Реферат по предмету "Психология"


Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей

КУРСОВАРОБОТА
ЗПРЕДМЕТУ «СОЦІАЛЬНА ПСИХОЛОГІЯ»
на тему:
«ГЕНДЕРНО ОБУМОВЛЕНИЙ ВЗАЄМОЗВ’ЯЗОКБРАЧНО-РОЛЬОВИХ ОЧІКУВАНЬ У ДІВЧАТ ТА ЮНАКІВ, ЩО НАВЧАЮТЬСЯ В УГЗУ»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Гендерныйаспект ролевого поведения
1.2 Влияниеустановки на ролевое ожидание
1.3 Гендерныероли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
РЕЗЮМЕТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Раздел 2.АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка.Техника и методы исследования
2.2 Обработкаэмпирических данных.
2.3Интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ
гендерный ролевой установка стереотип
Проблеманастоящего исследования состоит в выявлении различий брачно-ролевых притязанийу студентов и курсантов.
Актуальность исследования.Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в томчисле ролевые отношения, ставит перед современной семьей рядсоциально-психологических проблем: в современныхусловияхнередконаблюдаетсяослабление личных мотивов и желанийвотношении создания семьи, трансформация брачно-семейных установок многих людей,распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений. Поэтомувыявление социально-психологических установок молодежи, касающихся их будущейсемейной жизни так важно.
Объектомданного исследования выступает система установок девушек и юношей в отношениибрачно-ролевых ожиданий.
Предметомисследования является особенности различий брачно-ролевых ожиданий между девушкамии юношами.
Цельюявляется проверка предположения, что у девушек и юношей имеются различия вустановках, касающихся представлений о супружеской жизни. Исходя из цели быливыдвинуты задачи:
1. Проведениетеоретического анализа литературы по вопросу психологии гендера мужчины иженщины.
2. Анализусловий и факторов, влияющих на формировании установок
3.  Проведениеанкетирования
4. Анализэмпирических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования.
Вкачестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии различий всистеме установок брачно-ролевых ожиданий девушек и юношей, а именно то, чтодля девушек предпочтительнее модель современного брака, а для юношей –традиционного.
Гипотеза исходит из предположения, что социализацияобразования в системе силовых структур оказывает влияние на ролевыепредставления юношей в отношении брачной жизни.
 Надежность и достоверность полученных результатовобеспечивалась опорой на общенаучные принципы и принятые в психологии методыисследования; обоснованы выводы психологической науки по данной проблеме; соблюдениемправил создания анкеты и проведения анкетирования; репрезентативностьюисследуемой выборки; применением методов математической статистики.
Методикаи эмпирическая база исследования:
Припроведении исследования было проведено анкетирование. Достоверность полученныхданных обеспечивало применение обработка которых производилась на PC сиспользованием программ статистической обработки данных SPSS-10 и Excel.
В исследовании, которое проводилось в стенахуниверситета социальной защиты Украины, приняло участие 30 юношей и 21 девушка.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯБРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1Гендерный аспект ролевого поведения
Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясноли, что душа есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своегофеномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющийдушу и тело с его формами». Прошедший век заменил слово «пол» на «гендер»,разделяя душу и тело. А в том, что пол – вещь вполне осязаемая, может убедитьсядаже ребенок.
И единственное, что сегодня остается справедливым вопределении В.В. Розанова с позиций хроматизма – это невидимый характер пола, аточнее, гендера. Для понимания различий между этими определениями, то естьпонятиями духовного и телесного диморфизма приведем определения того и другого.
Пол – физиологическое и юридическое (паспортное)понятие, связанное с объективированной половой ролью и первичными половымипризнаками, то есть с публичным выражением половой идентичности.
Гендер – психологическое понятие, лишьрепрезентативно связанное с половой идентичностью, то есть с субъективнымпереживанием половой роли.
В 1958 работавший в университете Калифорнии(Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер»(социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 онвыступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятиисоциополового (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Егоконцепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучениепола (англ. – sex), считал Р.Столер, является предметной областью биологии ифизиологии, а анализ гендера (англ. – gender) – может быть рассмотрен какпредметная область исследований психологов и социологов, анализакультурно-исторических явлений. Предложение Р.Столлера о разведениибиологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом,и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании– гендерным исследованиям.
Пол(sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину отженщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол,социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин иженщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальнойорганизации общества
Пол– одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего, этопонятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат.genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признакинеодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивныесвойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, иmorphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических,психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости отпола. При этом одни половые различия являются контрастирующими,взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальныевариации.
Долгоевремя социальные аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинамиописывались в таких понятиях как «половая роль», «полоролевые ожидания»,«половая идентичность». Эти термины ясно говорили, что речь идет не оприродных, а о социальных отношениях, нормах и т.д. Но прилагательное «половой»несло за собой длинный шлейф нежелательных, устаревших значений. Во-первых,«пол» и его производные ассоциируется с сексуальностью, хотя многие, даже явнобиологические, процессы и отношения с ней не связаны. Во-вторых, этатерминология вольно или невольно предполагает, что социокультурные различиямежду мужчинами и женщинами – только надстройка над, форма проявления илиспособ оформления фундаментальных, базовых, универсальных различий, обусловленныхполовым диморфизмом. Как говорили в XIX в., анатомия – это судьба.
Чтобыизбавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученыеввели в науку понятие гендер. В науке это слово заведомо искусственно. Впсихологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумеваялюбые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся смаскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин(раньше их называли половыми свойствами или различиями). В более узком истрогом смысле гендер обозначает «социальный пол», социально детерминированныероли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не отбиологических половых различий, а от социальной организации общества.
Благодаряих появлению и развитию пол в социальной теории рассматривается как инструментсоциальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом,конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие,самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью копределенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначенияполучили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ каксвязанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида исуществующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.
Традиционныестереотипы мужского и женского поведения, проявляющиеся в поло-ролевомпрограммировании требуют от мужчины силы, рациональности, ограниченияэмоциональности (за исключением чувства агрессии, которое считается вполнеприемлемым для мужчины). Эти же стереотипы требуют от женщины слабости,мягкости, заботливости, эмоциональности (опять же за исключением агрессии,которая не должна быть свойственна женщинам), ограничения рациональности(показывать высокий интеллект для женщины считается зазорным). В общественномсознании эти стереотипы давно себя изжили, но они оказались живучими на бытовомпсихологическом уровне. В то же время, прогрессивное движение освобождения от этихстереотипов, в котором лидерами оказались женщины-феминистки, началоформировать другие стандарты и, похоже, создавать новые проблемы гендерныхролей.
1.2 Влияние установки наролеве ожидания
Установкачасто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагироватьна определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок являетсято, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены изособенностей внешнего поведения, прежде всего вербального, в частности изответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний(шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенногосоциального объекта или стимула, например, отношение к религии, войне, местуработы и т.д. Шкала установок (в отличие от опроса мнений) позволяет измерятьустановку как одномерную переменную, определять специальную процедуру еепостроения и предполагает единый, суммарный показатель.
На базе потребностно-мотивационнойсферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего.Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективныхотношениях. Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или инымсобытиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет оценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др.,всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность,оценка событий, лиц, участвующих в них. Ломов считает «субъективные отношения»родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностныйсмысл», «аттитюд». В ряде случаев он называет эти отношениясубъективно-личностными отношениями. Система этих отношении составляетсложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать какмногомерное субъективное «пространство», каждое измерение которогосоответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, отношениям,социальным ролям, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).
Субъективность отношений означаетпринадлежность их общественному субъекту. Они выступают как способ включенияличности в объективно развивающиеся общественные отношения.
Субъективные отношения являютсяинтегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «костяка»субъективного мира личности .
Субъективные отношения личностиформируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям. Отношения ковсем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективныхотношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение.Выступая, как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и ихрегулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальнойпсихологии личности.
Основателем отечественной теорииустановки является Д. Н. Узнадзе. Для разработки социальной психологии личностибольшое значение имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодействиес действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные актыего психической деятельности. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекаютиз наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определеннаяситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, котороехарактеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенныедействия. Это состояние и есть установка. Узнадзе характеризует установку какмодификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особоесостояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это — личностный фактор,конкретная определенность личности в каждый данный момент. Были выделены формывзаимосвязи человека с действительностью:
· формысвязи живого организма с предметами внешнего мира;
· формыдистанционной взаимосвязи индивида и предмета;
· формасознательного отношения человека к действительности.
Бесспорный интерес для социальнойпсихологии представляет введение в арсенал научного исследования категорииповедения. Разные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе формамиповедения: экстерогенным и интерогенным. К экстерогенным формам поведенияотносятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным-эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество(Узнадзе, 1966). Одно из важных положений теории установки заключается в том,что существуют разные формы психической активности. Главные из них — установкаи объективация. Объективация понимается как задержка или прекращение реализацииимеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Актобъективации включает в себя идентификацию того, что переживается сейчас, стем, что переживалось только что перед этим, сознание их тождества,закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательноеотношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективацииявляются: душевный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведениямешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способностиобъективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другогочеловека. Намечается переход от психологии личности к социальной психологииличности.
Этот переход успешно осуществлен Ш.А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристикупсихической активности человека введением третьего уровня. На первом уровнефизическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается сжизненными потребностями; формируется установка практического поведения.Заключительный этап этой связи — практическое поведение.
На втором уровне осуществляетсяобъективация социально целесообразного поведения. Возникает потребностьпознания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений,проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатомповедения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическаядеятельность.
На третьем уровне ситуациюхарактеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферупотребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессымотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятиярешения на основе этих психологических образований приводит к формированию установкисоциального поведения. Заключительным звеном реализации психической активностина этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляетсяво всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синтетическимвыражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являютсяпотребности «Я» или личностные потребности человека как социального существа. Вих состав включаются мотивационно ориентированные психические образования — ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценностьсоциального поведения. Центральное место в социально-психологической концепцииНадирашвили занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющаясоциальное поведение и представляющая собой его психологическую основу,является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другимифакторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается натретьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личностивозможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений».
1.3 Гендерные роли в семьеи поло-ролевые ожидания от брачной жизни
Моногамная семья существуетболеетрех тысячелетий, прежде всего потому, что вступление в брак, рождение,содержание и воспитание детей отвечают личным потребностям большинства людей,позволяют реализовать потребность впродолжении рода, в родительстве, в любви и пр. Благополучнаясемейная жизнь обеспечивает человеку психолого-физиологический комфорт,предоставляет своеобразную психологическую защиту от стрессов внешнего мира.Внастоящее время личность получила относительную самостоятельность от семьи,изменился характер восприятия семейных отношений. Крометого, семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по рядупричин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; разрушаетсятрадиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения,характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение квоспитанию.
В последние десятилетия современная семья вбольшинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным литературы можновыделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падениерождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и,следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями,широкое распространение внебрачных рождений. В нашей стране остро стоятсоциальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшениефизического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличениечисла одиноких мужчин и женщин.
Наблюдаемый в настоящее время кризис в традиционноминституте семьи связан с изменением содержания брачно-семейных отношений. Это,в свою очередь, является во многом следствием недостаточной подготовки юношей идевушек к семейной жизни в новых условиях, а также ростом числа разводов среди“молодых” семей Немаловажное значение в этих отношениях имеет согласованностьпредставлений партнеров о поло-ролевой дифференциации в семье. Неопределенностьнорм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевыеотношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологическихпроблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способаролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонамролевого поведения в семье. Сложности во взаимоотношениях молодых супруговобусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа ижены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированныхформ ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организациизачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей испособностей каждого члена этой общности. В прошлом преобладали традиционныеобразцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главысемьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницыдомашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. Сейчас в результате массовогововлечения женщин в производственную деятельность, роста их образования,широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерноодинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятиисемейных отношений. В то же время в обществе функционируют представления осемейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующиереальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны страдиционной семьей, с другой – бытует мнение о прямом равенстве мужчины иженщины в выполнении большинства семейных функций.
Во всем мире, включая постсоветское общество, семья— главная жизненная ценность и для мужчин и для женщин. Процессы глобализациимира и социальной трансформации на постсоветском пространстве не обошлистороной и семью. С одной стороны, семья по-прежнему — это важнейший институт вобществе, в котором мужчины и женщины выполняют социальные роли, предписываемыеим культурой. С другой стороны, выполняемые мужчинами и женщинами семейныефункции, не остаются неизменными. Дж. Плек определяет гендерную роль как социальныенормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам иженщинам надо чувствовать и делать. Для женщины традиционная гендерная рольвключает в себя роль хранительницы очага, жены, матери, домохозяйки. Женщинепредписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на неевозлагается ответственность за взаимоотношения в семье. Традиционная гендернаяроль для мужчины включает в себя профессиональные роли — это роль участникаобщественной жизни, отличного специалиста своего дела, кормильца семьи. Бытуетмнение, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения —женщины — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая половина —мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующейне «тела», а подлинно человеческих качеств, проявляющихся вполитической, хозяйственной, военной, научной деятельности». Таким образом,женщина должна реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина вмакросреде (работа, политика, наука).
Так, женщина, проявившая свои способности, желающаяреализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционнымивзглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту ссобственными представлениями о себе как о личности. Часто женщины сталкиваютсяс завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебномпродвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но ина мужчину следование традиционным гендерным ролям также оказывает негативноевлияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормыуспешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости,антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормамнедостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям:ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху ит.п.
Социально-психологическая совместимость предполагаетсогласование функционально-ролевых ожиданий и действий, т.е. взаимоотношениелюдей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешномувыполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров,способностей, но обязательна их гармония
Природой и обществом каждый мужчина подготавливаетсяк тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью. Отношения междумужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества.Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат – свою, однако и в том, ив другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другимпронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существуют семьи, гдеосуществляется два уровня руководства – материнское и отцовское, все вопросырешаются супругами сообща.
Неопределенностьнорм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевыеотношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологическихпроблем.
Классификация основных ролей в семье (Алешина А.Е.).
1. Ответственныйза материальное обеспечение семьи.
2. Хозяин– хозяйка.
3. Рольответственного по уходу за младенцем.
4. Рольвоспитателя.
5. Рольсексуального партнера.
6. Рольорганизатора развлечений.
7. Организаторсемейной субкультуры.
8. Рольответственного за поддержание родственных связей.
9. Роль«психотерапевта».
Традиционная семья – это семья, где за супругами всоответствии с их полом закреплены определенные роли – жена выполняет ролиматери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение исексуальные отношения.
В современной семье фактически роли распределяютсямежду мужем и женой преимущественно поровну.
Необходимо отметить, что в первые месяцы ролеваяструктура семьи может колебаться, приближаясь к традиционной или «современной».После рождения ребенка в «традиционной» семье на психологический климат в нейвлияет соответствие поло-ролевым стереотипам и психологическая взаимозависимостьсупругов. А в «современной» — выполнение мужем традиционной роли.

РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Осуществляемое личностью социальное поведениехарактеризуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим ипрактическим поведением. Оно осуществляется только в социальных условиях,соответствует интересам других людей, общественным требованиям и представляетсобой результат активности человека как социального существа. У мужчины иженщины разное восприятие, логика и интуиция, нервная система,наблюдательность, взаимоотношения с окружающими, интересы, оценки, физическиепараметры, организация мышления, активность, энергетика работы ипредпринимательства и многого другого, в чем они различаются. Немаловажнымфактором является также умение супругов учитывать гендерные особенности другдруга. Гендер – в психологии – социально-биологическая характеристика, спомощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендернаяроль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Неопределенность норм, регулирующих в настоящеевремя брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современнойсемьей ряд социально-психологических проблем. В многочисленных исследованияхпсихологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущейсемейной жизни формируются вродительскойсемьестихийно– иликак стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому и т.д.
В последнее время социологи отмечают влияние напроцесс социализации подростков и старшеклассников изменений в самихсоциокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненныеценности, так и средства их достижения.
В современных условиях на формирование представлениймолодого поколения о семье и бракевлияетряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовойинформации, литература и фольклор, образовательная система.Определенноевлияние оказывают и новые ценностные ориентации, которые распространилисьвконцеХХ века: равноправие между полами, экономическая и психологическаясамостоятельность женщины, сексуализация культуры, изменения в структуре«брачного рынка» и брачного выбора и пр.
Н.И.Шевандрин выделяет следующие факторы,способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодогопоколения:
— аморальное поведение родителей(алкоголизм, девиантное поведение);
— неполный состав семьи;
— недостаточный уровень знаний инавыков родителей по воспитанию детей;
— негативность отношений междуродителями;
— конфликтность отношений в семье;
— вмешательство со стороныродственников в дела семьи, воспитание детей.

Раздел 2. АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка. Техника иметоды исследования
Спервабыло проведено пилотажное исследование, представлявшее собойнеформализированный устный опрос, в результате которого методом сбора данныхбыло выбрано анкетирование и разработана анкета (Приложение 1), поскольку, дляисследования брачно-ролевых установок необходимо субъективное мнение.
Техникасбора данных. В исследовании принимали участие 30 юношей и 21 девушка, общееколичество выборки составило 51 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.Анкетирование проводилось в аудитории, с учащимися третьего курса. Испытуемымбыла зачитана короткая инструкция, о правилах заполнения анкеты, во время сборабланков был проведен контроль качества заполнения анкет.
Структураанкеты. Анкета состоит из двух разделов: первая часть это сведения о возрасте,половом признаке и форме обучения (курсант, студент). Вторая часть представляетсобой перечень из 13-ти преимущественно закрытых вопросов: первые 5 вопросованкеты являются вводными, позволяют выявить общую тенденцию предпочтенийиспытуемых об условиях формирования семьи, по ответам на остальные вопросыможно судить о том, к какой модели брака, традиционной или современнойотносится система брачно-ролевых притязаний респондента. Часть вопросовпредполагает только один вариант ответа, часть вопросов допускает выборреспондентом нескольких вариантов ответа. Вопрос о том, допускает ли испытуемыйконтроль в семье супругами друг друга, требует ранжирования вариантов ответа.

2.2 Обработка эмпирическихданных
Данные,полученные в результате анкетирования были занесены в таблицу 2.1., подсчитаноколичество ответов и их процентное значение по каждому варианту отдельно длякаждой выборки.
Таблица2.1.
Суммированныеданные 
ЮНО
ШИ %
ДЕВУ
ШКИ %
ЮНО
ШИ %
ДЕВУ
ШКИ % 0001 4 13,33 0,00 0033 5 16,67 5 23,81 0002 7 23,33 7 33,33 0034 16 53,33 5 23,81 0003 13 43,33 12 57,14 0035 0,00 0,00 0004 4 13,33 2 9,52 0036 0,00 0,00 0005 2 6,67 0,00 0037 14 46,67 16 76,19 0006 11 36,67 7 33,33 0038 6 20,00 0,00 0007 12 40,00 14 66,67 0039 4 13,33 2 9,52 0008 7 23,33 1 4,76 0040 20 66,67 19 90,48 0009 7 23,33 4 19,05 0041 3 10,00 0,00 0010 2 6,67 3 14,29 0042 10 33,33 1 4,76 0011 0,00 0,00 0043 4 13,33 2 9,52 0012 29 96,67 19 90,48 0044 12 40,00 15 71,43 0013 17 56,67 10 47,62 0045 2 6,67 3 14,29 0014 10 33,33 5 23,81 0046 22 73,33 14 66,67 0015 0,00 6 28,57 0047 2 6,67 0,00 0016 0,00 2 9,52 0048 6 20,00 0,00 0017 17 56,67 11 52,38 0049 0,00 0,00 0018 9 30,00 7 33,33 0050 0,00 0,00 0019 4 13,33 1 4,76 0051 1 3,33 0,00 0020 0,00 0,00 0052 2 6,67 0,00 0021 0,00 0,00 0053 27 90,00 21 100,00 0022 11 36,67 9 42,86 0054 126 4,34 98 4,67 0023 2 6,67 0,00 0055 114 3,93 98 4,67 0024 12 40,00 10 47,62 0056 55 1,90 26 1,24 0025 2 6,67 3 14,29 0057 121 4,17 88 4,19 0026 21 70,00 9 42,86 0058 4 13,33 0,00 0027 12 40,00 10 47,62 0059 2 6,67 1 4,76 0028 1 3,33 1 4,76 0060 26 86,67 21 100,00 0029 10 33,33 0,00 0061 5 16,67 1 4,76 0030 0,00 0,00 0062 0,00 0,00 0031 12 40,00 16 76,19 0063 9 30,00 3 14,29 0032 3 10,00 0,00
Накаждый вопрос анкеты, в котором предполагалось подтверждение гипотезы, былисоставлены таблицы — таблицы сопряженности двух и более номинативных признаков,измеренных на двух группах – девушках и юношах. Столбцы такой таблицысоответствуют вариантам ответов на вопрос, а строки — группе испытуемых. Дляпроверки существования статистической значимости зависимости предпочтений традиционноймоделей брака юношами и современной девушками применялся критерий χ²– Пирсона:
χ²=∑(f-f)²/f, df =(k-1)*(l-1)
Спомощью этой формулы теоретические частоты рассчитываются отдельно для каждойячейки таблицы. Таким образом, число слагаемых в формуле равно количеству ячеектаблицы сопряженности и равно:
P=k*l
k-числострок
l-числостолбцов
f=f*f /N
f-сумма частот во всех ячейках i-строки;
f-суммачастот во всех ячейках j- столбца;
N-суммачастот всей таблицы сопряженности.
Полученныеэмпирические данные, заносим в таблицу сопряженности (Приложение 2) Далее,применяя критерий χ² –Пирсона,мы рассчитываем по этой формуле данные для каждой ячейки, и заносим их всоответствующее местоположение. Такая таблица (Приложение 3) называетсятаблицей сопряженности теоретических частот.
2.3 Интерпретацияполученных данных
Строимгистограмму, на которой отмечены процентные показатели по каждому вариантуответа на каждый вопрос анкеты и сверяем их с данными в таблице распределениясупружеских ролей в моделях традиционного и современного брака.
Таблица2.1.
Распределениесупружеских ролей в моделях традиционного и современного брака Брак традиционный Брак современный хозяйство Женщина занимается домом, мужчина зарабатывает, делает карьеру. Домашнюю работу не делят на мужскую и женскую, каждый старается чем-то помочь. Карьеру делают оба или на семейном совете решают, кто в данный момент возьмет на себя большую часть семейных нагрузок. Воспитание детей Женщина занимается воспитанием с помощью ласки и увещеваний. Мужчина при необходимости вмешивается, в особых случаях прибегая к телесным наказаниям. Ребенок должен следовать родительскому выбору. Телесные наказания недопустимы, в воспитании участвуют оба. Учитываются интересы и способности ребенка Финансы Добытчик – муж, жена распоряжается деньгами, которые он ей дает. Зарабатывают (и подрабатывают), по возможности оба. Каждый вносит в бюджет столько, сколько сможет. Распоряжаются совместно. Лидерство Глава семьи – муж. У каждого есть своя сфера, где он – лидер. Основные решения принимаются совместно. Досуг Супруги проводят свободное время вместе. Иногда муж может развлекаться вне дома, жена в это время должна заниматься семьей. Муж и жена могут развлекаться каждый по своему усмотрению – и вместе и порознь. интересы Супругов в основном занимают домашние заботы. Помимо семейных проблем обсуждаются увлечения, вопросы карьеры, политики и др. Семейная атмосфера Теплоту и нежность вносит в семейные отношения жена, муж может позволить себе быть грубым. Супруги ожидают друг от друга равного вклада в плане создания «погоды в доме», грубость в отношениях недопустима. нравы Жестко контролируется в основном поведение женщины, мужу прощаются разные «вольности». Каждый должен отвечать за свои поступки.
Нарис. 2.1.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№1)видно, что нет большой разницы между ответами у девушек и юношей, а существуеттенденция предпочтения нейтрального отношение к ранним бракам/0003/ юноши –43.33%, девушки – 57,14%.
Рис.2.1.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№1
/>
Навопрос, какие условия для заключения брака, вы считаете необходимыми,большинство респондентов ответили — взаимная любовь/0012/ (юноши – 96.67%,девушки – 90.48%), подходящее материальное положение будущего супруга// выбрала1/3 испытуемых и уважение/0007/ юноши – 40%, девушки – 66,67% – рис.2.2.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №2).
Рис.2.2.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №2
/>
Обнаруженастатистически зависимая значимость(0.01

Рис.2.3.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №3
/>
Нарис.2.4.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №4)видно, что возраст от 20 до 25 лет/0017/ считается наиболее подходящим с точкизрения обоих полов – более 50%.
Рис.2.4.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №4
/>
Идевушки и юноши считают, что наличие жилья и стабильный доход — являютсянеобходимым минимумом материального благополучия для того чтоб завести ребенка(Рис. 2.5. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №5)
Рис.2.5.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №5
/>
33%юношей считают, что именно мужу должны принадлежать лидерство и ответственностьза принятие решений в семье/0029/, из девушек этот вариант не выбрала ни одна,вариант ответа о принятии решений в семье совместно/0031/ выбрали 76% девушек и40% юношей. Таким образом можно утверждать, что существует статистическизначимая зависимость предпочтения модели брака от пола(0.01

Рис.2.6.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №6
/>
Нарис.2.7.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№7) показано,для юношей более предпочтительной является такая ситуация, когда основнымдобытчиком денег является муж/0034/ – 53%, в свою очередь девушки считают, чтов семье оба супруга несут ответственность за семейный бюджет в равнойстепени/0037/ – 76%. Таким образом, подтверждается статистически значимаязависимость предпочтения модели брака от пола, так как р

Рис.2.7.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№7
/>
20%юношей считают, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж/0038/, 13% — жена/0039/ и 67% — оба супруга/0040/, девушки в большинстве случаев отдаютпредпочтение обоюдному распоряжению семейным бюджетом/0040/ – 90%, Такимобразом, подтверждается статистически значимая зависимость предпочтения моделибрака от пола, так как р

Рис.2.8.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№8
/>
Нарис. 2.9.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№9) видно,что мнения юношей разделились: 33% — считают, что больше времени посвящатьведению хозяйства должна жена/0042/, 40% — супругам следует помогать другдругу/0044/, этого мнения придерживается 71% девушек. Обнаружена статистически значимаязависимость предпочтения модели брака от пола (0.01

Рис.2.9.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№9
/>
73%юношей и 67% девушек отдали предпочтение совместному проведению отпускасупругами/0046/, 20% юношей считают, что отпуск супруги могут проводить каквместе, так и отдельно/0048/ — рис. 2.10.(Процентные показатели ответов юношейи девушек на вопрос анкеты№10). Обнаружена статистически значимая зависимостьпредпочтения модели брака от пола: 0.001

Рис.2.10.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№10
/>
Нарис.2.11.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№11)отображена следующая тенденция: 100% девушек и 90% юношей считают, что созданиепозитивной атмосферы в семье задача обоих супругов/0053/. В данном случае, присопоставлении ответов респондентов и данных Таблицы 2.1. наблюдается склонностьобоих групп к современной модели брака — супруги ожидают другот друга равного вклада в плане создания «погоды в доме».

Рис.2.11.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№11
/>
Рис.2.12.(а, б)(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№12)
«12.Допустим ли в семье контроль мужем и женой друг друга? (оцените каждоевысказывание оценкой от 1 до 5, 1 – наибольшее предпочтение, 5 – то, что васболее всего не устраивает)
054 – поведение мужа четко контролируется женой
055– поведение жены четко контролируется мужем
056 – муж и жена находятся в курсе дел друг друга
057– каждый предоставлен сам себе»
отражаетотношение респондентов к контролю в семье супругами друг друга таким образом:муж и жена находятся в курсе дел друг друга/0056/ – наибольшее предпочтение,средняя оценка в группе девушек – 1,24, в группе юношей – 1.9, остальные вариантыответов получили оценки в обеих группах 0т 4 до 4,7. Склонность обеих групп каспекту современной модели брака

Рис.2.12а.
Оценкагруппой девушек вариантов ответов на вопрос анкеты№12
/>
Рис.2.12. б.
Оценкагруппой юношей вариантов ответов на вопрос анкеты№12
/>
Нарис.2.13.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13) отображенаследующая тенденция: 87% юношей и 100% девушек убеждены, что заниматьсявоспитанием детей следует обоим родителям, старшему поколению/0061/ иобразовательным учереждениям/0063/ отводится небольшая роль – 5-30%.

Рис.2.13.
Процентныепоказатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13
/>

ВЫВОДЫ
В современных условиях на формирование представлениймолодого поколения о семье и браке влияет ряд факторов: родительский дом,ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и фольклор,образовательная система. Определенное влияние оказывают и новые ценностныеориентации, которые распространились в конце ХХ века: равноправие между полами,экономическая и психологическая самостоятельность женщины, сексуализациякультуры, изменения в структуре «брачного рынка» и брачного выбора и пр.
Неопределенностьнорм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевыеотношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологическихпроблем. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, чтопредставления юношей и девушек о будущей семейной жизни формируются вродительской семье стихийно – или как стремление к повторению, или как желаниесделать все по-другому и т.д.
Опираясьна полученные в ходе исследования данные, можно прийти к следующим заключениям:
— гипотеза подтверждена: существует зависимость брачно-ролевых ожиданий от пола,а именно то, что для девушек предпочтительнее модель современного брака, а дляюношей – традиционного, это можно объяснить влиянием социализации образования всистеме силовых структур на ролевые представления юношей в отношении брачнойжизни, и экономическая и психологическая самостоятельностьдевушек;
— у юношей и девушек брачно-ролевые ожидания во многих аспектах различаются, вдальнейшем, при формировании собственной семьи на этой почве могут возникнутьразногласия, что в свою очередь может стать причиной семейных конфликтов.

ТаблицавыводовЮноши,% отношение к ранним бракам Девушки,% 13,33 категорически против 0,00 23,33 Негативное 33,33 43,33 положительное 57,14 13,33 нейтральное 9,52 6,67 толко за 0,00 необходимые условия для заключения брака 36,67 подходящее материальное положение будущего(ей) супруга(ги) 33,33 40,00 уважение 66,67 23,33 симпатия 4,76 23,33 физическое влечение 19,05 6,67 соответствие вашему образу идеального супруга 14,29 96,67 взаимная любовь 90,48 обстоятельства совместного проживания 17 для начала лучше гражданский брак 47,62 10 предпочитаю законный брак 23,81 мой выбор – регистрация и венчание 28,57 возраст вы считаете наиболее приемлемым для того, чтоб завести ребенка 0,00 – до 20 9.52 56,67 от 20 до 25 52.38 30,00 от 25 до 30 33.33 минимум материального благополучия, как необходимое условие, чтоб завести ребенка 36,67 наличие жилья 42,86 6,67 наличие прописки 0,00 40,00 наличие собственного жилья 47,62 6,67 наличие машины 14,29 70,00 стабильный доход 42,86 40,00 высокий стабильный доход 47,62 Кому, по-вашему, должны принадлежать лидерство и ответственность за принятие решений в семье 33,33 мужу 0,00 0,00 жене 0,00 40,00 основные решения принимаются совместно 76,19 10,00 обоим, все вопросы до мелочей решаются совместно 0,00 16,67 у каждого есть своя сфера, где он лидер 23,81 Кто должен быть, на ваш взгляд, основным добытчиком денег в семье 53,33 муж 23,81 0,00 жена 0,00 0,00 каждый работает на себя 0,00 46,67 работают оба в одну копилку 76,19 А кто распоряжаться семейным бюджетом? 20,00 муж 0,00 13,33 жена 9,52 66,67  оба 90,48 Кто больше времени, по вашему мнению, должен посвящать ведению хозяйства 10,00 муж 0,00 33,33 жена 4,76 13,33 каждый, в свободное от работы время 9,52 40,00 каждый старается помочь другому 71,43 6,67 у каждого свой круг обязанностей 14,29 Отпуск супруги должны 73,33 проводить вместе 66,67 6,67 отдыхать друг от друга 0,00 20,00 проводить и вместе, и отдельно 0,00 0,00 когда отдыхает муж, жена остается дома 0,00 0,00 когда отдыхает жена, муж остается дома 0,00 Вы считаете, что создание позитивной атмосферы в семье задача 3,33 мужа 0,00 6,67  жены 0,00 90,00 обоих 100,00 . Вы считаете, что воспитанием детей должны заниматься 13.33 жена 0,00 6,67 муж 4,76 86,67 оба 100 16,67 детский сад, школа. 4,76 30,0 старшее поколение (бабушки и дедушки) 14,29

ЛИТЕРАТУРА
1. АгеевВ.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.:Питер,1990. – 270с.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальныхстереотипов // Вопросы психологии, 1986, № 1 – 115с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1999. –323с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П.,Лукман Т. – М.: Просвещение, 1997. – 345с.
5. БодалевА.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А.Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и общество: (ученые запискиНИИКСИ). – Л.: изд-во Л. ун-т. – вып. 9. – 1971.
6. Кон И.С. Социологическая психология: избранныепсихологические труды. – М.: Воронеж, 1999. — 460с.
7. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; подобщ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. — 180с.
8. МайерсД. Социальная психология.СПб.: Питер, 1996. – 394с.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс,1992. – 268с.
10. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определенияпонятий. – М.: Инфро, 1998. – 493с.
11. Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. – М.:Наука, 1993. – 540с.
12. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностныеотношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред.Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987. – 356с.
13. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки.- М.: Наука, 1966. – 437с.
14. ШевандринН.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.- 259с.15. Шибутани Т.Социальная психология. – М.: Просвещение, 1969. – 403с.
16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в ЗападнойЕвропе. – М.: Наука, 1985. – 297с.

Приложение 1
АНКЕТА
Ваш возраст______________________________
Ваш пол _________________________________
Форма обучения__________________________
1.Ваше отношение к ранним бракам:
001– категорически против
002– негативное
003– нейтральное
004– положительное
005– толко за.
2.На ваш взгляд, необходимым условием для заключения брака является (возможенвыбор нескольких утверждений):
006- подходящее материальное положение будущего(ей) супруга(ги)
007– уважение
008– симпатия
009– физическое влечение
010– соответствие вашему образу идеального супруга
011– любовь одного из супругов
012– взаимная любовь.
3.Что вы думаете об обстоятельствах совместного проживания
013– для начала лучше гражданский брак
014– предпочитаю законный брак
015– мой выбор – регистрация и венчание
4.Какой возраст вы считаете наиболее приемлемым для того, чтоб завести ребенка
016– до 20
017– от 20 до 25
018– от 25 до 30
019– от 30 до 35
020– от 35 до 40
021– после 40.
5.Наличие, какого минимума материального благополучия является для васнеобходимым условием, чтоб завести ребенка (возможен выбор несколькихутверждений):
022– наличие жилья
023– наличие прописки
024– наличие собственного жилья
025– наличие машины
026– стабильный доход
027– высокий стабильный доход
028- ________________________________________________________
6.Кому, по-вашему, должны принадлежать лидерство и ответственность за принятиерешений в семье
029– мужу
030– жене
031– основные решения принимаются совместно
032 – обоим, все вопросы до мелочей решаютсясовместно
033– у каждого есть своя сфера, где он лидер
7.Кто должен быть, на ваш взгляд, основным добытчиком денег в семье
034– муж
035– жена
036– каждый работает на себя
037– работают оба в одну копилку
8.А кто распоряжаться семейным бюджетом?
038– муж
039– жена
040– оба
9.Кто больше времени, по вашему мнению, должен посвящать ведению хозяйства
041– муж
042– жена
043– каждый, в свободное от работы время
044– каждый старается помочь другому
045– у каждого свой круг обязанностей.
10.Отпуск, по-вашему, супруги должны
046– проводить вместе
047– отдыхать друг от друга
048– проводить и вместе, и отдельно
049– когда отдыхает муж, жена остается дома
050– когда отдыхает жена, муж остается дома
11.Вы считаете, что создание позитивной атмосферы в семье задача
051– мужа
052– жены
053– обоих
12.Допустим ли в семье контроль мужем и женой друг друга? (оцените каждоевысказывание оценкой от 1 до 5, 1 – наибольшее предпочтение, 5 – то, что васболее всего не устраивает)
054 – поведение мужа четко контролируется женой
055– поведение жены четко контролируется мужем
056 – муж и жена находятся в курсе дел друг друга
057– каждый предоставлен сам себе
13.Вы считаете, что воспитанием детей должны заниматься(возможен выбор несколькихутверждений):
058– жена
059– муж
060– оба
061- старшее поколение (бабушки и дедушки)
062– няня
063- детский сад, школа.

Приложение 2
Таблица сопряженности эмпирических частот  эмперические   варианты ответов       частоты   0013 0014 0015 всего пол м,1 17 10 27   ж,2 10 5 6 21 всего   27 15 6 48   эмперические   варианты ответов           частоты   0029 0030 0031 000032 0033 всего пол м,1 10 12 3 5 30   ж,2 16 5 21 всего   10 28 3 10 51   эмперические   варианты ответов         частоты   0034 0035 0036 000037 всего пол м,1 16 14 30   ж,2 5 16 21 всего   21 30 51   эмперические   варианты ответов           частоты   0041 0042 0043 000044 0045 всего пол м,1 3 10 4 12 2 30   ж,2 1 2 15 3 21 всего   3 11 6 27 5 51   эмперические   варианты ответов       частоты   0046 0047 0048 всего пол м,1 22 2 6 30   ж,2 6 14 21 всего   28 2 20 51   эмперические варианты ответов     частоты 51 52 53 всего пол Курсанты 1 2 27 30   Студенты 21 21 всего   6 6 39 51    

Приложение 3
Таблица сопряженности теоретических частот                    эмперические   варианты ответов       0.01<р<0.05 частоты   0013 0014 0015 всего   пол м,1 15,19 8,44 3,38 27     ж,2 11,81 6,56 2,63 21   всего   27 15 6 48       эмперические   варианты ответов           0.01<р<0.05 частоты   0029 0030 0031 000032 0033 всего   пол м,1 5,88 0,00 16,47 1,76 5,88 30     ж,2 4,12 0,00 11,53 1,24 4,12 21   всего   10 28 3 10 51       эмперические   варианты ответов         р<0.001   частоты   0034 0035 0036 000037 всего   пол м,1 12,35 0,00 0,00 17,65 30     ж,2 8,65 0,00 0,00 12,35 21   всего   21 30 51           эмперические   варианты ответов           0.01<р<0.05 частоты   0041 0042 0043 000044 0045 всего   пол м,1 1,76 6,47 3,53 15,88 2,94 30     ж,2 1,24 4,53 2,47 11,12 2,06 21   всего   3 11 6 27 5 51       эмперические   варианты ответов       0.001<р<0.01 частоты   0046 0047 0048 всего   пол м,1 16,47 1,18 11,76 30     ж,2 11,53 0,82 8,24 21   всего         51       теоретические варианты ответов     0.001<р<0.01 частоты 0051 0052 0053 всего   пол Курсанты 3.53 3.53 22.94 30     Студенты 2.47 2.47 16.06 21   всего   6 6 39 51


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.