--PAGE_BREAK--Рис. 1 Модель восприятия субъектом эмоциональных явлений (как в себе, так и в другом)
Познающее Я ( категоризующее эмоции)
· Осознание субъектом способа восприятия
Осознание субъектом эмпирических характеристик и свойств эмоций:
· энергетическая характеристика (интенсивность эмоций)
· временная характеристика: а) длительность, динамичность эмоций; б)типичность, повторяемость эмоций в опыте переживаний.
· информационная характеристика ( амбивалентность эмоций)
· осознание причин эмоций
Осознание экспрессивных проявлений эмоций:
· мимика
· речь
· психомоторика
· целостное эмоциональное поведение
· вегетативные изменения
Внутренний наблюдатель
Непосредственное восприятие связи эмоций с др. психическими и
физиологическими явлениями
· переживание психосоматической природы эмоций: а) осознание изменений в протекании других психических процессов ( психика ); б) осознание локализации эмоций в каком-либо органе (сома); в) осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения; г) осознание эмоции как переживания отношения к потребности (единство психики и сомы).
· Осознание эмоций другого по аналогии с собственными
Внешний наблюдатель
Внешний
Непосредственное восприятие связи эмоций с
объектом
· осознание эмоции как переживания отношения
к объекту, событиям, ситуациям
· осознание эмоций через явления природы, живые
и неживые предметы окружающего мира
· осознание эмоций через ощущения определенной
модальности (зрительные, слуховые, тактильные
ощущения)
Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)
Далее анализируются представления отечественных и зарубежных исследователей относительно проблемы репрезентации эмоций в сознании. Установлено, что эмоции осознаются, вербально перерабатываются и категоризуются языковой личностью ( В. И. Шаховский, 1991). Возможно существование как актуально, так и ретроспективно осознаваемых эмоциональных переживаний (Н.В. Витт, 1991). В настоящее время у многих ученых уже не вызывает сомнения, что психика, сознание, мышление и язык тесно взаимосвязаны и что в любом языке имеются эмотивные знаки, с помощью которых вербализуются, т.е. отражаются и выражаются эмоции. Становиться осознанным значит принимать вербальную форму (Ж. Пиаже, 1996). Слова и их употребление в конкретной ситуации позволяют различать субъекту не только собственные эмоциональные переживания, но и переживания других людей (Ю.М. Орлов, 1997). Таким образом, большинство исследователей единодушны в том, что эмоции выражаются и осознаются посредством речи. Способность человека к осознанию эмоциональных переживаний развивается в онтогенезе и связана с его личностным и профессиональным развитием. Анализ литературы по проблемам психологии личности и социальной перцепции показал, что эмоциональные явления связаны, во-первых, с мотивационно — потребностной сферой личности — в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Л.Н. Рожина, R. Buck). Во — вторых, в эмоциях представлено целостное отношение человека к миру — они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием личности, с личностными смыслами ( В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Сарджвеладзе, К. Изард, К. Роджерс). В — третьих, поведение личности (в деятельности, в общении) нередко опосредуется таким свойством личности, как эмоциональность (А.Е. Ольшанникова). И наоборот, было установлено, что личностные особенности опосредуют порождение и проявление эмоций. Так, в соответствии с личностным принципом, эмоции как психические явления могут быть поняты только в связи с их личностной обусловленностью ( Б. Ф. Ломов, 1984). Личностные свойства являются одним из существенных факторов, определяющих особенности восприятия субъектом собственных эмоций. В числе личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние на процесс восприятия субъектом эмоций в себе, большинство авторов указывают отношение к себе; особенности личности как субъекта общения; особенности ценностно-смысловой и эмоциональной сфер личности.
Вовторой главе “Методологические проблемы психологии восприятия эмоций” отмечается ряд трудностей методологического порядка, которые состоят в отсутствии разработанной методологии применительно к изучению проблемы восприятия человеком психической реальности как в себе, так и в другом, в частности, к описанию феноменологии процесса восприятия субъектом эмоциональных явлений. Отмечается, что неизбежным следствием этого является бедность методических приемов, направленных на исследование качественного своеобразия эмоций. Предложены пути преодоления этих трудностей. Они состоят, во-первых, в признании предпочтительности гуманитарного подхода к исследованию эмоциональных явлений, предполагающего не столько объяснение, выяснение каузальной закономерности рассматриваемого психического явления, сколько воссоздание эмоциональных переживаний во всем их внутреннем своеобразии. Во-вторых, в рассмотрении феномена восприятия как отношения в рамках субъектного подхода. Суть феномена восприятия как отношения состоит в обращении исследователя в первую очередь к опыту воспринимающего субъекта, выяснении того, как он относится к отражаемому объекту (В.Н. Мясищев, 1960), как он соотносит образ воспринимаемого объекта с уже имеющимся у него образом (А. Н. Леонтьев, 1979; У. Найссер, 1981; Д. Брунер, 1977, Е.В. Левченко, 1984). Именно в контексте субъектного подхода правомерно утверждение о том, что в процессе восприятия происходит осмысление, принятие, категоризация, т.е. осознание эмоций. В данной главе представлен критический анализ методов, традиционно используемых для изучения особенностей восприятия субъектом эмоций (как в себе, так и в другом), который подтвердил необходимость применения качественных методов в исследовании феноменологии восприятия эмоций, в частности, интроспективных и ретроспективных самоотчетов.
В третьей главе “Результаты экспериментального исследования восприятия субъектом эмоциональных явлений в себе” изложены процедура исследования феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций. Выбор конкретных методических приемов эмпирического исследования определялся следующими требованиями: 1. Особенности восприятия человеком эмоциональных явлений в себе могут быть выявлены двумя способами: а) при описании им актуально переживаемых эмоций; б) при описании субъектом эмоций в контексте целостной ситуации, некогда воспринятой. 2. Инструкция не должна ограничивать свободы выбора испытуемым смысловых единиц, через которые он предпочитает описывать эмоции. Данным требованиям отвечают метод свободного самоотчета об актуально переживаемых эмоциях и метод ранних воспоминаний личности Е.В. Сидоренко в соответствующей модификации. Они и выступили в качестве основных в исследовании. Интроспективный и ретроспективный самоотчеты позволяют обратиться к вербализованным структурам и осознаваемым конструктам воспринимающего эмоции (Е.Ю. Артемьева,1980). Таким образом, смысл процедуры исследования восприятия эмоций основывается на выявлении и анализе смысловых единиц информации об эмоциях, которую сообщает в письменных текстах испытуемый. Эти смысловые единицы были распределены по соответствующим 19 категориям контент-анализа. Основанием для их выделения выступил источник информации, на который предпочитает опираться субъект в процессе восприятия эмоциональных явлений. Через совокупность этих категорий и описывалась феноменология восприятия студентами-психологами и не психологами эмоций как в себе, так и в другом. В данных категориях реализуется две стратегии восприятия субъектом эмоций: стратегия внешнего и внутреннего наблюдателя. В качестве эмпирического индикатора категории выступает высказывание испытуемого, выражающее законченную мысль или чувство. В результате была составлена матрица категорий восприятия эмоций и их эмпирических индикаторов (общих для текстов интроспективных и ретроспективных самоотчетов) (см. таб. 1). Курсивом в таблице выделена дополнительная категория, которая была обнаружена при анализе текстов ранних воспоминаний личности; подчеркнутым курсивом выделены дополнительные для текстов свободных самоотчетов категории.
Таблица 1.
Матрица категорий самовосприятия эмоций и их эмпирических индикаторов (общих для текстов интроспективных и ретроспективных самоотчетов)
Категории
Эмпирические индикаторы
Стратегия внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия
Мимические средства экспрессии (А)
“Нередко обнаруживала улыбку на лице”, “Я лежал на полу с закрытыми глазами”, “Я сидела поджав губы”
Звуковые и речевые средства экспрессии (Б)
“Мой смех”, “Тогда я заплакала” “Помню как я тогда кричала”, “Под влиянием страха я разревелась”
Психомоторные средства экспрессии (В)
“Я ерзаю на стуле”, “Мои эмоции выражаются в позе”, “Я легла на парту, опустила голову на руки, закрыла глаза”, “Сижу наперекосяк, чтобы только забыть о страхе”
Целостный акт эмоционального поведения (Г)
“У меня просто была истерика”, “Я это определила по поведению: постоянные колебания, замкнутость, с одной стороны, смех без причины, с другой”, “Я начала хныкать, капризничать”
Осознание субъектом вегетативных изменений (Д)
“Пульс ровный”, “Когда я раздражена или начинаю злиться — испытываю легкую дрожь”, “Волнение и беспокойство определила по учащенному сердцебиению”, “У меня дрожат руки”, “Сухость во рту”
Осознание эмоций через ощущения определенной модальности (преобладающий при восприятии собственных эмоций вид чувствительности) (Ч )
“Помню заправленную зеленым покрывалом постель. Отец был одет в розовую рубашку”, “На мне курточка сине — красно-белого цвета, синие сапожки”, “Бабушка достает из шкафа свой халат. Он мягкий, плюшевый. Синего цвета, очень насыщенного”
Стратегия внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия
Осознание динамичности, изменчивости, длительности протекания эмоций (И)
“Сначала была небольшая тревожность, затем спокойствие”, “Настроение скачет”, “Сначала был страх и боль, и неуверенность в том правильно ли я поступила, но потом только чувство удовлетворенности и радости”
Осознание амбивалентности эмоций (К)
“Некое чувство потерянности, с другой стороны сосредоточенности”, “Противоположные, противоречащие друг другу эмоции”, “Я сейчас испытываю тоску по дому, в то же время радость”
Осознание интенсивности или силы эмоционального переживания (Л)
“Чувство легкого волнения”, “Мне жутко не нравится отвечать на всякие социологические опросы и психологические тесты”, “Огромное чувство вины”, “Я ужасно боялась и боюсь, что она меня перестанет замечать”
Осознание типичности эмоций, повторяемости их в опыте переживаний (Р)
“Они у меня в последнее время одни и те же, эти эмоциональные переживания”, “Сейчас я испытываю практически свое обычное состояние”, “Тревога же — обычное мое состояние”
Осознание причин эмоций (Н)
“Я немного неловко себя чувствую, т.к. то, что я пишу — это частица меня, это мое пережитое, наболевшее, и кто-то будет это читать, анализировать”, “Я считаю свои ответы значимыми для исследования, и меня это радует”, “Плохо выучила лекцию и поэтому боюсь”, “У подружки Кати мне было очень интересно, т.к. у нее дома были гимнастические кольца, перекладина”
Осознание способа восприятия (С)
“Я привыкла прислушиваться к себе. Часто я анализирую свои чувства, пытаюсь дать им определение”, “Я проанализировала внутренне состояние и осознанно дала им название”, “Я прислушалась к себе, осознала и отрефлексировала свои эмоции и как можно точнее постаралась передать их”, “Просто чувствую и все”
Стратегия внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия
Осознание эмоции как переживания отношения к объекту, событиям и ситуациям (М)
“Сейчас появляется интерес к выполняемой работе”, “Сейчас я злюсь на себя за то, что не могу понять, что я чувствую”, “Я заскучала по детству”, “Мне не нравится этот тест. Хотя результаты иногда очень интересно послушать”, “Воспитательница была очень злая, жестокая, мне ужасно не нравилась, но все ее боялись” “Сейчас я испытываю к этому человеку отвращение”
Осознание эмоций через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира (П)
“Погода так себе, поэтому настроение ровное”, “У меня даже ручка сама пишет, летит куда-то”, “День сегодня пасмурный, хоть бы солнце выглянуло”, “Во мне легкое облако воздуха (прохладного). Я его описала”, “Мы оба светились как солнышко в летнее утро”, “Солнечные лучи проникали сквозь окна и среди пыли казались ощутимыми, ласковыми, как руки родной мамы”, “Хорошая погода, светит солнце, небо голубое с облаками. Кажется что все радуется вокруг”, “Погода, тепло, светлые деньки — все отражало состояние моей души”, “Запах костра, печеной картошки, языки пламени в темноте — все это поднимало настроение”
Стратегия внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия
Осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (Е)
“Воспоминания детства вызвали неприятные ощущения”, “Приятное ощущение от раздумывания над некоторыми вопросами”, “В целом ощущаю себя достаточно спокойной и удовлетворенной”, “Вода была с марганцем красивого цвета”, “Пахнет дымом, кто-то жжет мусор, и еще пахнет как всегда после дождя. Я не знаю, остро, пряно, легко-прелегко”, “Бабушка курила, но сигаретный дым меня не раздражал”, “Мы садимся на скамейку, и хлеб с молоком сейчас самая вкусная еда на свете”, “Мама рядом; она говорит мне что-то и голос у нее такой ласковый, нежный, добрый — такого нет ни у кого”, “Мне было физически тепло и душевно”, “Это было так здорово, когда мне разрешили потрогать медузу за шляпку, наверное это ощущение я никогда не забуду!”
Локализация эмоций в каком-либо органе (Ж)
“Где-то в груди, словно заноза в сердце и пусто в голове”, “Тяжесть в руках, что-то щемящее в сердце”, “Расслабленность внутри моего тела, в животе, груди”, “Трепыхание в груди”, “Давит в груди”, “Ноги как будто не мои”, “Мне тепло и мягко… где-то в душе”
Осознание изменений в протекании других психических процессов (З)
“Мысли сами приходят”, “Я не могу до конца сосредоточиться”, “Но когда я читаю вопрос я забываю об этом”, “Ясность мыслей, их четкость. Улучшение памяти, легкость возникновения образов”, “Рассеянное внимание”
Осознание эмоции как выражения отношения к потребностям (О)
“Хочется уйти к друзьям, отдохнуть, расслабиться”, “Ужасное желание разобраться в себе”, “Не терпится узнать результат”, “Желание побыстрее закончить данную анкету”
Сравнение 3-х исследуемых профессиональных групп (студенты-психологи, филологи, математики) осуществлялось по двум направлениям: а) подсчитывалась частота упоминания испытуемыми соответствующих категорий в зависимости от специфики профессиональной направленности сознания; б) подсчитывалась частота упоминания испытуемыми категорий в зависимости от курса обучения.
При исследовании феноменологии восприятия эмоций в себе на материале текстов свободных (интроспективных (ИС)) самоотчетов в целом по выборке обнаружено, что большинство испытуемых (76, 3%) отображают собственные эмоции на уровне непосредственного восприятия, реализуя при этом стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции как переживания отношения к некоторому объекту (чаще всего таковыми являются социальные объекты — другие люди и сам человек), событиям и жизненным ситуациям (чаще всего к таковым относятся: события и ситуации личного характера, ситуации учебной деятельности, а также сама ситуация экспериментального исследования). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на этом уровне восприятия, 38 % испытуемых осознают собственные эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения, а также как переживания отношения к потребностям, желаниям, склонны “привязывать” эмоциональные переживания к психическим состояниям мотивационной природы (35 %). Это свидетельствует о том, что субъекту достаточно сложно распознавать эмоции среди других психических и физиологических явлений своего внутреннего мира. На уровне категориального восприятия испытуемые чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. 53, 7 % от общего числа обращаются к причинам переживаемых эмоций, 38 % склонны осознавать интенсивность собственных эмоций, в сознании 37,6 % испытуемых представлен и способ, посредством которого они получают знание об эмоциональных явлениях. На уровне категориального восприятия испытуемые редко реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Так, лишь 1,6 % склонны воспринимать собственные эмоции через осознание эмоционального поведения в целом, мимику (3,7 %), звуковые и речевые средства экспрессии (4,3 %).
продолжение
--PAGE_BREAK--Сравнительный анализ в подвыборках по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в феноменологии восприятия собственных эмоций студентами-психологами и не психологами. Выявлены различия в предпочтении студентами -психологами и не психологами категорий, в которых проявляется стратегия внутреннего наблюдателя как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия. Так, студенты — психологи, реализуя стратегию внутреннего наблюдателя чаще, чем не психологи, осознают динамичность, изменчивость, длительность переживаемых эмоций (15,6 % при j — 1,85, рстратегия внешнего наблюдателя. Так, реализуя эту стратегию на уровне категориального восприятия, психологи выпускного курса, в отличие от математиков, склонны осознавать вегетативные изменения, сопровождающие эмоции (12 % при j — 1, 90, рстратегию внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия, студенты-филологи и математики в большей мере, чем психологи, проецируют переживаемые эмоции на явления предметного мира (11, 7 % филологов при j — 1,86, р
В процессе профессионального становления наблюдаются изменения в характере восприятия эмоций студентами-психологами и не психологами. У студентов-психологов эти изменения связаны со стратегией внутреннего наблюдателя как на уровне непосредственного, так и категориального восприятия. Психологи старшего курса, реализуя данную стратегию в большей мере, чем первокурсники, осознают переживаемые эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (51, 5 % выпускников и 25 % первокурсников при j — 2,21, рстратегией внутреннего наблюдателя. Так, филологи-выпускники в меньшей мере, чем первокурсники, осознают амбивалентность переживаемых эмоций (8, 8 % и 23,5 % соответственно при j — 1,64, рна уровне категориального восприятия при реализации ими стратегии как внутреннего, так и внешнего наблюдателя. Осуществляя стратегию внешнего наблюдателя на данном уровне восприятия, математики старшего курса не осознают психомоторные проявления переживаемых эмоций, а также вегетативные изменения, сопровождающие эмоции ( 0 % выпускников и 12 % первокурсников при j — 1,71, рстратегию внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия, математики-выпускники в меньшей мере, чем первокурсники, склонны осознавать типичность эмоций, их повторяемость в опыте переживаний ( 3,5 % и 20 % соответственно при j — 1,98, р
При исследовании феноменологии восприятия эмоций в себе на материале текстов ранних воспоминаний (ретроспективных самоотчетов (РС)) в целом по выборке обнаружено, что большинство испытуемых (47,7 %) чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия. Они осознают эмоции как переживания отношения к объектам, событиям и жизненным ситуациям. Аналогичная тенденция выявлена при анализе ИС, что свидетельствует об устойчивости данной особенности восприятия субъектом эмоций в себе. 30 % испытуемых от общего числа на этом уровне восприятия осознают собственные эмоции через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира. Вероятно, испытуемым легче реконструировать свои эмоциональные переживания, описывать их качество через проекцию на какое-либо явление природы (например, “солнышко” “ласковые солнечные лучи”, “голубое небо”, “легкий ветер” и т.п.) или живой — неживой предмет (“огромная собака”, “запах костра, языки пламени”, “красивые медузы” и т.п.). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия, 37 % испытуемых склонны осознавать их через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения. Аналогичная тенденция наблюдается при анализе ИС. На уровне категориального восприятия большинство испытуемых реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Так, 43, 2 % испытуемых склонны осознавать интенсивность переживаемых эмоций. 33 % испытуемых осознают причины переживаемых эмоций. Представленность этого источника информации в сознании отмечается у большего числа испытуемых по текстам интроспективных самоотчетов (53,7 %). Вероятно, это объясняется трудностью реконструировать причины эмоций в силу такого мнемического процесса как забывание.
Сравнительный анализ подвыборок по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в предпочтении студентами -психологами и не психологами категорий, в которых проявляется стратегия внутреннего наблюдателя как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия. Так, студенты-психологи в большей мере, чем не психологи, осознают амбивалентность (14,7 % при j — 2,23, рстратегию внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия. Они склонны воспринимать эмоции через осознание эмоционального поведения в целом ( 20 % при j — 1,76, рвнутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия эмоций. Они в меньшей мере осознают амбивалентность (3 % при j — 1,75, рстратегию внутреннего наблюдателя науровне непосредственного восприятия, математики в большей мере, чем психологи, осознают эмоции через изменения в протекании других психических процессов (20, 6 % при j — 2,37, р
В результате анализа текстов РС было также установлено, что в процессе профессионального становления у студентов-психологов изменения в характере восприятия ими собственных эмоций обнаруживаются лишь на уровне непосредственного восприятия при реализации стратегии внутреннего наблюдателя. Они состоят в том, что среди психологов старшего курса уменьшается число тех, кто осознает локализацию переживаемых эмоций в каком-либо органе (сердце, груди и т.п.) (0 % при j — 1,86, руровне категориального и непосредственного восприятия. На уровне категориального восприятия выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя, воспринимая эмоции через осознание их экспрессивных проявлений: звуковую и речевую экспрессию (37 % при j — 2,14, рстратегию внутреннего наблюдателя на данном уровне восприятия, филологи старшего курса в большей мере, чем первокурсники, предпочитают осознавать интенсивность переживаемых эмоций (54, 2 % при j — 2,36, р уровне непосредственного восприятия филологи-выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя, осознавая эмоции в единстве с объектами, явлениями окружающего мира. У студентов-математиков в процессе профессионализации изменения в характере восприятия ими эмоций в себе обнаруживаются на уровне непосредственного восприятия. Реализуя на этом уровне восприятия стратегию внутреннего наблюдателя, выпускники в большей мере, чем первокурсники, осознают изменения в протекании других психических процессов, сопровождающих эмоции (20, 6 % при j — 2,37, р
В четвертой главе “Результаты экспериментального исследования восприятия субъектом эмоциональных явлений в другом” представлено описание феноменологии восприятия субъектом эмоций другого человека, а также исследуется взаимосвязь феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций и личности.
Эмоции другого человека — специфический объект восприятия. В отличие от эмоций, которые субъект воспринимает в себе, эмоциональные переживания другого есть содержание его внутреннего мира, скрытого от стороннего наблюдателя. Тем не менее, источники информации об эмоциях других людей аналогичны тем, которые он использует при осознании собственных эмоциональных явлений. В связи с этим описание феноменологии восприятия субъектом эмоций в другом осуществлялось через выделенные ранее категории. В целом по выборке обнаружено, чтовоспринимая эмоции других людей, 41,1 % испытуемых испытывают трудности с их вербализацией. Отношение студентов-психологов и не психологов к процессу познания психической реальности другого человека, в частности его эмоций, разнообразно: от положительного, заинтересованного (55,7 %) до нейтрального (20,1 %) и даже отрицательного (11,3 %). Кроме того, некоторые указывают на возможность наблюдения за поведением других людей лишь при некоторых условиях (12,6 %). В качестве основного условия выступает эмоциональное состояние того, кто воспринимает. Описывая эмоции других людей, испытуемые используют набор понятий, ограниченный в основном терминами, выражающими базовые эмоции. Отображая эмоции других людейна уровне непосредственного восприятия, испытуемые чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Здесь обнаруживается ассимилятивная тенденция. Они осознают эмоции других людей по аналогии с собственными, “приписывают” другому человеку то же эмоциональное состояние, которое переживают сами (40,7 %). На уровне категориального восприятия эмоций в другом испытуемые чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции в другом через их экспрессивные проявления. Выявлены наиболее значимые для испытуемых данной выборки внешние проявления эмоций, которые привлекаются ими в процессе осознания эмоций других людей. Среди них речевые и звуковые средства экспрессии (34,5 %), выразительные движения, поза, эмоциональные действия человека (34,5 %), а также мимические средства экспрессии (31, 8 %).
Сравнительный анализ подвыборок по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в феноменологии восприятия эмоций в другом. Так, на уровне категориального восприятия студенты-психологи чаще реализуютстратегию внутреннего наблюдателя. Они осознают интенсивность переживаемых другим человеком эмоций (33,3 % при j — 1,98, рНа уровне непосредственного восприятия студенты- психологи в отличие от математиков чаще осуществляют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции других людей в единстве с объектами, событиями и ситуациями (35 % при j — 2, 61, рна уровне категориального восприятия, в отличие от психологов, осуществляютстратегию внешнего наблюдателя. Они получают знание о качестве переживаний другого человека через их внешние проявления в поведении в целом (50 % при j — 2, 31, р
В процессе профессионального становления изменений в характере восприятия эмоциональных переживаний других людей у студентов-психологов и филологов не наблюдается. У студентов-математиков в процессе профессионализации различия обнаруживаются как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия эмоций в другом. Так, на уровне категориального восприятия математики-выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции в другом через их экспрессивные проявления в поведении в целом ( 50 % и 7,1 % соответственно при j — 2, 47, рна уровне непосредственного восприятия, математики-выпускники, в отличие от первокурсников, осознают изменения в протекании других психических процессов (20 % и 0 % соответственно при j — 1,68, р стратегией внешнего наблюдателя на этом уровне восприятия, математики-выпускники не проецируют эмоции другого человека на явления предметного мира (0 % и 35,7 % соответственно при j — 2,54, р
В соответствии с теоретическим положением о том, что качественное своеобразие эмоций как психических явлений может быть понято только в связи с их личностной обусловленностью ( Б.Ф. Ломов, 1984 ) был проведен анализ взаимосвязи феноменологии восприятия субъектом эмоций в себе и собственной личности. Как показал анализ литературы по проблемам психологии личности, личность как объект изучения объединяет в себе многие аспекты, характеризующие человека, в том числе и эмоции ( Л, Хьелл, Д. Зиглер, 2000). Соответственно появляется основание для предположения о том, что в сознании реального субъекта “взаимодействуют”, сосуществуют два феноменологических поля — “поле восприятия им собственных эмоций” и “поле восприятия человеком своей личности”. Можно также предположить, что в результате этого взаимодействия возникает единое поле, но в зависимости от специфики поставленной в инструкции психолога познавательной задачи оно каждый раз особым образом переструктурируется. Таким образом, с одной стороны, был предпринят поиск ответа на вопрос о том, за счет каких личностных свойств осуществляется процесс восприятия субъектом собственных эмоций? С другой стороны, осуществлялось изучение того, как феноменология восприятия субъектом эмоций в себе вовлечена в процесс отражения им своей личности? Было предпринято изучение корреляционных связей между показателями восприятия субъектом собственных эмоций и количественными индикаторами некоторых личностных свойств, а также проанализированы различия в полученных корреляционных плеядах в зависимости от профессиональной направленности сознания испытуемых. В качестве меры связей был выбран коэффициент линейной корреляции Пирсона, а при анализе результатов учитывались значения, превышающие 5 % уровень значимости.
продолжение
--PAGE_BREAK--