Реферат по предмету "Психология"


Воображение как психический познавательный процесс

/>Содержание
воображениемышление память дошкольный
Введение
1. Теоретические аспекты изучениявоображения
1.1 Понятие о воображении, еговидах, функциях, механизмах, физиологической основе
1.2 Этапы развития воображенияв онтогенезе
2. Практические аспекты изучениявоображения у детей дошкольного возраста
2.1 Описание диагностическихметодик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
2.2 Упражнения, игры для развитиявоображения у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Введение
 
Воображение– особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессови вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит,разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культураявляется продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человеказа пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не можетсебе позволить никакое другое живое существо в мире [14, с. 206 ].
Воображениевсегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделатьон представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человекуже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующейпрактической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечныйитог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческуюдеятельность от «деятельности» животных.
Д.И. Писаревписал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он немог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченнойкрасоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,-тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставилабы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в областиискусства, науки и практической жизни» [8, с. 256 ].
Повседневнаядеятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимыезнания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетаниеимеющихся сведений. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания.Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменитьчто-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темызаключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяетпознать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствуетпрогрессу в любом виде деятельности человека.
Цель исследования: изучение воображения как психического познавательного процесса.
Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: психологические особенности развития воображения .
Исходя из целиисследования определяем следующие задачи :
1) изучить психологическуюлитературу по проблеме воображения;
2) охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
3) подобрать психологические методики для диагностики уровня развитиявоображения ( на примере дошкольного возраста);
4) описать упражнения, игры для развития воображения детей дошкольноговозраста.
Теоретическуюоснову работы составили труды: О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова« Воображение и способности», В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения»,Л.Ю. Субботиной « Детские фантазии: Развитие воображения детей».
Для решенияпоставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературыпо данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровеньразвития воображения.

1. Теоретическиеаспекты изучения воображения
 
1.1 Понятиео воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе
Как субъектдействия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу,создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить,если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразоватьмир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.
Сначала человектщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленныйобраз, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливаетсясовершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётсяеё новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением [ 16,с. 187].
Процесс воображенияпроявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которыхвозникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовалоактуально.
Образы, которымичеловек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления.Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не могбыть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможныесобытия и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связанос реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, ноони подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова Воображение– это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект,удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [ 14, с. 260 ].
Воображениесвязано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением.Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным,когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил: « Творческая деятельностьвоображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнегоопыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построенияфантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает еговоображение»[ 6, с. 134 ]. Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемнойситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать,соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующихфактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение,ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображениясвойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Виды воображенияразличаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов.В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное)воображение ( рис.1 ) [ 25, с. 285 ]. При непроизвольном воображении новые образывозникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такоевоображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзахи т. п.

/>

Рис.1 Виды воображения
Произвольноевоображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связис поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображениевозникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевойигре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работавоображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствиис принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и самсюжет игры [5, с.452].
Произвольноевоображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуетсятем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида,а объективно они уже существуют, воплощены в определённых предметах культуры. Сутьвоссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцируетто, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей,схем, знаков и т.д.
Здесь должнасуществовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровкасигналов, символов, знаков.
Таким образом,воссоздающее воображение – это создание нового образа на основе словесного описания,восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальныхмоделей.
Воссоздающеевоображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениватьсяопытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Творческое воображение– это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальныхпродуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовоеописание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всехвидах творческой деятельности людей [18, с.248].
Особой формойвоображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизничеловека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живымконкретным характером, эмоциональной насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда,когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, тоиз стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродитьсяв фантазию.
Нейрофизиологическойосновой воображения является образование временных нервных связей в сфере первойи второй сигнальных систем, их диссоциация ( распадение на отдельные элементы) иобъединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связанос эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследованияпоследних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположеныне только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга – гипоталамолимбическойсистеме [ 12, с. 178 ].
Базой воображениявсегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строитьсяновое. Затем идёт процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование.Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.
Вся дальнейшаядеятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация,акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотримболее подробно каждый.
Агглютинация- слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов, в один причудливыйобраз.
Акцентирование- выделение и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая– то одна часть становится доминирующей. Гиперболизация — преувеличение или преуменьшениепредмета или его отдельных частей.
Реконструкция– создание целого образа по частям предмета.
Схематизация– сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
Типизация –выделение в одном образе черт разных объектов[26, с.34].
Воображениечеловека многофункционально. Среди его важнейших 1)гностически-эвристическую –позволяетвоображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороныдействительности;
2)защитную–позволяетрегулировать эмоциональное состояние ( удовлетворять потребности, снижать напряжениеи т.д.);
3)коммуникативную– предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценкирезультата;
4)прогностическую– заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремитсясубъект [7с. 187].
Р.С. Немов отметил,что воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъектаи входит в разные виды его деятельности [ 15, с. функций выделяют:107 ].
1.2 Этапы развитиявоображения в онтогенезе
Способностьк воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практическогоопыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современнойпсихологии
существует большое количествоисследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметомизучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которыхоно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляютсяна втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное накартинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраиваетто, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнаванииребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемойситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на второмгоду жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновениявоображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнкоми объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражаетих обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок [ 10, с.75].
Развитие начальныхформ воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действийи игровых предметов, а так же
с тем, что в репертуар игровыхдействий прочно входят замещения [11, с.5 ].
По данным В.А.Скоробогатоваи Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый,а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказываетсяиспользовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, которыйобеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появлениеречевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельныезамещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценноеиспользование замещений. Выбор предметов
заместителей становится осознанными сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельностидетей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интересак новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемыхвзрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер[23, с. 48 ].
Второй этап(то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьемгоду жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностьюребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержаниемигры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по путисамостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещёс опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения вигре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельныйвыбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов,оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
Появляется аффективноевоображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от другихлюдей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [ 1, с. 67 ].
Третий этап(от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности,прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечтыо будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшимиу ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальнуюдеятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для созданияобраза служат не только реальный
объект, но и представления, выраженныев слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководитьдеятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека.Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны [3, с. 75].
Четвёртый этап( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опораподсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбираетнеобходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляетсяв развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемыеобразы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью.У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированноевоображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоредля создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрастеу ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельнымпроцессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видахдеятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование [17, с.29].
Пятый этап (от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этомуспособствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник впроцессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками,которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливаютих продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегосяв разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьниковсреднего звена( случаи детской лжи и пр.) [30, с. 146]».
Реализм воображенияпредполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательноявляющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшегошкольника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности,простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играхдети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрываютистории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьии др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большейстепени появляется творческая переработка представлений.
« В младшемшкольном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, котороесоставляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально- мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место,то побочное, третьестепенное [21, с. 69]».
Шестой этап( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется нетолько на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативахи так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать,поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатамего творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности[29,с.18].
Описанные здесьэтапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможностикаждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей.Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживаниятравм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность)или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать,сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являютсялишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.
Вывод: таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики,благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляетею. Воображение сложный психический процесс имеющий несколько видов :
1) произвольное и непроизвольное ;
2) воссоздающее и творческое;
3) мечты и фантазии.
Начальные формывоображения впервые появляются в раннем возрасте
в связи с зарождение сюжетно– ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Дальнейшее развитиевоображения идёт по трём направлениям. Во– первых, по линии расширения круга замещаемыхпредметов и совершенствования самой операции замещения. Во – вторых, по линии совершенствованияопераций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение.На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенностирисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы.
Воображениевыполняет важнейшие функции:
1) гностически –эвристическую;
2) защитную;
3) коммуникативную;
4) прогностическую.
Деятельностьвоображения осуществляется с помощью следующих механизмов: комбинирование, акцентирование,агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция.

2 Практическиеаспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста
 
2.1 Описаниедиагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольноговозраста
Для изучениявоображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, напримердля изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностическиеметодики: « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнениеотсутствующих деталей в изображении» и т.д.
Для оценки развитиявоображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностическиеметодики: « Круги Торренса », « Две линии », « Придумай рассказ », « Незаконченныйрисунок » и т.д.
Так как в дошкольномвозрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительностивоображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностическихметодик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотримнекоторые из них :
Методика №1«Неполные фигуры» Е.П. Торренс [ 19, с. 93 ].
Цель: выявитьуровень развития творческого воображения.
Возраст: предлагаетсядля детей 5-7 лет.
Стимульный материал:изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши (см. прил.1).
Ход проведения:Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересныекартинки из знакомых геометрических фигур.
Посмотри насвой лист, используя данную фигуру, нарисуй картину». Ребёнку предлагается однаиз геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветныекарандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают ипоочередно предлагают следующие фигуры.
После дорисовыванияфигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.
Ход проведения:
Испытуемомудается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета.Дорисуй её так, чтобы получилась картина».
Ребёнку даютлист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится10-12 минут.
Обработка ианализ результатов:
Работы оцениваютсяв баллах:
0 баллов- заданиене выполнено;
1 балл- дорисовываетфигуру (элемент), но уже с разными деталями;
2 балла- изображаетотдельный предмет, но уже с разными деталями;
3балла- изображаетпредмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «полевещей»;
4балла- изображаетнесколько объектов по воображаемому сюжету;
5баллов- изображаетпредложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемомсюжете.
Методика №2тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина [ 27, с.22 ].
Цель: исследованиеособенностей воссоздающего воображения.
Возраст: предлагаетсядля детей от 5-12 лет.
Стимульный материал:изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе, цветныекарандаши ( см. прил. 2).
Ход проведения:
Испытуемомудается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур,нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколькораз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.»
Объекты длярисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.
На каждое изображениедаётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:
1. Изображены ли все заданные объекты;
2. Реалистичность изображения;
3. Уникальность изображения;
4. Использование в изображении всех предложенных фигур.
Каждый пунктоценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина,тем лучше развито воссоздающее воображение.
1балл- за каждоеизображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже еслионо и не похоже.
2балла- за изображение,которое оценивается «можно и так».
3балла- за изображениев котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.
4балла- за изображение,использующее все фигуры и достаточно реалистичное.
5баллов- заизображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумнойкомбинации.
Методика №3« Скульптура» [ 15, с.254 ].
Цель: исследованиеособенностей творческого воображения.
Возраст: предлагаетсядля детей от 5 до 10 лет.
Стимульный материал:пластилин, доска для лепки, стека, емкость в водой.
Ход проведения:
Испытуемомудаётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимослепить любую поделку по желанию. Придумать название и описать её. Приступай к работе.»
На выполнениеработы даётся около 30 минут.
Обработка ианализ результатов:
Работы оцениваютсяв баллах:
0 баллов – заданиене выполнено;
1 балл – придумали вылепил из пластилина что-то очень простое (шарик, кубик и т.п.).
2 балла – сравнительнопростая поделка, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не болеедвух-трех.
3 балла – ребёнокпридумал что-то необычное, но детально не проработал объект;
4 балла – придуманнаявещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная;
5 баллов – придуманнаявещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественнымвкусом.
Методика № 4игровой тест « Три слова » Л.Ю.Субботина [ 27, с. 33]
Цель: исследованиеособенностей воссоздающего и творческого воображения.
Возраст: предлагаетсядля детей от 6 до 10 лет.
Стимульный материал:карточки со словами для работы ( см. прил.3)
Ход проведения:
Испытуемомудаётся следующая инструкция: « Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложенийс этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должнысоставлять рассказ. Читающим детям слова даются на карточке.
Слова для работы:дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок;
торт, озеро,кровать.
Обработка ианализ результатов:
Каждое предложениеоценивается по пятибалльной системе.
1 балл – бессмысленноесочетание слов;
2 балла – дваслова имеют логическую связь, а третье нет;
3 балла – банальнаяфраза;
4 балла – правильноелогическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;
5 баллов – остроумная,оригинальная фраза.
2.2 Упражнения,игры для развития воображения у детей дошкольного возраста
Для развитиявоображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способностик воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображениенеобходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения,является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр которыемогут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Упражнение №1« Фантастический образ» Л.Ю. Субботина [27, с.66]
Цель: используетсядля развития воображения, мышления.
Возраст: предлагаетсядля любого возраста.
Стимульный материал:карточки с изображенными элементами.
Время проведения:10-15 минут.
Ход проведенияупражнения:
Ребенку предлагаютсякарточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построитьиз этих элементов фантастический
образ ( существо,предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает
и как его можноиспользовать.
Чем больше элементоввключает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображениеребенка.
Упражнение №2 « Волшебники» Л.Ю. Субботина [27, с. 101] .
Цель: используетсядля развития чувств на базе воображения.
Возраст: предлагаетсядля детей от 5 до 13 лет.
Стимульный материал:по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветныекарандаши.
Время проведения:20-30 минут.
Ход проведенияупражнения:
Вначале ребенкудается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».
Инструкция:« У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго»,а другую в « злого» волшебника,
После выполнения, второе задание.
Инструкция:« Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и « злого» волшебников, а также придумай,что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Упражнение №3 «Неоконченные рассказы» Л.Ю.Субботина [27, с.146] Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.
Возраст: предлагаетсядля детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал:текст « Проделки белки»
Время проведения:10-15 минут.
Ход поведенияупражнения:
Инструкция:« Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания.Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».
Пошли две подружкив лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо.
« Давай повесимкорзинку на дерево, а сами цветов нарвем», — говорит одна подружка. « Ладно!» — отвечает другая.
Висит корзинкана дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.Вот, думает…»
Ребенок долженне только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.
Игра № 4 « Пантомима»Л.Ю.Субботина [27, с.104].
Цель: используетсядля развития воображения.
Возраст: от5 до 11 лет.
Время проведения:10-15 минут.
Ход проведенияигры:
Группа детейстановится в круг.
Инструкция:« Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощьюпантомимы покажет какое-либо действие.
Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говоритьнельзя, всё изображаем только движениями».
Победителямиопределяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.
Игра №5 « Внутренниймультфильм» М.И. Битянова [2, с.129]
Цель: используетсядля развития творческого воображения.
Возраст: используетсядля детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал: текст рассказа .
Время проведения:10 минут.
Ход проведенияигры:
Инструкция:« Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришьмультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься ивновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светитсолнце, дует приятный легкий ветерок»
Игра № 6 « Нарисуйнастроение» М.И. Битянова [ 2, с. 134]
Цель: используетсядля развития творческого воображения.
Возраст: используетсядля детей от 5 до 13 лет.
Стимульный материал:альбомный лист, акварельные краски, кисти.
Время проведения:20 минут.
Ход проведения:
Инструкция:« Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустноеили наоборот весёлое, а может какое — нибудь другое? Изобрази его на бумаге любымспособом, как тебе захочется».(прил.1)
Игра № 7 « Начто это похоже?» М.И. Битянова [ 2, с.156].
Цель: используетсядля развития воссоздающего воображения.
Возраст используетсядля детей от 4 до 10 лет.
Стимульный материал: карточки с кляксами, « морозными рисунками»
Время проведения:10 минут.
Ход проведения:
Инструкция:« Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать,что напоминают увиденные образы, на что они похожи».
Далее демонстрируютсякарточки с изображениями.
Игра №8 « Сказканаоборот» И.В. Вачков [4, с. 211].
Цель: используетсядля развития творческого воображения.
Возраст: используетсядля детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал:герои любимых сказок.
Время проведения:10-15 минут.
Ход проведения:
Инструкция:« Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана,а великан в карлика».
Игра №9 « Соединипредложения» И.В. Вачков [4, с. 215].
Цель: используетсядля развития воссоздающего воображения.
Возраст: используетсядля детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал:незаконченные предложения .
Время проведения:15-20 минут.
Ход проведения:
Ребёнку поочерёднопредлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.
Инструкция:« Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошлоизвержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»
Далее можноиспользовать предложения:
« По улице проехалгрузовик…» — «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
« Мама купилав магазине рыбу…» — «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Игра № 10 «Превращения» И.В. Вачков[4, с. 232].
Цель: используетсядля развития воссоздающего воображения.
Возраст: используетсядля детей от 5 до 13 лет.
Стимульный материал:игровые образы.
Время проведения:10-15 минут.
Ход проведения:
Детям предлагаетсяизобразить в движении игровые образы.
Инструкция:« Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобразиэто в движении». После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева»,« кипящая кастрюля».

Вывод
Для исследованиявоображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используетсяопределённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детейдошкольного возраста можно использовать такие методики как:
« Неполные фигуры»,«Составление изображений объектов», « Три слова» «Скульптура», « Рисунок» и др.
Воображениеможно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима»,«Неоконченные рассказы», « Волшебники», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной;«Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой;
«Сказки наоборот»,«Соедини предложения» И.В. Вачкова.

Заключение
 
По итогам проведенногоисследования можно сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательнойсилой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, таккак вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовленияпищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительнорасширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразованииобъективного мира.
В результатеработы достигнута цель исследования — мы изучили воображение как психологическийпроцесс. Отметили, что воображение – это особая форма человеческой психики, благодарякоторой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. На основеизучения психологической литературы охарактеризовали виды воображения:
1) произвольноеи непроизвольное;
2) воссоздающееи творческое;
3) мечты и фантазии.
Исследовалифункции, которые выполняет воображение:
1) гностически-эвристическую;
2) защитную;
3) коммуникативную;
4) прогностическую.
Отметили, чтодеятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование,акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.
Изучили этапыразвития воображения с раннего возраста до старшего школьного возраста. Проведённыеисследования по изучению развития воображения обнаружили зависимость воображенияот накопленного опыта, полученных впечатлений, а также игр и упражнений.
Подобрали психологическиеметодики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста),использовали разработки Е.П. Торренса, Л.Ю. Субботиной, Р.С. Немова.
Описали упражнения,игры способствующие развитию воображения детей дошкольного возраста. Авторы игри упражнений: И.В. Вачков, М.И. Битянова, Л.Ю. Субботина.
Таким образом,цель работы достигнута, задачи решены.

Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическаяпсихология. М.: Владос пресс,2002.
374с.
2. Битянова М.И. Практикум попсихологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2001.352с.
3. Боровик О.В. Развитие воображения.М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
4. Вачков И.В. Психология тренинговойработы.М.: Эксмо,2007 416с.
5. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология М.: АСТ, Астрель, 2005.672с.
6. Выготский Л.С. Воображениеи творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии: Информ.-метод.
Пособие к курсу «Психология человека».М.: Педагогическое общество
России, 2007. 276с.
8. Григорович Л.А., МарциновскаяТ.Д. Педагогика и психология :
Учебное пособие. М .: Гардарики, 2003. 480 с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007.192с.
10. Катаева Л.И. Изучение познавательныхпроцессов детей дошкольного
возраста. М.: Владос, 2004. 234с.
11. Кудрявцев В.Т. Воображениеребёнка: природа и развитие,// Психоло-
гический журнал .2001. №5.с.57
12. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. 592с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с.
14. Немов Р.С. Психология. В3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.
15. Немов Р.С. Психология. В3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.
16. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Психология 3 изд.М.: Академия,
2002. 251с.
17. Полуянов Ю.А. Воображениеи способности. М.: Знание, 2003. 50с.
18. Пономарёв Я.А. Психологиятворчества. М.: Наука, 2001. 304с.
19. Психолог в дошкольном учреждении.Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой.М.:ГНОМ, 2002. 241с.
20. Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога. В 2 кн. Книга1
М.: Владос 2004 383с.
21. Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога. В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2004. 528с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. СПб.: Питер, 2003. 712с.
23.Скоробогатов В.А., КоноваловаЛ.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002.356с.
24.Справочник дошкольного психолога/ под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2008. 384с.
25.Слободчиков В.И. Исаев Е.И.Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьнаяпресса, 2000.416с.
26.Субботина Л.Ю. Детские фантазии:Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 192с.
27.Субботина Л.Ю. Учимся играя.Развивающие игры для детей 5-10лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 144с.
28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теорииличности. СПб.: Питер, 2000. 608с.
29.Худик В.А. Психологическаядиагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. 423с.
30.Шерагина Л.И. Логика воображения.М.: Союз,2001. 285с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.