Реферат по предмету "Психология"


Генетический анализ свойств темперамента

«Генетический анализ свойств темперамента»
Введение
Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum»и означает «надлежащее соотношение частей». />Точнее темпераментопределяется как динамическая характеристика психических процессов и поведения человека,проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристикуиндивидуального поведения человека. [1]
Темперамент также является одной из основных проблем психологиии психофизиологии. Но, тем не менее, до сих пор в этой области остается много нерешенныхвопросов. Главные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его генетическихоснов. Другие проблемы относятся к определению психологических свойств, относящихсяк категории темперамента: количество свойств темперамента и их определение в значительнойстепени зависит от научной школы, в пределах которой работает исследователь. По-прежнемуне теряют значимости и нуждаются в дальнейшей разработке проблемы, связанные с установлениемместа темперамента в строении индивидуальности, изучением темперамента как факторауспешности той или иной деятельности.
Проблема взаимоотношений интересовала людей еще с древнейшихвремен. Они пытались понять, почему же они все такие разные. Одним из первых, ктопопытался разделить людей на типы, в зависимости от поведения был Гиппократ. Ужетогда человечество задумывалось о причинах разногласий, а в последнее время изучениетемперамента, его свойств и наследования стало еще более популярным среди современногообщества.
Развитие психогенетики и изучения генетических свойств темперамента личности
Темперамент представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальногоповедения человека.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологическихоснов, с установлением его генетической природы.
Известны самые разные подходы к решению вопроса о биологических основах темперамента.Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдонисследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-хг. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервнойсистемы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик,флегматик и меланхолик).
Дальнейшие исследования, проведенные Б.М. Тепловым, В.Д. Небылициным показали,что необходим другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению,следует сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследованииотдельных свойств нервной системы.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологииизложены В.М. Русаловым.
Он выделил, что темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевыеи энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такиехарактеристики темперамента, как «активность», «реактивность»,«эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые втемпераментальные свойства включают характеристики общих способностей или свойствахарактера. Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупностьдинамических характеристик. Также Русалов установил, что наследственная обусловленностьтемперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом.В работах Русалова выделено, что темперамент возникает под влиянием общей конституции,в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическаяи нейродинамическая конституции.
В.М. Русаловым было установлено, что наследственная обусловленностьтемперамента проявляется в таких его особенностях, как:
o независимость от содержания мотива и цели поведения;
o универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельностии жизнедеятельности;
o раннее проявление в детстве;
o высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическимиподсистемами.
Еще ученый выделил, что темперамент возникает под влиянием обобщения динамических,формальных и стилевых характеристик психики и развивается — вслед за биологическимвозрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба,труд и др.).
Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природнаяпредпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностейвыделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические- беглость и гибкость.
Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представленоПермской школой. Основателем этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темпераменткак особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности.Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Онявляется средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределовможно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента.Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности.Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического,психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальныхролей.
Другое направление связано, как раз таки, с поиском признаков наследуемости темперамента.В одной из лабораторий Психологического института РАО, в лаборатории психогенетикииндивидуальности с помощью близнецового метода исследуется динамика генетическихи средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностейу детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикаторпринадлежности той или иной характеристики к темпераменту.
Вариантами близнецового метода являются:
1) метод контрастных групп позволяет сравнивать моно — и дизиготныхблизнецов по критерию внутрипарного сходства;
2) метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля,контроля по партнеру), когда одного близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальнаягруппа), с другого — нет (контрольная группа);
3) метод разлученных близнецов, который является критическимэкспериментом для проблемы «генотип — среда», поскольку позволяет обнаружитьразличия, детерминированные средой;
4) метод близнецовой пары — используется для углубленного изученияпсихологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. И.В. Равич-Щербоотмечает, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочныхсуждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такойже равной по воздействию является их внутрисемейная среда.
В лаборатории психофизиологических способностей того же института исследуютсяприродные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношениек темпераменту. Учеными было исследовано, что общие способности связаны со свойствамитемперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделеныследующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованныйтипы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.
Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованныйтип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью. Биологическимопределителем этих типов активности является доминантность полушарий.
Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью,высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных функций, активированностьюнепроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени(это — сангвиники, холерики). Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успеваютпо гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу.У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабойнервной системой, более инертны (это — меланхолики, флегматики). Согласно даннойконцепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбороптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.
В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента вомногом касается тех же вопросов. Это — выяснение генетической обусловленности темперамента,изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойствпсихики.
Влияние генотипа на темперамент было обнаружено в исследовании(в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо прослеживалось на 600 парах близнецов,начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетическоговклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах,было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожимежду собой, чем дизиготные близнецы. Биологическая основа темперамента отмечаетсяпрактически во всех концепциях, однако влияние средовых факторов на формированиеи проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным (Р. Пломин,М. Ротбарт, Я. Стреляу, А. Томас и С. Чесс).
Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливатьразличия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различийвлияния среды на детей, живущих в одних условиях, являются не одинаковые отношенияк ним родителей. Согласно Ж. Баллеги, существует связь между характером детей итипом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерностимулирующих семьях; легкие дети — в любящих семьях, пассивные — в недостаточностимулирующих.
Итак, в исследовании не была обнаружена стабильность темпераментаи стиля семейного воспитания. Отдельные характеристики темперамента находятся подзначительным генетическим влиянием в течение всего периода исследования (от рождениядо 3х лет.). Предварительные данные, полученные сотрудниками лаборатории, согласуютсяс выводами Беллеги и подтверждают тенденцию возрастной динамики темперамента в раннемвозрасте.
По мнению К. Конрада, различия в строениитела и связь с темпераментом человека объясняется существованием особых генов, доминированиекоторых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента.
Связи между телосложением и структуройтемперамента автор объясняет следующим образом. Каждому психическому явлению соответствуетопределенное физическое, а каждому изменению в строении тела — перестройка в психическойструктуре. Оба феномена всегда выступают вместе, но, как подчеркивает К. Конрад,не зависят друг от друга. Они звенья различных цепей генов, и вычленение их происходитпараллельно. До какого звена мы доходим, зависит от того, какого уровня достигаемв индивидуальном развитии. Именно этим определяются индивидуальные различия междулюдьми, и в этом заключается источник деления на типы.
Психика новорожденного, пишет К. Конрад,это программа «консервативного» или «прогрессивного» развития.К. Конрад связывает с генами не только формальную сторону психической жизни, нои ее содержание. Это отражено в его характеристике гипопластического типа (астеника,согласно типологии Э. Кречмера), который, по мнению К. Конрада, проявляет склонностьк космополитизму, интернационализму и интеллектуализму.
Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым,поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанныес разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологическихшколах и направлениях.
Современная психогенетика располагаетвесомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческоговозраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента,чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарногосходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектахдействия генов на вариативность темперамента.
Исследования свойств личности в психогенетикебазируется в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, которыйпредполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру:психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанныххарактеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокогоуровня и т.д.
темперамент генетический поведение
В настоящее время выделяют пять глобальныхфакторов, наиболее обобщенно описывающих черты личности («Большая пятерка»).Психогенетические исследования «Большой пятерки» и других подобных характеристиксвидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляетпримерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная)среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие,практически нулевые, эффекты.
По всей видимости, личностные особенностиявляются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативностикоторых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.
Для некоторых черт личности (например,стремления к новым впечатлениям, связанным с рисками) удается обнаружить конкретныегены с довольно значительными эффектами порядка 4-10%.
Некоторые недавние возрастные психогенетическиеисследования личностных черт указывают на значительные наследственные эффекты уподростков. Коэффициенты наследуемости некоторых черт в этом возрасте достигают70-80%.
Заключение
Исследования генетической обусловленности личностных свойствпоказывают неоднозначные результаты. В среднем, когда связь между личностным свойствоми наследственностью находится, она составляет обычно не более 0.4-0.6%. Нужно учестьпри этом, что немалую долю в эти цифры вкладывает составляющая темперамента.
Это не удивительно, ведь темперамент — очень сложный психологическийпризнак. Это не цвет глаз, на который влияет один участок в хромосомах. Он, каки любой другой психологический признак, складывается под влиянием множества факторов.Во-первых, на одно свойство могут влиять множество разных участков ДНК, во-вторых,очень сильной является воздействие среды. Человек — существо не только биологическое,но и социальное, поэтому социальная среда очень сильно влияет на складывание личностныхсвойств.
Тем не менее, генетические предпосылки являются фундаментом длястановления личности. Это доказывает тот факт, что коэффициенты корреляции пар личностныхсвойств монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных. Коэффициенты корреляции некоторыхсвойств остаются высокими даже при исследовании разлученных близнецов. Так же показательнымявляется высокий уровень (50%) связи личностных черт близнецов имеющих различныепатологии, передающиеся по наследству или склонности к ним (эпилепсия, шизофренияи др.)
Более детальное изучение обусловленности личностных свойств генамиявляется перспективной областью в психогенетике.
Список литературы
1. Трубниов В.И. Психогенетика — Москва, 2000.
2. Мешкова Т.А., Николаева Н.О. Психогенетика — СПб, 2003.
3. http://imp.rudn.ru/psychology/psychogenetic/11.html
4. http://ru. wikipedia.org/wiki/Темперамент


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.