Реферат по предмету "Психология"


Воображение как психический процесс

Отражение человеком мира естьактивный, творческийпроцесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувстване только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различныекомбинации.
«Представьте себе, «вообразите», «мысленно перенеситесь» – такимисловами мы вызываем соответствующие образы и представления. Они возникают идругими способами – через чтение книг, просмотр кинофильмов, рассматриваниекартин, слушание рассказов, объяснений. Они могут появиться и по ассоциации скакими либо предметами или явлениями.
Представления относятся к числувторичных образов, которые в отличие от первичных (ощущение, восприятие)возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.
Под представлением понимают психический процесс отражающей действительностив форме обобщенных наглядных образов.
Воображение психический процесс,заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработкиматериалавосприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученныйвосприятием и сохраненным памятью. Сущность воображения состоит вкомбинировании образов-представлений.
Но в отличие от представления воображение – более творческийпроцесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетнуюлинию.
Воображениекак своеобразная форма отражениядействительности:
– осуществляет мысленный отход за пределынепосредственно воспринимаемого;
– способствует предвосхищение будущего;
– «отживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является сложнаяаналитико-синтетическаядеятельность мозга, в процессе которой происходят образование новых системвременных связей на основе ранее формированных. Важную роль в создании новыхвременных связей играет слово.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляетсяв следующих формах:
• агглютинация («склеивание» различных в повседневной жизнинесоединимых качеств, связей);
• гиперболизация (увеличениеили уменьшение предмета, изменениеотдельных частей);
• схематизация (отдельные представления сливаются, различиясглаживаются, а черты сходства выступают четко);
• типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородныхобразах);
• заострение (подчеркивание каких-либо отдельныхпризнаков).
Обрезы воображения различаются между собой по степени яркости и посоотношению образов с действительностью. Выделяется наосновевышеназванного образы:
а) реалистическое воображение (отражает действительность,предвосхищает события);
б) фантастическое воображение («отлетает» отдействительности).
Степень контроля со стороны человека за образами своеговоображения сильно изменяется. Поэтому различают воображение произвольное (активное)и непроизвольное (пассивное). Степень произвольности образов плавно меняется отодних форм воображения к другим. Наименьшая степень произвольности воображенияу сновидений и галлюцинаций, грез, в наибольшая – у творчества.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображениехарактеризуется наличием задачи на создание образа в волевое усилие приосуществлении этой задачи. Например, человек, недостаточно владеющий нотнойграмотой. У него есть ноты и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попыткавоссоздать на инструменте иле голосам включенный в нотах мотив проходят сбольшими затруднениями. Человек прилагает немало усилий, энергий, чтобы ноты«зазвучали» мелодией, Проделываемая работа и есть преднамеренное воображение.
По способам создания образов различают воссоздающее (репродуктивное)и творческое воображение.
Репродуктивное воображение – создание образа, предмета по егоописанию. Воссоздающее воображение развертываетсяна основе воспринятойзнаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной я т.д. Воссоздавая,человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказываетсявторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.(Например, мы читаем повесть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей,ситуаций. Эта умственная работа вторична в сопоставлений с той, котораяпроделана писателем). На уроках физической культуры в усвоении упражненийбольшое значение имеет воссоздающее воображение. Задача учителя накапливать у учащихсяобразы, с тем, чтобы, опираясьна них, они могли воссоздатьсоответствующие действительности ситуации, упражнения.
Творческое воображение – вид воображения, направленного насоздание новых оригинальных образов, ценностей.
Различают объективно и субъективно новые образы. Объективно новое –это образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованное, ни видеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее. Оно оригинально.Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторятьсуществующее, но об этом человекне знает. Он открывает это для себя какоригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез(соединение) накопленных человеком знаний. Элементы, из которых строятся образ,занимают иное место по сравнению с тем, какое онизанимали ранее. Вновом сочетаний элементов и возникает новый образ.
В структуре воображения особое место занимает места – видтворческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Мечтает человек о том, что привлекает и доставляет радость, чтоудовлетворяет сокровенные желания и потребности. О неприятном и безрадостномчеловек не мечтает.
Мечта может быть реальной и нереальной. В реальной мечте человекотчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Реальная мечта – началопрогноза и планирования важных дел, значимых для человека и для общества.Примеров реальной мечты может служить мечта Циолковского К.Э. о полетах вкосмос, полете человека на Луну.
В нереальной мечте есть содержание, но нет путей ее реализации,и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах. Нереальная мечтарассматривается в двух вариантах;
человек верит в содержание и ему кажется, что мечта сбудется, ноон не знает как и когда это произойдет, он переоценивает свои возможности,усилия, прилагаемые для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. Вданном случае ми говорим «о разбитых мечтах».
Человек с самого начала осознает ее таковой, но все-таки отдаетсяво власть мечты. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становитсяглавным смыслом жизни.
Примером нереальной мечты являются фантазии героя поэмы Гоголя Н.В,«Мертвые души» – Манилова.
Мечтание, фантазирование могут ослаблять внутренне эмоциональноенапряжение личности и создавать его. Оно (мечтание) помогает человеку легчеперенести свое отступление от цели и в то же время закрепляет в его сознанииэту цель. Мечтая, человек стремится к одному – доставить себе удовольствие. Нообъективно его мечтание сказываетсяна его поведении, восприятиижизненных явлении.
В детском и подростковом возрасте предмет мечтаний бываетнастолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели.Это мечты-игры. Ребенок прибегает к таким мечтам ради самоуправления илисамоуслаждения. Эти мечты следует отличать от более рациональной их формы – мечтыплана.
Говоря о мечтах ребенка, надо их ни принимать в расчет нестолько их целевую направленность, сколько проектируемые в них отношения кокружающему.
Например, если ребенок мечтает о том, что он изобретет лекарство,которое избавит людей от всех болезней, – это продуктивная мечта, несмотря неее наивно-фантастический характер.
Образы воображения, наиболее часто возникающие в сознании ребенка,приобретает побудительную силу за счет предвосхищения определенныхпереживаний,т.е. становятся мотивами. Частое сочетание воображаемого объекта сопределенными переживаниями, (страхом, горем, унижением, радостью,удовольствием) приводит к тому, что сам образ становится источниковпереживания, непроизвольно вызывая воспоминания представления о былыхпереживаниях и чувствах.
Например, если не выучив урока и испытав стыд за унижение у доски,учащийся представляет себе эту ситуацию еще раз, то испытывает те же самыечувства, а при повторений подобной ситуации один только образ доски, учителя,даже ученика, будет иметь тот же результат. Более того, представления усиливаютпереживания, так как в воображении образ может бить более ярким, чем вдействительности.
Но воображение – прекрасная основе для произвольного обучения. Чемярче будут эмоциональные образы, тем скорее они будут выстукать в качествесобственных мотивов поведения. Представления о самом себе играют немаловажнуюрожь в процессе становления самосознания личности и таких его подструктур, какуровень притязаний, самооценка, критичность.
Воображение принимает участие в процессах порождения потребностей,стимуляции деятельности и поведения в форме мотивов и их комплексов,целесообразования, формирует «я» человека.
В учебной деятельности учителю физической культуру и тренеруследует учитывать следующее:
– поскольку всякий вторичный образ строится на основевосприятия, то того, насколько умело и правильно было организовано восприятия,зависит, насколько точным и полным будет представление. С возрастом объем восприятияувеличивается, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы.Поскольку в единицу времени уже может быть воспринято большее количествообъектов или их свойств, то и большее количество будет отражено в сознание вформе образов представлений и воображения. Это позволяет добиваться большейнасыщенности урока ФК и тренировки;
– в процессе обучения я тренировок учащимся предстоит усвоитьопределенное число абстрактных понятий, формированию абстрактно – логическихпредставлений способствуют различные аналогии, которые позволяют добитьсянеобходимой наглядности. Однако нельзя допускать, чтобы в сознании учащихся итренирующихся аналогия подменяла сущность изучаемого явления или процесса как впримере. Некий ученик утверждал, что строение Земли подобно строению яйца, гдескорлупа – литосфера, белок –мантия, желток – ядро. Сформированное унего представление страдает чрезмерной конкретностью и буквальностью в ущербобобщенности. Задача учителя и тренера состоит в том, чтобы использовать различныесредства наглядности, умело их сочетать и комбинировать для того, чтобыформируемые у школьников образы представления и воображения не страдаличрезмерной конкретностью, были в достаточной мере обобщены, но не терялиприсущей им наглядности.
– воображение существует в различных формах. Ряд формактивного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развитияребенка. Если свободная фантазия (соображение на вольную тему) почти недоступнадошкольнику (особенно, если ее нужно облечь в форму связного рассказа), то вмладшем школьном возрасте она достигает наивысшего расцвета. Затем онапостепенно вытесняется различными формами логического мышления, и новый скачокв развитии воображения наступает в конце подросткового – начале юношескоговозраста, когда на первый план выступает более или менее реалистическиемечтания;
– особую трудность для школьников составляет представлениедвижений или совершение в уме ряда манипуляции с вторичными образами. Учителю играверу следует учитывать: там, где невозможно заменить представлениевосприятием идя манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать ких объективации в виде схем, чертежей, рисунков, кино грамм. Одним из важнейшихсредств объективация детыми своих представлений и образов воображения являетсяречь. Следует учитывать, что пока образ не сформирован или недостаточноотчетлив, попытки вербализовать (с помощью слова) его ведут к его распаду, апри повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет кповышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика.Поэтому задачей учителя и тренера является научить ребенка грамотно излагатьсвои мысли и переживания (но это не означает только овладение специальнойтехнологией). При этой не следует забывать, что уровень развития речи испособность воображать, прямо не связана друг с другом и слабое развитие речине означает слабости представлений и воображения.
Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса.Творчество – процесс, существующийкак синтез познавательной,эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.
Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями(добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью,сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психическойактивности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большимоткрытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческойдеятельности. Творчество – высший уровень познания. Творческий процесс можноразделить не 4 этапа:
1-й этап – зарождение идеи, реализация которой осуществляется втворческом акте.
2-й этап – концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся кданной проблеме, добывание недостающих сведений.
3-й этап – работа над материалом, разложение и соединение, переборвариантов, озарение.
4-й этап – проверка и доработка.
Виды творчества: научное, литературное, художественное,музыкальное.
Творчество – это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный,всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личностьтворца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют чертыхарактера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научномтворчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицыэлементов.
Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натурукомпозитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песени музыка к опереттам И. Дунаевского– его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина – лиричностьи поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича – как человекасильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.
Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельностиучителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидетьблизкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведениеребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектироватьразвитие учебной деятельности и личности ребенка – во всем атом на воображениеложится немалая нагрузка.
Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключаетсяв том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина необязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов ктому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакцииученика, а также его поведение в ближайшей будущем.
творческийвоображение антиципирование воспитательный
Литература
1. Психология под ред. В.В. Боголовского. М.: Просвещение, 1981.С. 271–292. 2. Атлас по психологии под ред. М.В. Гамезо, И.А. Демашенко.М.: Просвещение, 1986. – С. 176, 189–190.
2. Психологический справочник учителя под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной.М.: Просвещение, 1991. – С. 86–90.
3. Познавательные процессы в способности в обучении под ред. В.Д. Шадрикова.М.: Просвещение, 1990. С. 80–99.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Осада Картахены
Реферат 12. 09. 1939г. 03. 01. 2011
Реферат The Enviroment Is Going To Hell Essay
Реферат The Great Depression Essay Research Paper THE
Реферат Разработка плана маркетинга фирмы
Реферат Abortion Essay Research Paper Abortion has been
Реферат Этапы решения проблемы ТБО
Реферат Генная и клеточная инженерия. Биотехнологии
Реферат Эдуард II
Реферат Банкротство и финансовое оздоровление организации
Реферат «Российский опыт реформ. К 150-летию Манифеста Императора Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости», сообщает пресс-служба Движения «За Веру и Отечество». Соорганизаторами конференции выступили ргтэу, Движение «За Веру и Отече
Реферат Программа-клиент
Реферат Втома та її профілактика. Сон
Реферат Понятие, классификация и юридическое значение правовых актов управления
Реферат Введение в кулинарию и основы рационального питания