Реферат по предмету "Психология"


Воображение и его связь с другими психическими процессами

МОСКОВСКИЙГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:Воображение и его связь с другими психическими процессами
Оропай КсенияГеннадьевна
Курс2, семестр3
Формаобучения: дистантная
Факультет:Психология образования
Научныйруководитель: Ничикова Е.В.
Москва 2007

Оглавление
Введение
Глава 1. Определение, виды, функции и развитие воображения
1.1. Определение воображения
1.2. Виды воображения
1.3. Функции воображения
1.4. Основные теории происхождения и развития воображения
1.5. Воображение и его развитие
Глава 2. Связь воображения с другими психическими процессами
2.1 Воображение и ощущения
2.2 Воображение и восприятие
2.3 Воображение и память
2.4 Воображение и мышление
2.5 Воображение и речь
2.6 Воображение и эмоции
Заключение
Список литературы

Введение
Воображение – великаясила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие подревнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкийматематик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом.Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в наукесовершены великие революционные открытия, такие, например, как созданиепериодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительностиЭйнштейна.
Французский филосов-просветительи писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умнымчеловеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение-этоспособность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бытупицей».
Современный отечественныйфилософ Э.В. Ильенков писал «Сама по себе взятая фантазия, или силавоображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих,универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзясделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было быдаже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогдане запустило бы в космос ракеты » [1]
С древности воображениепривлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящееотдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающейпромежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феноменвоображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почтиничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о егоанатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человекалокализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оносвязано, сегодня еще не разгаданы.
Воображение играетогромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовнаякультура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводитчеловека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом,открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разномвремени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основойнаглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации ирешать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно вомногом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия илиневозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). Втрудах, посвященных исследованию воображения у детей, подчеркивается теснаясвязь воображения и речи.
Цель моей курсовой работепроследить связь воображения с другими психическими процессами.
Объектом исследования:воображение
Предметом исследование:Соотношение воображения с ощущениями, восприятием, речью, памятью, мышлением иэмоциями.
Задачи исследования:изучение литературы по данной теме и определение связи воображения сощущениями, восприятием, речью, памятью, мышлением и эмоциями.

Глава 1. Определение,виды, функции и развитие воображения
 
1.1 Определениевоображения
Для исследования связивоображения с другими психическими процессами необходимо выяснить егоособенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что онотесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство являетсяпричиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения какособой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявитьдействительную природу воображения.
Обратимся к определениям,которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает, что “воображение неповторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которыенакоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленныхвпечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатленийи изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникаетновый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основутой деятельности, которую мы называем воображением”. [2]
Кестлер считает, что игравоображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так иприобретенные заново данные. [3]
“Воображение, — пишетС.Л.Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”.“Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”. [4]
“Основной признакпроцесса воображения, — пишет Е.И.Игнатьев, — в той или иной конкретнойпрактической деятельности заключается в преобразовании и переработке данныхвосприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаетсяновое представление”. [5]
Подобное можно прочитатьи в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическаядеятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций,никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком вдействительности. [6]
Как видно, существеннымпризнаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Ноэтого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия междувоображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека — специфическая форма создания познавательных образов посредством логическоговывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть простоотождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сферелогического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователиотмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий внаглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственногоотражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новыечувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения какпроцесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законамлогики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных длявоображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но ичувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и клогике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразованиечувственного материала.
Таким образом, примем вовнимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, ипреобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается приорганическом единстве чувственного и рационального.

1.2 Видывоображения
У человека различаютследующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное ирепродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, каксновидения, галлюцинации, мечты и грезы.
1. Активное воображение –характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию,усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображениеявляется признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает своивнутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются,приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление дляновых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическаяактивность надсознательна, интуитивна. Активное воображение включает в себятворческое, воссоздающее и антиципирующее.
Воссоздающие воображениеесть создание образа на основе словесного описания или условного изображениявоссоздаваемого объекта. Под воспроизводящим воображением психологи понималитакую деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании рядобразов, пережитых нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственныхповодов для восстановления нет.
Творческое воображение –вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов,составляющего основу творчества. Творческое воображение- это самостоятельноесоздание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художникапозволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события в жизниобщества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического.Образы творческого воображения создаются посредством различных приемовинтеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию иассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляетсячувственно данный опыт. В результате такой предварительной подготовки опытаэлементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательна длятворческого воображения – это этап подготовки материала. Невозможность диссоциации– существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация – созданиецелостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация даетначало новым сочетаниям, новым образам.
Антиципирующеевоображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события,предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может«мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним другими в будущем. Чем моложечеловек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение большеориентировано на события прошлого.
2. Пассивное воображениезаключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желаниячеловека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания,психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонномсостоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольноформирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностьюирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты,ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубокомвнутриличностном конфликте.
3. Продуктивноевоображение – отличается тем, что в нем действительность сознательноконструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот видвоображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторскойи научной деятельности. Результатами творческого воображения могут бытьматериальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения- социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемыхсторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторондействительности.
4. Репродуктивноевоображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность втом виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такоевоображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например,при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описанийвоображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.
Во всех этих случаяхфантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть идругие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно,что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненноважные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации вжизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому,почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они –результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождаютмногие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполненормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную сжеланием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезыотличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связанас действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человеказанимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинствалюдей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются итревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
1.3 Функциивоображения
Разум человека не можетнаходиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозгчеловека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новаяинформация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинаетработать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состояниипрекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессежизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая состоит в том,чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоватьсяими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением иорганически в него включена.
Вторая функциявоображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своеговоображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности,снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенноподчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функциявоображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательныхпроцессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человекможет обращать внимание на нужные события, посредством образов он получаетвозможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функциявоображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способностивыполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функциейвоображения является планирование и программирование деятельности, составлениятаких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображениячеловек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма,настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующиео том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять наорганические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяноедавление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга,широко используемого для саморегуляции.
1.4 Основныетеории происхождения и развития воображения
Т. Рибо указывает нанепосредственную связь воображения в познании реальности. Он выделяет основныестадии развития воображения ребенка:
— на первой – ребенокможет преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видитдругой;
— на второй – воображениеребенка проявляется в одушевлении игрушек;
— на третьей –воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
— на четвертой – ребеноккомбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественноетворчество.
Концепция Д. Дьюипредполагает, что в основе воображения лежат инстинкты.
Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Кофка, Р. Арнхейм) основой развития воображениясчитают способность к визуализации.
З.Фрейд за основутворческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодарятворческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации,производящие сильное впечатление. Подобного предположения придерживаются так жеЭ.Крис и К. Кюби.
Ж. Пиаже рассматриваетвоображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Воображение,по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картинудействительности.
В отечественнойпсихологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает вкачестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своейприроде. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано среальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью.
Так же, рамкахпсихологических исследований данная тема освещалась в работах известныхотечественных психологов как: Басин Е.Я., Брушлинский А.В., Дудецкий А.Я.,Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л.,.Якобсон П.М., Дьяченко О.М., Немов Р.С., ЗапорожецА.В., Эльконин Д.Б., Вернер.
1.5 Воображениеи его развитие
Человек не рождается сразвитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенезачеловека и требует, прежде всего, накопления известного запаса представлений,которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения.Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессеобучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей ичувствами.
Психологи выделяют триосновных этапа развития воображения у детей:
Первый этап в развитиивоображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделениевоображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображениеобнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек разыгрываетнекоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективноевоображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этомслучае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном спереживанием страха: угроза, прятание, избегание или не избегание угрозы(Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их).В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, котораяснимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержанияобраза «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» стребованиями реальности.
Второй этап в развитиивоображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всегосоциальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческоговоображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частотавозникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здоровогоребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательноевоображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры,рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнокнацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порожденииидеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путёмиспользования действий «опредмечивания», но затем уже дополняетсяразнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включаетсяспецифическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнокпланирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затемпланирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей квозможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку,нанизывая события одно за другим.
Третий этап в развитиивоображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено наизживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократноговарьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.
Именно в этом возрастеначинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями иврагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизируетустойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественныеизменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанныевпечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи.Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмовреализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи,замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: онпо-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этотэлемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становитсяотдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостноепланирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполненияи последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, нобез специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятныепрогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийновозникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойнымпереживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающейвоображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательноевоображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как егофункционирование, как отмечает А.В.Петровский, связано с теми ситуациями,неопределённость которых весьма велика. [7]

Глава 2. Связьвоображения с другими психическими процессами
Воображение – особаяформа человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессови вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлениеми памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, чтовоображение, вероятно, характерно только для человека и странным образомсвязано с деятельностью организма. Воображение всегда есть определенный отходот действительности, но в любом случае источник воображения – объективнаяреальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональнойстороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степеньконкретности; эти особенности проявляются также на различных ступенях развитиямышления. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психическойдеятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в ихсвоеобразных отношениях.
А.В. Брушлинский в статье«Воображение и творчество» начинает свой анализ с замечания, что традиционносвязываемая с воображением «… способность создавать «новые чувственные илимыслительные образы» не специфична для него, «… поскольку создание, открытие ит. д. нового — это дело не только воображения, но и восприятия, представления,мышления и т. д.».
Воображение неразрывносвязано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Такжесвязано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными)и мышлением: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственновоспринимаемого; способствует предвосхищению будущего.

2.1Воображение и ощущения
Очень часто ощущениярассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторнымвпечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения — первичные образыопределенных свойств действительности — прямо или косвенно включаются вформирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов. Они связаны снепосредственным воздействием объекта на органы чувств и по своей сутирепродуцируют действительность. Будучи результатом непосредственноговзаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямоговоздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этогообъекта. Оно не тождественно физическому взаимодействию, но несет в себе мощныйзаряд образности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации,интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственногоотображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамкахвоображения.
Воображение, создаваянаглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирается наих смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит отдеятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития тойили иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образоввоображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации обобъекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразованиякоторого образуют содержание воображаемых образов.
Однако воображение неявляется продуктом деятельности органов чувств. Воображение — продукт преобразования,прежде всего функциональных характеристик отображения. Такое преобразование — на уровне ощущений — происходит, например, когда деятельность одних органовчувств, включаясь в деятельность других, перестраивает характерную и для тех идля других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль втакой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостнаяорганизация жизнедеятельности человека. Субъект как бы ставит под контрольработу органов восприятия, что позволяет актуализировать необходимые емуотношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностямидеятельности.
2.2 Воображениеи восприятие
 
Поскольку и восприятие, ивоображаемый образ зарождаются в мозгу. Возможно постепенное превращение одногов другой. В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта:его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т.д.Восприятие — образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываютсясмысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константностьобраза и его адекватность.
В ходе восприятия субъектспособен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметровобъекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развиваетсяспособность субъекта отображать объективные характеристики действительностипутем “достраивания” представленного в ощущениях содержания. Для целостностивосприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражаетсяпреобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамкахощущений активность их смысловой стороны обнаруживает себя главным образом вконстатации или отсутствии констатации факта ощущения, то в восприятии этаактивность реализуется как способность “достраивать” образ, видеть в частицелое, актуализировать содержание образа без прямого стимульного воздействия.
Так, например,способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур какобъемных формируется только на определенном историческом этапе развития. Свыработкой жизненно необходимых механизмов отражения обычных предметовскладывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человекначинает объемно отображать плоскостные изображения. Но это еще несвидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пластавоображения. В данном случае имеет место феномен активности восприятия.
Элементы воображения кактакового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда нарядусо способностью функционально “достраивать” образы непосредственно илиопосредованно данных объектов явственно обнаруживается способность человекараскрывать для себя функциональную значимость (практическую, эстетическую,нравственную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимостьпредметом особого рассмотрения и специальных процедур. Воображениепредполагает, что участие функционально-деятельностных смыслов в процессахформирования образов становится достоянием сознания и особого рода деятельностичеловека. “Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект воображения самсознательно “достраивает” или “строит” из чувственной материи то, что требуется“по смыслу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъектспособен представить себе основание данного фрагмента своей собственнойдеятельности и “стать выше” имеющихся оснований.
Тот факт, что ввосприятии человек способен по данным отдельным элементам “достраивать”недостающие стороны объекта, “видеть” целое при реальной доступности лишь егочастей, свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристикчувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в них опытаиндивидуальной и коллективной деятельности есть проявление возникающеговоображения, поскольку осмысленное обращение к опыту прошлой деятельности иучет его влияния на восприятие, как правило, определяются сознательносформулированными задачами деятельности. Но сущность воображения,зарождающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целоепо части воспринимаемого явления или формировать образ отсутствующего предмета,а в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком. Этозначит, что воображение развертывается в плане сознания. Это значит также, чтовоображение есть деятельность, в которую в той или иной форме сознательно“включен” сам воображающий человек, в которой выражено его отношение кдействительности, лежащее в основе деятельности воображения. Субъект в процессевоображения делает свои собственные установки, мотивы, желания предметом своейактивности.
Таким образом, основнойчертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственномотражении, является своеобразная осознанность субъектом воображениячеловеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.
2.3 Воображениеи память
Формирование образавоображения всегда происходит с опорой на образы памяти.
Психологи пыталисьдоказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полетфантазии совершается закономерно, они были правы и находили очень важныйматериал для подтверждения этой мысли. Но, наряду с этим обходили проблемувозникновения новых элементов воображения. Закон Вундта гласит: впечатление,или мысль, или живое созерцание свадьбы может привести к противоположномупредставлению, например к представлению о вечной разлуке, о гробе; определенноепредставление может напомнить людям противоположное, но не постороннееположение. Иначе говоря, воображение крепко-накрепко коренится в содержаниинашей памяти.
Творческое воображение,хоть оно и является в известной мере воспроизводящим воображением, как формадеятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особаядеятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти.
Деятельность воображениядаже тогда, когда оно оперирует с прежними образами, является деятельностью,которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.
Разница между памятью ивоображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах,которые вызывают эту деятельность.
Специфика воображениясостоит в переработки прошлого. В этом отношении оно неразрывно связано спроцессом памяти, так как преобразует все то, что есть в ней. Иногдавоображение представляют лишь одним из видов памяти. Основное отличиесобственно воображения от образной памяти связано с иным отношением кдействительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, так какосновная функция памяти сохранить как можно точнее результаты прошлого опыта.
2.4 Воображениеи мышление
Манипулируя образами,хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно ихрасчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать вразличные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленномупреобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении,таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражениядействительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы,находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученныев результате деятельности воображения, дают человеку возможность в нагляднойформе представить себе образ конечного результата в форме предмета илиситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будетсверяться полученный результат. Именно эта особенность отличает разумную продуктивнуюдеятельность человека от рассудочной деятельности животных. Полученные новыеобразы могут анализироваться с помощью дискурсивного мышления, и на основеэтого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующейих проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческойдеятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее:успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного спомощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности.
Психология мышленияявляется одной из самых разработанных областей психологической науки. Вотечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованноеотражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира ипрактической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческойдеятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникаетнеобходимость решить какую-нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократноподчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместнойдеятельности людей и в их общении друг с другом.
Это положение,объясняющее внешний характер формирования психической деятельности, наиболееполно представлено в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В работах П.Я.Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретногодействия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнегодействия с предметами и производится во внешней речи, а потом «про себя», вуме. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий иприобретает обобщенный характер. Происходит специфическое сокращение процесса,его автоматизация и переход в динамический стереотип.
Развиваемые вотечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают извнешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираютсяна учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В своихисследованиях И.М. Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образованияконкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область».Другой отечественный психолог С.Л. Рубенштейн определил мышление как аналитико-синтетическуюдеятельность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных,психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарныепсихические процессы человека (ощущения) являются процессами в том смысле, чтоони протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.
Согласно С.Л. Рубенштейну,мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленнойна решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задачаосуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживатьцель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемымрезультатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологиимышления.
В отечественнойпсихологии преодолены представления о мышлении как о врожденном, имманентноразвивающемся процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно изосновных положений отечественных психологов о мышлении (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн) состоит в том, что мышление являетсяпроцессом овладения системой общественно — исторически выработанных операций изнаний.
Точка зрения российскойпсихологии на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизнииндивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этомуучению, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность,формирующаяся в индивидуальном опыте.
Таким образом, выдвигаяположение о рефлекторной природе мышления, отечественные психологи тем самымотрицают положения идеалистической эмпирической психологии, которая подходит кмышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественноувеличивающейся в ходе созревания мозга.
Воображение-этонеобходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построенииобраза продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в техслучаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. Взависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемнаяситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и спомощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на томэтапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазияпозволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представитьсебе конечный результат.
Воображение выступаетнеобходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижениемсущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное впознании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного крациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познаниерассматривается как первая, исходная ступень, а мышление — как высший уровеньзнания.
Чувственное, хотя иосмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логическогознания. Осмысленность чувственного опыта — условие формирования новых знаний.Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатомобразование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающаяпонятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течениепроцессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразованияобраза в наглядном плане.
В отличие отрасчлененности логического мышления воображение обладает динамической исинтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственноеосмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” отдействительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И вэтом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовкепонятий воображение играет существенную роль.
Воображение в процессеобразования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображениемпродукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений:оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образованияпонятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства,новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этогоцелого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях.Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частейформирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет иэкономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом,а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняютзначимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки,связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта встройную, целостную картину.
В ходе практическойдеятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, таки на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредуетпереход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственномуопыту. Продукты воображения — наглядные образы — вербализуются, приобретаясмысловое значение.
2.5 Воображениеи речь
Исследования показали,что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственнойсвязи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружилозависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, какустановлено, знаменует собой и задержку развития воображения.
Э. Блейлеру и его школемы обязаны знанием фактов, которые проливают свет на вопрос: «Почему развитиеречи является мощным толчком для развития воображения?» Речь освобождаетребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенкувозможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, имыслить о нем. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться отвласти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок можетвыражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметовили соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайносвободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.
2.6Воображение и эмоции
Активная работа фантазиивызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как детивоспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающимиэмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра?Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональныйфон и, одновременно, игра целиком держится на активной деятельности воображения.Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизниполучали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты.
Воображение и эмоции вжизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно былозамечено учеными. Еще французский психолог Т.Рибо выяснил, что все формытворческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С.Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразилсловами «…всякое чувство, всякая эмоция стремиться воплотиться в образы,соответствующие этому чувству» Эмоция как бы собирает впечатления, мысли иобразы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональнаяжизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С.Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Онговорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на ниши чувтства,и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то всеже вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым,захватывающим человека чувством». [8]
Используя богатствоэмоциональных состояний, можно успешно развивать воображение и, наоборот,целенаправленно организуя фантазию, можно формировать культуру чувств.
Образы фантазии даютвнутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементыдействительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутринашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.
Образы воображения могутприобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности.Поэтому развитие воображения- это и основа формированиямотивационно-потребностной сферы человека.

Заключение
Объектом моего исследованиябыло воображение. Я стремились выявить его место и связь с другими психическимипроцессами. Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными егосвоеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.
На основании проведенногомною исследования можно сделать следующие выводы:
Воображение – этопсихический процесс, который преображает данное и порождает на этой основеновые образы.
Воображение позволяетпредставлять результат труда до его начала.
Воображение работает натом этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика.
Воображение значительнорасширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и впреобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически,человек изменяет это мысленно.
Воображение являетсяосновой наглядно-образного мышления, позволяющее человеку ориентироватьсяинтуитивно и решать задачи без непосредственного вмешательства практическихдействий.
Воображение надорассматривать как более сложную форму психической деятельности, котораяявляется реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.
Воображение занимаетпромежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображениенеразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти.Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их болеепродуктивными) и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что егообразы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии,вымысла.
Значение воображениятрудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образовгероев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные немогли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений,предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможнопредставить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учениявообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение,невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.
«Воображение, — как писалапсихолог О.М. Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, — это как бы тот чуткиймузыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения,требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов ижеланий». [9]
Благодаря связи смышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъектаинформация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированныхиз чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображенияпостоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательнойинформации способствует постановке целей и задач для воображения.
Роль и место воображениянеодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступаяв одних процессах или скрыто проявляя себя в других.
Наряду свосприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играетвоображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятиемтого, что действует на него в данный момент, или зрительным представлениемтого, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или несовершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми онраньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением,воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностьюпроблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и являетсянеобходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направленона практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать,представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он ужезаранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться впоследующей практической деятельности человека. Эта способность человеказаранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс созданияматериальной вещи резко отличает человеческую деятельность от«деятельности» животных, иногда очень искусной. Физиологическуюоснову воображения составляет образование новых сочетаний из тех временныхсвязей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простаяактуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временныхсвязей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значениеимеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собойсовместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывносвязаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образоввоображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания,закрепления, их изменения. Воображение всегда есть определенный отход отдействительности. Но в любом случае источник воображения — объективнаяреальность. Воображение — это образное конструирование содержания понятия опредмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложитсясамо понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое вконкретном материале выражение).
Длявоображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию,тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровнеуже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный фактоткрывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующийпо отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображенияцелостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированнойкартины созерцаемого. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либосвойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько онспособствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта впроцессе его познания или создания человеком.

Списокцитат
[1] Ильенков Э.В. Об эстетическойприроде фантазии// Вопросы эстетики-1964.-Вып 6.
[2] Выготский Л.С. Развитие высшихпсихических функций. — М., 1970
[3]. Koestler A. The Actof Creation. HutchinsonC. London, 1969
[4] Рубинштейн С.Л. Воображение. Основыобщей психологии. — М., 1946
[5] Игнатьев Е.И. О некоторыхособенностях изучения представлений и воображения. — М., 1956
[6] Гурова Л.Л. Воображение //Философская энциклопедия. — М., 1960. — Т. 1
 [7] Петровский А.В., БрушлинскийА.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,
[8] Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте.-СПб, 1997
[9]Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. –М.://Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52-59.
Списоклитературы
1.        Брушлинский А.В.Воображение и познание. // Вопросы философии. — 1967. — №11.
2.        Брушлинский А.В.субъективное мышление, учение, воображение.- Воронеж.: Изд-во институтапрактической психологии, 1996.-374 с.
3.        Выготский Л.С.«Психология искусства», Ростов-на-Дону «Феникс», 1998
4.        Выготский Л.С.«Собрание сочинений». В 6т. Т.2.-М., 1964.
5.        Выготский Л.С.Развитие высших психических функций. — М., 1970
6.        Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
7.        Гурова Л.Л.Воображение // Философская энциклопедия. — М., 1960. — Т. 1
8.        Дж. Гибсон,«Связь между воображаемым и воспринимаемым.» Хрестоматия по общей психологии.Выпуск 3. Субъект познания.// под ред. Петухова В.В., М., Российскоепсихологическое общество. 1998
9.        Дудецкий А.Я.«теоретические вопросы воображения и творчества: цикл лекций спецкурса длястудентов пед. ВУЗа и учителей общеобразовательной школы». – Смоленск: изд-восмоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974.
10.      Дьяченко О.М. Обосновных направлениях развития воображения дошкольника.//Вопросыпсихологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52-59.
11.      Игнатьев Е.И.«Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью». Сб.«Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания». Ярославль, 1966.
12.      Игнатьев Е.И. Онекоторых особенностях изучения представлений и воображения. — М., 1956
13.      Ильенков И.В. Об эстетическойприроде фантазии.//Вопросы эстетики, вып.6.-М., 1964.
14.      KoestlerA. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969
15.      Немов Р.С.Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение.ВЛАДОС, 1995.
16.      Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Психология. 3-е изд. стереотип. –М.: Академия, 2002.
17.      Петровский А.В.,Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. –М.: Просвещение,1986,
18.      Рубинштейн С.Л.«Основы общей психологии». Изд-е 2-е, М.,1946.
19.      Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль «Академия развития» 1996
20.      Т. Рибо, «Анализвоображения. Интеллектуальный фактор.» Хрестоматия по общей психологии. Выпуск3. Субъект познания.// под ред. Петухова В.В., М., Российское психологическоеобщество. 1998
21.      Т. Рибо «Анализвоображения. Эмоциональный фактор» Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3.Субъект познания.// под ред. Петухова В.В., М., Российское психологическоеобщество. 1998
22.      У. Найссер«Воображение и память» Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъектпознания.// под ред. Петухова В.В., М., Российское психологическое общество.1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.