Реферат по предмету "Психология"


Джордж Келли: когнитивная теория

НОУ ВПО филиал
«Московскогопсихолого-социального института»
в г. Одинцово
Реферат
Психологияличности
Тема: «ДжорджКелли: когнитивная теория»
Выполнила
Данилова С.С.
2010 г.

План
Введение
1. Теорияличностных конструктов: основные концепции и принципы.
1.1 Личностныеконструкты.
1.2 Формальныесвойства конструктов.
1.3 Личность.
2. Основнойпостулат.
2.1 Индивидуальностьи организация.
2.2 «Продуманныйвыбор» Келли.
2.3 ЦиклО-В-И.
2.4 Изменениев конструктной системе.
3. Практическоеприменение концепции Келли (Реп-тест).
Заключение
Список литературы

Введение
Джордж Келли,практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придалособое значение когнитивным процессам как основной черте функционированиячеловека. В соответствии с его теоретической системой, получившей названиепсихология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь,стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своихличных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Этаточка зрения на человека лежит в основе теоретических построений Келли, а такжесовременной когнитивной ориентации в психологии личности. Келли отвергает узкоепредставление о том, что только ученый-психолог имеет отношение к прогнозу иконтролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо какнекую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяетчеловека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.
То, что все люди рассматриваютсякак ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.
Во-первых, этопредполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не напрошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что всеповедение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он такжеотмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегоднятакой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть ипроконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение кдействительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводитсятак, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущеебеспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окнонастоящего».[1]
Второе следствиеуподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают способностью активноформировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагироватьна него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретическиепредставления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этойпрофессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизньхарактеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта;именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Человек неконтролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (какпредлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленныхвопросов и найденных ответов.
Его собственная теорияво многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, каклюди осознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель,выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателякогнитивного аспекта личности. «Что меня удивило… это точность, с какой онпредвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия.Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалосьпророческой предпосылкой психологии 1970-х и… на много лет вперед».[2]
Джордж Келли былвыдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты вамериканской психологии. Он был президентом двух подразделений – клинического иконсультативного – в Американской психологической ассоциации. Он также активночитал лекции с США и за границей. В последние годы Келли уделял большоевниманием возможному применению своей теории личностных конструктов вразрешении различных международных проблем.
Самый известный научныйтруд Келли — двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). Вней описываются его теоретические формулировки понятия личности и ихклинические приложения.

1. Теорияличностных конструктов: основные концепции и принципы
1.1Личностные конструкты
Воснове когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивидыпостигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свойподход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологическихпроцессах, которые позволяют людям организовывать и понять события,происходящие в их жизни.
Ученыесоздают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которыеони изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт – это сам терминконструкт: «Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, илимоделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективнойдействительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же безтаких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированноеи гомогенное, что человек не сможет осмыслить его».[3]
Именноэти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты.Иначе говоря, конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобыосознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Онпредставляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-тоаспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностныхконструктов могут быть «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», мужской –женский», религиозный — нерелигиозный», «хороший – плохой и «дружескийвраждебный». Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которыечеловек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.
Всоответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоиттолько человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватнопрогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнетпроверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Есликонструкт помогает точно прогнозировать события, человек вероятно, сохранитего. И наоборот, если прогноз не подтвердиться, конструкт, на основаниикоторого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще можетбыть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения егопрогностической эффективности, степень которой может меняться.
Келлипредполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе,то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта втерминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события,человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общиесвойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесснаблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов.Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы дляформирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими другна друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можносформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мысчитаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различиедолжны иметь место в пределах одного и того же контекста.
Подобномагниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем дваэлемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, илиполюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу,называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта.Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами.Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом людиинтерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства иразличий.
Ксожалению, Келли отказался от исследований процессов, путем которых человекинтерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто непринимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению кпроисхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени этопонятно, так как теория Келли «неисторична» в том смысле, что в ней неакцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны изчего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что ониявляются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразиеиндивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошломжизненном опыте.
1.2Формальные свойства конструктов
Келли предположил, чтовсе конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых,конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазонявлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которыхконструкт релевантен или применим. Конструкт «научный – ненаучный», например,вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, ноедва ли пригоден для объяснения преимуществ положения женатого человека илихолостого. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструктаподвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх тогонабора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеютограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границыдиапазона могут меняться.
Во-вторых, у каждогоконструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазонаприменимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт«честный – нечестный» у одного человека имеет фокусом применимости то, чтоследует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человекможет применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокусприменимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.
Проницаемость –непроницаемость – еще один параметр, по которому конструкты могут различаться.Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще неистолкованные в пределах в пределах его границ. Он открыт для объяснения новыхявлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которыесоставляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретациинового опыта. Существует относительная степень проницаемости и непроницаемости.Конструкт «компетентный врач – некомпетентный врач» у одного человека можетбыть вполне проницаемым для интерпретации любого нового доктора, которого онвстречает, т.е., общаясь какое-то время с любым новым доктором, человек может понять,компетентен он или некомпетентен. Но другой человек может сделать тот жеконструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачейбольше нет, что последним компетентный врачом был его педиатр, который ужеумер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными врачами длянего больше не релевантно. Все доктора некомпетентны! Проницаемость относитсятолько к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаемдля какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так понятие«компетентный – некомпетентный» не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.
Типы конструктов. Келлитакже предположил, что личностные конструкты можно классифицировать всоответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют надсвоими элементами. Конструкт, который стандартизирует (упреждает) элементы длятого, чтобы они были исключительно в его диапазоне. Келли назвал упредительнымконструктом. Это тип классификационного конструкта; то, что попало в однуклассификацию, исключается из другой. Упредительную интерпретацию можно сравнитьс такой характеристикой мышления ригидного человека, как «ничего, кроме».Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Упредительное мышлениеотвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, непозволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.
В констелляторномконструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но онипостоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-токатегории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Шаблонноемышление иллюстрирует этот тип конструкта. Пример констеляторного мышления:«Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват иумело обращается с клиентом». В этом примере нет места для других суждений обэтом человеке. По определению, констеляторные конструкты ограничивают нашивозможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории,мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.
Конструкт, оставляющийсвои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называетсяпредполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямо противоположенупредительному и констеляторному конструктам, так как он позволяет человекубыть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, является настолькопредполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее.Следовательно, утверждающее мышление — гибкое мышление. Индивид открыт длянового опыта и может изменять существующие конструкты. Хотя есть соблазнинтерпретировать упредительный и констеляторный конструкты как нежелательныетипы, а предполагающий конструкт – как желательный, Келли утверждал, что это нетак. Если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывалимассу трудностей, так как не могли принимать неотложные решения. Келли полагал,что если мы не хотим закостенеть интеллектуально, мы должны включать предположительноемышление. Без него мы бы были обречены на неизменяемый, шаблонный инерезультативный способ осознания действительности. Таким образом, иупреждающие, и констеляторные, и предположительные формы мышления необходимыдля объяснения явлений, вещей и людей. Предположительное мышление простоявляется противоположностью упредительному и констеляторному способу осознаниядействительности.
Личностные конструктыможно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонниеконструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, ичастные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то естьимеющие более узкий диапазон возможностей). Есть основные конструкты, которыерегулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которыемогут меняться, не изменяя значительно основную структуру. И наконец, некоторыеконструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.
1.3 Личность
Келли никогда непредлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал этуконцепцию в одной статье, утверждая, что личность – «наша абстракциядеятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на всеаспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, чтоможет представлять определенную ценность»[4].следовательно Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологамииз психических процессов, которые они наблюдают и /или подразумевают в других.Это не отдельная реальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, чтоличность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединивэти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли, аименно: личность индивида представляет организованную систему более или менееважных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобыинтерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келлиличность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидениябудущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах,которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, какони соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность – значит узнать, как человекистолковывает свой личный опыт.
Психологи традиционноиспользуют концепцию мотивации для того, чтобы объяснить два аспекта поведения:а) почему люди ведут себя активно и б) почему их активность направлена на одно,а не на другое. С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, чтолюди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляетсякакая-то особая сила. Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивныпо природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешнихсил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что ониживы. действительно, суть жизни – движение или развитие; люди представляютсобой одну из форм этого всепроникающего движения. Исходя из этого, нетребуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты,поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивациейповедения человека.
Возражение Келли противконцепции мотивации для объяснения поведения пришло из его опыта практикующегопсихотерапевта. Как выяснилось, чтобы помочь пациентам, не обязательноприписывать им какие-то мотивы. Мотивационные концепции – это интерпретациитого, что психотерапевты обнаруживают в поведении своих пациентов. Они могутбыть полезны для прогноза поведения, но они бесполезны для понимания человека иоказания помощи ему, потому что отражают взгляд психотерапевта, а не пациента.Далее Келли отмечал, что мотивационные утверждения в большей степенихарактеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются.
Теория личностныхконструктов рассматривает человека в качестве активного и думающего организмапросто потому, что он живой. Следовательно, «мотивация» — это излишнийконструкт.

2.Основной постулат
Оказывается,каждый персонолог имеет свой язык для описания поведения человека. Келли – неисключение, и в этом можно убедиться на примере его основного постулата:«Процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человекпрогнозирует события». Этот постулат образует основу теории Келли, так как внем личность и поведение трактуются совершенно иначе, чем в большинстве другихнаправлений. Он является основным в формальной системе Келли.
Основнойпостулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущиесобытия. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено напрогноз событий. Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек кактаковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения (например, межгрупповыеотношения). Выражение «процессы личности» предполагает, что человек – этоорганизм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияютбессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители окружения. Келлиуподобляет человека исследователю и считает, что люди управляются своимиконструктами, ориентированными на будущее.
2.1 Индивидуальностьи организация
Вывод обиндивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: «Людиотличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события». По Келли, двачеловека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей онисхожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждыйчеловек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностногоконструкта. Итак, разница между людьми состоит в том, что они интерпретируютсобытия под разным углом зрения.
По мнению Келли,личностные конструкты имеют отличительные черты, они и организованы в человекепо-разному. Это четко указано в его выводе об организации: «Каждый человекспецифически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозироватьсобытия систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами».Этот вывод показывает, что люди организуют свои личностные конструктыиерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. И ещеон подразумевает, что люди отличаются друг от друга не только по числу и типуконструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, какони организуют свои конструкты. Короче, было бы ошибкой думать, что конструктыбеспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности.
По Келли, организацияличностных конструктов весьма логична: конструкты организованы в пирамидальнуюструктуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо вподчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструктвключает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой(подчиняющий) конструкт. Люди создают различную иерархию личностныхконструктов. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одного человека необязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил,что только если мы знаем, как человек организует конструкты, мы можем правильносудить о его поведении.
Однако Келли полагал,что иерархические отношения конструктов — величина непостоянная. Организацияконструктов сохраняет связь с событиями только тогда, когда она имеетпрогностическую эффективность, что справедливо и для самих конструктов.Действительно, Келли считал вполне допустимым, что два конструкта меняютсяместами в иерархии, и подчиненный конструкт может стать подчиняющим и наоборот.Например, человек однажды почувствовал, что «любить – не любить» включает всебя (в числе других) и конструкт «принять – отвергнуть». Однако в результатепоследующего опыта человек может прийти к другому заключению, а именно:значение «принятия» гораздо основательнее и шире, и «любить» находится вподчиненной позиции по отношении к нему. Следовательно, иерархическоепостроение конструктов не следует понимать как инертное или законченное.
2.2 «Продуманный выбор»Келли
С точки зрения Келли,люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют событиясвоей жизни. Более того, каждый день они должны выбирать, какой конструкт икакой его полюс использовать для прогноза событий. Вывод о выборе показывает,как человек проводит этот отбор: «Человек выбирает для себя ту альтернативу вдихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получитбольшие возможности для расширения и определения своей системы». Итак, поКелли, если мы стоим перед выбором (то есть перед ситуацией, в которой мы должныиспользовать наши конструкты тем или иным образом), мы выберем то, что наиболеевероятно либо расширит наше понимание мира, либо уточнит нашу конструктнуюсистему. Иначе говоря, мы выберем полюс конструкта, который позволит понять событиеболее полно – то, что будет полезнее всего для прогностической эффективностинашей конструктной системы. Келли назвал это «продуманный выбор».
Вывод о выборе такжепредполагает, что наша конструктная система разрабатывается либо в направленииопределения, либо в направлении расширения. Определение включает в себя выборальтернативы с большей вероятностью валидизации аспектов опыта, которые ужебыли соответствующим образом точно интерпретированы. То есть человек безособого риска для себя ждет, как повернутся события, основываясь на предыдущемопыте, а затем смотрит, что из этого получилось. Если ожидаемое событие имеетместо и конструктная система подтвердилась, тогда конструкт еще сильнее закрепляетсятем фактом, что он приводит к правильному прогнозу. Следовательно, определениеподразумевает использование конструкта знакомым образом, путем применения его ксобытию, которое лучше всего подходит к нему. Другой тип разработки — расширение– включает в себя выбор альтернативы, которая с большой вероятностью позволитрасширить наше понимание событий (увеличить диапазон применимости конструкта).Если прогноз правильный, тогда конструкт становится валидным и, по крайне меревременно, более широко применимым. Конечно, расширение дает больший простор дляпрогностической ошибки, чем определение, так как оно использует конструкты дляпрогноза события, которое ранее было ему неизвестно. Но все-таки оно даетбольше информации, чем определение.
Келли характеризуетразницу между определением и расширением либо как безопасность, либо как риск.Люди должны постоянно решать, какой из этих двух способов в дальнейшем будетформировать их личностные конструкты. Студенты колледжа, например, должны частоделать выбор между курсами, похожими на те, которые они ранее слушали, и где,следовательно, есть какая-то гарантия получить приемлемые оценки, и незнакомымикурсами, где есть риск провалиться, но которые зато дают возможность расширитьзнания. «Легкий» курс по знакомому предмету означает «безопасность», аорганическая химия для большинства студентов – «риск». В этом примере, еслистудент выбирает альтернативу, которая сводит риск до минимума, конструктнаясистема (если она валидна) укрепляется и определяется. Однако, если студентвыбирает альтернативу, которая расширит его систему, это чревато большим риском– есть вероятность, что он не сможет правильно прогнозировать события (например,сдать экзамены). В то же время, конечно, увеличивается возможность приобрестидополнительную информацию, которая пригодится для будущих прогнозов.
Хотя Келли подробноописал признаки, позволяющие узнать, определяет или расширяет человек своюконструктную систему, все же у нас нет достаточных эмпирических фактов илитеоретических обоснований, чтобы понять, почему и когда он предпочтет выбратьто, а не другое. Тем не менее, весьма вероятно, что люди, уверенные вправильном прогнозе событий и могущие позволить себе ошибиться, скорее всего,выберут расширение своей конструктной системы. А люди, неуверенные в правильномпрогнозе событий, скорее всего выберут определение. Преходящие ситуационныефакторы, возможно, также влияют на выбор расширения или определения. Например,если человеку скучно, то это приведет к выбору расширения, а если он расстроен– определения. Тот из двух процессов, который будет иметь место в данное время,в конечном итоге и определит, мотивирован человек к безопасности или к риску.
2.3 Цикл О-В-И
Келли представилразличные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой илинеопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка – выбор –исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании несколькихвозможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим дляинтерпретации ситуации.
В ориентировочной фазечеловек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать дляинтерпретации данной ситуации – то есть он намеренно обдумывает различныевозможности, которые могут иметь место. Это аналогично рассмотрению вопроса совсех сторон. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает числоальтернативных конструктов (гипотез) до количества, наиболее приемлемого вданной ситуации. В этот момент он решает, какие преимущественные альтернативынаиболее уместно использовать. И наконец, во время фазы исполнения он выбираетнаправление действий и сопровождающее его поведение. Выбор делается, иначеговоря, на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятноприведет к расширению или к определению системы.
Келли отмечал, чточеловек может пройти через ряд циклов О-В-И прежде, чем решит какой конструктследует использовать для интерпретации ситуации. Он цитирует Гамлета в качествеклассического примера человека, который после упреждения («Быть или не быть,вот в чем вопрос…») не может решиться на окончательный выбор и вместо этого возвращаетсяв ориентировочную фазу цикла. Понятие цикла О-В-И согласуется с убеждениемКелли в том, что мы постоянно рассматриваем существующие альтернативы,ограничивая их выбор до оптимального для действий, и поступаем в соответствии снашим выбором. Таким образом, если мы просто изменим наши конструкты, мы можемизменить свою жизнь; возможности выбора в теоретической системе Келли поразительны.Келли, однако, настаивает также на том, что поскольку мир многомерен, а человекобладает рядом различных категориальных шкал в своей конструктной системе, онперед тем, как начать действовать, вынужден их сортировать до тех пор, пока небудет представлен один дихотомический параметр выбора. С точки зрения Келли,когда человек говорит «важно выбрать между этим и тем», только тогда он готоввыработать жизненную стратегию. В конце концов, мы должны уметь анализироватьдля того, чтобы функционировать разумно.
2.4 Изменение вконструктной системе
Конструктная системапозволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько этовозможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с еепомощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюсяпоследовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение внашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми илинезнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системойконструктов. Его вывод об опыте утверждает: «Конструктная система человекаменяется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений».
Так называемый вывод онаучении предполагает, что система личностных конструктов – это набор гипотез онашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратнаясвязь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нампрогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые в своюочередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменениясистемы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальныепересматриваются или отбрасываются. Таким образом, по Келли, конструктнаясистема последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятияправильных решений.
По Келли, опыт человека– эта перестройка его жизни, основанная на пересмотре конструктов под влияниемтекущих событий. Это означает, что человек приобретает мало опыта или вообще неприобретает его, если после наблюдения реальной последовательности событий онвсе же интерпретирует события по-старому. Например, если профессор преподаетсвой предмет в течение 10 лет и все эти годы читает одни и те же лекции, делаяэто также как в первый год преподавания, Келли спросил бы, действительно ли унего десятилетний стаж преподавания. С другой стороны, если то, чему он учил впервый год, заставило его изменить и усовершенствовать преподавание на второйгод и делать это последовательно в течение всех десяти лет, он на законномосновании может заявить, что у него десятилетний стаж преподавания.
Вывод о модуляции,сделанный Келли, уточняет условия, при которых изменяется конструктная системачеловека: «Изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостьюконструктов в пределах того диапазона применимости, в котором находятся этиизменения». Понятие «проницаемость» относится к степени, с которой конструктможет ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазонаприменимости. Таким образом, этот вывод подразумевает, что чем более проницаемы(открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменениявнутри структур, к которым они относятся. Если у человека нет подчиняющихконструктов для интерпретированного изменения, то изменение не может иметьместа в его системе. Такой человек психологически ригиден. Следовательно,человек должен быть способен не только интерпретировать новые события илипересматривать старые, но также анализировать само изменение. Иначе говоря, таккак изменение конструкта или набора конструктов само по себе является событием,человек должен иметь какую-то концептуальную структуру для того, чтобыинтерпретировать изменения своей конструктной системы. Иначе будет неизменение, а хаос.
Например, мужчина 21года интерпретирует свои отношения с матерью, продолжая реагировать на нее как«маменькин сыночек», т.е. сверхзависимо. Очевидно, он встретится с большими трудностямив жизни, если не изменит интерпретацию данных отношений. Ему удастся этосделать, если он обладает проницаемым подчиняющим конструктом «зрелость – незрелость»,который сможет применить в данной ситуации. Тогда он сможет интерпретироватьсебя как «зрелого» и начать реагировать на свою мать по-иному, т.е. менее зависимо.В сущности, он будет иначе интерпретировать свое отношение к матери с точкизрения применения конструкта «зрелый» к себе.
Изменения в отношенияхсо значимыми другими – не единственное обстоятельство, которое заставляет нашиконструкты меняться. Иногда даже очень полезные конструкты, которыеиспользовались долгое время, становятся менее, чем раньше, пригодными дляточного прогноза событий. Келли считал, что в таких случаях удобный знакомыйконструкт будет изменен, хотя бы слегка. Это, вероятно, и происходит почтипостоянно с часто используемыми конструктами, потому что наш прогноз событийникогда не бывает совершенным. Однако происходящие таким образом изменения незатрагивают существенно конструктную систему. Это просто небольшая коррекциятого, как человек понимает события.
3. Практическое применениеконцепции Келли (Реп-тест)
В какой мере теорияличностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами валидности своихосновных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанныйсвыше 25 лет назад Бонариусом, который на основании оценки почти 100опубликованных исследований, толчком для которых послужили идеи Келли, пришел кзаключению, что было бы преждевременным утверждать, что теория Келли в этомсмысле валидна. Однако более поздние источники представляют экспериментальныеданные в поддержку определенных аспектов теории Келли. Тщательное исследованиепоказывает, что многие из этих работ используют тест, который Келли разработалдля оценки личностных конструктов, с помощью которых люди интерпретируютжизненные события. Этот тест носит название «Репертуарный тест ролевогоконструкта». Этот тест позволяет получить данные, в какой-то мереподтверждающие идеи Келли о расстройстве мышления при шизофрении. Оказывается,его описание довольно интересной природы этих расстройств подтверждалось еще допринятия во внимание исследований, подсказанных когнитивной теорией Келли.
Келли разработалРеп-тест для оценки важных конструктов, которые человек использует приинтерпретации значимых людей в его жизни. первоначально Реп-тест мыслился какдиагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять системуличностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своегосоциального и материального окружения. К сожалению, характер Реп-теста невписывается в традиционную систему психометрической оценки; нет данных о егонадежности, валидности или стандартизации, которые позволяют потенциальномупользователю применять тест практически. Но в том, что делал Келли, вообщеочень мало традиционного. Итак, хотя Реп-тест был разработан в рамках теорииКелли, исследования, касающиеся его клинического и экспериментального применения,не обязательно показывают валидность самой теории.
Существует много формРеп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей длявсех. Испытуемому предлагается список названий ролей людей, которыепредположительно важны или были важны для тестируемого. Испытуемого просятнаписать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всегоподходит к этой роли.
Люди, которыхиспытуемый внес в список, называются фигурами. После того, как перечень ролейзаполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просятустановить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей».Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадами (Келли рекомендует от20 до 30 таких проб) для того, чтобы определить, как испытуемый классифицируети дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадахприблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление наисследование основных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержаниивыведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, какиспытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта формаРеп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально.
Келли также разработалтехнику репетуарной решетки. Метод применения этой версии Реп-теста состоит втом, что испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, илиматрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а надругой – различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняетформу, обозначая людей, которые подходят к ролям. Затем испытуемого просятзаполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив трех людей кружками. Этикружки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Испытуемогопросят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих трех людейпохожими друг на друга и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти двефигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый перечеркивает два кружка,которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым.Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем этидве фигуры похожи, в колонке «полюс конструкта». В колонке «противоположныйполюс» он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигураотличается от двух других. Наконец, испытуемый проверяет оставшиеся фигуры впервом ряду (не рассматривавшиеся aразряде, который выявлял величину конструкта) и делает пометку в клетке, еслихарактеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этойфигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит всеоставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различнымиконструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клеточками внутри прямоугольника.
Конечным результатомРеп-теста является модель конструктов, которые человек использует дляинтерпретирования своей социальной действительности. Данные формы перечняобычно подвергаются клиническому анализу, в котором исследователь рассматривает:1) количество и разнообразие выявленных конструктов; 2) содержание и характерконструктов; 3) связь различных фигур с конструктами и между собой; 4)дополнительные характеристики конструктов испытуемого, такие как ихпроницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность. Это субъективнаяинтерпретация результатов Реп-теста. Келли разработал математическую схемуанализа формы решетки для того, чтобы уменьшить вероятность интерпретационныхошибок или отклонений. При этой форме статистического анализа решетка сокращаетсядо нескольких основных конструктов, которые наиболее точно отражают системувзглядов испытуемого.
Другой способ анализарезультатов Реп-теста был предложен Байери. Он предположил, что, изучая пометкив различных рядах формы решетки, можно определить относительную когнитивнуюсложность – простоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометкиобозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированноемнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометкиозначают большое количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированнуюконструктную систему (когнитивную сложность). По Байери, люди характеризующиесякогнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречитих сложившемуся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и не разнообразны вмежличностном общении. Далее им трудно увидеть разницу между собой и другими(они стремятся предположить, что другие похожи на них). И напротив, люди скогнитивной сложностью, вероятно, будут кодировать все нюансы и тонкости личностидругого человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогутпрогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивнойпростотой.
Келли сознавал, что иисследователи, и психотерапевты должны делать некоторые допущения, используяРеп-тест для измерения личностных конструктов. Одним из таких допущенийявляется то, что конструкты, выявленные с помощью теста, не ограничиваютсялюдьми, перечисленными в перечне названий ролей, они будут использовать новыхлюдей в новых ситуациях. Если бы респондент использовал конструкты, выявленныес помощью теста, только по отношению к людям, упомянутым в перечне, этоуменьшило бы ценность результатов для исследователя, пытающегося понять, какчеловек интерпретирует социальный мир в целом. В этой связи существует допущение,что люди, упомянутые в тесте, являются представителями тех, с кем, возможно,испытуемые общаются в повседневной жизни. Образцы конструктов, используемыхтолько для отдельных людей, которых испытуемые редко встречают, не столь ценнадля понимания того, как испытуемые интерпретируют большинство людей, с которымиони регулярно общаются.
Наиболее слабым местомв теории Келли является предположение, что люди могут точно описать(определить) конструкты, которые они используют, чтобы объяснить, в чем другиелюди похожи друг на друга, а в чем различны. Однако, ограничения, свойственныенашему языку, предполагают, что конструкты не могут всегда быть адекватновербализованы. Келли признавал, что точные слова не всегда приходят на ум,когда людей просят описать их конструктные системы. Фактически он полагал, чтоиногда люди формулируют «превербальные конструкты», еще до того, как научатсяговорить. Тем не менее, даже когда испытуемые находят слова, наиболее точновыражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могутинтерпретировать их. Слова, которые испытуемые выбирают для описанияконструктов, могут быть интерпретированы исследователем так, что у него можетсложиться неправильное впечатление о мировоззрении испытуемого.
Учитывая тот факт, чтоРеп-тест имеет существенные ограничения, вероятно, лучше всего рассматриватьего только в качестве одного из нескольких источников информации о том, каклюди интерпретируют свой мир (как и большинство методов самооценки). А именно:если исследователи и психотерапевты осведомлены о некоторых допущениях, лежащихв основе этого метода, то Реп-тест может быть полезным инструментом в изученииконструктной системы испытуемых.

Заключение
Когнитивное направлениеперсонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессовна поведение человека. Джордж Келли был одним из пионеров этого направления сосвоей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философииконструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любогочеловека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей сучеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей длятого, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.
Келли полагал, что людивоспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемыхконструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой(личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келлисоздал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства:диапазон применимости и проницаемость – непроницаемость. Келли описал различныетипы личностных конструктов: упредительный, констеляторный, предполагающий, всесторонний,частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный.
Келли утверждал, чтоличность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком дляпрогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций(влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивации человека. Вместоэтого он высказал предположение, что люди мотивированы просто очевидностью тогофакта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают.
Теория Келли сформулированав одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах. Первый утверждает,что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых людипрогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктнаясистема, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия. В частностиКелли рассматривал конструкты как биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовалорганизацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-токонструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчиненными по отношению кдругим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, так же как непостоянны и сами конструкты. Были также рассмотрены другие многочисленныеаспекты и приложения личностных конструктов.
Келли более ясно, чембольшинство персонологов, осознавал влияние философских взглядов ученого наразрабатываемую им теорию личности. Тем не менее его позиция основывалась наисходных положениях, касающихся природы человека. Теория личностных конструктовотражает:
— сильную приверженностьположениям рациональности, изменяемости, субъективности, непознаваемости;
— умереннуюприверженность положению холизма – инвайроментализма;
Промежуточную позициюпо положению свобода – детерминизм.
Положения проактивности– реактивности и гомеостаза – гетеростаза не применимы к позиции Келли,поскольку он рассматривал мотивацию как излишний конструкт.
Хотя теоретическиеконцепции Келли мало разрабатывались другими исследователями, он изобрелинструмент оценки личности – Реп-тест, который широко применялся вразнообразных исследованиях. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которыелюди используют в интерпретации ролевых отношений и других аспектов своегоопыта.
Теория личностногоконструкта Келли применима к областям, далеким от тех, которые традиционноопределяют как когнитивные. Его теорию применяют к нуждам клиническихпсихологов – эмоциональные состояния, психологическое здоровье и расстройства ипсихотерапия.

Список литературы
Константинов В.В. Методологическиеосновы психологии. Завтра экзамен. – Спб.: Питер, 2010.
Мотков О.И. Личность и психика.Сущность, структура, развитие. — Самара, ИД, «Бахрах-М», 2008.
Психология и психодиагностика личности.Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – Спб.: Прайм – ЕВРОЗНАК,2008.
Психология личности. Учебное пособие /под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
Психология личности / Л.Д. Столяренко,С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Психология личности / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. –3-е изд. – Спб.: Питер, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность и методы статистического наблюдения
Реферат 1. Из «Повести временных лет»1
Реферат Реалізація категорії ретроспекції в сучасних газетних текстах
Реферат Анализ финансовой устойчивости предприятия 2
Реферат Законодательство об обеспечении занятости и трудоустройства
Реферат Offenders Essay Research Paper THESIS STATEMENT The
Реферат Мольер "Скупой". А.Н. Островский "Гроза"
Реферат Структура и функции политической системы
Реферат Игра "Мозайка" на Делфи (Delphi)
Реферат Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края
Реферат Социальная работа с лицами отбывающими наказание
Реферат Создание собственного дела в РФ
Реферат Николай Степанович Гумилев. (1886 - 1921)
Реферат Разработка устройства лазерного дистанционного управления
Реферат Мотив дороги и его философское звучание в литературе 19 века