Реферат по предмету "Психология"


Деятельность как многомерная единица

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО –ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕФЕРАТ
на тему:
Деятельностькак многомерная единица.
Выполнил:
Н.В. Дреер
Красноярск — 2003

Оглавление
Введение
1.  Понятие деятельности
2.  Строение человеческой деятельности
2.1 Структура деятельности
2.2 Внутренняя деятельность, внешняядеятельность, их взаимосвязь
2.3 Интериоризация и экстериоризация
2.4 Деятельность и психическиепроцессы
3.  Операционно-технические аспектыдеятельности
3.1 Действия и цели
3.2 Операции
3.3 Психофизиологические функции
3.4. Неосознаваемыемеханизмы сознательных действий
4.  Основные виды деятельности
4.1 Игра
4.2 Учение
4.3 Труд
5.  Освоение деятельности
5.1 Умения
5.2 Навыки
5.3 Привычки
Заключение
Литература

Введение
В повседневном языкеслово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо иличего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельностивнутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означаетзанятия человека, его труд. Людей, проявивших себя в какой-либо общественнойдеятельности, называю деятелями. В литературе встречается и слово «деяние»,которое означает действие, поступок. Юристы деянием называют не толькодействие, но и общественно опасное бездействие.
В науках, изучающихчеловека и общество, понятие «деятельность» наполняется специальнымсодержанием. Для отечественной психологии характерны два момента в рассмотрениикатегории деятельности: а) положение о единстве психики и деятельности (длясравнения, бихевиоризм исследует поведение вне психики); б) введение принциповразвития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях необходимопредполагает обращение к деятельности как к движущей силе развития психическогоотражения. В качестве объяснительного принципа психики категория деятельностииспользуется при изучении различных областей психической реальности (психологияпознавательных процессов, мотивации, воли, личности) и при построении различныхотраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая и др.)[1].
Деятельность человекаразвертывается в различных аспектах жизнедеятельности людей, в различных сферахжизни общества в целом. Направленность, содержание, средства, приемы, цели,мотивы, предмет человеческой деятельности бесконечно многообразны. Плюрализмвзглядов, теорий, подходов, категорий и других особенностей, относящихся кдеятельности, объясняет многомерность категории деятельности.

1. Понятие деятельности
В общем виде поддеятельностью понимают активность живого организма, направленная наудовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. В процесседеятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой[2].
Развитие общества –результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование исамореализация личности.
Психика познается ипроявляется в деятельности. Человек выступает прежде всего как деятель, твореци созидатель, независимо от того каким видом деятельности он занимается.
В деятельностираскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума ипереживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера[3].
Активность человека самаяразнообразная по сравнению с активностью растений, животных. Кроме всех видов иформ, характерных для животных, она содержит особую форму, называемуюдеятельностью.
Термин «деятельность»обозначает специфически человеческую форму активного отношения, т. е. не можетбыть использован при описании или категоризации активного отношения никакогодругого живого существа, кроме человека[4].
Деятельностью называетсясовокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностейи интересов[5].
Деятельность можноопределить как специфический вид активности человека, направленный на познаниеи творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условиясвоего существования[6].
Деятельность –динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которыхпроисходит возникновение и воплощение в объекте психического образа иреализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.[7]
Разработки целостногоконцептуального представления о деятельности посвящены работы А.Н. Леонтьева. Вего исследованиях …используется принцип системного подхода в анализедеятельности, исходное определение которой ориентировано на целостное системноеее представление: это «система, имеющая строение, свои внутренние переходы ипревращения, свое развитие»[8].
Для деятельностихарактерно многообразие ее описаний, обусловленное сложностью объектаисследования, объясняется использованием различных подходов, схем анализа,приемов выделения структурных составляющих и их связей. Многозначностьпредставлений о деятельности отражает общие закономерности развитияпсихологической наук. Для современного этапа развития психологии характерноосознания важности построения целостного представления о деятельности[9].
Разработки целостногоконцептуального представления о деятельности посвящены работы А.Н. Леонтьева. Вего исследованиях используется принцип системного подхода в анализедеятельности, исходное определение которой ориентировано на целостное системноеее представление. В монографии А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание.Личность.»[10] дается следующее понятиекатегории деятельности: «это единица жизни, опосредованная психическимотражением, реальная функция которой состоит в том, что она ориентируетсубъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и несовокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы ипревращения, свое развитие».
Психология человекарассматривает деятельность конкретных индивидов или в условиях открытойколлективности — среди окружающих людей, или с глазу на глаз с окружающимпредметным миром – перед письменным столом. По мнению А.Н. Леонтьева,деятельность нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, изжизни общества; деятельность человеческого индивида представляет собой систему,включенную в систему отношений общества, вне этих отношений деятельность вообщене существует. Деятельность человека зависит от его места в обществе, отусловий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимыхиндивидуальных обстоятельствах.
В деятельности человексоздает предметы материальной и духовной культуры, преобразует своиспособности, сохраняет и совершенствует природу. Вследствие продуктивного,творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы,орудия воздействия на себя и на природу. Исторический прогресс обязан своимпроисхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологическойприроды людей. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни одиниз которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметамоказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так, что ихможно считать материальным воплощением человеческих способностей. Усвоениеспособов общения с такими предметами, включение их в деятельность выступает каксобственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличаетсяот активности животных, которые не производят ничего подобного. Дляудовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, чтопредоставила природа. Деятельность человека проявляется и продолжается втворениях, она носит продуктивный характер, а не только потребительский[11].
2. Строение человеческойдеятельности
2.1 Структурадеятельности
Деятельность человекаимеет свою структуру: мотив, способы и приемы деятельности, цель и результат; атакже в структуре деятельности следует различать субъект и объект деятельности.
Субъект – тот, ктоосуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Рольсубъекта для психологической деятельности является ключевой в субъективно — деятельностной теории С.Л. Рубинштейна и психологической теории деятельностиА.Н. Леонтьева. Субъект в широком смысле понимания – все человечество. В болееузком – конкретный человек, особенности его психики. Деятельность – это всегдадеятельность субъекта (более точно – совместная деятельность субъектов),поскольку в ходе освоения средств общения (речи, письма) и самой деятельностичеловек всегда пользуется опытом поколений…[12]
Мотивами называютсявнутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той илидругой деятельностью. Именно мотив придает деятельности определенную спецификув отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут бытьразнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональныесостояния. Многообразие деятельности порождает и многообразие мотивов. Взависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности[13].В психологической теории деятельности предмет и есть ее действительный мотив.Деятельности без мотива не бывает. Так называемая «немотивированная»деятельность – это не лишенная мотива деятельность, а деятельность с объективноили субъективно скрытым мотивом[14].
Способы и приемы – этодействия, принимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности. Способы иприемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной илинесколько операций.
Цели – это наиболеезначимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение иобладание которыми составляют существо его деятельность. …Человеческаядеятельность…сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализуетсвои цели[15]. Цель выступает в образерезультата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными иобщественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, икакую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Результат – это то, чегодостигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целямидеятельности[16].
2.2 Внутренняядеятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь
Всякая деятельностьвключает в себя и внутренний и внешний компонент[17].
Сейчас происходит всеболее тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физическийтруд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, всеболее «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложных умственныхдействий; в то же время труд современного исследователя – деятельностьспециально познавательная, умственная – все более наполняется процессами,которые по форме своей являются внешними действиями[18].
В деятельностном подходеимеется «принцип единства внешней и внутренней деятельности»[19].
Внутренняя деятельность,происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и нестановится над ней, а сохраняет принципиальную, двустороннюю связь с ней[20].По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельностьпроизводна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметныедействия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретаетспособность совершать действия в уме, направленные вовне, на преобразованиепредметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию(экстериоризации). Процесс преобразования внешних, предметных действий вовнутренние, умственные называется интериоризацией. Переход от внутреннего,умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действийс предметами называется экстериоризацией[21]. Неразрывная связьинтериоризации и экстериоризации расширяет познавательные возможности человека,человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые вданный момент отсутствуют в его поле зрения[22].
2.3 Интериоризация иэкстериоризация
Интериоризация иэкстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоенияобщественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождениивнутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческогосознания из деятельности внешней, практической возникло на основании изученияобщественно-исторического опыта. Человеческая деятельность: трудовая, учебная,игровая, — связана с кооперированием в труде, с использованием орудий труда, ссозданием общественно значимых продуктов. Передача социального опыта невозможнабез его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этомучеловек «впитывает» в себя опыт поколений. И это не просто копирование,перемещение внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формированиясознания, сознания как со-знания – знания, совместного, общего с другими людьми,раздельного с ними, знания, воспринимаемого человеком как известного другим[24].
Преобразованиедеятельности внешней, практической в деятельность внутреннюю, психическую, вдеятельность сознания получило название интериоризации[25].Интериоризация — переход, в результате которого внешние по своей форме процессыс внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие вумственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфическойтрансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятсяспособными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможной внешнейдеятельности[26].
Ж. Ж. Пиаже краткообозначил понятие интериоризации – «переход, ведущий от сенсомоторного плана кмысли»[27].
Процесс трансформациидеятельности внутренней, психической в деятельность внешнюю, практическую,предметную называют экстериоризацией[28]. Экстериоризация – этопроцесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основепреобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризациивнешней социальной деятельности человека[29].
Принцип единства строениявнешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации – экстериоризациирассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизмусвоения общественно-исторического опыта[30].
2.4 Деятельность и психическиепроцессы
В деятельности…всепсихические свойства личности не только проявляются, но и формируются[31].…Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность иформируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь жепроисходит и формирование сознания[32].
Психические процессы:восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают какважнейшие компоненты человеческой деятельности. Без участия психическихпроцессов человеческая деятельность невозможна: человеку нужно представлять то,что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваютсяи сами представляют собой особые виды деятельности[33].
Восприятие в процессепрактической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. Вдеятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления искорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенка объемными,близлежащими и удаленными предметами дает познание измерений предмета: ширину,высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.
Воображение также связанос деятельностью. Только посредством опыта, практической деятельности человек всостоянии представить или вообразить что-либо. Воображение есть отражение опытапрактической деятельности.
Память и ее два основныепроцесса – запоминание и воспроизведение непосредственно связано с практическойдеятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляетдеятельность, которая содержит действия и операции, направленную на подготовкуматериала к запоминанию – это структурирование, осмысление, ассоциированиематериала с известными фактами и т. п. Припоминание также предполагаетвыполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точновспомнить запечатленный в памяти материал. Причем воспроизведение деятельностиоблегчает процесс припоминания.
Мышление в ряде своихформ идентично практической деятельности (т. н. «ручное», или практическое,мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельностныймомент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.Речь также представляет собой особого рода деятельность[34].

3.Операционно-технические аспекты деятельности
Деятельность выступаеткак иерархически организованная, саморазвивающаяся, активная системавзаимоотношений человека с окружающим миром, внутренняя регуляция которойосуществляется посредством сознания в соответствии со структурнымивзаимосвязями ее элементов[35].Она состоит изнескольких неравновесных уровней, операционно-технических аспектов. Обычно вдеятельности выделяют несколько уровней: действия, операция,психофизиологические функции[36].
3.1 Действия и цели
Центральное место в этомиерархическом построении занимает действие, которое является основной единицейанализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели,которая может быть определена как образ желаемого результата, который долженбыть достигнут в ходе выполнения действия.… Действие-это сознательноепроявление активности человека[37].Основнымихарактеристиками понятия «действие» являются четыре компонента:
1. Действие включает вкачестве необходимого компонента акта сознания в виде постановки и удержанияцели;
2. Действие-этоодновременно и акт поведения… Основополагающий вывод теории деятельности –принцип неразрывности сознания и поведения.
3. Деятельность – этоактивный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4. Действия человекапредметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности ипринцип ее социальной обусловленности)[38].
А.Н. Леонтьев считалдействия основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей. Действиемон называет процесс, подчиненный представлению о том результате, который долженбыть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели… Человеческаядеятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например,трудовая деятельность в трудовых действиях, учебная деятельность в учебныхдействиях и т.д[39].Действие-это сложныйэлемент, который состоит из многих более мелких. Такое положение объясняетсятем, что каждое действие обусловлено целью. Деятельность предполагаетдостижение ряда конкретных целей. Вопрос о целеполагании – большаяпсихологическая проблема. Осуществляющееся действие отвечает задаче; задача –это и есть цель, данная в определенных условиях. Способы осуществления действияА.Н. Леонтьев называет операциями[40] .
Термины «действие» и«операция» часто не различаются. Однако в контексте психологического анализадеятельности их четкое различение необходимо. Действия соотносимы целям,операции — условиям. Допустим, цель остается той же самой, условия изменяются;тогда меняется только операционный состав действия.
3.2 Операции
Следующий уровеньструктуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движенийили операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичнуюсторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются.Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражанияили путем автоматизации действий[41].Операция может состоятьв зависимости от задачи из разнообразных действий, которые подразделяются наболее частные, мелкие действия. Т. о., операция — это более крупные единицыдеятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что онимало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действия,которые предполагают и сознаваемую цель и сознаваемый контроль за протеканиемдействий. Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Поднавыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности;навыки становятся автоматическими в результате упражнений[42].
3.3 Психофизиологическиефункции
Самый низкий уровень вструктуре деятельности — психофизиологические функции. На уровнепсихофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечениепроцесса деятельности. Механизмы планирования, контроля и регулированиядействий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи – П.К.Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян и др. В их исследованиях показано, что цельвсякого действия представлена в сознании в виде психологического образа –своеобразной нейропсихологической модели[43].
Под психофизиологическимифункциями понимаются физиологические механизмы обеспечения психическихпроцессов. Т.к. человек-существо биосоциальное, протекание психическихпроцессов неотделимо от физиологических процессов. Существует ряд возможностей,без которых большинство психических функций не может осуществляться. К такимвозможностям относятся: способности к ощущению, моторные способности,возможности фиксации следов прошлых воздействий, а также сюда относится рядврожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы. Все этимеханизмы и способности достаются человеку при его рождении, т.е. имеютгенетическую обусловленность. Психофизиологические функции обеспечивают ипредпосылки, средства деятельности. Например, мнемическая функция (способностьк запоминанию) обеспечивает запоминание информации[44].
Существует болезнь памяти(корсаковский синдром), заключающаяся в потере мнемической памяти – функции,при которой не запоминаются события, даже те которые случились несколько минутназад. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессовдеятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий иопераций, но и постановка самих задач[45].
3.4 Неосознаваемыемеханизмы сознательных действий
Неосознаваемые механизмысознательных действий включают механизмы координационного управлениядвигательным актом (действием): рабочие точки объектов, рецепторы, сенсорныйсинтез, функционирование второй сигнальной системы, мышцы и др.
Деятельность человекаосуществляется посредством действий и механизмов различных видов и уровней. Кнеосознаваемым механизмам сознательных действий можно отнести рефлекторные,инстинктивные, импульсивные действия. Рефлекторные действия вне инстинктивныхне существуют: рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия[46].
Инстинктивные действия,т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но иосуществляются независимо от сознательного контроля[47].
В рамках неосознанныхмеханизмов осознанное действие, например, движение человека, можно рассмотретьлишь физиологию двигательного аппарата. Физиологическая основа неосознанныхмеханизмов заключается в изменении регулирования движений, которымиосуществляется действие, с высших центров на низшие.
Действия порождаютмотивы, т.е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, осознаются.Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. Неосознаваемые мотивы представленыв сознании, но проявляются в особой форме — это эмоции и личностные смыслы. Эмоциивозникают лишь по поводу таких событий или результатов, которые связаны смотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает егомотивы. Еще одна из неосознаваемых форм мотивов – личностный смысл –переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события,оказавшегося в поле действия ведущего мотива[48].
Всякое сложноечеловеческое действие в процессе своего выполнения порождает новые, болеесложные и лабильные автоматизмы. Автоматизация – это выключение из полясознания отдельных компонентов сознательного действия.
П.А. Бернштейном былпредложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал егопринципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы наоснове сенсорной информации о ходе его движения. В связи с чем выделяетразличные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки[49].

4. Основные видыдеятельности
Отдельные конкретные видыдеятельности можно различать между собой по разному признаку: по их форме, поспособам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной ипространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. д.Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии ихпредметов, именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность[50].
Все многообразиечеловеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд,учение, игра[51].
4.1 Игра
Игра – деятельность,направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд иучение[52]. Игра — это осмысленнаядеятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единствоммотива[53]. Игра связана спрактикой, с воздействием на мир. Игра человека – порождение деятельности,посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Сутьчеловеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность[54].Определяющая сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются вмногообразных переживаниях сторон действительности. В игре у ребенкаформируются психологические процессы, основные психические функции и процессы.Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные,сюжетные, ролевые, игры с правилами. Игра является деятельностью, в которойразрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка.Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не только нарезультат, сколько на сам процесс. Игра взрослого (шахматы, спортивные и другиеигры) исходит из потребности и интересов и служит развитию определенныхспособностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает ужеиное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детствевключены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве[55].
4.2 Учение
Учение – деятельность,направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков[56].Учение следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры исближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужновыполнять задания – уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится наобязанностях. Цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельнойтрудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатовтого, что создано предшествующим трудом человечества…Учение является сторонойсоциального по своему существу процесса обучения – двустороннего процессапередачи и усвоения знаний[57].
Целью учения являетсяприобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может бытьорганизованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Ономожет быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельностикак их побочный, дополнительный результат. У взрослых учение приобретаетхарактер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, чтоона служит средством психологического развития индивида[58].
Поскольку учение должнобыть подготовкой к дальнейшей деятельности, естественно встает вопрос овзаимоотношении обучения и развития, об обучении как формирующем, т.е.образовательном, процессе[59].
4.3 Труд
Труд – деятельность,направленная на создание материальных и духовных ценностей[60].
Труд в целом непсихологическая, а социальная категория. Предметом психологического изученияявляются не труд в целом, а только психологические компоненты трудовойдеятельности. Труд – сознательная, целенаправленная деятельность, результаткоторой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей всоответствии с поставленной целью. Труд – основной путь формирования личности. Впроцессе труда не только производится тот или иной продукт, но и сам субъект втруде (развиваются способности человека, формируется его характер, установки,мировоззренческие принципы). Труд – это всегда выполнение определенногозадания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченногорезультата; труд требует планирования и контроля исполнения, он поэтому всегдазаключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины. Втрудовой деятельности все звенья подчинены ее итоговому результату – этопридает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цельдеятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. Труд является насущнейшейпотребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности… Труд –основной закон развития человека[61].
Труд занимает особоеместо в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человекпостроил современное общество, создал предметы материальной и духовнойкультуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себяперспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом преждевсего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередьявились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленногопроизводства, технического и художественного творчества[62].

5. Освоение деятельности
Основные структурныеэлементы деятельности – умения, навыки, привычки. Поэтому освоению деятельностив целом зависит от процесса формирования умений, навыков, привычек.
Автоматизированные,сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компонентыдеятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками[63].
5.1 Умения
Умения – это способыуспешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности.Умения всегда опираются на знания[64].
Умения — это элементыдеятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точнои правильно выполнять какие-либо действия, операцию, серию действий илиопераций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части,называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемыечасти деятельности[65].
5.2 Навыки
Навыки – это полностьюавтоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.Это инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательногоконтроля, навыком можно назвать автоматизированный компонент действия.Автоматизированные действия и операций сливаются в единый, целостно протекающийакт, именуемый умением[66].
Навыки и умения, какспособы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Существуюттакие навыки и умения, которые используются в различных видах деятельности,например:
двигательные навыкискладываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;
умственные навыкискладываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных иписьменных вычислений, работы с книгой и т.д.;
В формировании навыкавыделяют три этапа:
1.Аналитический –вычленение и овладение отдельными элементами действия.
2. Синтетический –объединение элементов в единое целостное действие.
3. Автоматизация –упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятьнапряжение[67].
5.3 Привычки
Привычки – это компонентдействия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степенисознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными(дурные привычки)[68].
Пути формированияпривычек:
через подражание;
в результатемногократного повторения действия;
через сознательныецеленаправленные усилия[69].
От умения и навыковпривычка отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивныйэлемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либозадачи, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая человекомвыполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженногопродуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может вопределенной степени сознательно контролироваться[70].

Заключение
Деятельностьдействительно многомерная единица.
Многомерность даннойкатегории можно объяснить сложностью объекта исследования, использованиемразличных подходов, схем анализа, приемов выделения структурных составляющих иих связей… Многозначность представлений о деятельности отражает общиезакономерности развития психологической науки… Для современного этапа развитияпсихологии характерно осознание важности построения целостного представления одеятельности, несмотря на многоаспектный характер деятельности (взаимосвязьсубъекта и объекта, предмета, мотивов, целей, задач, результата и др.аспектовдеятельности).
В виду многообразияпроявлений, многомерности описания категории деятельности достаточно трудновоссоздать целостную картину деятельности в целом.
Рассмотрение деятельностиименно как многомерной единицы является достаточно важным для студента,изучающего общую психологию; важным для меня, как будущего специалиста посоциальной работе – многомерность, сложность данной категории, если можно таквыразиться, является в некотором роде зародышем плюрализма в рассмотрении любыхвопросов, явлений, проблем.
Возможно, знаниесодержания, структурных характеристик данной категории внесут элемент впоследовательность, логику, эффективность технологий в решении социальныхпроблем, осознание социальных явлений и не только.

Литература
1. Волков А.М. Деятельность:структура и регуляция. Психологический анализ./ А.М. Волков, Ю.В., Микадзе, Г.Н.Солнцева. М.: Изд-во Московского Университета, 1987 г.
2. Выготский Л.С. Этюды по историиповедения/ Л.С. Выготский.
М.: Педагогика – Пресс. 1993 г.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии./М.Б. Гамезо, Доношенко И.А.
Москва: Педагогическое обществоРоссии, 1999г.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение впсихологию. Курс лекций./
Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1996.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: в2-х томах/ Ж. Годфруа. 1-й том. М.: Мир. 1999.
6. Крысько В.Г. Психология ипедагогика в схемах и таблицах./В. Г. Крысько. – Мн.: Харвест. 1999.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977.
8. Маклаков А. Г. Общаяпсихология./Маклаков А. Г. СПб.: Питер. 2000.
9. Немов Р.С. Психология. Кн.1./ Р.С.Немов. В 3-х книгах. М: Владос, 2000.
10. Пиаже Ж. Ж. Роль действия вформировании мышления./ «Вопросы психологии», 1995 г., №6.
11. Попов А.Л. Психология./ А.Л.Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001.
12. Психология. Словарь./Под общ.Ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Политиздат, 1990.
13. Рубинштейн Л. С. Основы общейпсихологии./ Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.