Реферат по предмету "Психология"


Вокалотерапия при оказании психологической помощи

УНИВЕРСИТЕТРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Психологическийфакультет

Реферат покурсу “ Игротерапия и арт-терапия”:
ВОКАЛОТЕРАПИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
 
Исполнитель:
студентка 3 курса ВВО
Плеханова Ольга Сергеевна
Преподаватель:
О.И. Каяшева
Москва – 2011

Оглавление
 
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Историческая справка
2.2 Основные понятия
2.3 Практическое применениевокалотерапии
3. Заключение
4. Список литературы

1. Введение
Испанскийбеллетрист и ученый-фольклорист Федерико Гарсиа Лорка первым в мире сделалбеспристрастный и научно обоснованный вывод о том, что «песняпредшествовала языку» [1]. Свойства голоса являть чувства и эмоциинаилучшим образом проявляются в искусстве пения. Распевать в любом случаеполезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояниеголосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннегонапряжения и для самовыражения. Искусство пения – это, прежде всего правильноедыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всехсредств музыкотерапии самое сильное влияние на тело оказывает именно пение. Когдачеловек болеет, голос его «садится», становясь глухим и бескрасочным.Собственным пением (лечебным звукоизлечением) мы можем воздействовать наболезненный орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию. Любой органнашего тела имеет наш «голос». Звучание" больных органовотличается от звучания здоровых. Это ненормальное «звучание»разрешено скорректировать, научив человека точно петь. Методы вокалотерапии (именнотак называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения ипрофилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий(навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если онасопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головныхболей и др.

2. Основная часть
2.1 Историческая справка
Пение – этород музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовойаппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не можетсравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного илечебного воздействия.
Виднейшие древнегреческиефилософы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.),указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали,что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушеннуюгармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ееосновные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека,перестраивают его эмоциональное состояние.
«Одним из важнейшихпонятий в этике Пифагора была «эвритмия» — способность человеканаходить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности — пении, игре,танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождениеэтого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, моггармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться ккосмическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравниватьобщественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом» [2].
Целительное воздействиезвучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н.э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, помнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействиеусиливалось пением и музыкой магического характера.
Итальянский музыкальныйтеоретик Средневековья Дж. Царлино (1517- 1590) описывает, как Сенократ звукамитрубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкальногоинструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помогбиблейскому царю Саулу избавиться от депрессии.
Врач Асклепий музыкойутихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим.Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том,как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. Помнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовалапроцессу пищеварения.
В трактате римскогогосударственного деятеля и философа Боэция (480-524) «Наставления к музыке»повествуется, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны посредством пенияизбавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский…избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрическиеболи» [3]
Считалось, чтовокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства иэмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековуюисторию. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, МалойАзии, Древней Греции.
Основными жанрамигреческой вокальной музыки были: френ (гимн скорби), пэан (победный гимнрадости), дифирамб (приподнято-лирический, торжественный гимн). В ДревнейГреции сольные вокальные произведения исполнялись поэтами-композиторами,певшими под аккомпанемент кифар, авлоса, лир и арфообразного инструмента — тригона. Слово исполнителя адресовалось к сознанию человека, тембр имузыкальное сопровождение — непосредственно к чувствам.
Известны идеи Платона,связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль,делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянииискусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепцииочищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такоеочищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как исубъективного буйства — следовательно, обновлению моральных критериев, аименно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимаетсяот своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется сжизнью и устремлениями общества [4]. Аристотель широко применял пение влечебных целях.
На протяжениимногих веков оздоровительным средством служило и по этот день служит церковноепение. Пение служит средством оздоровления не только слушателей, но и самогопоющего. Действие пения на человека еще в древности использовалось у многихнародов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предкиинтуитивно угадывали существование в пении огромной оздоровительной силы, но неумели научно растолковать этот феномен). К примеру, в Древнем Египте с помощьюхорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции звуками трубы исцеляли отрадикулита и расстройств нервной системы. Демокрит превозносил пение какспецифическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель иПифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства.
Музыкальный лад вкитайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах,соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь,вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка,легкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяютвсе происходящее и существующее в мироздании на две категории — психическуюэнергию «Ян» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле поопределенным проходам — меридианам, связанным между собой. Каждый меридиансвязан еще с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных ифизических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенныхтонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанныес ними области тела.
Особенностью китайскоймедицины является соматопсихический подход, согласно которому каждому органусоответствует своя психическая функция. Так, печени соответствует эмоция — гнев. При гиперфункции (избытке) проявляются упрямство, агрессия, гнев, пригипофункции (недостатке) — боязливость, страх, депрессия. Принцип пяти тоновсогласуется с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, сзагадочными законами природы, с частями света и континентами, с тем, что учеловека пять плотных органов и он обладает пятью чувствами.
По мнению древнихкитайцев, музыка (пентатоника), благодаря действию этих законов, находится вгармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыкирассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иныесвойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальныеинструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием,вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуятаким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.
Музыкотерапия широкоиспользовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной изакона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Выдающийсяиндийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизмвзаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритмс ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор,вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет,цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи — все это открывает для видящего музыку природы. Младенец отзываетсяна музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками втакт и выражает радость и боль в разных тонах» [6]. В Древней Индии считалось,что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум спомощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрациив виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки)образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он такжеобладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.
В Средние века практикамузыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различныхритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливалисьразличные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того илииного характера музыки.
По мнению немецкогоученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможностимузыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) итой, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musicahumana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказываетоздоравливающее воздействие» [2]. Известно, что в начале XIX в. французскийврач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию впсихиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественноэмпирический характер.
Первые попытки научногоосмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в.,а экспериментальные исследования — к концу XIX — началу XX. в. Ученые делалипопытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.
На Русиславяне считали, что поет в человеке сама cуть человеческая и пение – это ееестественное состояние. Потому работа со звуком (его силой, долготой, высотой),ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничномуисполнению песен, но и обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией иформированием личности человека. В России интерес к проблеме взаимосвязи музыкии медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли рядвидных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова,Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системыорганизма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральнуюнервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первуюочередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потереориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительныеэмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие напсихосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжениючеловека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всехобластях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественныхученых легли в основу научного обоснования использования искусства вкоррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.
Отмечено положительноевлияние музыки на центральную нервную систему, так показано усилениеальфа-ритма в ЭЭГ взрослого человека при получении им удовольствия отпрослушанной музыки (Н. Д. Маслова, 1975). Наблюдения психотерапевта С.Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системыпомогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке. Воздействие мелодичноймузыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, сумеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительнойсосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М.Гринева). Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характерее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С. В. Шушарджаном(1994). Обнаружено подавляющее действие некоторых музыкальных программ накультуры микроорганизмов: стафилококка и Е. Coli (С. В. Шушарджан, А. А.Стехин, Г. В. Яковлева, В. А. Ишутин, В. Е. Гинзбург, 2000).
В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижениясовременной клинической и традиционной (народной) медицины, компьютернойтехнологии и искусства были объединены в систему под названием интегративнаямедицина. Целью данного направления является профилактика, коррекция иподдержание здоровья человека. В 1970-1980 гг. было издано несколькомонографий, посвященных музыкотерапии, в которых имеются главы о применениимузыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), раннимдетским аутизмом (Р. О. Бенензон, 1973), органическими заболеваниями головногомозга (Э. Коффер-Ульбрих, 1971). Также проводились исследования пообъективизации влияния музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюллер, 1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», вкоторой детально рассматриваются виды музыкотерапии, используемые вкоррекционной работе с детьми.
 
2.2 Основныепонятия
Звук – этоуникальный мелодический «инструмент», данный человеку самой природой.Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении,шепоте). И более совершенного (в частности, с терапевтической точки зрения)музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, не существует. Тоновыйдиапазон человеческого голоса – от самого низкого до самого высокого его звука– обыкновенно располагается в пределах от 64 до 1 300 Гц, причем разговорный(«бытовой») голос занимает приблизительно одну десятую этой шкалы.Мужские голоса обычно помещаются в 2,5 октавах, женские – порой выходят за пределы3-х октав. Верхним пределом самых «голосистых» оперных примадоннпринято полагать ноту «ФА» 3-ей октавы в арии Царицы из оперы Моцарта«Волшебная флейта». Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют вдецибелах (дБ, dB). У оперных вокалистов мощь звука доходит до 110-130 дБ,по-другому они ни при каких обстоятельствах не «перекрыли» бызвучание многолюдного оркестра.
Тембр голоса– это особая, индивидуальная его окраска, зависящая от обертонов. Обертоны невозбраняется сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого человеческогоголоса – свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то«похожий» на дактилоскопический оттиск. Во многих странах мирааудиозапись человеческого голоса признается юридической уликой и считаетсяодним из способов идентификации личности человека.
Классификацияразговорных голосов – проблема нереальная. Певческие же голоса «разложилипо полочкам» только в середине XIX века. Тогда и «договорились»,что мужчины поют басом, баритоном, тенором, а женщины – альтом, меццо-сопрано исопрано (если ходить от более низких голосов к более высоким). Разделение этодовольно условно – потому что всякий голос уникален и неповторим. Злые шуткидаже с прекрасными голосами порой играет микрофон (техника своеобразно преобразуетчастоты), вследствие этого голоса вокалистов подразделяют на«микрофонные» голоса (те, что в записи становятся только лучше) и«немикрофонные» (плохо ложащиеся на «пленку», в«цифру»). По оценкам специалистов, микрофон «любит» мягкие,бархатные и, позволительно сказать, чувственные тембры (некоторые«микрофонные» певцы строго говоря, и не поют, а «выдыхают»звуки). Профессор, доктор биологических наук, сотрудник Института психологииРАН, автор книги «Искусство резонансного пения» Владимир Морозовутверждает следующее: «Изучению природы время методами акустики, физиологии ипсихологии с применением компьютерной техники были изучены голоса многих сотенпевцов разных жанров, профессиональных и возрастных категорий, охватываявыдающихся мастеров вокального искусства – Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И.Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И.Образцовой, Е. Нестеренко, П.Лисициана, Н. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многихдругих [5]. Было установлено, что голоса выдающихся певцов обладают, преждевсего, красотой тембра, силой звука, «полётностью», яркостью,звучностью, «серебристостью», гармоничностью тембра, четкостьюдикции, наличием вибрато, большим звуковысотным диапазоном, свободой иестественностью звукообразования, что обеспечивает долговечность работы певцана профессиональной сцене. Основное отличие голосов выдающихся певцов отречевого голоса и голосов неквалифицированных певцов объясняется тем, чтомастера пения владеют особой техникой голосообразования, которую я называю резонанснойтехникой пения. Сущность этой техники состоит в максимальной активизации певцомрезонансных свойств своего голосового аппарата с целью получения максимальногоакустического эффекта – силы и красоты звука при минимальных напряженияхгортани и голосовых связок. Основы резонансной техники мастеров изложены вкниге «Искусство резонансного пения».
Ведущийроссийский музыкотерапевт С. Шушарджан и его коллеги из НИЦ музыкальной терапиии медико-акустических технологий провели исследования влияния вокалотерапии налегкие и другие жизненно важные органы [6]. В результате ученые пришли квыводу, что звук, зарождающийся в момент пения, только на 15-20 % уходит вовнешнее пространство (остальная доля звуковой волны поглощается внутреннимиорганами, приводя их в состояние вибрации).
Лечебнымисвойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которыеоказывают прямо противоположное действие. В одной из работ были обследованыголоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академическихпевцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалосьпоручение прослушать фрагмент в исполнении певца, обусловить по 10-балльнойшкале нрав и уровень его эмоциональной выразительности. Оказалось, что длягруппы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоцийи состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности инедовольстве. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группапоп-ансамблей заняла промежуточное положение».
Исследования западныхученых, проведенные посреди певцов оперной группы, показали, что пение нетолько развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу [7].Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональныхпевцов существенно выше средней. Искусство пения – это в свое время всегоправильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой издоровой жизни. Постепенное освоение вокальной техники делает голосовой аппаратпослушным инструментом. Давно известно, что пение является одним из лучшихдыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальноедыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких).Популярный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средстворитма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставитпение рядом с физической культурой. То и другое нужно каждый день – не вменьшей степени, чем пища». При совместном пении (в дуэте, хоре), а кроме тогопри внимательном прослушивании поющего на какой-то отрезок времени раскрываютсяграницы каждой человеческой души из числа участников этого процесса, происходитустремление навстречу друг другу (поющих и проникновенно слушающих). То жекасается и музыки .
ПрофессорВладимир Морозов пишет, что есть очень увлекательный механизм, тот, что открылалаборатория невербальной коммуникации Института психологии РАН [5]. Каждыймузыкальный звук состоит из основного тона и призвуков к нему – обертонов.Сотрудники лаборатории обнаружили один из раньше неизвестных механизмовпередачи эмоций – модифицирование частотного расположения обертонов голоса (привыражении радости они гармоничны, а при гневе – дисгармоничны). Наше душевноерасположение к человеку рождает соответственный звук нашего голоса. Если мыхотим выразить радость, голос становится приятным, ласковым. И когда мыисследуем такого рода голоса, то видим, что они на слух гармоничны, потому чтообертоны гармоничны. Когда мы исполняемся гневом или внутренней недоброжелательностью,обертоны становятся дисгармоничными и выдают наше негативное отношение к людям.Были проведены оценки разных видов музыки: классической, эстрадной, рок-музыкии др. Причина оказалась в особенностях ритмической организации и тембрового звучаниямузыки или голосов человека. Потому как музыка делится на инструментальную ивокальную. И голос может выступать в качестве музыкального инструмента –совершенного или примитивного. Бывает, что голос громкий, но фальшивый.Например, юный человек обладает «огромным» голосом, что, словно бы инеплохо. Если бы он запел, в комнате затряслись бы батареи. Но, как сампарнишка сознался, его голос называют «оружием массового поражения»,так как он весьма фальшивил, а это одна из форм дисгармоничности». Былообнаружено, что эмоции влияют на голос, и он меняет обертоновый состав.Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное.Например, если человек внутренне к Вам не расположен и пытается утаить это,говорит ласковые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То естьобертоны принимают несвойственное им положение. А есть люди поразительногармоничные, они здоровы психически, физически и расположены к людям. К тому жеони владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, какцелительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что этизвуки гармонизируют и других. Вам хочется внимать и слушать этого человека иобщаться с ним. Такие удивительные голоса были у актеров Сальвини и Качалова.Классическим образцом, который признан во всем мире, является голос Ф.И.Шаляпина. Одна шведская газета писала о нем: «Мало людей обладают такимобаянием, как Шаляпин. В его существе живет странная волшебная сила, и когда онговорит, его голос звучит аналогично оргáну…» В области дикторскогоискусства, подобно Шаляпину, я считаю, был диктор радио Юрий Левитан. Его голосбыл подобен боевой трубе»
Голос дляженщины — не менее сильное оружие, чем ее внешний вид. К примеру, сексуальнаяслава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее волшебно-эротическимголосом. Голос Клеопатры сводил слушателя с ума и создавал царице особую аурунеобыкновенно привлекательной женщины. Существуют слова, самые слоги которыхтаят в себе разрушительное качество, оттого что их звук пробуждает такой отзвукв невидимом мире духов, который приводит к хорошему или плохому следствию.Гармоничный ритм, мелодия, ласково вибрирующая в атмосфере, благотворновоздействует и очень мощно действует на психологическую, так же как и нафизическую природу каждого живого существа на Земле; она вызывает реакцию дажев неодушевленных предметах, потому как материя всё же есть дух в своейсущности, хотя он и кажется невидимым для наших чувств.
 
2.3 Практическоеприменение вокалотерапии
 
Вокал вшколе
Ребенокпользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие отмногих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя взвуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдьстановятся «безголосыми», но переживают неудачи беззвучно и внутри).То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит отего матери. Ее голос, бесконечно меняющийся в разных ситуациях общения сребенком, малыш принимает за особый эталон (младенец начинает подражатьинтонациям своей матери в прошлом). Сегодня многие специалисты серьезнопредлагают будущим мамам инициировать развивающие занятия с ребенком уже впериод его внутриутробного развития – разговаривать, напевать песни и заводитьдля него гармоничную музыку. За рубежом для беременных выпускаются специальныебандажи на живот со стереофоническими мини-колонками. Пение очень полезно длябеременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков книзким и наоборот активируют рост тех органов и систем ребенка, которыенастроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получаютнеобходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. Несколько десятилетийназад прославленный французский акушер Мишель Оден организовал в своей клиникехор a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложныевокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные,спокойные и крепкие малыши. Девочки «обретают голос» раньше мальчикови пользуются им охотнее. По одной из антропологических теорий, именно женщинемировое сообщество обязано развитием голосового аппарата. Музыкальный слух (каки голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньшеприступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребенку старшего возраста безмузыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать»голосом, чем 3-4-летнему малышу, но вероятно лишь бы было стремление итерпение).
Во всем мирес помощью хорового пения эффективно лечат детей от заикания [8]. Ребенок слушает,как поют другие, старается попадать в такт и при этом мало-помалу избавляетсяот своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, невыговаривающим некоторые звуки (например, «р» и «ш»). Понаблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала,меньше болеют и даже начинают лучше учиться [9]. По утверждению специалистов,для профилактики у детей гриппа в особенности хороши протяжные народные песни. Приэтом взаимосвязь между здоровьем и песней учителя объясняют по-разному (ктоговорит о телесной и духовной гармонии, а кто – о дыхательной гимнастике). Чтобыхорошо петь, нужно верно дышать, – объясняют педагоги. Особые вокальныеупражнения помогают певцам не только «дыхание поставить», но иулучшают общее самочувствие исполнителя. Хорошие оперные певцы, – как правило,люди физически здоровые и нередко долгожители. Специальные дыхательныеупражнения они включили в программу обычных уроков пения. Помимооздоровительного эффекта, недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие,танцующие и рисующие дети получают больше «пятерок» и по другимучебным предметам" [10].
Чтобыдобиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление науроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения. Онивыполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой виддеятельности – уже отдых). Потребность в проведении ритмотерапии возникает итогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмическийрисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическимиупражнениями, а уже потом разучивают. Для получения наибольшей эффективностиполезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовыхинструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению иразгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшениюздоровья.
Фольклорноепение
В позитивномвлиянии на личность в период занятий фольклорным пением важную роль играеторигинальная способ звукоизвлечения. В каждой местности он имеет своиособенности. Но есть одна черта, которая свойственна манере звукоизвлечениялюбого уголка России – когда звук посылается как бы в пространство, губырастягиваются в улыбке, Вы поете и улыбаетесь, а за счет этого звук становитсясветлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате систематическойтренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоревнешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы через нее начинаем взиратьна мир и на людей. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялосьлечение больных (больного сажали в человечий круг и водили около данногочеловека хороводы). Кроме этого, усаживались кругом больного так, чтобы оноказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где«тело звука» реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своимивибрациями пространство и все его компоненты. Если немочь=немощь=хвороба всамом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмовчеловека, то песня и пение в этом случае – мощный лекарь. В народных песняхголосом не лгут, пытаясь сделать его красивее, чем он есть: поют открыто. Нокак раз эта открытость и делает всякий голос красивым. Кстати, голос прикрытыйакадемической менерой исполнения (в отличие от народной), звучит так, как будтовибрации направлены вверх (в нёбо). Для «народного» звука характерноприменение «переднего резонатора» (звук направлен не вверх, а вперед– к тому, кому предназначен).
Даже приэлементарном звукоизвлечении мы уже включаем своего реального илипредполагаемого собеседника в процесс «проживания» звука. Этот человекоказывается важным для нас, а мы – для него, оттого что находимся ввибрационном поле его речи или пения (и, наоборот, он – в нашем поле),воспринимаем эти вибрации и неизбежно резонируем с ними (точнее, нам как бы«предлагают» войти в этот резонанс). Вспомните, как«заразителен» бывает рев или смех, рыдания о потере или экстазприобретения (победы). Часто, не отдавая себе отчета, мы, даже проходя мимо (впрямом и переносном смысле), еще долговременно несем на себе состояние тех, кто«звучал» в определенном настрое. По словам специалистов, при работе спесенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психо-эмоциональныхсостояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость,стеснительность, агрессивность понемногу нивелируются и переходят в своюпротивоположность. Дебош и ожесточенность в силу того разрушительны, чтонеритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленнуюгармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же нафизиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствиемнежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм, что неможет не сказаться отрицательно и на общем самочувствии человека. Сюда жевовлекается и тот, кого втягивают в скандал.
Пение идыхание
Для здоровьячеловека крайне значимо дыхание. Работая над удлинением выдоха с цельюкачественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия дляувеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаемрелаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) какантонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных выкладок наши предкибыли об этом осведомлены. «Цепное» дыхание, которое практикуется призанятии фольклорным пением, не только учит непрерывности звука, но иувеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих взависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания. В ходе освоения«цепного» дыхания (при хоровом фольклорном пении) в работу включаетсятот тонкий слух, которым мы до этого момента на практике не пользовались –умение ощутить дыхание другого и почувствовать, когда ему предстоит сделатьвдох, чтобы это не произошло одновременно с тобой и не прервало звучание. Восстановлениесвободного дыхания при занятии фольклорным пением происходит подсознательно ипроявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшениисамочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человекунеразрешимыми, опасными. Мелодика старинных русских фольклорных песен, поройпостроенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Онапредлагает миновать тракт от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего ивнутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных»песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума илиснижаться от максимума до минимума (напряжение – расслабление – сброс).Хроническое мышечное усилие у исполнителя за счет таких перепадов темпаисподволь снимается. Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которойучитывается все.
Пение ивнутренние органы
Пениевылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит. Главароссийской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательскогоЦентра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджанобнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего невозможен грамотныйвокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческогоорганизма.
Пениеактивизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияютна связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворнодействует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань,щитовидную железу, сердце. От того, как мы дышим, во многом зависит состояниенашего здоровья. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. Ксожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит кгипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это многолишней энергии. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хорошийтренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. Спомощью специальной аппаратуры мы снимаем ее c любого органа, делаемматематические раскладки и анализируем. Мы объективно можем выявить резонансныеноты печени, селезенки. И следом все эти данные используем для акустическогомассажа. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощьюмузыкальных звуков можно восстановить кровообращение и удалить застои. У одногопациента – мальчика 9-и лет была бронхиальная астма в тяжелой форме. С нимпровели комплексное лечения и вокалотерапию. После этого мальчика отдали в хор,и он всерьез увлекся пением.
Еще в детскойпрактике вокалотерапия вылечивает заикание [6]. Ребенок слушает, как поютдругие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своегонедуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающимнекоторые звуки (например, “р” и “ш”).
У коренногонаселения Новой Зеландии – маори – есть специальные «хоровые» песни,которые снимают боль у женщин при родах. Женщины народа маори рожают без боли(при родах с целью достижения обезболивающего эффекта роженица сообща со своиммужем поют до тех пор, в то время как не появится на свет ребенок).
Особаяроль гласных звуков и некоторых звукосочетаний
Со временсамых древних цивилизаций человечества людям известна целительная силаотдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом.
Еслирассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. нестолько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”), то с учетомоткрытий современной науки рекомендации в этой специфической областивокалотерапии будут следующими:
Гласные звуки (кроме звуков и :
–снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
–лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность,“прочищает” нос;
–оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем ссердцем;
–улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря,предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
–лечит уши, улучшает дыхание;
–улучшает работу головного мозга.
Звукосочетания:
–снижает кровяное давление;
, – снижают боли в сердце;
,, , , – исправляют дефекты речи;
,, – стимулируют выброс из организма отработанных веществ инегативной энергии.
Научнодоказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков(возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):
В>,, – улучшают работу головного мозга;
, – лечат уши;
–освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшаетдыхание;
–улучшает дыхание;
–лечит кишечник, сердце, легкие;
–лечит сердечные заболевания;
–лечит печень.
Особоезначение такой звукотерапевтической практике придавали — и используют до сихпор — в Индии (в частности — т.н. мантры) и в Китае.
Древнекитайскаяцигун-терапия
Цигунрекомендует:
— для леченияпечени вытаращивают глаза (известно, что глаза — «окна» печени) инеторопливо выдыхают со звукосочетанием «СЮЙ»;
— при лечениилегких поднимают руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание «СЫ»;
— сердцеоздоравливают через выдох со звукосочетанием «КЭ», который осуществляют сшироко открытым ртом;
— для леченияжелчного пузыря произносят на выдохе звукосочетание «СИ» (при этом человекдолжен покоиться на спине или на боку);
— почки лечатвыдохом со звукосочетанием «ЧУЙ», обхватив кистями колени и держа голову прямо;
— населезенку благоприятно воздействует выдох со звукосочетанием «ХУ»;
— для леченияонкологического заболевания (любой этимологии) произносят звукосочетание «ХЭ»(при этом следует положить обе ладони на нездоровый орган: левая ладоньприжимается к телу, а правая кладется сверху на левую). Произносить звукследует 9 раз за каждую процедуру. Если после применения химиотерапии составкрови изменился в худшую сторону, после девятикратного произношения указанногозвука следует шесть раз произнести звукосочетание «СИ».
«ГУ-О»- используется при лечении болезней печени, желчного пузыря, сухожилий и глаз.При произношении руки следует вышеуказанным способом класть на область печени.
«ЧЕН»- рекомендуется при заболеваниях сердца, тонкого кишечника, языка. Произносится9 раз. Руки кладутся на область сердца.
«ДОН»- оказывает помощь при заболеваниях селезенки, желудка, мышц рта. Произносится12 раз. Руки накладываются на солнечное сплетение.
«ШЭН»- применяется для лечения болезней легких, толстой кишки.
«Ю»- звук используется при заболеваниях почек, мочевого пузыря, костной системы.Произносится 9-12 раз. Ладони при этом распологаются на области копчика.Количество произношений за одну процедуру колеблется от 9 до 12 раз.

МудростьДао
Дао предлагаетлечить (а лучше проводить профилактику заболеваний) лёгкие с помощью звука«сссссссссссс» при медленном выдыхании сквозь зубы и слегка разъединённые губы.Выполняется сидя на стуле с раздвинутыми ногами. На почки следуетвоздействовать звукосочетанием «Чуууууууууу». Подобно тому, как мы задуваемсвечу. Выполняется аналогичным образом. Печень и жёлчный пузырь любят звуки«Шиииииииии», а сердце радуется от звуков «Хааааааууууууууу». Выполняется сидя.А сели вы сядете и скажете «Хууууууууууу», то оздоровите селезёнку,поджелудочную железу и желудок. От усталости на работе — займите горизонтальноеположение (без подушки) и произнесите «Хииииииииии».
Во всехслучаях выполнения упражнений, спина должна быть прямой, тело расслабленным,глаза закрытыми. Думать следует об органах, на которые воздействуете, посылайтеим свою любовь и пожелания здоровья. Ладони рук держите на проекции органов накожу. Вдохи старайтесь делать максимально глубокими, в выдохи максимальнодлинными. Весь комплекс занимает около 15 минут. Мастера Дао говорят, что онулучшает пищеварение, усиливает сексуальное удовольствие, предотвращаетпоявление насморка, кашля, боли в горле, а такжепомогает избавиться от снотворного и депрессии.
Древнеиндийскиемантры
Связь голоса,любого звука, акустической вибрации с нервными центрами особенно полно былаизучена и широко применялась в практике на Востоке. Ниже приводятся отдельныезвуки и звукосочетания, которые были разработаны еще в Древней Индии и по сейдень используются в йоге для лечения самых разных заболеваний. Они основаны нена смысловом значении слов, а на целебном воздействии колебаний, возникающихпри произнесении звукосочетаний, именуемых мантрами. Перед произнесением мантрнадо сесть в удобное кресло, руки опустить вдоль тела, физически полностьюрасслабиться, а мысленно сосредоточиться на больном органе. Проговариватьмантры следует четко, вполголоса, на активном выдохе. Произносить ихрекомендуется от 8 до 12 раз с интервалом в 2-3 секунды.
Звук «МН».Его произнесение упрощает жизнь, и в затруднительных ситуациях мы часто лечимсяим.
Звук «ЮЯ»очень благотворно действует на почки и мочевой пузырь, чистит и наполняет ихэнергией.
Звук «ИЯ» припропевании благотворно действует на сердце.
Звук «Ю»благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы.
Звук «СИ»снимает напряжение, но не так, как при покаянии, при произнесении звука «А».
Когда человекнапуган чем-то, звук «СИ» снимает напряжение.
Звук «ОЙ»благотворно действует на прямую кишку. Этот звук звучит, как вой, его можноподвывать. Лечит геморрой.
Звук «МПОМ»надо произносить так, как будто вы играете на трубе. Он благотворно действуетна сердце.
Звук «ПА»поется на одном дыхании. Это тоже активизация сердца, только в облегченномварианте. Сердце может болеть и при недостатке энергии, и при избытке, поэтомувам надо попробовать все и выбрать то, что больше подходит.
Звук «ПЕОХО»очень благотворно действует на дыхание. На выдохе звук «ОХО» производит такоеже очищение, как при дыхании звук «ХА». Этот звук тоже активизирует сердце.
Звук«ЭУОАИЫАОМ». Его надо петь над человеком, который потерял сознание, а такжепеть самому человеку при потере силы. Это повторяющиеся звуки. Конечно, сначаланадо научиться произносить все основные звуки правильно и чисто, безнапряжения, а затем перейти к их пропеванию, запомнить последовательность.
Звук «О»,переходящий в «Е». Это очень целебный звук, и во всех словах «О» – целебнаягласная, а «Е» – очищающая.
Главныйгармонизирующий звук – это звук «О».
Очень важныйзвук – «НГ», произнесение которого стимулирует гипофиз и расширяет творческиевозможности человека.
Припроизнесении звука «Е» стимулируются горло, паращитовидная железа, трахея.
Звук «Е» надостараться петь на высоких тонах.
Звук «ЕЮЯ»оказывает влияние на физическое тело, очищает, гармонизирует. Его следуетпроизносить в 2, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 20, 23, 25, 26 и 29-й лунные дни и в днипоста.
Звук «АУОУМ»оказывает влияние на ментальное тело. Его надо произносить, как звучит колокол,очень полно, с сильной артикуляцией. Этот звук оживляет, очищает и наполняетэнергией ментальное тело. Работать с этим звуком следует в 1, 4, 6, 8, 9, 12,18, 19, 22, 23, 25 и 27-й лунные дни.
«ИАЭЕЙИ» надопроизносить так, чтобы выделить каждый слог, то есть надо их произноситьотдельно, последовательно. Таким образом, этот звук гармонизирует и успокаиваетнаши эмоции и энергетику. Наиболее благоприятно распевать этот звук в 3, 11,12, 28 и 30-й лунные дни.
Самый важныйзвук, который надо освоить и достаточно часто произносить, — это звук «НГОНГ».Звук «Н» начинать произносить с мычания, надо сконцентрироваться на первыхбуквах. Звук должен выходить из всех отверстий в голове. Этот звук благотворновлияет на печень, желудок, мозг и оживляет голосовые связки. Произношение дажеотдельных частей этого звука является целебным. Чистое, серебристоепроизношение этого звука лечит гайморит. Звук «НГОНГ» очень полезен длясолнечного сплетения, желудка и печени. Когда вы его произносите, он долженисходить из головы, но в то же время должно вибрировать все тело. Ваша головастановится инструментом, который производит этот звук и создает подобное полевокруг себя. При произнесении звука «НГОНГ» создаются условия для активизацииодновременной работы правого и левого полушарий мозга.
Секретырозенкрейцеров
Западныедуховные традиции не отстают от восточных, их список звукосочетаний не меньше:
Звукосочетание«Раааааааааа» на ноте «ля» первой октавы положительно воздействует на гипофиз,работу эндокринных желёз, помогает избавиться от заболеваний, несопровождающихся повышением температуры;
«Маааааааа»на ноте «ля» первой октавы гипофиз, снижает повышенную температуру, уменьшаетчувство тревоги;
«Маааааррррр»- «ля» первой октавы симпатическую нервную систему, стимулирует половые железы,регулирует секреторную активность эндокринных желёз;
«Зааааааааа»- «ля» первой октавы силы соединения и сцепления, постоянно действующие в нашеморганизме, укрепляет межклеточные связи;
«Эээээээээээ»- «до» первой октавы очищает кровь и лимфу,
«Мэээээээ» — «до»первой октавы на солнечное сплетение и через него – на многие органы,успокаивает сердцебиение; снижает артериальное давление на некоторое время;
«Эээээрррр» — «до» второй октавы, если тяжело — первой, воздействует на печень, поджелудочнуюжелезу, печень, почки, способствует насыщению крови кислородом;
«Ээээмммм» — ситретьей октавы -тимус, содействует кислородному обмену в лёгких;
«Ззззоооо»-Фа-диез третьей октавы воздействует на костный мозг, тимус, кости, зубы,способствует росту костной ткани;
«Кеееиии» — Мипервой октавы уменьшает боль, помогает уснуть, стимулирует надпочечники,
«Ааауууммм» — ре малой октавы воздействует на гипоталямус (контролирует непроизвольныефункции организма;
«Ооооомммм» — ре малой октавы влияет на гипотолямус.
Выполняяупражнения, держите спину прямой, тело расслабьте, глаза закройте. Можно лечьбез подушки или сесть. Если вы сидите, то ладони рук положите на колени. Ногирасставьте на ширину плеч. Вдохните глубоко и выдыхайте как можно медленнее.Повторяйте звуки не менее восьми раз.
В соответствиивоззрениям древневосточной медицины, сердце и тонкий кишечник являютсяэнергетически взаимосвязанными органами (так же, как толстый кишечник и легкие;глаза, уши, нос и горло; голова и позвоночник; печень и глаза. Именно от этоголекари Востока утверждают, что такие «смежные» органы и системы можно«настраивать» (лечить) одними и теми же звуками. Связь человеческогоголоса, как и любого звука (акустической вибрации), с нервными центрамиорганизма человека были известны еще в далекой древности (в частности, широкоприменялась в лечебной практике на Востоке). Но уже в наше время установлено,что большое значение имеет и интенсивность произношения(«пропевания») звуков. К примеру, низкой и средней эта интенсивностьдолжна быть при лечении заболеваний сердца и легких, более высокой – притерапии органов брюшной полости. Для усиления и концентрации лечебноговоздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний)специалисты рекомендуют положить свою руку на ту область организма, гденаходится подвергающийся звукотерапии орган (или система), и представлять этоторган здоровым и активно работающим.
вокалотерапияпение звукосочетание

3. Заключение
Природанаградила человека удивительным свойством, дав ему возможность выражать своичувства и мысли с помощью звуков-слов. Способность выражать свои чувства иэмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. Петь отличное средстводля снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения –сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание,положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитаниюхорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья. Послезанятий вокалотерапей дыхание становиться более экономным, а, по утверждениюученых, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбордыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественноефункционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузкаприходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счеткоторых происходит массаж внутренних органов. Пение благотворно действует напочки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу,сердце.
Связь голоса, любогозвука, акустической вибрации с нервными центрами и здоровьем человека былаустановлена еще в древности. Разные звуки порождают разные вибрации, которые всвою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. Метод вокалотерапии — универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган вотдельности, а не весь организм.
Например, бурлаки, когдаим было тяжело, пели. А все потому, что пение снимает дистресс, активируетзащитные силы организма, объём лёгких, а стало быть, и обеспечение организмакислородом и питательными веществами улучшаются. Медленный выдох способствуетразвитию в сердце дополнительных путей кровоснабжения, коллатералей, что важнов профилактике инфаркта миокарда. Хорошо работающаядиафрагма мягко массирует пищеварительные органы. Кроме того, осуществляетсявибрационная стимуляция внутренних органов. Научными исследованиями доказано,что даже «простое» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказываетисключительно положительное воздействие на организм человека. Показано, чтовокалотерапия даёт особенно хорошие результаты при хронических заболеванияхбронхов и лёгких, в том числе – при бронхиальной астме. Исследованиямитерапевтического влияния звуков на человека в наши дни занимались врач изСан-Франциско, доктор Амбрамсом, ученые из Германии под руководством ПитераХюбнера, российские учёные, например С. Шушариджан. Изучены механизмы действиявокалотерапии: звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том,что энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощаетсяфизическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы истановится заряженным новым магнетизмом.
Теоретическизвукотерапией можно вылечить от простой царапины и вплоть до рака. Но для этогонеобходимо знать: с какой частотой (вибрацией) необходимо произносить звуки,какой звук (букву) надо произносить звонко, какой — глухо, какой — надопротяжно, сколько по времени (для одного — 1 сек., для другого — 5-8 сек., длятретьего — 10-15 сек.). Не зря Тибетские монахи учатся звукотерапии нескольколет. Каждый человек имеет свой звук, звук, который сродни его индивидуальнойэволюции, выражению его души, состоянию его чувств и мыслей. Только зная, какойритм необходим для конкретного индивидуума можно надеяться на полное исцеление посредствоммузыки.
Тем не менее, пойтепесни, звуки, звукосочетания на индийский, китайский или иной манер! Даже еслиу вас нет слуха, вы не знаете нужного тона, частоты и т. п., тот или инойположительный эффект обязательно будет! Наконец, даже простое пение снимаетстресс и повышает нашу жизнестойкость.

4. Списоклитературы
 
1.  Федерико Гарсия Лорка. Избранные произведения в двух томах. Том 1. Стихи. Театр. Проза. Канте Хондо. М., «Художественная литература», 1976.
2. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия. — М., 1999. — С. 10.
3. Музыкальнаяэстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966. — С. 157.
4. Золтаи Д. Историяфилософской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М., 1977. — С. 63.
5. Морозов В. П.Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.,Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
6. Шушарджан С. В.Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.
7. Valentine E, Evans C. The effects of solosinging, choral singing and swimming on mood and physiological indices. Br J MedPsychol. 2001 Mar;74 Part 1:115-120.
8. Матейова З.Музыкотерапия при заикании / З.Матейова, С.Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.– 303 с.
9. Шевченко Ю.С.Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М.,1995.
10. DeBoerKL, Shealy RT.The effect of voice lessons on the clinical and perceptual skills of graduatestudents in speech-language pathology.J Voice. 1995;9(2):118-26.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.