Реферат по предмету "Психология"


Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

СОДЕРЖАНИЕ:
Вступление …………………………………………………………..3
I.   Гуманистическаятеория личности А.Маслоу…………........4
1.        Физиологическиепотребности…………………………...7
2.        Потребностибезопасности и защиты…………………….7
3.        Потребностипринадлежности и любви………………….7
4.        Потребностисамоуважения………………………………8
5.        Потребностисамоактуализации………………………….8
II. Оценка самоактуализации поА.Маслоу………………………..10
III. Характеристики самоактуализирующихлюдей……………….12
IV. Гуманистическая теорияК.Роджерса………………………….13
      1.Поле опыта……………………………………………………..14
      2. Самость. Идеальнаясамость………………………………….14
      3. Конгруэнтность и неконгруэнтность…………………………16
      4. Тенденция ксамоактуализации……………………………….18
      5. Социальныеотношения……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………….22
                                                   Вступление
С точкизрения гуманистической психологии люди — в высшей степени сознательные иразумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Вэтом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа,который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическимиконфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически какпослушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Сторонникамигуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцовсобственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни,который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назватьтаких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли Роджерс, однако именно АбрахамМаслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистическойтеории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изученииздоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерныедля гуманистического направления.Центральным звеном личности, по К.Роджерсу, являетсясамооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается вовзаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания исамооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметомдальнейших психологических исследований.
           Гуманистическая теория личности А.Маслоу
Гуманистическаяпсихология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям впсихологии — психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит вэкзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек являетсяпродуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающейследы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что,в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Следовательно,гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственногочеловека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основнаяконцепция этого направления — это концепция становления. Человек никогдане бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствуетнаглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не являетсястановлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивныхпобуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что внем заложены все возможности полноценного человеческого существования.
Но, несмотряна то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологипризнают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.
Другой взглядможно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. Воснове этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но необъективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основногофеномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнееповедение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и егоуникальному значению для того, кто его переживает.
Маслоучувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализеотдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека вцелом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, ито, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.
Так,рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное отживотных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, таккак при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку(юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человекезаложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основноеместо в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что людимотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной иосмысленной. Он описывал человека, как “желающее существо”, который редкодостигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний ипотребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если однапотребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляетвнимание и усилие человека.
Маслоупредположил, что все потребности врожденные и представил свою концепциюиерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:
/>
В основе этойсхемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должныбыть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и бытьмотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворениепотребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознаниепотребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. ПоМаслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивациичеловека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большуюиндивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье онпродемонстрирует.
Ключевыммоментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребностиникогда не бывают, удовлетворены по принципу “все или ничего”. Потребностичастично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух илиболее уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человекудовлетворяет свои потребности примерно так:
·          физиологические — 85%,
·          безопасность изащита — 70%,
·          любовь ипринадлежность — 50%,
·          самоуважение — 40%,
·          самоактуализация- 10%.
Еслипотребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернетсяна данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточноймере удовлетворены.
Теперьрассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:Физиологическиепотребности
Физиологическиепотребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должныбыть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребностиболее высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удаетсяудовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересованв потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстростановится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают илиотходят на задний план. Потребностибезопасности и защиты.
Сюда включеныследующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе ипорядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, какболезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражаютзаинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы состабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретениестраховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поискамибезопасности.
Другоепроявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда людисталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами — такими, как война,наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.Потребностипринадлежности и любви.
На этомуровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своейсемье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которойвсе его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки,стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности,тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченныхгруппах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальнойблизости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.
Маслоуопределил два вида любви у взрослых:дефицитарная или Д-любовь, и бытийнаяили Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности — это любовь,исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения,секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Этоэгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана наосознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить илииспользовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человекурасти.Потребностисамоуважения.
Когда нашапотребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степеньее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первыйвключает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость исвобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться сзадачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает всебя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка иприятие. Здесь человеку необходимо знать, что-то, что он делает, признается иоценивается.
Удовлетворениепотребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство иосознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, чтопотребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти взрелости, а затем их интенсивность уменьшается.Потребностисамоактуализации.
Маслоуохарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он можетбыть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использованиясвоих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться- значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашегопотенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие людипросто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо непонимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своихспособностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явлениеМаслоу назвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха,который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.
Так жетормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Инымисловами людям нужно “способствующее” общество, в котором можно раскрыть свойчеловеческий потенциал наиболее полно.
Еще однопрепятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние,оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной,дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления опроцессе роста.
В дополнениек своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальныекатегории мотивов человека:
·          дефицитныемотивы
·          мотивы роста.
Первыенаправлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холодопасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.
В отличии отД-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, илиБ-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширениижизненного опыта. К метапотребностям можно отнести: целостность, совершенство,активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.
                      Оценка самоактуализации по А.Маслоу.
Отсутствиеадекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначальнопресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однакоразработка “Опросчика личностной ориентации” (POI) дала исследователямвозможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросчиксамоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации всоответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденноговыбора из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучшеего характеризует.
РОI состоитиз двух основных шкал и десяти субшкал.
·          первая, основнаяшкала измеряет то, в как степени человек является направленным на себя, а ненаправленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика:автономность, самостоятельность, свобода — зависимость, потребность в одобрениии приятии)
·          вторая основнаяшкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степеничеловек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.
·          10 дополнительныхсубшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценностисамоактуализации, экзистенциальность, эмоциональная реактивность, спонтанность,забота о своих интересах, самоприятие, приятие агрессии, способность к близкимотношениям.
·          POI так же имеетвстроенную шкалу определения лжи.
Многочисленныеисследования позволяют считать валидность POI доказанной.
Единственнымсерьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, висследовательских целях является его длинна. Джоунз и Крендалл (Jones,Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала, состоящая из15 пунктов:
1.        Я не стыжусь ниодной из своих эмоций
2.        Я чувствую, чтоделать то, чего ждут от меня другие (N)
3.        Я верю, что людипо существу хорошие и им можно доверять
4.        Я могу сердитьсяна тех, кого люблю
5.        Всегданеобходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N)
6.        Я не принимаюсвои слабости (N)
7.        Мне могутнравиться люди, которых я могу не одобрять
8.        Я боюсь неудач(N)
9.        Я стараюсь неанализировать и не упрощать сложные сферы (N)
10.     Лучше быть самимсобой, чем популярным
11.     В моей жизни неттого, чему бы я особо себя посвятил (N)
12.     Я могу выразитьмои чувства, даже если это приведет к не желательным последствиям
13.     Я не обязанпомогать другим (N)
14.     Я устал отнеадекватности (N)
15.     Меня любят,потому что я люблю.
Респондентыотвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу: 1- не согласен, 2-не согласен отчасти, 3- согласен отчасти, 4- согласен. Значок (N), следующийза утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этомупункту будет инверсной (1=4,2=3,3=2,4=1).Чем выше общее значение, тем болеесамоактуализированным считается респондент.
Проведяисследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунз и Крэндаллобнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют совсеми значениями гораздо более длинного POI (r = +0,67) и с измереннымивеличинами самоуважения и “рационального поведения и убеждений”. Шкала имеетопределенную надежность и не восприимчива к выбору ответов “Социальнойжелательности”. Так же было показано, что студенты колледжа, принимавшиеучастие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степеньсамоактуализации, измеряемую по шкале.
       

         Характеристики самоактуализирующихся людей:
1.        Более эффективноевосприятие реальности;
2.        Приятие себя,других и природы (принять себя такими, какими они есть);
3.        Непосредственность,простота и естественность;
4.        Центрированностьна проблеме;
5.        Независимость:потребность в уединении;
6.        Автономия:независимость от культуры и окружения;
7.        Свежесть восприятия;
8.        Вершинные, илимистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, атак же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия);
9.        Общественныйинтерес;
10.     Глубокиемежличностные отношения;
11.     Демократичныйхарактер (отсутствие предубеждений);
12.     Разграничениесредств и целей;
13.     Философскоечувство юмора (доброжелательный юмор);
14.     Креативность(способность к творчеству);
15.     Сопротивлениеокультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определеннуювнутреннюю независимость от нее).
  Самоактуализация — процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы онимогли стать тем, кем могут стать.
Самоактулизирующиесялюди — люди,которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциалнастольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

            Гуманистическаятеория личности К.Роджерса.
Фундаментальнойпредпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свойопыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретическойработе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теориюличности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.
 
                                            Поле опыта
Поле опыта уникально длякаждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит«все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, чтопотенциально доступно сознанию». Оно включает события, восприятия,ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бысознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, которыйможет соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективнойреальности.
«Слова и символы также относятся к миру реальности, как карта к территории, которую онапредставляет… мы живем по воспринимаемой „карте“, которая никогдане есть сама реальность». К.Роджерс.
Первично вниманиенаправляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общуюреальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычнонаправляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное иприятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

                                                      Самость
В поле опыта находитсясамость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, еслирассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Этопроисходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобырассмотреть его. Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленнорастущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, наущением… результат, очевидно,является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспектаможет полностью изменить всю фигуру». Самость — это организованный связныйгештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере измененияситуации.
Как фотограф«останавливает» что-то, что изменяется, так и самость не есть ни одиниз «стоп-кадров», которые мы снимаем, а лежащий за ними текучийпроцесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначениятого аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен.Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессуосознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основеего теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения,личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека насебя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
                                           Идеальная самость
Идеальная самость — это«представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать,которому он придает наибольшую ценность для себя». Как самость, этосдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению.Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, — один из показателейдискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себятаким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел быбыть, — признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдачапозиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию.Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реальногоповедения и ценностей человека — одно из препятствий личному росту. Это можетпрояснить следующий пример. Студент собирается оставить колледж. Он был лучшимучеником в начальной и средней школе, и очень хорошо учился в колледже. Онуходит, как он объясняет, потому, что он получил плохую оценку на определенномкурсе. Его образ себя, как «всегда лучшего», оказался под угрозой.Единственным способом действования, который он может себе представить, являетсяуход из академического мира, отрицание разницы между его актуальным состояниеми идеальным представлением себя. Он говорит, что он будет работать, чтобы быть«лучшим» где-то еще.
Ради защиты своегоидеального образа себя он захотел закрыть для себя академическую карьеру. Оноставил колледж, обошел мир, за несколько лет перепробовал массу различных,нередко эксцентричных, занятий. Когда он снова вернулся, он уже мог обсуждатьвозможность, что может быть не так уж обязательно быть лучшим с самого начала,но все еще ему трудно заняться какой-либо деятельностью, в которой он можетпредположить неудачу.
                         Конгруэнтность и неконгруэнтность
Конгруэнтностьопределяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличнымдля опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степеньконгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, чтопроисходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менееодинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будутсоответствовать друг другу.
Маленькие детидемонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же, ивсем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас!Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Этоможет объяснить, почему дети так быстро переходят от одного эмоциональногосостояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершитьситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущегоопыта в каждую новую встречу.
Конгруэнтность хорошосоответствует дзен-буддийской формуле: «Когда я голоден, я ем; когда яустал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».
Неконгруэнтность имеетместо, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте.Человек, который, по-видимому, сердит (сжатые кулаки, повышенная интонацияголоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что онсовершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между темони скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, — это примеры неконгруэнтности.Она определяется, как неспособность не только точно воспринимать, но и точновыражать свой опыт.
Неконгруэнтность междусознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что онделает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомомнеконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства,как они влияют на них самих и на других.
Неконгруэнтность междусознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он вдействительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруэнтностьчасто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведениечасто становится объектом обсуждения при групповой терапии или вэнкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт илируководитель указывают, что отсутствие социальной конгруэнтности — кажущеесянежелание коммуницировать — обычно является недостатком самоконтроля иотсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоциии восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которыетрудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудомвоспринимает, о чем его спрашивают.
Инконгруэнтность можетощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае — каквнутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает,где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто онтакой, демонстрирует высокую степень неконгруэнтности. Расхождение междувнешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало стользначительным, что человек уже не может функционировать.
Большинство симптомов, описываемыхв психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруэнтности.Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруэнтностьимеет место и требует исправления.
Инконгруэнтностьпроявляется в таких высказываниях, как «Я не могу принять решения»,«Я не знаю, чего я хочу», «Я никогда не могу остановиться начем-нибудь определенном». Путаница возникает, когда человек не можетразобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такойслучай: «Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньшевсего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не даватьпровести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем онатого заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть,иногда она унижает меня».
Клиент осаждаемразличными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленнымдействиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются егособственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способностьопираться на различные чувства в различные моменты может представлятьтрудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; нонеспособность увидеть ее и справляться с ней — может вести к тревожности.
                            ТЕНДЕНЦИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Существуетфундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигатьсяк большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того,это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса вовсем живом. «Это стремление, которое видно по всякой органической ичеловеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становитьсяавтономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать изадействовать все способности организма, в той мере, в какой это действиеусиливает организм или самость». Роджерс полагает, что в каждом из насесть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько толькоэто возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровымрастением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человекпобуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.
Стремление к здоровью неявляется настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легкопритупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что этодоминирующий мотив в человеке, который «свободно функционирует, неискалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруэнтность.Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутреннимголосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и являетсяцентральным для структуры организма, является основополагающей для мышленияРоджерса.
По Роджерсу тенденция ксамоактуализации — не просто один из мотивов наряду с другими. „Следуетотметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив,постулированный в этой теоретической системе… Самость, например, — важноепонятие в нашей теории, но самость ничего не “делает», это всего лишьвыражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобыподдерживать и усиливать себя".
                               СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Ценность отношений — центральнаятема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могутслужить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтностьили задерживать ее.
Роджерс полагает, чтовзаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственнообнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Нашаличность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии,в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человекполучает возможность обрести опыт себя.
«Я полагаю,… чтоосновной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденциясудить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека илидругой группы». К.Роджерс.
Если мы попробуемпредставить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим дваконтрастирующих стереотипа. Первый — отшельник поневоле, не умеющий обращатьсяс другими. Второй — созерцатель, отошедший от мира ради следования другимцелям.
Ни один из этих типов неудовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшуювозможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть вгармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетвореныфундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такоеудовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии вотношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.
«Все нашибеспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем бытьодни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мыпревращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мыпонимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениямс другим — или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно,как полюсы телеграфного устройства — это нонсенс». К.Роджерс.
                                      Заключение
С точкизрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор,который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, онинепременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора негарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления являетсямодель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемыхвозможностей.
Гуманистическаяпсихология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую,которая пытается достичь вершины личностного развития, самоактуализации. Длятакого человека характерны высшие метапотребности: истина, добро, красота,мудрость, справедливость, любовь и т.д.
Гуманистическаяпсихология не является строго организованной теоретической системой — лучшерассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьейсилы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкийспектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции наприроду человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в историизападного философского мышления.

                                     Литература
 
1.Роджерс К. Взгляд напсихотерапию. Становление человека. М… «Дайджест». 1994г. – 425с.
2.Роджерс К. Эмпатия /Психология эмоций. Тексты. Изд-во МГУ. М. 1984г.- 321с.
3.Роджерс К.  К науке оличности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986г.- 254с.
4.Л.Хьелл, Д. Зиглер“Теории личности”. М.; Инфра, 1998г.- 246с.
5.Келвин С. Холл, ГарднерЛиндсей “Теории личности”; «Феникс» 1999г.- 356с.
            6.В.С.Лозница «Основы психологии и педагогики».Учебное пособие. Киев; КНЭУ. 2001г.- 288с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.