Отражение человеком мира естьактивный, творческийпроцесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувстване только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различныекомбинации.
«Представьте себе, «вообразите», «мысленно перенеситесь» – такимисловами мы вызываем соответствующие образы и представления. Они возникают идругими способами – через чтение книг, просмотр кинофильмов, рассматриваниекартин, слушание рассказов, объяснений. Они могут появиться и по ассоциации скакими либо предметами или явлениями.
Представления относятся к числувторичных образов, которые в отличие от первичных (ощущение, восприятие)возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.
Под представлением понимают психический процесс отражающей действительностив форме обобщенных наглядных образов.
Воображение психический процесс,заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработкиматериалавосприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученныйвосприятием и сохраненным памятью. Сущность воображения состоит вкомбинировании образов-представлений.
Но в отличие от представления воображение – более творческийпроцесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетнуюлинию.
Воображениекак своеобразная форма отражениядействительности:
– осуществляет мысленный отход за пределынепосредственно воспринимаемого;
– способствует предвосхищение будущего;
– «отживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является сложнаяаналитико-синтетическаядеятельность мозга, в процессе которой происходят образование новых системвременных связей на основе ранее формированных. Важную роль в создании новыхвременных связей играет слово.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляетсяв следующих формах:
• агглютинация («склеивание» различных в повседневной жизнинесоединимых качеств, связей);
• гиперболизация (увеличениеили уменьшение предмета, изменениеотдельных частей);
• схематизация (отдельные представления сливаются, различиясглаживаются, а черты сходства выступают четко);
• типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородныхобразах);
• заострение (подчеркивание каких-либо отдельныхпризнаков).
Обрезы воображения различаются между собой по степени яркости и посоотношению образов с действительностью. Выделяется наосновевышеназванного образы:
а) реалистическое воображение (отражает действительность,предвосхищает события);
б) фантастическое воображение («отлетает» отдействительности).
Степень контроля со стороны человека за образами своеговоображения сильно изменяется. Поэтому различают воображение произвольное (активное)и непроизвольное (пассивное). Степень произвольности образов плавно меняется отодних форм воображения к другим. Наименьшая степень произвольности воображенияу сновидений и галлюцинаций, грез, в наибольшая – у творчества.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображениехарактеризуется наличием задачи на создание образа в волевое усилие приосуществлении этой задачи. Например, человек, недостаточно владеющий нотнойграмотой. У него есть ноты и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попыткавоссоздать на инструменте иле голосам включенный в нотах мотив проходят сбольшими затруднениями. Человек прилагает немало усилий, энергий, чтобы ноты«зазвучали» мелодией, Проделываемая работа и есть преднамеренное воображение.
По способам создания образов различают воссоздающее (репродуктивное)и творческое воображение.
Репродуктивное воображение – создание образа, предмета по егоописанию. Воссоздающее воображение развертываетсяна основе воспринятойзнаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной я т.д. Воссоздавая,человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказываетсявторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.(Например, мы читаем повесть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей,ситуаций. Эта умственная работа вторична в сопоставлений с той, котораяпроделана писателем). На уроках физической культуры в усвоении упражненийбольшое значение имеет воссоздающее воображение. Задача учителя накапливать у учащихсяобразы, с тем, чтобы, опираясьна них, они могли воссоздатьсоответствующие действительности ситуации, упражнения.
Творческое воображение – вид воображения, направленного насоздание новых оригинальных образов, ценностей.
Различают объективно и субъективно новые образы. Объективно новое –это образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованное, ни видеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее. Оно оригинально.Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторятьсуществующее, но об этом человекне знает. Он открывает это для себя какоригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез(соединение) накопленных человеком знаний. Элементы, из которых строятся образ,занимают иное место по сравнению с тем, какое онизанимали ранее. Вновом сочетаний элементов и возникает новый образ.
В структуре воображения особое место занимает места – видтворческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Мечтает человек о том, что привлекает и доставляет радость, чтоудовлетворяет сокровенные желания и потребности. О неприятном и безрадостномчеловек не мечтает.
Мечта может быть реальной и нереальной. В реальной мечте человекотчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Реальная мечта – началопрогноза и планирования важных дел, значимых для человека и для общества.Примеров реальной мечты может служить мечта Циолковского К.Э. о полетах вкосмос, полете человека на Луну.
В нереальной мечте есть содержание, но нет путей ее реализации,и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах. Нереальная мечтарассматривается в двух вариантах;
человек верит в содержание и ему кажется, что мечта сбудется, ноон не знает как и когда это произойдет, он переоценивает свои возможности,усилия, прилагаемые для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. Вданном случае ми говорим «о разбитых мечтах».
Человек с самого начала осознает ее таковой, но все-таки отдаетсяво власть мечты. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становитсяглавным смыслом жизни.
Примером нереальной мечты являются фантазии героя поэмы Гоголя Н.В,«Мертвые души» – Манилова.
Мечтание, фантазирование могут ослаблять внутренне эмоциональноенапряжение личности и создавать его. Оно (мечтание) помогает человеку легчеперенести свое отступление от цели и в то же время закрепляет в его сознанииэту цель. Мечтая, человек стремится к одному – доставить себе удовольствие. Нообъективно его мечтание сказываетсяна его поведении, восприятиижизненных явлении.
В детском и подростковом возрасте предмет мечтаний бываетнастолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели.Это мечты-игры. Ребенок прибегает к таким мечтам ради самоуправления илисамоуслаждения. Эти мечты следует отличать от более рациональной их формы – мечтыплана.
Говоря о мечтах ребенка, надо их ни принимать в расчет нестолько их целевую направленность, сколько проектируемые в них отношения кокружающему.
Например, если ребенок мечтает о том, что он изобретет лекарство,которое избавит людей от всех болезней, – это продуктивная мечта, несмотря неее наивно-фантастический характер.
Образы воображения, наиболее часто возникающие в сознании ребенка,приобретает побудительную силу за счет предвосхищения определенныхпереживаний,т.е. становятся мотивами. Частое сочетание воображаемого объекта сопределенными переживаниями, (страхом, горем, унижением, радостью,удовольствием) приводит к тому, что сам образ становится источниковпереживания, непроизвольно вызывая воспоминания представления о былыхпереживаниях и чувствах.
Например, если не выучив урока и испытав стыд за унижение у доски,учащийся представляет себе эту ситуацию еще раз, то испытывает те же самыечувства, а при повторений подобной ситуации один только образ доски, учителя,даже ученика, будет иметь тот же результат. Более того, представления усиливаютпереживания, так как в воображении образ может бить более ярким, чем вдействительности.
Но воображение – прекрасная основе для произвольного обучения. Чемярче будут эмоциональные образы, тем скорее они будут выстукать в качествесобственных мотивов поведения. Представления о самом себе играют немаловажнуюрожь в процессе становления самосознания личности и таких его подструктур, какуровень притязаний, самооценка, критичность.
Воображение принимает участие в процессах порождения потребностей,стимуляции деятельности и поведения в форме мотивов и их комплексов,целесообразования, формирует «я» человека.
В учебной деятельности учителю физической культуру и тренеруследует учитывать следующее:
– поскольку всякий вторичный образ строится на основевосприятия, то того, насколько умело и правильно было организовано восприятия,зависит, насколько точным и полным будет представление. С возрастом объем восприятияувеличивается, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы.Поскольку в единицу времени уже может быть воспринято большее количествообъектов или их свойств, то и большее количество будет отражено в сознание вформе образов представлений и воображения. Это позволяет добиваться большейнасыщенности урока ФК и тренировки;
– в процессе обучения я тренировок учащимся предстоит усвоитьопределенное число абстрактных понятий, формированию абстрактно – логическихпредставлений способствуют различные аналогии, которые позволяют добитьсянеобходимой наглядности. Однако нельзя допускать, чтобы в сознании учащихся итренирующихся аналогия подменяла сущность изучаемого явления или процесса как впримере. Некий ученик утверждал, что строение Земли подобно строению яйца, гдескорлупа – литосфера, белок –мантия, желток – ядро. Сформированное унего представление страдает чрезмерной конкретностью и буквальностью в ущербобобщенности. Задача учителя и тренера состоит в том, чтобы использовать различныесредства наглядности, умело их сочетать и комбинировать для того, чтобыформируемые у школьников образы представления и воображения не страдаличрезмерной конкретностью, были в достаточной мере обобщены, но не терялиприсущей им наглядности.
– воображение существует в различных формах. Ряд формактивного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развитияребенка. Если свободная фантазия (соображение на вольную тему) почти недоступнадошкольнику (особенно, если ее нужно облечь в форму связного рассказа), то вмладшем школьном возрасте она достигает наивысшего расцвета. Затем онапостепенно вытесняется различными формами логического мышления, и новый скачокв развитии воображения наступает в конце подросткового – начале юношескоговозраста, когда на первый план выступает более или менее реалистическиемечтания;
– особую трудность для школьников составляет представлениедвижений или совершение в уме ряда манипуляции с вторичными образами. Учителю играверу следует учитывать: там, где невозможно заменить представлениевосприятием идя манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать ких объективации в виде схем, чертежей, рисунков, кино грамм. Одним из важнейшихсредств объективация детыми своих представлений и образов воображения являетсяречь. Следует учитывать, что пока образ не сформирован или недостаточноотчетлив, попытки вербализовать (с помощью слова) его ведут к его распаду, апри повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет кповышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика.Поэтому задачей учителя и тренера является научить ребенка грамотно излагатьсвои мысли и переживания (но это не означает только овладение специальнойтехнологией). При этой не следует забывать, что уровень развития речи испособность воображать, прямо не связана друг с другом и слабое развитие речине означает слабости представлений и воображения.
Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса.Творчество – процесс, существующийкак синтез познавательной,эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.
Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями(добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью,сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психическойактивности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большимоткрытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческойдеятельности. Творчество – высший уровень познания. Творческий процесс можноразделить не 4 этапа:
1-й этап – зарождение идеи, реализация которой осуществляется втворческом акте.
2-й этап – концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся кданной проблеме, добывание недостающих сведений.
3-й этап – работа над материалом, разложение и соединение, переборвариантов, озарение.
4-й этап – проверка и доработка.
Виды творчества: научное, литературное, художественное,музыкальное.
Творчество – это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный,всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личностьтворца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют чертыхарактера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научномтворчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицыэлементов.
Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натурукомпозитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песени музыка к опереттам И. Дунаевского– его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина – лиричностьи поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича – как человекасильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.
Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельностиучителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидетьблизкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведениеребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектироватьразвитие учебной деятельности и личности ребенка – во всем атом на воображениеложится немалая нагрузка.
Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключаетсяв том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина необязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов ктому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакцииученика, а также его поведение в ближайшей будущем.
творческийвоображение антиципирование воспитательный
Литература
1. Психология под ред. В.В. Боголовского. М.: Просвещение, 1981.С. 271–292. 2. Атлас по психологии под ред. М.В. Гамезо, И.А. Демашенко.М.: Просвещение, 1986. – С. 176, 189–190.
2. Психологический справочник учителя под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной.М.: Просвещение, 1991. – С. 86–90.
3. Познавательные процессы в способности в обучении под ред. В.Д. Шадрикова.М.: Просвещение, 1990. С. 80–99.