Содержание
Введение
1.Развитие психики детей
2. Категория деятельности в психологии
3. Два подхода в психологии – две схемы анализа
3.1 Двучленная схема анализа
3.2 Трехчленная формула поведения человека
4. Деятельностный подход к анализу психического развитиядетей
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Список понятий
Приложение 2. Аннотация на статью «Новый подход к пониманиюструктуры и содержанию деятельности»
Приложение 3.Тема научного исследования
Введение
Введение впсихологическую науку категории деятельности явилось результатом усилий многихсоветских исследователей-марксистов. Но и по ныне исследование порождения ифункционирования психологического отражения реальности в деятельности индивидовостается на ступени разработки лишь немногих магистральных проблем (такие, какгенезис деятельности, опосредствованный психическим отражением, развитие еестроения и ее превращений, проблема внутренних связей строения деятельности истроения сознания, проблема трансформации в деятельности самого ее субъекта,его потребностей и способностей).
Хотя так называемыйдеятельностный подход получил в нашей психологии довольно широкоераспространение, он порой выражается лишь в изменении терминологии, что,естественно, ведет к потере категорией деятельности ее методологическогосмысла.
Иногда наблюдается идругое: проблема психологического анализа деятельности рассматривается какотдельная, стоящая в одном ряду с другими проблемами психологии, например,наряду с проблемой психологического анализа общения.
Теория деятельностисоздается давно, ее философско – социологическое обоснование приходится на XIX в., а психологические аспектыдеятельности были раскрыты уже в XX в.усилиями выдающихся российских ученых С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. [2, c. 42]
Введение категориидеятельности в психологию, по словам А.Н. Леонтьева меняет, весь понятийныйсрой, психологического знания. Но чтобы это действительно произошло, необходимоизучать эту категорию, это явление во всей ее полноте: со стороны ее структурыи в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.
За последнее десятилетиев теории деятельности произошло несколько прорывов. Один из них совершил В.С.Библер – известный философ, логик, культуровед и в какой то степени теоретик –психолог «Самостояние человека», так же в изучение деятельности сделали вкладтакие ученые как А.В. Брушлинский «Проблемы психологии субъекта», Ю. Энгештрем«Learning by expanding: An activity – theoretical approach to development research» и многие рдугие.
Цель данной контрольнойработы: рассмотреть рассмотреть деятельностный подход к анализу психическогоразвития детей
Задачи данной контрольнойработы:
Рассмотреть теориюразвития психики ребенка;
рассмотреть категориюдеятельности в психологии;
Рассмотреть виды анализав психологии.
Рассмотретьдеятельностный подход к анализу психического развития детей.
1.Развитие психики ребенка
Прежде чемнепосредственно перейти к понятию деятельностный подход к анализу психическогоразвития ребенка, следует рассмотреть, что же такое психическое развитие.
Постараемся, прежде всего,представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуютпсихическое развитие ребенка в границах стадии. Первое и самое общее положение,которое можно здесь выдвинуть состоит в том, что наблюдаемые в границах каждойстадии изменения процессов психической жизни ребенка происходит независимо одноот другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они непредставляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов(восприятия, памяти, мышления и т.п.). Хотя эти линия развития и могут бытьвычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которыедвижут их развитием.
В целом можно следующимобразом охарактеризовать общую картину развития отдельных процессов психическойжизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующейданную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенкаопределяют собой выделение в его сознании новых целей, формирование отвечающихим новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограниченооперациями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития егопсихофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем идругим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемомуразвития новых действий. Каждая деятельность ребенка отражает не только егоотношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективновыражаются также и существующие общественные отношения.[10, c. 66]
Развиваясь, ребенокпревращается в члены общества, несущего все обязанности, который оно на неговозлагает. Последовательные стадии в его развитии. Последовательные стадии вего развитии и являются не чем иным как отдельные ступени этого превращения. Норебенок не только фактически изменяет свое место в системе общественныхотношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие егосознания находит в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют своюпобудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению егопрежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинаетсебя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущаядеятельность, а вместе с ней начинается и и новая стадия развития.
Такие переходы в противоположностьвнутристадиальным изменениям идут дальше – от изменения действий операции.Функция к изменению деятельности в целом. Итак, какой бы частый процесспсихической жизни ребенка мы не взяли, анализ движущих сил его развитиянеизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка к побуждающим ихмотивам, а следовательно и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах,явлениях окружающего мира. С этой стороны содержание психического развитияребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психическихпроцессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которыеэти частные процессы приобретают на разных ступенях развития. [11, c. 5]
В заключении следуетподчеркнуть, что в данной главе были рассмотрено психическое развитие лишь спроцессуальной, так сказать стороны психики, почти вовсе опустив важнейшийвопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием Катрины,образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещениеэтого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемыединства развития чувственных содержаний, сознания и тех несовпадающих междусобой категорий его.
2.Категория деятельности в современной психологии
В психологии, говоря одеятельности, мы рассматриваем предметную деятельность основной и исходнойформой которой является деятельность чувственная, непосредственно практическая.Что же касается внутренней, умственной деятельности то она представляетсядериватом внешней деятельности, и, как таковая, она сохраняет общую структурувнешней деятельности, порождающей функцию психического отражения реальности.
Психология, собственно,является наукой о порождении и функционировании в деятельности индивидовпсихического отражения реальности.
Деятельность осуществляетсвязи субъекта с предметным миром, который поэтому необходимо отражается в егоголове. Порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимыммоментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим, регулирующимее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов составляет, однако, единоедвижение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существуетиначе, как в этом движении.
Психологическомуисследованию деятельности положено лишь начало и оно по необходимостиотвлекается от некоторых психологических реалий.
В данной главе быловыяснено, что проблема психологического анализа деятельности рассматриваетсякак отдельная, стоящая в одном ряду с другими проблемами психологии. [5, c. 243]
3. Два подходав психологии – две схемы анализа
3.1Двучленная схема анализа
Последние годы всоветской психологии происходило ускоренное развитие отдельных ее ветвей иприкладных исследований. В то же время теоретическим проблемам общей психологииуделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология,формируясь на марксистско-ленинской философской основе, выдвинула принципиальноновый подход к психике и впервые внесла в психологию ряд важнейших категорий,которые нуждаются в дальнейшей разработке.
Среди этих категорийважнейшее значение имеет категория деятельности. Вспомним знаменитые тезисы К.Маркса о Фейербахе, в которых говорится, что главный недостаток прежнегометафизического материализма состояло в том, что он рассматривал чувственностьтолько в форме созерцания, а не как человеческую деятельность, практику; чтодеятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, который,однако, понимал ее абстрактно, а не как действительную чувственную деятельностьчеловека.
Именно так и обстоялодело и во всей до марксистской психологии. Впрочем, и в современной психологии,которая развивается вне марксизма, ситуация остается прежней. [4, c. 73]
Деятельность и в нейинтерпретируется либо в рамках идеалистических концепций, либо в естественнонаучных,материалистических по своей общей тенденции направлениях – как ответ на внешнеевоздействие пассивного субъекта, обусловленной его врожденной организацией инаучение. Но именно это и раскалывает психологию на естественнонаучную психологиюкак науку о духе, на психологию бихевиоральную и «менталистскую».
Характерное для наши днейинтенсивное развитие междисциплинарных исследований, связывающих психологию снейрофизиологией, с кибернетикой и логико-математическими дисциплинами, ссоциологией и историей культуры, — само по себе еще не может привести к решениюфундаментальных методологических проблем психологической науки. Оставляя ихнерешенными, оно лишь усиливает тенденцию к опасному физиологическому,кибернетическому, логическому и социологическому редукционизму, угрожающемупсихологии утратой своего предмета, своей специфики. Не является свидетельствомтеоретического прогресса и то обстоятельство, что столкновение различных,психологических направления потеряло сейчас свою прежнюю остроту: воинствующийбихевиоризм уступил место компромиссному необихевиоризму (или, как говорятнекоторые авторы, «субъективному бихевиоризму»), гештальтизм – неогештальтизму,фрейдизм – неофрейдизму и культурной антропологии. Хотя термин «эклектический»приобрел у американских авторов значение чуть ли не высшей похвалы,эклектические позиции никогда еще не приводили к успеху. Научный синтезразнородных комплексов, добытых психологических фактов и обобщений, разумеется,не может быть достигнут путем их простого соединения с помощью общегопереплета. Он требует дальнейшей разработки концептуального строя психологии,поиска новых научных теорий, способных стянуть разошедшиеся швы зданияпсихологической науки. [4, 75]
При всем многообразиинаправлений, о которых идет речь, общее между ними, с методологической точкизрения, состоит в том, что они исходят из двучленной схемы анализа: воздействиена реципирующие системы субъекта – возникающие ответные – объективные исубъективные – явления, вызываемые данным воздействием.
Схема эта с классическойясностью выступила уже в психофизике и физиологической психологии прошлогостолетия. Главная задача, которая ставилась в то время, заключалась в том,чтобы научить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей.Позже, в бихевиоризме, т.е. применительно к изучению поведения, эта двучленнаясхема нашла свое прямое выражение в знаменитой формуле S – R.
Неудовлетворительностьэтой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тотсодержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта спредметным миром, его предметную деятельность.
Принципиальные трудности,создаваемые в психологии двучленной схеме анализа и тем «постулатомнепосредственности», который скрывается за ней, породили настойчивые попыткипреодолеть ее. [8, c. 158] Одна излиний, по которой шли эти попытки, нашла свое выражение в подчеркивание тогофакта, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом, оттех психологических «промежуточных переменных», которые характеризуют еговнутреннее состояние. В свое время С.Л. Рубинштейн выразил это в формуле,гласящей, что «внешние причины действуют через внутренние условия». Конечноформула эта является бесспорной. Если, однако, под внутренними условиямиподразумеваются текущие состояния субъекта, подвергающегося воздействию, то онане вносит в схему S – R ничего принципиально нового. Ведьдаже неживые объекты при изменении своих состояний по-разному обнаруживают себяво взаимодействии с другими объектами. [7, c. 226]
3.2Трехчленная формула поведения человека
Введения понятияпромежуточных переменных, несомненно, обогащает анализ поведения, но оно вовсене снимает упомянутого постулата непосредственности.
Особо следует выделитьпопытки решить проблему, идущие со стороны так называемой культурологии.Признанный основоположник этого направления Л.Уайт развивал идею «культурнойдетерминации» явлений в обществе и поведении индивидов. Культура выступает дляиндивидов в форме значений, передаваемых речевыми знаками – символами. Исходяиз этого, Л.Уайт предлагает трехчленную формулу поведения человека: организмчеловека/ культурные стимулы – поведение.
Формула эта создаетиллюзию преодоления постулата непосредственности и вытекающей из него схемы S – R. Однако введение в эту схему в качестве посредствующегозвена культуры, коммуницируемой знаковыми системами, неизбежно замыкаетпсихологическое исследование в круг явлений сознания – общественного ииндивидуального. Происходит простая постановка: место мира предметов теперьзанимает мир выработанных обществом знаков, значений. Таким образом мы сновастоим перед двучленной системой S – R, но только стимул интерпретируется вней как «культурный стимул». Это и выражает дальнейшая формула Л.Уайта,посредством которой он поясняет различие в детерминации психических реакцийживотных и человека. Он записывает эту формулу так:
Vm=f(Vb) – у животных
Vm=f(Vc) – у человека
Где V – переменная, m – психика, b – телесное состояние, c – культура.
В отличие отсоциологических концепций в психологии, идущих от Дюркгейма, которые, так или иначе,сохраняют идею первичности взаимодействия человека с предметным миром,современная американская Культурология знает лишь воздействие на человека«экстрасоматических объектов», которые образуют континуум, развивающейся посвоим особенностям «супра – психологическим» и «супра – социологическим»законам. С этой, культурологической, точки зрения человеческие индивидыявляются лишь «каталитическими агентами» и «средой выражения» культурного процесса.
Совсем другая линия, покоторой шло усложнение анализа, вытекающего из постулата непосредственности,была порождена открытием регулирования поведения посредствам обратных связейотчетливо сформулированным уже Н.Н. Ланге. [3, c. 243]
Уже первые исследованияпостроения сложно-двигательных процессов у человека, среди которых нужноособенно назвать работы Н.А. Бернштейна, показавшие роль рефлекторного кольца собратными связями, дали возможность по-новому понять механизм широкого кругаявлений.
За это время, котороеотделяет нас от первых работ, выполненных еще в тридцатые годы, теорияуправления и информации приобрела общенаучное значение, охватывая процессы, какв живых системах, так и неживых.
Понятия современнойтеоретической кибернетики образует очень важную плоскость абстракции,позволяющую описывать особенности структуры и движения широчайшего классапроцессов, которые с помощью прежнего понятийного аппарата не могли бытьописаны. Вместе с тем исследования, идущие в этой новой плоскости абстракции,несмотря на их бесспорную продуктивность, сами по себе не способны дать решениефундаментальных методологических проблем той или иной специальной областизнаний. Поэтому нет ничего парадоксального в том, что и в психологии введениепонятий об управлении, информационных процессах и о саморегулирующихся системахеще не отменяет упомянутого постулата непосредственности.
И так можно сказать, чтов психологии существуют две схемы анализа:
двучленная схема анализа,т.е. воздействие на реципирующие системы субъекта – возникающие ответные –объективные и субъективные – явления, вызываемые данным воздействием;
трехчленная формулаповедения человека, т.е. организм человека/ культурные стимулы – поведение.
По – видимому, никакоеусложнение исходной схемы, вытекающей из этого постулата, так сказать «изнутри»не в состоянии устранить те методологические трудности, которые она создает впсихологии. Чтобы снять их, нужно заменить двучленную схему анализапринципиально другой схемой, а этого нельзя сделать, не отказавшись отпостулата непосредственности.
4. Деятельностныйподход к анализу психического развития детей
Традиционно вотечественной психологии выделяют как минимум два направления: московскую, такназываемую «деятельностную психологию», и ленинградскую школу психологии,которая получила название отношенческой.
В русле деятельностногоподхода в центре внимания находился принцип единства деятельности и сознания,разрабатывалась категория деятельности. Деятельность рассматривалась какпредмет специального изучения и как объяснительный принцип.
По определению А.Н.Леонтьева, деятельность есть «молярная, не аддитивная единица жизни телесного,материального субъекта. Деятельность – это не реакция и не совокупностьреакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения,свое развитие».
А.Н. Леонтьев называетдеятельностью не всякий процесс. Этим термином он обозначает только такиепроцессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечаютсоответствующей им потребности.
Предметность естьнеотъемлемая характеристика деятельности. В самом понятии деятельности ужеимплицитно содержится понятие ее предмета. Выражение «беспредметнаядеятельность», по А.Н, Леонтьеву, лишено всякого смысла. Предмет деятельности иесть ее действительный мотив. Деятельности без мотива не бывает.«Немотивированная» деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, адеятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.
В зависимости от того, вкакую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическуюхарактеристику – к такому выводу пришел А.Н. Леонтьев.
Другая важнаяпсихологическая особенность деятельности, по словам А.Н. Леонтьева, состоит втом, что с деятельностью специфически связан особый класс психическихпереживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных,частных процессов, но всегда определяются предметом, течением и судьбой тойдеятельности, в состав которой они входят.
Действием, А.Н. Леонтьевназывает такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т.е. стем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данноедействие включено. Предметом самого действия является «сознаваемаянепосредственная цель».
По А.Н, Леонтьеву, междудеятельностью и действием существует определенное отношение: мотив деятельностиможет сдвигаться и переходить на предмет (цель) действия. В результате этогодействие превращается в деятельность. Этому моменту А.Н. Леонтьев придаетисключительное значение: этот процесс составляет ту конкретно – психологическуюоснову, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно,переходы от одной стадии развития к другой. [6, c. 177]
Операция – способвыполнения действия. Операция представляет собой необходимое содержание всякогодействия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие можетосуществляться разными операциями, и, наоборот, одними и теми же операциямиосуществляются иногда разные действия. Это обстоятельство А.Н. Леонтьевобъясняет тем, что, в то время как действие определяется целью, операциязависит от условий, в которых эта цель дана.
Как показал в своихисследованиях А.Н.Леонтьев, для развития сознательных операций характерно, чтовсякая сознательная операция впервые формируется в качестве действия, иначевозникнуть не может. Сознательные операции формируются сначала какцеленаправленные процессы, которые лишь за тем могут в некоторых случаяхприобрести форму автоматизированного навыка. Это в принципе совершеннонеобходимый процесс. Если мы хотим сформировать у ребенка какой – либо навык,его необходимо сделать достоянием сознания.
Психологические функции –это физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, егожизнь, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда, по словамА.Н. Леонтьева, относятся сенсорные функции, мнемические функции, функциятоническая и др.
А.Н. Леонтьевпрослеживает факт зависимости развития функций от того конкретного процесса, вкоторый они включены. Но и развитие функций в свою очередь позволяет болеесовершенно осуществляться соответствующей деятельности.
Итак, всякое сознательноедействие формируется внутри сложившегося круга отношений, внутри той или инойдеятельности, которая и определяет собой психологические особенности.
Деятельность как предметизучения.
Деятельность какобъяснительный принцип.
Введение категориидеятельности в психологию, по словам А.Н. Леонтьева, меняет весь понятийныйстрой психологического знания. Но чтобы, это действительно произошло,необходимо изучать эту категорию, это явление во всей ее полноте: со стороны ееструктуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.
О деятельности как обобъяснительном процессе говорят в том случае, если понятия и положениядеятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности. Такможно вести речь о деятельности восприятии, деятельности мышления. Можнорассматривать внимание как деятельность, в которой выделяются свои мотивы,действия и операции и т.д.
Принцип единствадеятельности и сознания.
В рамках деятельностногоподхода сознание и деятельность рассматривают в единстве. Суть данного принципазаключается в том, что деятельность понимается:
Как условиевозникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека;
Как форма активногосознания;
Как регулятор поведения идействий человека.
Этот принцип, по словамБ.Г. Ананьева, имеет методологическое значение как в том, что определяетобъективную познаваемость субъективного, так и в том, что указывает навозможность генетического исследования различных форм отражения в связи среальным процессом жизни и деятельности.
В своей работе А.Н.Леонтьев раскрывает значение и механизм влияния деятельности как таковой надетское развитие.
Ведущей деятельностьюА.Н. Леонтьев называет деятельность, имеющую следующие три признака:
Это деятельность, в формекоторой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые видыдеятельности;
это деятельность, вкоторой формируются или перестраиваются частные психические процессы (мышление,восприятие, память и т.д.);
это деятельность, откоторой «ближайшим образом зависит наблюдение в данный период развития основныепсихологические изменения личности ребенка».
Механизм смены ведущихвидов деятельности у ребенка при переходе с одного возрастного этапа на другой– сдвиг мотива на цель. Мотивы «реально действующие» и «понимаемые» лежат уоснования данного механизма. Только понимаемые мотивы при определенных условияхстановятся действенными мотивами. Именно так и возникают новые мотивы, аследовательно, и новые виды деятельности.
Дело в том, что принекоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чеммотив, реально побуждающий это действие. В случае смены ведущей деятельности«понимаемые мотивы» находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включенребенок, а в сфере отношений, характеризующих место, какое ребенок сможетзанять лишь на следующей, более высокой стадии развития. Эти переходыподготавливаются долго. Они более сложны, чем смены одного вида деятельностидругим.
В тех случаях, когда появлениенового мотива не соответствует реальным возможностям деятельности ребенка, этадеятельность не может возникнуть в качестве ведущей, и первоначально, т.е. наданной стадии, она развивается как бы побочной линией.[6, c. 179]
Б.Г. Ананьев об основных видахдеятельности человека.
Деятельность человека какфактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепипричинно – следственных зависимостей сознания от общественного бытия. Внедействия этого фактора, по словам Б.Г. Ананьева, не могут быть понятны сложныеэффекты воздействия социальной среды на человека и его сознание.
Однако Б.Г. Ананьевотказывается выстраивать какую бы то ни было иерархию ведущих типовдеятельности, предложенную Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубенштейном.Он называет лишь два вида деятельности – познание и общение, имеющиенепреходящее значение для развития человека на всех этапах онтогенеза.
Познание есть основнаяформа деятельности индивида именно вследствие того, что познание есть всемирно– исторический процесс целенаправленного и обобщенного отражения людьмиобъективных законов природы, общества и самого сознания. Общение – столь жесоциально, сколь и индивидуально. Благодаря развитию познания и общения впроцессе воспитания, их взаимодействие и слияние в разнообразных формах ивозникает на их основе такая «синтетическая» форма деятельности ребенка, какигровая. Все формы игры по Б.Г. Ананьеву, представляют собой те или иныеинтеграции элементов сознания и общения. [8, c. 49]
В русле деятельностного подходав центре внимания находится принцип единства деятельности и сознания. Впсихологии деятельность рассматривалась как предмет специального изучения и какобъяснительный принцип.
Сознательное действиеформируется внутри сложившегося круга отношений, внутри той или инойдеятельности, которая и определяет собой психологические особенности
Заключение
В ходе выполнения даннойконтрольной работы было выяснено, что проблема психологического анализадеятельности рассматривается как отдельная, стоящая в одном ряду с другимипроблемами психологии.
Что явилось побуждениемрассмотреть вопрос о том содержании понятия деятельности, каким оно входит впсихологическую науку.
Психология, собственно,является наукой о порождении и функционировании в деятельности индивидовпсихического отражения реальности.
И так можно сказать, чтов психологии существуют две схемы анализа:
двучленная схема анализа,т.е. воздействие на реципирующие системы субъекта – возникающие ответные –объективные и субъективные – явления, вызываемые данным воздействием;
трехчленная формулаповедения человека, т.е. организм человека/ культурные стимулы – поведение.
В русле деятельностногоподхода в центре внимания находится принцип единства деятельности и сознания. Впсихологии деятельность рассматривалась как предмет специального изучения и какобъяснительный принцип.
Сознательное действиеформируется внутри сложившегося круга отношений, внутри той или инойдеятельности, которая и определяет собой психологические особенности
О деятельности как обобъяснительном процессе говорят в том случае, если понятия и положениядеятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности.
Списоклитературы
1. Давыдов В.В.Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии –1991, вып. № 6
2. Давыдов В.В.Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросыпсихологии – 2003, вып. №2
3. Ланге Н.Н.Психологические исследования, Одесса, 1893
4. Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание, личность, М., 1997, ВЛАДОС, 416
5. Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения, Т.2, М., 1983, 328
6. Леонтьев А.Н. Ктеории развития психики ребенка, М. 1998, с. 346
7. Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание, М., 1975, Просвещение, с. 516.
8. Узнадзе Д.Н.Психологические исследования, М., 1966, Просвещение, с 240
9. Шаргаева О.А.Детская психология: теоретический и практический курс, М. 2001, ВЛАДОС, 325с.
10. Эльконин Б.Д.Избранные психологические труды, М., 1989, 160 с.
11. Эльконин Б.Д.Психология развития, М. 2001, 142 с.
Приложение1
Словарь понятий.
Аддитивность – свойствовеличин, заключающееся в том, что сумма значений величин, соответствующихчастям объекта, равна значению величины, соответствующей целому объекту.
Генезис – происхождение,история происхождения.
Деятельность – это нереакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренниепереходы и превращения, свое развитие.
Мнемические операции –функции запоминания.
Молярная единица –единица целого, содержащая в себе свойства этого целого.
«Немотивированная»деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность ссубъективно и объективно скрытым мотивом.
Операция – способвыполнения действия.
Психологические функции –это физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, егожизнь, опосредованную психическим отражением действительности.
Сенсорный – чувствующий,чувствительный, относящиеся к чувствам и ощущениям.
Приложение2
Аннотация на статью
«Новый подход к пониманиюструктуры и содержания деятельности».
Статья опубликована впсихологическом журнале «Вопросы психологии», выпуск №2, 2003 год, стр. 42 –49.
Автор статьи Давыдов В.В.
В данной статье, с опоройна работы известных отечественных психологов, таких как С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В. Брушлинского и других, автор излагает свою гипотезу структурыдеятельности, акцентируя при этом главенствующее значение понятия нужды какглубиной основы потребности. Так же автор раскрывает понятие «клеточкадеятельности», кратко останавливаясь на психологических моментах этой«клеточки». Обсуждает особенности коллективной деятельности.
Приложение3
Тема научногоисследования «Категория деятельности в современной психологии»
Предметом данногонаучного исследования является категория деятельности в современной психологии.
Объект данногоисследования современная психология.
Цель данного исследованиярассмотреть проблему деятельности как отдельную, стоящую в одном ряду с другимипроблемами современной психологии.
Гипотеза исследованиязаключается в следующем: «Порождаемое деятельностью психическое отражениеявляется необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим,ориентирующим, регулирующим ее».