--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Этот стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориентирован на решение алгоритмизуемых задач.
Авторитарный стиль лидерства имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной этого стиля является, в числе других, оперативность воздействия на подчиненных. Применение этого стиля нужно, когда в группах отсутствует дисциплина, либо возникают экстремальные ситуации.
Отрицательной стороной этого стиля является подавление у сотрудников стремления работать творчески и проявлять инициативу. Если она возникает, то тут же подавляется руководителем. Часто поведение такого лидера характеризуется высокомерием по отношению к работникам, неуважением к личности подчиненного, преследованием за критику и т.п. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного социально-психологического климата внутри рабочих групп. Частые увольнения сотрудников «подпитывают» власть авторитарного руководителя.
Основное отрицательное свойство этого стиля руководства — отсутствие гибкости, неумение перестраиваться в зависимости от конкретных ситуаций. Автократы исходят из ошибочной психологической установки считать своих подчиненных постоянно боящимися наказания. Авторитарные лидеры любят «купаться во власти», получая удовольствие не от процесса и результата деятельности, а от возможности отдавать приказы, проявлять свою власть так, как хочется. Для них власть — высшая ценность.
— Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.
Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.
Лидер-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный климат в коллективе, основанный на доверии, доброжелательности, хотя умеет отстаивать общие интересы. Демократический стиль накладывает определенные обязательства на лидера. Особенностями лидера-демократа являются эмоциональная устойчивость и гибкость поведения. Эмоциональная устойчивость помогает преодолевать отрицательные эмоции в трудных ситуациях, трезво оценивать перспективы, быть готовым к преодолению кризисных явлений. Лидеры-демократы с высоким уровнем культуры проявляют целеустремленность, выдержку, адекватно реагируют на меняющиеся условия деятельности.
— Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанных характер.
Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности.
Лидер, использующий этот стиль руководства, для своих подчиненных является основным источником информации. При обсуждении управленческих вопросов старается уйти от конфликтов, если они при этом возникают. Положительной стороной этого стиля является возможность исполнителям использовать самостоятельность. Деятельность руководителя, характеризуясь пассивностью, способствует возникновению дезорганизации внутри групп. Руководитель-либерал может использовать лишь ограниченные методы воздействия на работников, в основном, — это просьбы и уговоры.
Одним из отрицательных моментов в этом стиле руководства является сокращение дистанции в общении с исполнителями, что в целом не способствует успешной работе группы. Отдельные руководители, пользующиеся попустительским стилем, стремятся брать как можно меньше задач для выполнения. В результате этого руководитель сам нередко попадает под влияние членов группы и в ряде случаев «прячется за нее».
При использовании либерального стиля целые коллективы распадаются на неформальные группы, когда наиболее активные члены группы пытаются «подменить» своего руководителя, принимая на себя лидерские роли. Беря на себя некоторые функции руководителя, они способствуют тому, что руководитель добровольно отдает их на время.
Сравнительная характеристика трех стилей управления
Формальная сторона
Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения.
Запреты без снисхождения, с угрозой.
Четкий язык, неприветливый тон.
Похвала и порицание субъективны.
Эмоции не принимаются в расчет.
Позиция лидера – вне группы.
Дела группе планируются заранее (во всем объеме).
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.
Голос руководителя – решающий.
Демократический стиль
Распоряжения и запреты – с советами.
Позиция лидера – внутри группы
Мероприятия планируются не заранее, а в группе.
За реализацию предложений отвечают все.
Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.
Либеральный стиль
Тон – конвенциальный.
Отсутствие похвалы, порицаний.
Никакого сотрудничества.
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы.
Дела в группе идут сами собой.
Лидер не дает указаний.
Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.
Стиль управления – это относительно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с целями совместной деятельности. Это субъективно-личностная характеристика деятельности того или иного руководителя, своеобразный психологический почерк работы с подчиненными. Один из вариантов группировки основных параметров трех стилей управления приведен в таблице.
Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание черт различных стилей с доминированием какого-то одного. Какой-то из трех стилей находит свое реальное воплощение в индивидуальном стиле управления. Индивидуальный стиль выражается в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению.
Основные параметры трех стилей управления.
Параметры стилей управления
Виды стилей управления
Авторитарный
Демократический
Либеральный
1. Принятие решения и определение задач
Лично руководителем
С учетом предложений подчиненных
Одобрение и согласие с мнением подчиненных
2. Способ доведения решения
Приказ, категоричное требование
Совет, рекомендация, намек
Просьба, упрашивание
3. Степень регламентации действия подчиненных
Высокая
Оптимальная
Низкая (максимальная свобода подчиненных)
4. Характер общения руководителя с подчиненными
Короткое, деловое, сухое
Более продолжительное, не только деловое, но и личностное
Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему
5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных
Делает упор на взыскания
Делает упор на поощрения
Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных
6. Мнение руководителя о подчиненных
Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает
Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в изменении оценок
Оценок подчиненным практически не дает
7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных
Недоверчивое, негативное
Поощрение проявления инициативы
Переоценка возможностей инициативы подчиненных
8. Морально-психологический климат в организации
Напряженный
Оптимальный
Крайне изменчив
9. Показатели деятельности организации
Высокие, количественные, средние качественные
Средние количественные, высокие качественные
Нестабильные
10. Контроль руководителя за деятельностью подчиненных
Повышенный
Средний
Отсутствует
Выделим ряд важных замечаний в связи с этим:
в чистом виде изложенные стили руководства встречаются крайне редко. Как правило, наблюдается совмещение различных стилей, но преобладают все же признаки какого-то одного стиля,
среди изложенных стилей управления нет универсального, годного на все случаи жизни, нет плохого и хорошего. Все стили обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы,
эффективность руководства зависит в первую очередь от гибкости в использовании положительных сторон того или иного стиля и умения нейтрализовать его слабые стороны.
Таким образом, речь может идти лишь об адекватной или неадекватной конкретной ситуацией, конкретными условиями, конкретными потребностями использовании того или иного стиля управления. Например, в экстремальных условиях жизненно необходим авторитарный стиль руководства. В условиях же повседневной жизнедеятельности, когда имеется дружный и подготовленный коллектив, удачен демократический стиль руководства. Условия творческого поиска диктует целесообразность использования элементов либерального стиля[[9]].
Выбор руководителем того или иного стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы:
тип организации (производственная, снабженческо-сбытовая, научная и др.),
специфика основной деятельности организации (производственная, снабженческо-сбытовая, учебная, научная и др.),
специфика решаемых задач (простые и сложные, новые и привычные, очередные и срочные, стандартные и нестандартные, текущие и внезапные и др.),
условия выполнения задач (благоприятные, неблагоприятные, экстремальные и др.),
способы и средства деятельности организации (индивидуальные, групповые и др.),
уровень развития организации,
стиль руководства, формы и методы работы вышестоящего руководителя,
ступень управленческой иерархии, на которой находится руководитель. Исследования психологов показывают, что чем выше эта ступень, тем больше руководитель склонен к авторитарным действиям, но и тем более сложные и завуалированные формы приобретает эта авторитарность,
совпадение стиля руководства руководителя с теми ожиданиями, которые вызывают подчиненные. Психологи установили, что в группах с высоким уровнем развития и образования ее членов преобладают ожидания демократичных действий со стороны руководителя. И наоборот, в группах с низким уровнем развития ее членов преобладают ожидания более жестких и конкретных действий руководителя. Ожидание авторитарного управления происходит также в экстремальной ситуации.
Субъективные факторы:
индивидуально-психические особенности личности руководителя (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.),
наличие у руководителя авторитета. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями,
уровень общей и управленческой культуры, образования (в частности, знание основ теории управления),
имеющийся общий и управленческий опыт.
Таким образом, факторов, влияющих на выбор стиля управления организацией, много, все они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, а иногда и вступают в противоречия между собой. Вот почему нет единого правила, позволяющего руководителю определить, как следует вести себя в той или иной ситуации. Все зависит от того, насколько профессионально и психологически образован и подготовлен руководитель. Высокий уровень профессиональной и психологической компетентности поможет ему правильно определить, когда, где и как должен действовать.
2.3. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[10]].
В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие:
объект конфликта,
участники конфликта,
конфликтная ситуация,
инцидент.
Объект конфликта – социальное явление, вызывающее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он:
может быть как материальным, так и психологическим,
всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной,
обычно является одним из факторов, определяющих поведение конфликтующих. Вот почему точное знание объекта позволяет относительно точно спрогнозировать это поведение.
Участники (оппоненты) конфликта – отдельные лица, группы людей и даже организаций. Наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.
Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников (оппонентов) конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны[[11]].
Итак, конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.
Наряду с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующие.
Условие протекания. Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Основными параметрами могут быть:
пространственно-временные (место осуществления и время, в течение которого конфликт должен быть разрешен);
социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);
социальные (вовлеченность в конфликт интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических национальных и др.).
Образы конфликтной ситуации, то есть своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Почему необходим анализ образов? Потому, что:
во-первых, именно образы, а не реальность конфликта, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
во-вторых, изменение этих образов при внешнем воздействии на участников позволяет эффективно разрешать конфликты.
Возможные действия участников конфликта:
характер действий (наступательные, оборонительные, нейтральные);
степень активности в их осуществлении (активные – пассивные; инициирующие – ответные);
направленность действий (на оппонента, на самого себя, апеллирование к третьим лицам и др.).
Возможные исходы конфликтных ситуаций:
полное или частичное подчинение другого,
компромисс,
прерывание конфликтных действий,
интеграция и др.
По мнению А.В. Аграшенкова, в психологической структуре конфликтов выделяется несколько компонентов: познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные.
В соответствии с концепцией Р.Л. Кричевского можно выделить три основные группы причин, вызывающих конфликты:
1. Группа причин, порожденных процессом деятельности:
технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого;
перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений;
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--