Реферат по предмету "Психология"


Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Федеральное агентство по образованию.
Министерство образования и науки РФ.
ГОУ ВПО
«Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К.Д.Ушинского»
Кафедра «Возрастной психологии».
Контрольная работа по теме:
«Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитиев младшем школьном возрасте».
Выполнила:
Студентка 2 курса
ИПП, группы 92б,
Потёмкина Н.А.
Студенческий
билет № ПП-0447
Проверила:
Ярославль 2009 год

План
Введение
Часть I: Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону.
Основные конфликты каждой стадии
Часть II. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьномвозрасте
Заключение
Список литературы
Введение
В первом вопросе рассматриваются теории и практики выдающегося психоаналитика и нашегосовременника Эрика Эриксона.
Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненногоцикла на восемь стадий, называют одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообщев психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотяи формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительноизменяться и дальше на каждом этапе жизни.
В вузах мира на факультетах психологии и психиатриииспользуются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека,воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегосяна каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Внимание, котороеЭриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннеговзгляда на детство, как на период необратимого формирования личности. Теория ЭрикаЭриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркиваетсяв ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследованияпсихики — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализак изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личностьживет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера,Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а такжеистории жизни современников — взрослых и детей. Психоисторический метод требуетравного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в которомживет человек. Основная задача Э. Эриксона состоялав разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретнойкультурной среды.
Второй вопрос затрагивает тему психическогоразвития детей младшего школьного возраста, их адаптацию к учебной деятельности.Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляетсяочень актуальным для педагогов и злободневным. В последние десятилетия появилосьбольшое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаютсядети младшего школьного возраста. При этом с одной стороны, детей нагружают самойразной информацией — появляются новые школьные предметы, содержание классическихдисциплин сильно усложняется и увеличивается. С другой стороны, все время повышаютсятребования к поступающим в школу детям. Младший школьник — это начало общественногобытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качествемладший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Так же младшийшкольный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии.Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющейи активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основнойзадачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализациипотенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностейкаждого ребенка.
Часть I: Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону.Основные конфликты каждой стадии
Новообразования как важнейшаяхарактеристика каждой стадии.
В книге Эриксона «Детство и общество»(1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнениюЭриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в болеепозднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например,дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальнымивзрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однакохарактер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретногочеловека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образомчеловек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как онсправляется со следующим конфликтом.
Согласно теории Эриксона, специфические, связанныес развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненногоцикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, илиодин из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими.Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только наодной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономииособенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни людидолжны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявитьвсякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадииразвития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютнодоверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверияна протяжении всей жизни.
Суммируя 15 лет практической и теоретической работы,Э. Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучениечеловеческого «Я»:
1. предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазамипсихосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходекоторого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнемуобъекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которогоиндивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальнойсреде;
2. утверждал, что становление личности не заканчиваетсяв подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл;
3. говорил, что каждой стадии присущи свои собственныепараметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
Доверие и недоверие. Первая стадия развития человекасоответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первыйгод жизни. Кризис новорожденности — связан с прохождением плода через родовые путиматери и попаданием плода в абсолютно другую среду, изменением способа питания идыхания. Возможны различные варианты рождения: естественный путь, с помощью различныхакушерских приспособлений (щипцы, выдавливание и т.д.), кесарево сечение. Такжевозможны асфексии, которые могут быть различными по продолжительности. Не исключаютсяразличные родовые и послеродовые травмы. Все вышеперечисленные аспекты являютсяпредопределяющими и оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие психикиребенка, способны определить путь развития, особенности развития, качество развития.
Новообразованием данного периода является «комплекс оживления»,появление которого, может свидетельствовать о характере, качестве, течении развития.
Кризис 1-го года — связан с удовлетворением основных физиологическихпотребностей ребенка, ухаживающим за ним взрослым. Значимый взрослый — мать. Припозитивном развитии ребенка формируется доверие к людям. При слишком раннем отлученииребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, егоэмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения.
В этот период, считает Эриксон, развивается параметрсоциального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным- недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, кдругим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к немузаботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются,который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которымиграют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существаотзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречаетлюбовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительностьпо отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собойв другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, чтовопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый годжизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надеждуи таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, можетпостепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливостипо отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость.Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, можетпроникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случаеразвода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениямии скандалами.
Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадияохватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. Кризис3-х лет — связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности.Если значимые взрослые — родители, которые понимают и принимают ребенка, помогаютему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии, приобретаетсамостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного,но еще зависимого от родителей человека. Наоборот, слишком строгий или непоследовательныйвнешний контроль развивает у него стыд и сомнения в себе. Он ощущает свою неприспособленность,боится потерять контроль над собственным организмом, у него формируется сильноежелание скрыть от окружающих свою ущербность.
В этот период, считает Эриксон, у ребенкаразвивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей.На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, нои лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать.Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делатьсами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалетеводу и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, ане торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами,своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть унего появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпениеи спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливостьи нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях неторопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать наредкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилийродители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за«несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитаячашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьмии неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности,то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, ивзрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо большесамостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитиюсамостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью,с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этойстадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Предприимчивость и чувство вины. Третья стадияобычно приходится на возраст от четырех до пяти лет и соответствует дошкольномудетству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательностьи активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевоеповедение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствуетразвитию чувства инициативы. При аномальном развитии — переживания повторных неудачформируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесномвелосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумыватьсебе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательностьего проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметрэтой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсеи чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеиребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети,которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своемужеланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках,вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителейотвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать емуфантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторнаядеятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы,он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадиижизни.
Умелость и неполноценность. Четвертая стадия- возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Здесь значимыми взрослымистановятся учителя, школа. В зависимости от царящей в школе атмосферы и методоввоспитания у ребенка развивается вкус к работе или, наоборот, чувство собственнойнеполноценности. В первом случае формируются трудолюбие, чувство долга, стремлениек достижению успеха, развиваются навыки и умения. В случае аномального развития- избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, конформизм,чувство тщетности прилагаемых усилий, обреченность на то, чтобы всю жизнь оставатьсяпосредственностью.
Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этотпериод любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находитсяв скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции,к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, детикак следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность.Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостьюс одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещиустроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятени близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенкак трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностяхсвои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели,варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца,хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способностик техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельностидетей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию уних чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничиваетсядомом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другиеобщественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сихпор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенкав школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенностьего психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмированшколой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть вшколу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее,чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классенесоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудьзаглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советами помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависитне только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Идентификация личности и путаница ролей. При переходев пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классическийпсихоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решениеэтой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении.Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, чтосуществуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавлениек новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания,у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место вновых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей,к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеалсемьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные,но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатыватьили перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречияи создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист,полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.Этот период переживают дети обоего пола в поисках идентификации — усвоения образцовповедения значимых других людей, которые являются, прежде всего, группы сверстников.Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, решение вопроса«кем быть?» и экспериментирование в разных ролях. Становление мировоззрения.Четкая половая дифференциация в межличностном поведении. При аномальном развитии- путаница ролей, концентрация душевных сил на самопознании, стремлении разобратьсяв самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость.Снижение трудовой активности. Путаница в мировоззренческих установках, негативизм.
Эриксон считает, что возникающий в этот периодпараметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации«Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком,обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает осебе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и такдалее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлыми проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей- психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть,где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывалиболее или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперьоказывается «более косвенным». Если благодаря родителям подросток ужевыработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы егона идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительноувеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого,стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности.Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрастедолжна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого бытаподросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я»,то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того,кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетнихпреступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, оченьчасто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочныеполовые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», тоесть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотелибы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с«хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом»,чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретаетясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным доконца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будетсталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемусяу него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиковподчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов ичто успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновенияновых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, ужерешенных, казалось, проблем.
Близость и одиночество. Шестой стадией жизненногоцикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранниегоды семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этойстадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или,иначе, ничего важного. Ранняя взрослость (20 — 40 лет) — связан с поиском близостис любимым человеком, с которым предстоит совершить цикл «работа — рождениедетей — отдых» и обеспечить детям надлежащее развитие. Удовлетворенность личнойжизнью. Стремление к контактам с людьми. Значимые другие: друзья, сексуальные партнеры,сотрудники, соперники. В случае аномального развития — избегания людей, особенноблизких, интимных отношений с ними. Трудный характер, непредсказуемое поведение.Непризнание, изоляция. Появление первых симптомов душевных расстройств, возникающихякобы под влиянием враждебных сил.
Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущемэтапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указываетна специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительнымполюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическуюблизость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делитьсяс ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоиттак же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо отродителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии.Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать, или затруднятьдостижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением,но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелыхбоях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчикомблизости в самом широком смысле этого понятия. Но если, ни в браке, ни в дружбечеловек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становитсяодиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не оком заботиться.
Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмаястадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками,а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляетсяновый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью- на другом. Кризис 40-60 лет — характеризуется развитием генеративности, чувствасохранения рода, выражающимся в интересе к следующему поколению и его воспитанию.Чувство гордости за своих детей. Это период высокой продуктивности, творчества всамых разных областях. Зрелая полноценная, разнообразная жизнь. При аномальном развитии- застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, исключительная заботао самом себе, оскудение межличностных отношений в семье.
Общечеловечностью Эриксон называет способностьчеловека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумыватьсянад жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущегомира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственныхдетей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том,чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастностичеловечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботойстановится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Цельность и безнадежность. На восьмую и последнююстадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oтажизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками,если они есть. Старение — это завершение жизненного пути, и его разрешение зависитот того, как этот путь был пройден. Подведение итогов, спокойная, взвешенная оценкапрошлого, осознание цельности прожитой жизни, ее полноты и полезности, способностьпримириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна. Значимые другие- «мой род» — все человечество. При аномальном развитии — отчаяние. Ощущениезря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других,страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.
Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностьюи безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто,оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляетсяцепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначалауже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мыслио том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Указанные стадии люди проходят с разной скоростью и с разнымуспехом. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что, переходяна новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственныене только данной стадии, но и предыдущей стадии. Однако в этом случае это даетсягораздо труднее.
Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона.Его подход вызывает далеко идущие изменения в традиционных взглядах психоанализана формирование личности и эмоциональные кризисы у взрослых. Распространяя периодформирования личности на весь жизненный цикл, Эриксон говорит, что каждому возрасту,в том числе среднему и пожилому, присущи свои эмоциональные кризисы. Это позволяетврачу-психиатру видеть в эмоциональных проблемах взрослого человека не просто (иуже, во всяком случае, не только) неустранимые последствия разочарований и потрясенийдетства, но конфликты, типичные для зрелого возраста и, может быть, поддающиесялечению.
В отечественных теориях преобладает несколько иной взгляд накритическую ситуацию развития, чаще называемую кризисом развития. Культурная традициянашего общества породила ощущение и реальное отношение к личности как активно реализующейсебя в социуме единице. Поэтому в данных теориях не акцентируется внимание на использованиезащит и возможностей образования компромисса. Л.С. Выготский вводит термин«новообразования», которые формируются на каждом этапе развития. Новообразованиякризисных периодов впоследствии претерпевают изменения и не входят в качестве необходимогослагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они сохраняются в скрытойформе и частично входят в состав новообразований стабильного периода, причем всякийнеяркий в проявлениях критический период приводит к осложнениям в последующем развитии.В развитии каждого критического периода наблюдаются три фазы — предкритическая,критическая и посткритическая. Таким образом, в теории Л.С. Выготского дается глубокийанализ структуры кризиса, механизмов его функционирования, указывается на направляющеевлияние культурного контекста и подчеркивается активность личности в переживаниикритической ситуации.
эриксон психика школьный возраст
Часть II. Психическое развитие в младшем школьном возрастеУчебная деятельность как ведущая в младшем школьномвозрасте
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизниребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей,которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школабыла первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано свведением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтомупсихологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьногодетства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В.В. Давыдова,можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центромсознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающегомышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другиепознавательные процессы: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие- думающим» (Эльконин Д. Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретическогосознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований,как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения.Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С.Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы,что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательнымицелями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
1. качественно новый уровень развития произвольной регуляцииповедения и деятельности;
2. рефлексия, анализ, внутренний план действий;
3. развитие нового познавательного отношения к действительности;
4. ориентация на группу сверстников.
Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразногоэтапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманиюсущности данного возраста, его предназначения и возможностей.
Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как периодпередачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовойжизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболееинтенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающейего средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживаниесвоей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности бытьнаравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться,пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные чертыдетей данного возраста.
В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считаетсялатентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителейи общества временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемыеему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшейсоциализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретенияопыта общения со сверстниками. (В настоящее время существуют многочисленные доказательства,опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного. В действительностив этот период ни общее психическое, ни психосексуальное развитие ребенка не останавливается,напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения (Исаев Д.Я., КаганВ Е, Раттер М., Петрунек В.П., Таран Л. Н, и др.).
Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находитсяна стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действиястановятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения длядискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияниенепосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям.Переход к конкретно — операциональному мышлению влечет за собой перестройку всехпсихических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознанияребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Таким образом, младший школьный возраст являетсяэтапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживаниеребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роливзрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которыхявляется создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностеймладших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развитияребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающегособственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сенситивным для:
· формирования мотивов учения, развития устойчивыхпознавательных потребностей и интересов;
· развития продуктивных приемов и навыков учебнойработы, «умения учиться»;
· раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
· развития навыков самоконтроля, самоорганизациии саморегуляции;
· становления адекватной самооценки, развитиякритичности по отношению к себе и окружающим;
· усвоения социальных норм, нравственного развития;
· развития навыков общения со сверстниками, установленияпрочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуютсяинтеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельностив этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другиевиды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусствоми пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований.Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастномэтапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет уменияучиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях,сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднееи потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений(в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детяхэтого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учениюи пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подростковоговозраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, посколькуне имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшегошкольника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфереребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения вобласти памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особуюмнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольномвозрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых,в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Отнаиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала)в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разныхчастей материала. К сожалению, в школе мало учат приемам запоминания.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенкадошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемусяопределенной задаче Молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытываетребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужноруководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительноепредставление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидетьто, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются тысячелетиями: необходимоуказкой вести взор ребенка за собой. Мало иметь наглядный материал, нужно научитьего видеть. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматриватьобъекты, без этого интеллектуальные изменения не могут произойти.
Учебная деятельность предъявляеточень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитиюволи. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. Вшколе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Любая попыткапревратить учебное дело в развлекательное является ложной. Учение всегда требуетизвестной внутренней дисциплины. К.Д. Ушинский указывал на опасность развлекательнойпедагогики. Школа создает близкие цели — это оценка знании; но основной смысл учения- подготовка к будущей деятельности — требует высокой степени произвольности.
В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересныхвещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущейв этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этотпериод развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системынаучных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылкисамостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Учебная деятельность, включающаяовладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебногосотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развитиячеловека, находящегося в образовательной системе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,В.В. Давыдов). Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущей называется деятельность, котораяне только занимает длительный период, но и в русле которой: а) формируются другие,частные виды деятельности; б) развивается интеллект как совокупность сенсорно — перцептивных, мнемологических; в) формируется сама личность субъекта деятельности.В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности,как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционнойдеятельности.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируетсяв ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условияхцеленаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляетсябыстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний."Учебная деятельность является ведущейв школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношенияребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качествличности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов", — подчеркивает Д.Б. Эльконин. В учебной деятельности младшего школьника формируетсяотношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношениеи реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методамобучения, учителю, классу, школе и т.д.
Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переключением с семьи или детскогосада на школу у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты.Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя. «А учительницасказала так!» — протестует против безапелляционного высказывания мамы малыш.К концу начальной школы, когда основной период адаптации как макрофазы развития(по А.В. Петровскому) закончен, школьник становится субъектом не только учебнойдеятельности, но и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младшийшкольник становится подростком, безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается,все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает рольдетского сообщества.
Заключение
В заключение первого вопроса можнодобавить, что для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача,которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития наразных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависиткак от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общейдуховной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.
· Задача младенческого возраста — формированиебазового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения.
· Задача раннего возраста — борьба против чувствастыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.
· Задача игрового возраста — развитие активнойинициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственностиза свои желания.
· В период обучения в школе встает новая задача- формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоитосознание собственной неумелости и бесполезности.
· В подростковом и раннем юношеском возрасте появляетсязадача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюсв решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я»("диффузия идентичности").
· Задача конца юности и начала зрелости — поискспутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.
· Задача зрелого периода — борьба творческих силчеловека против косности и застоя.
· Период старости характеризуется становлениемокончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовесвозможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.
Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенногодинамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности — результатборьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующуюстадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой,более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненныхнеудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новойформы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкоесоциальное окружение.
Второй вопрос об особенностях развития в младшемшкольном возрасте хочется закрыть словами о том, что поступление в школуведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитиючувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений:он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоениенорм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратитьих в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Происходит перестройкавсей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б. Эльконин.У дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок — взрослый»и «ребенок — дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результатыигры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллективатакже не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно,они не связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучиеребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый»дифференцируется. Система «ребенок — учитель» начинает определять отношенияребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Впервые отношение «ребенок- учитель» становится отношением «ребенок — общество». В пределахвзаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступаеткак индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом».В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов,одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всюжизнь ребенка. Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуальногоразвития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализациявсех психических процессов, их осознание и произвольность. Вспомним параллелограммразвития памяти по Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, темболее опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное инамеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети саминачинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямойзависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этомвозрасте, по словам Л.С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, которыйне знает самого себя.
Список литературы
1. Вопросы психологии: «Кризис детства и основания проектирования формдетского развития». / Б.Д. Эльконин. — 1992. — № 3-4. — 7-13 стр. [4, 28, 29]
2. «Вопросы детской психологии» / Л.С. Выготский. — Санкт — Петербург.:«Союз». — 450 стр. [19, 20, 21]
3. «Психология развития» / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливановаи др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. — Москва.: «Академия». — 2001. — 352стр. [26, 27, 28, 29]
4. «Психология возрастных кризисов». / К.Н. Поливанова. — Москва.:«Академия». — 2000. — 184 стр. [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15,16, 17, 18]
5. «Психология развития человека» / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.- Москва: «Школьная пресса». — 2000. — 415 стр. [21, 22, 23]
6. Сборник научных трудов: вопросы общей и дифференциальной психологии.«Методологические подходы к определению критериев психологического развития»./ Выпуск 3. — Кемерово. — 1995. — 13-26 стр. [20, 21, 22]
7. Соционика и развитие личности. / Т.Н. Прокофьева. — Доклад на XV конференциипо соционике. — 1998. — www.socionics.ru/ericson. htm. [3, 5, 6]
8. «Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольныйи младший школьный возраст». / Н. Семаго, М. Семаго. — Санкт — Петербург.:«Речь». — 2006. — 384 стр. [21, 22, 23, 24, 25, 26]
9. «Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни»/ Д. Элкинд.- www.sociology. mephi.ru/docs/sociologia/html/D_elkind%20-%20erik_erik_i_8_stadiy.[5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат For Love Or Money
Реферат Общее строение органа глаза
Реферат Video Game Violence Essay Research Paper In
Реферат Проектирование коктейль-бара на 50 мест
Реферат Кредит и банковская деятельность экономические правовые и криминальные аспекты
Реферат Правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита
Реферат Goodwill Essay Research Paper The definition of
Реферат Диференціальні рівняння вищих порядків
Реферат Нравственные проблемы в романе "Отцы и дети"
Реферат Міжнародні розрахунки та валютні операції на матеріалах комерційного банку КБ Фінанси та кредит
Реферат Программная реализация алгоритма шифрования DES. Режим ECB
Реферат Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской
Реферат Анализ рассказа И А Бунина Чистый понедельник
Реферат I слета молодых специалистов Белгородской энергосистемы
Реферат Источники Экологического права