Реферат по предмету "Психология"


Глобализация как причина изменения трудовых отношений. Профессия психолога в условиях глобализации

Министерство экономического развитияи торговли Российской Федерации
Министерство образования РоссийскойФедерации
Государственныйуниверситет – Высшая Школа Экономики
Факультетпсихологии
Эссе по психологии труда
на тему
“Глобализация как причина изменения
трудовых отношений.
Профессия психолога в условияхглобализации”
 
 
Выполнила:
студентка III курса 381 группы
АткишкинаЕ.В.
Проверил:
ВечеринА.В.
Москва, 2007

Содержание
Глобализация современного общества
Влияние процессов глобализации на социально-трудовыеотношения
Общественные сдвиги и их отражение на профессии психолога
Современное общество и проблема консюмеризма
Роль и задачи психолога в обществе потребления
Список используемых источников

Глобализация современного общества
Глобализация – один изнаиболее часто употребляемых терминов современного научного и обыденного языка.Глобализация – это комплексный социальный процесс, имеющий всепроникающийхарактер и видоизменяющий весь мир. Мы говорим о глобализации, подразумеваяизменение общества, стиля жизни людей, интенсификацию всех процессов.Глобализация – это когда английская принцесса и ее египетский бойфренд едут внемецкой машине с датским мотором, которую ведет бельгийский шофер, напившийсяшотландского виски, и заруливает в столб французского тоннеля. Автомобильпреследуют итальянские папарацци на японских мотоциклах, а пострадавшуюпринцессу пытается спасти американский врач при помощи бразильскихмедикаментов.
Глобализация – этосокращение географических дистанций и подчинение пространства; это трафикинаркотиков и терроризм, это ресторан Макдоналдс и телеканал ВВС [1], [11].
Влияние процессовглобализации на социально-трудовые отношения
Глобализация меняет всюсистему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элементаэтой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентировобщественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видятдруг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рыноктруда представляет собой не постоянную гонку за лидером, а систему равнозначныхи равноправных элементов [5].
Это, конечно, идеальнаямодель, потому что изменения не обязательно положительные и полезные. Ведь, кпримеру, вовсе не факт, что имеющее место изменение традиционного принципа«начальник-подчинённый» на принцип«руководитель-сотрудник», или даже на «сообщество равноправныхпартнёров» приведёт к более эффективным трудовым отношениям — работник,привыкший к тоталитарному режиму, просто не воспримет партнёра как авторитета. 
Эта проблема актуальнадля психологов и сегодня – именно на неё направлены многие тренинги. Мнекажется, она не утратит актуальности и в будущем, особенно учитывая то, какоезначение имеют психологически благоприятные отношения в коллективе.
Такие структурныеизменения в экономике, как снижение числа занятых в производственных отраслях исоответственное повышение в сфере услуг, привели к другой тенденции — увеличению доли квалифицированных работников [5]. Восприятие этого сдвигавызвало в народе обязательное стремление получить высшее образование; правда, умногих это стремление проявляется в искажённом виде — учебы «радикорочки».  
По мнению большинстваисследователей, в течение последних 30 лет корпорации придерживались стратегии,когда большинству работникам обеспечивалась система пожизненного найма, аудовлетворённость являлась главным направлением использования человеческих ресурсов[9]. Такая модель описывается как стандартная в учебниках по психологии труда.Это понятно, ведь она действительно гуманистична и предпочтительна. Но встремительно меняющемся вследствие глобализации обществе эта модель уже давноне актуальна. Отличным и наглядным примером является корпорация Макдоналдс – всеаспекты деятельности этой организации направлены исключительно на достижениецелей производства и максимизацию прибыли. В этом отношении глобализация – бездушныймонстр, который потребляет, сжирает человеческие ресурсы.
Но глобализация поражаетсвоей неоднозначностью — и вот уже монстр предстаёт в качестве мудрогоруководителя. Фундаментальной характеристикой труда в меняющемся обществеявляется то, что люди в общественном производстве сегодня всё больше общаются слюдьми, а не взаимодействуют с машинами и механизмами. Это делает каждогочеловека исключительным и ценным [5].
Новый характер трудасвязан с уходом в прошлое узкой специализации и узкого профессионализма. Задачавсё та же — максимизация прибыли, поэтому выгодный работник становитсямаксимально «гибким»: он постоянно повышает квалификацию, обучается истремится совмещать в себе всё больше функций.
Ещё одним существеннымизменением, внесённым глобализацией в трудовые отношения, является рассмотрениезнания как источника создания стоимости. То есть раньше стоимость продуктаопределялась вложенным в неё трудом. Знания позволяют сберечь  капитал иинвестиции; более того, они не расходуются в общепринятом смысле. Как следствие- появление на рынке труда работников интеллектуального труда [5], [9].
Наконец, последней, нонемаловажной особенностью труда в развивающемся обществе является тенденция кпревращению его в творчество. Из способа зарабатывания денег труд для рядакатегорий работников стал трансформироваться в форму самовыражения. Человекстал ожидать от профессии именно возможности реализации личностного потенциала,а отсюда – падение интереса к традиционным индустриальным формам труда,воспринимаемыми как стандартные, монотонные, подконтрольные и нетворческие [1],[5].
Все вышеперечисленныеизменения социально-трудовых отношений имеют значимые последствия.Глобализационные процессы в обществе оказывают как положительное влияние наопределённые профессии и специальности, например, расширяя сферы ихдеятельности и ставя перед ними новые задачи, так и отрицательное влияние. Вначале XX века исчезла профессия фонарщика, к середине века оказалсяневостребованным труд трубочиста. В 1985 году около 100 тыс. американцев былизаняты в производстве виниловых грампластинок, но скольким из них удалосьсохранить рабочие места?
А как отразятсятехнологические, социальные, культурные сдвиги, происходящие в обществе, напрофессии психолога? Какие задачи будут ставить перед собой психологи через 2-3десятилетия? 
 
Общественные сдвиги иих отражение на профессии психолога
 
Одна из наиболееактуальных проблем современного общества – миграция [4]. Миграции людей попланете, независимо от мотивации, ведёт к изменению восприятия мира – людиосознают его подвижность и изменчивость. С психологической точки зрения важно,что у людей меняется ощущение принадлежности к конкретному месту. Этиособенности должны учитываться психологом, которому следует быть восприимчивымк культурным особенностям людей. Вероятно, деятельность профессионала будетособенно востребована в крупных транснациональных компаниях.
Другая интересная, на мойвзгляд, задача, которую общество поставит перед психологией, разработка икорректировка образа жизни человека. По статистике, 7 из 10 смертей в СШАвызваны хроническими болезнями сердца и диабетом. Обычное для современногообщества, вызванное глобализацией и являющееся её следствием поведение – перееданиеи игнорирование занятий спортом — позволяет говорить о склонности к этимзаболеваниям. В этой ситуации психологи должны позиционировать себя не толькокак целители духа, но и как целители тела.
Современныетехнологические изменения открывают перед психологами новые возможности [10].Мобильные и беспроводные системы позволят незамедлительно получать информацию опациенте; новейшие технические разработки в области виртуальной реальности даютвозможность, например, лечить фобии. С другой стороны, технологический прогрессявляется источником стресса и дополнительных нагрузок на психику человека [4],[8]. Поэтому мне кажется крайне важным для психолога уделение пристальноговнимания техническим новинкам и вообще технике, используемой повседневно.
Труд становится всё болееавтоматизированным и, как следствие, мы получаем минимизацию человеческогофактора. Действительно, всё больше профессий типа человек-человек теряютзначимость: продавцов заменяют автоматы, дистантное обучение предполагаетотсутствие живого учителя. Современные технологии позволяют заменить работникана гораздо более эффективный, надёжный и, что чрезвычайно важно, абсолютнопредсказуемый автомат, компьютер.
Имея такой пример,футурологи полагают, что, вероятно, психолог будущего — такой же автомат. Этисмелые предположения основаны не только на слепой вере в созданиеискусственного интеллекта; они подкрепляются стремительным развитием технологий[10].
Описание психолога-роботавыглядит заманчивым и, что важно, реалистичным. Действительно, если в мощныйкомпьютер ввести всю известную информацию о психотерапии и поведении человека,получится опытнейший психолог, способный найти решение проблемы не за несколькосеансов, а за доли секунд!
Более того, такойпсихолог никогда не упустит деталей Вашего рассказа, он разберётся вдостоверности Ваших слов по интонации. Но, вероятно, самым большим достоинствомпсихолога-робота станет полнейшая объективность, непредвзятость его заключений- в силу отсутствия каких-либо чувств и эмоций.
И именно это достоинстваробота несёт в себе, как мне кажется, неустранимый недостаток. Наше поведениеиррационально, его невозможно с абсолютной вероятностью предсказать и подогнатьпод схемы. Только живой человек может почувствовать другого человека. Я непредставляю себя на месте клиента, который высказывает свои переживания,тревоги не живому человеку и принимает советы бездушного куска пластика поулучшению жизни. 
Мой прогноз однозначен:несомненно, психология будет использовать всё более высокотехнологические и«умные» приборы, но роль профессионального психолога в обществесохранит свою значимость и будет расти. И особенно это касается обществапотребителей.
Современное общество ипроблема консюмеризма
 
Должен ли человекпотреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнениюЗ.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чембанальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди,более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8].
Жизнь и потреблениестановятся взаимозаменяемыми понятиями.
Консюмеризм охватываетвсе сферы общества. Производство становится не только массовым, но и гибким,что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощьютоваров. Шоппинг становится широко распространённой формой досуга, а шопоголизмприобретает масштабы эпидемии [1], [2].
Культура и образованиепревращаются в услуги, которую мы приобретаем с целью последующей выгоднойпродажи. Экономика общества опирается на новый тип личности, ключеваяхарактеристика которого – склонность к потреблению как способу конструированиясвоей идентичности [1], [8]. Вокруг темы консюмеризма не утихают споры. Одниговорят о катастрофическом потреблении и пророчат обществу скорую деградацию;другие видят в глобализации естественный путь развития общества и свободувыбора [2], [8], [11]. Эта проблема даёт право утверждать, что профессияпсихолога в области психологии потребления окажется чрезвычайно востребованной.

Роль и задачипсихолога в обществе потребления
Психология потребленияизучает реакцию индивида на продукцию или услугу с целью описания, объяснения ивлияния на отклик потребителя.
Какие конкретные задачиставит общество перед психологами, работающими в этой области?
В психологии потребленияможно выделить несколько сфер. Профессионалы могут разрабатывать рекламныеакции, изучать особенности восприятия человека, заниматься исследованиеммотивации потребителя и выяснять, что оказывает влияние на формирование вкусови предпочтений
Наименее разработаннаяобласть — управление сообществами. Суть этой специальности состоит ворганизации сообщества и его коммуникации на горизонтальном уровне.Маркетинговые кампании в данном случае будут иметь огромный эффект именно всилу наличия связей между потребителями — членами сообщества.
Другой примерэффективного использования общения — деятельность посредника по коммуникациям.Этот специалист решает, вероятно, самую мучительную проблему современногочеловека — нехватка времени [6]. В условиях, когда коммуникация становится всёценнее, а время всё дороже, посредник по коммуникациям будет представлять интересысвоего клиента во взаимоотношениях с социумом. А это совершенно различныеобласти – создание запоминающегося имиджа, поддерживание связей с друзьями идаже ведение электронного дневника от лица заказчика.    
Сочетая в себекреативность и чутьё на хорошие бизнес проекты, психологи проводятдемографические исследования, встречаются с потребителями и ищут решения задачс помощью техники “мозгового штурма”.
Психология потребления — захватывающая и перспективная область исследования, которая предлагает блестящуювозможность изучения не только потребителей и механизмов, побуждающих их напокупки, но и своё собственное поведение, понимание своей индивидуальности.
Список используемыхисточников
1.  ПокровскийН.Лекциина тему: “Глобализация: реальные процессы и их теоретическиеконструкты”; ГУ-ВШЭ, 2007.
2. McCarthyM. Shopping 'til we drop//TheLancet. – 2004. – volume 363. – Pages 296-297.
3. GershI. Educational psychology inan age of uncertainty// The Psychologist. – 2004. – volume 17. – Pages 142-144.
4. KerstingK.Preparing for psychology practice in the year 2020//Monitor on psychology. – 2003. volume34. – Page 38.
5. Нехода Е. Трансформация труда исоциально-трудовых отношений в условиях перехода к постиндустриальному обществу//Современныетехнологии бизнеса. – 2006. — №1.
6. Джмухадзе А, Бочарский К. Сдвиг по рынку//Секрет фирмы. – 2007.- №37.
7. Статья  “CareersinConsumerPsychology”; режим доступа свободный:
http://www.wcupa.edu/_ACADEMICS/sch_cas.psy/.
8. Статья  “How consumerism affectssociety, the economy and the Environment”; режим доступа свободный: www.verdant.net/society.htm.
9. Статья “Орынке труда постиндустриальной экономики”; режим доступа свободный: www.demoscope.ru/weekly/2006/0269/gazeta036.php.
10.   Статья “Всё опрофессиях будущего”; режим доступа свободный:
http:// www.faito.ru/archnews/1128317028,1136131564/.
11.   Статья  “Производствотеории потребления”; режим доступа свободный:
http://www.znanie-sila.ru/online/magazine_7_02.html.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.