Реферат по предмету "Психология"


Групповая динамика. Неформальные группы

Содержание
Введение. 2
Понятиегрупповой динамики. 3
Механизмыгрупповой динамики. 6
Изучениенеформальных групп и ее использование в сфере управления. 8
Тестирование пометодике «Определение степени преданности сотрудника организации»  10
Заключение. 13
Списокиспользованной литературы… 14

Введение
Социальная психология, с отечественной точки зрения, этоотрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения идеятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а такжепсихологические характеристики этих групп. Объектам исследования этой наукиявляется группа. Социальные группы представляют собой общность людей, имеющих«мы — чувство».
Исследование групп имеет в качестве своей предпосылкихарактеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава,композиции. Главной задачей социально-психологического анализа являетсяизучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение ихважно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общиезакономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, сдругой стороны, необходимо показать, как развивается группа, какие этапы онапроходить в своем развитии, как модифицируется на каждом из этапов.
Одна из самых актуальных в психологии управления тем этотема групповой динамики, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своемсоставе самые различные группы. Любая организация – это целенаправленносозданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Каждаяорганизация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников,может рассматриваться как малая социальная группа.
В данной работе будут рассмотрены понятия малыхнеформальных групп, групповой динамики и возможные способы изучения групповойдинамики в организации.

Понятие групповой динамики
В структуре проблем социальной психологии проблемы группызанимают особое место.
Группа – реально существующее образование, в котором людисобраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместнойдеятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства,определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.[1]
Феномен групповой динамики в социально-психологическойлитературе определяется неоднозначно.
Групповая динамика – это процесс взаимодействия членовгруппы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения какличных, так и групповых интересов и потребностей.[2]
Групповая динамика – процесс, посредством котороговзаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними илиприводит их к взаимному удовлетворению. Процесс групповой динамики объясняет:
принадлежность индивида к группе, привлекательностьгруппы и членство в группе;
образование стихийных или неформальных групп;
появление ролей «любимчиков» в группе.
В современной социальной психологии понятие «групповаядинамика» относится к развитию человеческих отношений в группе, изменениям,которые наступают в результате действующих в группе сил. Понимание групповойдинамики предполагает изучение этих сил, т.е. того, как они возникают, подвлиянием чего они модифицируются, каковы последствия их действия.
Впервые термин «групповая динамика» был использованК.Левином. По его мнению «групповая динамика» — это дисциплина, исследующаяположительные и отрицательные силы, которые действуют в группе.
Потребность в исследованиях групповой динамики былоосознана в 30-е годы в различных сферах жизни.
Это было связано с тем, что широкая практика формированияразличных групп в психиатрии, педагогике, бизнесе, госаппарате и т.д. поставилавопрос, как ими управлять и как реагировать на происходящие в группах процессы.
Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторыезакономерности групповой динамики можно объяснить действием двух основныхзаконов:
Целое доминирует над его частями. Группа – это не простосумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов. Извне легче повлиятьна поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена. Каждый членпризнает, что он зависит от всех членов.
Отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, авзаимосвязь членов является основой для формирования группы. Человек склоненстановиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, откоторой он больше всего зависит. Человек остается среди тех, к кому ончувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, адавление недружелюбным.
В современном понимании групповая динамика – это развитиеили движение группы во времени, обусловленное взаимодействием ивзаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием нагруппу.[3]
Понятие групповой динамики включает в себя пять основныхэлементов и несколько дополнительных. Основными являются:
Цели группы. Этот элемент определяется тем, в какую болееобщую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительнойстепени – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать сцелями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результатыкоторой не всегда предсказуемые.
Нормы группы, которые возникают в результатепреследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы. Нормы,выработанные группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление насвоих членов, заставляя их подчиняться эти нормам.
Структура группы и проблемы лидерства. Лидер ведетгруппу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя приэтом более высокий, чем остальные члены группы, уровень активности. Лидер – этосоциальная роль определенной личности в группе. Выявить структуру группы можнос помощью социометрии. Полученные результаты используются для управленияпроцессами групповой динамики.
Сплоченность группы – это взаимное тяготение членовгруппы. Необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью инапряженностью.
Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз:диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация.
Дополнительные элементы: создание подгруппы, отношенияличности с группой.

Механизмы групповой динамики
Существует несколько подходов к описанию психологическихособенностей взаимодействия субъектов группы. Рассмотрим основные из механизмов.
С точки зрения первого подхода основные этапы развитиягруппы составляют:
Первая стадия – «притирка». Члены группы присматриваютсядруг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобыработать в этой группе.
Вторая стадия – «ближний бой». Оценивается вклад лидера.На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение.
Третья стадия – «экспериментирование». Все болееактуальной становиться проблема эффективного использования способностей иресурсов группы.
Четвертая – «эффективность». Группа приобретает опытуспешного решения проблем и использования ресурсов.
Пятая стадия развития «зрелость».
Психолог И.П.Волков предложил модель эмоциональнойдинамики группообразования как последовательность фаз развития межличностногоконтакта:
Фаза первичного восприятия – формирование первоговпечатления о членах группы.
Фаза сближения – формирование оценки и самооценки,развития рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действия.
Фаза «сцепления» — укрепления чувства общности, чувства«Мы», формирование психологически комфортных норм общения и включениемеханизмов взаимовлияния.
Есть и другая модель поведения групп. Стадии развитиягруппы заключаются в следующем:
формирование новой группы – индивиды ищут свои роли;
приобретение навыков – выявление форм деятельности;
упрочение групповой работы – участники начинаютдействовать как группа;
разделение на клики – критиканы находят друг друга;
внутренняя гармония;
дробление – критическая стадия, на которой рушится претворениеравновесия;
идеальная группа – гибкая и эффективная группа, работакоторой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах.
Современные исследователи проблем групповой динамикивыделяют другие механизмы:
Разрешение внутригрупповых противоречий. Выражениемвнутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В результате разрешениеконфликтов в группе могут произойти такие изменения как: изменение цели, планадействий, структуры, образование новых подгрупп и т.д.
«Индиосинкразетический кредит». Это понятие означаетотклонение от групповых норм, т.е. этот механизм групповой динамики даетразрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным членам во имядостижения поставленных целей.
Психологический обмен. Обоюдное удовлетворениеучастниками взаимодействия определенных своих социальных потребностей путемвзаимного предоставления соответствующих ценностей.[4]

Изучение неформальных групп и ееиспользование в сфере управления
Неформальные группы являются одним из видов малых групп. Малойгруппой называется – немногочисленная по составу группа, члены которойобъединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личномобщении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,групповых норм и процессов.
Малая неформальная группа – совокупность людей, которыеопределенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежностьк группе и воспринимаются другими как члены данной группы.
Неформальные группы формируются сами по себе и средичленов группы появляется лидер. Такие группы, существуют в рамках любойорганизации, и могут действовать в направлении интересов и целей организации,против ее интересов и целей и безразлично по отношению к ним.
Реально управлять неформальной группой можно при условии,что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы иее структуры. Получить такую информацию позволяет проведение групповойсоциометрии, суть которой на операциональном уровне анализа определяетсяпонятие «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы побуждающиечленов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственногообщения, так и для делового взаимодействия. В этом случае характеристикойгруппы является структура, которая фиксирована и является результатомотношений. Этапами социометрии являются:
Выделение критериев формирования отношений в даннойгруппе (формальные и неформальные).
Подготовка вопросов по каждому критерию.
Проведение опроса в группе.
Построение социоматрицы:
Таблица 1
Социоматрица№ п\п Ф.И.О. Формальные критерии Неформальные критерии кого кто степень интереса кого кто степень интереса
Строиться социограмма, где выделяются следующие статусныероли: лидеры, эксперты, члены группы и изгои.
Далее проводиться анализ результатов. На основесоциограммы выявляется структура: кто какую роль занимает и насколько это формально.Также рассчитывается индекс сплоченности группы (И=n/N, где n – количествовзаимных выборов, а N – количество выборов вообще).
Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, чтосущественно обогатит анализ групповой дифференциации.
В каждой социальной организации есть: 1) единая цель, 2)система власти или управления, 3) распределение функций. Достижение основныхцелей требует сотрудничества многих людей, каждый из которых выполняет строгопредписанные функции.
Социально-психологической диагностике подлежит множествовопросов, связанных с функционированием социальных организаций. Конкретноорганизационная диагностика включает в себя:
оценка состояния и развития потенциала социальнойорганизации в целом;
оценка отдельных сотрудников и профессиональных групп.
Проведение тестовой методики «Диагностикиценностно-ориентационного единства организации»
Изучение единства организации можно провести по средствамдиагностики организационной культуры, которая включает в себя изучениесоциально-психологического климата социальной организации, системы ценностей.Методика по изучению социально-психологического климата позволяет выявить эмоциональный,поведенческий и когнитивный компонент отношений в организации. В качествесущественного признака эмоционального компонента рассматривается критерийпривлекательности – на уровне удовлетворенности «нравится – не нравиться»,«приятный – неприятный» и т.д.[5]
/>Тестированиепо методике «Определение степени преданности сотрудника организации»
Необходимо выбрать один из семи вариантов ответов по7-балльной шкале.
1 — Абсолютно не согласен.
2 — Умеренно не согласен.
3 — Слегка не согласен.
4 — Затрудняюсь ответить.
5 — Согласен до некоторой степени.
6 — Согласен в целом.
7 — Полностью согласен. Вопросы анкеты 1 2 3 4 5 6 7 1 Я готов приложить усилия, даже превышающие общепринятые ожидания, чтобы моя компания преуспевала. 1 2 3 4 5 6 7 2 Я всегда говорю своим друзьям, что работаю в великолепной компании. 1 2 3 4 5 6 7 3 Я не испытываю никакой лояльности по отношению к этой компании. 1 2 3 4 5 6 7 4 Я соглашусь практически с любым назначением лишь бы остаться работать в этой компании. 1 2 3 4 5 6 7 5 Я считаю, что мои личные ценности и ценности, принятые в моей компании, очень близки. 1 2 3 4 5 6 7 6 Я с гордостью заявляю другим, что являюсь частью этой организации. 1 2 3 4 5 6 7 7 С таким же успехом я работал бы в любой другой компании, если бы можно было выполнять аналогичную работу. 1 2 3 4 5 6 7 8 Моя организация действительно вдохновляет меня работать как можно лучше. 1 2 3 4 5 6 7 9 Требуются очень незначительные изменения в моих личных обстоятельствах, чтобы я оставил работу в этой организации. 1 2 3 4 5 6 7 10 Я очень рад, что выбрал именно эту организацию, когда искал работу и рассматривал другие предложения. 1 2 3 4 5 6 7 11 Не имеет смысла надолго задерживаться в этой компании. 1 2 3 4 5 6 7 12 Во многих случаях я не согласен с основными направлениями политики организации по отношению к своим рабочим. 1 2 3 4 5 6 7 13 Мне действительно небезразлична судьба компании. 1 2 3 4 5 6 7 14 Для меня это самая лучшая из организаций, где я мог бы работать. 1 2 3 4 5 6 7 15 Решение начать работать в этой организации было, безусловно, ошибкой с моей стороны. 1 2 3 4 5 6 7
Обработка результатов заключается в суммированииполученных чисел.
Также оценку ценностного единства организации можносделать используя перечень ценностей по Куину, исходя из анализа организационнойкультуры.Ценность Трактовка ценности, характерная для культуры Бюрократическая, иерархическая культура Рыночная культура Клановая культура Адхократическая культура Базовые ценности Правила, инструкции, авторитет, должности, иерархия, воля начальства, сильное авторитарное руководство Максимизация проблем, ориентация на рынок, индивидуализм, стремление к успеху, лидерству, концентрация на результатах Демократия, сотрудничество, доверие, честность, великолепное место работы. Дружба, работа в команде, уважение и доверие, делегирование полномочий Свободный творческий полет самоутверждающейся личности направленный на успешное осуществление проектов, инновации Трудовая деятельность Жизнь ради работы. Инициатива и поиск новых подходов — залог успеха. Демократизм и взаимодействие. Завтра — сплоченнее, чем сегодня Постепенное совершенствование, движение только вперед. Творчество Инициатива наказуема Свободная инициатива — основа успеха предпринимателя Ум — хорошо, а мозговая атака лучше. Творчество — результат коллективного мышления Творчество — основной смысл жизни, образ жизни и основная ценность существования Авторитет, власть Мы ценим авторитет и силу власти. Хороший руководитель сам принимает решения Доверяй и проверяй Неформальный друг лучше формальных двух Производственные и личные проблемы — забота руководства. Руководитель — отец родной
Авторитет определяется исключительностью способностей личности (власть гениев). Мы ценим
харизму Коллективизм Ставим интересы коллектива выше личных интересов Инициатива и ответственность каждого — залог успеха коллектива Мнение каждого очень ценно для общего взаимодействия Дружба и взаимовыручка объединяют нас Работа в творческом коллективе вдохновляет на новые идеи Мотивация Каждое достижение должно материально вознаграждаться, каждому усилию свой стимул. Хорошо поработал — хорошо заработал Нас вдохновляет вызов. Чем трудней, тем интересней. Наши возможности — для роста прибыли. возможности формирования для личного роста К сотрудникам относятся как к партнерам. Мы ценим работу в команде Мы одна дружная семья Предпочитаем индивидуальное вознаграждение. Интересен тот проект, в котором много творчества, есть возможность реализовать способности
Предложенные методики помогут при анализе единства испоченности организации.

Заключение
В ходе данной работы были рассмотрены такие аспектысоциальной психологии как:
понятие группы, малой группы, малой неформальной группы;
понятие групповой динамики и ее элементы;
механизмы развития групповой динамики;
возможные способы изучения групповой динамики ворганизации.
На основе изученного материала можно сделать следующиевыводы:
Предметом изучения социальной психологии является группа.
Индивид не может существовать, не может выражать своюсущность вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с группой.
Малая группа– немногочисленная по составу группа, членыкоторой объединены общей социальной деятельностью и находятся внепосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональныхотношений, групповых норм и процессов.
В группе постоянно происходят какие-то процессы, которыеобычно называют групповой динамикой. Групповая динамика – это процессвзаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целяхудовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
В современной литературе представлены разнообразиемеханизмов развития групповой динамики. А также множество методик изучениягрупповой динамики в организациях. Одной из наиболее распространенных являетсясоциометрия, которая позволяет выявить социальные роли в группе.

Список использованной литературы
1.        Андреева Г.М. Социальная психология – М., 2003;
2.        Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей –М., 2008;
3.        Майерс Д. Социальная психология – СПб., 2004;
4.        Руденский Е.В. Социальная психология –Новосибирск – 2004;
5.        Рудестам К. Групповая психотерапия – М., 2000;
6.        Шибутани Т. Социальная психология – Ростов н/д: Март – 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.