Реферат по предмету "Психология"


Девиантное поведение студенческой молодежи

Московский Государственный Педагогический Университет


 
факультет социологии

Предмет:Общая социология
КУРСОВАЯ РАБОТА
на  тему:
 

 «Девиантнтноеповедение студенческой молодёжи»

Студент IIкурса
ДивинНиколай Васильевич
 группа  _________
                     

Москва   2007
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..          3
Глава I           Теоретико-методологическийподход к изучению девиантного
поведения студенческой молодежи………………………………………         5
1.1       Теория социальнойаномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный
контроль над девиантнымповедением…………………………………………..         5
1.2       Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой
средесовременного общества……………………………………………………          16
1.3       Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного
российскогообщества……………………………………………………………           18
Глава II          Социокультурныедевиации современного российского студенчества
в условиях переоценки ценностей……………………………………….         21
2.1       Адиктивные формы отклоняющегоповедения……………………………….            21      
2.2                   Способы предотвращения и коррекции девиантного поведениясреди
российскойстуденческой молодежи…………………………………………….          26
Заключение……………………………………………………………………………….           .           28
Список использованнойлитературы……………………………………………………          29Введение
Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы,фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения,происходящие в настоящее время во всех сферах современного российскогообщества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системыв целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают наразвитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит кпадению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность,характерная для современного российского общества, актуализирует проблемуизучения девиантности в его среде.
В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находитсяв процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностейтрансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентирыповедения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силусвоего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силысоциокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной,восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любыеизменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состояниюданной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом.В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческоймолодежи, который опирается в основном на  социологические традиции, какоснователей социального направления, так и ряда современных исследователей.
Последние социологические исследования[1][20] и данные официальноймедицинской статистики[2][13, 14, 16] показывают, что употребление алкоголя достаточно широкораспространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляюталкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте12-22 лет. Одновременно в числе факторов, формирующих паттерны девиантногоповедения в студенческой среде, исследователи называют: общесоциальные проблемысовременного российского общества; ценностные ориентации студентов (высокаясубъективная ценность денег, низкая оценка со стороны окружающих);универсальный превентивный фактор – профессиональная деятельность [20].
Целью настоящей курсовой работы является исследование причин и способовпреодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи вРоссии.
В первой главе дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблеме,на примере работ Э. Дюркгейма и Р. Мертона обосновывается методика решенияпроблемы. Далее рассматриваются общие причины девиантного поведениястуденческой молодежи в современном обществе с учетом переоценки еюнравственных ценностей в период переходной экономики.
Во второй главе описаны и проанализированы адиктивные формы поведения, атакже способы их преодоления.
В заключении приведены возможные способы предотвращения антиобщественныхформ девиантного поведения в условиях современного российского ВУЗа.
 
Глава I          Теоретико-методологический подход к изучению девиантногоповедения студенческой молодежи
1.1       Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальныйконтроль над девиантным поведением
               В древнегреческом языке anomos означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». (Этот термин встречается у Еврипида, Платона, в XVI веке — у французского философа и социолога Жана Мари Гюйо и в трудах других мыслителей). Родоначальником социальной аномии считается французский ученый Э. Дюркгейм. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895),  «Самоубийство»  (1897)  и  «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» [3] [4] представляет  собой  публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия  и,  по  существу,  составляет  общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать,  что, вопреки  некоторым  теориям,  разделение  общественного  труда  обеспечивает социальную  солидарность,  или,  иными   словами,   выполняет   нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается  другая  цель,  более  значимая для автора: доказать,  что  разделение  труда  -  эти  тот  фактор,  который создает и воссоздаст единство  обществ,  в  которых  традиционные  верования утратили былую силу и привлекательность.Для  обоснования  этого  положения  Дюркгейм  развивает  теорию,  которая сводится  к  следующему.  Если  в  архаических  («сегментарных»)   обществах социальная  солидарность  основана  на  полном  растворении   индивидуальных сознаний в  «коллективном  сознании»  («механическая  солидарность»),  то  в развитых («организованных»)) социальных системах она основана  на  автономии индивидов, разделении функций,   функциональной   взаимозависимости    и взаимообмене («органическая солидарность»), причем  «коллективное  сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его  состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более  ограниченной  сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое,  а  всеохватывающее социальное явление — это фактор, который обусловливает  переход  от  первого типа обществ ко второму.  Он стремится строить свою теорию на определенной эмпирической  основе. В качестве этой основы выступают некоторые  древние  и  современные  системы нравственно-правовых норм, различающиеся  между  собою  характерными  видами санкций.
               Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями   механической    солидарности;    нормы    с    реститутивными (восстановительными)  санкциями,   характерные   для   права   гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями  органической солидарности. Схема, составленная С. Люксом[4] [21] ,  дает  представление  о  дюркгеймовском  описании   механической   и   органической солидарности в связи с определенными типами обществ.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии определенными типами обществ
(по С. Люксу).
I              Механическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
·     Базируется на сходствах (преобладает в   менее развитых обществах)
·     Сегментарный  тип  (вначале  на  плановой,   затем   на   территориальной основе)
·     Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)
·     Относительно малый объем населения
·     Относительно низкая материальная и моральная плотность
Типы норм (воплощенные в праве)
·     Правила с репрессивными санкциями
·     Преобладание уголовного права
Формальные признаки коллективного сознания
·     Большой объем
·     Высокая интенсивность
·     Высокая определенность
·     Власть группы абсолютна
Содержание коллективного сознания
·     Высокая степень религиозности
·     Трансцендентность    (господство    над     интересами     человека     и
·     беспрекословность)
·     Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
·     Конкретность и легальный характер
II            Органическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
·     Базируется на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
·     Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
·     Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
·     Относительно большой объем населения
·     Относительно высокая материальная и моральная плотность
Типы норм (воплощенные в праве)
·     Правила с реститутивными санкциями
·     Преобладание   кооперативного   права    (гражданского,    коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
Формальные признаки коллективного сознания
·     Малый объем
·     Низкая интенсивность
·     Низкая определенность
·     Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
Содержание коллективного сознания
·     Возрастающая светскость
·     Ориентированность на человека (связь с интересами человека  и  открытость для обсуждения)
·     Приписывание   высшей   ценности    достоинству    индивида,    равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
·     Абстрактность и общий характер.
               Теория, развитая  Дюркгеймом  в  его  первой  книге, заняла видное  место  в  социологической  классике.  В  этой  работе  он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории и, в частности,  такие понятия, как «социальная функция» и «аномия».
               Соединив присущий органицизму взгляд  на  общество  как  на  интегрированное целое,  состоящее  из  взаимозависимых   частей,   с   идеей   специфичности социального организма в сравнения с биологическим, Дюркгейм создал  один  из первых вариантов  структурного  функционализма  в  социологии.  Исследование социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он  считал главной познавательной целью социологии.
               Дюркгейм  всегда исходил  из  принципа  функциональной   обусловленности социальных явлений. Он считал,  что  любой  более  или  менее  значительный обычай или институт; если они  существуют  достаточно  долго,  соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными  или  вредными они ни казались с рациональной точки зрения.  В  своем  труде  «Элементарные формы религиозной жизни»  в  качестве  «главного  постулата  социологии»  он провозглашает:  «… Созданный  людьми  институт  не  может  базироваться  на заблуждении и обмане; в противном случае он не мог бы  сколько-нибудь  долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы  в  ней сопротивление, которого не смог бы преодолеть»[5] [5].
               Важное  значение  для  развития  социологического  знания  имело  понятие анемии,  которым  Дюркгейм   обозначил   состояние   ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и  кризисных  периодов  и  состоянии  в развитии обществ, когда старые нормы и  ценности  перестают  действовать,  а новые еще не установились.
            Кроме того, сформулированные автором в «Методе социологии» правила основываются  на  требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного  исследования  от всяких политических, религиозных,  метафизических  и  прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед  на практике.  Это этика честного непредвзятого познания. Исследование  Дюркгейма  «Самоубийство»  в  отличие  от   остальных   его исследований    основано    на    анализе     статистического     материала, характеризующего  динамику  самоубийств  в  различных  европейских  странах.
Автор  решительно  отвергает   попытки   объяснения   исследуемого   явления внесоциальными    факторами:     психологическими,     психопатологическими, климатическими, сезонными и  т.  п.  Только  социология  способна  объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и  в  разные периоды. Прослеживая связь  самоубийств с  принадлежностью  к  определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств  от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет  три основных  типа   самоубийства,   обусловленные   различной   силой   влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и  анемическое. Эгоистическое  самоубийство  имеет  место  в  случае   слабости   социальных (групповых) связей индивида, результате чего он  остается  наедине  с  самим собой и утрачивает смысл  жизни.  Альтруистическое  самоубийство,  наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради  него  свою жизнь,  т.  е.  Видящего  ее  смысл  вне  ее  самой.  Наконец,   анемическое самоубийство обусловлено состоянием  анемии  в  обществе,  когда  социальные нормы  не  просто  слабо  влияют  на  индивидов   (как   при   эгоистическом самоубийстве),  а  вообще  практически   отсутствуют,   когда   в   обществе наблюдается   нормативный   вакуум,   т.   е.   анемия.   Понятие    анемии, сформулированное еще в первой книге  Дюркгейма,  получает  в  «Самоубийстве»[6] [6] дальнейшее развитие и углубленную разработку.
            Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе  и  «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной  мере  выдавал  желаемое  за действительное. Он чрезмерно  оптимистично  оценил  реальность  и  перспективы   «органической» солидарности  и  недооценил  вероятность  возникновения  новых   форм   (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.
               Известно,  что  разделение   труда   не   только   порождает   социальную солидарность; оно ведет к формированию  специфических  социальных  групп  со своими  особыми,  нередко  конфликтующими  интересами.  Это   обстоятельство справедливо  подчеркивал  К. Маркс.  Тем  не   менее,   акцент   Дюркгейма   на солидарности  и  согласии  имел  под  собою  не   меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта  в  обществе,  свойственный теориям  К. Маркса  и  социальных   дарвинистов.   Очевидно,   что   социальная солидарность  -  не  менее,  а,  более   «нормальное»   и универсальное явление, чем социальный конфликт.
        Важное значение в  социологии  Дюркгейма  имела  трактовка  общества  как преимущественно нравственной реальности. Мораль   Дюркгейм   понимал   как    практическую, действенную, реальную силу;  все,  что  не  имеет  серьезного  нравственного основания, с  его  точки  зрения,  носит  непрочный  и  временный  характер. Поэтому он считал, что политические революции  -  это  кровавые  театральные действа, которые мало что изменяют в социальных  системах.  Для  того  чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения,  они должны выразить и затронуть глубинные нравственные  ценности  и  устремления общества. Дюркгейм внес  важнейший  вклад  в  понимание  общества  как  ценностно-нормативной  системы.  Он  подчеркивал,  что  социальное  поведение  всегда регулируется некоторым  набором  правил,  которые  являются  одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. При этом, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы обычно  по-разному интерпретируют одни и те же нормы  и  ценности.  Но  он  показал значение кризисов,  нарушений  и  пустот  в  ценностно-нормативной  системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.
Всовременной социологии большое значение придается понятию аномии. ВзглядыДюркгейма на аномию или девиантное поведение существенно развил имодернизировал Р. Мертон. Американский социолог, обосновал эту теорию,полагая что, девиация происходит, когда существует разрыв между целями обществаи одобренными средствами для их достижения. Причину возникновения аномических(девиантных) ситуаций Мертон усматривает и в определенных условиях человеческойсреды, которую он понимает, с одной стороны как общественную, с другой —как культурную структуру. Культурная структура представляет собой комплекс техценностей и норм, которые указывают на поведенческую ориентацию определенныхчленов общества или групп; а под социальной структурой подразумевается тоткомплекс общественных взаимоотношений, в котором существуют члены общества илигруппы. По мнению Мертона, аномия — это результат несогласия иконфликта между «культурой» и «социальными структурами». Аномия выражает такуюсоциальную ситуацию, когда люди не могут достичь своих целей законнымисредствами, и, в силу этого, ониигнорируют указанные средства, пытаясь достичь цели незаконными средствами[7][7]. Соответствующийэтому процесс называется девиационным отклонением, т.е. это не процесс,возникающий в результате конфликта социально признанных целей и средств ихдостижения. Подобную ситуацию обостряет и падение уважения личности к правовыми нравственным нормам. Мертон классифицирует основные ответные реакции навоздействие аномии — принятие или непринятие людьми целей общества,способов их реализации или же одновременно обоих.
Согласносхеме Мертона, первая реакция тотальное подчинение — конформизм —подразумевает согласие с общественными целями и законными средствами их достижения.Хорошо образованный молодой человек находит престижную работу и поднимаетсявверх по служебной лестнице; он является олицетворением этой модели поведения,так как ставит своей целью финансовый успех и достигает этого законными путямии средствами. При этом следует учитывать, что конформизм представляет собойединственный путь недевиационного поведения. Р. Мертон также уверен, что конформизм —это не выражение отклонения от нормы и закона, а наоборот, приспособление к ними, как он сам отмечает, действие во имя осуществления собственных целейна основе приспособления к существующим нормам и законам. Можнопредположить, что Р. Мертон внес конформизм в формы девиации именно потому, что«упрочение», «окаменение» и т.д. официальных норм и законов создает в обществеситуацию застоя. В таких условиях ограничивается и индивидуальная свобода.Ситуация застоя не может продолжаться долго, так как множество иных фактороввсе же вызовет движение общества в естественноисторическом направлении, в томчисле и другие формы девиации. В ходе этого процесса происходит отбрасывание иразрушение окаменелых или стандартизованных норм и законов.
Втораявозможная реакция называется инновацией, что подразумевает согласие собщественными целями, но отрицание социально признанных правил их достижения.«Инноватор» использует новые незаконные средства достиженияблагосостояния — шантаж, рэкет или совершает т.н. «преступление «белыхворотничков» в виде растраты чужих денег.
Третьяреакция, именуемая ритуализмом, подразумевает отрицание общественныхцелей, но согласие (иногда абсурдное) на использование социально признанныхсредств. Фанатично преданный своему делу бюрократ настойчиво требует,чтобы каждый бланк был тщательно проверен и подшит в четырех экземплярах. Вконце концов, он становится жертвой беспощадной бюрократической системы иобычно кончает жизнь в полном отчаянии, подавляемом лишь алкоголем. Врезультате он отказывается от первоначально намеченной цели —материального благосостояния.
Названнаяретреатизмом четвертая реакция наблюдается тогда, когда человекотбрасывает социально признанные и цели, и средства одновременно. Самымявным подтверждением ретреатизма являются люди, оказавшиеся внеобщества, — бродяги, алкоголики, наркоманы, душевнобольные и др. И,наконец, мятеж, подобно ретреатизму, связан с одновременным отрицаниемсоциально признанных целей и средств. Но, в то же время, он вызываетформирование новых, социально признанных средств и целей. На основе мятежаформируется новая идеология (а она может быть революционной), которая создаетновые цели и средства, например, систему социалистической собственности,изгоняющую частных собственников и считающуюся мятежниками более законной, чемсуществовавшие ранее цели и средства.
Следуетотметить, что концепция Мертона имеет большое значение еще и потому, что она«рассматривает конформизм и девиацию в виде двух чаш одних и тех же весов, а некак отдельные категории»[8][17]. В ней такжеуказывается на то, что девиация не есть результат абсолютнонегативного отношения к общепринятым стандартам, как уверяют многие. Вор небудет игнорировать социально признанное средство достижения финансового успеха.Бюрократ не отказывается от применения общепринятых правил работы; он выполняетих чересчур детально, доводя до абсурда. Однако поведение этих двух людейдевиантно. Мертон сформулировал эти формы девиации не спонтанно. Он противопоставилпонятию функции понятие дисфункции, чем подготовил основу для перехода кпонятию аномии. Мертон считал, что функционализм должен сосредоточить вниманиена динамической, а не статической стороне социальной действительности; поэтомуон должен исследовать и функцию, и дисфункцию, т.е. и источники стабильности, иосновы социальных перемен.
Каксчитает ряд современных исследователей[9][19], на сегодня нетединогоопределения понятия «аномии». Это объясняется многоуровневым характеромсоциального феномена аномии:Микро-, макро- и средний (мезоуровень); Когнитивный, аффективный («субъективный» аспект) и конативный («объективный» аспект) уровни.
Только ихпересечение дает восемь значений, а неоднородность социальных процессовудваивает это число. Большую ценность имеет анализ, согласно которомуиндивидуальная аномия обусловлена социальной аномией, хотя она не исключаетроли несовершенства нравственных или правовых норм и законов в возникновениианомии. Наоборот, это отмечали Жан Мари Гюйо, Герберт Спенсер и др. Например, Спенсеркритически настроен по отношению к законодателям и государству и исключает ихроль в прогрессе социальной организации и общества в целом. Взгляды Спенсераимеют большое значение не только для теоретического решения проблемы аномии, нои для практического решения проблемы углубления аномических процессовсовременности. Действительно, довольно болезненно, с точки зрения нравственнойили правовой прочности общества, игнорирование со стороны самих законодателей иморалистов норм и законов даже на уровне парламента. Это создает ираспространяет такие явления как массовое неуважение к нормам и законам,потворствует отклонению от них, порождая переход от фактов индивидуальнойаномии к системе социальной аномии, или, в масштабе всего общества, — кединству многочисленных выражений социальной аномии. Типология социальныхотклонений в современном обществе отражает разнообразие этих явлений, даетвозможность провести разделительные черты между ними и определить особенностиих этиологий, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.
            Социальныеотклонения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Наиболеераспространенным является деление отклонений на разные виды в зависимости оттипа нормы, которая нарушается (право, мораль, правила общения и др.). Приэтом негативные отклонения делятся на преступления, другие правонарушения(административные, гражданские, трудовые, финансовые и т.д.), аморальныепоступки и т.д. Практическое значение данной классификации связано с тем, чтоот нее зависит различие санкций, которые применяются, а также процедурывыявления и наказания виновных. По характеру нарушаемых норм, можно такжевыделить отклонения в национальном и международном масштабах. То есть онормативных началах деления; многие виды поведения представляют собой нарушениянорм права, морали, нравственности, обычаев, существующих в данной стране;некоторые виды связаны с нарушением общеприменимых норм и принциповмеждународного права и морали (агрессивные войны, расовая дискриминация, геноцид,международный терроризм и другое).
            Возможнаклассификация в зависимости от принятия или непринятия человеком целей обществаи социально одобренных средств достижения. В соответствия с этой классификациейконформизм предусматривает согласие с целями общества и применение законныхсредств для их достижения; инновация допускает признание целей, но отвергаетсоциально одобренные средства для достижения этих целей; ритуализм связан снепринятием целей и признанием средств; ретритизм присутствует тогда, когдачеловек одновременно отбрасывает социальные средства и цели.
            Классификациясоциальных отклонений возможна и в зависимости от элементов внутреннейструктуры. Большинство отклонений — конкретные поступки людей. Еслипридерживаться характеристики девиантного поведения с помощью четырех элементов(субъект, объект, объективная и субъективная стороны),  которая используется вюриспруденции, то к главным типам социальных отклонений следует отнестиследующие:
            взависимости отсубъекта поведения можно выделить поведение индивидуума,отклоняющееся от нормы — граждан, должностных лиц; деятельность трудовыхколлективов и их органов; а также неформальных социальных групп;
            взависимости отобъекта — девиантное поведение может быть, во-первых,отнесенo к разным сферам общественной жизни; во-вторых,рассмотренo с точки зрения разнообразной социальнойнаправленности (против интересов личности, социальной группы или общества вобщем); в-третьих, могут быть выявлены конкретные ценности и интересы,выступающие как непосредственные объекты правонарушений или аморальныхпоступков (жизни, здоровья, имущества и др.);
            посубъективной стороне можно выделить социальные отклонения, совершающиесяпутем деятельности или бездеятельности, содействующие возникновению конкретныхвредных последствий или создающие условия для этого и т.д.;
            посубъективной стороне девиантное поведение характеризуется разноймотивацией, разными целями, разной степенью предусмотрения и желания возможныхпоследствий.
            Существуетеще одна классификация, связанная как с объективной, так и с субъективнойстороной социальных отклонений. Они делятся на две группы:
а)поведение,ориентированное на внешнюю среду (экстравертивное). Оно может быть целевым,заранее спланированным или аффективным (например, ссоры в семье);
б) поведение, ориентированное насамого себя (интравертивное) — пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания идругое.
            И первая, и втораягруппы поведения вступают в конфликт с социальными нормами и средствамисоциального контроля. Любое конкретно-историческое общество заинтересовано всохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждыминдивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях,группах ценностей и норм поведения и общения. Однако, общество не может надеятьсятолько на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований.Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественныхпроцессов. Жизненно важным для общественной системы является налаживаниесоциального контроля за деятельностью отдельных личностей и социальныхобщностей, слоев, групп и т.п. Под социальным контролем понимается нормативноерегулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающеесаморегуляцию социальной системы.
            Социальныйконтроль — элемент социальных институтов, наличие которого обеспечиваетсяследованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальнымограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельностиспособствует воспроизводству определенного типа отношений и социальныхобщностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий дляустойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивныеизменения обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения отсоциальных норм в деятельности индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящиеобществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека системасоциального контроля пресекает, а позитивные отклонения — допускает и дажепоощряет.
            Правда, сама системасоциального контроля может разбалансироваться и начать допускатьдисфункциональное поведения индивидов. Такая разбалансировка происходит, преждевсего, в периоды кризисных ситуаций. В современных условиях общество зачастуюфактически санкционирует выживание человека любыми средствами, в том числе и спомощью коррупции, махинаций и откровенного воровства.
            Проблемавзаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживаниисоциального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социальногоконтроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств подсоциальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием уличности индивидуального сознания, а, следовательно, возможностей сознательнойоценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей,которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальныйконтроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных,которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующаядеятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действиявыступает не только государство, но и социальные институты: образование,мораль, культура и т.п.
            При анализевзаимодействия общества и личности с точки зрения социального контроля можновыявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человекобретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность толькопод воздействием социальной системы, а с другой — не сможет развить индивидуальностьи самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцыкультуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется впроцессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение имсоциальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именнов ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.
            Социальныйконтроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности наиндивидуальное поведение личности. Общество использует различныесанкции. Санкции — это способы реагирования окружающих на поведение человека,осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные(поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания занежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит отособенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций,законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п.Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводстваиндивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивнуюроль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применениясанкций за еще не совершенные действия.
            В обществе существуютмножество самых различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строгорегламентированы, формализованы и применяются полномочными лицами, властнымиструктурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные)неформальны и применяются отдельными членами общности и в форме улыбки илинахмуривания бровей и т.п. и в форме высказанного одобрения или осуждения ит.п. Все виды социальных санкций образуют некую систему, могут взаимнонейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг другапри совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению кконкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознанияиндивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностнымиориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознаниеиндивида система социального контроля перестает существовать. 
            Общество постоянностремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинствосредств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами ииллюзиями и наименее всего — реальными закономерностями процессов, которымиобщество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные мерыпризнаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный социальныйконтроль — это совокупность средств и методов влияния общества не нежеланные(отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль можетбыть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностейсамих отклонений. К таким механизмам можно отнести:
1) собственноконтроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;
2) внутреннийконтроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей;
3) побочныйконтроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”;
4) ”контроль”,установленный на широкодоступных  разнообразных средствах достижения целей иудовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
1.2       Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческойсреде современного общества
Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегосяот нормы, определяются влиянием следующих факторов:
1)   возрастом;
2)   транзитивностью;
3)   социокультурной средой существования;
4)   спецификой студенческого коллектива.
1. С точки зрения социального статуса, студенческийвозраст (18-25 лет) -  это период интенсивных поисков призвания, началатрудовой деятельности, вступления в брак. С психологической точки зрения,студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений,нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышеннаяэмоциональность восприятия. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей, вчастности студенчества, определяются наличием своей субкультуры, котораяформирует нормы, ценности, образцы поведения. К возрастным характеристикамстуденчества можно отнести и продолжающийся процесс социализации, который всовременной России имеет ряд особенностей: снижение эффективностивоспитательной деятельности основных институтов социализации (государства,семьи, образования) и усиление влияния СМИ, которое можно охарактеризовать какнегативное.
2. Транзитивность студенчества выражается в егопромежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активнымучастником социального действия. «Промежуточность» положения студенческоймолодежи создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что,выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем ужеощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, нечувствуя при этом ответственности за них. Сочетание независимости ибезответственности порождает отклоняющееся поведение.
3. Социокультурная среда  существования студенчества вомногом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами всистеме образования. На поведение студенчества (в том числе и девиантное) могутвлиять особенности его структуры. С точки зрения структуры студенчество можноразделить на гуманитарное и техническое, бюджетное и контрактное.   Предполагается, что для всех этих групп будут характерны разные установки,жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, степень распространенностисоциокультурных девиаций, а также их виды будут различными для этих групп.Важным социокультурным фактором, детерминирующим поведение студентов, выступаетих место проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будетсущественно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельскойместности.
4. Студенческий коллектив является по сутималой социально организованной группой, отличительными чертами которой можноназвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития,основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельностичлена группы. Э. Дюркгейм утверждал, что внутри одной и той же социальнойгруппы происходит нивелировка сознания, в силу чего все думают и чувствуютодинаково. Особенно это актуально для студенческого коллектива, члены которогов силу своего возраста склонны к подражанию. Следовательно, велика вероятностьтого, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которыхпротиворечат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстромураспространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.
Специфика студенчества как особойсоциально-демографической группы актуализирует проблему изучения девиантности вего среде на двух уровнях: общества в целом, и социального института, вчастности ВУЗа.
Первый уровень включает в себя общие девиации:злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид ит.д.  Характерные для социума в целом, они наиболее опасны, когда речь идет остуденческой молодежи. Это связано, во-первых, с особым социальным статусомстуденчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многомопределяет его будущее. Во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг сдругом способствует быстрому распространению различных отклонений среди даннойсоциальной группы.  Возникновение общих девиаций  в студенческой средеисследователи объясняют влиянием следующих факторов: затянувшимся кризисом вовсех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов,социальным окружением, отрицательным воздействием СМИ, большой учебнойнагрузкой в университете и т.п.
Второй уровень  девиантности студенчества включает в себя отклонения отформальных норм, принятых в вузе: нарушение дисциплины, несвоевременнаяподготовка учебного материала, платный способ сдачи сессий, пропуски занятийбез уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах, и т.д. Этиотклонения связаны с учебным процессом и характерны только для студенчества, всвязи с чем их можно охарактеризовать как специфические девиации.В объяснении причин их возникновения лидирует мнение о роли мотивации получениявысшего образования.
Если общие девиации студенчества в той или иной степенианализируются социологами, то специфические девиации рассматриваются лишьэпизодически в рамках конкретно-социологических исследований молодежи. Междутем, даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могутпредшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого жепристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общихи специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, всвязи с чем целесообразно изучать их в единстве.
1.3       Особенности переоценки ценностей в студенческой средесовременного российского общества
Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами являетсяхарактерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. Приэтом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория«напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностныйаспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источникомдевиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основныепринципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятымобразцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.
В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальныминормами, которые также определяют правила, цели, которыми необходиморуководствоваться в своих действиях. Однако ценности более устойчивы, ихотличает более глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом»человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующимсоциальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях,разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации».Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, ккоторым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей.Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюсяантиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, темсамым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать вкачестве самостоятельного мотива последнего.
В условиях социальных преобразований происходит трансформацияобщественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежнихпредставлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды нате или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности,нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальныхгрупп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая местоболее значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения вценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясьна ценности, свойственные большинству населения или группы.
Зачастую изменения в ценностной системе провоцируют рост девиантных ценностей (или «антиценностей»), которые в стабильном обществе присущенезначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так каксдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностейможно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекциивзглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастуюприводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность,продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не каканомалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.
Многочисленные социологические исследования в крупныхгородах и провинции фиксируют изменения в ценностной системе современногостуденчества[10][12]. В целом же в настоящеевремя наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем наличностные. Студенты, как и молодежь в целом, ориентируется, прежде всего, насобственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинствоиз них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможностьсуществовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальныхценностей современного студенчества зачастую на первый планиндивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое  порождаетпрагматично-утилитарное отношение к социальным нормам.  Выражениемпрагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как ксредствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к«превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получениядиплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, — т.е. в терминальнуюценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.
Трансформация ценностей студенчества в данных направлениях являетсяследствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения вроссийском обществе.
Глава II         Социокультурныедевиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей
2.1 Аддиктивные формы отклоняющегоповедения
Девиантное поведение подразделяется на две группы[11][15]:
1.   Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья,т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляютлица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
2.   Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных нормчеловеческого общежития и проявляется, в разных формах социальнойпатологии — пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается вформе проступков или преступлений.
  Касательно темы настоящей работы интерес представляет втораягруппа со скрытой социальной патологией.
           Существуют общие причины девиантного поведения для обеихвышеприведенных  групп «риска». Это, прежде всего:
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчаснищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; врасслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается внизком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизмаи отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар,на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и теломявляется рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение вмассовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажнойлюбви», взрыве насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится кдевиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы изнеблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье,проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумениестроить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты,различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут ккризису духа, потере смысла существования.
В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддитивноеповедение.
Аддиктивное поведение(addictive behavior) — это злоупотребление различными веществами, изменяющимипсихическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того,как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определенияаддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, котораявыражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своегопсихического состояния посредством приема некоторых веществ или постояннойфиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности,что сопровождается развитием интенсивных эмоций»[12][8]. По существу речь идет онаркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.
      Общеизвестно, чтоособую опасность для молодых людей в студенческой среде представляют наркотикии алкогольные напитки.
Наркотикиизвестны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуюто том, что наркотики употреблялись вМесопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры.Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли.Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространеннымнаркотическим веществам относятся:
1.Морфий и героин – алколоиды опиума;
2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
3. Гашиш (анаша, план, марихуана);
4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной
системы.
5. Кокаин – алколоид растения кока.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической илипсихологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, чтопостепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
           Наркомания имеет социальные последствия. Для преступныхэлементов это
легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту
смертности, и развитию целого «букета» соматических и
психических заболеваний.
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии
«ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретениенаркотиков
становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства,
грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с
серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь
ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская
зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных причин наркомании является
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:
личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы,
неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами
в учебе или на работе, разочарование в людях.
Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность
наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские
аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство –
то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь. Вот почему этапроблема актуально именно для студенчества.
               Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:
1. Удовлетворение любопытстваотносительно действия наркотического вещества;
2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению кокружающим;
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасностьопыта;
5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего-то гнетущего.
            Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играетсемья, окружение. Появление хотя бы одного наркомана в студенческой аудитории,общежитии, танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотикидают
как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.
Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсическихвеществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая –чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянениякроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.
            Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм.
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм –патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственнойдеградацией личности. Пьянство – это неумеренное употреблениеалкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальнуюадаптацию. Последние социологические исследования и данные официальноймедицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широкораспространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляюталкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь,составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или черездень 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво — наиболее любимый молодежью напиток.Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет- двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школахсоставляет 15.7%, в ПТУ — 24.4%, в техникумах и колледжах — 33.7%, в ВУЗах — 32.4%[13].[20]. Чаще всего мотивомпьянства в студенческой среде является: развлечение, воздействие ближайшегоокружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат,супружеские,  бытовые неурядицы, неприятности с учебой.
Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными
измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к
спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в
подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше
«алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные
факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей
среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртномуи формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формойолегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этомслучае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладитьдефекты
личности[14][18].
           Как отмечается в ряде современных исследований[15][10] в студенческой среде наиболеераспространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления вВУЗе указали 59,1% опрошенных… Причем, в большей степени данной девиацииподвержены студенты – сельчане (по сравнению с представителями городскоймолодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинствостудентов в качестве основного фактора употребления спиртного называюткомпанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностейизучаемой социальной группы.
На втором месте по распространенности среди студенчества находитсяделинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д.Результаты исследования [10]показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется ихсоциокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды наповедение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, болееагрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чащевстречаются  те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что«по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большейстепени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способырешения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).
Так, например, на основании анализа результатов исследования[16][11] Крапивко Е. Н. можноконстатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентовесть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомыхувеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младшихкурсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников – у 30,5%опрошенных.  В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, темлояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньшетех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к даннойпроблеме и тех, кто полагает, что наркотики – это распространенный стильповедения современной молодежи. К вопросу потеринравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайненегативно (53,8%) и отрица­тельно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%,такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явлениенормальным.
              В структуре специфических девиаций современногостуденчества выделяют [11] нерегулярную подготовку к занятиям, наличиезадолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению кпреподавателям. Подавляющее большинство студентов среди прочихспецифических девиаций в ВУЗе отметили использование шпаргалок на экзамене (94%опрошенных) и пользование мобильным телефоном во время занятия (91,7%). Этопозволяет констатировать, что данные явления постепенно из девиациипревратились в норму.
Например, в ходе исследования [11] было установлено, чтоспецифические девиации студенчества определяются отношением молодых людей квысшему образованию. Об этом свидетельствует тот факт, что в группестудентов (юношей) с низкой успеваемостью большинство составляют респонденты,обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии. В то же время, меньшевсего подвержены девиациям в учебном процессе те студенты, которые воспринимаютобразование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха вкарьере. Какправило, они характеризуют учебу как «очень интересную», в отличие отстудентов, поступивших в ВУЗ только ради диплома. Сами студенты чаще всегообъясняют неуспеваемость своих коллег (также как и существование платной сдачиэкзаменов и зачетов)  их ленью, безответственностью, отсутствием тяги к знаниям.  Отдельные молодые люди связывают несерьезноеотношение к учебе с тем, что некоторых студентов заставляют учиться родители,которые к тому же поддерживают материально, финансируя тем самым беззаботноевремяпрепровождение своих детей. Таким образом, ответы респондентовподтверждают вывод о том, что поведение студентов в учебном процессетесно связано со значимостью для них высшего образования.
2.2       Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения средироссийской студенческой молодежи
Сцелью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественнымисоциологами[17][9] предлагается  ряд способов предупреждения и коррекциидевиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующийфункцию социального контроля.
   Как было показано выше, определяющая роль в коррекции девиантногоповедения принадлежит социальному контролю, в структуре которого выделяют трикомпонента[18][17]:
1.   Человека, совершающего определенные поступки;
2.   Норму, выступающую в качестве критериядевиантности;
3.   Группы (или отдельного индивида), оценивающегоповедение.
Соответственноэтому разделению целесообразно использование трех способов предотвращения икоррекции девиантного поведения в студенческой среде.
Первый способ заключается в создании оптимальных условий дляправовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию воспитательной ипрофилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть созданиесистемы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себяцелостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и«вторичной занятости»,  профессионального самоопределения.  Важным аспектомздесь выступает опережающее воздействие на исключение причин  возникновениядевиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи сэтим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различныесоциальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшиекачества данной социальной группы.
 Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде связан ссовершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Какправило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких»институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) ипредполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор,предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля,предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные(материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе,способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновениюспецифических девиаций.
Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации ВУЗа. Этообусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает многиенормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции за ихневыполнение. В конечном итоге  эта структура следит за  уровнем преподавания вВУЗе, оценивает поведение студентов и несет ответственность за ихвоспитательное, образовательное и культурное совершенствование.  
Таким образом, социальныйконтроль в ВУЗе следует рассматривать как единый комплексный процесс,включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности,совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов иповышение ответственности администрации.Заключение
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеютнекоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к ихросту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным исубъективным противоречиям общественного развития, которые нарушаютвзаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидовне согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я.Глинский считает источником девиации наличие в обществе социальногонеравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностейдля разных социальных групп[19][1]. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служитфакт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Этисвязи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными(убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявлениядевиации от экономических, социальных, демографических, культурных и другихфакторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, гдевсе сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходитдевальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным дляобщественной системы в переходный период является социальный контроль задеятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.
            Основные факторы социального контроля в переходном обществе,по мнению ряда исследователей, становятся следующие [15]:
1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватныконкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контролядолжно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к«ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества встуденческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формампротивоправного, и аморального поведения.
2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободыприводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоватьсялишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодыхправонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочкаисполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменениеусловий содержания.
3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающиегосударственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи»(группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишениясвободы).


Список использованной литературы
1.    Глинский Я. Девиантология. М. 2000,270 с.
2.   Дюркгеим  Э.  Ценностные   и   «реальные»   суждения   //   Дюркгейм   Э.
      Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
3.    Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм  Э.  Социология.  Ее предмет,
      метод, предназначение. М., 1995.
4.   Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.
5.    Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм  Э.  Социология.  Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
6.    Дюркгейм Э. Самоубийство.Социологический этюд. СПб., 1912
7.    Иванов В.Н. Девиантное поведение:причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. — № 2.
8.    Короленко Ц.П. Аддитивное поведение.Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии имедицинской психологии. 1991. ї 1. С. 8-15.
9.    Крапивко Е.Н. Проблема девиантногоповедения студенчества в современной России // Общество безопасности –альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции,посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета«Университетская наука – региону» – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006– С. 46-48.
10.  Крапивко Е.Н. Особенностивозникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива –2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов имолодых ученых. – Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. – С.163-165.
11.  Крапивко Е.Н. Социокультурныедевиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные,политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». –Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – С.50-53.
12.  Крапивко Е.Н. Социокультурныедевиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество иличность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практическойконференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. – С.111-113.
13.  Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковаянаркология. Л., Медицина, 1991. 304 с.
14.  Личко А.Е. Подростковая психиатрия.Л.: Медицина, 1985. 416 с.
15.  Павленок П. Д. Основа социальнойработы: Учебник М:1998 – 267 с.
16.  Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Раннийалкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. 306 с
17.   Смальзер Н.
18.  Социальные отклонения – 2-е изд.,перераб. и доп. –М.: Юрид. лит. 1989 — 275 с.
19.  Туркиашвили Ш. А. и др. Понятиеаномии и попытки его модификации. // Человек: соотношение национального иобщечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди,Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2004. С.249-258
20.  Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л.,Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи:алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.
21.  Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.