Реферат по предмету "Психология"


Возрастно-психологические особенности подростков

/>Возрастно-психологическиеособенности подростков
Однимиз основных, т.н. критических периодов в жизни любого человека являетсяподростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается отдетского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуетсямаксимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшаяпсихологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оновыражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее егоположение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает еговозможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастныеконфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это периодзавершения детства и начала «вырастания» из него.
Приоценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, вкругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями,которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков.Поэтому для повышения социальной перцепции (межличностного восприятия), чтобыпонять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраиватьмежличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо бытьхорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка,которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностноевзаимодействие в процессе этой деятельности. Итак, попробуем ответить навопрос: «Чем же отличается подросток от других возрастных категорий детей?».
Преждевсего, с чем мы сталкиваемся при изучении исследований в области психологии подростков– это с обилием исследований как отечественных, так и зарубежных, посвященныхособенностям подросткового периода онтогенетического развития, многие изкоторых носят так называемый описательный или симптоматический характер. К этимисследованиям можно отнести изучение особенностей подросткового поведения,взаимоотношений подростков с социальной средой, исследования интеллектаподростков, личностных особенностей и т.д. Такие исследования обогатилипсихологию подростка достаточно противоречивыми научными фактами(феноменологией).
Симптоматическоеисследование подростков привело к утверждению, что изучение подростков – этоизучение контрастов, перемен, экспериментирования и роста.
Считается,что подростки отличаются по характеру и поведению от взрослых тем, что, они содной стороны чрезвычайно сконцентрированы на самих себя, а с другой стороны –способны проявлять впечатляющие проявления альтруизма. Их внимание так же легкопереключается с предмета на предмет, однако они могут сидеть часами, сосредоточившисьна том, что им действительно интересно. Они кажутся бесчувственными иневнимательными к другим, но когда вы меньше всего ожидаете этого, они могутпродемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Многие ученые указывают,что подобные колебания позволяют подростку, так или иначе, выбрать свой путь вжизни, приблизившись к миру взрослых, что является самой важной задачей наданном возрастном этапе.
Такимобразом, эклектический подход при изучении проблем подросткового возрастаприводит, с одной стороны, к возникновению многочисленной, труднообозримой, ипротиворечивой научной фактологии (феноменологии), а, с другой стороны, кневозможности построения психологической теории подросткового возраста, котораяспособствовала бы как научному анализу, систематизации, и осмыслениюисследований в области психологии подростка, так и применению накопленногонаучного багажа для решения практических проблем, связанных с воспитанием иобучением подростков. Это в свою очередь существенно затрудняет использование.
Чтобыразобраться в сущности научной фактологии при изучении такой психологическойреальности, как личность подростка необходимо, прежде всего, обозначить самопонятие «подростковый возраст».
Следуетзаметить, что лишь в определении данного понятия с точки зренияпоследовательности возникновения в онтогенетическом развитии особыхпротиворечий нет. Подростковый возраст понимают как особый периодонтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в егопромежуточном положении между детством и зрелостью. Многие авторы наравне спонятием «подростковый возраст» используют понятие «переходный возраст».Встречаются, однако, исследователи, которые не согласны с мнением, чтоподростковый возраст является последним до наступления зрелости, и вводят в возрастнуюпериодизацию переходный возраст от подросткового к юношескому, или же раннийюношеский возраст, когда многие авторы отождествляют два этих периодаонтогенетического развития, избегая употреблять понятие «юность». Многиеисследователи прибегают к более детальной периодизации в границах самогоподросткового периода, выделяя при этом ранний подростковый и среднийподростковый или старший. Следует обозначить еще одну проблему, связанную сопределением понятия «подростковый возраст» – это представление о границах. Досих пор нет четкого представления о критериях на основании которых ребенкаможно отнести к уже или еще подростковому возрасту.
Решениеэтой проблемы, как и проблемы возрастной периодизации развития каждый раззависит от теоретических позиций конкретного исследователя, которые, припрезентации локальных исследований по проблемам подросткового возраста, восновном трудно определимы. Авторы, при описании научных исследований,посвященных проблемам подросткового возраста, как правило, не обозначают нитеории, на основании которой проводилось исследование, ни критериев, наосновании которых выявленный научный факт (особенности поведения, интеллекта,отношений и т.д.) относиться именно к подростковому периоду, указывая только нахронологической возраст респондентов. Однако даже хронологическое границыподросткового периода в настоящее время не имеют четкого обозначения. Ф. Райсуказывает на факт постоянного удлинения этого периода, обозначаяприблизительные хронологические границы от 13 – до 19 лет. На удлинение данногопериода онтогенетического развития указывают и другие авторы (Д.Б. Эльконин,И.В. Дубровина и т.д.). Для западной психологии при решении различногорода научных задач в области психологии подростка, таких как определение границподросткового возраста, описании особенностей подростка и т.д., характеренэклектический, трактуемый как междисциплинарный подход, при котором наряду спсихологическими критериями выделения подросткового периода, психологамииспользуются медицинские, социальные, педагогические, биологические(физиологические), юридические и другие показатели. Верхнюю границуподросткового периода определяют через интегральное понятие «зрелость». «Зрелостьв данном случае определяется как период жизни, когда человек полностью развит вфизическим, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях»,оговаривая при этом тот факт, что по данным показателям, можно зафиксироватьнесоразмерность развития личности, при которой по одним показателям она ужедостигла состояние зрелости, а по другим еще нет. Например, физически развитойчеловек может отставать в эмоциональном плане, а интеллектуал, может недостигнуть полной духовной и моральной зрелости. В отечественной психологиисхожей точки зрения на определение зрелости, придерживается А.А. Бодалев,выделяя три «ипостаси» зрелости человека, отмечая при этом, что, как правило,не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всемиблоками образования, в которых человек выступает как индивид (живой организм),как личность и как субъект деятельности. К ипостасям зрелости он относит:физическую зрелость; психическую зрелость, находящую выражение всформированности его ума, чувств, воли; личностную зрелость, которая зависимаот интеллекта и воли и, главным образом, проявляется в отношениях; и зрелостьчеловека как субъекта деятельности (индивидуальная зрелость). Основной задачейопределения границы зрелости, по мнению данного автора является выявление теххарактеристик, которые должны быть у человека для осуществления успешнойдеятельности, формирование у которых происходит на предыдущих возрастныхступенях развития, которые по существу являются результатом воздействий макро-,микросоциумов и природных условий.
Э. Эриксонвыделил восемь этапов психосоциального развития. Цель развития для человеказаключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрестипозитивную самоидентичность. Достижение решения возрастной задачи происходитчерез разрешение внутриличностного конфликта. Если нормативный внутриличностныйконфликт разрешен положительно, то личность продвигается на пути к достижениюличной идентичности, достигая на этом этапе развития относительной целостности.Таким образом, личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, котороепостепенно принимает окончательную форму путем последовательного имногократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства. Итак, решениезадачи каждого этапа происходит через разрешение внутриличностных конфликтов иимеет два исхода: положительный, если конфликт разрешен успешно и личностьприобретает новое положительное качество, продвигающее ее к зрелойидентичности; и отрицательный, если конфликт не разрешен или разрешеннеудовлетворительно, то личность терпит ущерб, поскольку приобретаетотрицательное качество. Ниже в таблице приведены восемь стадий психосоциальногоразвития личности по Э. Эриксону, в которой приведены как негативныеисходы, так и позитивные решения задачи каждого периода развития.

Периодизацияпсихосоциального развития Э. ЭриксонаНегативный исход Возраст, (Приблизительные хронологические рамки) Позитивный исход Чувство недоверия к миру. Младенчество (рождение – 1 год) Достижение доверия к миру, чувство собственной защищенности. Чувство стыда, сомнения. Раннее детство (1–3 лет) Достижение чувства автономности и личной ценности. Способность к волевой активности. Чувство вины Игровой возраст (3–6 лет) Достижения чувства инициативы. Способность к целенаправленному поведению (произвольность). Чувство неполноценности Школьный возраст (6 – 12 лет) Достижения чувства компетентности, способности, трудолюбия Диффузная (смешенная) идентичность Юность (12–19 лет) Достижение идентичности. способность к ролевому постоянству (верности). Чувство изоляции и одиночества Молодость (19 – 25 лет) Достижение интимных отношений с другими людьми, способность к любви. Стагнация (застой) Взрослость (25 – 64 лет) Достижение творческой деятельности и чувства продуктивности, способности проявлять заботу. Чувство отчаяния и разочарованности Зрелый возраст (64 – до смерти) Достижение чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Мудрость.
Подростковыйвозраст или юность (для Э. Эриксона эти два понятия идентичны) являетсяпериодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутреннихконфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. В этот период уподростка формируется чувство идентичности. Для этого он должен сам оценитьсвои сильные и слабые стороны, собрать все имеющиеся к этому времени знания осамом себе (какой он ученик, ребенок, друг и т.д.), интегрировать этимногочисленные образы самого себя и научиться использовать их для полученияясного представления о себе, и о том, каким он хочет стать в будущем. Если покаким-то причинам процесс формирования идентичности затруднен, то возникаетопасность возникновения ролевой и идентификационной диффузности.
Остановимсяболее подробно на семи конфликтах подросткового возраста:
1.Формирование временной перспективы.
Вподростковом возрасте формируется чувство времени и непрерывности жизни. Этоновообразование позволяет взрослому человеку соотносить категории настоящего,прошлого и будущего и получать некоторое представление о количестве времени,необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учитьсяоценивать и распределять свое время. Чувство времени развивается постепенно и внорме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат – расплывчатоечувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планированиидеятельности у взрослого человека.
2.Уверенность в себе.
Вподростковом возрасте ребенок начинает верить в свои силы и убеждается, чтоспособен достичь поставленных целей самостоятельно. В основном уверенность всебе и свои способности достигается в значимой для подростка системе отношений.Это отношение к своему физическому-Я и система межличностных отношений созначимыми взрослыми и сверстниками в социуме. Если в системе значимых отношенийу подростка все нормально, то он оценивает себя как успешного, начинает веритьв свою способность справиться с задачами стоящими перед ним как в настоящем,так и в будущем. Если по каким-то причинам подросток оценивает себя социальнонеуспешным, то у него формируется чувство застенчивость или неуверенности всебе.
3.Ролевое экспериментирование.
Подросткикак бы «примеряют» на различные социальные роли. Они пробуют сразу множестворазнообразных Я-идентичностей, экспериментируя с идеями, целями типамивзаимоотношений. Если в силу внутренних или внешних запретов у подростка нетвозможности для подобных экспериментов, то происходит фиксация на какой-либоодной роли, что приводит уже в более позднем возрасте к личностному кризису.
4.Ученичество.
Какподросток экспериментирует с социальными ролями, точно так же онэкспериментирует и с профессиональными ролями. Если подросток имеет возможностьопробовать себя в различных занятиях, то у него появляется шанс сформироватьположительную профессиональную идентичность. Немаловажным в данном случаеявляется успех в той или иной сфере социально-полезной деятельности (например,в учебе, спорте и т.д.). Если в результате экспериментирования спрофессиональными ролями сформировалась негативная самооценка, чувствособственной неполноценности, то это приводит к параличу трудовой и учебнойдеятельности.
5.Сексуальная ориентация.
Помнению Э. Эриксона, именно в подростковом завершается идентификация с темили другим полом, которая в дальнейшем определит гетеросексуальную илибисексуальную ориентацию.
6.Отношения подчинения-доминирования.
Вступаяв различные социальные группы, подросток учится быть, как лидером, так иподчиняться групповым требованиям и нормам. Соотнося системы подчинения,выстраивает, собственную систему приоритетов, которая позволяет ответить навопрос кому подчиняться в первую очередь и т.д. Если данный тип конфликта неразрешается положительно, это приводит к неопределенности авторитета.
7.Система принципов или идеологическая убежденность.
Выборсобственной идеологии, как системы ценностей, которой следует человек всобственной жизни. Этот конфликт тесно связан со всеми остальными, посколькувсе аспекты поведения зависят от системы принципов. Если человек успешно неразрешает этот конфликт, то он прибывает в состоянии размытости системыценностей.
ДалееЭ. Эриксон вводит понятие «психосоциального моратория». Этим терминомобозначается санкционированное обществом время, в течение которого индивидможет найти для себя нишу в обществе путем свободного опробования различныхролей. Именно в подростковом возрасте начинается исследование и «примерка»личностью различных ролей без обязательного принятия какой-либо из них. Эриксонуказывает, что в различных обществах продолжительность и интенсивность этогопериода различны, но если к концу этого периода подростку не удаетсясформировать свою идентичность, он глубоко страдает от ролевой размытости.Диффузия ролей может послужить причиной проявления латентных психологическихотклонений.
Анализсоциальной организации процесса социализации подрастающего поколения в нашихкультурных условиях позволяет установить, что период психосоциальногоморатория, в течение которого ребенок имеет возможность экспериментировать сцелью нахождения социально приемлемой идентичности, т.е. период личностного ипрофессионального самоопределения приходится на средний и старший школьныйвозраст. Так как обществом не предусмотрен после- или внешкольный периодпсихосоциального моратория и сразу после окончания школы, юноша или девушка,следуя общественным требованиям, сталкиваются с необходимостью моментальногопрофессионального самоопределения.
Такимобразом, подростковый возраст – остро протекающий переход от детства квзрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С однойстороны для этого сложного периода показательны негативные проявления,дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системыинтересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительныхфакторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными исодержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительнорасширяется сфера его деятельности и т.д. главное, данный период отличаетсявыходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируетсяего сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностьюподростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослыхк самооценка, все большая опора на внутренние критерии. Представления, наосновании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются входе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенкаявляется сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведениеподростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общенияс окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива,недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множествонемотивированных поступков.
Школьноедетство и начало отрочества.
Чтоже характеризует особенности психического, личностного развития школьников настыке этих возрастов? Рассмотрим эти особенности, используя данныеотечественной психологии, выявленные в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова,Т.И. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой,Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Вэтот период происходит существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новыхзнаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранееу детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитиютеоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формам. Благодаряразвитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальныхпсихических процессов, т.е., по словам Д.Б. Эльконина, «память становитсямыслящей, а восприятие думающим».
Какпоказывают исследования, развитие теоретического мышления, т.е. мышления впонятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возрастарефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображаетне только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения кокружающим людям и к самим себе. К концу младшего школьного возраста у учащихсясформированы такие сложные системные образования как способность к рефлексии,способность к саморегуляции, произвольность. Конечно, эти новообразованияпроходят только первоначальный этап формирования. В дальнейшем они закрепляютсяи усложняются, распространяются не только на ситуации, связанные с выполнениемучебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
Известно,что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущеезначение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основнойприемлемой, оцениваемой и одобряемой общественной формой организации активностидетей. Ее роль и место в развитии детей существенно меняются. Если младшийшкольный возраст – это своего рода знакомство с учебной деятельностью,овладение ее основными структурными компонентами, то средний школьный возраст –это время овладения самостоятельными формами работы. Время развитиясамостоятельной интеллектуальной и познавательной активности ребенка. И если вучебно-педагогической деятельности функции педагога и ученика неперераспределены таким образом, что он становиться субъектом собственнойдеятельности учения, то такое обучение подростка перестает интересовать.
Такимобразом, изменение в системе субъект-субъект – объектных отношений можетпривести к качественному уровню учебной мотивации, направленной не только наполучение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиск общихзакономерностей, а главное на освоение самостоятельных способов добывания этихзнаний.
Вовзаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии,испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи вобщении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта,компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в другихсферах жизнедеятельности.
Общениесубъективно воспринимается подростком, как нечто очень важное; об этомсвидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, попытки осмыслить,проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в общениисо сверстниками берет свое начало формирование ценностных ориентацийподростков, которые являются важным показателем их социальной зрелости. Вобщении со сверстниками получают удовлетворение такие важные потребностиподростка как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучшеузнать себя и собеседника, понять окружающий мир, отстоять независимость вмыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость и широту знаний вотстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, какчестность, сила воли, отзывчивость или суровость и пр. подростки у которых потой или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают ввозрастном личностном развитии и уж во всяком случае, чувствуют себя в школеочень неуютно.
Длявзаимоотношений старшеклассников характерно особое внимание к общению спредставителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформальногообщения с учителями и другими взрослыми. Общение со взрослыми является основнойкоммуникативной потребностью и основным фактором нравственного развития старшеклассников.Общение со сверстниками, несомненно, и здесь играет свою роль в развитииличности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценностиможет возникнуть у юноши (да и у подростка) только тогда, когда он чувствуетуважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большимжизненным опытом. Родители и учителя выступают, следовательно, не только какпередатчики знаний, но и как носители нравственного опыта человечества, которыйможет быть передан только в непосредственном и даже в неформальном общении.Однако как раз с этой своей ролью родители и учителя фактически не справляются:удовлетворенность учащихся неформальным общением со взрослыми крайне низка. Этосвидетельствует о неблагополучном духовном состоянии общества, о разрыведуховной связи между старшими и младшими.
Всовременной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающиеполноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапахшкольного детства. Отсюда у некоторых учащихся подростков и старшеклассниковформируются негативные отношения к школе, учению, неадекватное отношение ксамим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности втаких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологическогоклимата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых иучащихся одна из главных задач учителя в учебно-воспитательном процессе.
Первостепенноезначение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь сдрузьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социальногоповедения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди«кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьмапротиворечивы. С одной стороны стремление во что бы то ни стало быть такими жекак все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной сторонызаслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственныминедостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует умладших подростков с лихорадочной смены приятелей, способностью моментальноочаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь.
Главнаяценность отметки для учеников-подростков в том, что она дает возможность занятьв классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счетпроявления других качеств, значимость отметки отпадает. Через призмуобщественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтомунередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и,чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятныхсубъективных переживаний.
Подростокво всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «каку других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т.е.отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает сильное влияние напсихику и самосознание.
Сравниваяразвитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиковподростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ передвторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеютболее благоприятный образ «Я». Ранее физическое развитие давая преимущества вросте, физической силе и т.п., способствует повышению престижа у сверстников иуровня притязаний.
Именнов этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду сприятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняетсясодержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательных характер, вних проявляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневникии начинаются первые влюбленности.
Современныйподросток видит перспективу своей полезности для других в обогащениисобственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка,связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, иположением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углублениекризиса самооценки. Появилось больше подростков, у которых преобладаетнегативная самооценка., что влияет на общий жизненный тонус детей. Четкопроявляется неприятие оценок взрослых вне зависимости от их правоты. Причинакроется, прежде всего, в отсутствии условий для удовлетворения обостреннойпотребности подростка в общественной признании. Это оборачивается искусственнойзадержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тягеподростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками,к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессестихийно-группового общения устойчивых характер приобретает агрессивность,жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.
Наоснове готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применитьсвои возможности, проявить себя. Именно развернутая общественно полезнаядеятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд,художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединеныединым стержнем – мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение впсихологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения собществом, выражая общественную сущность ребенка.
Чувствовзрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позицииподростка, состоит в том, что подростков уже не хочет, чтобы его считалиребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность всерьезной деятельности школьник, как правило не может. Отсюда стремление квнешней взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика всоответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола,курении, употреблении спиртных напитков и т.д.
Следуетучесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполнеопределенными особенностями психического развития ребенка в этот период, сосменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подросткамважно отвесить тем нормам, которых приняты в их среде. Учитель должен развиватьв подростках социальную взрослость путем включения их в самоуправление, вактивную общественно полезную деятельность.
Ценностныеориентации подростков. У подростков наблюдается стремление более углубленнопонять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями.
Вподростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организмаребенка, неравномерность физического развития, когда преимущественно происходитрост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости,неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется истарается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений,принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостьюотвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношенииего фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подросткаугнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.
Подросток,как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всяческипротестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания,подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами.
Главнойцелью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущегочеловека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться.Наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернееярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждениюсвоего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с ихразвитием как общественно ориентированных субъектов.
Основнымпсихологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст, являетсярезкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано сразвитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием,как открытие подростком своего внутреннего мира. Это открытие вносит большойпереполох в доселе размеренную и спокойную сознательную часть духовной жизниребенка. В результате подросток получает «головную боль», которую обозначил ещеСократ: «Познай самого себя». Вместе с открытием своего «Я» человек получаетиногда неразрешимую задачу в определении, что же это такое – «Я»? Без, хотя быприблизительного знания об этой психической реальности и, более или менее,полного овладения ею невозможна полноценная жизнь человека. Без этого нельзяопределить ни свое призвание, ни позицию в общении, ни свое место в обществе,не говоря уже об основе всего этого – душевного равновесия и согласия с самимсобой. Таким образом подросток, хочет он того или нет, получает духовную,психологическую задачу, которую он обязательно должен решить. В этом, как мнекажется, и заключается, психологическое ядро кризиса подросткового возраста.Помочь подростку в формировании его Я-концепции – основная задача близких емувзрослых.
Я-концепция– это система представления человека о самом себе и основанная на ней установкапо отношению к себе и другим людям, а также характер взаимодействия спартнерами по общению. Самосознание является ключевым, но только одним изкомпонент Я-концепции, а именно когнитивным – образ собственных психологическихкачеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности,степени заинтересованности другими людьми и т.д. Не менее важна эмоциональнаясторона – самоуважение, любовь к себе, принятие либо непринятие себя,самолюбие, самоуничижение и т.д. Наконец, выделяют третью составляющуюЯ-концепции – оценочно-волевую. Ее содержанием является стремление человека повыситьсвою самооценку, к самоутверждению, завоеванию уважения, вырабатыванию у себякачеств, соответствующих его представлению о том, каким он (она) должен илидолжна быть.
Опереходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, чтопроявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п.Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность иразличные специфические аффекты и влечения.
Экспериментальныеданные говорят о том, что у подростков повышенная тревожность в большей степенисвязана с общением со сверстниками. У старшеклассников она имеет место во всехсферах общения, но сильнее всего она проявляется в общении с родителями идругими взрослыми людьми, от которых они зависят.
Подвлиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, чтокогда-либо случалось с другими людьми к нему не имеет ни какого отношения.Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. В этотпериод жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышеннаяслезливость, обидчивость (в частности, это бывает связано с появлением у нихменструального цикла). У мальчиков отмечается двигательная расторможенность.Они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда они сидят, их руки, ноги, туловище,голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя.
Предметомпристального внимания подростков является развитие у них вторичных половыхпризнаков как показателей взрослости. Так, некоторые девочки сильно переживаютиз-за того, что у них быстрее, чем у большинства их сверстниц, растут грудныежелезы (некоторые авторы приводят случаи, когда девочки затягивают грудьполотенцем). Другие боятся того, что не станут полноценными девушками, потомучто они сексуально не развиты – у них маленькая грудь и короткие ноги. Третьиотказываются посещать школу из-за повышенного интереса одноклассников к ихувеличившимся грудным железам. Четвертые идут на конфликт с учителями, которыене позволяют им подчеркивать выигрышные части тела: носить мини-юбки, узкиеджинсы, кофты с открытым воротом и т.п.
Подростковыйвозраст – это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии,бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этотпериод приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство вдостижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие отмладшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям,но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сампланирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, втом, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может необнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возрастхарактеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, апотом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступитьнаоборот.

Литература
1. Фурманов И.А.,Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения вучебно-педагогическом процессе. Методическое пособие для учителей. – Мн. 2000.
2. РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство«Питер», 2000. – 624 с.
3. Фельдштейн Д.И. Психологическиеособенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросыпсихологии. 1988. – №6.
4. Выготский Л.С. Собраниесочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. –М.: Педагогика, 1984. – 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.