ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО
Кафедра практической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Выявление креативности у детей в старшем школьном возрасте
Выполнила:
Студентка 3 курса группы А
Очной формы обучения
Факультета психологии
Афанасьева Екатерина Петровна
Проверила:
Черкасова С.А.
Тула — 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыпроблемы креативности детей в старшем школьном возрасте
§ 1.1 Представления о креативности
§ 1.2 Психологические особенности старшего школьноговозраста
§ 1.3 Развитие креативности у старшихшкольников в воспитательно-образовательном процессе
Вывод
Глава 2. Экспериментальная работа поизучению креативных способностей старших школьников
§ 2.1 Диагностика креативных способностей старшихшкольников
§ 2.2 Анализ результатов исследованиякреативности старших школьников
§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Одной из последних тенденций всовременной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативностиличности. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводитособую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические,экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности,обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. В настоящее время этапроблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению,вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природувещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем- это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособнымна рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять своедостойное место в жизни.
Вопрос изучения креативности имеетдавнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызываласпоры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельнойпсихологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражаетособую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другимихарактеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать болееточный портрет индивидуальности. Вокруг изучения проблемы креативности объединилисьисследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросеи предлагающие различные пути решения. Большинство работ по данной проблеме связанос именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс,С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественнойпсихологии понятие «креативность» рассматривается как синоним слова«творческость». Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальныетруды Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, A. M. Матюшкина, а также работы такихисследователей, как В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, B. C. Юркевич, Е.Л. Яковлева идр. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты,как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Однако единой и стройной теориикреативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик,диагностирующих данное свойство.
Во многих случаях разногласияв определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания,источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями.Можно выделить несколько направлений в исследовании явления креативности. Представителиодного из них — когнитивного — связывают исследование креативности с изучением познавательныхпроцессов, выявляют связи креативности с уровнем интеллекта, выделяют и рассматриваютстадии, уровни и типы креативного процесса. Следует отметить, что в центре вниманияэтих исследователей находится креативное мышление (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г. Грубер,Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс, Г. Уоллес и др.).
Другое направление в изученииприроды креативности — личностное — ориентировано на исследование тех личностныхаспектов, которые связаны с процессом творчества. Представителями этого направленияА. Адлер, Т. Амабайль, Ф. Баррон, М. Коллинз, К. Мартиндэйл, А. Маслоу, К. Роджерс,Д. Харрингтон и др. Выявляются характерологические, мотивационные, эмоциональные,социально-ролевые качества личности творчески проявивших себя людей, рассматриваетсясвязь креативности с самоактуализацией личности.
креативность старший школьный возраст
Несмотря на большое число исследований,направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определенииприроды креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качествличности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности,это относится к исследованию источников и условий развития креативности личностив разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношениистаршего школьного возраста, так как именно этот возраст, на мой взгляд, являетсяблагоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивойхарактеристики личности. Это обосновано, как рядом экспериментальных исследований,выявившим «всплеск» проявлений креативности в старшем школьном возрасте(Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, B.C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развитияличности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.С.Лейтес, Е.А. Шумилин и др.). Одной из нерешенных проблем в современной психологииостается разработка диагностических методик, адекватно отражающих актуальный уровенькреативности личности, а также задача по совершенствованию технологий для развитияданного свойства. В настоящее время ощущается острое противоречие между теоретическимипредставлениями о психологической природе креативности, с одной стороны, и практикойразвития и диагностики креативности, с другой, становится очевидным, что требуютсяболее комплексные и разработанные подходы, как к диагностике, так и развитию креативностиличности.
Цель исследования: выявление креативных способностей старших школьников
Объект: креативность
Предмет: креативность в старшем школьном возрасте.
Гипотеза: в старшем школьном возрасте креативные способности характеризуютсясвоеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческимпотенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью,инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализацииформированию творческой зрелости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования
2. Раскрыть понятия «креативность»,«творчество».
3. Разработать диагностический инструментарийпо исследованию креативности у детей в старшем школьном возрасте.
4. Провести исследование креативностиу старших школьников.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Разработать программу на развитие креативныхспособностей старших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научнойлитературы по проблеме
2. Эмпирические методы: тест, анкета,проективные методики
3. Метод обработки данных: качественныйи количественный анализ результатов исследования
4. Представление результатов исследования:рисунки, таблицы
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативностидетей в старшем школьном возрасте§ 1.1 Представления о креативности
Понятиекреативности (от лат. creatio— создание,сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывносвязано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое(либо для творца, либо для группы или общества в целом). Несмотря на значимостьи большую историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточноразработаны. Как отмечает известный исследователь этой проблематики Д.Б. Богоявленская,принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимымдля естественно — научных методов. Эта спонтанность проявляется, как в невозможностипрогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности(неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникатьвне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надодумать около»). Довольно долго творческие достижения человека объясняли высокимуровнем общих и специальных способностей, фактически не выделяли творческие способностикак особый вид, отождествляли их с интеллектом.
Толчкомдля их выделения как особого вида послужили сведения об отсутствии связи между выполнениемтестов интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было также отмечено,что творческие возможности человека не совпадают со способностями к обучению. Тенденцияк выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг.XX в. и связана преждевсего с именами известных американских психологов Л. Терстоуна и Дж. Гилфорда.
Л. Терстоунпроанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разнымиспособами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достиженияхиндуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил вниманиена то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания,а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматриватькак способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческимидостижениями.
Изучениекреативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросомо том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательныхпроцессов в связи с креативностью.
Другоенаправление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическимиособенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием кличностным и мотивационным чертам.
Попыткиопределить креативность посредством познавательных переменных направленына оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорди его сотрудники, начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальныхспособностей, характеризующих креативность. Среди них:
беглостьмысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
гибкостьмысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
оригинальность(способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
любознательность(чувствительность к проблемам в окружающем мире);
способностьк разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);
фантастичность(полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимуломи реакцией).
Дж. Гилфордобъединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление», котороепроявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрытаи когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличиеот «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или«подходящее» решение проблемы). Исследуя, различные ли особенности представляютинтеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, такжеопределяемая с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые результаты.
В некоторыхработах подтвердилась гипотеза о высокой корреляции IQ и показателей креативности, в других были получены прямопротивоположные результаты. Причины такого рассогласования отчасти видели в неразработанностидиагностики креативности, вследствие чего в ряде случаев отсутствовали значимыекорреляции между разными показателями этого свойства.
Однакоосновная причина состояла в различиях выборок, на которых проводились исследования.В одних работах участвовали индивиды с IQ выше нормы, в других с IQ соответствующим норме, в третьих выборки были смешаннымис большим разбросом показателей тестов интеллекта. Проанализировав результаты проведенныхисследований с учетом данного обстоятельства, психологи пришли к следующему выводу:взаимосвязь между показателями тестов интеллекта и креативности существует, но онаносит не линейный, а более сложный характер. Ее можно описать следующим образом.Если IQ среднийили выше среднего, то он связан с креативностью линейно — чем больше IQ, тембольше показатель креативности. Но если показатель теста интеллекта выйдет за верхнююграницу нормы, он утрачивает взаимосвязь с креативностью. Этот факт означает, чтодля проявлений креативности нужен достаточно высокий (выше нормы) уровень умственногоразвития. Если такой уровень достигнут, то есть индивид обладает достаточно большимобъемом знаний и сформированным логическим мышлением, то дальнейшее его увеличениестановится безразличным для формирования креативности. Однако очень высокий уровеньинтеллектуальности часто сопровождается снижением креативности, что, скорее всего,объясняется специфической направленностью личности — на обучение, на узнавание новойинформации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку. Такая направленностьна критику и логику в суждениях, как считают многие, может препятствовать генерацииновых идей.
Есливместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности — поуровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые,- то получали однозначные результаты, свидетельствующие о дихотомии креативностии интеллекта. Такие данные были получены на группах архитекторов, художников, математиков,писателей.
Однаконе все психологи признают креативность особым качеством, одной из разновидностейобщих способностей. Некоторые из них, например Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и др.,рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционнымиинтеллектуальными тестами. В этом их укрепляют результаты исследований, показывающихзависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний инавыков, особенностей окружающей среды. Так, Э. Оглетри и В. Юлаки, изучив 1165школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативностиявляются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащиек привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности,чем их сверстники из среднего и низшего классов (на уровне значимости р
Д. Гуднауна примере двух детских садов показал, что обучение детей активному манипулированиюпредметами приводит к более нестандартному их использованию.В. Уорд в своем исследованииувеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду.
Зависимостьоценок креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формироватькреативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередьможно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая средадолжна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой.Так, Ф. Хеддон и Г. Литтон обнаружили более высокие оценки креативности у учащихсяшкол, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения по сравнениюс более формальными школами.
Найдено,что развитие креативности зависит от особенностей культуры, от традиций и ценностей,поддерживаемых обществом. Так, в США велик престиж творчества, американские школыстремятся развивать у детей креативность, используя специальные программы обучения,и это приводит к заметному повышению уровня креативности американских школьников.
Подобныеданные свидетельствуют о большой роли личностных особенностей в развитиикреативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманиемк эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношенииличностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователейсхожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство,не-признавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных отне креативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общеготипа креативной личности, в отличие от типа личности некреативной. Интересно, чтоисследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юныхи взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативностьможно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннемвозрасте.
Существуетточка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами и патологиеймозга и нервной системы. Так, Л. Кронбах склонен причину креативности видеть в плохойрегуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием»идей.
Г. Доминопоказал, что креативные дети имели матерей с патологическими личностными особенностями.Но есть исследователи,
которые,напротив, отмечают у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехамокружающей среды, к разного рода конфликтам. Так, Ф. Бэррон и Р. Кеттелл нашли,что среди креативных реже встречаются психозы, чем у населения в среднем, но чащезамечаются эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к самоубийству.Ф.Бэррон объяснил это большей чувствительностью к окружающей среде.
Нет единойточки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно однойточке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимальносоответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности,применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативныхспособностей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.
Подводяитог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемыйкреативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами.Полученные в их исследованиях данные позволяют констатировать следующее:
существуетсвязь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойствапока до конца не выяснена;
нельзяпока с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном понимании;
покане найдены надежные способы измерения креативности.
Проблема креативности личностив современной психологии Область креативностисложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое полефактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Еще в 60-х гг. 20-го столетиябыло описано более 60 определений креативности, и их количество, накопившееся кнастоящему моменту, трудно оценить. В самом общем виде понятие креативности включаетв себя особенности психики, которые способствуют созданию чего — то нового, оригинального.Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Термин «креативность»(от лат. creatio — сотворение, создание) получил распространение г; 50-е гг. XXвека и в настоящее время широко используется в психологических исследованиях. Большинстворабот по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Ф. Баррон, Дж.Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг и многиедругие). В отечественной психологии понятие «креативность» рассматриваетсякак синоним слова «творческость». Особый вклад в исследования этого направлениявнесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, A. M. Матюшкина, Я.А. Пономарева,а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин, В. Ы. Козленке, B. C. Юркевич,Е.Л. Яковлева и др. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенныерезультаты, как в теоретическом, так и в практическом отношении, однако единой истройной теории креативности до сих пор не существует. В имеющейся по этому вопросунаучной литературе можно проследить лишь некоторые общие тенденции, принципы подходак его решению.
В целом, в истории психологическойнауки можно выделить два основных подхода к изучению и пониманию креативности: когнитивный(познавательный) и личностный.
В русле первого направления изучениекреативности происходит в тесной связи с исследованием когнитивных процессов. Впервую очередь исследователями этого направления рассматривается вопрос о соотнесенностикреативности с уровнем интеллекта как проблема взаимосвязи создания нового с приобретениеми применением уже выработанных знаний и умений. Первым, кто обратил внимание наразличия, существующие между креативностью и интеллектом или, в других терминах,дивергентным и конвергентным интеллектом, был Дж. Гилфорд, который предложил концепциюкреативности как универсальной познавательной творческой способности.
Дж. Гилфорд отказался от классическогоделения мышления на индуктивное и дедуктивное. Он считал их лишь разновидностямиконвергентного (однонаправленного) мышления. Конвергентное мышление, по Дж. Гилфорду,актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множестваусловий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может бытьи несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Соответственно,Дж. Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом,то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ. Дихотомической паройконвергентного мышления он предложил дивергентное мышление, определяемое как«тип мышления, идущего в различных направлениях». Это мышление допускаетварьирование путей решения проблемы, как бы «фонтанируя» мысли, приводитк неожиданным выводам и результатам Дж. Гилфорд выделил ряд факторов дивергентныхинтеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Основные из них: беглостьмысли (количество идей, которые индивид может выдать в единицу времени), гибкостьмысли (способность переключаться с одной идеи на другую), точность (способностьсовершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту) и, наконец, оригинальность(способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов).
Направление исследований, начатоеДж. Гилфордом, наиболее последовательно было продолжено Е.П. Торренсом, которыйтоже описывает креативность в терминах мышления. Под креативностью Е.П. Торренспонимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях,дисгармонии и т.д. В основе цикла работ, проведенного им, лежит предположение отом, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации — от обнаружения проблемыдо сообщения о ее решении, — имеют прямое отношение к креативности. Таким образом,он включает в число проявлений креативности не только специфические для нее феномены(например, формулировку гипотез), но и те особенности, которые непосредственно связаныс общим интеллектом (например, проверку гипотез). Значительные пересечения интеллектаи креативности обнаруживались и при экспериментальном исследовании характеристиккреативности, выделенных Е.П. Торренсом — беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.Е.П. Торренс предложил «теорию интеллектуального порога», основанную наэкспериментальных данных, полученных с использованием разработанного им теста: еслиIQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, т.е. связаны междусобой, а если выше 120 — креативность становится независимой величиной, т.е. нетлиц с низким интеллектом, обладающих креативностью, но высокий интеллект не обязательносвязан с высокой креативностью.
Необходимо отметить, что множествоисследований, проводимых в области связи креативности и интеллекта, выявило большоеколичество данных, которые были весьма разнообразны. Разнообразными были и подходык их интерпретации. Так, практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк,Д. Векслер, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.) считали, что высокий уровень развитияинтеллекта предполагает высокий уровень развития креативности. Представители этойточки зрения опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которыхотносится классическая работа Л. Термена и К. Кокса, которые проанализировали ещев 1926 г. биографии 282 европейских знаменитостей и попытались оценить их IQ наоснове достижений в возрасте от 17 до 26 лет. В исследованиях они опирались на шкалуСтэнфорд-Бине.§ 1.2 Психологические особенности старшего школьноговозраста
1. Юность как стадия жизненного пути человека
Период юности — это период самоопределения. Самоопределение- социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основнуюзадачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущейсферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачамисоциального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть?и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
2. Психологические теории юности
Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут статьособенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаютсяк переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую системуотношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируютсяна оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения,которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходитизменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего,то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебногозаведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладываетоснову их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебнаядеятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные иличностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимаютмотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшимобразованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятсязначимыми.
3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельностистаршеклассника
Подавляющее большинство юношей и девушек — это учащиеся либообщеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебныхзаведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельнуютрудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируютсяв специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.
4. Формирование мировоззрения в ранней юности
Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненныхпланов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненнойпрограммой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат,но и способы его достижения. Жизненный план — это план потенциально возможных действий.В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своихожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши идевушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвиженияи материального благополучия их притязания зачастую завышены.
При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь жевысоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание большеполучать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированномутруду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистичнооценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичныв определении возможных сроков их осуществления.
При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в болеераннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальнымтрудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненнойперспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдачеради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собойбудущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям,нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовавнечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе.Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой,для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняетуспешную реализацию неопределённостью.
5. Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
Одно из достижений этой ступени — новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостностии уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности,преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизияхюный человек может вслух сказать: «Я — лично отвечаю за это!»
§ 1.3 Развитие креативности у старших школьников ввоспитательно-образовательном процессе
В настоящее время только оченьленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образованиеза его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм,игнорирование личности ученика и многое, многое другое. Иногда критика оказываетсясправедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однакочаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер.Вряд ли, сейчас, можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себяплохо произносимым термином «инновационное», которое бы не заявляло овнимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальныеособенности, способности, желания и стремления, об освобождении его «Я»от пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.
В наше время для новой инновационнойшколы начертаны два основных лозунга «Свобода» и «Творчество».Создается впечатление, что инноваторы просто присвоили себе право определять приоритетныенаправления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихсяединственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этомнеким мистическим образом благодаря заботе о гуманизации образования оборачиваетсяповсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же свободу выбора ученика,его право на получение системного образования, право на присвоение не только художественно-образноговидения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.
Теоретики современной гуманистическойшколы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школахдолжны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющейсебе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Во всех бедах человечествавиновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способамышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельныхи творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующиминравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи,музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой егосамостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознаниячерез вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренниеимпульсы.
Для современной школы не являютсяаргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлоговека: "Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличениии поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная силатворчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее,навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, всущности, бедных форм." Борясь с творческим отношением к действительности,конструкторы современного образования создают специальные устройства «защитыот дурака» и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкойв современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либоприбору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся.Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным «творческое».Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышлениеявляется чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени.Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности)детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистическойшколы.
Ели оставить в стороне вопросо вреде или пользе преподавания в школе высшей математики или какой-то иной бесполезнойи угрожающей здоровью дисциплины (фонвизинский Митрофанушка, например, задолго доизобретения GPS был уверен, что при наличии пятачка на извозчика география — совершенноненужная наука), то едва ли торжеством развития в детях креативности можно назватьЕГЭ, введенный личными усилиями министра Фурсенко, несмотря на сопротивление множестваэкспертов.
Российское общество и без тогоживет по инфантильной митрофанушкиной логике: зачем выбирать себе власть — все равноназначат, зачем думать своей головой — за нас подумают, зачем что-то решать самим- за нас решат. И происходит так вовсе не от того, что в школе преподают лишниепредметы. А потому, что, следуя установкам и предписаниям, даже ростки креативности,стоит им где-то ненароком вылезти тут же погибают.Вывод
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления(ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходитьк разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычноговзгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышленияувлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никакне могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из нихпонимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находитьуникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность иинтеллект — не одно и то же.
Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываютсяна его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезныерезультаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальныхпроизведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует такжеи большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают важное значение такихкачеств, как любознательность и упорство.
Глава 2. Экспериментальная работа по изучениюкреативных способностей старших школьников§ 2.1 Диагностика креативных способностей старших школьников
Старший школьный возраст являетсяблагоприятным временем для подобной работы. Это связано со многими психологическимиособенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостьювосприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов и стремлениемк оригинальности. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному,правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этомвозрасте формируется “внутренняя позиция" личности, обуславливающая определеннуюструктуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личностьстаршеклассника еще окончательно не сформирована и открыта позитивным изменениям.Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания.Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то естьцеленаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Всеэто является хорошей базой для развития креативности личности.
Для изучения креативных способностейстарших школьников мною взята выборка из 10 человек (2 мальчика и 8 девочек), учащихся9, 10 и 11 классов в возрасте от 15 до 16 лет. Для изучения креативных способностейбыла разработана следующая диагностическая программа:Название методики, автор Цель методики Исследуемый критерий Творческий тест Торранса (вербальный) Исследование творческой одаренности детей. Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА. Изучение уровня развития творческого мышления Творческое самовыражение ТЕСТ ДЖ. ГИЛФОРДА И М. САЛЛИВЕНА «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» Оценка социального интеллекта Измерение фактора познания результатов поведения § 2.2 Анализ результатов исследования креативности старшихшкольников
Таблица 1.Опросниккреативности Джонсона№ п/п Имя Возраст Баллы Уровень креативности 1 Алёна Б. 15 36 Очень высокий 2 Евгения К. 16 28 Высокий 3 Светлана Б. 16 27 Высокий 4 Максим Б. 16 20 Нормальный, средний 5 Артём М. 16 25 Нормальный, средний 6 Ирина М. 16 22 Нормальный, средний 7 Ирина А. 15 22 Нормальный, средний 8 Александра Д. 15 28 Высокий 9 Елена З. 15 30 Высокий 10 Юлия К. 15 28 Высокий
/>
Рис.1
В результате проведения данногоопросника было выявлено, что у современных старшеклассников преобладает высокийи очень высокий уровень креативности.
Таблица 2.Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена«Истории с завершением»№ п/п Имя Возраст Баллы Оценка по тесту 1 Алёна Б. 15 6 понижена 2 Евгения К. 16 8 понижена 3 Светлана Б. 16 9 понижена 4 Максим Б. 16 7 понижена 5 Артём М. 16 12 средневыборочная норма 6 Ирина М. 16 4 чрезвычайно низкая 7 Ирина А. 15 13 повышена 8 Александра Д. 15 14 высокая 9 Елена З. 15 13 повышена 10 Юлия К. 15 14 высокая
/>
Рис.2
В ходе проведения данной методикибыло выявленно, что показатели социального интеллекта значительно сниженны и тольконебольшой процент старшеклассников имеет показатели выше норма или в ее пределах.
Таблица3.Творческий тест Торренса (вербальный)№ п/п Имя Возраст Баллы 1 Алёна Б. 15 102,8 2 Евгения К. 16 112,3 3 Светлана Б. 16 123,5 4 Максим Б. 16 132,5 5 Артём М. 16 126,3 6 Ирина М. 16 94,2 7 Ирина А. 15 93,4 8 Александра Д. 15 138,6 9 Елена З. 15 93,7 10 Юлия К. 15 173,1
/>
Рис.3
Проведя тест, было выявлено, чтоосновной процент детей имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способныкреативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартнымиспособами.
Но все-таки есть учащиеся, имеющиесредний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творческимыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучшихрезультатов. Отсюда следует, чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развиватьтворческие способности и умение нестандартно подходить к решению любой проблемы.§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитиекреативности
Данная программа рассчитана напять дней. Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышленияи воображения.
Цель программы: развитие у старших школьников творческих способностей
Задачи программы:
1. Разработать комплекс игр и упражненийнаправленный на развитие креативности старших школьников.
Формы и методы проведения:Название занятия (номер занятия) Цель занятия Игры, упражнения, этюды входящие в занятия Время отведенное на каждое занятие «Знакомство» развитие творческого мышления и умения сосредоточиться, а так же креативности Упражнение «Сочинитель»; Упражнение «Творческое озарение»; Упражнение «Рифмуем имена» 30 минут «Выявление креативности» развитие креативности. мышления Упражнение «Творческое озарение»; Упражнение «Завяжи шнурок»; Упражнение «Прочти текст» 30 минут «Немного поговорим» развитие креативности, мышления, развитие воображения и творческих способностей. Упражнение «Рассказ»; Упражнение «Придумай»; Упражнение «Заголовки» 30 минут «Капелька творчества» развитие креативности Игра «К счастью. К сожалению. »; Упражнение «Превращения»; Упражнение «Заглавная буква» 30 минут «Заключение» Стимулировать появление творческих идей, проба оригинальности мышления Упражнение «Поставь точку»; Упражнение-активатор «Апельсин»; Игра «Поиск общих свойств» 30 минут
Заключение
Воспитание подрастающего поколениясоставляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формированиенового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческимотношением к действительности, общественной активностью, превращается в главнуюзадачу, являясь необходимым условием его построения.
Важнейшим элементом культуры ицивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества являетсякреативность, которая в современном мире расценивается как личностная способностьк творчеству.
Необходимость учитывать в воспитаниипоколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности можетбыть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современныхтехнических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоватьсяво вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.
Пути и судьбы творческого потенциалаопределяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом.Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самогограндиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность можети в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованияхкреативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половиныХХ века Томаса Вулфа "гений без таланта".
Анализ жизненного пути выдающихсятворцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемостьи увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность.Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех,но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целомтрудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим овеликих творцах, мы говорим и о великих личностях». Поэтому не стоит разделятьэти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие,гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя.
Литература
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — № 1. — 2003.
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М.: Прогресс, 2005.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2002.
4. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности// Вопросы психологии, 2003.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2003.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. — М.: Мир, 2005
7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 2003.
8. Григоренко Е.А., Кочубей Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверкигипотез близнецами // Новые исследования в психологии. — 2002.
9. Грузенберг СО. Психология творчества. — Минск, 2005.
10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующеговлияния микросре¬ды на креативность 2005
11. Психологический журнал. — 2004. — № 4.
12. Л.Д. Столяренко «Основы психологии» издание третье, переработанноеи дополненное. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000 г.
13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. — СПб., 2004
14. Лук А.Н. Проблемы научного творчества / Сер. Науковедение за рубежом. — М.,ИПИОН АН СССР, 2004.
15. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные наукиза рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. — 2004
16. Парандовский Я. Алхимия слова. — М.: Правда, 2003.
17. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества. — Л., 2001.
18. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологическойнауки. — М.: Наука, 2005.
19. Психологическая диагностика. Учебник для вузов.3-е издание переработанноеи дополненное. Под редакцией М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. Издательство: «Питер», 2003 г.
20. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» Учебное пособие.Редактор-составитель — Д.Я. Райгородский. Издательский дом «БАХРАХ-М»Самара 2001 г.
21. Развитие и диагностика способностей // Под ред.В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова.- М.: Наука, 2005.
22. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческойличности // Психологи¬ческие проблемы самореализации личности. — СПб: Изд-во СПбГУ,2004.
23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Москва; Томск,2004.
24. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемыи направления исследо¬ваний // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение,2005.
25. Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозгакак организатор воле¬вых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциалачеловека // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. — 2004
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
26. http://www.twirpx.com/files/
27. http://nkozlov.ru/tests_fan/d2725/
28. http://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59
Приложение
Приложение №1
Опросник креативности Джонсона.
Возможные оценочные баллы:
1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.
Текст опросника
Контрольный список характеристик креативности
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные,сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтениесложностей).
2. Выдвигать и выражать большоеколичество различных идей в данных условиях (беглость).
3. Предлагать разные виды, типы,категории идей (гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали,идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувствоюмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
6. Демонстрировать поведение, котороеявляется неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность,изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первойпришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбиратьлучшую (независимость, нестандартность)
8. Проявлять уверенность в своемрешении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартнуюпозицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опоройна себя, самодостаточное поведение).
Лист ответов
Дата_________________
Школа_______________
Класс________________
Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) _______________________ (заполняющий анкету)
Соответствие суммы баллов уровням креативности
(по “Опроснику Джонсона”) Уровень креативности Сумма баллов Очень высокий 40-34 Высокий 33-27 Нормальный, средний 26-20 Низкий 19-15 Очень низкий 14-8
Приложение № 2
1. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
/>
2. Вводная такая: исходная ситуация
/>/>/>/>
3. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
4. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
5. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
6. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
7. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
8. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
1. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
10. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
11. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
12. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
13. Вводная такая: исходная ситуация
/>
Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
14. Вводная такая: исходная ситуация. Выберите логичное завершение ситуации:
/>/>/>
Приложение №3
Творческий тест Торренса (вербальный)
Субтест 1. Использование предметов(варианты употребления)
Задача
Перечислить как можно больше необычныхспособов использования предмета.
Инструкция для испытуемого
Газета используется для чтения.Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать?Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста- 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом.При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекаетсяпосле прочтения инструкции.
Оценивание
Результаты выполнения теста оценивалисьв баллах.
Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов.За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б — беглость, n — число уместныхответов.
Следует обратить особое вниманиена термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы,которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читатьгазету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различнымкатегориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль,игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей(записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтныхи строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки(постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраскепотолка).
4. Использование в качестве обертки(завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных(подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средствадля вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетнойбумаги).
7. Использование как орудия агрессии(бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотретьрекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета,посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия(укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, дляразведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек(сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответуномер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будутотноситься к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этойкатегории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать числоиспользованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменятьсяот 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нетв списке).
За ответы, не подходящие ни кодной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию.Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следуеточень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется3 балла.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — числоиспользованных категорий.
3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считаетсяоригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответысуммируются.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности,k — число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателяпо каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть переводасырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммированиебаллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не являетсядостаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться толькокак приблизительными и оценочными.
Т 1 = Б 1 +Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.
Т 1 — суммарный показательпервого субтеста, Б 1 — беглость по 1 субтесту, Г 1 — гибкостьпо 1 субтесту, Ор 1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместныхответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача
Перечислить различные последствиягипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Вообрази, что случится, если животныеи птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста — 3минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтестаоценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенныхпоследствий.
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий.Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40человек). 1 оригинальный ответ — 5 баллов.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности,k — число оригинальных ответов.
Т 2 = n + 5 k.
Т 2 — суммарный показательвторого субтеста.
Как и в первом субтесте, следуетобратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихсяответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3 Выражение
Задача
Придумать предложения, состоящиеиз четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого
Придумай как можно больше предложений,состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указаннойбуквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы тольков таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселыймальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно большесвоих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста — 5минут.
Оценивание
Результаты выполнения субтестаоцениваются по трем показателям.
1) Беглость — число придуманных предложений (n).
1 предложение — 1 балл.
Б = n.
2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитываетсятолько один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только теслова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере.Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например:«веселый, весело».
1 слово — 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г — показатель гибкости, m — числослов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальныхпо смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, котороевстречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное предложение- 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор — показатель оригинальности,k — число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т 3 — суммарный показательтретьего субтеста
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача
Привести как можно больше определенийдля общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше определенийдля слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Времявыполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтестаоцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение — 1 балл.
Б = n.
Б — показатель беглости.
2) Гибкость — число категорий ответов.
Одна категория — 3 балла.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — числокатегорий ответов.
Категории ответов 1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа(брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления(картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская,военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя,Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая,длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность(известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты(рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая,ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие(хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская,иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к однойкатегории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов(в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практикевстречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваиваетсяновая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории,присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждуюновую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — числокатегорий.
3) Оригинальность — число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным,если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное определение- 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор — показатель оригинальности,k — число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 — суммарный показательчетвертого субтеста.
Субтест 5. Составление изображений
Задача
Нарисовать заданные объекты, пользуясьопределенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого
Нарисуй определенные объекты,пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждуюфигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве,но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо,во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпишичетвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется наборфигур и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения всех рисунков- 8 минут.
Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).
Оценивание
Оценивание производится по двумпоказателям.
1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:
n 1 — число изображенныхэлементов (деталей);
n 2 — число использованныхкатегорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь — 0,1 балла.
Один класс фигур — 1 балл.
n 3 — число ошибок(ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка — 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i- 0,1 n 3i)
Б — беглость, i — номер рисунка(от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четыремрисункам.
2) Оригинальность
k 1 — число оригинальныхэлементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимаетсяэлемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использованиеэлемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент — 3балла.
В одном рисунке может быть несколькооригинальных элементов.
k 2 — оригинальностьчетвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборкув 30-40 человек.
k 2 может приниматьзначения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
0 р 4 i=1 =5 k + k 1i.
Ор — оригинальность, i — номеррисунка (от 1 до 4).
Т 5 = Б + 0р.
Т 5 — суммарный показательпятого субтеста, Б — беглость, 0р — оригинальность.
Субтест 6. Эскизы
Задача
Превратить в различные изображенияодинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого
Добавь любые детали или линиик основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисоватьможно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания — 10минут.
Тестовый бланк — это лист стандартнойбумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размерыквадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.
Б = n
n — число рисунков (изменяетсяот 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющиедруг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал- круг.
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например,изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животныхтакже составляют одну категорию.
Одна категория — 3 балла.
Г = 3m.
m — число категорий.
Категории ответов
1. Война (военная техника, солдаты,взрывы).
2. Географические объекты (озеро,пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотныезнаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь,снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья,травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствуетни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок,сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек).
Один оригинальный рисунок — 5баллов.
Ор = 5 k.
Ор — показатель оригинальности,k — число оригинальных рисунков.
T 6 = n + 3 m + 5 k.
Т 6 — суммарный показательшестого субтеста.
При подсчете баллов по шестомусубтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения.О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать вовнимание подпись.
У маленьких детей, которые неумеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках,и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача
Найти различные фигуры, скрытыев сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше изображенийна этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста — 3минуты.
Тестовые стимульные: всего четыреразличных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того,чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание
Результаты выполнения субтестаоцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость — суммарное число ответов (n).
Один ответ — 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальнымбудет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор — оригинальность, k — числооригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 — суммарный показательседьмого субтеста.
Приложение 4 (коррекционная программа)
Упражнение «Творческое озарение»
Цель: развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.
На протяжении двух минут, используя14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи сцелями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова изсписка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.
Упражнение «Сочинитель»
Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности.Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.
Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз,вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых былибы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Упражнение «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, котороеначинается словами: «Меня зовут…»Пример:
— Меня зовут Никита, меня любят москиты!
— Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
— Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
— Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
— Меня зовут Рита, в огороде все полито!
Упражнение «Творческое озарение»
Цель: развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.
На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбираетзаранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга),придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а такжедобавлять любые другие слова.
Упражнение «Завяжи шнурок»
Цель: развитие креативности.
За две минуты найдите как можно больше применений для обувногошнурка и запишите их.
Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотренияможно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку.и т.д.
Время проведения и обсуждения результатов — 10 минут.
Упражнение «Прочти текст»
Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначалев тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три.
Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этоттекст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.
Упражнение «Рассказ»
Цель: развитие креативности, мышления.
Участникам предлагается составить рассказ из названий кино иливидеофильмов.
Упражнение «Придумай»
Возраст: младший школьный, подростковый.
Ребятам предлагают придумать новоеприменение предметам:
— пустой консервной банке,
— дырявому носку,
— лопнувшему воздушному шарику,
— перегоревшей лампочке,
— пустому стержню от ручки.
Упражнение «Заголовки»
Возраст: младший школьный, подростковый.
Ребятам предлагается составить рассказ из вырезанных газетныхзаголовков на время.
Игра «К счастью. К сожалению. „
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Время проведения: 30 минут.
Материалы: маленький мячик.
Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумываетсвое предложение, которое обязательно должно начинаться словами “К счастью»или «К сожалению» (попеременно).
Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение,он передает мяч другому участнику, и история продолжается.
Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принятьрешение закончить ее, если сочтет это нужным.
Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее илидать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. ЕслиВы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться,есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачиватьисторию.Возможныеварианты:
— Группа затерялась на необитаемом острове.
— Одиссей попадает на Красную площадь.
— Вася и Маша открывают магазин игрушек.
— Мальчик влюбился в девочку.
— Двое родителей спорят из-за подарковсыну (дочери) на день рождения.
Упражнение «Превращения»
Цель: развитие креативности.
Для развития технического интеллектаочень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а такжепринципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете,каков принцип работы того или иного прибора — просто придумайте его!
1. Представьте себе, что вы — это листбумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальныхподробностях представьте процесс, происходящий с вами.
2. Представьте, что вы — бензин в бензобакеавтомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движетеавтомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящийс вами.
3. Представьте, что вы — сигнал, излучаемыйпередатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьтесебе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
4. Представьте, что вы превратились всобственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связив телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты.Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.
Упражнение «Заглавная буква»
Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научитьсявыискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время,с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можнобольше слов, начинающихся с буквы Ж.
Время проведения: 10-15 минут.
Упражнение «Поставь точку»
Цель: проба на оригинальность мышления.
Задание: Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом.Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).
Оценка: По степени возрастания оригинальности мышленияточка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга,на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определенияапельсину.
Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошоподдерживает рабочую мотивацию.
Игра «Поиск общих свойств»
Ребятам предлагаются два слова, мало связанные между собой.
Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешкаи конструктор, консервная банка и чашка и т.д.
За 10 минут ребята должны написать как можно больше общих признаковдля этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это заданиедолжны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е.общие свойства пары предметов, которые они нашли.
Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка»могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком»,«имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков.Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные словав совершенно новом свете.
При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят.В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее.При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристикуэтих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данныхпредметов, т.е. — второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научилисьвскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенныеи несущественные признаки предметов.