Содержание
Введение
1. Пол человека и различные видыдеятельности
1.1 Пол и учебно-воспитательная деятельность
1.2 Пол и профессиональная деятельность
1.3 Требования к профессии мужчин и женщин
2. Критический анализ исследований лидерства в социальнойпсихологии
2.1 Лидерство как предмет изучения
2.2 Кто такой лидер?
2.3 Теории черт личности лидера
2.4 Лидерство, руководящие должности и пол
3. Современные модели лидерства
3.1 Концепция атрибутивного лидерства
3.2 Концепция харизматического лидерства
3.3 Концепция преобразующего лидерства
4. Исследование особенностей понимания лидерства вгендерном аспекте
4.1 Организация исследования
4.2 Анализ и интерпретация полученных данных
4.3 Выводы по результатам проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Женщины способны на все, мужчины- на все остальное.
А. Де Ренье
Вопрос о том, разные,равноценные и равноправные ли мужчина и женщина или только разные, или толькоравноценные и равноправные, а может быть, разные, но неравноценные инеравноправные, на протяжении всей истории человечества волновал умы и сердца.
Еще со времен древнегреческогофилософа Платона обсуждалась проблема — что есть женщина? Сам Платон считал,что оба пола должны осваивать одни и те же занятия и ремесла, к тому жеженщинам наравне с мужчинами надлежит…участвовать в войнах! Вместе с тем,предоставляя женщине «равные» права с мужчиной, он утверждал, чтомужчина во всем превосходит женщину, следовательно, о равноценности полов немогло быть и речи.
Мы хорошо знаем, какая огромнаяроль принадлежит женщине, дарящей миру нового человека. Конечно, мужчина иженщина во многом различны. А если есть два противоположных пола — должно бытьне только две анатомии и физиологии, но и две психологии, две этики, две формывосприятия мира, две социологии.
В данной работе рассматриваетсяотличие мужчины от женщины в области проявления лидерских качеств личности.
Психологией лидерства интересуютсядавно. Лидер — это, прежде всего, человек, на поведение которого ориентированнычлены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели изадачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнятьпоставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И,наконец, самое главное — лидер принимает на себя ответственность за группу людейи за её действия.
В наше время лидерами,руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, нои женщины. Женщина-руководитель уже больше не вызывает такого удивления, каквсего лишь несколько лет назад. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам,руководителям, привносят в деловую жизнь новые черты и изменения.
Поэтому целью данной курсовойработы явилось выявление представлений о наличии определенных лидерских качествличности в зависимости от пола, их особенности развития и проявления.
Объектом исследования являютсяюноши и девушки 17-19 лет.
Предмет исследования: наличиепредставлений о лидерских качествах у мужчин и женщин.
В результате постановки целибыли выделены следующие задачи исследования:
глубокий анализ научнойлитературы по изучаемой проблеме;
выявление некоторых причинразличных проявлений личности в процессе жизнедеятельности в зависимости отпринадлежности данной личности определенному полу;
рассмотрение особенностиповедения личности по межполовому признаку в учебной и профессиональнойдеятельности.
изучение представлений олидерских качествах в аспекте гендерного восприятия методом анкетирования.
В процессе определения цели изадач, была сформулирована следующая гипотеза: представления о лидерскихкачествах мужчин и женщин различны в зависимости от половой принадлежности.
Основной метод исследования:анкетирование.
В анкетировании принималоучастие 30 человек — 15 юношей и 15 девушек в возрасте 17 — 19 лет. Интереснозаметить, что при проведении анкетирования был отмечен явный интерес со стороныиспытуемых, что позволило более успешно справиться с задачами.
/>1. Пол человека иразличные виды деятельности
1.1 Пол и учебно-воспитательная деятельность
Воспитание и обучение детей вшколе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем,какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное — учитывает ли ихполовые особенности при подаче учебного материала и воспитании. Ведь всяучебно-методическая литература практически бесполая. По этому поводу В.Д. Еремееваи Т.П. Хризман пишут: «Во многих методических пособиях, рекомендациях,учебниках, книгах мы видим неумолимое: „Ребенок в 1 год должен… в 4 годадолжен… к 7 годам должен...“ И приводятся таблицы по возрастам: чтодолжен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких сравнительно малосущественных для будущей жизни ребенка показателей, как рост и вес, составленыотдельно для мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга,соответственно, разный, а все то, что является результатом их деятельности (произвольныедвижения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т.д.), одинаковое?Конечно, нет» [6, с.14].
Дело, естественно, не в таблицахс разными для мальчиков и девочек нормативами развития психических функций (например,в отношении интеллекта такие таблицы есть), а в том, насколько правомочнымибудут эти нормативы, если одни авторы отмечают различия по этим функциям, адругие их отрицают. И все же зерно истины в этом высказывании авторов есть: нужныобоснованные рекомендации о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Развесправедливо, что девочек чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когдаразговаривают с мальчиками, то чаще всего ограничиваются прямыми указаниями (отнеси,сходи, перестань).
Важно и другое: нужнокорректировать оценки, которые дают педагоги (да и вообще взрослые) мальчикам идевочкам. Опрос учителей, проведенный В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, на предметвыявления характеристик их учащихся, выявил, что негативные характеристикиприписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам [2, с.18].
Приведенные примерысвидетельствуют о разном подходе педагогов к мальчикам и девочкам наинтуитивном уровне, во многом ведущем к неадекватному отношению к детям разногопола. В то же время на осознанном уровне, несмотря на понимание различий междулицами мужского и женского пола в способностях, интересах и склонностях,особенностях поведения, педагогика до сих пор остается бесполой. Единственно,где учитываются половые различия — уроки труда, но и это вызывает негативнуюоценку некоторых психологов.
По данным А.С. Волович [12, с.184],среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степенисоответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляютдевушки. А юноши, попавшие в число таковых, обладают традиционно женскимикачествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т.п.
Определение успешностивыполнения различных интеллектуальных тестов (стандартизированных тестовдостижений) показало, что мальчики начальной школы получали значительно болеевысокие баллы в заданиях, относящихся к естественным и общественным наукам и кматематическому мышлению, девочки — в орфографии, употреблении языка и варифметических вычислениях
В США анализ результатовПредварительного теста академических способностей с 1980 по 2003 г. тоже выявилстатистически значимые половые различия: девочки, в среднем, показали лучшиерезультаты в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятияинформации. Мальчики, в среднем, отличались лучшим пространственнымвоображением, большими успехами в математике в старших классах и болееразвитыми механическими способностями [2, с.184].
Вопрос о соотношении школьнойуспеваемости и пола изучался многими учеными. Однако полученные результатысильно расходятся: по мнению одних авторов лучше успевают мальчики, по мнениюдругих — девочки, третьи вообще не обнаружили различий. Об этом, например,свидетельствуют данные, приведенные в работе В.Н. Васильевой и Н.А. Васильева. Каквидно из таблицы, девочки лучше успевают, чем мальчики, в основном до 7-гокласса. Затем успеваемость у тех и других становится практически одинаковой (см.Таблицу 1).
Таблица 1
Общая успеваемость школьниковразного пола, среднегодовые баллыКласс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Девочки 4,0 4,4 4,4 4,1 4,0 4,2 4,0 3,7 3,6 3,9 Мальчики 3,9 4,0 4,4 3,5 3,7 3,9 4,1 3,4 3,6 3,8
Неуспеваемость у мальчиковотмечается в 2 раза чаще, чем у девочек, а по данным многих стран срединеуспевающих 75% составляют мальчики. Неудивительно, что, несмотря на болеевысокие в среднем показатели интеллекта, отсев из вузов значительно выше средиюношей (В.П. Багрунов, 1984).
Авторы объясняют лучшуюуспеваемость девочек более ранним созреванием у них головного мозга, посравнению с мальчиками. Думается, однако, что это не единственная причина; ведьи в более старших классах девочки учатся лучше, чем мальчики, да и в институтахпрослеживается та же тенденция. Объясняя различия в успеваемости по письму, Т.В.Фомичева и А.И. Ходор сами указывают одну из таких причин: присущую в большейстепени девочкам аккуратность и тщательность. Кроме того, авторы выявили, чтосреди подготовленных к школе девочек было больше, чем мальчиков (соответственно57,4% и 42,6%). Это тоже могло оказать влияние на различия в успеваемости напервых ступенях обучения (в первом полугодии).
Нельзя не учитывать влияния нашкольные отметки большей дисциплинированности, усидчивости и прилежаниядевочек, что, во-первых, производит благоприятное впечатление на учителей и,во-вторых, способствует лучшему усвоению учебного материала. Наконец, вначальных классах преподают женщины, поэтому девочкам легче идентифицироватьсебя с ними. Не исключено, что методы преподавания учителей-женщин большесоответствуют потребностям девочек, чем мальчиков. Все это создает болеесильную мотивацию учения у девочек по сравнению с мальчиками.
Снижение успеваемости девочек вранней юности К. Гиллиган [2, с.267] объясняет тем, что внешняяпривлекательность и соответствие общепринятым гендерным стандартам оказываютсядля них важнее, чем хорошие отметки в школе. Возможно, это и так, однако поданным моего исследования среднегодовой балл успеваемости все равно был выше удевушек, чем у юношей (соответственно 14,2 и 13,4 балла). Можно предположить,что это в какой-то степени было связано с тем, что у данных девушек был выше имотив достижения, обусловивший, очевидно, большее их прилежание в учебе.
Лучшая успеваемостьпредставительниц женского пола в старших классах обусловлена, скорее всего, ихбольшей ответственностью к учебе, но в то же время это сопровождается их большейпсихической напряженностью.
Лучшая успеваемость девочек,обусловленная большим их прилежанием и женским стилем обучения, создает неодинаковые условия при отборе учащихся обоего пола для дальнейшего обучения в9-11-х классах. Ведь школьная администрация не очень охотно идет на перевод в9-й класс школьников с невысокими отметками. Практика же показывает, чтополовина талантов во время обучения в школе были троечниками. Все это приводитк тому, что на высшее образование в основном претендуют и имеют больше шансовпопасть в вуз вследствие лучшей подготовленности представительницы женскогопола.
1.2 Пол и профессиональная деятельность
Занятость женщинпрофессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденцияотчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже онашей стране, где лозунг «кто не работает, тот не ест» заставлял кососмотреть на женщин, не занятых в сфере производства. В связи с этим средизанятых в народном хозяйстве СССР 51% составляли женщины.
«Давайте на минутупредставим себе, что женщины трудоспособного возраста (от 16 до 55 лет),занятые в общественном производстве нашей страны, оставили свои рабочие места иприступили к „исконно женским“ обязанностям — рожать, стирать,готовить, кормить и т.д. Что же вслед за этим произойдет? Больные останутся безврачей и медсестер, ибо 83% работников медицины — женщины, школьники — безучителей (71% — женщины), покупатели и посетители столовых и других точекобщественного питания — без продавцов, официантов, кассиров и других работниковэтой сферы, доля женщин в которой составляет 84%. Четыре тысячи заводов иобъединений лишатся своих директоров-женщин, а количество цехов, отделов,лабораторий, оставшихся без руководителей-женщин, составит около 200 тысяч. Внастоящее время женщины-научные работники составляют около 40% из общего числанаучных работников страны (тогда как в США, например, не превышают 9%).
Если в конце XIX в. во всейБеларуси были три женщины-инженера, то сейчас их сотни тысяч. Средиспециалистов со средним специальным и высшим образованием на „слабый“пол приходится 59%, на „сильный“ — 41%. Сложилась прямо-такипарадоксальная ситуация: мужчин приходится „подтягивать“ до уровняженщин» [10, с.78].
Половые различия в профессиональнойнаправленности, пишет Б.Г. Ананьев [8, с.292], заметны уже на ранних этапахразвития детей. Даже в возрасте 24 недель, когда влияние среды еще едвазаметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица, чем кпредметам. Мальчики же этого возраста проявляют больший интерес кгеометрическим фигурам, чем к лицу. Конечно, нельзя говорить о профессиональной направленности младенцев. Скорееречь должна идти о некоторых психологических особенностях, которые в будущеммогут повлиять на склонность к той или иной профессиональной деятельности.
С.В. Ковалев [12, с.135] отмечает,что в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков кпреобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активностьв установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутреннихмеханизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание накачество и полезность объектов. Это проявляется и в школьные годы, когдаактивность мальчиков в разных мероприятиях зависит от уяснения ими их смысла изначения, в то время как девочкам достаточным оказывается внушенное или внешнезаданное значение вещей.
У мальчиков 6-7 лет 70%составляют рисунки с индустриальным пейзажем, в то время как у девочек таких рисунковвсего 6%. Девочки в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы, людей,природу.
Тридцать лет спустя И.В. Тельнюкв 1999 г. подтвердила эти данные. Девочки любят рисовать цветы, женские образыиз сказок, отображают сферу семьи и быта, в рисунках мальчиков явно выраженавоенная техника, космос, персонажи компьютерных игр. В трудовой деятельностидевочкам (55%) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики жепредпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность.
По данным этого автора, в ручномтруде мальчики более решительны и настойчивы в достижении цели. Мальчикипредпочитают работать с более крупными инструментами, а девочки — сминиатюрными. Девочки более аккуратны, амплитуда трудовых движений у них меньше.
Неудивительно, что половыеразличия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональноесамоопределение и общее перспективное планирование жизни.
С. Сингер и Б. Штефлер, изучивпрофессиональные выборы учащихся средней школы, пришли к заключению, что юношистремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, адевушки более всего ценят работу в сфере обслуживания, либо дающую интересныйопыт [2, с.318].
По данным Л.А. Головей, средидевушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательскаяи исследовательская [2, с.422].
Думается, что, несмотря наизвестное влияние гендера на формирование профессиональной направленности, егороль не следует абсолютизировать.
До сих пор речь шла опредпочтении профессий лицами, еще не достигшими социальной зрелости. А что жепоказывают исследования на взрослых? По данным Л. Термана и К. Майлз [7, с.265]мужчины проявляют интерес к профессиям, связанным с приключениями, требующимподвигов, физического напряжения, к работе вне помещения, к механизмам иинструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны кпрофессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказаниемпомощи, особенно детям, беззащитным и нуждающимся людям.
Принято считать, что в сферезанятости имеет место горизонтальнаяпрофессиональная сегрегация, т.е. асимметричное размещение мужчин иженщин в профессиональной структуре: ряд профессий являются практически либомужскими, либо женскими.
В Беларуси, по данным Е. Гаповой,в 1994 г. среди работников бухгалтерского учета доля женщин превышала долюмужчин в 30 раз, а в 1995 г. — в 60 раз (при этом в банках, где зарплата выше,доля мужчин больше; среди медицинского персонала женщин больше, чем мужчин, в10 раз, а среди педагогических работников — в 5 раз).
Причин феминизации школьногообразования несколько. Могут влиять объективные социально-экономические условия.Это и демографическая обстановка в развитых странах после Первой и Второймировых войн, и недостаточно высокая оплата учительского труда, и падениепрестижности этого труда. Но есть и субъективные причины, например большаясклонность женщин к общению и взаимодействию с детьми. Очевидно, играет роль ито, что мужчинам в женском коллективе трудно удовлетворять потребность в общении,находить с женщинами общий язык. Это приводит к тому, что чаще уходят из школыили не приходят в нее мужчины. В результате в школе возникают определенныепроблемы с воспитанием мальчиков, на что обращал внимание еще в начале XX в.Г. Мюнстерберг[6, с.243].
В ряде стран в последниедесятилетия женщины успешно пробиваются в традиционно мужские профессии. Так, впериод с 1985 по 1995 г. в США число женщин-судей возросло с 7% до 18%,операторов и специалистов информационных систем — с 11% до 28%, экономистов — с13% до 34%, архитекторов — с 4% до 11%.
В настоящее время наблюдается ифеминизация психологии. Так, среди студентов психологического факультетаСанкт-Петербургского государственного университета соотношение лиц мужского иженского пола в конце 1990-х гг. равнялось 1: 3,5. Среди студентовспецфакультета (получение второго образования) это соотношение было еще выше — 1:4,3 [2, с.331].
Среди работников налоговойслужбы тоже наблюдается четкое разделение по полу. Так, в выборке,обследованной О.С. Дейнека с соавторами в 1999 году, среди служащих налоговойинспекции было 90% женщин, а среди сотрудников налоговой полиции все — мужчины.
Надо отметить, что распределениемужчин и женщин в различных профессиях во многом определяется сложившимися втой или иной стране традициями и экономическим положением. В России большинствоврачей — женщины, в Северной Америке — мужчины (84%). В Дании большинстводантистов женщины, а в США и Канаде — мужчины [2, с.351].
И все же, несмотря на то, что впоследние десятилетия половое разделение труда потеряло свою былую жесткость иколичество исключительно мужских и исключительно женских занятий резкоуменьшилось, превалирование мужчин или женщин в ряде профессий остается, и нато имеются, очевидно, основательные причины. В качестве этих причин одни авторывидят только социальные факторы, другие — как социальные, так и биологическиефакторы.
Социальные психологи Г. Гибш и М.Форверг [4, с. 197], опираясь на обзор А.А. Гольденвейзера, видят причину этогоне в биологических особенностях мужчин и женщин, а в социальных условиях,складывающихся в том или ином обществе.
Конечно, социальные факторыоказывают влияние на выбор женщинами той или иной профессиональной деятельностии практика показывает, что женщины неохотно осваивают те сферы деятельности,где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах деятельности, полагаютженщины, приведет к тому, что их будут считать мало женственными. Однако, хотяэтот фактор и имеет место, в последние годы он все больше теряет своюзначимость.
1.3 Требования к профессии мужчин и женщин
Лица мужского и женского полапредъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разныетребования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей.
Юноши на первое место ставятвысокую заработную плату и возможность самостоятельного принятия решений впроцессе труда. В числе важных факторов юноши называют процесс и условия труда,его творческий характер. Большое место у юношей занимает романтика их будущейпрофессии. Контакт с людьми для них менее важен. Для девушек главными факторамипрофессиональной деятельности являются возможность контактов с людьми и сампроцесс труда, а также высокая материальная заинтересованность, хотя роль этогофактора от 9-х к 11-м классам снижается: его отметили только треть выпускницшколы [4, с.128].
Н.Ф. Наумова и М.А. Слюсарянский[3, с.219] отмечают, что для мужчин более важны содержание и общественнаязначимость работы, ее разнообразие, творческий характер, результаты труда; дляженщин важнее взаимоотношения в коллективе, условия труда и размер заработнойплаты.
В работе Л.Г. Почебут и В.А. Чикеризучалась частота выборов различных карьерных ориентаций мужчин и женщин [10, с.64].
Полученные Л.Г. Почебут и В.А. Чикерданные свидетельствуют о том, что у мужчин более выражена направленность наменеджмент, на предпринимательство и соревновательность, а у женщин — напрофессиональную компетентность, автономию, стабильность, служение и интеграциюстилей жизни (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Частота выборов различныхкарьерных ориентаций в процентах
Ориентации
Мужчины
Женщины Профессиональная компетентность 10,6 12,2 Менеджмент 11,7 9,9 Автономия 13,5 14,5 Стабильность 11,8 13,9 Служение 12,3 13,5 Вызов 11,2 9,9 Интеграция стилей жизни 13,5 14,4 Предпринимательская креативность 11,2 8,4
По данным Р.А. Пономаревой [11,с. 198], для молодых женщин-работниц труд имеет более высокую общественнуюзначимость и значимость для самосовершенствования и реализации творческихвозможностей, чем для молодых мужчин-рабочих. В то же время такой фактор, какоплата труда, оценивается девушками ниже, чем юношами.
В заключение хотелось быотметить, что женщины чаще, чем мужчины, пассивны в планировании деловойкарьеры, больше живут сегодняшним днем и меньше заглядывают в завтрашний. Поданным В.Г. Горчаковой [4, с.235], лишь 20% женщин в нашей стране имеютустойчивую тенденцию к профессиональной карьере.
2. Критический анализ исследований лидерства всоциальной психологии
2.1 Лидерство как предмет изучения
Исследованиям проблем лидерствапринадлежит заметное место в зарубежной социальной психологии, главным образомв американской. Насчитываются сотни статей и десятки монографий, посвященныхразработке теорий лидерства и их приложению к практике различных организаций.
К наиболее ранним попыткампостроения теории лидерства относятся поиски специфических черт личности,присущих лидерам. При этом считается, что человек проявляется как лидервследствие своих исключительных физических или психологических характеристик,дающих ему определенное превосходство над другими. Сторонники указанногоподхода исходят из идеалистической предпосылки в том, что некоторые люди «рождаютсялидерами», в то время как другие, оказавшись даже в роли руководителей,никогда не смогут достигнуть успеха.
Истоки таких теорий можно найтиеще в трудах ряда философов Древней Греции и Рима, которые рассматривалиисторический ход событий как результат действий выдающихся людей, призванных всилу своих природных качеств руководить массами. На основе подобных взглядовформируются позднее буржуазные теории элиты, утверждающие, что непременнымусловием жизни любого общества является его разделение на два неравных слоя — привилегированнуюправящую группу, члены которой уже изначально призваны руководить, и остальнуюпассивную массу людей, слепо идущих за лидерами.
В XX в. психологи,находившиеся на позициях бихевиоризма, стали склоняться к мысли о том, чточерты лидера нельзя считать всецело врожденными и потому некоторые из них можноприобрести посредством обучения и опыта. Начинают проводиться многочисленныеэмпирические исследования с целью выявления универсальных черт, которые должныбыть свойственны лидерам.
Анализу подвергаются как психологическиечерты лидеров (интеллект, воля, уверенность в себе, потребность вдоминировании, общительность, способность к адаптации, сенситивность и др.),так и конституциональные (рост, вес, телосложение).
К началу 50-х годов былопроведено более ста подобных исследований. Обзоры данных работ показали широкоеразнообразие «черт лидера», обнаруженных разными авторами. Лишь 5%этих черт оказались общими для всех. Как отмечает в своем обзоре Марченко И.П.,чаще всего выделяются следующие черты [10, с.89]:
1) интеллект. Он должен бытьвыше среднего, но не на уровне гениальности. Особенно важна способность крешению сложных и абстрактных проблем;
2) инициатива. Самостоятельностьи находчивость, способность осознавать потребность к действию и наличиесоответствующего мотива;
3) уверенность в себе. Имеются ввиду достаточно высокие самооценки компетентности и уровня притязаний.
В других работах западныхавторов предлагаются иные перечни важнейших черт лидеров. Хотя в этих перечняхиногда и обнаруживаются частичные совпадения, все же среди сторонников данногоподхода нет достаточного согласия. Слишком разноречивые мнения и по вопросу отом, какие черты лидера являются более значимыми, а какие — менее. Практикапоказывает немало случаев, когда те или иные лица, не обладающие «важнейшими»чертами, тем не менее успешно справляются со всеми функциями лидеров. Вместе стем наличие этих черт у какого-либо индивида далеко не всегда превращает его вэффективного лидера.
Таким образом, для буржуазныхтеоретических построений характерен неисторический, абстрактный подход крассматриваемым чертам лидеров. При этом почти полностью игнорируются связимежду наблюдаемыми чертами лидеров и конкретными социальными условиями.
Неудачные попытки определитьчерты личности, которые были бы постоянно связаны с успешным лидерством,привели к формированию других теорий.
Выдвигается «концепциялидерства, исходящая из различных функций, которые необходимо осуществлять длятого, чтобы группа достигала своих целей, оставаясь при этом жизнеспособным,сплоченным образованием». Существенным элементом данного подхода былоперемещение внимания от черт личности лидера к его поведению. В соответствии сэтой точкой зрения выполняемые лидером функции зависят от особенностей ситуации.Поэтому делается вывод о необходимости учета ряда «ситуационных переменных»[13, с.421].
Имеется немало данных,свидетельствующих о том, что поведение, требуемое от лидера в одной ситуации,может не соответствовать требованиям другой ситуации. Лидер постоянноэффективный в рамках ситуации одного типа, нередко оказывается беспомощным виных условиях.
Таким образом, подчеркивается,что для эффективного лидерства в одних условиях лидеру необходимо обладатьодними чертами личности, в других условиях — чертами, порой прямо противоположными.Отсюда выводится также объяснение появления и смены неформального лидерства. Посколькуситуация в любой группе, как правило, подвержена тем или иным изменениям, ачерты личности более стабильны, то и лидерство может переходить от одного членагруппы к другому. Итак, в зависимости от требований ситуации лидером будет тотчлен группы, черты личности которого окажутся в данный момент «чертамилидера» [10, с.129].
Таким образом, отмечаетсябольшое разнообразие факторов, влияющих на лидерство, но в своей совокупностисколько-нибудь обоснованной теории они не составляют. Не имеется и достаточногоколичества исследовательских данных, которые позволили бы аргументировать рольперечисленных «ситуационных» переменных. В целом такой подходпреуменьшает роль активности личности, возводя совокупность тех или иныхобстоятельств в ранг высшей силы, всецело определяющей поведение лидера.
Одним из наиболее показательныхпримеров нового направления исследований лидерства является ситуационная теорияФ. Фидлера [11, с.386]. Он предложил модель эффективности лидерства, основаннуюна степени «благоприятности» ситуации. В соответствии с этой моделью,любую управленческую ситуацию в организации можно классифицировать исходя изтого, насколько данная ситуация «благоприятна» для лидера. Под «благоприятностью»ситуации понимается степень, в какой эта ситуация дает лидеру возможностьвлиять на деятельность его подчиненных.
Ф. Фидлер выделяет три следующихфактора, детерминирующих «благоприятность» ситуации: взаимоотношениямежду лидером и подчиненными, структура задачи и сила власти, вытекающая изофициальной позиции лидера. Взаимодействие между этими факторами обусловливаетту или иную степень «благоприятности» ситуации. При этом решающимэлементом лидерства считается характер взаимоотношений лидера и подчиненных, т.е.степень, в какой они доверяют лидеру и хотят удовлетворять его требованиям.
Анализируя факторы «благоприятности»ситуации, Ф. Фидлер использует дихотомию, подразделяя возможные взаимоотношениямежду лидером и подчиненными на хорошие и плохие, стоящие перед группой задачи- на структурные и неструктурные, власть лидера — на сильную и слабую. Наоснове эмпирических исследований выделены восемь «ситуационных комбинаций».Они ранжируются от ситуации, наиболее благоприятной для лидера (хорошиевзаимоотношения с подчиненными, структурная задача и большая официальная власть)до наименее благоприятной (плохие взаимоотношения с подчиненными, неструктурнаязадача и слабая официальная власть).
В соответствии с моделью Ф. Фидлера,в первой из данных ситуаций наилучших результатов достигает лидер,ориентированный на задачу.
Заключая краткий обзорсоциально-психологических концепций лидерства, отметим в качестве иххарактерных черт абстрактный подход к рассматриваемым проблемам, игнорированиеприроды общественного строя, присущих ему классовых отношений. Следует такжеподчеркнуть прикладную направленность этих концепций и их апологетическийхарактер, стремление обосновать незыблемость капиталистической системы и еесоциальных институтов. Прикладные задачи изучения проблем лидерства заключаютсяв выявлении наиболее эффективных способов воздействия на сознание и поведениетрудящихся, усовершенствования методов управления персоналом предприятий. Критическийанализ западных теорий лидерства дает специалистам пищу для размышлений идальнейших поисков в области совершенствования руководства людьми иколлективами.
2.2 Кто такой лидер?
Теперь перейдём к самой теории. Лидерство- что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные дляполучения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер? ”То есть дать определение этому слову.
Лидерство — один из способовдифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов[8, с.167]. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов всоставе группы, лидерство становится сложным социально-психологическимфеноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляютсяважнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическуюили эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовуюприроду и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологическихотношений между членами малых групп и противопоставить его руководству какпроцессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерныдля современной американской социальной психологии, которая рассматривает малыегруппы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.
Каждый член группы всоответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело,развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой егозаслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенноеположение в системе групповой организации, т.е. в ее структуре. Групповаяструктура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусовее членов. Одна из важных особенностей структуры — ее гибкость и динамичность. Этозначит, что в условиях социалистического общества в процессеобщественно-полезной деятельности для каждого члена группы всегда открытавозможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение,авторитет и признание товарищей [11, с.253].
Как отмечают современныеисследователи, лидерство и руководство-это персонифицированные формысоциального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способовсоциально-психологического воздействия для достижения максимального эффекта вгрупповой деятельности. Если феномен лидерства по своей природе связан, преждевсего, с регулированием межличностных отношений, носящих неоформленныйхарактер, то руководство является носителем функций и средством регулированияофициальных (оформленных) отношений в рамках социальной организации [13, с.267].
Зигерт В. рассматриваетруководство как процесс управления трудовой деятельностью группы,осуществляемый руководителем — посредником социального контроля и власти — наоснове административно-правовых полномочий и норм социалистического общежития. Всвязи с этим лидерство определяется как процесс внутреннейсоциально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями идеятельностью членов группы за счет индивидуальной инициативы участников [7, с.184].Личность добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности,чем того требует формальное соблюдение служебных предписаний или общепринятыхнорм.
Если взять определение словалидерство, к примеру, из энциклопедии, то оно будет звучать примерно так: ”Лидерство- это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид иличасть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляетдействия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает иподдерживает его действия".
2.3 Теории черт личности лидера
На протяжении многих лет учёныепытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований имне удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишкоммного или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой.Я предлагаю рассмотреть некоторые попытки.
Р. Столдилл выделил 5 таких черт:
Ум или интеллектуальныеспособности
Господство или преобладание наддругими
Уверенность в себе
Активность и энергичность
Знание дела.
Но оказалось, что человек,обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессепоследующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группылидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные иличностно-деловые.
Но и эти качества не явилисьгарантом лидерства.
Так, например, Фрэнк Карделл неставит перед собой задачу определить качества, необходимые для формированиялидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей».Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас отлидерства [8, с.154]. Ниже следует перечень этих «разъединителей».
Низкая самооценка и отсутствиеуважения к себе
Чрезмерная склонность к обману,отговоркам, оправданиям
Внутренние картины в сознании,удерживающие нас на месте
Нежелание простить и отпустить
Недостаточное использованиесвоего воображения
Слабые коммуникативныеспособности: неумение слушать и говорить
Неспособность примирится сосвоими страхами
Отсутствие ясных целей
Недостаток обязательности
Боязнь риска
Неспособность принятьответственность за свою жизнь
Потеря надежды
Недостаток мужества
Неумение фантазировать и мечтать
Отсутствие любви к себе
Тщеславие.
Таким образом, необходимоотметить, что не всегда наличие определенных качеств личности может определятьее как лидера. Важнее, по мнению Ф. Карделла, отсутствия определенных «разъединителей»,которые мешают человеку быть лидером.2.4 Лидерство, руководящие должности и пол
Гендерная психология лидерствакак научное направление начала интенсивно формироваться под влияниемфеминистского движения с середины 1970-х гг., прежде всего американскими,австралийскими и западно-европейскими учеными, хотя и ранее этот вопрособсуждался в ряде работ. В большинстве случаев лидерство изучается в деловыхгруппах или в группах с интимными отношениями (семья, влюбленные). Последний изаспектов рассматривался в предыдущей главе. В данной главе речь пойдет олидерстве в деловых группах.
Негативное отношение к женскомулидерству традиционно проявляли сторонники фрейдизма. Лидеры-женщины считалисьобладателями нездоровой гендерной идентичности [2, с.316], а их стремление клидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявлениенеполноценности женщины, завидующей мужчинам.
К. Бартол и Д. Мартин показали,что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группеиграет одну из четырех неформальных ролей:
«матери» — от нее ждутэмоциональной поддержки, а не деловой активности;
«соблазнительницы» дляначальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин;
«игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу;
«железной леди», обладающейнеженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всего изолированнымиот группы.
Все эти роли мешают женщинамзанять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста.Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщиныже в присутствии противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют нароль стихийного лидера.
Я. Джорстад, норвежскийпсихотерапевт, на основании своей практики заключил, что лидерство не входит всистему жизненных ценностей многих женщин [2, с.361]. Отсюда мнение, чтоженщины-лидеры проигрывают лидерам-мужчинам в эффективности руководства, таккак обладают меньшей властью, влиянием и ресурсами. Однако, как показаноМаккоби и Джеклин, при более длительном общении женщины выравнивались смужчинами по лидерству. Э. Игли и К. Джонсон выявили, что женщины большестремились к получению руководящей должности, если она отвечала традиционнойгендерной роли (в частности, директора школы).
Как сообщают американскиеавторы, в административной и управленческой сфере в США заняты 12% мужчин и 7%женщин. Успешность женщины в качестве администратора и ее продвижение в этойдолжности во многом зависит от наличия у нее наставника-мужчины, в роликоторого часто выступают их мужья. Однако когда профессиональная карьераженщины начинает мешать ей уделять необходимое время семье, мужья-наставникичасто отказываются содействовать продвижению жены по служебной лестнице [7, с.225].
Тенденции, свойственные Западу вотношении женщины-руководителя, присущи и нашему обществу. Э.С. Чугунова [9, с.215]приводит данные о количестве мужчин и женщин, работающих инженерами. Руководящиедолжности чаще занимают мужчины, чем женщины (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Статусноепредставительство среди инженеров обоего пола в процентах
Пол
Общее
количество
Руководители
коллектива
Руководители
малых групп
Инженеры Женщины 346 6 22 72 Мужчины 514 35 33 32
По данным В.А. Шаховой, удельныйвес женщин среди руководителей различного уровня управления значительноуступает удельному весу мужчин. Так, среди руководителей органовгосударственного управления и их структурных подразделений женщины составляют44%, а на производстве в числе первых руководителей — 24%, начальников цехов,участков, мастерских и отделов — 23%. В то же время в общем количествеинженерно-технических работников женщин 49%.
Было выявлено, чтоженщины-лидеры воспринимаются менее компетентными, особенно если подчиненныеявляются сторонниками традиционных, а не эгалитарных взглядов на лидерство, т.е.полагают, что лидерская роль является маскулинной [14, с.152]. Показано также,что этот взгляд более присущ мужчинам. Предубеждение против женщин имеется и внашей стране. По данным А.Г. Шестакова [2, с.381], мужчины-руководители отдалипредпочтение мужчинам как работникам в 25,3%, и лишь в 12,9% — женщинам. Неотстают от мужчин и женщины: по данным этого же автора, женщины тоже проявляютбольшую готовность сотрудничать и оказывать воздействие на женщин, а не намужчин.
Но и многие женщины не считаютсебя способными выполнять функции руководителей высшего звена и соглашаются смнением, что высокие достижения и женственность несовместимы.
Однако дело не только во взглядеили мнении. Женщинам-менеджерам, например, дают меньше информации, или слишкомкороткие сроки для выполнения задания. Женщинам, как правило, не поручаютзаданий, которые дали бы им возможность приобрести необходимый опыт и проявитьсебя в качестве претендента на руководящую должность.
Уже говорилось, что во многихстранах женщины за одинаковую работу с мужчинами получают меньшую заработнуюплату. Как ни странно, но именно это обстоятельство в период экономическихкризисов ставит японских женщин в более выгодное положение. В целях экономиисредств руководители фирм чаще увольняют «дорогостоящих» руководителейподразделений — мужчин и ставят на их место более «дешевых» женщин,которые по своей компетентности и организаторским способностям, оказывается, нив чем не уступают мужчинам.
В. О'Лири изучала связь междуполоролевыми стереотипами и оправданием задержки продвижения женщин послужебной лестнице в промышленности [3, с.261]. По ее мнению, без каких либообъективных оснований женщинам приписываются следующие установки на работу: ониработают только ради «булавочных» денег (т.е. небольшой заработнойплаты); в работе их больше интересуют чисто коммуникативные и эмоциональныемоменты; женщинам больше нравится работа, не требующая интеллектуальных усилий;они ценят самоактуализацию и продвижение по службе меньше, чем мужчины. Основойэтих ложных представлений являются, пишет О'Лири, другие, не менее ложныепредставления об отсутствии у женщин компетенции, независимости,соревновательности, логики, притязаний и т.д.
Высказывается также точказрения, что меньший статус женщины в обществе приводит и к ее меньшему статусув малой профессиональной группе. Чтобы быть лидером, руководителем, женщинеприходится преодолевать больше препятствий по сравнению с мужчинами, даже еслиона обладает большими знаниями и способностями [14, с.82].
При отборе на руководящуюдолжность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине. Срабатываетправило, согласно которому женщина должна быть вдвое лучше мужчины. Женщинаимеет больше шансов занять руководящую должность среднего звена, в то время каквысшие руководящие должности безоговорочно отдают мужчинам. Так, в списке 200высокооплачиваемых руководителей экономики и производства США не было ни однойженщины [7, с. 206]. В то же время в среднем менеджменте женщины занималиполовину всех мест. При одинаковом с мужчиной уровне квалификации женщины чащевсего оказываются ниже по служебной лестнице
По данным И. Калабихиной, дажете женщины, которые повышают свою квалификацию, далеко не всегда имеютвозможность повысить свой профессиональный статус. Только 57% опрошенных женщинсчитали, что их квалификация соответствует выполняемой работе (интересно, чтоответили бы мужчины? Наверное, автор предполагает, что положительный ответ далибы 100% опрошенных), а 25% считают, что их квалификация вообще не соответствуетвыполняемой работе. У 65% женщин после обучения на курсах повышенияквалификации ничего не изменилось в производственной ситуации (а разве этодолжно непременно следовать?), 91% не получили повышения в должности, 88% — вразряде и 81% — в заработной плате. Скорее, это говорит о том, что повышениеквалификации проводится формально, для галочки, но эта беда касается в такой жемере и мужчин.
Думается, что при вынесенииженщинами-исследователями частых заключений о якобы распространеннойвертикальной сегрегации все же преобладает эмоциональная сторона. В большинствеслучаев тот факт, что женщины занимают меньше руководящих постов, обусловлен непроисками или молчаливым заговором мужчин, а объективными обстоятельствами. Какуже говорилось, мужчины больше стремятся к самореализации в профессиональнойдеятельности, чем женщины. Естественно, более высокие должности, как правило, достаютсяболее компетентным. А поскольку таких больше среди мужчин, то и начальственныедолжности достаются им чаще. Там же, где больше работает женщин (непроизводственныевиды бытового обслуживания, общественное питание, розничная торговля, медицина,образование, культура), наблюдается и самая высокая доля женщин-руководителей. Например,в нашей стране в преподавательской и научной сфере никакой сегрегации пополовому признаку не наблюдается. Кафедрами, лабораториями и даже институтамируководят и женщины, если они имеют к этому и организаторские способности, исоответствующий уровень профессионализма.
Дамы чаще руководствуютсякритериями «нравится — не нравится», а не «полезно — не полезно».В коллективах, возглавляемых женщинами, всегда больше любимчиков — нелюбимчиков,сплетен, подсиживаний, немотивированных повышений и увольнений. Работу своихсотрудников женщины тоже оценивают не по объему выручки или рейтингу деловойактивности, а как подскажут темперамент и сердце [9, с. 207].
По данным А.Е. Чириковой,большинство женщин склонны считать, что женщины-руководители имеют некоторыепреимущества перед мужчинами-руководителями. Этого же мнения придерживаются имужчины. Группа западноевропейских ученых собрала в более чем в десяти странахданные, из которых следует, что большинство мужчин признают, что, занимая местоначальника, женщины реже «срываются», с ними легче решать любыевопросы, они не столько зависят от настроения и лучше заботятся о подчиненных [2,с.187].
Э. Игли с соавторами [14, с.324]показали, что эффективность исполнения лидерской роли мужчинами и женщинамизависит от многих факторов. Мужчины были более эффективными:
а) при решении задачи,
б) при руководстве мужчинами,
в) в военных организациях и вроли спортивных тренеров,
г) на низшем уровне управления,требующем технических способностей;
а женщины:
а) при установлениимежличностных отношений,
б) в сфере образования, бизнеса,на социальной и государственной службе,
в) на среднем уровне управления,где нужно устанавливать межличностные отношения.
В результате рассмотренияданного вопроса необходимо отметить, что так участие мужчин и женщин вопределенных сферах общественной жизни различно, то различны ожидания итребования общества к руководителям в данных областях деятельности, к ихкачествам, их поведению, и другим их личностным характеристикам.
Поэтому в практической частиданной курсовой работы рассматриваются особенности видения лидерских качеств взависимости от пола испытуемого и пола человека, который должен обладатьопределенными качествами. Так как выше было нами рассмотрено, что обладаниеразличными лидерскими качествами не всегда является гарантом для выявленияличности как лидера, то в данной работе мы изучили понимание необходимостиналичия лидерских качеств для женщин и мужчин с двух точек зрения — мужской иженской.
/>3. Современные моделилидерства
3.1 Концепция атрибутивного лидерства
Атрибутивный подход клидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведениепоследователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая заработой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. Взависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников ивыбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать наповедение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результатыработы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если желидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы,например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблемупо-другому.
Рассматриваемый подходпредполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерскоепонимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции имодели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почемулюди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинствеслучаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работойподчиненного.
В рамках данного подхода лидерглавным образом выполняет работу информационного процессора. Он ведет поискинформационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему тоили иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет еголидерское поведение.
Определение лидером причинповедения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, самаработа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидер пытаетсяполучить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень отличия,последовательность и степень уникальности. Первое связано сжеланием руководителя понять связь между поведением и работой с той точкизрения, насколько данное поведение можно приписать отличительнымособенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколькоподчиненный последователен в проявлений данного поведения или как часто такоеповедение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другиеподчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным,характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.
На описанный выше процессопределения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы илипомехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательнымв своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, какрезультат его личностных характеристик «внутренние причины», тембольше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этомслучае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.
Исследования свидетельствуют,что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешнимпричинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношенииработников мужского пола.
Данная модель атрибутивноголидерства имеет существенные отличия от раннее рассмотренных традиционныхмоделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.
В модели имеются две важныесвязки. Первая связка отражает стремление лидера определить причиныплохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведенииподчиненного: отличительные особенности, последовательность и степеньуникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение,являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохойработы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы иего последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нестиответственность за происшедшее. Если лидер считает что причины носят внутреннийхарактер, то ответственность, по его мнению должен, нести подчиненный, и к немупринимаются соответствующие меры.
Приводимые ниже результатыисследований по данной модели представляют большой практический интерес:
подчиненные склонны видетьпричины их плохой работы вне, а руководители — в подчиненных;
руководители, склонные отдаватьпредпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работыподчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют своевоздействие непосредственно на подчиненных;
плохая работа подчиненного впрошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего приведет к выявлениюруководителем внутренних причин;
серьезность сложившейся ситуацииприводит руководителя скорее всего к выявлению внутренних причин и квысокой степени пунктуальности в ответных мерах;
уклонение «с объяснением»подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делаетруководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
неизменный уровень выполненияработы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностямиподчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.
Последующие исследования показали,что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера наповедение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, тоесть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние напоследующее поведение последнего.
При этом в зависимости отэффективности лидерства, спираль отношений лидер последователь можетраскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или вниз «отношениядают меньший эффект». Последнее может в конечном счете привести к разрывуотношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.
3.2 Концепция харизматического лидерства
Имеются две противоположныепозиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияниелидера на организационную эффективность, а другая — ведет к лидерской харизме ипопытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаяхбожественные качества.
Харизма является формойвлияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающейподдержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть надпоследователями. Как источник лидерской власти харизма относится к властипримера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силусвоих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителюпреимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают,что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателейи почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другиеопределяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло воснову рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся,по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинациикачеств и поведения лидера.
Харизматическим считаетсятотлидер, который в силу своих личностных качеств способен оказыватьглубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокуюпотребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены вморальной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их встремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людямчувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие чертыхаризматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощениецелей «фокуса простые и драматического характера цели», упор набольшие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса кдействиям.
Исследования свидетельствуют,что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личнойвласти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связаннаяс упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части еепоследователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, какГитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. Вцелом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокойчувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределамистатус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям ипобуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своеговидения.
Модели харизматическоголидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений споследователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность кобнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затемнеобходимо развить в себевидение идеализированных путей решения этойпроблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем непредлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленнопродвинуть решение проблемы.
Следующий шаг связан соспособностью лидера передать значение своего видения посредством межличностнойкоммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователямтаким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало кдействиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развитьотношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умениедобиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действийили поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрироватьспособность к реализации своего видения через делегирование полномочийпоследователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные изначимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократическиепуты, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Для бизнеса важность харизматическоголидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальныхизменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствахвозникает другая концепция лидерства: концепция лидера — преобразователя илилидера реформатора
3.3 Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего илиреформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством,но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователейпутем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленнойцели, предоставление им возможности совместить свои личные интересыс общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей внеобходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а неспаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, ане мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания кобещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменитьмир, а измениться в мире через развития.
Модель преобразующего илиреформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователейопределенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, длятворческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель имеет ряд отличительныхмоментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять напоследователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частьюгруппы, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместныеусилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, акритическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своимдействиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности вповедении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильнуювзаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезнаяопасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот,руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода непригодны для лидера-преобразователя.
Какими же основными качествамидолжен обладать лидер, как должен себя вести и кем быть — вот основные вопросы,которые мы и попытались рассмотреть в практической части данной курсовой работы.
4. Исследование особенностей понимания лидерства вгендерном аспекте
4.1 Организация исследования
Практической частью даннойкурсовой работы является исследование представлений о лидерских качествах вгендерном аспекте.
Основной метод исследования:анкетирование.
Контингент исследуемых: юношии девушки 17 — 19 лет.
Основная гипотеза исследования:представление о лидерских качествах у мужчин и женщин различны как в плане ихважности, так и в плане их обязательности.
Проведение анкетирования:юношам и девушкам было дано задание: написать на листе бумаги по 10 самыхважных качеств, которыми должны обладать
в 1-ый столбик — лидеры-мужчины,
во 2-ой столбик — лидеры-женщины.
Обработка результатов: полученные«сырые» результаты были собраны в общие сводные таблицы. Сводныетаблицы результатов анкетирования представлены в приложениях. В данных таблицахв две колонки (по половому признаку лидера) расписаны все качества, которыевстречались в анкетах молодых людей. Напротив каждого качества стоит количествовыборов данного качества как важного для лидера того или иного пола. Далее быливыявлены качества (по количеству выборов), которыми чаще всего по мнениюиспытуемых должен обладать лидер по половому признаку.
4.2 Анализ и интерпретация полученных данных
В процессе построения своднойтаблицы результатов анкетирования юношей (см. Приложение 1) и выявлениянаиболее часто повторяющихся качеств была построена таблица, в которойпредставлен образы среднестатистических мужчины-лидера и лидера-женщины ввосприятии юношей (см. Приложение 3).
Анализируя аналогичные сводныетаблицы, построенные в результате анкетирования девушек (см. Приложение 2) такжестало возможным создать среднестатистические образы лидеров мужчины и женщины (см.Приложение 3) с точки зрения «слабого пола».
Проведя сравнительный анализпредставлений о лидерстве по половому признаку в процентном соотношении (см. Приложение4) можно сделать следующие выводы.
Образование считают наиболееважным качеством для лидера-мужчины 87% опрошенных юношей. В представлении«слабого пола» лидер-мужчина прежде всего должен обладать умом. Данноекачество считают необходимым для мужчины лидера более 80% опрошенных девушек. Причемважно отметить, что для полноценного создания образа лидера-мужчины впредставлении женщин образование как таковое не имеет своей большой значимости.
Также интересно отметить, что 60%юношей считают настойчивость важным качеством для лидера-мужчины. Точка зренияженщин несколько не совпадает с противоположной группой опрошенных. Лишь 30%девушек говорят о необходимости присутствия данного качества у мужчины-лидера. Дляженщин важнее присутствие у лидеров противоположного пола таких качеств, какинтеллигентность и уверенность в себе. И здесь также можно отметить различиеточек зрения на необходимость данных качеств для лидера-мужчины. Интереснымявляется то, что такое качество для мужчины-лидера, как интеллигентность, всвоем анкетировании юноши вообще не рассматривают.
Зато важность таких качеств, какдоброжелательность и целеустремленность, имеет место более чем для 40%опрошенных как юношей, так и девушек.
На важность лидерских качествженщин юноши и девушки смотрят также несколько с различных точек зрения.
Так, например более 70%опрошенных юношей важнейшим качеством для женщины-лидера считают еепривлекательность и обаятельность. Данные же качества имеют важное значениелишь для 50% опрошенных женщин.
Большинство опрошенныхпредставительниц «слабого пола» — их более 70% — считают важнейшимкачеством, которым должна обладать женщина — лидер ее ум. Важность данногокачества женщины-лидера имеет место и для 60% опрошенных юношей.
Девушки также придают большеезначение (нежели юноши) для лидера такому качеству, как целеустремленность. Ониже отмечают и такие важные качества, как уверенность в себе и справедливость. Юношиже не придают большого значения данным качествам для лидера женского пола. Большеезначение представители «сильного пола» для женщины-лидера придаюттаким качествам, как строгость и требовательность.
Таким образом, необходимоотметить, что в результате анкетирования нам удалось выявить особенностипредставлений о лидерских качествах у мужчин и женщин среди представителейобоих полов.4.3 Выводы по результатам проведенного исследования
Анкетирование, проведенное средиюношей и девушек 17 — 19 лет по теме «Преобладание каких качеств лидерадля женщин и мужчин вы считаете наиболее важным?» позволило сделать намнеобходимые для нашего исследования выводы.
Так наиболее необходимыекачества, которыми должен обладать среднестатистический лидер — мужчина с точкизрения молодых людей — это образованность и настойчивость, ум, ответственностьи доброжелательность.
Теперь рассмотримсреднестатистический образ женщины-лидера с мужской точки зрения. Перед намипредстает образ привлекательной и обаятельной, умной и образованной, строгой итребовательной женщины.
Необходимо отметить, что всознании женщины мужчина-лидер чаще всего должен обладать такими качествами,как ум и интеллигентность, уверенность в себе и мужественность,целеустремленность и находчивость
Среднестатистический образженщины-лидера с точки зрения представительниц данного пола должен быть наделентакими качествами, как ум и доброта, целеустремленность и красота. Здесь такжеважно отметить, что привлекательность, обаятельность и женственность имеюттакже большое значение для женщины-лидера.
Заключение
В настоящее время все большеевнимание в профессиональной и общественной жизни уделяется понятию лидерства. Впроцессе рассмотрения данного аспекта мы пришли к следующим выводам:
Лидер — это, прежде всего, человек,на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некийстандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическоеправо принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами,лидер обладает властью. И, наконец, самое главное — лидер принимает на себя ответственностьза группу людей и за её действия.
Понятно, что общественныепредставления накладывают определенные обязательства на исполнение половыхролей мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, что не может не влиять наполовую дифференциацию в развитии их лидерских качеств. В то же время, половыегормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннегодетства. Можно предположить, что имеется кольцевая зависимость между гормонами,мозгом, поведением и условиями воспитания.
В XX в. психологи,находившиеся на позициях бихевиоризма, стали склоняться к мысли о том, чточерты лидера нельзя считать всецело врожденными и потому некоторые из них можноприобрести посредством обучения и опыта. Начинают проводиться многочисленныеэмпирические исследования с целью выявления универсальных черт, которые должныбыть свойственны лидерам.
В работах западных авторовпредлагаются различные перечни важнейших черт лидеров. Хотя в этих перечняхиногда и обнаруживаются частичные совпадения, все же среди сторонников данногоподхода нет достаточного согласия. Слишком разноречивые мнения и по вопросу отом, какие черты лидера являются более значимыми, а какие — менее.
В результате глубокого изучениятеоретического материала, рассмотрения различных точек зрения на проблемулидерства и обладания определенными качествами, нами было проведеноисследование. Суть исследования заключалась в следующем: для мужчин и женщинхарактерно проявление различных личностных качеств и лидерских свойств впроцессе общественной деятельности. Причем перечень наиболее важных лидерскихкачеств для мужчин и женщин является различным с точки зрения испытуемых.
Так наиболее необходимыекачества, которыми должен обладать среднестатистический лидер — мужчина — этообразованность и настойчивость, ответственность и доброжелательность,мужественность и целеустремленность, строгость и справедливость.
Необходимо отметить, что всознании женщины мужчина-лидер чаще всего обладает такими качествами, как ум иинтеллигентность, уверенность в себе и мужественность, целеустремленность инаходчивость, сила и доброта, красота и настойчивость.
Среднестатистический образженщины-лидера с точки зрения представительниц данного пола должен быть наделентакими качествами, как ум и доброта, целеустремленность и уверенность в себе,справедливость и искренность. Здесь также важно отметить, чтопривлекательность, обаятельность и женственность имеют также большое значениедля женщины-лидера.
Таким образом, можно отметить,что в процессе работы над курсовой поставленные задачи решены и цели достигнуты.
В результате глубокого анализанаучной литературы по изучаемой проблеме были выявлены некоторые причиныразличных проявлений личности в процессе жизнедеятельности в зависимости отпринадлежности данной личности определенному полу. Рассмотрение особенностейповедения личности по межполовому признаку в учебной и профессиональнойдеятельности позволил подробнее изучить представления о лидерских качествах васпекте гендерного восприятия.
В результате проведенияанкетирования и анализа полученных данных можно говорить о том, чтосформулированная нами гипотеза полностью подтвердилась: представления олидерских качествах мужчин и женщин различны в зависимости от половойпринадлежности анкетируемых.
Список использованных источников
1. Ахметжанов Э.Р. Психологические тесты. М., 1990.
2. Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). — СПб.: Питер Пресс, 1996.
3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/ Пер. с англ.М., 1991.
4. Веснин В.Р. практический менеджмент персонала. — М.: Юристъ,1998.
5. Друкер П. Эффективный управляющий.М., 1994.
6. Ершов А.А. Взгляд психолога наактивность человека. М" 1991.
7. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М" 1990.
8. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство, СПб., Изд-во «Речь»,2000.
9. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель…Элементы психологии в повседневной работе. М., 1993.
10. Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен? М., 1993.
11. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: изд. ''ДЕЛО'', 1998.
12. Петровский А.В. Психология окаждом из нас. М., 1992.
13. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. — Петрозаводск,“Фолиум", 1996 г.
14. Хеннниг М., Жарден А. Леди-босс. — М.: Дело, 2001.
Приложения
Приложение 1
Важные качествалидера с точки зрения юношей (с количеством выборов важности данного качества)Лидер — мужчина
Лидер-женщина аккуратный 4 аккуратная 1 внимательный 1 активная 2 воспитанный 6 внимательная 1 волевой 2 воспитанная 4 веселый 2 веселая 1 выдержанный 1 властная 1 доброжелательный 7 доброжелательная 6 деликатный 2 деликатная 6 дипломатичный 1 гармоничная 4 женатый 1 женственная 3 краткость речи 1 интеллигентная 1 красивый 3 интеллектуальная 1 матерый 1 красивая 6 мудрый 5 любящая 1 мужественный 7 настойчивая 4 настойчивый 9 находчивая 1 находчивый 1 неповторимая 1 обаятельный 1 общительная 1 общительный 2 ответственная 3 ответственный 9 образованная 8 образованный 13 отзывчивая 4 отзывчивый 5 понимающая 3 понимающий 2 привлекательная и обаятельная 11 преданный 1 решительная 1 работоспособный 1 рассудительная 5 решительный 3 сильная 1 сообразительный 2 строгая 8 сильный 5 сексуальная 5 строгий 6 стильная 1 сексуальный 4 стройная 1 стильный 3 справедливая 4 справедливый 5 собранная 1 талантливый 1 смелая 2 трудолюбивый 2 требовательная 7 требовательный 4 трудолюбивая 1 уверен в себе 4 уверенная в себе 5 умный 9 умная 9 уравновешенный 2 уравновешенная 2 хитрый 1 уравновешенная 3 честный 2 целеустремленная 7 целеустремленный 7 энергичная 4
Приложение 2
Важные качества лидера сточки зрения девушекЛидер — мужчина
Лидер-женщина внимательный 2 активная 2 воспитанный 4 вежлива 1 Вежливый 2 воспитанная 3 доброжелательный 6 волевая 2 дипломатичный 1 доброжелательная 8 Заботливый 3 женственная 6 интеллигентный 3 искренняя 5 Интересный 2 заботливая 3 Ласковый 1 исполнительная 1 Красивый 5 интеллигентная 1 коммуникабельный 3 коммуникабельная 1 Ловкий 1 красивая 7 Мудрый 1 кокетливая 1 Иметь собственное мнение 1 ласковая 3 мужественный 7 любящая 1 настойчивый 4 Любить себя 1 Нежный 3 настойчивая 3 Неповторимый 2 нежная 1 Находчивый 4 находчивая 1 Организаторские способности 1 неповторимая 1 Обаятельный 4 общительная 5 общительный 3 ответственная 1 ответственный 2 образованная 2 образованный 3 оптимист 1 осмотрительный 1 понимающая 1 понимающий 1 порядочная 2 Порядочный 1 привлекательная и обаятельная 5 предприимчивый 1 Разбираться в людях 1 Простой 1 работоспособная 1 работоспособный 4 сильная 2 Рискующий 1 справедливая 6 романтичный 2 смелая 2 Сильный 6 страстная 2 Строгий 1 сообразительность 1 справедливый 4 терпеливая 2 Смелый 4 уверенная в себе 7 Тактичный 2 умная 11 трудолюбивый 3 уравновешенная 1 уверен в себе 8 хитрая 1 Упорный 2 хладнокровная 1 Умный 13 честная 1 уравновешенный 3 Чувство юмора 2 Чувство юмора 2 целеустремленная 8 целеустремленный 6 эрудированная 3 эрудированный 3 энергичная 2 Элегантный 1 элегантная 6
Приложение 3
Наиболеечасто называемые качества лидера опрошенными юношамиЛидер — мужчина
Лидер-женщина образованный 13 привлекательная и обаятельная 11 настойчивый 9 умная 9 ответственный 9 образованная 8 умный 9 строгая 8 доброжелательный 7 требовательная 7
Наиболее частоназываемые качества лидера опрошенными девушкамиЛидер — мужчина
Лидер-женщина
умный 13 умная 11 интеллигентный 8 доброжелательная 8 уверен в себе 8 целеустремленная 8 мужественный 7 привлекательная и обаятельная 8 целеустремленный 6 красивая 7
Приложение 4
Представления о важнейшихкачествах лидера-мужчины
(в процентном соотношении)С точки зрения юношей
С точки зрения девушек образованный 87 умный 87 настойчивый 60 интеллигентный 53 ответственный 60 уверен в себе 53 Умный 60 мужественный 46 доброжелательный 46 целеустремленный 40
Представления о важнейшихкачествах лидера-женщины
(в процентном соотношении)С точки зрения юношей
С точки зрения девушек привлекательная и обаятельная 73 умная 73 Умная 60 доброжелательная 53 образованная 53 целеустремленная 53 строгая 53 привлекательная и обаятельная 53 требовательная 46 красивая 46