Реферат по предмету "Психология"


Гуморальная теория темпераментов Гипократа

Гуморальная теориятемпераментов Гипократа

План
 
1.  Введение.
2.  Гипократ — один из самых видных врачей Древней Греции.
3.  Теория темпераментов Гипократа.
4.  Конституциональная теория темпераментов.
5.  Заключение.
6. Список использованной литературы.

Введение.
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт отtempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида состороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа,быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психическихпроцессов и состояний.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительныетрудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычныхпсихологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешнихпроявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих,компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, егомоторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь,обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологическихпроявлений.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот егокомпонент, который обозначается как общая психическая активность индивида.Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности ксамовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности;разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденцийопределяются другими («содержательными») особенностями личности: ееинтеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношенийи мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности ипассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощнойстремительности действий и постоянного подъема — на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента,вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть)группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — егокомпонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функциейдвигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимостьспециального выделения в структуре темперамента этого компонента вызываетсяособым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируетсявнутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальнымиградациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следуетвыделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд другихпризнаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту граньтемперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтомучасто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является«эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств нкачеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращенияразнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составнымичастями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленнойсобственной структурой. В качестве основных характеристик«эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность иэмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективнуювосприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способностьего найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы несуществует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, скоторой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без ихпредварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Подэмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращаетсяданное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческогоповедения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, котороепозволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможностьотносительно четко ограничить темперамент от других психических образованийличности — ее направленности, характера, способностей и др.
Гипократ – один из самых видныхврачей Древней Греции.
Гиппократ (460—377 гг. до н. э.)вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца,Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия даливозможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии,Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинскиезнания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифовв связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах,водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокойрепутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказалиизвестное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечениипереломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьмавероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодомуврачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.
От времен Гиппократа до нас дошлисочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократовсборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы.Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальномотношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии»,«О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в«Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, вчастности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников ипоследователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник»,передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцветагреческой медицины V—IV веков до и. э.
Важной заслугой Гиппократа было то,что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современнойему древнегреческой философии— материализм Демокрита и диалектику Гераклита идал им материалистическое  толкование  на уровне знаний своего времени. ДляГиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате измененияматериального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Этим онотвергал положения жреческой медицины.
Объяснение болезни  Гиппократ искал вматериальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Онсчитал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего несовершается без естественной причины. Естественные причины болезни лежат,прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезниГиппократ считал такие, которые своим действием вызывают заболевание у рядалюдей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойствапочвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократотмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей,относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность инаклонность к определенным страданиям.
В произведении «О воздухах, водах иместностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город,изучил его климат, почву, образ жизни населения и т. п. Только тот, ктопредварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в немв качестве врача.
В сочинении «О древней медицине»Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытногообщества, в первую очередь ее связи с заботами о питании, об использованиипродуктов.
Теория темпераментов Гипократа.
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан свопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения оличности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос.Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент сосвойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорийтемперамента представляла классификация темперамента, основанная на ученииГиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяетсясоотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческоморганизме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой).Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма,обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), которыйв переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основетеории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темпераментапо количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых ворганизме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (отлатинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь),меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (отгреческого phlegma — слизь).
   Античныеврачи, пытаясь объяснить то, что в современной психиатрии называется«расширением сознания», обратились к теории жидкостей, основы которойзаложили Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) и Гален (129-200). В ней строениетела человека обсуждается в терминах четырех космических элементов: земли,воздуха, огня и воды. Эти четыре основных элемента имеют своих заменителей,своих «связников» в человеческом теле:
   Земля =меланхолия (черная желчь); Воздух = кровь; Огонь = желчь (желтая желчь); Вода =флегма (слизь).
   Этаклассическая гуморальная теория объясняет характер человека (или его«темперамент») преобладанием одной из этих жидкостей в его теле.Роберт Бертон, например, в «Анатомии меланхолии» делает короткийэкскурс в «анатомию тела и свойства души, чтобы лучше понять, что из чегоследует». Бертон объясняет не только то, как эти четыре жидкостиобращаются в теле человека, но также и то, как «дух» поднимается изкрови и служит «инструментом души»:
   Гумор — этожидкость или текучая часть тела. Кровь — это горячая, сладкая, выдержаннаякрасная жидкость, по ней дух поднимается прямо в сердце, а затем оттударазносится по артериям во все остальные части тела.
   Флегма — холодная сырая жидкость, происходит от самой холодной части хилуса (млечногосока).
   Желчь — горячая и сухая, горькая, происходит от самой горячей части хилуса.
  Меланхолия-холодная и сухая, густая, черная и кислая, происходит от наиболеекрахмалосодержащей пищи и избавляет от хандры…
   Эти четырежидкости в чем-то схожи с четырьмя элементами…
   Дух — эточрезвычайно тонкий, едва уловимый пар, выделяемый кровью, посредством которогодуша осуществляет все свои желаемые действия.
   Джон Донн водном из своих «Благочестивых сонетов», в котором он пытаетсяобъяснить вхождение грехов в свое тело и душу, схватил суть этой теории и ееприложение к жизни человека:
   Я малый мир,созданный как клубок Стихий и духа херувимской стати.
  Каждый элемент связан с определенным характером. Идеальным для физического идушевного здоровья человека было бы равновесное присутствие всех четырехжидкостей в его теле. Избыток какой-то одной из них вызывает дисбаланс,влекущий за собой физиологические и психические отклонения. Т.е. гуморальнаятеория, в сущности, дает психологическое объяснение физиологии и физиологическоеобъяснение психологии: состояние тела влияет на здоровье ума, а душевноездоровье воздействует на телесное.
   В случаеликантропии, как признавалось всеми, имеет место преобладание черной желчи. Ееизлишек может вызвать различные виды психического расстройства, включаядепрессию, галлюцинации, мании и безумие. Постепенно слово«меланхолия» стали употреблять и для обозначения патологическогодушевного состояния. В эпоху Возрождения пользовалось популярностью описание«меланхолической ликантропии», взятое из сочинения«Меланхолия» Аэция (конец V- начало VI века), цитируемое здесь поработе Гарзони «Приют для неизлечимых идиотов»:
   «Изжидкостей меланхолию врачи считают причиной сумасшествия, названного греками»ликантропия", а римлянами — «волчьим бешенством», когдачеловек с приходом февраля убегает по ночам из дома на кладбища, где он бродит,воя, выкапывает кости мертвецов, с которыми ходит затем по улицам, к великомуизумлению и ужасу всех тех, кто попадается ему навстречу… такие меланхолическиеличности имеют бледные лица, сухие, ввалившиеся и плохо видящие глаза, сухойязык; они испытывают постоянную потребность сплевывать, одновременно оструюжажду, ощущая недостаток влаги".
   Были,конечно, и врачи, которые, принимая гуморальную теорию в качестве основы дляобъяснения ликантропии, вместе с тем считали, что дьявол охотится замеланхоликами и искажает их восприятие окружающей действительности.
   Кстати,Гамлет у Шекспира предположил, что, быть может, он заблуждается, думая, чтовидел призрак своего отца; как бы соединяя в своем сознании гуморальную теориюсо знанием о воздействии темных сил, он замечает:
   Дух, представшиймне, Быть может, был и дьявол; дьявол властен Облечься в милый образ; ивозможно, Что, так как я расслаблен и печален — А над такой душой он оченьмощен, — Меня он в гибель вводит.
Конституциональная теория темпераментов.
Несмотря на то, что некоторые исследователи считаютгуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понялпсихосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо такжеотметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснялпсихосоматичное единство материальной основой — смесью «соков» ворганизме индивида.
В начале XX в. внимание исследователей привлеклазависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним изисследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальныхотличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Он издал свою книгу «Строение телаи характер», в которой старался отстоять мысль о том, что люди сопределенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенностии склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Кречмер выделил четыреконституциональных типа:
1.    Лептосоматик (лептос- хрупкий, тонкий, сома — тело).
2.    Пикник (толстый).
3.    Атлетик (борьба).
4.    Диспластик (дис-плохо, пластик — сформированный).
Кречмер также выделил еще один тип строения тела,которое назвал «неопределенным». Рассматривая отклонения в сторонупатологических проявлений психики, Кречмер установил некоторую зависимость этихпроявлений от строения тела. Так, лептосоматик склонен к шизотимическому типутемперамента, пикник склонен к циклотимическому типу темперамента. Егоповедение близко к больным маниакально-депрессивным психозом (циклотимия).Атлетики проявляют склонность к эпилепсии (иксотимики).
Другим путем к выделению соматотипа, от которогозависит проявление типа темперамента, подошел в своих исследованияхамериканский ученый У. Шелдон. Он, как и Э. Кречмер, исходил из того, чтотемперамент и тело объединены в человеке, но в проявлении темпераментапреимущество оставлял за строением тела. У. Шелдон выделил три, по его мнению,главные системы в организме человека: внутренности, мышечную систему ицентральную нервную систему. Приписывая степень выразительности (развитости)любой системы в баллах, У. Шелдон выделил три соответствующие строения телатипы поведения:
1.    Висцеротоник(7-1-1),
2.    Соматотоник(1-7-1),
3.    Церебротоник (1-1-7).
В скобках приведена выразительность каждой системы вбаллах (максимальное значение 7 баллов, минимальное 1балл).
При норме психического развития, согласно Э.Кречмеру, лептосоматик (по Шелдону — церебротоник) по проявлению свойствтемперамента напоминает тип меланхолика. Пикник (по Шелдону — висцеротоник) попроявлению свойств темперамента напоминает тип сангвиника, а атлетик (поШелдону- соматотоник) по темпераменту напоминает тип холерика.
Типологии Кречмера-Шелдона, хотя и завоевалипопулярность среди психиатров, врачей, психологов, все же были в дальнейшемукритически пересмотрены. Прежде всего, в поисках соответствияконституционального типа с типом поведения использовались не свойстватемперамента, а свойства характера. Обратим внимание на название основнойработы Э. Кречмера. Как разумеется, в характере проявляются такие свойстваличности, которые возникают под влиянием воспитания. Сам Э. Кречмер признавал,что три его основных типа, это лишь «сфокусированные точки» вразнообразии конституций человеческого тела.
Недоказанным считается связь конституциональноготипа с психическими болезнями у здоровых людей. Такое утверждение недопустимо.Между конституциональным типом и свойствами темперамента не существуетзависимости. Так, например, свойства темперамента проявляются в поведениииндивида в онтогенезе значительно раньше, чем четко выстраиваетсяконституциональный тип.
Заключение.
Подводя итоги, еще разподчеркнем основное в теории темпераментов Гипократа.
Человек для Гиппократаявлялся микрокосмом — универсальной и единой частью от окружающего его мира — макрокосма. На таких философских основаниях Гиппократ, 25 веков назад, создалпервую в Западной цивилизации биотипологическую концепцию — гуморальную теорию-объяснявшую темперамент (поведение) человека как производное от его внутреннейгуморальной конституции: неизменной организации внутреннего баланса(равновесия) внутренних гуморальных жидкостей человека (как когда то считалГиппократ — крови, лимфы, желчи, и черной желчи).  Гиппократ опирался в своем творчествена космологические сочи-нения греческого философа Эмпедокла. Физическиегуморальные жидкости, ассоциирующиеся с темпераментом человека, в полной мересоответствуют четырем космическим стихиям: земле, воздуху, воде, и огню,объявленных Эмпедоклом началом и основой всего существующего.
Особыйинтерес в течение столетий вызывает такое интегральное образование индивида,как темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей).
 А.Р.Луриявысказал афоризм, что величие ученого определяется тем, насколько выдвинутые импредставления задержали развитие научной мысли. В этом смысле вряд ли кто изученых может состязаться с гиппократом, который предложил гуморальную концепциютемперамента. Гиппократ учил, что темперамент зависит от соотношения четырехжидкостей организма – крови, желчи, лимфы и флегмы. Смесь этих жидкостей илежит в основе четырех основных типов темперамента: сангвиники, холерики,меланхолики, флегматики. Одни люди по темпераменту чрезвычайно медлительны иневозмутимы. Во всей манере их поведения чувствуется степенность, размеренность(флегматики). Другие люди подвижны, порывисты, легко воспламеняются, мгновенноухватываются за новые идеи; общительные люди с переменным настроением(сангвиники). Холерики чрезвычайно восприимчивы и глубоко переживают все своирадости, свои боли и печали. Они импульсивны, под влиянием аффекта могутсовершить необдуманный поступок, а после будут раскаиваться. Совершенно инойтип – меланхолики. Они глубоко переживают любое событие жизни, но горе носят всебе, не проявляя внешне свои переживания; постоянны в своих привязанностях.

Списокиспользованной литературы
 
1)  КонИ.С. Социология личности. – М., 1967.
2)  П.Е. Заблудовский,Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит. История медицины. Москва, «Медицина»,1981.
3)  М.П. Мультановский«История медицины» изд. Медицина", Москва, 1967.
4)  Психологияиндивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:Изд-во МГУ, 1982.
5)  Хруцкий К.С.Аксиологический подход в современной валеологии // Диссертация на соисканиеученой степени кандидата философских наук. Новгород, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.