непосредственным, и психологическим, доречевым. Речевоевоздействие усиливается при непосредственном, зрительном контакте (это используетсяпри гипнозе).
Кроме коммуникативного действия и речевого воздействия, в структуреречевого действия можно выделить еще одну элементарную составляющую — речевоесамовыражение. У него нет собственного объекта, как и нет обязательной валентности(кроме субъектной) у глаголов, описывающих это действие: шутить, дразниться,грозиться (акцент на субъекте действия).
Все эти элементарные составляющие могут быть заключены в любомречевом действии, однако обычно одна из них активизируется в соответствии с коммуникативнымнамерением говорящего. При этом адресат может отреагировать на любую другую — иэто создает более широкую перспективу ведения диалога, увеличивая число возможныхтактических ходов.
Акт речевого взаимодействия может анализироваться на основанииязыковых особенностей составляющих его реплик, но это само по себе не дает возможностивыйти за пределы обычной грамматики. Для более глубокого объяснения диалогическихявлений необходимо рассматривать его в ситуации общения.
Необходимыми компонентами ее модели являются:
1. Собеседники, вступающие в общение с определенными целями ив определенных ролях;
2. Наличие общего кода;
3. Контакт, обеспечивающий обмен речевыми действиями.
Модель ситуации общения предполагает несколько уровней интерпретации:социальный, психологический, собственно коммуникативный. Все эти уровни,относятся, по сути, к прагматике.
Так, на социальном уровне речь идет о выборе стратегий, задаваемомцелью общения — воздействия (управления или поиска содействия) — инициатора диалога.На выбор стратегии оказывают влияние социальные роли участников общения (Начальникаили Подчиненного, Учителя или Ученика и т.д.). Собеседник может избрать ответнуюстратегию подчинения, содействия или противодействия (впрочем, для определенныхсоциальных ролей — например солдата в диалоге с офицером — стратегия противодействиязапрещена). Наличие общего кода является необходимым условием взаимодействия собеседников.Социальное содержание общего кода не сводится к общему языку, но предполагает знаниенорм социального взаимодействия, этикетных правил. Контакт также имеет социальноесодержание: соотношение социальных ролей (по признакам: Выше — Ниже, Свой — Чужой)задает один из его возможных вариантов — формально-иерархический, формально-нейтральный(к Чужому) или неформальный. Для каждого из них действуют свои ограниченияв выборе тактических форм, большие для формальных типов, меньшие для неформальных.
Психологический уровень общения — это реализация стратегий взаимодействия,т.е. столкновение личностей, воль; на нем производится поиск тактических приемоввоздействия, форм речевых действий. Психологические роли — это и есть те способысамовыражения, которые выбирают собеседники: это могут быть роли Просителя или Благодетеля,Обиженного или Обидчика, Насмешника или Мишени, Поклонника или Кумира. Посколькуроли парные, то выбор Инициатора диалога требует стратегии содействия со стороныадресата[2]. В психологическом плане диалог можно уподобитьигре, в которую участники вступают в разных позициях: сильной и слабой, — и развитиеигры приводит их либо к подтверждению баланса, либо к смене ролей.
Психологическое содержание общего кода для каждой пары свое собственное:это могут быть особые речевые формы общения, мимика, жесты, позы.
Контакт на психологическом уровне характеризуется степенью расположенностик общению в данной ситуации, к игре в предложенных позициях. Она может быть позитивнойу обеих сторон, либо негативной, либо нулевой, или же контакт может быть несимметричным.Каждый из вариантов по-разному влияет на развитие диалога: либо способствуя, либопрепятствуя ему. В более широком смысле психологический контакт — это не толькорасположенность к общению, но и понимание эмоционального состояния собеседника,даже способность к молчаливому сотрудничеству. Наконец, коммуникативный уровеньдобавляет более конкретные характеристики ситуации общения. Так, конкретную коммуникативнуюцель, цель сообщения, формирует обычно Инициатор диалога (это и есть его коммуникативнаяроль), тот, кому есть, что сказать или о чем спросить. Его адресат принимает рольОтвечающего или Отзывающегося. Для характеристики кода на коммуникативном уровневажно, чтобы он был если не полностью общим, то хотя бы обеспечивающим определенныйминимум понимания.
Контакт на коммуникативном уровне может быть охарактеризованрядом бинарных признаков: непосредственный — опосредованный, речевой — неречевой,информационный (коммуникативный) — неинформационный (некоммуникативный). Непосредственныйконтакт — это общение находящихся рядом собеседников, с возможностью повернутьсялицом к лицу, взглянуть в глаза друг к другу, улавливать мимику. Он важен для оценкиэмоциональной реакции собеседника. Опосредованный контакт может иметь место приотсутствии зрительного. Речевой — когда стороны пользуются звуковой речью,неречевой — без ее участия. Наконец, коммуникативный — это контакт, при которомпроисходит взаимопонимание, основанное на заинтересованном восприятии передаваемойинформации. Фактические акты не требуют коммуникативного контакта (например, обменприветствиями, прощание и т.п.). Поддержанию коммуникативного контакта служат акциивыяснения, уточнения.
3. Структура психологического воздействия
В настоящее время существуют различные модели диалога, анализаречевых стратегий и классификации речевых действий. Грамматика диалога предлагаетсякак еще один способ описания диалога, ориентированный на его социально-коммуникативнуюприроду и позиционно-игровой характер. Воздействие всегда реализуется в общении,будь то обычный разговор, или — в случае манипулирования общественным сознанием(пропаганда), — в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либотекста.
Для психологов представляет интерес прежде всего место речи всистеме высших психических функций человека — ее взаимоотношении с мышлением, сознанием,памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражаютструктуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривают речь какречевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (еслиона имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности),или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевойдеятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия,т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»или «речь про себя»), реализации и контроля.
Специфика речевого действия, в сравнении с другими видами действияформируется следующим образом: 1) речевое действие всегда коммуникативно (от лат.communico- делаю общим, связываю) и может быть всегда понято и интерпретировано; 2) речевоедействие осуществляется с помощью элементов знаковой системы; 3) речевое действиеосуществляется во взаимодействии с другими типами действия; 4) речевое действиеосуществляет когнитивную (от лат. cognitio — знание) функцию, в ходе его планированияи реализации протекают определенные мыслительные и оценочные процессы (Н.А. Безменова,1991).
Искусство «направлять интеллект и действовать» предполагает внушениедругому «мысли, чувства, решения, чтобы овладеть его разумом, сердцем и волей»(A. Pelhssier, 1894 г.). Влияя на огромные массы людей, оратор формирует мнение,о котором Б. Паскаль говорил, что оно правит миром. Наиболее известным являетсясовременное определение риторики, хорошо согласуемое с классическим, как теорияубеждающей коммуникации (C. Perelman, 1977 г.).
Объект классической риторики — монологическая речь.В ней решение сверхзадачи(влияние на систему убеждений другого человека) упрощается из-за единственной целии однонаправленности коммуникации. В диалоге, как и в любой форме интеракции (отангл. interaction — взаимодействие), коммуникативные шансы симметричны, поэтомувоздействие имеет более сложную направленность.
Вывод
Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживаетопределенную направленность. Готовность человека к полноценному межличностному общению- это сложнейший многокомпонентный процесс, который предполагает одновременное развитиепсихики человека по нескольким взаимосвязанным направлениям. Главное в нем формированиегуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, т.е. достижениетакого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда онвоспринимается как самая большая ценность.
Психологические факторы обеспечивающие успешность или затрудненностьобщения. Сформированность в личности направленность на человека способствует успешностиобщения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способоввзаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, котороепорождает в личности ориентировку, прежде всего на положительные качества в другомчеловеке. А такая ориентировка важна для общения, т.к. она способствует раскрытиюличностного потенциала человека, с которым мы общаемся. Помимо направленности налюдей — своеобразной психологической «повернутости» к ним, человек, чтобыграмотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональнойи волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивали.Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя воображение.Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другогочеловека. Важнейшим компонентом успешного общения, также является умение выбиратьпо отношению другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращенияс ним. Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание ихобычно тесно друг с другом связаны. Очень многое в нашей способности правильно настраиватьсяна другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведениязависит от нашего знания не только другого человека, но и, прежде всего — самихсебя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведениемв различных ситуациях общения.
Список использованных источников
1. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалогв практике обучения, воспитания и … Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалёва, Г.А.Ковалёва. -М.: Изд.АПН СССР, 1986, С.113-127.91. Копьев А.Ф. О
2. Диалог как форма психологического воздействия. // Из: «Общениеи диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации».М.,1987, совместное Г.А; Ковалевым
3. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психологические проблемывоспитания в современных условиях // Советская педагогика. 1991. №5.