Реферат по предмету "Психология"


Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития

Содержание
1.ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Библиографическийсписок

1. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
К возникновению проблем в личностном развитии, трудностей вобщении и поведении приводит целый ряд причин социального характера. Важнейшейиз них принято считать неблагоприятные условия семейного воспитания, которыеспособны оказывать негативное воздействие на формирование личности ребенка,особенно если оно оказывает влияние на протяжении длительного периода жизни,начиная с момента рождения. Возникающие как следствие дисгармоничных отношенийс родителями отклонения в поведении, эмоциональные нарушения, ограничения вконтактах со сверстниками в структуре задержки психического развития носятвторичный характер. Вопрос о существовании данной взаимосвязи рассматривался вомногих психологических исследованиях, однако в содержательном плане являетсяеще малоизученным и несомненно представляет научный и практический интерес. Содной стороны, необходимо изучение психологической структуры вторичныхотклонений в развитии при уже имеющейся задержке психического развития (ЗПР) удетей, а с другой — это позволит расширять и углублять направления профилактическойпсихокоррекционной работы с данной категорией детей.
В исследовании изучались особенности взаимоотношений всемьях, где воспитываются дети с ЗПР младшего школьного возраста. Былапредпринята попытка выявить соотношение между проблемами семейного воспитания инекоторыми аспектами формирования личности ребенка. В эксперименте участвовалиучащиеся второго класса: 15 школьников с ЗПР, обучающихся в классе выравниванияобщеобразовательной школы и 15 учащихся с нормальным психическим развитием.Учащиеся второго класса были выбраны для данного обследования не случайно. Нанаш взгляд, это позволяет исключить проблемы, связанные с периодом школьнойадаптации, который, как известно, у большинства детей с ЗПР иногдарастягивается во времени до конца первого класса.
Общая характеристика состава семей у детей с нормальнымпсихическим развитием и с ЗПР позволила выявить их значительные отличия. Ушкольников с ЗПР 20% семей были неполными (без отца). В 27% случаев среди семейучащихся с ЗПР и у 7% семей, где воспитывались нормально развивающиеся дети,встречались родители-алкоголики. Анкетирование родителей позволило установить,что у 40% детей с ЗПР в семье сложились дисгармоничные отношения. В 20% случаевстилем воспитания являлась гипоопека. Со стороны родителей отмечаласьбезнадзорность, безразличное отношение к успехам ребенка в школе. В семьяхнормально развивающихся детей дисгармоничные отношения были выявлены в 20%случаев. Только в 7% случаев выявлен стиль воспитания по типу гипоопеки.
Дисгармоничные семейные отношения могут являться причинойвозникновения существенных проблем в общении, поведении. С целью уточнениямеханизмов возникновения вторичных отклонений в структуре ЗПР у детей — провелиисследование с помощью нескольких психологических методик. В их числе быламетодика «Незаконченные предложения». Она позволяет получить информацию осистеме личностных отношений детей младшего школьного возраста: отношение котцу, к матери, к себе самому и к семье в целом.
По степени выраженности проблем в системе внутрисемейныхотношений среди нормально развивающихся учащихся и детей с ЗПР выделено двеподгруппы. Первую подгруппу составили дети с ярко выраженными проблемами всфере внутрисемейных отношений. В ответах этих учащихся звучало четковыраженное негативное отношение к отцу или матери. Среди школьников с ЗПР ихоказалось 40%. Под слабо выраженными проблемами (вторая подгруппа учащихся)подразумевается та категория ответов детей, в которых не проявилась отчетливонегативная позиция ребенка в отношении к родителям. Данную группу составили 33%младших школьников с ЗПР.
Полученные результаты свидетельствуют о значительновыраженных проблемных зонах у учащихся с ЗПР: в отношениях с отцом ивнутриличностном конфликте. У большинства детей этой группы (53%) семья являетсяисточником внутренней психологической напряженности. Эта напряженность носитскрытый характер и на первый взгляд не заметна. Причиной этого являетсяинтересная особенность, свойственная детям с ЗПР младшего школьного возраста.Она заключается в привязанности, терпимости в отношениях с матерью, даже еслиона не уделяет достаточного внимания воспитанию ребенка. Мальчики с ЗПР склонныоправдывать даже недостойные поступки матери и объяснять их объективнымипричинами. В высказываниях детей прослеживается определенная позиция — виноватане мама, существуют конкретные причины ее поведения и поступков («не может», «унее нет пока денег», «ей трудно жить» и пр.). Пьющие отцы у 27% школьников сЗПР грубо относятся к своему ребенку, унижают его личное достоинство, вызываятем самым у детей открытую неприязнь.
Интерес представляло сопоставление по результатам выполненияметодики «Незаконченные предложения» показателей формирования внутриличностногоконфликта у нормально развивающихся школьников и детей с ЗПР. У первых ониоказались более выраженными и встречались в 40% случаев, а у учащихся с ЗПР — у27%. Можно полагать, что у младших школьников с ЗПР в этом возрасте еще несформировано самосознание, что может быть связано с отставанием в созреваниифункций лобных отделов мозга, о чем свидетельствуют нейропсихологиче-скиеисследования. К 7-8 годам у детей с ЗПР недостаточно развиты функции управлениясвоими действиями, поведением, способность критически оценивать свои поступки ипоступки окружающих. Для выявления причин, ведущих к дисгармоничнымвнутрисемейным отношениям, была использована проективная методика Р. Жиля. Онанаправлена на изучение особенностей восприятия детьми контактов не только сродителями, но и с другими окружающими людьми, в частности со сверстниками.Методика позволяет на невербальном уровне исследовать отношение ребенкамладшего школьного возраста к окружающим людям. Она использовалась всокращенном варианте, где были отобраны лишь интересующие нас пять показателей:отношение к отцу, к матери, доминантность, закрытость, отгороженность от людейи общительность. Результаты данной методики позволили установить наличиепроблем в отношениях с родителями у учащихся обеих групп.
У большинства учащихся с ЗПР выявлены проблемы вовзаимоотношениях с отцом (87%) и матерью (67%). У нормально развивающихся детейданные проблемы были выражены в меньшей степени.
Отмечались различия и в показателях, связанныхдоминантностью. Доминантность является своеобразной формой отношения к людям ипротивоположна по своему значению, подчинению (подчиняемое™). Положительноедоминирование свойственно активным и доброжелательно настроенным детям. Онилегко идут на контакт с окружающими, пользуются заслуженной популярностью усверстников. Отрицательное доминирование как форма личностного отношенияформируется на основе завышенного уровня притязаний, не подкрепленногосоответствующими знаниями и умениями ребенка. Зачастую это результат воспитанияв семье по типу гипоопеки, когда у ребенка отсутствуют представления обэлементарных правилах поведения и установления правильных взаимоотношений сокружающими (Лебединская К. С, 1982; Тригер Р.Д., 1989). Доказательством томуможет служить пример дисгармоничных отношений в семье. У учащихся с ЗПРпроблема доминантности наблюдалась в 53% случаев. Какая бы по своим проявлениямона ни была — положительная или отрицательная, — она может рассматриваться каквариант компенсации у ребенка отсутствующих благополучных отношений сродителями. Кроме того, у 40% школьников с ЗПР наблюдались проблемы закрытостии отгороженности от контактов с окружающими людьми. Показатель «общительности»оказался у детей обеих групп одинаковым. Видимо, он является интегративным посравнению с предыдущими и включает в себя многие аспекты формированияличностной сферы ребенка. Вероятно, по этой причине он не очень высок у детеймладшего школьного возраста.
Кроме указанных выше методик для выявления проблем вовнутрисемейных отношениях было проведено анкетирование матерей всех детей.Анализ результатов при использовании методики PARI включал в себя не только систему отношений «родитель-ребенок»,но и отношений между самими родителями, а также некоторые характеристикисемейного воспитания, проблему взаимопонимания между всеми членами семьи.
Такая характеристика семейных отношений, как «уклонение отконфликта», оказалась ведущей в семьях учащихся с ЗПР. Мнение матерей этихдетей: лучше не вникать в содержание существующих трудностей в общении уребенка, «оставить его в покое». Мамы указывали на то, что дети «специально»создают все условия, находят несущественные поводы, чтобы постоянно обращатьсяк родителям для решения имеющих исключительно для них собственную личностнуюзначимость вопросов. Анализ сложившегося отношения матерей к своим детям с ЗПРпозволяет в какой-то мере понять специфику родительско-детских отношений.Результаты анкетирования подтверждают, что среди семей этих учащихся являетсянаиболее распространенным стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Онсвойственен 27% этих семей (в семьях с нормально развивающимися детьми — 13%случаев).
Признак «вербализация» входит в содержание анализарезультатов анкетирования по методике PARI. Он отмечается в ответах у 20% опрошенных матерей, у которых дети учатсяв классе выравнивания. Наличие данного признака отражает определенную позициювзрослого по отношению к ребенку. Согласно ей, сын или дочь могут не разделятьвзгляды родителей, если считают собственную точку зрения правильной. Дети могути должны постоянно высказывать свое мнение по любым вопросам, активноучаствовать в решении семейных проблем. К анализу данного факта можно подойти сдвух позиций. Если рассматривать его изолированно от остальных, то он имееттолько позитивное значение для семейного воспитания, так как демонстрируетдемократизм в отношениях с ребенком, признание за ним равенства в совместномрешении вопросов взаимоотношений с людьми и принятии конкретных решений всемье. Позиция ребенка в данном случае будет услышана и правильно воспринята.Если же этот фактор (признак) брать в совокупности с остальными, то его наличиебудет подчеркивать определенным образом предоставляемую чрезмерную свободудетям не только в поступках и поведении, но и вербальном общении в семье.Следовательно, он может рассматриваться как еще один признак воспитания по типугипоопеки в семьях детей с ЗПР. О наличии эмоциональной дистанции с ребенкомсвидетельствует сочетание: раздражительность (33%), излишняя строгость (20%),уклонение от конфликта с ребенком (13%).
Проведенное исследование позволяет сделать два основныхвывода:
1. В большинстве случаев дети с ЗПР воспитываются в условияхдисгармоничных семейных отношений. Ведущим стилем воспитания являетсягипоопека.
2. Проблемы во внутрисемейных отношениях могут оказыватьнегативное влияние на личностный рост младших школьников с ЗПР, приводят квозникновению вторичных психических нарушений.
 
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Взаимоотношения в семьях, отягощенных проблемами умственноотсталого ребенка, становятся неоднозначными, сложными, в них появляютсянегативные стороны, обусловленные главной проблемой — больным ребенком. Этивзаимоотношения существенно изменяются в процессе взросления ребенка сумственной отсталостью. Для изучения их особенностей были проведеныисследования в семьях, воспитывающих взрослых детей с болезнью Дауна. Онипроведены под руководством профессора Д.Н. Исаева выпускницей Института специальнойпедагогики и психологии Т.А. Устимовой, педагогом-дефектологом и матерьюсобственного взрослого ребенка, страдающего этим заболеванием.
Проведенное в настоящей работе обследование семей,воспитывающих взрослых детей с синдромом Дауна, выявило, что лишь пятая частьдетей посещала образовательные учреждения, обучаясь в специальных(коррекционных) школах для детей с нарушениями интеллекта. Оставшиеся 80% неучились вообще не потому, что не в состоянии были овладеть специальнойпрограммой обучения. Этим детям «не повезло» с диагнозом, они получили клеймо«необучаемых».
Для изучения психологических особенностей и взаимоотношениймежду родителями и детьми, в рамках поставленной цели были проведеныисследования в двух группах: основной и контрольной, в количестве 20 семейкаждая.
Основная группа была представлена семьями, воспитывающимивзрослых детей (от 18 до 23 лет) с болезнью Дауна. Место проживания семей — разные районы Санкт-Петербурга. Из общего числа семей 19 — полные, и в однойсемье дочь воспитывает только мать, поскольку отец оставил семью сразу послерождения больного ребенка. То есть всего родителей — 39 человек. В 12 семьяхбольной ребенок — единственный, в 12 воспитываются два ребенка и в двух семьях — 3 детей, причем в последних двух случаях больной ребенок — младший. Среди детеймальчиков — 13, девочек — 7.
В свое время только 9 детей в разном возрасте и с разнойпродолжительностью (1,5-2,5 года) посещали детские дошкольные учреждения, вчастности специализированные детские сады. В отдельных случаях пребываниеребенка в детском саду ограничивалось несколькими месяцами.
Среди родителей высшее образование имеют 13 мужчин и 9женщин, среднее специальное — 4 мужчин и 11 женщин, среднее — 2 мужчин. Посвоему социальному статусу рабочими являются 6 мужчин, служащими — 13 мужчин и8 женщин, неработающими — 12; женщин, из них только 1 пенсионерка, аостальные — домохозяйки трудоспособного непенсионного возраста. 11 мужчин и 7женщин являются работающими пенсионерами.
Возраст родителей больных детей составляет от 38 до 65 лет; 4детей родилось у родителей, когда им было 20-25 лет, 7 детей родились уродителей, возраст которых составил 26-36 лет, и 9 детей родились в семьях,возраст родителей которых превысил 36 лет.
Контрольная группа была представлена 20 семьями, имеющимиздоровых детей, возраст которых составляет 16-18 лет, из них 11 юношей и 9девушек, то есть это дети, заканчивающие общеобразовательные учреждения. Передих родителями стоят схожие с основной группой проблемы ближайшего будущегоустройства своих детей. Все семьи полные, в 8 семьях воспитывается одинребенок, в 12 — двое детей.
Среди родителей высшее образование имеют 16 мужчин и 12женщин, а среднее специальное — 4 мужчин и 8 женщин. Все родители — мужчиныданной группы работают, причем 18 человек из них являются служащими и только 2 — рабочими. Среди женщин — 15 служащих, 4 рабочих и 1 мама — неработающая(домохозяйка).
В качестве инструментальных средств исследований былииспользованы личные наблюдения и набор психологических тестов.
В ходе наблюдений, которые проводились длительное время,причем в 13 семьях — в течение нескольких лет, делались попытки обобщить и классифицироватьсложную гамму взаимоотношений в обследуемых семьях. При этом многие нюансыпришлось либо просто не учитывать, либо «огрублять». Выявленные в результатетакой классификации семейные отношения представлены ниже.
Основными видами отношений между родителями являются:отношения партнерства (45%); доминирования (28%); дружеские отношения (27%).
Отношения между родителями и детьми в основном определеныкак: опекунские (42%); дружеско-покровительские (41%); покровительские (17%).
Выделенные группы и виды отношений характеризуют в конечномитоге семью, определяют ее тип, доминирующий в ней стиль воспитания.
Очень благоприятны для детей дружеские, партнерские отношениямежду супругами. Психологический климат в таких семьях (а их большинство — 73%)благотворно влияет на весь уклад семейной жизни.
Наличие больного ребенка в семье обязывает родителейпроявлять взаимную заботу, оказывать друг другу помощь, «прятать» отрицательныеэмоции или отодвигать их на второй план.
Деструктивные отношения между родителями в рассматриваемыхсемьях (27%) имеют место в связи с позицией доминирования, занимаемой, какправило, отцом. При деструктивных отношениях нет взаимопонимания между членамисемьи, их жизнь становится излишне автономной, отсутствуют эмоциональнаяпривязанность и солидарность. При этом основная роль отца, по его мнению,сводится к материальному обеспечению семьи, все остальное должно быть подчиненоэтому.
Как же обстоит дело в обследуемых семьях? В результатеизучения на основе наблюдений было выявлено два основных типа воспитания:гармоничный и деструктивный.
Пример 1. Гармоничное, гуманное воспитание.
Семья состоит из трех человек — отец, мать и ребенок-инвалидс болезнью Дауна, 18 лет. Средний возраст родителей — 40 лет, образование уобоих родителей высшее, по профессии мама — педагог, папа — кандидаттехнических наук. Межличностные отношения между супругами основываются навзаимопонимании и доверии. Основными принципами воспитания в семье являютсядоброжелательность, ответственность и взаимопомощь. Стиль и фон семейной жизнисоздает положительное впечатление. Социальный статус как матери, так и отца неносит ярко выраженного лидерского положения, отношения скорее можно назватьпаритетными. В воспитании ребенка оба родителя принимают участие в равной мере,при этом в наличии — желание воспитывать и развивать ребенка всеми доступнымиспособами. Организация жизни семьи, хозяйственно-бытовое обеспечение ипроведение досуга — все это решается сообща, учитывается мнение каждого членасемьи, в том числе и ребенка. Воспитательный климат семьи таков, что совершенноочевидно наличие педагогической системы: родители в полной мере осознаютзадачи, стоящие перед ними, и разумно используют методы поощрения и принужденияв воспитании. Уровень педагогической культуры родителей, их подготовленность помногим вопросам развития и воспитания можно назвать достаточными. Родителитонко чувствуют и хорошо знают особенности своего ребенка, поэтому вполнеадекватно оценивают его поведение. Участие отца и матери в реализации требованийможно назвать конструктивным, организационным и коммуникативным.
Пример 2. Несбалансированное воспитание.
Тип воспитания в этой семье можно назвать жестким со стороныотца и слишком мягким со стороны матери. Семья состоит из трех человек — отец,мать и дочь с синдромом Дауна, 20 лет. Образование у отца высшее (инженер), уматери — среднее специальное (наладчица). Возраст родителей в среднем 55 лет.Межличностные отношения родителей основаны на непонимании друг друга, как поосновным вопросам жизни, так и по второстепенным, в мелочах. Понимание ребенкародителями очень различно. Основные принципы семейных отношений сформулироватьнепросто: если со стороны матери наблюдается мягкое, понимающее и внимательноеотношение к ребенку, то со стороны отца — жесткое, практично-рациональное. В товремя как мать относится ответственно к ребенку и строит свои отношения навзаимном доверии с дочерью, отец чаще бывает подозрительным и не стараетсявникнуть в нужды ребенка, понять и помочь. В целом стиль и фон семейной жизниносит отрицательный характер. Причиной семейных переживаний, обусловленныхсвоеобразным характером отношений как родителей между собой, так и по отношениюк ребенку, являются разногласия и противоречия в вопросах уклада и воспитания всемье. Социальный статус отца незыблем — он в семье главный, хотя степеньучастия в воспитательном процессе с его стороны незначительна, у негоотсутствует само желание воспитывать ребенка, что, как считает отец,прерогатива матери, которая занимается и воспитанием, и хозяйственно-бытовымипроблемами семьи, несмотря на то, что она работает и вне дома. По участию ворганизации жизни семьи и проведению досуга каждый из родителей вкладывает своипонятия — отец должен зарабатывать деньги, а мать (жена) должна делать всеостальное, в том числе воспитывать, развивать, лечить и учить ребенка.
Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополучным,так как отсутствует какая-либо педагогическая система (в ее строгом понимании).Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителейпонимает по-своему. Уровень педагогической культуры, подготовленность родителейк воспитанию ребенка можно считать невысокими: имеют место и отсутствие знанийоб особенностях ребенка, и неадекватность оценки его поведенйя — мать завышаетвозможности ребенка, а отец — занижает. Последнее, кстати говоря, еще. разподтверждает слишком малое его участие в воспитательном процессе и, какследствие, компенсацию матерью этой недостачи излишней жалостью и гиперопекой.Из исследования этой семьи видно, что воспитательный процесс и психологическийклимат семьи носит неорганизованный, некоммуникативный и деструктивныйхарактер. В конечном итоге это сказывается как на личностном развитии, так и наформировании навыков приспособления к жизни их дочери.
Наблюдения показывают, что отношения между родителями идетьми основной группы в большинстве случаев являются отношениями опеки ипокровительства (59%), а в остальных случаях — дружеско-покровительскими (41%).Это естественное, казалось бы, родительское чувство в данном случае отражает спецификусемейных отношений «взрослый-больной ребенок» и, по мнению родителей,требует чрезмерной заботы и контроля. Объективно с этими родителями можносогласиться, однако часто при этом происходит подмена понятий. Спектрнарушенных представлений о правильном воспитании широк. Так, например, забота оребенке порой превращается в элементарное «все сделать самому», когда речь идето его самообслуживании. При организации хозяйственно-бытовых работ, домашнихдел или досуга эти родители часто считают правильным не привлекать ребенкаввиду его «неспособности».
Корни излишней опекаемости ребенка со стороны родителей,именно ребенка с болезнью Дауна, кроются в неправильном информированииродителей с самого его рождения: здесь и ожидающие их перспективы, и сложностивоспитания, и проблемы лечения и т. п. Информирование, как правило,осуществляется людьми, не являющимися специалистами в данной области, — врачамиродильных домов, невропатологами и др., а следовательно, родители получаютневерную информацию, которая накладывает на них тяжелый отпечаток безрадостногобудущего. Кроме того, родители в большинстве случаев ищут ответы наинтересующие их вопросы в справочниках и другой специальной литературе, но,увы, чаще всего полного и исчерпывающего ответа им найти не удается. В основноминформация этих источников лишь усугубляет и без того угнетенноепсихологическое состояние родителей, поскольку основной рефрен всех этихисточников — внешние признаки: эти дети необучаемы, подвержены сопутствующим,часто неизлечимым, заболеваниям, долго не живут, воспитываются в основном винтернатах. До 90% родителей именно с такой информацией выписываются изроддома, вступают на нелегкий, полный неизведанных и мучительных переживанийпуть.
Родителям необходим иной вид помощи, иная, во многомпротивоположная информация о том, что эти дети ласковые, добрые, общительные,любят музыку, в достаточной мере поддаются социальной адаптации, способныовладевать теми или иными видами хозяйственно-бытового труда. Иными словами,такие дети могут быть неплохо адаптированы к жизни. Подтверждением этому можетпослужить пример, приведенный А.Р. Маллером.
Пример 3. Елена Ю., 21 год
Диагноз: умственная отсталость, синдром Дауна, косноязычие,инвалид детства второй группы. Девушка училась четыре года в специальной школеМосквы (до этого находилась в школе-интернате, откуда ее исключили какнеобучаемую). В школе Лена научилась считать в пределах 100, решать задачи водин вопрос, читать, переписывать с книги и доски, писать несложные диктанты.Она овладела навыками производительного труда, научилась хозяйственно-бытовойдеятельности. По окончании школы Лена пошла работать в спеццех. В бригаде онавыполняла различные картонажные операции. Девушка могла отчитаться о проделанном,рассказать о назначении готовой продукции. Через год за хорошие показатели вработе ее перевели в основной цех картонажной фабрики. Она влилась впроизводственный коллектив, подружилась с членами бригады. На производстве еехарактеризовали положительно.
Лена часто посещает школу, интересуется жизнью бывшиходноклассников, рассказывает о работе на фабрике.
Родители уделяют ей большое внимание. Мать и отец частобывают с дочерью в кино, поддерживают ее увлечение грампластинками. Ленаколлекционирует открытки киноартистов, знает их фамилии, в каких фильмах ониснимались. У девушки развиты определенные хозяйственно-бытовые навыки. Онаможет убрать квартиру, помыть посуду, постирать, сходить в магазин. На работуиз отдаленного района ездит самостоятельно.
В данном случае потенциальные возможности ребенка былираскрыты в результате правильно построенных родительско-детских отношений и,что особенно важно, без отрыва от семьи.
Там, где родители считают ребенка равноправным членом семьи иотносятся к нему с пониманием, как к партнеру, налицо дружеско-покровительскиеотношения. Дети из этих семей оказались более адаптированы к жизни: учатся илизакончили школу, занимаются спортом, принимают участие в соревнованиях (Special Olimpic), посещают бассейн и различные кружки.
Таким образом, исследование внутрисемейных отношений,проведенное методом наблюдений, показало, что межсупружеские отношения вбольшинстве своем в данной группе обследуемых хорошие и стабильные, ародительско-детские отношения несут на себе отпечаток сверхопеки.
Психологические исследования семейных взаимоотношенийосуществлялись с использованием методики «Pari», позволившей получить дополнительную информацию обособенностях семейного воспитания. Ее применение позволило выявить различия воценках родителей основной и контрольной групп, касающихся эмоциональногоконтакта и дистанции с ребенком, концентрации на ребенке и отношения к семейнойроли.
Результаты проведенного исследования показывают, чтоустановки и реакции родителей этих групп различаются по целому ряду признаков.
Так, признаки, относящиеся к оценке излишней эмоциональнойдистанции родителей с ребенком (раздражительность, излишняя строгость,уклонение от контакта) для основной группы имеют меньшие значения, чем вконтрольной. Родители последней испытывают большее раздражение и более строги ксвоим детям, нежели родители основной группы. Это можно объяснить тем, чтородители здоровых детей считают строгое воспитание более эффективным в условияхвозможного формирования у повзрослевшего ребенка дурных наклонностей, которыенеобходимо переломить. Проявления излишней уместной и неуместнойсамостоятельности их ребенка вызывают у них раздражительность.
Группа признаков, относящаяся к излишней концентрации наребенке: чрезмерная забота, подавление воли, опасение обидеть, исключениевнесемейных влияний, подавление агрессивности, подавление сексуальности,чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, ускорение развития ребенка, — имеютразличия в признаках чрезмерной заботы, вмешательства в мир ребенка и его ускоренноеразвитие, с преобладанием их значений в основной группе. Чрезмерная заботародителей основной группы легко объясняется тем, что больной ребенок требуетбольше внимания, он более зависим от родителей. Выраженность этого признака всвою очередь, приводит к тому, что родители стремятся все знать о ребенке,стараются ограждать его от жизненных сложностей и забот.
Необходимость каждодневной заботы о ребенке и преодолениясвязанных с этим многочисленных трудностей, их большая тяжесть, чем у родителейконтрольной группы, обусловливает и стремление ускорить развитие своегобольного ребенка.
Меньшая выраженность признаков: подавление воли,агрессивности и сексуальности в основной группе может быть объяснена тем, чтодети с синдромом Дауна не отличаются ярко выраженной агрессивностью исексуальностью, а их волевые устремления не выходят за рамки семьи, дома.Поэтому вполне объяснимо, что у родителей нет необходимости оказывать особоевоздействие на эти качества детей.
Отношения супругов в семье оцениваются через признаки:зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, семейные конфликты,сверхавторитет родителей, неудовлетворенность ролью хозяйки, безучастностьмужа, доминирование матери и несамостоятельность матери. Признакисамопожертвования, сверхавторитета родителей и несамостоятельность матери восновной группе имеют большие значения, чем в контрольной. Необходимостьвысокого самопожертвования родителей основной группы диктуется самой жизнью — свой выбор они сделали еще при рождении ребенка, не сдав его государству, темсамым обрекая себя в значительной степени на самоотречение, на неизбежныеморальные и материальные издержки. Родители, чьи дети лишены полноценногообщения с окружающим миром, невольно становятся для них единственнымавторитетом, при этом соответствующим образом формируются и взгляды родителей.Несамостоятельность матери, принявшей роль мученицы, вынужденной, с однойстороны, жертвовать всем во имя ребенка, а с другой — неспособной пожертвоватьсобой без поддержки со стороны, например супруга, определяет и высокую оценкупризнака «несамостоятельность матери». Мать оставляет работу, во всем зависитот мужа, который в большинстве случаев является материальной опорой семьи, унее не складываются отношения с родственниками, которые не понимают и неразделяют ее трудностей.
Степень согласованности оценок, даваемых родителями восновной группе, достаточно высока, о чем свидетельствует коэффициент ихкорреляции (р = 0,85). Это подтверждается наблюдениями за ихвзаимоотношениями, являющимися достаточно хорошими и стабильными.
Приведенные результаты свидетельствуют о том, что взглядыродителей исследуемых групп на межсупружеские отношения и отношения с детьмиимеют различия почти в половине признаков. Так, в семьях основнойгруппы, воспитывающих больных детей, таблица значения признаков,характеризующих стремление родителей к авторитарности в воспитании, имеют болеенизкие оценки. Значения признаков, отражающих их стремление к родительскойопеке, напротив, имеют более высокие значения.
Такие отличия характеризуют родителей основной группы какзаботливых и понимающих трудности своего больного ребенка, придерживающихсямягкого стиля общения с ним. Подобная позиция этих родителей говорит о том, чтоналичие в семье больного ребенка формирует их отношения, проявляющиеся в болеемягком доминировании, сдержанности, умеренной строгости, терпимости. Учитываятот факт, что наше общество в целом ориентировано на игнорирование проблеминвалидов, родители, надеясь больше на себя, подсознательно стараются оградитьсвоего ребенка от трудностей. Учитывая психофизические возможности подростка,родители к тому же и минимизируют диктат в воспитании.
Таким образом, основными проблемами взаимоотношений в семье,имеющей взрослого умственно отсталого ребенка, являются:
• воспитание, сопровождающееся чувством обременительностиродительских обязанностей;
• заниженный уровень требовательности к ребенку, частосвязанный с незнанием его потенциальных возможностей;
• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленнаяограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
• вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребностьв опоре;
• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-засвоих нереализованных полностью родительских возможностей:
Превалирующим видом родительско-детскихотношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства.

Библиографическийсписок
психическийразвитие задержка взаимоотношение семья
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред.К.С. Лебединской. М., 2010.
2.Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР //Дефектология. 2010. № 1.С. 68-72.
3. КарповаГ.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург,2008.
4. КондрашинВ.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с ЗПР на их социальную адаптациюв условиях школы-интерната // Дефектология 2009. № 1. С. 49-53.
5. Тригер Р.Д. Психологическиеособенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. 2008… № 5. С.6-14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.