Реферат по предмету "Психология"


Диагностика к школе

Методика «Беседа»
Автор: А.Л. Венгери М.Р. Гинзбург
Апробация:
Цель:выявление отношения к школе и учению.
Стимульныйматериал: вопросы (10).
Проведениеобследования: обследование проводится в форме беседы. Ответы регистрируются.
Вопросы:
Ты любишьиграть? Во что? (Обратить внимание, названа ли школа. Если да – зачеркнутьпервый номер).
Играешь литы когда – нибудь в школу? Чем тебе нравится (не нравится) эта игра? (Если да,зачеркнуть 2 номер).
Ты хочешьучиться в школе? (Если да – зачеркнуть номер 3).
Что в нейинтересного? (Если названо что-то – зачеркнуть номер 4).
Ты хотел быучиться дома с мамой? В детском саду с воспитательницей? В школе сучительницей? (Если выбрана школа – зачеркнуть номер 5).
Почему?(Если дано хотя бы одно обоснование – зачеркнуть номер 6).
Ребёнкудаются картинки на разные сюжеты, в том числе и школьные. Задание: «Выберикартинку, в которую тебе захочется „перепрыгнуть“, как будто ты –там. ». (Если выбрана школа – зачеркнуть номер 7).
Что тебе вшколе нравится больше всего?
Почему?
Я будурассказывать маленькие истории, а ты будешь говорить, что бы ты сделал илисказал, если бы такая история произошла с тобой:
а) представьсебе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Сынок, ты у меня ещёмаленький и тебе ещё рано ходить в школу. Хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебяпока не брали в школу? Что ты скажешь маме? ». (Если выражает несогласие –обозначение пункта зачёркивается).
б) представьсебе, что мама так и сделала: договорилась, и тебя не взяли в школу. Ты утромвстал, умылся, покушал. В школу идти не надо, делай что хочешь. Что бы сталделать, пока все другие ребята будут в школе? Или лучше всё – таки пойдёшь вшколу с друзьями? (Если да – зачеркнуть пункт «б»).
в)представь, что ты вышел погулять и встретил малыша. Ему столько же лет, сколькотебе, но он не ходит в школу. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобыхорошо подготовиться к первому классу. Что ты ему посоветуешь сделать? (Закаждый правильный ответ ставиться один «плюс»).
г) как, по –твоему, может лучше, чтобы в школе тебя учила не учительница, а занятияпроводили мамы по очереди? (Если не согласен – пункт зачёркивается).
д) представьсебе, что есть две школы. В одной есть все школьные уроки, ученики ведут себя,как скажет учитель. В другой школе – только пение, рисование, физкультура.Можно вести себя, как хочешь. В какую школу ты хотел бы пойти учиться и почему?(Если выбрал полную школу – пункт «д» зачёркивается).
Обработкарезультатов: за каждый не зачёркнутый ответ – 1 балл. Отношение к школе иучению: 0 – 4 балла – на высоком уровне; 5 — 9 баллов – на среднем уровне; 10 –14 баллов – на низком уровне. Методика «Тестовая беседа»
Автор: С.А. Банков
Апробация:
Цель:диагностика мотивационной готовности к школе.
Стимульныйматериал: вопросы (5).
Проведениеобследования: обследование проводится в форме беседы. Ответы регистрируются.
Вопросы:
Ты хотел быучиться в школе? а) да – 1 балл; б) нет –0 баллов.
Представьсебе, что есть разные школы, в которых: а) дети только учатся читать, считать иписать – 1 балл; б) не учатся, а только играют в школу – 0 баллов; в) делают,что хочется, если хотят – играют – 1 балл. В какую из этих школ ты хотел быходить?
Представьсебе, что волшебник захотел сделать тебе подарок. Какой подарок бы ты выбрал:а) вкусные конфеты – 0 баллов; б) интересную книжку – букварь, по которой можнонаучиться читать – 1 балл; в) игрушку, которую ты давно хотел – 0 баллов.
Представьсебе, что у тебя есть два знакомых мальчика (девочки), которые учатся в школе.С кем из них ты хотел бы подружиться: а) с Сашей (Машей), который (ая) оченьхорошо учится, много знает, но не умеет весело играть – 1 балл; б) с Димой(Леной), который (ая) учится не очень хорошо, но знает много игр и с ним (сней) весело – 0 баллов; в) с обоими, или не можешь выбрать – 1 балл.
Что бы ты впервую очередь положил в новый портфель: а) азбуку, чтобы научиться читать – 1балл; б) тетрадь или ручку, чтобы учиться писать – 1 балл; в) любимую игрушку –0 баллов.
Обработкарезультатов: мотивационная готовность считается удовлетворительной, еслиребёнок набрал 3 балла. Методика Керна – Ирасека
Автор: А.Керн в модификации И. Ирасека
Апробация:
Цель:выявление уровня психического развития ребёнка, развитие его глазомера,способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательныхкоординаций.
Стимульныйматериал: карандаш, лист бумаги с образцом фразы и конфигурацией из 10 точек.
Проведениеобследования: ребёнку (группе детей) даётся лист бумаги, на лицевой сторонекоторого записывается имя, фамилия ребёнка, дата его рождения и оставляетсяместо для выполнения первого задания. Карандаш кладётся перед ребёнком так,чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Даётсяинструкция к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается,где) нарисуй какого – либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение,помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка недопускается. На вопрос, можно ли нарисовать тётю, необходимо объяснить, чтонужно нарисовать именно дядю. Если же ребёнок начал рисовать женскую фигуру,можно разрешить ему дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал мужскуюфигуру.
Когдарисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратнойстороне которого заранее нарисован образец фразы (второе задание) иконфигурация из 10 точек (третье задание), которые ребёнок должен повторить.Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-тонаписано. Ты ещё писать не умеешь, но попробуй, смог (ла) бы ты написать.Хорошенько посмотри, как это написано и рядом напиши то же самое». Есликто-нибудь из детей не рассчитывает длину графы и третье слово у него не будетпомещаться, нужно сказать ребёнку, что его можно написать ниже или выше.
Третьезадание даётся по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом также их нарисовать». В этом случае необходимо указать, гдеможно рисовать, т.к у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. Задетьми необходимо наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Преждевсего необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет,не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимотакже отметить, не вертится ли ребёнок, не падает ли у него карандаш, нужно липри его работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образеци т.д.
Обработкарезультатов: каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5(наихудшая).
Задание 1.Рисование мужской фигуры.1 балл – у нарисованной фигуры должна быть голова,туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна бытьбольше, чем туловище). На голове – волосы (возможны шапка или шляпа), уши, налице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятьюпальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическимспособом.
2 балла – выполнениевсех требований как в оценке 1, кроме синтетического способа изображения.Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должнаотсутствовать какая – либо часть лица.
3 балла – уфигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ногинарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках,ступни на ногах.
4 балла –примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары)изображены одной линией.
5 баллов –отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание 2.Имитация написанного текста.
1 балл –имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по вышине превосходитьте, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложениеотклонено от прямой линии не больше, чем на 30.
2 балла –предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота необязательна.
3 балла –буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – собразцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет ещё видимость и письма.
5 баллов –каракули.
Задание 3.Срисовка группы точек.
1 балл –точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика илистроки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.
2 балла –количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить триточки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.
3 балла –общее впечатление – похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20 и меньше чем7. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180.
4 балла –рисунок лишь напоминает образец, но всё – таки он сделан из точек. Величина иколичество точек не существенны. Другие изображения, например, линиинедопустимы.
5 баллов –каракули.
Оценкаполученных результатов. Детей с результатами 15 баллов необходимо рекомендоватьк дальнейшему медико – педагогическому обследованию. «Школьно –зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трёх заданийданного теста 3 – 5 баллов, «среднезрелыми» — 6 – 9 баллов и«незрелыми» — 10 баллов. Диагностика опосредствованной памяти
Автор:
Апробация:
Цель:диагностика опосредствованной памяти.
Стимульныйматериал: лист бумаги и ручка (карандаш).
Проведениеобследования: Пред началом обследования ребёнку даётся инструкция: «Сейчася буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Вовремя этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудьтакое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые япроизнесла. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы неуспеем выполнить всё задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить,довольно много». Ребёнку последовательно одно за другим зачитываютсяследующие слова и выражения: Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит.Весёлый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывёт по реке. Кошка естрыбу.
Послепрочтения ребёнку каждого слова или словосочетания делается пауза на 20 сек. Вэто время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе что – либотакое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Еслиза отведённое время ребёнок не успел сделать запись или рисунок, то ребёнкапрерывают и зачитывают очередное слово или выражение. Как только экспериментзакончен, ребёнка просят, пользуясь сделанными им рисунками или записями,вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Обработкарезультатов: за каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку илизаписи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Правильновоспроизведёнными считаются не только те слова и словосочетания, которыевосстановлены по памяти букв, но и те, которые переданы другими словами, ноточно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5балла, а неверное – в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнокможет получить равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когдаправильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможнаяоценка – 0 балов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнитьпо своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному словурисунка или записи.
10 баллов –очень высоко развитая опосредованная слуховая память.
8 — 9 баллов– высоко развитая опосредованная слуховая память.
4 – 7 баллов– средне развитая опосредованная слуховая память.
2 – 3 балла– низко развитая опосредованная слуховая память.
0 – 1 балл –слабо развитая опосредованная слуховая память. Методика «Дорисовывание фигур»
Автор: О.М. Дьяченко
Апробация:
Цель:определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальныеобразы.
Стимульныйматериал: два комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигуранеопределённой формы, карандаш.
Проведениеобследования: перед обследованием ребёнку даётся инструкция: «Сейчас тыбудешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигуркуможно дорисовать так, что получится какая – нибудь картинка, любая, какую тызахочешь». Ребёнку дают простой карандаш и карточку с фигурами. Послетого, как ребёнок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?». Ответ ребёнка фиксируется. Затем последовательно (по одной)предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребёнок не понял задание, товзрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Обработкарезультатов: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребёнкаподсчитывается коэффициент оригинальности (К. ор): количество неповторяющихсяизображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура длядорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение иквадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба этиизображения не засчитываются. Затем сравнивают изображения, созданные каждым издетей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок незасчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, К. ор равен количествурисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) усамого ребёнка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставить результаты20 – 25 детей.
Протоколобработки полученных результатов: по горизонтали расположены фигурки длядорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается,какое изображение дал ребёнок. Названия повторяющихся изображений погоризонтали (повторы у одного ребёнка) и по вертикали (повторы у разных детейпо одной и той же фигурке) зачёркивают. Количество незачёркнутых ответов – К.ор каждого ребёнка. Затем выводят средний К. ор по группе (индивидуальные величиныК. ор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкийуровень выполнения задания – К. ор меньше среднего по группе на 2 и болеебалла. Средний уровень – к. ор равен среднему по группе или на 1 балл выше илиниже среднего. Высокий уровень – К. ор выше среднего по группе на 2 и болеебалла.
При низкомуровне дети фактически не принимают задание: они или рисуют рядом с заданнойфигуркой что – то своё, или дают беспредметные изображения («такойузор»). Иногда эти дети (для 1 – 2 фигурок) могут нарисовать предметныйсхематический рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки,как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднемуровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные,без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребёнком или другимидетьми группы.
При высокомуровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило,оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребёнком или другими детьмигруппы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральнымэлементом рисунка.
Методика «Свободная классификация»
Автор: Е.Я. Агаева
Апробация:
Цель:определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Стимульныйматериал: набор карточек с предметными изображениями.
Проведениеобследования: ребёнку даётся инструкция: «Разложи картинки, подходящиедруг к другу, так, чтобы получилось несколько групп». Ребёнок долженпроанализировать изображённое на картинках, выделить признаки, определитьоснование для классификации и разложить предложенные картинки на группы. Послезавершения классификации можно спросить ребёнка: «как можно назвать каждуюгруппу? » для того, чтобы определить степень осознанности проведённойклассификации.
Обработкарезультатов: Если ребёнок выделяет 4 – 5 групп преимущественно посущественному, понятийному признаку, то задание выполнено на высоком уровне.
Среднемууровню соответствует выбор по несущественным признакам. Например, «чтолетает» и т.д.
Невыполнениезадания соответствует низкому уровню развития обобщения. Методика «10 слов»
Автор: А.Р. Лурия
Апробация:
Цель:определение особенностей памяти, отклонений в психическом статусе(истощаемость, утомляемость, неустойчивость внимания).
Стимульныйматериал: 10 односложных и двусложных слов.
Проведениеобследования: задание даётся в несколько этапов. Ребёнку даётся инструкция:«Сейчас я прочту 10 слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколькозапомнишь». Ребёнок повторяет слова, ответы фиксируются в протоколе. Затемребёнку читаются те же слова, ребёнок повторяет те, что запомнил. Опытповторяют 5 раз – до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова.
Обработкарезультатов: слова нумеруются, и при произнесении слова ребёнком ставится егономер. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждомповторе.
В нормекривая запоминания идёт вверх.8 – 9 слов также считается нормой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаємодія соціальних та управлінських технологій
Реферат Is Anybody Listening I Mean Really Listening
Реферат Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Реферат Реконструкция котла Е 160-100 ГМ
Реферат Контроль работы сушилок и меры по устранению брака в процессе сушки Топки для сушилок
Реферат The Importance Of Being Earnest By Oscar 2
Реферат Факторы возникновения кризисных ситуаций
Реферат Отчёт по электрослесарной практике (1 курс)
Реферат Анализ оплаты труда и использования фонда заработанной платы на ОАО Производственное объединени
Реферат The Monastery And The Clock Essay Research
Реферат Судовое оборудование для работ под водой норвежского судна ОГЮСТ
Реферат Забезпечувальні підсистеми. Призначення та склад забезпечувальних підсистем
Реферат Расчет режимов резания при растачивании
Реферат Neuroscience Essay Research Paper In the past
Реферат Борьба с ведомством в средневековой Европе и в России