Реферат по предмету "Психология"


Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного

--PAGE_BREAK-- К примеру, предприниматель заявляет: «Я и мое дело – единое цело». Порою это действительно настолько единое целое, что индивидуумы отдают за него и жизнь.
Идентичность – типичное явление человеческого бытия, вовсе не случайное и редкое. Следовательно, оно выражает некую потребность. Что за потребность? Чтобы разобраться в этом, для начала скажем, что идентичность дает индивиду. А дает она многое: все то, чем располагает та группа индивидов, с которой данный индивид себя идентифицирует, единство с которой он переживает. Идентичность позволяет индивиду присваивать себе часть тех достоинств и преимуществ, которыми располагает объект его идентификации: силу, богатство, деловые и политические возможности. Следовательно, идентичность может становиться потребным результатом потребности в более эффективном и надежном осуществлении индивидом своей жизнедеятельности. И он порою решает: к кому примкнуть? Так что в семантическое поле понятия «Идентичность» входит и понятие выбора. Конечно, иногда индивид идентифицирует себя с некоей группой и неосознанно, интуитивно, но всегда имея для этого основания, некую для себя пользу, выгоду, пусть даже только моральную. Именно так формируются политические течения: лидер с «идеей» и множество индивидов, которые идентифицируют себя как с ним персонально, так и с выдвигаемыми им предложениями и планами.
Идентичность выгодна индивиду, т.к. этим путем он получает возможность хотя бы мысленно присваивать себе часть достоинств и преимуществ, которыми располагает объект его идентификации.
Идентичность – это отношение, наполненное положительными эмоциями, в первую очередь радостью и уверенностью индивида в своем положении, т.к. благодаря идентичности оно представляется более прочным и надежным. Это действительно так, поскольку отношения – это связь, наполненная оценкой. В случае идентичности связь эта достаточно прочная, а оценка – положительные. С отрицательно им оцениваемым индивид никогда не станет себя идентифицировать – ему сначала придется сменить отрицательную оценку на положительную. Идентичность – это переживание индивидом незначимости своих различий с кем-либо или чем-либо, или же переживание им своих различий как положительных: взаимодополняющих, способствующих «общему делу».
Идентичность способствует формированию сплоченных групп или сообществ индивидов, независимо от направленности их действий. К примеру, идентичностью индивид может обладать и с группой террористов, и с антитеррористической группой. При этом идентичность становится основанием для проявлений товарищества, сотрудничества, взаимопомощи. Следовательно, сама по себе идентичность – нравственно-нейтральноеявление. Ее содержание определяется чертами объекта идентификации. Конечно, идентичность на положительном правовом основании представляется более прочной, но в жизни достаточно примеров и негативной по своим последованиям и при этом достаточно эффективной идентичности. Характер воспитания, которое индивид получает с детства, определяет особенности выбора им объектов идентификации. Незрелой формой идентичности является идентичность участников подростковых компаний, которые формируются по разным причинам: сходству увлечений, сходству возрастных реакций, сходству в противопоставленности «взрослому миру»…Полная идентичность подростка с компанией заставляет его вести себя «как все»: подчиняясь требованиям, «курить как все», проводить время сходным образом, разряжать свою энергию делинквентными действиями. Поэтому идентичность может быть по своим последовательностям как благоприятной, так и неблагоприятной для индивида и для сообщества.
В чем заключается действенность идентичности в плане преодоления возможного негативного влияния различий? Здесь полезно сравнить её в жизнедеятельностью. Жизнедеятельность мы проявляем к тому, что нас так или иначе не устраивает, а то, что нас устраивает, мы принимаем (в плане душевного согласия). Следовательно, жизнедеятельность предполагает усилие над собой: с чем-то мы не согласны. Но терпим, не проявляем негативизма. Проявляем мы жизнедеятельность всегда ради чего-либо другого, потому что самой по себе жизнедеятельности не бывает.
 К примеру, подчиненный, держась за свое место, вынужден проявлять жизнедеятельность к выходкам своего начальника, которые, как всем понятно, приятными быть не могут. Если бы индивид не был заинтересован в сохранении своего рабочего места. Он бы ушел с этой работы. Но он проявляет терпение и сохраняет вежливость.
Итак, идентичность значительно более органичное основание для проявлений миролюбия и сотрудничества, чем жизнедеятельность. Идентичность – фактор отсутствия оснований для проявления недовольства или враждебности. В отличие от идентичности, жизнедеятельность связана с осознанным усилие м индивида преодолевать свое неприятие объекта жизнедеятельность, вести себя вопреки своему истинному отношению к нему.
Идентичность как явление сильнее жизнедеятельности, поскольку последней мы добиваемся, следим за её наличием или отсутствием, контролируем ход жизненного воспитания, тогда как идентичность возникает самостоятельно, путем психологической проекции индивидом себя на того или на то, что он воспринимает как фактор удовлетворения его потребностей.
Диффузия идентичности (лат. Diffusio – распространение, растекание) – статус Эго-идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он или она не делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать карьеру.
Достижение идентичности (лат. Identity achievement) – статус Эго-идентичности, характеризуется переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того или другого.
Идентификация рассматривается также как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т.д. Как указывает Шаповаленко [Шаповаленко И.В., 2005], современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности:
1. Преимущественное понимание – как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, также включение их в свой внутренний мир и принятие как самостоятельных норм, ценностей и образов. Уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо, открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном возрасте.
Интроекция (лат. Intro – внутри, jacio – бросаю, кладу) — полное включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он вовсе не различает собственные и несобственные представления. По З.Фрейду, интроекция – одна из основ идентификации, психологический механизм, играющий значительную роль в формировании сверх-Я [Фрейд З., 1989].
 2. Опознание чего или кого-либо. В этом значении термин используется в общей психологии, инженерной или юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. В результате идентификации происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т.п. Когда объектом идентификации является человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании которого можно: 1) отнести личность к некоторому классу или типу (например, идентификация преступника); 2) признать личность целостной и идентичной самой себе.
3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка собственных честолюбивых замыслов).
4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его личностных смыслов. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение.
По мнению К. Эдиной, идентификация – это защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.
Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
Идентификация может происходить с любым объектом – человеком, животным, предметом, идеей и т.п. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, «вчувствование», приобретая в некоторых случаях свойство «психологической инфекции», столь характерной для толпы.
В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и др. Это понятие вначале было введено З.Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии, а позднее – для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых для него людей, формирует «сверх-Я» или принимает женскую или мужскую роль и пр.
Первые положения Фрейда, касающиеся «Эго» и его отношения к обществу, естественно, определялись общим состоянием психоанализа того времени и формулировками, предлагаемыми тогда социологией. В центре внимания было «ИД» — инстинктивная сила, движущая человеком изнутри. В первых рассуждениях о психологии групп Фрейд ссылался на наблюдения французского социолога Лебона над поведением масс. Это наложило отпечаток на последующие рассуждения психоаналитиков о «массах», поскольку «массы» у Лебона – это общество разочарованных людей, беспомощная толпа в период анархии, охватившей общество в промежутке между двумя этапами консолидации, толпа, следующая за вождем.
Понятие «Эго» сначала было описано через определение этих двух противоположностей: биологического «ИД» и общественных «масс». «Эго», индивидуальный центр типизованного опыта и разумного планирования, подвергается опасности и со стороны хаоса первобытных инстинктов, и со стороны необузданной толпы.
Для охраны непорочной нравственности загнанного индивида Фрейд поставил внутри «Эго» «Супер-эго» — интериоризацию всех запретов, которым должно подчиняться «Эго». Они навязываются в детстве посредством критического влияния сначала родителей, а позднее – профессиональных воспитателей и неопределенного множества людей, которые и составляют «окружение» и «общественное мнение».
В обстановке всеобщего неодобрения изначальная любовь ребенка к себе оказывается под угрозой. Он начинает искать модели, по которым может себя оценивать и которым может подражать, желая стать счастливым. Если ему это удается, он приобретает самоуважение, не слишком адекватный заменитель первоначального нарциссизма и ощущения всесилия.
В распоряжении ребенка множество возможностей идентифицировать себя более или менее экспериментальным путем с реальными или воображаемыми людьми обоего пола, с различными привычками, свойствами, идеями, профессиями.
 Иногда кризисный момент заставляет его сделать решительный выбор. Но каждый данный исторический период предлагает ограниченный набор социально значимых моделей, которые могут успешно сочетаться в процессе идентификации. Их приемлемость зависит от того, насколько они удовлетворяют одновременно потребностям созревающего организма, способу синтеза «Эго» и требованиям данной культуры.
Идентичность – противоположность нарциссизму, она играет огромную роль в поведении и психологической жизни. Психологический смысл её – в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта, она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку.
Феномен идентичности возникает в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого. Современный человек изменяет окружающий мир быстрее, чем себя, свое сознание, а потому не успевает вписываться в этот мир и становится «целиком и полностью проблематичным».
Само человеческое существование, условия выживания, достижения благополучия связаны с пребыванием в согласии с природой человека. Отсюда вытекает закономерный вопрос о преодолении нашей отдельности в современном мире. Э.Фромм вопрошает: «Как нам приобрести союз с самим собою, с нашими собратьями-людьми, с природой?»
Проблема идентичности возникает как плане реализации жизненной идеологии человека, так и в плане становления профессионализма психолога-практика и профессиональной подготовки специалиста.
Идентичность – интегративный феномен, сложная психологическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические, этнические и полоролевые отношения. Современные исследователи подчеркивают, что понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа «Я» его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида к некоторому надындивидуальному опыту, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало одной из главных тем в общественной мысли 20-го столетия.
Человек становится вполне человеком, когда осознает свою идентичность. Идентичность есть психологический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий, наций и пр.
1.2 Виды идентификации и идентичности
Разные авторы выделяют различные виды идентификации и идентичности, хотя по сути своей эти определения достаточно близки. Рассмотрим некоторые из них.
Идентификация коллективистская – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы предложены другим ее членам как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, на следующую одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий. Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных принципов. Наиболее полно выражается в сочувствии и соучастии, каждый член группы эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации коллективистской в группе выражается, во-первых, в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей; во-вторых, в оказании содействия и поддержки; в-третьих, в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам.
Психологическая основа идентификации коллективистской – складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен идентификации коллективистской преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития и не сводится к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективистской, опосредованные ценностями совместной деятельности и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных симпатий и внешних факторов.
Идентификация коллективистская в онтогенезе возникает на рубеже возраста дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная совместная деятельность и нравственно-эмоциональное общение детей – основа формирования проявления идентификации коллективистской в детской группе.
Идентификация нарциссическая — процесс самопроецирования на «Я» утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на «Я», но при этом человек обходится со своим «Я» как с оставленным объектом и направляет на «Я» амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты.
Идентичность половая – единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к конкретному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Первичная половая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, а к 3-4 годам половая принадлежность ассоциируется с окружающими соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата здесь выступает схема тела. На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью которой образуются психологические и эстетические образы тела, несущие оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела формируются образы, связанные с такими представлениями, как поло-ролевые функции, мораль.
    продолжение
--PAGE_BREAK--З.Фрейд как автор, впервые выделивший феномен идентификации, выделил несколько ее типов.
В младенчестве возникает идентификация первичная – примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.
Эта форма идентификации – предыстория Эдипова комплекса, когда малыш во всем хочет занять место отца, и, боясь с его стороны наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при освоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с Эдиповым комплексом. Это происходит к 5-6 годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Иными словами, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение Эдипова комплекса, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.
Применительно к взрослому субъекту идентификацию связывают с невротическим симптомом, при котором у субъекта – из-за желания оказаться в положении объекта – возникают болезненные явления, характерные для последнего.
Социальная идентичность отражает восприятие, оценивание, классификацию индивидом самого себя в качестве агента, занимающего определенную позицию в социальном пространстве.
Личностная идентичность трактуется как набор черт (иных индивидуальных характеристик, отличающихся определенным постоянством), по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющей дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.
Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.
 Достигается в младшем подростковом возрасте (10-11) лет, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.
1.3 Теории изучения феномена идентификации и идентичности
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны – более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.
С точки зрения Л. Колберга, формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности (Кон И. С.). Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма – принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем – выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломенский Я. Л., Мелтсас М. Х.). Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность – незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.
До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.
Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер – понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное).
Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.
Чекалина А.А. понимает под понятием «идентификация» понятие «психологический пол» [Чекалина А.А., 2002]. Психологический пол является одной из важнейших характеристик человека, показателем его психического здоровья, условием единства личностных проявлений. Дополняющий биологические характеристики феномен «психологический пол» оказывает значительное влияние на формирование самоопределения мальчика или девочки, мужчины или женщины в личностном и социально-психологическом смысле, на структурирование их Я. Определяя тенденции межличностного общения, и в особенности межполовых взаимоотношений, психологический пол предопределяет жизненный путь человека.
В этом феномене как в одном из составляющих системы личности правомерно выделяют когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Психологический пол — определенная половая идентичность личности, которая достигается в процессе половой идентификации (отождествления себя с представителями своего пола). Необходимая составляющая половой идентичности – половое самосознание (осознание своего пола в отличие от противоположного). Одной из основных характеристик психологического пола является усвоение половой роли (способа поведения людей в зависимости от их позиции в половой дифференциации).
Психологический пол представляет собой реальное овладение ребенком мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации.
Весь процесс формирования пола можно условно разделить на два этапа. Во время первого периода – от возникновения хромосомного пола до гонадного – действуют генетически жестко закрепленные механизмы, приводящие к последовательной, необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. Второй период охватывает события с момента рождения ребенка до формирования его половой идентичности. По мнению ученых (И.С.Кон, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, А.И.Захаров и др.) это происходит к концу дошкольного детства. К этому возрасту ребенок накапливает достаточно знаний о половых различиях: о строении гениталий у представителей своего и противоположного пола, механизме деторождения и т.д. У ребенка накапливается сознание значимости своих индивидуальных качеств и социального положения, в том числе как у представителя определенного пола. Большинство детей окончательно осознают «необратимость» своей половой принадлежности. В этот возрастной период происходит интенсивная ориентировка в социальных нормах; усиливается половая дифференциация совместной деятельности детей и их установок, интересов, стиля поведения, выбора игр и соответствующих партнеров в них, в социометрической структуре группы детского сада, во взаимных оценках детей и т.д.
Результаты различных исследований подтверждают сформированность половой идентичности у большинства детей к младшему школьному возрасту, причем успешность этого процесса зависит от компетентности и престижности родителя того же пола и сопряжена с эмоциональными отношениями с родителями другого пола, а также связана с общим формированием Я-концепции ребенка. Обобщая известные данные по литературе и материалы проводимых нами исследований, можно прийти к выводу, что возраст 6-7 лет является значимым этапом в формировании психологического пола.

1.4 Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и через это устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины и женщины, но мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно – моральными принципами гигиеническими требованиями.
Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Основой этого должны быть психолого-педагогические, психологические и морально-этические принципы, также знание возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и молодежи, правил личной гигиены, организации рационального питания и режима учебы, труда и отдыха. Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом правильные сведение о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Хорошо поставленная работа по их разъяснению призвана предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения, помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить и оптимизировать связанные с ней переживания, не только подготовить к новому развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предотвратить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.
Важную психологическую задачу составляет и предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений.
Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Г.С.Васильченко в своей схеме формирования пола у человека (1977) характеризует первые пять уровней полового развития (I-V) как физические детерминанты, обуславливающие саму половую принадлежность, а последующие уровни (VI-IX) как «определение формы поведения».
 Уже на ранних этапах (с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни) происходит устойчивая дифференцировка механизмов гипоталамуса по мужскому или женскому типу, определяющая последовательность и наследственность сексуального развития в будущем. Вместе с тем, в сексуальной идентификации личности, в определении реального наследования мужской или женской дифференцировки, и, тем более, в формировании морально-нравственной сексуальной позиции ведущую роль играет воспитание. Лишь объединенные в рамках системного подхода, а не взятые в отдельности, эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является интегральным результатом действия биологических и социально-психологических детерминант.
В индивидуальном развитии пола особо выделяется пубертатный период. До его начала не удается обнаружить различий в количестве андрогенов и эстрогенов. Начиная с 7-летнего возраста регистрируется нарастание секреции эстрогенов, позже преобладающее у девочек, а к 8-10 годам возрастает, особенно у мальчиков, продукция андрогенов. Эти изменения гормональной регуляции обусловлены влиянием гипоталамуса, гипофиза и других желез внутренней секреции. Достижение регулярной гонадной активности в развитии пола знаменуется у девочек началом менструаций, а у мальчиков – поллюциями. Начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям (у мальчиков – от 13-15 до 17-19, а у девочек – от 11-13 до 15-17 лет).
В рамках полового созревания ярко отражается акселерация. Фактически ребенок, соответствующий установившимся представлениям о возрастных нормах, может выглядеть отстающим по сравнению с акселерированными сверстниками и, что не менее важно, именно так воспринимать себя и восприниматься другими. В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением личностной и социальной зрелости. Социальный статус большинства современных подростков 15-16 лет, соответствующих по физиологическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах прошлого века, остается в лучшем случае неизменным.
Определение пола первоначально производится акушером на основании внешнего вида гениталий новорожденного (так называемый акушерский пол). Предопределенный биологически, он вызывает соответствующие реакции у окружающих, которые проявляются, например, уже в выборе цвета белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к тому или иному полу формирует у родителей и окружающих определенные экспектации, которые, наряду с созданием у ребенка образа собственного тела, приводят к первичной половой идентификации: ребенок называет себя мальчиком или девочкой, не отдавая себе еще отчета ни в стоящих за этим анатомо-физиологических особенностях, ни в будущей предуготованной связи с положительной ролью.
В дальнейшем сознательно или неосознанно, или в подражание родителю своего пола, идентификации себя с героями сказок, «девчоночьих» или «мальчишеских» играх ребенок воспринимает многие характеристики мужественности или женственности. Под влиянием разнообразнейших источников информации дети постепенно осваивают знания, необходимые для понимания биологического аспекта своего полового назначения.
Если на осознание анатомо-физиологических особенностей пола уходят годы, то освоение психологических черт мужественности-женственности, постижение и интернализация половой роли требуют значительно больше времени. От своевременности и полноты этого процесса зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и, в конечном итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе.
Формирование у ребенка интернализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое её осознание становится педагогической задачей, ибо чем менее эта роль осознается, тем более может возникать помех и искажений в психосексуальном развитии ребенка. Наряду с экспектациями, разъяснениями, поручениями, поддерживающими определенную половую роль, существенное значение имеет личный пример поведения во взаимоотношениях взрослых.
Дальнейшее психосексуальное развитие происходит под усиливающимся самоконтролем ребенка за своим поведением в соответствии с усваиваемыми образами и контролем детского окружения (детский сад, класс, отряд, компания), различающего мужественность или женственность своих сверстников.
Как указывает И.С.Кон (1978), задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни, и их предпринимаемые в этом отношении усилия могут быть эффективны в долгосрочной перспективе.
Разработка вопросов полового воспитания и сексологии в нашей стране должна вестись с принципиально иных позиций, чем за рубежом, и практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.
Знание воспитателями физиологических и психологических особенностей пола способствовало бы увеличению эффективности обучения и воспитания. Представления о мужественности – женственности, которые неодинаковы в различные эпохи, в разных экономических и социальных условиях, в разных культурных и национальных слоях населения, на разных этапах культурной и научно-технической революции, зависят от семейных и других традиций, связаны со многими предрассудками. Границы между семейными, социальными и гражданскими ролями полов постоянно изменяются, что сказывается на представлении о так называемом «Я-образе» мужчин и женщин.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Биархатные перевороты (биархат – равноправие полов) при всей их прогрессивности несут с собой и немало трудностей, т.к. потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию и развитию этих новых отношений, которые к тому же неустойчивы и постоянно корректируются жизненной практикой. В ходе решения связанных с этим проблем нередко возникают крайние, утрированные тенденции, проявляющиеся, как отмечается все чаще, в маскулинизации женского и феминизации мужского поведения.
Не механический перенос врожденных половых различий на социальный уровень, не абсолютизация или игнорирование их, а социализация и гуманизация этих оберегаемых, ценимых и уважаемых различий составляет задачу самовоспитания взрослых и воспитания детей, решение которой равно необходимо воспитателям и воспитуемым и отражается на судьбах последующих поколений.
Половое воспитание часто рассматриваются как процесс либо не требующий специального внимания и не представляющий трудностей, доступный любому взрослому, либо очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу и, особенно, чужим людям. Это побуждало родителей ряда стран добиваться исключения из школьных программ соответствующего материала и мероприятий. Но данные многих исследований показали, что даже достаточно осведомленные родители в должной мере не занимаются половым воспитанием детей.
Появилось мнение, что половое воспитание должна проводить только школа. Оно, однако, противоречит необходимости начинать половое воспитание, как и воспитание вообще, с раннего возраста. Дело, очевидно, не в том, чтобы снять ответственность с родителей или школы, а в том, чтобы объединить их как воспитателей.
Большую роль также играют детские и молодежные организации, которые формируют у подрастающего поколения необходимые для дальнейшего активного участия в жизни общества личные качества. Воспитывая детей в духе нравственности, взаимного уважения, личной и взаимной ответственности, детские коллективы закладывают необходимые для полового воспитания основы. Совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественная работа мальчиков и девочек вырабатывают у них практический опыт взаимоотношений и взаимопонимания. Трудно переоценить значение пребывания детей в летних оздоровительных, спортивных лагерях, турпоходах и других коллективах, способствующих развитию личности мальчиков и девочек, их дружбе на почве общих мероприятий при доверии к их самостоятельности.
Даже возникающие острые проблемы взаимоотношений при их правильном разрешении с помощью воспитателей и коллектива могут оказаться полезными для дальнейшей жизни.
Средства массовой коммуникации, информации искусства (печать, радио, кино, телевидение) воздействуют на детей и подростков сильнее, чем на взрослых.
 Однако, при недостаточно упроченных в этом возрасте нормах поведения, вкусах и привычках, формирующихся нравственных позициях у детей и подростков нередко возникает некритическое копирование создаваемых художественными средствами образцов нежелательного поведения.
На детей и подростков могут оказать неблагоприятное действие фильмы и произведения, для полного понимания которых они еще не созрели. Концентрация внимания на отрицательном поведении, двусмысленность некоторых сюжетов, их незавершенность или натуралистическая обнаженность человеческих отношений приводят к неправильному пониманию поведения героев, социальной значимости тех или иных поступков и использованию их в качестве примеров для подражания. Задача воспитателей и родителей состоит не только в выборе произведений для детей, но прежде всего в заботе о том, чтобы они сумели правильно разобраться в них и дать нравственную оценку изображаемому. Совместное обсуждение со взрослыми книги или фильма полезнее запретов и замков на книжных шкафах.
Заслуживает внимания и музыка. Имеется в виду не тенденциозное её деление на «легкую — плохую», «серьезную – хорошую», а сомнительная польза небрежного музыкального оформления и легковесных сюжетов некоторых песенок, справедливо осуждаемое появление ансамблей, успех которых определяется лишь мощностью усилительной аппаратуры, чрезмерная ритмическая акцентуация поп-музыки и последнего её варианта – панк-рока, сопровождаемого текстами, возбуждающими чувственность. Возможность неблагоприятного влияния подобных эффектов следует учитывать творческим работникам и организациям, особенно если показываются и трактуются взаимоотношения полов и поколений.
Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач не должен заменять учителя биологии, если тот стесняется говорить с учениками о сексуальных проблемах. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах – он создает модели вопросов и употребляет терминологию, не только не обостряющую чувства вины и стыда, но и содействующую раскрытию переживаний и поступков, когда это необходимо.
Главная же задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
Половое воспитание должно опираться не на умозрительные концепции, а на реальные для данного пола и возраста характеристики психосексуального развития ребенка, их особенности в зависимости от семейных, социальных и микросоциальных условий, включая характер проводимого участия в воспитании родителей и других окружающих ребенка лиц.
Формулируя общие принципы полового воспитания, следует подчеркнуть необходимость правдивости и индивидуальности подхода, обязательность участия взрослых в половом воспитании (родителей, педагогов, врачей), значение серьезности и естественности разъяснений и соответствия их уровню физического и психического развития детей. Родители должны давать им разъяснения в домашней обстановке и в обычно свойственной им манере общения с ребенком. За детьми надо оставить право не только на вопросы, но и на обсуждение волнующих их проблем. Позволив ребенку свободно высказаться, взрослый лучше поймет его представления и беспокойство и внесет этим доступную ясность и успокоение.
Содержание и стиль полового воспитания должны отвечать наиболее существенным его принципам, среди которых доверие, соответствие развитию ребенка активной подготовки и иммунизации, правдивость, ясность, непрерывность и повторение, пробуждение собственной ответственности, чистоту, единство передачи фактов и эстетических ценностей.
Доверие – обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т.д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Доверие не есть, однако, разрешение любых вольностей еще не способному управлять собой ребенку. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними — это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника.
Все воспитательные меры должны соответствовать уровню развития ребенка, для чего необходимо знать общий ход развития и индивидуальные особенности воспитуемых. С ребенком надо говорить о том, о чем он спрашивает, или о том, что он понимает. Следует учитывать интеллектуальный его уровень и имеющиеся у него знания о поле. В настоящее время родители и педагоги пытаются касаться соответствующих тем обычно спустя несколько лет после того, как дети сами ознакомились с ними. Лучше, конечно, несколько опередить вопросы ребенка, чем опоздать ответить на них.
Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний.
Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций.
Чистота убеждений и установок – необходимое условие отношений между полами и обеспечить его можно, лишь снабжая ребенка с самого начала правдивой информацией. Только в этом случае дети не будут рассматривать отношение полов как непристойные, постыдные. Однако и получившие первые сведения от тайных совоспитателей при правильном и правдивом разъяснении могут понять, что эти темы не только непредосудительно обсуждать, но и можно объяснять иначе. Это понимание будет способствовать освобождению от прежних тягостных и пошлых представлений. Сокрытие, уклонение от правды или прямая ложь придают проблемам пола ложную и гипертрофированную притягательность. Рано или поздно обман раскрывается, и тогда воспитатель утрачивает доверие, по крайней мере, в области полового вопроса. Правдивость не должна быть заменена односторонним биологическим и натуралистическим просветительством. Делоне в том, чтобы она была представлена доступно и понятно. Объяснения на примерах размножения бабочек, птичек и т.п. обычно не достигают цели, так как в силу возрастных особенностей мышления ребенок не может осуществить перенос объясняемых явлений на человека.
Половое воспитание – это не отдельные случайные мероприятия типа бесед и лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае. Даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из сомнительных источников.
Любая получаемая ребенком информация вызывает эмоциональные реакции. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей естественно воспринимать, например, наблюдаемую ими беременность или факт рождения нового ребенка. Правильное восприятие этих явлений возможно лишь в семьях, где существует взаимное доверие между родителями и детьми.
Не следует выделять из программы школы определенные темы или организовывать специальные занятия по половому воспитанию, ибо это придает тематике нежелательную привлекательность. Растворение же вопросов пола в других темах уравнивает их с иным материалом, уменьшает аффектацию. Этой же цели служит и манера обсуждения сексуальности как естественного проявления человеческой природы.
Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А.С. Макаренко.
Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности поведения, следует добиваться их глубокого усвоения, интернализации, принятия в качестве собственных убеждений. Разъяснение моральных положений должно быть подкреплено организуемым и направляемым воспитателями опытом переживаний. Оценка родителями и воспитателями приемлемого неприемлемого обществом поведения создает основу для укрепления индивидуальной системы ценностей, ориентаций, установок. При этом нельзя сводить половое воспитание к морализированию, внушению, назиданиям и поучениям, тем более к убеждениям с позиции силы. Необходимо создавать условия, благоприятствующие формированию у детей внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление их личности. Задача состоит и в том, чтобы усваиваемые нравственные и моральные установки закреплялись в повседневной жизни и реальных отношениях детей.

1.5 Особенности протекания идентификации
Половая идентификация протекает по-разному у мальчиков и девочек.
Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональная восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным условиям, большая комфортность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, более старших, к авторитету семьи, стремление опекать младших. У девочек значительно более высок интерес к своей внешности. Специфика полового поведения выражается в сочетании кокетства с застенчивостью и стыдливостью. В повседневной деятельности девочки, как правило, более аккуратны, исполнительны и терпеливы, чем мальчики. В школе они лучше успевают по гуманитарным предметам.
Мальчики больше интересуются областью отвлеченного. Они менее комфортны, чем девочки; более раскованы в поведении, хуже подчиняются общественным требованиям. Поэтому в неблагоприятных средовых условиях у них легче возникает отрицательное отношение к школе.
Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательны. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные – конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками. Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Попытки самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более сложное представление о себе.
Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию и т.д., к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается психологическое, социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Несмотря на то, что пол человека является биологическим фактом, принятие или отвержение своей мужественности или женственности зависит от психологических факторов – от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти по неверному пути развития. Хотя большинство родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Дети, родители которых отвергают их пол, тоже, вероятно, будут отвергать свой пол. Они могут стремиться отвечать ожиданием родителей, часто теряя собственную реалистичную половую идентичность. Родитель того же пола, что и ребенок, является для него важным образцом поведения. Мальчики стараются отождествлять себя с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные или отрицательные установки по отношению к различным полам и на основании этого делая заключения о том, каким должен быть мужчина. Аналогично и девочки, подражая своим женским моделям, перенимают их поведение и установки.
Дети, которые не имеют достоверной модели поведения своего пола, часто обижаются на людей, или не доверяют людям одного с ними пола.
Рассуждая об особенностях протекания идентификации, следует упомянуть о таком феномене, как привязанность. Привязанность можно определить как эмоциональный вид отношений, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимость от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся у ребенка потребностей в безопасности и любви.
Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть истинно человеческих качеств.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.