Реферат по предмету "Психология"


Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе

КУРСОВАЯ РАБОТА
Гуманистический подход в психологии и егоприменение в социальной работе

Содержание
 
Введение
Глава I. Гуманистический контекст психологической помощи в социальнойработе
1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К.Роджерса
1.2 Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностнойтеории А.Г. Маслоу
1.3 Значение экзистенциальной психологии в социальной работе
Глава II. Эмпирические основания использования гуманистического подхода всоциальной работе
Заключение
Литература
Приложение

Введение
 
Психология занимает одно из важнейших мест вобеспечении социальной работы. Она дает огромное множество приемов,используемых для решения задач социальной работы. Например, существуют методысоциального научения, которые ориентируются на бихевиористские теории, применениетакже находят такие теории как психоаналитическая, когнитивистская и многиедругие. Но в данной работе внимание направлено на гуманистический подход всоциальной работе. Естественно, что психологические основы социальной работыобразуеттеория личности. Социальная работа тесно связана не только стипизацией личностей, но и соответственно этому теоретическими основами тех илииных подходов.
Цель работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точкизрения его применения в социальной работе.
Для достижения этой цели можно выделитьследующие задачи:
1)              провести анализ различных гуманистическихтеорий с точки зрения их применения в социальной работе;
2)              провести исследование на определение типанаправленности личности среди студентов, обучающихся по специальности«социальная работа»;
3)              описать и объяснить полученные результаты.
В качестве гипотезы всей работы быловыдвинуто предположение, что применение гуманистического подхода в социальнойработе является важным и оправданным, особенно при работе с людьми,оказавшимися в так называемых «пограничных ситуациях».
В мире накоплен колоссальный опыт социальнойработы с людьми, находящимися в «пограничных» ситуациях. Имеется и немалыйотечественный опыт (как дореволюционного, так и советского периодов). Ипрактика показывает, что часто социальные работники сталкиваются с проблемами,которые не могут решить в рамках иного подхода, кроме как гуманистического. Потомучто клиенты социальных работников как раз находятся в пограничных ситуациях,где происходит актуализация экзистенциальных потребностей человека. Такимобразом, в современном обществе темы смерти, смысла, ответственности и др.играют ведущую роль именно в контексте социальной работы.
Первоочередная задача социального работниказаключается в том, чтобы понять людей, чьи мысли и чувства — под влияниемличных и социальных переживаний — повернулись, в основном, к проблемебессмысленности жизни. Это бывает не только в случаях социальной патологии(параноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так ужредко выпадающих на долю в принципе здоровых людей: в ситуациях конфликтноговыбора, отчаяния, конфронтации со смертью.
Экзистенциальная и гуманистическая психологияоправданно исходят из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляетлюдей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться»от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая едина с существованием.
В рамках же социальной работы гуманистическийподход к клиентам оправдан тем, что человек находящийся в пограничной ситуациистоит наиболее близко к моменту переоценки своей жизненной ситуации и осознаниисебя как субъекта деятельности. И социальный работник, работающий врамках гуманистической парадигмы должен показать клиенту, что не существуеттакой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для человека. И словами Р.Баха можно продолжить, что «Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебекрайне необходимы».

Глава I. Гуманистический контекстпсихологической помощи в социальной работе
 
«Вспомни, откуда ты пришел и куда ты идешь, ипрежде всего, подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам попал».
Р.Бах
Гуманистическая психология имеет множествонаправлений и модификаций, представляемых различными авторами, но, на мойвзгляд, в них все же существуют некоторые инвариантные составляющие, связанныеединым методологическим ядром.
Для начала следует выделить основныенаправления гуманистической психологии, которые будут рассмотрены ниже.
Во-первых, к этому направлению необходимо отнестиконцепцию Карла Роджерса.
Во-вторых, гуманистическую психологию просто невозможно представить без Абрахама Маслоу.
В-третьих – внимания заслуживает экзистенциональнаяпсихология, одним из самых ярких представителей которой является ИрвинЯлом.
Это, конечно, всего лишь некоторые представителигуманистического подхода в психологии, но я думаю, что их вклад наиболее важен дляформирования максимально полной картины восприятия данной психологическойпарадигмы.
С точки зрения гуманистической психологии, принципиальнымсодержанием развития личности является самоатуализация, или, другими словами,полная реализация изначального потенциала. «Становиться и быть собой» — вотпсихологическая основа благополучия человека. «Такое благополучие означает бытьполностью рожденным, то есть стать тем, чем человек является потенциально» [4, с.37].Проблема «создания хорошего человека» — это проблема «самоэволюции человека». Иее неотъемлемой частью является познание человеком себя. Маслоу писал, что «намнеобходим такой человек, который был бы ответственен за себя и свое развитие,досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился кполной актуализации своего потенциала»[2, с. 114]. Но, увы, звучит это довольноиронично, особенно в контексте социальной работы. А важным в данном случаеявляется характеристика субъектной позиции человека. Осуществлениечеловеком собственной жизни как цепочки выборов предполагает опору и навнутренние ориентиры, и на внешние условия и обстоятельства. Именно это важно длясоциального работника – показать клиенту возможность выбора. Выбора, который обусловлен,прежде всего, осознанностью клиентом своей ситуации и себя самого в данныймомент жизни и времени. Сюда очень кстати подходит высказывание Баха, что«Каждый человек, появляющийся в твоей жизни, все события, которые с тобойпроисходят, — все это случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда. Ито, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам». Данная мысль можетпоказаться довольно спорной, но не это главное, главное, что наиболеефундаментальным выражением болезни общества является феномен отчуждения,состоящий в том, что человек не ощущает себя субъектом собственных действий ииз уникального и неповторимого творца собственной жизни превращается в «лишеннуюиндивидуальных качеств вещь, зависимую от внешних для нее сил»[4]. Также, всвоей работе Э. Фромм писал, что фактически большая часть из того, чтосоставляет человеческое сознание, является фикцией и заблуждением; дело нестолько в неспособности человека увидеть истину, сколько во влиянии на негообщества.[8]

1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированногоподхода К. Роджерса
 
В рамках гуманистического подхода существенновыделить концепцию К. Роджерса. Основная суть его психологии заключаетсяв акцентированном на личности подходе, в котором личность являетсяконтролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода – человек,его предназначение жить и действовать. По убеждению Роджерса, ядро, сердцевинакаждого человека – конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегдавыбирает позитивный путь развития. И только на основе свободногоиндивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироватьсяличностная, индивидуальная субъектность.[1,4]
Решающую роль в жизни и развитии человека сточки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция,центральным звеном которой является понятие «самоценности». Все поведениечеловека обусловлено и регулируется неким объединяющим мотивом, который Роджерсназывал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственнуюорганизму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развиватьличность».[4, с.29] Таким образом, важнейший мотив жизни человека – этоактуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшиекачества своей личности, заложенные в ней от природы. Человеком управляетпроцесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. Ктому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденцияявляется общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже нетолько животным, но всему живому. Это сущность жизни!
Роджерс считает, что каждый человек исходномотивирован просто тем, что живет. Человечество в основе своей являетсяактивным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Можетпоказаться, что данные идеи Роджерса весьма утопичны и мало отражаются вжизненных реалиях, и это будет вполне оправданно. Но с точки зрения применениятеории клиент-центрированной психотерапии Роджерса в практике социальнойработы, важным может оказаться вопрос о том, что поведение человека нельзяпонять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Ведь еслиубеждения социального работника относительно личности другого человека, вчастности клиента, сводятся к представлению о нем как об объекте, которыйнеобходимо подвергнуть диагностике и анализу, об объекте, которым можноманипулировать и распоряжаться по своему усмотрению, то деятельность социальногоработника перестанет быть эффективной, по крайней мере, в рамкахгуманистического подхода.
В теории Роджерса кризис наступает, когда людиосознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиямиценности) и какими-то аспектами актуального переживания. Но, несоответствиемежду «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне.Весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого.Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек неосознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Ипоэтому важно повысить у клиента осознание им себя самого в той ситуации, вкоторой он оказался.
Исследования, в основе которых лежаттеоретические разработки Роджерса, касаются предположений, что чем в большейстепени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других.Такая связь между самопринятием и принятием других основана на наблюдении,сделанном Рождерсом, что в начале терапии клиенты обычно имеют негативнуюЯ-концепцию – они не способны принимать себя. Однако как только такие клиентыначинают больше принимать себя, они в большей степени начинают принимать идругих. Иначе говоря, Роджерс предположил, что если самопринятие имеет место (тоесть если несоответствие реального и идеального «Я» мало), то появляетсячувство приятия, уважения и ценности других. Так же и Эрих Фромм утверждал, чтолюбовь к себе и любовь к другим идут рука об руку.
Повышение у клиента уровня самопринятия этоважная задача, но этот вопрос, на мой взгляд, целесообразней рассмотреть состороны принятия клиента социальным работником. Что позволяет социальномуработнику испытывать глубокое уважение и чувствовать безусловное принятиедругого, так необходимые для эффективной работы. И такое отношение к миру можетвозникнуть лишь у человека, который обладает базовым уважением к самому себе ипризнает в первую очередь ценность и значимость самого себя. Никто и никогда,даже при самом удачном стечении обстоятельств, не сможет принять другого, еслиу него сначала не произошло принятия самого себя. И здесь задача социальногоработника – понять самовосприятие клиента. И насколько клиент будетчувствовать, что его принимают, настолько у клиента появится возможностьдостичь позитивного изменения личности.
В одной из своих работ («Консультирование ипсихотерапия, 1942) Роджерс предложил следующие шаги процесса психологическойпомощи клиенту:[7, с.323]
— клиент обращается за помощью;
— определяется ситуация;
— поощряется свободное выражение чувств;
— консультант одобряет и поясняет;
— постепенно позитивные чувства находятвыражение;
— положительные импульсы становятсяузнаваемыми;
— разрабатывается инсайт;
— поясняется выбор;
— предпринимаются позитивные действия;
— инсайт углубляется;
— возрастает независимость;
— потребность в помощи снижается.
И по такой предполагаемой последовательностисобытий выражается убеждение Роджерса в том, что клиенты сами определяют свойпуть развития, пользуясь помощью и одобрением консультанта.
Очень многие аспекты роджерианского подходадостаточно легко усвоить и эффективно использовать на практике. Но гораздотруднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективностиподобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком– понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте –это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника,работающего в рамках клиент-центрированного подхода.
Для того чтобы сформировать необходимые качествау будущих социальных работников можно в учебном процессе использовать различныеупражнения, направленные на развитие способности принятия человека таким какойон есть. Познакомится с описанием некоторых заданий и упражнений можно вработах самого Роджерса, а также ниже я приведу несколько классическихупражнений, которые могут помочь студентам овладеть центрированным на личностиподходом.
Упражнение 1.
Выберете партнера, с которым будете работать.Один из вас будет консультантом, другой – клиентом. Меняйтесь ролями, так чтобывы опробовали обе ситуации. Для начала клиент рассказывает консультантунеприятный случай из своей жизни, который, вероятно, трудно было бы рассказать.Например, вы можете поделиться рассказом о том, как вы лгали или вас обвиняли втом, что вы несправедливы и злы.
Как консультант, вы прилагаете все усилия ктому, чтобы понять то, что вам рассказывают. Слушайте так, чтобы вы смоглиповторить рассказ. Повторяйте клиенту то, что слышите. Вы хотите понять точносказанное вам. Не акцентируйте внимания на правильности или неправильностиповедения, не предлагайте совет, не критикуйте. Продолжайте восприниматьклиента как еще одно человеческое существо, независимо от того, что он или онавам рассказывает.
Зафиксируйте момент, когда вам захочетсяпрокомментировать, когда у вас появится стремление судить, жалеть или если васвстревожит рассказ вашего клиента. Обратите внимание на то, как трудноодновременно осознавать ваш собственный опыт, оставаться эмпатичным и сохранятьпозитивное отношение. Попытайтесь понять собственные ощущения. Вам можетпоказаться легко, играть в искреннее поведение, но в такой ситуации намноготруднее обладать настоящей эмпатией и позитивным отношением.
Поменяйтесь ролями. Проделайте ту же самуюпроцедуру. Как клиент, попробуйте понять, что значит, когда тебя слушают и неосуждают.[7, с. 327]
Упражнение 2.
(Данное упражнение представляет собой адаптациюодного из упражнений, которые давал своим ученикам Роджерс. Оно помогаетоценить, насколько хорошо вы понимаете другого человека).[7, с.331]
В следующий раз, когда вы начнете спорить ссоседом по комнате, близким другом или маленькой группой друзей, на секундупрекратите дискуссию. Установите следующее правило: любой может высказать своевозражение только после того, как он точно перескажет мысли и чувства того, ктоговорил раньше. Прежде чем излагать свою точку зрения, вы должны действительнопонять мысли и чувства противоположной стороны и суммировать их.
Когда вы попробуете проделать это упражнение,оно может сначала показаться вам трудным. Но как только вы сможете встать наточку зрения другого человека, ваши собственные представления сильноизменяться. Различия снимаются в процессе понимания. Любые сохраняющиесяразличия станут каждому из вас более очевидны.

1.2 Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностнойтеории А. Маслоу
 
Из работ А. Маслоу можно позаимствовать оченьмного аспектов, которые могут эффективно использоваться в практике социальнойработы. В первую очередь это теория мотивации и иерархии потребностей. Маслоуописал человека как «желающее существо», который редко достигает состоянияполного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена,другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Жизньчеловека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Так, Маслоу называл невроз и психологическуюразлаженность дефицитарными болезнями; он считал, что такие заболеваниявызываются тем, что не удовлетворены некоторые основные потребности, точно также, как отсутствие некоторых витаминов может вызвать болезнь.[2] С подобнойситуацией довольно часто могут встретиться социальные работники, и тогда имнеобходимо иметь ввиду, что способствуя удовлетворению клиентом какой-то однойпотребности может произойти вскрытие других, более глубоких неудовлетворенныхпотребностей. Так же надо помнить, что объем и способ удовлетворенияпотребностей неодинаковы у разных людей, но основные потребности (такие, какголод) нельзя игнорировать никогда.
Ниже приведена иерархия потребностей в порядкеих очередности:
— физиологические потребности;
— потребности безопасности и защиты;
— потребности принадлежности и любви;
— потребности самоуважения;
— потребности личного совершенствования.
Удовлетворение потребностей, расположенныхвнизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше виерархии, и их участие в мотивации.
Таким образом, физиологические потребностидолжны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнутпотребности безопасности; физиологические потребности и потребностибезопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде,чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности илюбви. Очень важно чтобы социальный работник это учитывал при работе склиентами, а иначе его деятельность просто перестанет быть эффективной.
Ключевым моментом в концепции иерархиипотребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бываютудовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, ичеловек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровняхпотребностей. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникаютпостепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, ноодновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. «Высшаяприрода человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней, как восновании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая частьчеловечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовойнизшей природы».â
Еще одним не маловажным аспектом теории Маслоуявляется понятие метамотивации. Метамотивация относится к поведению, на котороевлияет рост потребностей и ценностей. Хотя, Маслоу и считает, что такой видмотивации чаще всего встречается у самоактулизирующихся людей, которые ужеудовлетворили свои низкие потребности, не стоит недооценивать важность этойконцепции для социальной работы. Ведь, с подобными проблемами социальный работник,скорее всего, встретится у клиентов пожилого, пенсионного возраста. И связаноэто с тем, что метамотивация часто принимает форму служения идеалам или целям,чему-то такому, что «вне тебя». Метапотребности связаны с основными потребностями,и их неудовлетворение вызывает метапотологии – отсутствие ценности, значимости,завершенности в жизни. И тут достаточно вспомнить о том, как болезненноотразилось на многих людях в нашей стране крушение коммунистических идеалов,распад советского союза.
Метажалобы свидетельствуют о фрустрацииметапотребностей, например таких как справедливость, истина. И следуя теорииМаслоу можно сказать, что этот уровень недовольства является хорошим показателемтого, что все остальное в порядке. Когда жалобщики недовольны несовершенствомобщества, отсутствием справедливости и т. д. – это положительный знак. Этозначит, что несмотря на высокую степень удовлетворения основных потребностей,люди все же стремятся к дальнейшим улучшениям и росту. Фактически Маслоунаводит на мысль о том, что хорошим показателем развития общества являетсяналичие недовольных среди его членов.[2]
Но, к большому сожалению, практика социальнойработы в нашей стране говорит о том, что подобные метажалобы клиентов довольночасто сопряжены с рядом дополнительных проблем, которые значительно усложняютситуацию, с которой приходится работать социальным работникам.
И все же, каким бы утопичным и идеалистическимне казался подход Маслоу к пониманию сущности человека, его идеи играют важнуюроль в гуманистически направленном консультировании клиентов социальной работы.Ведь, «Человеку необходимо иметь какую-то жизненную основу из личностныхценностей, из философских убеждений… Чтобы чем-то жить и быть понятым другимилюдьми, это нужно, как нужен солнечный свет, кальций или любовь.»[2, с.26]
1.3 Значение экзистенциальной психологии в социальнойработе
 
Одним из самых известных представителейэкзистенциального подхода в психологии является Ирвин Ялом. И его теория может широкоиспользоваться не только в практической психологии, терапии и консультировании,но и в социальной работе.
Ялом в своей теории исходит из того, базисныйконфликт человека обусловлен конфронтацией индивидуума с данностямисуществования. И человек открывает для себя содержание этих данностей с помощьюглубокой личностной рефлексии. В свою очередь, катализатором процесса рефлексиичасто служит экстремальный опыт. Он связан с «пограничными» ситуациями –такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимогорешения или крах базовой смыслообразующей системы. Основные конечные данности,которые выделял Ялом – это смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.[9]
Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечнаяданность – смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанемсуществовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Противостояние междусознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральныйэкзистенциальный конфликт.
Свобода. В экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствиевнешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мыприходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану.На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначеговоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумеваетужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто, пустота,бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почвеи структуре.[9, с.12-13]
Изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым еюодиночеством и не внутренняя изоляция. Это фундаментальная изоляция – и отдругих созданий, и от мира. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между намивсегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночествеприходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемыйэкзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютнойизоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большемуцелому.
Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем своювселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире – какой жетогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничтоизначально не предначертано – значит, каждый из нас должен сам творить свойжизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточнопрочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамическийконфликт порожден тем, что человек ищет смысл в бессмысленном мире.[9, с.14]
Эти четыре конечных фактора – смерть, свобода,изоляция и бессмысленность – определяют основное содержание экзистенциальнойпсиходинамики. Они играют чрезвычайно важную роль на всех уровняхиндивидуальной психической организации и имеют самое непосредственное отношениек работе консультанта. И социальный работник, использующий экзистенциальныйподход в своей работе, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякийдругой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха,которые отнюдь не являются исключительной прерогативой людей находящихся втяжелой жизненной ситуации или индивидов с психическими нарушениями. И вподавляющем большинстве клиенты страдают от стресса, в разной степениприсутствующего в опыте каждого человека.
И если подходить к социальной работе с позицииэкзистенциальной психологии можно сказать, что зачастую один человек становитсяклиентом, а другой – нет лишь вследствие внешних обстоятельств: финансовых трудностей,личных установок по отношению к социальным службам и другое.
Так же надо отметить, что не каждый социальныйработник или психолог захочет иметь дело с экзистенциальными данностями нетолько из-за их универсальности, но и потому, что встреча с ними слишкомстрашна. Ялом в своей книге пишет: «В конце концов, невротическим клиентам естьот чего расстраиваться и без размышлений о таких «ободряющих» вещах, как смертьи бессмысленность».â
И все же, для действительно эффективной работы врамках гуманистического подхода к консультированию, социальному работнику былобы полезным усвоить следующие постулаты экзистенциально направленного консультирования,которые были выдвинуты в 1963 году президентом Американской ассоциациигуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:[9, с.32]
1. Человек как целостное существопревосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может бытьобъяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2. Человеческое бытие развертывается вконтексте человеческих отношений (то есть, человек не может быть объясненсвоими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностныйопыт).
3. Человек сознает себя (и не может бытьпонят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневоесамосознавание).
4. Человек имеет выбор (человек неявляется пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свойсобственный опыт).
5. Человек интенциален (человек обращенв будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
Каждое из этих утверждений может помочьконсультанту приблизится к тому идеалу, когда клиент воспринимается таким,каков он есть.
Как уже было сказано выше, Ялом выделял четыреосновные данности существования человека – смерть, свобода, изоляция ибессмысленность.
Итак, первое и самое важное, на что надообратить внимание, так это на жизнь, смерть и тревогу. Яломсчитал, что наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическоеразвитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. В своей работе онписал, что жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а непоследовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказываетогромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть – первичный источниктревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причинапсихопатологии.[1,6,9]
Ялом считал, что конфронтация человека сосмертью может служить шансом личностного изменения. Так, в качестве примера онприводит исследование, что шесть из десяти интервью с людьми, пытавшимисяпокончить с собой, но выжившими, свидетельствуют о том, что после «прыжка всмерть» у этих людей изменился взгляд на жизнь. Так же, многие побывавшие награни смерти, говорят об «изменении приоритетов», о том, что они стали болееспособными испытывать сострадание, более непосредственно обращены к людям, чемпрежде.
Знание подобного феномена очень важно длясоциальных работников. Так как работа с клиентами, пережившими попыткисамоубийства, тяжелые аварии и катастрофы требует от социального работникамаксимального внимания и истинного понимания чувств и мыслей своего клиента.
Отдельно стоит уделить внимание ситуациям,когда человек оказывается перед лицом смерти в результате медицинскогодиагноза. Чаще всего социальному работнику придется сталкиваться с больнымиСПИДом и ВИЧ-инфицированными. Вот еще одна цитата из книги И. Ялома,подтверждающая идею личностного изменения при конфронтации со смертью: «Многиегоды работая с больными раком на терминальной стали, я поражался тому, скольмногие из этих людей используют свою кризисную ситуацию и нависшую над нимиугрозу как стимул к изменению. Они рассказывали о поразительных сдвигах, овнутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, чем личностныйрост».[9]
Таким образом, на основе многих наблюденийпсихологов, врачей и самого Ялома, можно перечислить основные моменты, покоторым у больных со смертельным диагнозом наблюдались изменения:
Ø   Изменение жизненных приоритетов, уменьшениезначения жизненных тривиальностей;
Ø   Чувство освобожденности: появление способностисознательно не делать то, что не хочешь;
Ø   Обостренное переживание жизни в настоящем,вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего;
Ø   Переживание природных явлений: смены временигода, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества и т. д., — каквысоко значимых событий;
Ø   Более глубокий, чем до кризиса, контакт сблизкими;
Ø   Уменьшение страхов, связанных с межличностнымобщением, и озабоченности отвержением;
Ø   Большая, чем до кризиса, готовность к риску.
Концепция смерти играет критически важную рольв психологическом консультировании, поскольку она затрагивает жизненный опыткаждого человека. Жизнь и смерть взаимозависимы: физически смерть уничтожает,но идея смерти спасает. Сознание смерти обостряет чувство жизни ирадикально меняет взгляд на нее; оно дает толчок к переходу из модусасуществования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, вболее аутентичный.
«Когда человек узнает, что болен серьезнойболезнью, например раком. Его первой реакцией обычно становится некоторая формаотрицания. Отрицание – это попытка справиться с тревогой, вызванной угрозойжизни, но оно также является функцией глубокой веры человека в своюисключительность. Для воссоздания воображаемого мира, который остается на всюжизнь, необходима большая психологическая работа. Когда защита по-настоящемуподорвана, когда человек по-настоящему осознает: «Боже мой, я ведь и вправдуумру», и понимает, что жизнь обойдется с ним так же грубо, как с другими, — ончувствует себя потерянным и, неким странным образом, преданным» — пишет в своейработе Ялом.[9.с.125]
Таким образом, человек открывает для себя, чтоего персональная исключительность – миф, и он испытывает гнев и чувствует, чтожизнь его предала. Многие люди начинают думать: если бы они только знали,по-настоящему знали, они прожили бы свою жизнь по-другому. Они испытывают гнев– беспомощный гнев, который не должен иметь никакого разумного эффекта. И частообъектом смещенного гнева, особенно для смертельно больных, становится врач,психолог или социальный работник.
Люди с различными смертельными заболеваниямичасто проявляют себя как нарциссические личности. И с подобными случаямидовольно часто придется сталкиваться социальным работникам в своей практике.Работая с больными СПИДом и другими неизлечимыми болезнями в группах, паттерннарциссической личности проявляется более выражено, чем в индивидуальной. Виндивидуальной терапии выслушивается каждое слово клиента, пристальное вниманиеуделяется каждому чувству. Человеку отдается все, и мало что ожидается от негов ответ. А группе от клиента требуется делить время с другими, понимать другихи эмпатически сопереживать им, беспокоиться об их чувствах и устанавливатьотношения. Социальный работник может столкнуться с тем, что некоторые клиентымогут полагать, что они могут обижать других, но их самих личная критикакасаться не должна; они не считают себя обязательными ожидать других; онипредвкушают подарки, сюрпризы и заботу. Сами ничего этого не давая; наконец онирассчитывают на получение любви и восхищения просто в силу самого факта своегоприсутствия. В терапевтической или тренинговой группе они претендуют намаксимум группового внимания и на то, чтобы это внимание уделялось им безкаких-либо усилий с их стороны. Они ожидают, что группа пойдет им навстречу,хотя сами не идут навстречу кому-либо. Задача тренера – вновь и вновь указыватьтаким клиентам, что подобные ожидания уместны лишь в один период жизни – вмладенчестве, когда мы вправе требовать от матери безусловной любви.
Обычно в начале работы с клиентом социальныйработник главное внимание уделяет защитам, построенным в попытках оградить себяот тревоги.
Погруженный в свою жизненную ситуацию индивидобречен на тревогу. Обособится от природы, стать по выражению Спинозы, «своимсобственным богом», означает предельную изоляцию; означает «самостояние» безподдержки мифа о спасителе или искупителе, без успокаивающего пребывания внутричеловеческого сообщества.
Самым тяжелым испытанием для действенностииллюзии конечного спасителя является неизлечимая болезнь. Многие, кому этовыпадает, значительную часть энергии расходуют на поддержание своей веры вприсутствие и могущество защитника. И чаще всего ближайшим кандидатом на рольспасителя
становится психолог, социальный работник иливрач. И поэтому отношения клиента и социального работника могут бытьпсихологически нагруженными и сложными.
Социальный работник или человек осуществляющийпатронаж над клиентом воспринимается более могущественным, чем в реальности, аотношение клиента к нему нередко отмечено иррациональным послушанием. Нередкоклиенты, страдающие смертельной болезнью, очень опасаются рассердить илиразочаровать социального работника; они извиняются перед ним за то, чтоотнимают у него время, и настолько волнуются в его присутствии, что забываютзадать подготовленные заранее вопросы. Это очень тяжелая ситуация длясоциального работника, так как люди цепляются за отрицание собственной смерти согромной силой. Однако, в конце концов всякое отрицание сокрушается поднатиском реальности.
Социальный работник не в меньшей степени, чемклиент, должен вступить в конфронтацию со смертью и испытать тревогу передлицом смерти. От социального работника требуется серьезная подготовка, чтобы всвоей повседневной работе он мог удерживать сознавание смерти. Чтобы терапевтмог помогать пациентам конфронтировать со смертью и включить ее в жизнь, ондолжен сам личностно проработать эти проблемы.
Мысль о смертности окружена силовым полемтревоги. Войти в ее поле означает усилить тревогу. Невозможно достать до корнейтревоги без того, чтобы какое-то время не испытывать повышенную тревожность иподавленность. Но, все человеческие существа испытывают тревогу смерти.
В качестве упражнения, способствующегосознаванию смерти социальным работником или психологом, который будет работатьс неизлечимо больными людьми, можно предложить следующее:
«На пустом листе бумаги начертите отрезок. Одинего конец представляет ваше рождение, другой – вашу смерть. Поставьте крестикна том месте, где вы находитесь сейчас. Поразмышляйте над этим примерно пятьминут».
Еще одна ситуация когда человек соприкасаетсясо смертью – это смерть близкого человека. Потеря супруга часто пробуждаетпроблему фундаментальной изоляции; потеря значимого другого усиливает сознаниетого факта, что как бы человек не старались пройти через этот мир рука об рукус кем-то, все равно остается базовое одиночество, с которым надо мириться.Никто не в силах умереть своей смертью с кем-то или для кого-то.
Потеря сына или дочери – самая тяжелая игорькая утрата. Родители одновременно оплакивают своего ребенка и себя самих. Втакой момент они чувствуют, что жизнь нанесла им удары сразу со всех сторон.Родители также получают свидетельство ограниченности своей власти: никогдапрежде у них не было большей мотивации к действию и в то же время онибеспомощны, они не могут уберечь беззащитного ребенка. Потеря ребенкасигнализирует о крушении основного предприятия родителей по достижениюбессмертия: их не будут помнить, их семья не укорениться в будущем.
И во всех этих случаях социальному работникунеобходимы навыки и умения работы с «пограничными» ситуациями, когда в работе склиентом надо применять исключительно гуманистический подход. «Пограничнаяситуация» — это событие, некий чрезвычайный опыт, приводящий человека кконфронтации с его экзистенциальной «ситуацией» в мире. Конфронтация с личнойсмертью – это ни с чем не сравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительноеизменение стиля и характера жизни индивида в мире. Смерть действует каккатализатор перехода из одного состояния бытия в другое, более высокое – изсостояния, в котором человек задается вопросом о том, каковы вещи, всостояние потрясенности тем, что они есть.[9] И в первую очередь,социальному работнику надо исходить из того, что чем меньше удовлетворенностьжизнью, тем выше тревога смерти.
В данной главе был проведен анализ различныхтеорий гуманистической психологии, и были выявлены в них те моменты, которые играютведущую роль в непосредственной работе социальных работников.
Клиент-центрированный подход К. Роджерса вомногом оправдан в практике социальной работы, и в первую очередь тем, чтомногие аспекты роджерианского подхода достаточно легко усвоить и эффективноиспользовать на практике.
Также важна теория потребностей А. Маслоу,которая является основой понимания социальным работником своего клиента.
Экзистенциальный подход И. Ялома, который былболее широко рассмотрен в данной главе, чем другие теории, касается, на мойвзгляд, самого сложного и психологически тяжелого аспекта деятельностисоциального работника – это работа с людьми, пережившими попытки самоубийства,со смертельно и тяжело больными людьми, с теми, кто потерял близких, однимсловом — пережил конфронтацию со смертью.
Из этих теорий можно позаимствовать многополезного для работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики,обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящемуприсутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека иподдерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимоетребование к личности социального работника, работающего в рамках гуманистическогоподхода.

Глава II. Эмпирические основания применениягуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, оченьтрудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практическойсоциальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальнаяработа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистическойпсихологии. Но, вся сложность такого подхода заключается в том, что именноздесь от будущих социальных работников требуются очень важные и в то же время стольредкие качества и умения как эмпатия, способность безоценочного принятиячеловека, философский взгляд на происходящее вокруг, навыки глубокой личностнойрефлексии. И формирование ценностей, мировоззренческих позиций, жизненных целейи устремлений личности происходит на основе потребностно-мотивационной сферы.Доминирование тех или иных потребностей в общей структуре направленностиличности определяет уровень сформированности ее ценностей и ценностныхориентаций.
Выделяют четыре основных типа направленностиличности: эгоцентрический; гуманистический; экзистенциальный; прагматический.[3,с. 41]
1. Эгоцентрическая направленность личности – это направленность, прикоторой цели, интересы, потребности личности носят, преимущественно,эгоистический характер и занимают центральное место в иерархии ценностей.Эгоисты центрированы на своих личных переживаниях.
2. Гуманистическая направленность личности – это такой виднаправленности, при котором цели, интересы и потребности других людейприобретают первостепенное значение. В общении такие люди толерантны,аутентичны, эмпатийны.
3. Экзистенциальная направленность личности – это направленность,при которой доминирующей потребностью выступает потребность во внутреннейдеятельности, характеризующейся высоким уровнем самоанализа, стремлением ксамосовершенствованию и самореализации.
4. Прагматическая направленность личности – вид направленности, прикотором системой доминирующей потребностей являются планы и успехи ввыполняемой личностью деятельностью, иначе говоря, личность ориентируется наконкретные результаты своей деятельности, которые, в свою очередь, определяютличностную ценность и значимость.
С целью определения личностнойнаправленности будущих социальных работников был использован «Опросникдиагностики типа направленности личности практического психолога». Этотопросник был адаптирован для социальных работников, для проведения исследованиятипа направленности личности в студенческих группах 3-го курса, специальности«социальная работа».
Задачами исследования были:
— выявить наличие различных типовнаправленности в структуре личности будущих практических социальных работников;
— выявить представленность основных типовпрофессиональной направленности личности у студентов- социальных работников.
Гипотезой исследования было предположение, что студенты, обучающиесяпо специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический иэкзистенциальный типы направленности личности, как наиболее способствующиеэффективной работе в рамках гуманистического подхода в социальной работе.
Объектом исследования являются студенты групп ИС-021 и ИС-022 3-гокурса гуманитарного факультета ОНПУ.
Предмет исследования — тип личностной направленности будущихсоциальных работников.
Анализ и обработка полученных результатов
В исследовании принимало участие 27 человек. Полученныерезультаты представлены в виде таблицы (см. таб. 1).
При обработке результатов была определенастепень выраженности того или иного показателя. Ярко выраженный типнаправленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иноготипа направленности – 13-28. Низкая выраженность того или иного типанаправленности личности – от 0 до 13. Результаты по данному параметрупредставлены в таблице 2 (см. таб. 2).
Таблица 1 Гуманистический тип Экзистенциальный тип Прагматический тип Эгоцентрический тип 1 17 20 30 13 2 24 30 29 27 3 17 15 15 27 4 18 17 25 21 5 28 21 35 28 6 17 16 23 20 7 19 19 27 20 8 17 22 23 26 9 31 21 24 22 10 15 22 26 21 11 13 17 22 17 12 16 16 29 24 13 27 22 32 24 14 21 20 29 25 15 16 13 28 25 16 25 19 29 23 17 26 27 26 30 18 23 21 21 14 19 5 8 17 12 20 12 26 27 19 21 14 21 22 26 22 13 14 20 22 23 19 16 32 30 24 22 16 25 21 25 21 15 30 18 26 20 17 26 20 27 17 15 20 23

Таблица 2 Яркая выраженность Средняя выраженность Низкая выраженность гуманистический тип 2 21 4 экзистенциальный тип 1 24 2 прагматический тип 10 17 эгоцентрический тип 3 22 2
В процентном соотношении результатыисследования показали следующее: гуманистический тип направленности личностисоставляет 22% от числа всех испытуемых, экзистенциальный тип направленностиличности – 22%, прагматическая направленность у будущих социальных работниковсоставляет 30%, эгоцентрический тип направленности представлен 26%. Болеенаглядно эти результаты видны на рисунке 2.
Рис. 2
/>
По степени выраженности того или иного типанаправленности личности результаты выглядят следующим образом: (см. рис. 3)

Рис. 3
/>
Полученные в результате исследования результатыопровергают гипотезу о том, что студенты, обучающиеся по специальности«социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальныйтипы направленности личности. Доминирующим оказался прагматический тип личности(30%).
Объяснить данную ситуацию можно с несколькихсторон.
Во-первых, так как исследование проводилось только на 3-м курсе,очень сложно сделать выводы относительно динамики формирования направленностиличности студентов — социальных работников. Для получения более полной картиныпо этой проблеме следует провести эту методику на каждом из курсов даннойспециальности (с 1-го по 5-й курс).
Во-вторых, не были рассмотрены и учтены факторы, оказывающие влияниена динамику формирования направленности личности будущих практическихсоциальных работников в процессе их профессионального обучения.
В-третьих, доминирующий прагматический тип направленности студентовможет свидетельствовать о личной мотивации на достижение успеха в даннойобласти: получение высокой должности, широкие перспективы дальнейшейдеятельности и др.
В-четвертых, нельзя упускать из вида и такой фактор, как экономическоеположение студентов, которое находится на низком уровне, что вызвано общейнапряженной социально-экономической ситуацией в Украине.
В-пятых, подобные результаты могут быть обусловлены личными установками,сформировавшимися под действием воспитания, обучения в школе, общего процессасоциализации, что в свою очередь, могло быть вызвано социально-историческойситуацией в стране (средний возраст испытуемых 20 лет, это говорит о том,основной период социализации пришелся на момент нестабильности и трансформацииобщества).
Таким образом, прагматический тип соответствуетсреднему уровню, экзистенциальный – вероятностной тенденции к высокому,гуманистический – высокому уровню сформированности профессиональнойнаправленности. И то что на 3-м курсе профессиональная направленность еще недостигла высокого уровня реально отражает имеющуюся на сегодняшний деньситуацию.

Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы,посвященные гуманистическому подходу в психологии и его применению в социальнойработе.
В первой главе работы был освещенгуманистический контекст психологической помощи в социальной работе. Былпроведен анализ трех направлений гуманистической психологии –клиент-центрированного подхода К. Роджерса, мотивационно-потребностной теорииА. Маслоу, экзистенциальной психологии И. Ялома.
Основной идеей К. Роджерса, является то, чточем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что онпринимает других. Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрениятакого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция, центральнымзвеном которой является понятие «самоценности». Основная суть этой психологиизаключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность являетсяконтролирующим центром для принятия решений.
Из теории А. Маслоу можно позаимствовать достаточномного полезных и необходимых моментов для практической деятельности социальногоработника в рамках гуманистического подхода. Так, идеи Маслоу о том, чтопотребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего», что потребностичастично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух иболее уровнях потребностей и к тому же потребности, появляющиеся в иерархии,возникают постепенно, напрямую находят отражение в практике социальной работы. Атак же: если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность инаправляет внимание и усилия человека и физиологические потребности должны бытьв достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребностибезопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защитыдолжны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будуттребовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Немаловажно чтобы социальныйработник это учитывал при работе с клиентами.
Из экзистенциального подхода И. Ялома, который такжебыл рассмотрен в первой главе, можно позаимствовать очень много важныхаспектов, которые касаются самой сложной и психологически тяжелой стороныдеятельности социального работника – это работа с людьми, пережившими попыткисамоубийства, со смертельно и тяжело больными людьми, с теми, кто потерялблизких.
Эти теории могут дать много полезного длясоциальной работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики,обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящемуприсутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека иподдерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимоетребование к личности социального работника, работающего в рамкахгуманистического подхода.
Вторая глава работы посвящена исследованию типанаправленности личности практических социальных работников. Полученные врезультате исследования результаты опровергают гипотезу о том, что студенты,обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественногуманистический и экзистенциальный типы направленности личности. Доминирующимоказался прагматический тип личности (30%). Но этот показатель объясняетсямногими факторами, например такими как личная мотивация студентов на достижениеуспеха в данной области, низкий уровень экономического положения студентов идр.
И в заключении можно добавить, что вниманиесоциальных работников к гуманистически направленным теориям оправдано еще и темположением, в котором сейчас находится практическая социальная работа вУкраине, а развитие навыков работы в рамках гуманистической парадигмы у будущихсоциальных работников играет большую роль в эффективности дальнейшейдеятельности.
 

Литература
 
1. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. сангл. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с.
2. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татылбаевой А.М. Вступительнаястатья Чубарь Н.Н. – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с.
3. Опросник диагностики типа направленности личности практическогопсихолога. Т.Н.Данилова //Практична психологія та соціальна робота. – 2004. — №8. – с. 41- 44.
4. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ.Т.Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-воЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
5. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с. (с.323-333)
6. Теории личности/ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. –608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения,эксперименты/Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 608 с.
8. Фромм Э. Бегство от свободы – Мн.: Харвест. 2004. – 384 с. –(Философия. Психология).
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. –М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 576 с. – (Библиотека психологии ипсихотерапии).

Приложение
Опросник диагностики направленности личностисоциального работника
(Адаптированный для студентов, обучающихся поспециальности «социальная работа», вариант опросника диагностики направленностиличности практического психолога (ДНЛПП) [3]).
Инструкция: Перед Вами ряд утверждений,касающихся Ваших жизненных стремлений и некоторых сторон Вашего образа жизни.Просим Вас оценить каждое из предложенных утверждений (а, б, в, г) пошкалам:
да, полностью с этим согласен – 3 балла;
пожалуй да, в целом согласен – 2 балла;
когда как, согласен в некоторой степени – 1балл;
нет, не согласен – 0 баллов;
не знаю, не задумывался над этим – 0 баллов.
1)  Я думаю, что в жизниважнее всего:
а) научиться любить и понимать других людей;
б) научиться доверять своим внезапным импульсам и желаниям;
в) научиться принимать разочарования и неудачи;
г) научиться реализовывать поставленные цели и задачи.
2) Мне кажется, что настоящий социальный работник это:
а) терпимый толерантный человек;
б) человек, умеющий принимать жизнь во всех ее проявлениях;
в) человек, умеющий легко и непринужденно реализовывать свои потребности ижелания;
г) человек, умеющий во что бы то ни стало добиваться поставленной цели.
3) Я думаю, что смысл жизни, скорее всего, заключается:
а) в любви, дружбе, общении с людьми;
б) в самой жизни;
в) в достижении поставленных целей и задач;
г) в том, чтобы сбывались все желания и мечты.
4) Наибольшую ценность в жизни для меня представляют:
а) помощь другим людям;
б) поиск истины и смысла;
в) личные успехи и достижения;
г) умение точно и правильно спрогнозировать результаты собственнойдеятельности.
5) Наибольшее удовольствие в жизни я получаю от:
а) общения с интересными для меня людьми;
б) размышлений относительно вопросов смысла жизни;
в) осознания того, что мои планы и проекты реализовываются;
г) от выполнения своих желаний.
6) Я думаю, что любовь чаще всего проявляется:
а) в умении жертвовать собственными интересами ради интересов другогочеловека;
б) в умении полностью отдаваться чувствам, переживаниям, страданиям;
в) в умении полностью насладиться чувствами другого человека;
г) в умении создать стабильные и надежные отношения с любимым человеком.
7) В трудной кризисной ситуации я чаще всего:
а) ищу человека, способного меня выслушать, утешить, ободрить;
б) полностью погружаюсь в охватившие меня переживания, пытаясь понять ихприроду;
в) взвешиваю ситуацию и продумываю все возможные варианты решения возникшейпроблемы;
г) принимаю ответственность за случившееся и надеюсь на то, что проблемавскоре разрешиться.
8) В свободное время я чаще всего:
а) посвящаю себя общению с обратившимися ко мне за помощью людьми;
б) занимаюсь тем, что способно принести мне материальный результат ипродвижение в социальном росте;
в) посвящаю себе;
г) посвящаю размышлениям о прочитанных книгах, прослушанной музыке.
9) Я часто разговариваю со своими друзьями и знакомыми на темы:
а) о человеческих страданиях, исканиях, переживаниях;
б) о любви, взаимопонимании между людьми;
в) о результатах моей деятельности и деятельности моих друзей и близких;
г) о моих последних успехах и приобретениях.
10) Мне бы хотелось, чтобы в жизни меня больше окружали люди:
а) которым бы я мог в чем-то помочь и чем-то посодействовать;
б) с которыми интересно пообщаться, поразмышлять на интересующие меня темы;
в) которые достигли определенного социального статуса и успехов вреализации своих жизненных целей и планов;
г) которые могли бы помочь в реализации моих планов и желаний.
11) В университете у меня много свободного времени занимает:
а) подготовка к семинарам, написание рефератов, научно-исследовательскаяработа;
б) общение и консультирование обратившихся ко мне за помощью сокурсников,друзей;
в) разговоры, касающиеся моей личной жизни, моих проблем и планов набудущее;
г) освоение психологических и социологических дисциплин и направлений, спомощью которых можно будет чего-то добиться в жизни.
12) Мое жизненное кредо:
а) оказывать помощь слабым и нуждающимся;
б) поиск радостей и удовольствий;
в) добиваться успехов – избегать неудач;
г) принятие ответственности за каждый свой поступок.
13) Больше всего в жизни я не люблю:
а) когда на меня не обращают внимания;
б) когда люди не задумываются над тем, для чего они живут и как они живут;
в) когда я что-то наметил, а у меня не получается;
г) когда люди остаются безразличными и равнодушными к окружающим.
Обработка результатов:
Гуманистический тип направленности личности –1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7г, 8а, 9б, 10а, 11б, 12а, 13г.
Экзистенциональный тип направленности личности– 1в, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б, 7б, 8г, 9а, 10б, 11а, 12г, 13б.
Прагматический тип направленности личности – 1г,2г, 3в, 4г, 5в, 6г, 7в, 8б, 9в, 10в, 11г, 12в, 13в.
Эгоцентрический тип направленности личности –1б, 2в, 3г, 4в, 5г, 6в, 7а, 8в, 9г, 10г, 11в, 12б, 13а.
Далее необходимо суммировать количество баллов,полученных по каждой из шкал. Ярко выраженный тип той или иной направленностисоответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типанаправленности – 13-28. Низкая выраженность того или иного типа направленностиличности – от 0 до 13.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.