Реферат по предмету "Психология"


Гельштаттерапия

Контрольная работа
По дисциплине «Психотерапия»

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
 
Основателем ГТ являетсяФредерик Перлз, который начал заниматься ГТ около 1942 года. Благодаря сотрудничествунью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и ПолГудмен, в 1951 году были заложены теоретические основы метода на базегештальтпсихологии, психоаналитических (З. Фрейд, Ференци, О. Ранк, В. Райх),феноменологических и экзистенциальных исследований. В 1951 году появляетсяподписанный тремя авторами Перлзом, Хефферлином и Гудменом фундаментальный трудпо новой терапии под названием «Гештальттерапия, возбуждение и ростчеловеческой личности». Этот основополагающий труд по ГТ явилсярезультатом размышления исследовательской группы, разнообразной по своемусоставу и путям, пройденным ее членами.
Гештальттерапия выдвигаетна первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывносвязанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То,что происходит «здесь и теперь», является полноценно протекающимопытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт такжесодержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенныеситуации, предвидения и намерения.
То, что происходит внастоящий момент — это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой.Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа,которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности ижелания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующиеситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Этодает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями иясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способностьсовершать выбор.
Активация тела углубляетпроисходящий опыт и делает его более динамичным. Это также позволяет создатьболее благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, длястановления целостности личности.
ГТ — это анализ процессасуществования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующийсозданию гибких, адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческуюответственность.
Цель ГТ – подвести клиента к принятиюответственности за свои поступки и принимаемые решения, научить следовать этимрешениям и осознавать бесконечные выборы, которые составляют сущность бытия.
Перлз говорил: «Человекне воспринимает отдельные, несвязанные между собой элементы, а организует их впроцессе восприятия в значимое целое. Например, человек, который входит вкомнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятнацвета, и даже не лица и тела по отдельности; он воспринимает комнату инаходящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов,выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляютфон. Выбор определенного элемента среди других определяется многими факторами,совокупность которых может быть объединена общим термином интерес. Пока длитсяопределенный интерес, все целое представляется осмысленно организованным. Лишьесли интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным икомната распадается на множество несвязанных объектов.
Рассмотрим, как этотпринцип может действовать в простой ситуации. Предположим, что комната, окоторой идет речь – гостиная во время вечеринки. Большая часть гостей ужепришла, остальные постепенно собираются. Входит хронический алкоголик, жаждущийвыпивки. Для него другие гости, а также стулья, диван, картины на стенах – всеэто несущественно, это фон. Он направляется к бару; из всех объектов в комнатеименно бар является для него фигурой.
Входит другая гостья; она– художница, и хозяйка квартиры недавно купила ее картину. Ее прежде всегоинтересует, где и как висит эта картина; ее она выбирает среди всех прочихобъектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать людив комнате, она направляется к своей картине как стремящийся домой голубь.
А вот молодой человек,который пришел на вечеринку, чтобы встретиться со своей нынешней подружкой. Оноглядывает собравшихся, разыскивая ее, и когда находит, она становится для негофигурой, а все остальное – фоном.
Для гостя, которыйпереходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке ссигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты. Когда онучаствует в разговоре в определенном кружке гостей, этот кружок и этот разговорявляется для него фигурой. Когда он, постояв, ощущает усталость и хочет сесть,фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интересаменяется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя.Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у тогоюноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.
Но вот приходит новыйгость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у негоздесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остаетсянеорганизованной и бессмысленной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечетего внимание и интерес.
Психологическая школа,основывающаяся на подобных наблюдениях, называется«гештальтпсихологией». «Гештальт» – немецкое слово, длякоторого трудно найти точный английский эквивалент. Гештальт – это рисунок,конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, котораясоздает целостность. Основная предпосылка гештальтпсихологии состоит в том, чточеловеческая природа организована в виде таких целостных образований, и толькотаким образом может быть воспринята и понята». Гештальт обозначает фигуру,которую субъект создает при своем контакте с окружающей его средой.
Важные понятия ГТ – фигураи фон, поле «организм — окружающая среда», саморегуляция, контакт играница контакта, творческое приспособление, доминантность, осознание,построение — разрушение гештальтов, self.
Исследования в областивосприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место всознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план.Построение и завершение гештальтов является естественным ритмомжизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмическойсаморегуляции. Невротическое функционирование возникает, когда между нашимивнешней и внутренней зонами сознавания вклинивается средняязона фантазии.
Последовательностьпостроения — разрушения гештальтов (которая иногда носит название «циклконтакта», т.к. описывает, каким образом организм контактирует сокружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам. Эти фазы вдействительности не отделены друг от друга: предконтакт, контактирование,финальный контакт, постконтакт.
Существуют нарушенияконтактной границы, в понимании Перлза соответствующие невротическим защитныммеханизмам: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, изоляция и дефлексия.
СЛИЯНИЕ. Индивид вообще не ощущает границымежду собой и средой, полагает, что он и среда – одно, он находится в слиянии сней. Части и целое оказываются неразличимыми. У матери большое слияние сгрудным младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, границамежду «Я» и «не-Я» не очень различима. Патологическоеслияние имеет также серьезные социальные последствия. В слиянии человек требуетсходства и отказывается терпеть какие бы то ни было различия. Мы часто видимэто у родителей, которые считают детей продолжением себя. Такие родителиотказываются признавать, что дети не могут не отличаться от них хотя бы вкаких-то отношениях. И если дети не поддерживают слияния и не отождествляются стребованиями родителей, их ожидает отвержение и отъединение: «Я не будулюбить такого отвратительного ребенка!».
ИНТРОЕКЦИЯ. Это склонность неразборчивопоглощать и присваивать любые нормы, мнения, взгляды, ценности без критическогоих осмысления, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускаетвозможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержаниемчуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньшеу него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое онсам. Во-вторых, интроекция способствует распаду личности. Интроецировавнесовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски припопытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто.
ПРОЕКЦИЯ. Противоположностью интроекцииявляется проекция. Если интроекция – это тенденция принять на себяответственность за то, что в действительности является частью среды, топроекция – это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит изсамого человека. Примером крайнего случая проекция может служить паранойя,клинически характеризуемая наличием у пациента хорошо организованной системыбреда. Параноик, как правило, оказывается в высшей степени агрессивнойличностью; неспособный принять на себя ответственность за собственные иллюзии,желания и чувства, параноик приписывает их объектам или людям в своей среде.Его убежденность, что его преследуют, фактически является утверждением о том,что он хотел бы преследовать других. В терапевтическом процессе первую очередьмы имеем дело с проекцией аффектов, эмоций, или в более широком смысле опыта, итрудность заключается в необходимости для пациента восстановить этот аффект илиэту эмоцию, которую он пытается не осознавать, приписывая ее кому-то другому.
РЕТРОФЛЕКСИЯ буквально означает«оборачивание в противоположную сторону», Ретрофлектор умеетпроводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко – толькопроводит он ее точно посередине себя самого.
Интроектор поступает так,как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их поотношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому чтоделает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.
При ретрофлектированномповедении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревалсяобращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергиювовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы егопотребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делаетобъектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он этоделает, он разделяет свою личность на две части: действующую и испытывающуювоздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.
Цель терапии должна состоять в том, чтобыобеспечить пациента возможностью разрешить свои теперешние проблемы а также те,которые возникнут у него завтра или через год. Такую возможность может дать емуспособность опираться на себя (self-support), которую пациент обретает,применяя – прямо сейчас, в настоящем – к самому себе и своим проблемам всесредства, имеющиеся в его распоряжении.
Если пациент начнет вкаждый момент действительно сознавать себя самого и свои действия на всехуровнях – на уровнях фантазий, слов и действий, – он может увидеть, какимобразом он сам создает свои трудности и каковы его трудности в настоящем; итогда он сможет обеспечить себе возможность в настоящем же – здесь и сейчас –разрешить их. Каждая трудность, которую он разрешает, облегчает разрешениеследующей, потому что каждый раз, когда пациент справляется с какой-либотрудностью, он усиливает свою способность опираться на себя.
Если терапия успешна,пациент обязательно позаботится о том, что осталось от его прошлыхнеразрешенных проблем, потому что эти остатки прошлого причиняют емубеспокойство в настоящем. Они неизбежно под тем или иным покровом проявятся вовремя терапевтической сессии: в виде диссоциаций, нервных привычек, фантазий ипр. Но эти остатки прошлого являются также текущими проблемами, которые мешаютпациенту участвовать в настоящем.
Формы, в которые терапияможет облекаться, могут меняться с каждым новым пациентом, также как они могутменяться в зависимости от чувствительности и личного опыта каждого терапевта: снекоторыми пациентами связь будет, главным образом, словесная, с другимивозможно обращение к выразительным формам и невербальному общению, такому какрисунок, движение, лепка, звук и т.д. Техники не являются самоцелью, а лишьобозначают различные подходы и пути экспериментирования.
ГТ — терапия действия.Любое действие возможно лишь тогда, когда накопится достаточная энергия кдействию. ГТ фрустрирует клиента до степени его готовности к новым действиямили же до степени выведения накопленного эмоционального напряжения вовне, т.е.разрядки. ГТ неэффективна у лиц с явно сниженной критикой, с выраженнымиизменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфностимышления, с наличием активной психопатологической продукцией, с выраженнойинтеллектуальной недостаточностью.
Цель ГТ — интеграция частей личности,находящихся в рассогласованности между собой.
Основной принципработы Г-терапевта –здесь и теперь; он задает вопросы что и как, но не почему. Перлз считалосновными вопросами для успешной работы «Что вы делаете?», что вы чувствуете?Что вы хотите? Чего вы избегаете? И Чего вы ждете?
Основные приемы ГТ:
1. Расширениесознания
2. Интеграцияпротивоположностей
3. усиление вниманияк чувствам
4. работа с мечтами,фантазиями, снами
5. принятиеответственности на себя
6. работа ссопротивлениями. Подробно эти приемы описаны в «Групп. Псих. Т» Рудестама.
Терапевтическоеэкспериментирование является сердцевиной метода и определяет своеобразие работыгештальтиста. Экспериментирование должно быть связано с ситуациями каждогоклиента и основываться на наблюдениях терапевта. Эксперименты могут бытьнаправлены на фокусирование сознания, когда пациенту предлагается осознать своедыхание, движение, мимику, часть тела. Исследование может пройти черезусиление, акцентирование употребленных слов, жестов и т.п. экспериментированиеисследует разные типы границ собственного «Я» и контакта, пределы проявлениясебя, границы самовыражения, фантазии, катастрофические ожидания, незавершенныеситуации.
Групповая ГТ имеет рядотличительных особенностей от других видов групповой терапии. Цельюгештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждомучастнике. Стиль ведения группы может быть разным, но всегда предполагаетдирективность со стороны терапевта. Он фокусирует внимание членов группы на«здесь и теперь», на невербальных проявлениях.
Каждый сеанс ГТ включаетследующие этапы:
1. работа с «потокомосознавания» пациентом того, что происходит с ним здесь и теперь, сфеноменологическим проявлением, актуальным в настоящей ситуации
2. расширение средыосознавания себя (связь феномена с эмоциями, ощущениями, мыслями, действиями)
3. разблокировкаосознавания неосознанной в данной ситуации потребности (или осознаваниезаблокированной потребности)
4. осознавание того,каким образом пациент себя блокирует
5. работа смеханизмами блокирования приводит к разблокированию потребности, к завершениюнезавершенной ситуации и освобождению связанной энергии
6. пациент готовпереживать новый опыт.
В работе с пациентами приневротических расстройствах применяются различные Г-техники, классифицированныеК. Наранхо:
1. Супрессивные техники(изменяющие)
1. осознание инедопущение повествовательности, интерпретации пациентом своих переживаний
2. осознавание инедопущение долженствования и оценивания
3. осознание ипрерывание манипуляций
2. Экспрессивные техники(проявляющие)
1. инициациядействия
2. обеспечениенеструктурной ситуации: предписание об усилении прямой экспрессии (вербальной,невербальной, неструктурной вокализации) или предписание об усилении обратнойэкспрессии (действия, избегаемого пациентом, которое часто противоположноактуально демонстрируемому)
3. Завершенностьэкспрессии
1. простоеповторение действия
2. преувеличение иразвитие действия
3. выявление(вербализация невербальной экспрессии, перевод фигуры из одной модальностивосприятия в другую)
4. идентификация иисполнение роли
4. Прямота экспрессии
1. стимулированиепрямоты и конкретности в вербальном выражении пациентом своих чувств и желаний
2. оборачиваниеретрофлексии
5. Техника интеграции
1. ассимиляцияпроекции
2. внутриличностноестолкновение
Посколькупсиходраматический метод и Г-подход имеют много общих точек, то многие техникипсиходрамы обогащают ГТ. Можно использовать следующие техники: пустой стул,техники замены ролей, диалог, монолог, зеркало, дублирование, круг давления,стена или ограда, все спиной, повернись к нему спиной, высокий стул, судилище,имплозивная психодрама.
ГТ помогает осознать своивозможности и сопоставить их с условиями среды для полноценного осуществленияопыта взаимодействия со средой.
 
ГОРЯЧИЙ СТУЛ
«Горячий стул» — этоместо для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано вниманиегруппы, высказывания и действия других участников и т.п. Доброволец садится на«горячий стул» и спрашивает группу: «Что Вам во мне нравится, а что — нет?» Всеучастники по очереди отвечают на этот вопрос. Следует сказать об особенностяхдинамики классической гештальт-группы. Поскольку она не фокусируетсянепосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребностивыражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификациюучастников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группойобратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигается нетолько благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессомидентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежуткахмежду индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следуетсчитать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет своипроблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляетсяв предъявлении более интимных проблем, выражении более широкого спектра чувстви с большей интенсивностью их проявления. Преодоление неадекватных способоврегуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. Нанаш взгляд, терапевтическая роль участников классической гештальт-группызаключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и в предоставленииему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи. Т.о. взадачи ведущего входит работа с защитными механизмами, препятствующимитерапевтическому процессу и мобилизация терапевтического потенциала группы. Нанаш взгляд ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы:Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общий эмоциональный фон вгруппе? Каковы доминирующие групповые потребности? Какие действия можнопредпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений?
Упражнения, в которых наодного участника работает остальная группа, применяются на тренинговых занятияхдовольно часто, но злоупотреблять ими не стоит. Тренинг все же групповой метод,а это означает требование к ведущему создать такие условия, при которых всеучастники имеют возможность получить от совместной работы максимальную пользу.Впрочем, некоторые гештальттерапевты и по сей день считают, что, когда один изклиентов сидит на «горячем стуле» и именно к нему приковано вниманиеведущего, остальные участники группы также испытывают психотерапевтическоевоздействие за счет механизма сопереживания. Ведь к сожалению временные границытренинговых занятий часто не позволяют пропустить через какое-то индивидуальноеупражнение абсолютно всех членов группы.
Как бы там ни было, метод«горячего стула», изобретенный то ли гештальтистами, то липсиходраматистами (приоритет до сих пор оспаривается), является достаточнораспространенным и популярным в тренинговой работе. Одним из вариантовприменения этого метода можно считать упражнение «Стул откровений».Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то изучастников права получить прямую (то есть не завуалированную метафорами иаллегорическими образами) обратную связь от других участников, а во-вторых, вналожении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным приответах на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот приемпровоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и на рискоткрытия себя для других.
Ведущий долженпочувствовать момент, когда группа «созреет» для принятия этогоупражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобыведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать появление покрайней мере двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой моментнаступил, то ведущий может сказать примерно следующее:
— Из нашего обсуждениямне показалось, что N. хотел бы получить от нашей группы предельно откровеннуюобратную связь, хотел бы получить честную информацию о том, как к нему тутотносятся, как его воспринимают. Это так?
Если ведущий правильнопонял стремление этого N… то естественно услышит утвердительный ответ.
Очень хорошо. Надеюсь,что группа предоставит ему такую возможность. Готов ли ты, N., принять от своихтоварищей не только комплименты и дифирамбы, но, может быть, и не вполнеприятные для тебя суждения? Да? Ну что же. Тогда предлагаю прежде тебе самомусделать шаг навстречу группе и заслужить откровенность с ее стороны своейсобственной откровенностью. Согласен ли ты на это условие?
Получив подтверждение ещераз, ведущий ставит внутрь круга стул и продолжает:
— Это «стулоткровений». Садясь на него, участник берет на себя очень серьезную иответственную задачу: быть предельно честным, искренним и открытым. Взамен онсможет получить точно такой же ответ от группы. Как он будет решать эту задачу?Любой участник группы имеет право задать ему любой вопрос о его чувствах,мыслях, желаниях, стремлениях, о его отношении к людям, в том числе и кконкретным людям из нашей группы. Человек, сидящий на «стулеоткровений», обязан не увиливать, не уклоняться от ответа, а отвечать какесть. Если группа даст мне такое право, то я буду иметь возможность вмешаться иотклонить какой-то вопрос, если сочту это необходимым. Обещаю не злоупотреблятьэтим правом.
Такая оговоркапредставляется вынужденной мерой, чтобы все-таки обезопасить участника на«стуле откровений» от вопросов, способных нанести ему глубокиедушевные травмы. Разговор должен проходить с учетом принципа «здесь итеперь»; не всякий «скелет в шкафу», вытащенный наружу изпрошлого человека, сможет сыграть в этой ситуации полезную роль. Впрочем,обычно к этому моменту группа находится на такой стадии развития, котораяобеспечивает сочетание открытости с чувством взаимного принятия и такта, иведущему не приходится прибегать к мерам пресечения.
Вопросы могут быть самымиразными: от достаточно поверхностных, ориентированных на получение новых знанийоб увлечениях человека («как ты относишься к группе „АгатаКристи“?» или «любишь ходить в лес?») до самых деликатных,касающихся интимных переживаний («есть ли у тебя сексуальныйпартнер?», «к кому из лиц противоположного пола в группе тыиспытываешь чувства, которые можно назвать любовью?» или даже такой«скажи, как ты ко мне относишься?»). Такая«пресс-конференция» продолжается около десяти минут (слишкомзатягивать, на наш взгляд, не стоит), после чего ведущий предлагает изменить позициии теперь предоставить участнику на «стуле откровений» право задаватьвопросы остальным членам группы.
При выполнении этогоупражнения не следует забывать об основной особенности конструктивной обратнойсвязи – ее безоценочности. Формулировки не должны носить характера прямыхобвинений, восхвалений или сравнений. Участники говорят о своих чувствах,переживаниях, мыслях по какому-то поводу или по отношению к поведению кого-тоиз присутствующих, но не используют слов и выражений, содержащих прямую оценкуличности.
Завершающее обсуждениечасто сопровождается высказываниями благодарности друг другу и признаниями втом, что люди открыли для себя в себе нечто совершенно новое, то, о чем никогдане думали и даже не подозревали, осознали отношение к себе окружающих. Поройжелающих посидеть на «стуле откровения» оказывается больше, чем могутпозволить временные интервалы занятия. В одной из групп, состоящей из молодыхспециалистов крупного промышленного предприятия, на тренинге, проходившем впансионате, желание получить именно такую обратную связь оказалось так велико,что группа вновь собралась после отбоя и, пощадив утомленных ведущих,продолжала это упражнение самостоятельно до четырех часов утра – до тех пор,пока на «стуле откровений» не побывали все участники. На утреннейсессии мы, ведущие, узнали, что и во время нашего сна тренинговый процессактивно развивался.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Ф. Перлз«Гештальт-подход», «ГТ дословно», «Семинары по снам», «Внутри и вне помойноговедра», Перлз, Гудман, Хефферлин «Практикум по ГТ».
2. Карвасарский Б.Д.«Психотерапия».
3. Наранхо К.«Гештальт-Т. Отношение и практика атеоретического эмпиризма».
4. Робин Ж.М. «ГТ»
5. Полстер И.,Полстер М. «Интегрированная ГТ: контуры теории и практики».
6. Фридрик С.С. «ГТпри невротических расстройствах».
7. К. Рудестам«Групповая психотерапия».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.