СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Проблема неполных семей
1.1 Семьи содним родителем
1.2 Негативныефакторы воспитания детей в неполных семьях
2 Совершенствованиепроцесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогическойпомощи неполной семье
2.1 Условиясовершенствования процесса воспитания в неполных семьях
2.2 Организациясоциально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, семья является основнойсоциальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе,институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире,систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и томировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
К сожалению, во всем мире, в томчисле и в нашей стране, далеко не все дети – будущие граждане – воспитываются вполных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых естьдети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того,что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предприниматьопределенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживанияв неполной семье.
Актуальность данной темы можнообъяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членамиобщества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно этидети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать,участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своихдетей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможностьреализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, котораябы обеспечивала релизацию вышеизложенных положений.
Целью данной работы является изучениетехнологии работы с детьми в неполных семьях.
К задачам работы можно отнести:
- дать характеристику семье с однимродителем, охарактеризовать причины этого социального явления;
- выявить и описать возможныенегативные факторы воспитания детей в неполных семьях;
- обозначить условиясовершенствования процесса воспитания в неполных семьях;
- изучить порядок и правилаорганизации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.
Тема работы достаточно широко изученаи освещена в работах по социальной психологии, педагогике, а также в ряденаучных статей соответствующей тематики.
1 ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Семьи с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуаленпотому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которогоне сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношенийусловия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющиесобственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение нетолько усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает ихполноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Неполная семья – малая группа счастичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать –отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.[1]
Такие семьи называют еще«материнскими», а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца — «одинокая мать».
Совокупность неполных семеймногообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционносчитались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачнаярождаемость.
Модель неполной семьи объективноболее соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью,высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, азначит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся свыполнением семейных обязанностей.
Неполные семьи — сегодня ужереальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается,но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то изродителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могутбыть самыми разными.
Основными причинами увеличениянеполных семей являются:
1) Увеличение количества разводов.
Развод – частая причина появлениянеполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у материобразуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает вновый брак, либо возвращается к своим родителям.
Фактор развода в современных условияхстал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегоднянаблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, ростчисленности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.
В социологии ситуация развода всемьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Еетеоретический анализ осуществляется в двух плоскостях:
а) применительно к обществу, гдеразвод выступает как социальный институт и социокультурное явление;
б) для характеристики развода в семьес детьми как малой социальной группе.
Сам развод из явления в прошломзапретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровеньразводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия напротяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире поэтому показателю, существенно опережая другие державы.
Если в конце 50-х годов числоразводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшемоно неуклонно возрастало.
Отмечая рост уровня разводимости вРоссии, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия дляразвода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся,но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициентразводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости постране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивостибрачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.
2) Увеличение количества рождений внеофициально зарегистрированного брака.
При внебрачных рождениях семьяизначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитываетсятолько матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми.Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдаетсятенденция к снижению нормы брачности. Значительная часть людей не видит всемейном образе жизни исключительной ценности и живут в незарегистрированномбраке.[2]В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первыхдней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языкаС.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая,-ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачныйребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенкабез отца, закрепился термин «мать-одиночка».
Можно выделить 3 категории женщин,решивших родить ребенка без мужа:
- матери, родившие ребенка без мужасознательно;
- матери, родившие ребенка без мужавынужденно;
- матери, усыновившие ребенка, безмужа.
Если раньше рождение внебрачных детейпроисходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно,чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
3) Увеличение смертности мужчин.
Среди семей, ставших неполными из-засмерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причинав том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказываетсябольше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое вниманиеизучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываютсявсе-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся женитьсяповторно.
По мнению В. Солодникова, самовдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которыезадают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. Впервом случае причиной является смерть одного из супругов от естественныхпричин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствиенесчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.
Таким образом, вдовство являетсясерьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и егородственников, включая детей.
1.2 Негативные факторы воспитаниядетей в неполных семьях
Среди проблем неполных семей особенноострой предстает проблема ее функционирования как института воспитания исоциализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьмиотсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья,вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именночерез воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так иоткликнется».
Процесс воспитания в неполной семьеобычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность вопределенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрывеотношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания,что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могутсущественно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности инеполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такиедети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что«отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чеммать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовленприродой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Онменьше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателюнеобходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объемподобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко ибольше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель можетуделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздобольше, чем у матери».[3] Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.
Одна из проблем неполных семей –совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полнойзанятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использованоматерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, такимобразом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать неполучает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников,ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно даннымисследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощьот родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкиеотношения, 4% — подруги, коллеги по работе, 3% — соседи, 3% — родители отцаребенка, 4% — отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу заребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работалиполный рабочий день.[4]
В неполных семьях остро стоитпроблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детейодних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальнойобеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходитсяперекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себясаму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количествовремени.
Можно выделить шесть наиболеераспространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполнойсемье:
1) Гиперопека, когда ребенок ипроблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненныхценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной изформ деформации воспитания.
2) Отстраненность матери отсобственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальнуюзаботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери всебольшего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, этостановится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
3) Препятствие контактам ребенка сотцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, чтообусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
4) Двойственное отношение к ребенку,проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
5) Стремление матери сделать ребенкаобразцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашнимнадзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизньуличных компаний.
6) Отстраненность матери от ухода заребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начинаяот безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которыхребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайнихслучаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях,проституции и других форм асоциального поведения.[5]
Из этого можно сделать вывод, чтодети, растущие без отца, вероятнее всего оставят школу; будут страдать отбедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметьвнебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся кнаркотикам и алкоголю.
Уместно сказать, что порой неполнаясемья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например,когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полнаясемья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороныотца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, материне задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результатеэтого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которыеиспытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те,которые испытывала полная семья.
Издержки воспитания в неполной семьесвязаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и«зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы,поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержкигосударства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы подтвердилоприведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесникамииз полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей:соответственно 30 и 15%.[6]
Неполнота семьи увеличивает рисктого, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственнуюполноценную семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполныхсемей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желаниесоздать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто нереализовывается.[7]
Следует также отметить, что всенеблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье,материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое ипсихическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.
Таким образом, издержки воспитания внеполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальныхресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны сотсутствием в ней второго супруга.
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССАВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
2.1 Условия совершенствованияпроцесса воспитания в неполных семьях
Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка,воспитывающегося в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать рядусловий в процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболееэффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формированиеличности ребенка. В чем заключаются эти условия?
Первым условием является авторитет и личный пример матери(отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери(отца), добровольное и сознательное выполнение ее (его) требований, стремлениеподражать ей (ему) во всем и прислушиваться к ее (его) советам. На авторитетеоснована вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребенка. Но он недается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом,угрозами, а вырастает из любви и привязанности. С развитием сознания авторитетзакрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.Воспитательная сила личного примера матери (отца) обусловлена психологическимиособенностями детей: подражательностью и конкретностью мышления. Детибезотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам,чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль матери (отца) засвоим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.
Положительное влияние примера иавторитета матери (отца) усиливается, если нет расхождений в ее (его) словах ипоступках, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны ипоследовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимыйпедагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительноеотношение матери к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребностьоказывать помощь. Очень важно, чтобы мама (папа) не отзывалась плохо об отце(матери) ребенка каким бы он не был, так как со временем у ребенка можетсформироваться негативное отношение к матери (отцу) именно по этой причине.Наоборот положительный отзыв об отце (матери) ребенка способствует повышениюавторитета не только отца (матери), пусть даже отсутствующего, но и матери(отца).
Авторитет матери (отца) во многомзависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам,радостям и печалям. Дети уважают тех, которые всегда готовы их выслушать и понять,прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением,справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания иинтересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детямнужна разумная и требовательная родительская любовь.
Вторым необходимым условием являетсяпедагогический такт матери (отца). Авторитет матери (отца) поддерживается ее(его) педагогическим тактом. Педагогический такт — это хорошо развитое чувствомеры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь кчувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействияна их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретныеусловия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви истрогости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношениетребовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт матери (отца)тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанномна чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется какподражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себятактично.
Третьим условием, которое необходимов процессе воспитание, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятиекультурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполнойсемьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполнойсемьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты иявления, а мама (папа) передает им жизненный опыт, помогает утвердиться вправильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребенком всвободной и сердечной атмосфере создают близость между матерью (отцом) и детьмии становятся одним из средств материнского (отцовского) влияния. Неполадки ввоспитании часто возникают там, где общая жизнь неполной семьи недостаточноорганизована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествахдетей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых неполных семьях:неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. Навоспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашнейобстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Четвертое условие — знание возрастныхи индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери(отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за ихвоспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детямсо стороны всех членов неполной семьи. Специальные педагогические знанияпомогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формылогического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детскихпоступков. Осведомленность матери (отца) о физиологических и психологическихособенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охранездоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения,культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение.
Пятое условие следующее:удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). Учеловека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки — направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров»в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональномконтакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в которомчеловек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другиесозвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контактеи испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста,образования, ценностных ориентаций.
Может случиться так, что цельвоспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворениепотребностей эмоционального контакта. Таким образом, ребенок становится центромпотребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество.Это одинокие матери, по тем или иным причинам испытывающие затруднения вконтактах с другими людьми, в том числе и с отцом ребенка, и посвятившие всесвое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большиепроблемы. Матери (отцы) бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своейпотребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределысемейного круга, что не допустимо. Надо позволять ребенку общаться с отцом(матерью), если есть такая возможность, интересоваться этими отношениями, но ненавязчиво, без иронии.
Шестое условие заключается в определениеродителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают вобщении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственнойдеятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизнихарактеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребностичеловек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все своиспособности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано собоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым изаслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит лиэто, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни?Очевидно, нет, однако каждый стремится в случае необходимости найти смысл своейжизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.Мать (отец) или бабушка могут считать, что смысл их существования является уходза физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они могут этого не осознавать,полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуютсебя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, оничасто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл».
Седьмое условие заключается внеобходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов)воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цельвоспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добитьсяродителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они небыли достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть нафортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивноучиться музыке. Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для нее(него) самой приобретает элементы эгоизма: «Я хочу сформировать ребенка посвоему подобию, ведь он продолжатель моей жизни...».
Ребенок лишается необходимойнезависимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированныхличностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы,способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны сзапрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он можетвтиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери (отца) только ради того, чтобыобеспечить любовь и чувство ее (его) удовлетворенности. В этом случае он пойдетложным путем, не соответствующим его личности и способностям. Но ребенок можети восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование материиз-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты вотношениях между ребенком и матерью (отцом).
Восьмое условие заключается внеобходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаютсянеполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка инаправляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемойматерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные,эрудированные матеря (отцы), которые уделяют своим детям немало времени ихлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разныхпричин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к еенеустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования такихвоспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде навоспитание.
Некоторые матери (отцы) следуют идеямвоспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннегоинтеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чемходить»; в иных неполных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения ивседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть своиценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, чтонекоторые матери следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишкомпослушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует длявоспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что матери (отцы), следующиевоспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, ихобъединяет одна общая особенность — относительная невнимательность киндивидуальности психического мира своего ребенка.
Девятое условие правильноговоспитание состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка.Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитаниеподчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца)качества. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека вего сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут бытьпредставления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном,необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях мама (папа) строит своевоспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особоценным» качеством.
Например, матери (отцы) уверенны втом, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными исмелыми. В тех случаях, когда ценности матерей (отцов) начинают вступать впротиворечие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо сприсущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становитсяособенно очевидной. Казалось, что, если единственным или основным мотивомвоспитания является потребность эмоционального контакта, или потребностьдостижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченнойдистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.
При реализации определенной системывоспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанцияможет быть любой, это определяется уже не столько личностными установками матери(отца) или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Нопроблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблеманесвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобноэтому регулирующие воспитание сверхценные мотивы матери (отца) ограничиваютсвободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая егогармонию, а иногда и искажая его ход.
Таким образом, для того чтобыребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу)необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи,знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основеэтого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированиюличностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с отцом (матерью), чтоиграет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, чтоотец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желаетпринимать участие в воспитании ребенка. В заключение хочется отметить, чтонеполных семей во главе с отцом вопреки широко распространенному мнению,насчитывается не меньше, чем во главе с женщинами.[8]
2.2 Организациясоциально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
Целью социально-педагогической помощи неполной семье ввоспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе егосоциализации и создание условий для его самореализации в обществе.[9] Длядостижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка иокружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формированиеличности ребенка;
- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессеразвития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьина основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющихна развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализоватьсебя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполнойсемьи;
- оказать помощь в сфере эмоционально-психологическогоздоровья;
- формировать нравственно-правовую устойчивость членовнеполной семьи.
Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями,информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей идетей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы повоспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, повопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует осуществующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы созданияусловий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполнойсемье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полнойдеградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемаминеустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.
Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок,взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив.Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу снеполной семьей, как и с полной, включает три основных составляющихсоциально-педагогической помощи: образовательную, психологическую,посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.
Образовательная составляющая включаетв себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении ивоспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающихсемейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь ввоспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальныхвоспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целяхее укрепления
Психологическая составляющаясоциально-педагогической помощи включает в себя также два компонента:социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена насоздание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременногокризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда всемье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению егонервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относитсязапугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушениедоверия.
Посреднический компонентсоциально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь ворганизации, координации и информирование. Помощь в организации направлена наорганизацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продажпоношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организациюсемейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена наактивизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемконкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информированиинаправлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Онапроводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного,семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, правдетей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
В процессе реализацииобразовательной, психологической и посреднической компонентовсоциально-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей,использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных формвыделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощинепосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловленыизменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайнымитравмирующими обстоятельствами.
Например, такие неблагоприятныепериоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в неполной семьеусиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае матери (отцу)необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требуетбыстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, афокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах еепреодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так ивнешние формы помощи.
При кризисинтервентной модели работыиспользуется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобысмягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи напреодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставленииинформации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи,подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержкидостигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может бытьвовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которыхявляется улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытыхпроблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Проблемно-ориентированная модельнаправлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанныхнеполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобыпрофессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме,которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать.Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условияхбольшинство проблем матери (отцы) могут решить, или хотя бы уменьшить ихостроту, самостоятельно.
Ведущим методомпроблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора)между социальным педагогом и неполной семьей или ее конкретным представителем.При составлении контракта роль неполной семьи в том, чтобы определитьжелательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Рольсоциального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательнымии для него, и для неполной семьи. При заключении такого договора стороны несутморальные обязательства. Совместная работа над договором поощряет неполнуюсемью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее впроцесс принятия решений.
Долгосрочные формы работы требуютпродолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основанына психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят втом, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнениюсвоей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественныесистемы, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращениянеполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимоприменение такой формы работы как патронаж. Патронаж – одна из форм работы,специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьина дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационнымицелями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей,своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях,что позволить получить больше информации.
Проведение патронажа требуетсоблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи,добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следуетинформировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могутбыть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы сданной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи,воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолетьпсихотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешитьряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимыенавыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношенииасоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять ипротиводействовать возникающим кризисным ситуациям.[10]
Наряду с патронажем следует выделитьконсультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая снеполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемыконсультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги ипр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержаниеми выполнять различные задачи – образовательные, психологические,психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициаторомвзаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться взавуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощьюспециально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсынеполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность,откорректировать отношение к ребенку.
Также могут применяться групповыеметоды работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собойсочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним изсамых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогическогообразования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющихдетей с проблемами психического, физического, социального развития.Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков,которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут квыбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных икраткосрочных формах работы.[11]
Неполная семья имеет свои особенностии социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик:проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполнойсемьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, дажесоциальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности.Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он долженлишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознаниявозникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Для того чтобыпомочь членам неполной семьи осознать свои проблемы и активизировать на ихрешение, мы решили, в рамках данной работы разработать программу по оказаниюкомплексной социально-педагогической помощи неполным семьям, учитывая все вышеперечисленные характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы было быцелесообразно сделать следующие выводы.
Выделяют следующие причины ростаколичества неполных семей:
- увеличение числа разводов;
- увеличение количества рождений внеофициально зарегистрированного брака;
- рост смертности мужчин.
Воспитание детей в неполных семьясопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формированиеличности ребенка.
Можно выделить шесть наиболеераспространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполнойсемье:
- гиперопека;
- отстраненность матери отсобственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальнуюзаботу о ребенке;
- препятствие контактам ребенка сотцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, чтообусловлено неприязнью матери к бывшему мужу;
- двойственное отношение к ребенку,проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения;
- стремление матери сделать ребенкаобразцовым, несмотря на то, что у него нет отца.
- отстраненность матери от ухода заребенком и его воспитания.
К условиям совершенствованиявоспитания детей в неполных семьях можно отнести:
- является авторитет и личный примерматери (отца);
- педагогический такт матери (отца);
- культура быта в неполной семье;
- знание возрастных и индивидуальныхособенностей детей;
- удовлетворение потребности вэмоциональном контакте с отцом (матерью);
- определение родителями для себяпотребности смысла жизни;
- необходимость определенияпотребности достижения;
- необходимость критики реализацииопределенной системы воспитания;
- формирование определенныхличностных качеств ребенка;
Специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка иокружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формированиеличности ребенка;
- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессеразвития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьина основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющихна развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти иреализовать себя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполнойсемьи;
- оказать помощь в сфере эмоционально-психологическогоздоровья;
- формировать нравственно-правовую устойчивость членовнеполной семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АдлерА. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998. – 256с.
2. АндрюшинаЕ.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2
3. БорисовВ.А. Демография: Учебник для ВУЗов. – М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2003.
4. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей //Вопросыпсихологии. – 1984. - №1. — С. 56-66.
5. ГоршковаЛ. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2005. — №5. – С. 147-150.
6. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполнымисемьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15
7. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей внеполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. — №11. – С. 108-118.
8. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальнойответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. –2003. — №10. – С. 13-17.
9. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы сдетьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов.Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
10. ЗахаровА.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2000. — 224с.
11. ЗубковаТ.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защитеженщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
12. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформациироссийского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
13. Клупт М.А. От поколения – к поколению// В кн.:Современная семья. М., 1982. с. 3-12
14. КозловН.И. Истинная правда или Учебник психолога по жизни. — М.: Аст-Пресс, 2000. –187с.
15. КостенкоМ.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальнойработы. — М., 2002. — №1. – С. 73-76.
16. МарковскаяИ.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2000. – С. 73-117.
17. Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания детей в неполныхсемьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики).- Чебоксары:Издательство Чувашского университета, 2004, с.19-20
18. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалияхличности. – М., 1989. – С. 192-201.
19. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предметсоциологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс,1998
20. .Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия//Социологические исследования. 1998. №2