Содержание.
Введение … 3
Глава 1.
Психологические предпосылки формирования деловых качеств,способствующих карьере мужчины и женщины… 5
Глава 2.
Общая характеристика делового имиджа (габитарный имидж)… 10
§ 2.1. Имидж делового мужчины… 13
§ 2.2. Имидж деловой женщины… 21
Глава 3.
Специфика делового имиджа мужчины и женщины… 29
Заключение… 32
Список использованной литературы… 33
Приложение: Цветотипы… 34
Введение
«Длялюдей мало быть честными,
Надобноказаться таким.»
А.А.Бестужев-Марлинский.
Имидж – этосамопрезентация, технология самоподачи. Внешняя сторона образа человека, черезкоторую просвечивают наиболее существенные внутренние характеристики личности.
Формирование имиджа –целенаправленный, управляемый процесс. Зарубежные исследователи считают, что92% производимого впечатления зависит от того, как человек «звучит и …,конечно, как выглядит. Как человек выглядит, каков его габитарный имидж оченьважно. Так как, своим внешним видом мы даем окружающим большое количество информациио себе:
– о поле и возрасте;
– о профессии;
– о национальности;
– о социальном положении, статусе;
– о личностных особенностях и т.д.
С помощью правильно сформированного габитарного имиджа(внешности: одежды, прически, аксессуаров), мы можем позиционировать определенные,нужные нам, качества личности.
Стилевое решение – этобазис, на котором строится габитарный имидж.
Нас интересует деловойстиль, так называемый бизнес – стиль. Если придерживаться этого стиля, то можнопозиционировать такие качества, как строгость, простота, опрятность,практичность, уверенность в себе, надежность. Это стиль деловых людей, какмужчин, так и женщин, людей, которые хотят сделать карьеру, продвинуться послужбе.
Актуальность культурыделового стиля для мужчины и женщины несомненна. Деловой мир, мир бизнеса имеетсвои правила относительно внешнего облика человека, которые необходимо знатьвсякому, кто выбрал карьеру.
Цель нашей работы:описать габитарный имидж делового мужчины и деловой женщины и сравнить их.
Задачи работы:
1. Выявить психологические предпосылкиформирования деловых качеств, способствующих карьере мужчины и женщины.
2. Дать общую характеристику деловомуимиджу (габитарный имидж).
2.1. Имидж деловогомужчины.
2.2. Имидж деловойженщины.
3. Сравнить имидж делового мужчины симиджем деловой женщины, выделить существенные отличия и сходные черты.
Глава 1.
Психологическиепредпосылки формирования деловых качеств, способствующих карьере мужчины иженщины.
Мужчинаи женщина: две
большие(?) разницы?
Мужчина и женщина… На сколько отличаются они друг отдруга, кто из них талантливей, способней и так далее – это те немногие вопросы,которые интересуют многих.
С чем связано очевидноепреобладание мужчин в сфере науки, технике, в деловом мире и политике? С темли, что женщины в силу своих психофизиологическихособенностей, менее талантливы, или причина лежит в культурных традициях иценностях?
Несмотря на тот факт, чтомужчины чаще чем женщины становятся лидерами, делают карьеру, обширноеисследование, проведенное Игли и ее коллегами (Eagly et al., 1991), показало,что женщины, могут быть столь же эффективными руководителями, как и мужчины.
Взрослые мужчина иженщина по средним показателям интеллектуального развития ничем не отличаются.Разница только в том, что разброс способностей у женщины равномерен, тогда каксреди мужчин больше высокоодаренных, как и больше умственно отсталых.
Джон Стенли, обобщиврезультаты большого числа тестов способностей и тестов достижений, пришел квыводу, что «в среднем различия между полами невелики…». Они (различия)сводятся к тому, что мужчины превосходят женщин в зрительно пространственноммышлении (левое полушарие головного мозга) и математических способностях, а уженщин более развит вербальный интеллект (правое полушарие головного мозга).
Можно сказать, чтомужчинам присущ рационализм, а женщинам – интуиция и коммуникабельность.
Итак, вследствие вышесказанного, способности мужчин и женщин особо не отличаются друг от друга.Поэтому можно предположить, что половые различия детерминируются в большейстепени факторами социокультурными, чем психофизиологическими.
Способность добиватьсявысоких результатов в науке, политике, деловом мире скорее связано не с полом,как таковым, а с половой ролью, которую выполняет человек, гендерной ролью (маскулизм-феминизм),то есть, с теми личностными особенностями человека, которые обусловлены егополоролевой ориентацией.
В повседневной жизни мысталкиваемся с различиями между полами, как следствием стереотипизациимужественности и женственности.
Традиционно считается,что женские черты – это мягкость, слабость, зависимость, пассивность,эмоциональность, обостренная интуитивность, ориентированность на других, экспрессивностьи т.д.
Мужчина же (впротивоположность женщине) должен обладать независимостью, силой,агрессивностью, рационализмом, активностью, ориентированностью на индивидуальныедостижения и т.д.
Если в женщине должнобыть консервативное начало, то в мужчине – дух авантюризма. Существующие вобществе полоролевые стереотипы оказывают очень большое влияние на процесссоциализации детей, во многом определяя его направленность.
С детства ребенокусваивает необходимость совмещать женскую роль с профессиональной. В то жевремя мужская и профессиональная роли представлены как тождественные. В итогеженская роль выглядит более тяжелой, с двойной нагрузкой.
Ситуация, когдапровозглашается ориентация на то, что независимо от пола всем необходимополучить образование и работать, но при этом все же подчеркивается преимуществомужчин, приводит к тому, что в современном обществе стимулируется развитие уженщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию,сверхактивности.
Таким образом,полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальнымрезультатам: мальчиков толкают на внесоциальную активность, а девочек,напротив, на гиперактивность. В тоже время жить им приходится в обществе, вомногом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты (стереотипы).
Сегодня в идеологияхсторонников феминизма, прогресса возросла уверенность в отсутствии каких-либоразличий между полами и возможностях продвижения по служебной лестнице.Множество авторов замечают, что в разных странах культура смещается к женскомуполюсу: качества, которые традиционно считались женскими или мужскими, все чащерассматриваются как общий норматив (например, это проявляется в такой, казалосьбы, традиционно «мужской» стране как США)
По данным Мэттью и Родиначисло женщин, занятых в той или иной профессиональной сфере, на производстве ит.п. возросло с 33% в 1950 году до 56% в 1987 году. Сейчас женщины все чащезаводят собственное дело, продвигаются оп карьерной лестнице и становятсявысококлассными специалистами.
Но значительная их частьработает на низкооплачиваемых работах. Женщины медленнее продвигаются по службе,чем мужчины.
Среди управляющего звенатысячи крупнейших корпораций США женщин насчитывается только 3%.
В нашей стране так жеподавляющее большинство представителей управляющего аппарата мужчины и это притом, что 54% работников нашей страны – женщины.
Стремление женщиныреализовать свои способности переплетается с чувством вины перед семьей и«сверх усилием», чтобы семья не страдала от ее карьеры. Многие женщинывынуждены работать на низкооллачиваемых работах только потому, что онисовмещают работу с семейными обязанностями.
Попадая в мир бизнеса,деловой мир женщина сталкивается с такой проблемой, как необходимостьотказаться от таких качеств, как эмоциональность, внимание к межличностнымотношениям, чувствительность. Мужчинам проще, в том смысле, что современныйделовой мир построен на маскулинных ценностях: соревновательности, агрессии,решительности, ориентации на дело, а не на человека.
* * *
Итак, ввиду вышесказанного можно заключить:
1. Психофизиологические различия половне являются основной предпосылкой формирование деловых качеств у мужчины иженщины. Да, есть различия в преобладании того или иного полушария головногомозга (функциональная асимметрия у мужчин выражена больше, чем у женщин). Номужчина и женщина в равной степени способны продвинуться по карьерной лестнице.Разница состоит только в некоторых способностях: мужчине делать карьеру«помогает» рациональное начало и ориентированность на достижения, женщине –интуиция и коммуникабельность, гибкость в отношениях с другими.
2. Различия в карьерных достиженияхмужчины и женщины скорее детерминируются социокультурными факторами.
Во-первых, тем, чтосовременное общество все-таки ориентированно на мужчину (патриархат). Мужская ипрофессиональная роли тождественны. Предпочтение при устройстве на работуотдается мужчине, только потому, что он мужчина (предпочтение как к полу).
Во-вторых, женщина должнасовмещать семью и работу, при этом все же уклон делается в сторону женщины какматери, хранительнице домашнего очага (стереотип). Желание сделать карьерупереплетается с чувством вины перед семьей, и это приводит к тому, что женщинамедленнее продвигается по службе, чем мужчина.
Желание женщины, еезаинтересованность в работе ничуть не уступает мужскому, но внешниеобстоятельства зачастую ограничивают карьеру женщины.
3. Полоролевые стереотипы и общество,бизнес-мир, отдающие предпочтение маскулинности (качеством) приводят к тому,что:
1) современный мужчина самоутверждаетсяза счет карьеры, так как, с детства другие мужские проявления нигде неописываются.
2) современная женщина отдаетпредпочтение либо семье, либо пытается совместить карьеру и дом (двойнаянагрузка), либо выбирает карьеру; при последнем варианте женщине приходитсяразвивать, формировать такие качества, как решительность, агрессивность, активность,чувство соревновательности, считающиеся исконно мужскими, плюс она должнаобладать и феминностью: коммуникабельность, разумность и т.п.
Глава 2.
Общаяхарактеристика делового (габитарного имиджа).
– Когда говорят: «Одежда делает людей,
то имеют ввиду:
– Какова одежда, такова и личность.
Люшер. Сигналы личности.
Имидж (от английского«image» — образ, изображение) – это некое мнение, представление, выражающееоценку кого-либо, как правило, формируемое целенаправленно. Но самое первоезначение имиджа (образа) – это, конечно же, внешний вид, облик человека.
Имидж есть у любого – этовпечатление о нас или наш внешний и внутренний облик, соответственно, впонимании других.
Существует множествочастных имиджей (общественный, средовой, вербальный…), но одним из основныхможно назвать габитарный имидж (от латинского «habitus» — внешность) – этовнешний облик человека – его телосложение, одежда, прическа, аксессуары.
Внешность, одежда человека– это источник мнения о нем, фактор формирования впечатления.
Создания индивидуальногоимиджа с помощью одежды – это сложный творческий процесс. Все зависит от того,что мы хотим позиционировать одеждой, какое мы должны произвести впечатление, ина сколько одежда вписывается в определенную социальную группу и ситуацию.
В построении габитарногоимиджа специалисты занимают позиции: первые считают, что решающее значениеимеет подбор цвета, соответствующий природным краскам, вторые – главноезначение имеет стилистика.
Несомненно, цвет являетсяцентральным компонентом в построении габитарного имиджа, в визуальномвосприятии образа человека. Большое значение имеет гармоничность зрительноговосприятия, которое достигается при подборе тех цветов, которые идеальносочетаются, соответствуют природным краскам.
Главное – это стиль. Стильне должен вступать в противоречие с возрастом и профессией. Очень важно создатьцелостный образ (начиная с прически и заканчивая обувью). Своим внешним видом,стилистическим решением мы даем окружающим огромное количество информации осебе: возраст, пол, социальная роль, статус человека, его внутренние качества.
Деловой стиль илибизнес-стиль – это смесь элегантности классического и удобства спортивногостиля. Он подходит для политиков, юристов, финансистов, государственныхработников, менеджеров, секретарей и так далее.
Внешняя привлекательностьделового человека существенно влияет на впечатление, возникающее от зрительноговосприятия. Общеизвестно, что во время деловых встреч, если, например,представитель фирмы одет небрежно, то подсознательно партнеры оценивают его,как человека, с которым не стоит вести дела. А почему? Потому что своим внешнимвидом он не позиционирует о своих деловых качествах: надежности и собранности.
Специфика делового мирапредставляет весьма серьезные требования к внешнему облику. Правильноподобранный деловой костюм подчеркивает профессионализм и деловые качества:организованность, собранность, опрятность, надежность… — все это характеристик,направленные на карьеру.
Таким образом, внешняяпривлекательность имеет первостепенное значение для обретения положительногоделового имиджа.
Выражение «по одежкевстречают…» здесь как никогда подойдет. Внешний облик делового человека, егоодежда – это первый шаг на пути к успеху, на пути продвижения по карьернойлестнице, так как костюм служит своеобразным свидетельством о степени и надежности.
Аккуратный, со вкусомодетый, подтянутый – таков внешний облик делового человека, будь то мужчина илиженщина.
Принципами деловой одеждыявляются:
1) универсальность (это стиль дляработы, он должен быть удобен и функционален);
2) опрятность и аккуратность (мятаяюбка, небрежно завязанный галстук рождают ощущение суетливости, поспешности,нетребовательности к себе или безразличие к окружающим).
Деловой мир достаточно консервативен по отношению к моде.Но мода здесь не является чем-то обязательным для всех. Всегда должнаприсутствовать индивидуальность (особенно у женщин) и хороший вкус.
Теперь мы остановимся наотличительных особенностях делового стиля.
Этот стиль близок кклассическому, но все же отличается от него большей объемностью костюма, неслишком облегающим силуэтом.
От спортивного деловомустилю досталась форма (более свободная, детали застежки, молния, отделка) отклассического – строгость.
Этот стиль одеждапозиционирует такие качества, как деловитость, авторитетность,организованность, ухоженность и надежность.
Деловой стиль оченьинформативен. Мужчинам, одетым по деловому приписывают надежность, силу,уверенность в себе. Женщина – критичность, серьезность, уверенность,независимость, организованность и трудолюбивость.
Деловой стильпредполагает для мужчин классический костюм, для женщин – костюмы: жакет сбрюками или юбкой, реже жакет и платье. Вся одежда должна быть из тканейхорошего качества, без эффекта «блеска»: твид, шерсть с добавлением синтетики,плотная фланель и т.д.
Что касается цветовойпалитры, то считается, что самая деловая – это синяя (кроме ярких оттенков),ахроматическая (серый, черный, белый) и натуральная гамма, цвета экологии(оттенки песочного, коричневого, зеленого). Яркие цвета значительно понижаютрейтинг деловых качеств.
Расцветкипредпочтительнее однотонные, допустимы неброские полосы, неконтрастная клеткасреднего размера. Исключены абстрактные и растительные рисунки, изображениялюдей и животных.
Обувь должна быть вклассическом стиле (не нужно напоминать, что она должна быть всегда чистой иухоженной) без броских элементов.
Аксессуары в деловомстиле не должны быть авангардными и броскими. Начиная с сумки и заканчиваячасами все должно быть в классическом стиле (принцип простоты и элегантности).
Таким образом, можносказать, что деловой стиль – это стиль для тех, кого интересует карьера, ктохочет произвести впечатление человека надежного, уверенного в себе,организованного и умного, человека, с которым можно вести дела и на которогоможно положиться.
§ 2.1. Имидж деловогомужчины.
Для российских мужчинпонятие «имидж», несомненно, является новым. О том свидетельствуют результатыопроса на улицах семи крупных городов: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток,Сочи, Красноярск, Екатеринбург и Мурманск. Мужчинам задавалось два вопроса:«Что такое имидж?» и «Какой у вас имидж?». В пятидесяти случаях из семидесятивозможных сильный пол отвечал что-то совершенно невразумительное об имидже,десять человек вообще не знали, о чем идет речь, и только пять человек смоглисказать, что имидж что-то стильное, косвенным образом связанное с модой.Возрастные рамки опрашиваемых колебались от 20 до 50 лет, кроме того, приличныйвнешний вид был одним из критериев отбора претендентов. [15., ст.9.]
А между тем габитарныйимидж – это первый шаг к успешной карьере. От одежды зависит первое впечатлениео человеке. Ведь «организованный гардероб» свидетельствует об организованностиего хозяина и степени его надежности. Особенно это актуально для деловыхмужчин.
Кого же можно считатьделовым мужчиной? Если отталкиваться от словообразования, то, во-первых,деловой мужчина – это тот, у кого есть свое дело (так называемый, бизнесмен),которое приносит относительно приличный доход. Также деловым мужчиной можносчитать тех, кто не имеет собственного дела, но имеет высокооплачиваемую работув какой-либо организации, фирме:
– менеджеры;
– начальники, директора;
– банковские служащие;
– юристы и т.п.
Сюда же входят руководители политических организаций,политики, государственные служащие…
Итак, деловой мужчина –это мужчина в самом расцвете сил, полный энергии и жизнерадостности, удачлив,предприимчив, обладающий достойной репутацией надежного человека. Основным дляположительного имиджа делового мужчины является его внешний вид (прическа,одежда, аксессуары). Так как, внешний вид – визитная карточка, презентациявашей работоспособности, аккуратности и надежности. Доказательством вышесказанного служит то, что многие карьеры рушились из-за неправильно подобранногокостюма и нелепого внешнего облика людей, пусть даже обладающих талантами всфере профессиональной деятельности.
Мы убедились, что внешнийвид делового мужчины является не менее важным, чем внешний вид деловой женщины.Теперь можно перейти к тому, как должен выглядеть деловой мужчина, независимоот того, занимает ли он высокий пост или только начинает карьеру. Деловой стиль– вот то, что необходимо для удачного продвижения по службе. А этот стильпредполагает – классический мужской костюм.
Деловой костюм.
Классический костюм позиционирует солидность,элегантность и серьезность. Деловой костюм строится на прямых вертикальныхлиниях. Он достаточно консервативен, главная черта – это строгость, покройдолжен быть как можно более приближен к силуэту фигуры. Выбор фасона(однобортный или двухбортный и т.п.) зависит от вкуса и того, на сколько онподходит к вашей фигуре. Правильно подобранный костюм может скрыть недостаткифигуры и подчеркнуть ее достоинства.
Главный принцип – костюмдолжен подходить по размеру и должен быть хорошо «подогнан» по фигуре. Если вынебольшого роста, то лучше подойдет однобортный пиджак, в котором вы будетевыглядеть выше. Пиджак с подбитыми плечами помогает скрыть излишне узкие плечи.Широкие брюки делают фигуру приземистой и могут скрыть худые ноги.
Костюм должен бытьнеброского, неяркого цвета и обязательно подходить к цветотипу. Рисунокдопускается, но он не должен быть ярких, контрастных оттенков. Выбор рисункадля делового костюма достаточно ограничен – это мелкая клетка, узкая вертикальнаяполоска. Ткани традиционные для мужского костюма, но обязательно качественные ине слишком мнущиеся.
Высоким, стройным идетодежда из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотрительности в выборематериала. В этом случае более приемлемы гладкие ткани неярких тонов и срисунком в узкую полоску, расположенную вертикально.
В рабочее время принятоносить не слишком светлые костюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем взимнее.
Рубашка.
В ансамбле мужскогокостюма велика роль рубашки (сорочки). Очень важно, чтобы она гармонировала скостюмом. Рубашка не должна быть темнее пиджака, должна быть из ткани хорошегокачества, тонкой. Чаще рубашки однотонные, но допускается и мелкая, чутьзаметная полоска или клетка. Необходимо, чтобы цвет и рисунок рубашкисочетались с цветом и рисунком на ткани костюма. К однотонной сорочке идуткостюмы с рисунком, к сорочке в полоску или клеточку – однотонные, спокойныерасцветки.
Главное в выборе рубашки– это строгость и элегантность. Воротник должен быть не слишком маленьким, но ине слишком большим. Не допускаются рубашки с короткими рукавами. Манжеты должныбыть видны из-под рукавов пиджака примерно на 2 см.
Галстук.
Галстук – это основноеукрашение мужского костюма. В выборе галстука проявляется личность мужчины, еговкус.
Ширина и длина галстуказависит от моды и от комплекции мужчины. Крупным мужчинам не следует носитьузкие и короткие галстуки и, наоборот, некрупным одевать большие галстуки, этовыглядит некрасиво, если не сказать смешно.
Цвет этого неотъемлемогоаксессуара делового мужчины должен находиться в прямой зависимости от цветарубашки и всего костюма в целом. При выборе галстука следует помнить о двухправилах:
1) либо галстук выбирается одного цветас костюмом, но светлее или темнее его по тону, в результате чего цвет галстукаи костюма будут дополнять друг друга;
2) либо костюм и галстук должны бытьконтрастны, но этот контраст должен быть единственным в вашем туалете.
К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, ксорочке в полоску или клетку – однотонные, спокойной расцветки.
Если вы хотите надетьпестрый галстук к костюму из ткани с рисунком, то следует помнить, что рисуноккостюма и галстука не должны повторяться (например, ткань костюма в чутьзаметную темную полоску, тогда галстук в более светлую тонкую полоску на искосок).
Обувь, носки.
Казалось бы, такая мелочькак носки. Но и здесь в деловом стиле существуют свои правила. Предпочтительнытемные, тонкие и гладкие носки, которые должны быть длинными и хорошо держатьсяна ноге. Носки подбираются в тон к костюму.
Обувь – одна из важныхэлементов мужского костюма. Именно она придает законченность всему внешнемуоблику мужчины. К деловому стилю подойдут классические ботинки или туфли натонкой подошве со шнурками или на пряжке, однотонные, без броских элементов, изнатуральной кожи. Обувь должна сочетаться с цветом костюма (черные илитемно-коричневые).
Цветовая гамма.
Мы подошли к основнойпроблеме – подборке цветовой гаммы делового костюма. От того, на сколькоправильно подобраны тона всех элементов мужского костюма и на сколько онигармонируют с внешностью зависит многое. Если даже фасон костюма идеально идетвам и пиджак подчеркивает все достоинства вашей фигуры, галстук безупречнозавязан, а по цвету элементы костюма подобраны безвкусно, то все впечатлениепойдет на смарку. А произойдет это только потому, что нет гармонии цвета истилистического решения.
Главное правило в подборецвета: все составные части (компоненты) костюма делового мужчины должнысочетаться по цветовой гамме и рисунку.
Какие же цвета подойдут кделовому костюму? Несомненно это неяркие, приглушенные тона: темно-синий,темно-серый в тонкую полоску наиболее распространенный тип костюма. Кроме этихтрадиционных цветов подойдут черный, коричневый, песочный, голубой, серый ит.д. все зависит от вашей внешности, вашего цветотипа. (см. приложение 1)
Рубашка не должна бытьтемнее самой темной нити пиджака. В деловом мире используется традиционно белаяили светлая рубашка (голубая, бежевая, в полоску или клетку и т.п.). Галстуктщательно подбирается по цвету к рубашке и всему костюму в целом.Универсальными цветами для галстука считается малиновый и бордовый. Черныйгалстук одевается только в случае траура или если это положено с формой одежды.
Нежелательно, если вцветовой гамме вашего костюма более трех цветов. Существует несколькотрадиционных сочетаний. Если ваш костюм черный, то с ним сочетаются рубашки игалстуки, аксессуары почти всех расцветок (предпочтительно светлые тона).Сложнее с другими цветами. Если костюм коричневого цвета, остальные элементыдолжны быть бежевого, песочного, светло-желтого, серого цвета. Для синегокостюма подойдут белые, голубые, темно-серые, сиреневые сопутствующие элементыодежды и аксессуары, а для зеленого – коричневые, бежевые, светло-голубые. Ксерому костюму – детали черного, голубого, фиолетового и светло-зеленого цвета.
Обувь должна сочетаться сцветом костюма. Для темного костюма – ботинки черного цвета, для костюмовкоричневых тонов – ботинки такого же оттенка.
Модельерами разработаныосновные цветовые сочетания элементов мужского костюма. Пользуясь даннымитаблицы (см. табл.1), нужно помнить, что определяющие цветовые сочетания хорошиприменительно к современной внешности.
Табл. 1. Цветовые сочетания элементовмужской одежды. [4] Костюм Рубашка Галстук Ботинки Носки Серый Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости Любого цвета Черные В тон галстуку Темно-серый Белая, светло-розовая Красно-черный Черные Черные Темно-голубой Белая, слоновой кости Серо-красно-бордовый Черные, темно-коричневые Серые, бордовые Темно-синий Белая Бело-красно-голубой Черные Темно-голубые, темно-бордовые Темно-зеленый Слоновой кости Красно-зелено-коричневый Коричневые Коричневые Песочный Светло-голубая Темно-голубой Светло-коричневый Светло-голубые Светло-коричневый Белая, розовая, табачная Зеленый, бордовый, красно-черный Кофейные, красно-коричневые Бордовые Темно-коричневый Белая, бежевая, светло-розовая Зеленый, коричневый, красно-черный Коричневые Кофейные, бордовые Черный Белая Серебристо-серый, красно-коричневый Черные Дымчатые, черные, темно-фиолетовые
Аксессуары.
Начнем с сумки исопутствующих элементов. Для всех бумаг и документов подойдет аташе-кейс изхорошей кожи, однотонный, желательно темных или холодных оттенков. Ваташе-кейсе должен быть порядок, что укажет на вашу аккуратность. Деловомумужчине просто необходима записная книжка или ежедневник в хорошем переплете иприличная ручка, предпочтительно дорогая, чернильная ручка.
Особое внимание всовременное время уделяется застежке для галстука – она должна сочетаться поцвету с галстуком. Предпочтительней застежка нейтрального цвета, однотонная, натон светлее или темнее галстука.
Еще одна деталь костюмасовременного делового мужчины, связанная с цветом галстука, — платочек-паше,который вставляется в верхний карманчик пиджака. Этот платочек должен бытьодного цвета с галстуком или резко контрастировать с ним. Еще один аксессуар,подбирать который нужно как можно тщательнее, — ремень. Он должен быть изнатуральной кожи, пряжка должна быть средних размеров. Ремень подбирается в тонк костюму, но главное правило: цветовой оттенок ремня и обуви должен бытьмаксимально приближен или совпадать.
Очень важный аксессуардля делового мужчины – часы. Часы – это единственное украшение, которое можетсебе позволить деловой мужчина, поэтому они должны быть красивыми, элегантными,в классическом стиле. Другие украшения (различные цепи, перстни) неуместны.Самый лучший вариант – ограниченность такими украшениями, как обручальноекольцо, если вы желаете.
Прическа, лицо,руки.
У делового мужчины должнабыть хорошая короткая стрижка, которая подходит к типу лица, возрасту,состояние волос.
Недопустима в деловоммире и щетина, даже однодневная. Борода нежелательна, но если она есть, тонеобходимо ухаживать за ней ежедневно: подстригать, брить, мыть шампунем.
Что касается парфюмерии,то здесь существует одно правило: во всем должна быть мера «кто пахнет слишкомхорошо, тот пахнет дурно».
Многие считают, что заруками должна следить только женщина. Это не так. Неухоженные ногти и рукиохарактеризуют вас как неопрятного и неаккуратного мужчину. Поэтому потрудитесьследить за тем, чтобы руки были ухоженными.
Рекомендации.
Деловой классическийкостюм – это одежда для делового мужчины. Своим внешним видом он долженпозиционировать надежность, силу, уверенность в себе, аккуратность. Главное вподборе костюма – это:
1) костюм должен хорошо «сидеть» на васи подчеркивать достоинства фигуры, при этом скрывать ее недостатки;
2) основное правило: гармонияцветосочетания всех элементов костюма (начиная с галстука и заканчиваяносками). Цвет выбирается в соответствии с внешностью.
Все аксессуары должны гармонировать по стилю и цвету содеждой. Из украшений допускаются часы и обручальное кольцо. Деловой мужчинадолжен не менее тщательно, чем женщина, следить за своей прической, лицом и руками.Главное в культуре одежды делового мужчины гармоничность сочетания всехэлементов костюма стилистики и по цвету и чувство хорошего вкуса и меры.
§ 2.2. Имидж деловой женщины.
Кого можно считать деловой женщиной? Во-первых, этоженщины, ведущие свое дело (бизнес-леди). Во-вторых, это представительницыразличных фирм, агентств, банков, административного сектора. Также к категории«деловая женщина» следует отнести представительниц ряда общественных и политическихдвижений, занимающихся организацией этих структур. Наконец, представительницряда профессиональных групп можно отнести к деловым женщинам:
– директора и административныеработники государственных структур;
– руководители;
– секретари-референты и т.п.
Для всех указанных категорий деловых женщинпредъявляются высокие требования к их деловым качествам. Деловая женщина должнаолицетворять уверенность в себе, собранность, организованность, погруженность вдело. Это качества, направленные на карьеру, должны присутствовать не только всамой личности, но и должны позиционироваться внешним видом деловой женщины.
Для деловой женщины очень важно помнить о своейвнешности, о том как она одета. Так как, одежда – один из факторов престижа,способ доказать свою значительность в деловом мире.
Во всем мире деловой одеждой, предназначенной дляработы является костюм. Правильно подобранный костюм может создатьблагоприятное впечатление и подчеркнуть профессиональные качества деловойженщины.
Деловой стиль или бизнес-стиль – это смесьэлегантности классики и удобства спортивного стиля.
К особенностям стиля можно отнести силуэт. Он долженбыть прямым, полуприлегающим, трапециевидным. Силуэт строится на прямыхвертикальных линиях. Мягкий силуэт – не для делового костюма.
Женский деловой костюм предполагает определенныенеброские элементы романтики, авангарда.
Виды одежды.
К деловому костюму относятся жакет с юбкой илибрюками, платье в тон с жакетом, плюс блузки.
Жакет в деловом стиле отличается от классическогостепенью свободы и демократичностью в силуэте. Он упрощен в крое, не стесняетдвижений. Жакет сочетается и с длинной юбкой, свободным пуловером, водолазкойили блузой-рубашкой.
Желательны строгие закрытые блузки, допустимаблузка-топ без явного декольте. Юбки прямые и расширяющиеся к низу. Брюкиширокие с отворотами и складками у пояса или более прилегающие.
Исследования американского ученого Д.Т. Миллоупоказали, что использование делового платья с жакетом или юбки с жакетомподнимает доверие и авторитет. Невысокий рейтинг деловых качеств у костюма сбрюками. Брючный костюм по типу «мужского» признается допустимым, но меньшеподчеркивает авторитет.
Главное в выборе делового костюма – это то, что ондолжен подходить к типу вашей фигуры и подчеркивать ее достоинства. Правильноподобранный деловой костюм будет позиционировать вашу серьезность, уверенностьв себе, собранность.
Ткани.
Хороший вкус проявляется в умении подбирать для своейодежды ткани. Деловой стиль предполагает добротные ткани без эффекта «блеска»,плотные и натуральные: твид, шерсть, для блузок – шелк, сорочечные ткани.
Худым женщинам лучше всего подходит одежда из легко«торчащих» тканей или из тканей с ворсом. Полным, наоборот, следует избегатьбукле и тканей с ворсистой поверхностью. Им больше подойдут тяжелые «падающие»ткани.
Цветовая гамма.
Варианты цветовой гаммы зависят от вашей внешности,цветотипа (см. Приложение 2). Правильно подобранный цвет костюма подчеркнетваши природные краски, вашу индивидуальность. И, наоборот, неудачная цветоваягамма может испортить гармоничность вашего облика и впечатление, которое выхотели произвести.
Самая деловая палитра – синяя (кроме ярких цветов).Для любого цветотипа можно подобрать оттенок в синей палитре.
Также деловыми цветами считаются темно-серый,коричневый (особенно с оттенком ржавчины), черный (этикетные ситуации),сине-зеленый, оливковый, бежевый, светло-серый. Оптимальны цвета экологии:оттенки песочного, коричневого, зеленого цветов.
Повышают рейтинг деловых качеств следующиецветосочетания (По Фрилингу и Ауэру) [11., ст. 105]:
– темно-коричневый/ синий – усиливаетвосприятие бескомпромиссности;
– коричневый с оливковым или зеленым –усиливает восприятие практичности, приземленности;
– синий с серым или черным –подчеркивает официальность, нейтральность и холодность.
Чем ярче цвета, тем ниже рейтинг деловых качеств.Нежелательно использовать зеленый, желтый, бордовый, бирюзовый – для костюмов.
Для блузок подойдут постельные тона, исключаяярко-розовый, лиловый, фиолетовый. Для верхней одежды: плащей и пальто оптимальныбежевые, черные, темно-синие цвета; для шуб и дубленок – бежевый,серебристо-серый, возможна коричневая гамма.
Что касается расцветок, то предпочтительны однотонные,допустимы неяркие полоски в сине-серой, сине-коричневой палитре, клеткасреднего размера, неконтрастная, в сочетании синего, коричневого, серого.Исключены абстрактные (круги, ромбы) растительные рисунки (цвета), изображениялюдей и животных.
К тонким фигурам подходят ткани с крупным рисунком, сполосками, в клетку, также однотонные (светлые тона). Женщинам, имеющим полнуюфигуру, больше идут ткани с мелким рисунком и однотонные ткани темной палитры.
Во всем ансамбле одежды лучше иметь не более трехцветов, причем они подбираются так, чтобы подчеркнуть доминирующий цвет иликонтрастировать с ним.
Удачны такие сочетания:
– черный, серый и фиолетовый цвета;
– синий, серый и голубой;
– бежевый, коричневый и зеленый.
Еще легче подобрать два цвета, которые должны либоконтрастировать, либо подходить по тону.
Приведем пример некоторых удачных сочетаний дляделового имиджа:
1) темно-синий костюм с бежевой,бледно-бежево-розовой, светло-голубой блузой с темно-синими или сине-чернымидополнениями (аксессуары);
2) серый (с голубым оттенком) костюм сбелой, бледно-голубой блузой и темно-бордовыми дополнениями;
3) бежевый костюм с блузой цветаслоновой кости или темно-синей и дополнениями в тон с блузой;
4) черный костюм с белой, бежевой,голубой или бледно-сиреневой блузой и дополнениями в тон к костюму.
Обувь,чулки.
Деловая женщина должна носить чулки в любое время года,летом тоже. К деловой одежде подойдут чулки телесного, дымчато-серого и режечерного цветов.
Обувь предпочтительна в классическом стиле:туфли-лодочки на среднем каблуке (3-5 см высотой), из матовой кожи, безвычурных украшений. Предпочтение отдается черному, темно-синему, коричневому,серому и бежевому цветам. Недопустима обувь двухцветная, яркой окраски.
Прическа.
Прическа деловой женщины должна быть как быприглаженной, аккуратной. Контур прически должен содержать гладкие, неволнистые линии.
Волосы должны быть средней длины (не должны напоминатьприческу мальчика, но и не должны быть ниже плеч). Длинные волосы снижаютрейтинг деловых качеств. Если волосы длинные, то они обязательно подбираются вприческу, которая строится на строгих, прямых линиях. Недопустимы завитки,локоны, любые волнистые линии.
Выбор причесок зависит от:
1. фигуры;
2. типа лица;
3. формы головы и структуры волос(прямые или волнистые).
Макияж.
Макияж должен быть модным, но умеренным,подчеркивающим ваши достоинства и подходящим к вашему цветотипу. Также ондолжен гармонировать со всем костюмом. Исследования свидетельствуют, что сейчасне допускается отсутствие макияжа у деловой женщины так как, макияж – этосвоеобразная имитация своего здоровья, а следовательно демонстрация своейцелесообразности [7., ст. 101].Аккуратный, правильно наложенный макияж свидетельствует о том, что женщинаследит за собой и ей не безразлично мнение окружающих.
Маникюр для ногтей также обязателен. Предпочтителенлак в постельной гамме, сочетающийся с помадой и в целом с макияжем и одеждой.
Аксессуары.
Аксессуары – самая важная часть гардероба деловойженщины. Цветной платочек, брошь, фигурная заколка, оригинальный пояс,элегантная сумочка – эти и другие детали женского туалета придают ее обликуиндивидуальность, шарм, отличие от других женщин.
Начнем с сумок. Деловой женщине следует носитьклассические сумки, среднего размера из однотонной натуральной кожи. Цвет сумкидолжен сочетаться с цветом обуви. Еще лучше подойдет портфель, аташе-кейс,папка. Цвета: черный, коричневый, серый.
Необходимо, чтобы в деловом портфеле был полныйпорядок и при необходимости можно было быстро найти нужную вещь.
Что касается нужных вещей, то у вас должен бытьнебольшой блокнот или ежедневник в жестком переплете и авторучка, хорошегокачества – это укажет на вашу аккуратность, деловитость, организованность.
Очки вносят существенный вклад в имидж деловойженщины, придают серьезность и солидность всему внешнему виду. Если вы носитеочки, то оправа подбирается к овалу лица и к цвету одежды.
Если у вас овальное лицо, то подойдет любая формаоправы, но не слишком крупная.
При прямоугольном лице выбирается круглые или овальныеформы.
К треугольному лицу с выступающими скулами и острымподбородком подойдут очки формы «бабочки», у которых верхний край оправы шире,чем нижний.
Круглое лицо смотрится лучше с квадратными ипрямоугольными оправами.
К лицу широкому в области скул и средней части, срезко выраженными уголками нижней челюсти подойдут крупные очки плавной формы(овальной).
Деловой стиль допускает неброские элементыромантического, авангардного, фантазийного стиля (косынки, шарфы, брюки),которые должны гарантировать с костюмом, дополнять его.
Деловая женщина может носить ювелирные украшения, нобез всяких излишеств и броскости, среднего размера. Допускаются комплектыукрашений в деловом классическом стиле, включающих не более трех элементов:
1) серьги, кольцо и цепочка;
2) серьги, кольцо и бусы среднегоразмера;
3) брошь, серьги, кольцо;
4) гладкий, строгий браслет, серьги игладкое кольцо;
5) часы, кулон, серьги в едином стиле.
Наиболее оптимальными являются украшения без камней,из драгоценного металла (платина, золото, серебро), с камнями приглушенныхтонов (яшма, лазурит, агат, бирюза и т.д.), изделия из жемчуга.
При неумелом подборе украшений, они могут подчеркнутьнежелательные черты лица. Например, при крупном, овальном лице носят длинныевисячие серьги, а женщинам с мелкими чертами лица лучше носить мелкие серьги.
Часы также должны быть в классическом стиле – на беломциферблате римские цифры.
Главный принцип выбора аксессуаров: простота иэлегантность во всем.
Рекомендации.
Деловой стиль – это стиль на каждый день. Одежда вделовом стиле должна быть функциональной и в тоже время элегантной,подчеркивающей вами деловые качества. Женщине, одетой в деловом стиле, припишутделовитость, энергичность, решительность, уверенность в себе, аккуратность иработоспособность.
При выборе одежды деловая женщина должнапридерживаться определенной «деловой палитры» оттенков, избегая при этом ярких,кричащих цветов. Не следует носить одежду, которая чрезмерно облегает фигуру иподчеркивает сексуальность (мини, декольте). Юбка должна быть чуть выше колена,силуэт – полуприлегающий. Также исключены всякие романтические оборки, воланы ирюши, которые снижают рейтинг деловых качеств.
Деловая женщина может вносить в свой костюм элементыженственности, романтики (шарф, платок, завязанный на шее), которые оттеняют ееиндивидуальность, неповторимость.
Следует отказаться от завитых, распущенных длинныхволос и необходимо помнить о седине, которая в случае деловой женщины,значительно снижает рейтинг деловых качеств.
Главное в культуре одежды деловой женщины неультрамодность и броскость, а чувство меры, элегантность, вкус ицелесообразность, которые подчеркнут ваши деловые качества.
Глава 3.
Спецификаделового имиджа мужчины и женщины.
Габитарный имидж – самопрезентация своих личностныхкачеств через внешность, стиль одежды. Позиция «принимай меня таким, какой яесть» – примитивна и указывает на невысокую культуру человека. Имидж необходимне только женщинам, но и необходим мужчинам. Встает вопрос насколько имиджделового мужчины отличается от имиджа деловой женщины и есть ли сходства?
РАЗЛИЧИЯВ ДЕЛОВОМ ИМИДЖЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ