Южно-Российский Гуманитарный институт
Психологический практикум
по теме «Внимание»
Выполнила:
Студентка 2 курса 4 семестра
Факультета: пр. психологии
Набор: март 2007
Андращук Анна
Преподаватель:
Дикая Л.А.
Оценка:
Подпись:
г. Ростов – на – Дону, 2008/2009 уч. год
Цельпрактикума:
ознакомлениестудентов с известными методиками исследования внимания,
выработка устудентов навыков работы с этими методами, иллюстрация на практике некоторыхзакономерностей внимания.
Практикумсостоит из 9 работ:
исследованиеконцентрации внимания,
устойчивостьвнимания по Бурдону,
устойчивостьвнимания по Риссу,
колебаниявнимания,
умственная работоспособностьпо Крепелину,
устойчивостьи распределение внимания,
распределениевнимания,
отыскиваниечисел с переключением,
переключениеи устойчивость внимания.
Каждыйстудент должен выполнить краткий письменный отчет, включающий:
описаниецели, задачи и метода исследования
использованныематериалы
процедураэксперимента
способыобработки данных
Основныерезультаты и выводы (как в отношении каждого из 2-х испытуемых, так и в сравненииих между собой)
Работа № 1. Исследование концентрации внимания"
Задачаисследования: Изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания иоценка способности к концентрации внимания.
Порядокработы и инструкция испытуемому: «Я вам прочитаю три простыхарифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Результат вычислениязаписывайте только тогда, когда я вам скажу: „Пишите! “. Вслух ничегоговорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали или забылипримеры, то вместо ответа ставьте черту. Внимание! Начинаю! » (Читатьчетко, медленно, с паузами, где многоточие).
«Даныдва числа: 82…и 68…Первую цифру второго числа умножьте не первую цифру первого числа… иот полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа…. Пишите!..
Даны двачисла: 82…. и 68…к первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первогочисла, …. и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа… Пишите!..
Даны числа: 56…и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа…Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…Пишите!..»
Учет ианализ результатов:
Результатызаносят в протокол, отмечая "+" решенную и "–" не решеннуюзадачу.
1 испытуемый:
Испытуемаяответила правильно на 2 и 3 задачи, а на первую не дала правильного ответа. Иэто позволяет предположить, что у испытуемой относительно медленнаявключаемость в работу.
2 испытуемый:
Испытуемыйне ответил правильно ни на одну задачу, и в связи с этим можно предположить,что у него нарушена концентрация внимания.
Сравнениеиспытуемых: Испытуемая под номером один, выполнила правильно две задачи, аиспытуемый под номером два – ни одной. Возможно, это связано с тем, чтоиспытуемый выпускник, и на данный момент не использует приемы концентрации вниманиядля жизни, а испытуемая использует, в своей работе, но исследование проводилосьвечером, непосредственно после работы, возможно усталость и какие-нибудь еще сэтим связанные факты, сказались на её внимании. Работа № 2. «Устойчивость внимания по Бурдону»
Задачаисследования: Исследование устойчивости внимания при длительной однообразнойработе, способности произвольно распределять внимание между несколькимиоднородными объектами, темпа психических процессов, упражняемости в процессевыполнения работы, преимущественной установки (на скорость или на тщательностьв работе).
Корректурныйметод был предложен Бурдоном в 1895 г. и с тех пор широко применяется дляисследования внимания в его различных вариациях.
Оборудование:Бланки корректурной пробы, секундомер.
Порядокисследования: Исследуемый должен в течении определенного времени с возможнобольшой скоростью и точностью вычеркивать в бланке указанные экспериментаторомбуквы (две или три) Работа испытуемого длится 5 минут.
Инструкцияиспытуемому: Просматривайте буквы построчно, с лева на право, как будточитаете, и зачеркиваете те из них, которые я вам назову. Работайте оченьвнимательно, но в то же время как можно скорее. Работать начнете после моегосигнала, во время работы, когда я скажу «Черта», в том месте, где васзастал сигнал, вы должны будете поставить вертикальную черту. И неостанавливаясь, продолжайте работать. Будете зачеркивать буквы «к» и «с».Во время работы разговаривать, задавать вопросы нельзя. Если есть вопросы,задавайте их сейчас. Приготовьтесь! Начинайте! ".
Пускаетсясекундомер, через каждые 30 секунд подается сигнал «Черта».
Учет ианализ результатов: При наблюдении следует отметить:
· Сразу и прочно ли запомнил испытуемый буквы,которые надо зачеркивать, проявляется ли терпение и в чем оно выражается,
· Обнаруживает ли признаки утомления и в чем этовыражается,
· Полностью ли сосредоточен на работе или трудитьсявяло, работает с уверенностью или сомневается, возвращается к сделанному, многораз проверяет.
Приопределении количественных показателей учитывается, сколько просмотрено букв за30 секунд, число пропущенных букв из заданных и зачеркнутых из не заданных.
Строится 4графика, в каждом из которых на оси абсцисс откладывается время в 30-секундных интервалах,а на оси ординат соответственно:
1) количествопросмотренных букв,
2) общеечисло ошибок,
3) числопропущенных букв из заданных,
4) числозачеркнутых из незаданных.
Испытуемый №1.
Буквы,которые нужно запоминать, испытуемая запомнила сразу, не переспрашивала. Полностьюсосредоточена на работе, правда работала с сомнениями.
При опросебыло выявлено, что сложности в выполнении задания испытуемая не испытывала,усталость не проявилась, и испытуемая могла бы дальше продолжать работу.
/>
В результатеприведенных выше данных, можно сказать, что в основном каждые 30 секунд,испытуемая увеличивала количество просмотренных букв. В связи с этим, можноустановить, что скорость внимания, у нее высокая.
Обратимвнимание на то, что испытуемая во время проведения эксперимента, ни сделала, ниодной ошибки. Можно предположить, что у испытуемой высокая динамикаработоспособности, концентрации внимания. Так же можно сказать о высокойспособности распределения внимания.
Исходя извыше приведенных характеристик, можно вывести, что у испытуемой наиболеевысокая производительность равна 430, наиболее низкая 164.
Испытуемый №2.
Буквы,которые нужно запомнить, испытуемый после их оглашения, проговаривалнеоднократно, после этого исходя из результатов в графике, можно сказать что,он их хорошо запомнил. Во время работы иногда отвлекался, комментируя своидействия, но работал без сомнений
При опросебыло выявлено, что сложности в выполнении задания испытуемый не испытывал,усталость не проявлялась, испытуемый мог продолжать работу. Так же быловыяснено, что испытуемый правильно оценивает свои возможности, и с уверенностьюзаявил, о том, что ни одной ошибки не совершил.
/>
Исходя изприведенных выше данных, можно предположить, что у испытуемого довольно высокаячастота выполнения задания. Степень распределения внимания, у него высокая. Также довольно высок показатель степени концентрации внимания.
Исходя изприведенных выше характеристик, можно сказать, что у испытуемого наиболеевысокая производительность равна 420, наиболее низкая 300.
Сравнениеиспытуемых: В результате проведенного эксперимента, выяснилось, что у первогоиспытуемого показатели намного выше, хотя оба испытуемых обладают высокойпроизводительностью. Связано это с тем, что для 1 испытуемой нужно было время,для того чтобы показатель довольно высокие показатели, а второму испытуемомуэто время не понадобилось.
Возможно,это связано с разницей в возрасте и социальном статусе обоих испытуемых. Работа № 3. «Устойчивость внимания по Риссу»
Задачаисследования: Определение степени устойчивости внимания при его сосредоточениии влиянии длительной работы на концентрацию внимания. Это видоизменение метода,предложенного психотехником Риссом в начале 20-х годов.
Порядокисследования: Испытуемому дается бланк с перепутанными линиями, которые начинаютсяу левой стороны бланка и заканчиваются у правой. С левой стороны линиипронумерованы цифрами, с правой – буквами. Задача испытуемого – проследить ходкаждой линии, и определить какая буква соответствует той или иной цифре.
Инструкцияиспытуемому: На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Нашазадача – проследить каждую линию слева направо и определить, какая буквасоответствует той или иной цифре. Вы должны начать с первой линии, потомперейти ко второй и т.д.
Следить залиниями надо только глазами, помогать пальцами и карандашом нельзя. Старайтесьработать быстро и не делать ошибок. Приготовьтесь! Начинайте!
Учет ианализ результатов:
· При наблюдении следует отметить, что преобладает уисследуемого: установка на скорость или на точность, уверен ли он в своихдействиях, многократно ли себя проверяет, трудно ли сосредоточить внимание напрослеживание линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем(пальцем, карандашом) или выполняет без труда.
При опросеследует установить:
· Что в данном задании было трудным для исследуемого,
· Отчего, он медленно выполнял работу: боялся лисделать ошибки или иногда сбивался с прослеживании линии и вынужден былвозвращаться к началу,
· Считает ли он, что у него много ошибок и чем онможет это объяснить.
Приопределении количественных показателей учитывается время, затраченноеисследуемым на нахождении линий. Фиксируется время, за которое исследуемыйнаходит окончание каждой линии по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Этодает возможность следить за влиянием упражняемости на выполнение заданияисследуемым. Для каждого исследуемого строится график зависимости количестваошибок, просмотренных линий, и кривая упражняемости или утомляемости, гдепоказателем выступает время, затраченное на нахождение каждых 5-ти линий.
Испытуемый №1
/>
Времявыполнения всего задания 2 минуты 30 секунд
Принаблюдении было установлено, что у испытуемой преобладает установка на скорость,но и точность у нее высокая, ведь она ни одной ошибки не сделала. Она былаабсолютно уверена в своих действиях, и ни разу не перепроверяла свои ответы.
По указаннымвыше данным, можно предположить, что у испытуемой средняя степень упражняемости.
Испытуемый №2.
/>
Времявыполнения всего задания 1 минута 55 секунд.
Испытуемыйочень точно и быстро выполнял задание, очень редко отвлекался. Но иногда, какмы это видим на кривой, на примере резкого отрыва от 8 к 10 секундам, в этовремя испытуемый пытался помочь себе ручкой. Но через несколько секундисправился, и нашел нужный конец линии.
Исходя изприведенных выше данных, у испытуемого высокая степень упражняемости.
Сравнениеиспытуемых: первая испытуемая выполняла задание на много дольше, чем второйиспытуемый, возможно, это связано с разницей в возрасте и социальным статусом. Работа № 4. Колебание внимания
Задачаисследования: Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольномпереключении внимания.
Оснащениеопыта: рисунок с двойным изображением, секундомер
Порядокисследования: Исследование продолжается 3 минуты. И проводится в двух вариантах.
Инструкцияиспытуемому:
1 опыт:«Перед вами рисунок с двойным изображением. Что вы видите на нем? Пирамидуили туннель? (исследуемый отвечает). Продолжайте смотреть и сообщите, когдаизображение изменится Когда я Вам дам команду „Начали“. Вы с этогомомента отмечайте черточкой на бумаге каждую перемену изображения. … Начали!»
2 опыт:«Сейчас Вы должны волевым усилием удержать то или иное изображение. Когдавсе же изображение изменится, стукните карандашом по столу».
Экспериментаторфиксирует по секундомеру число ударов карандашом за 1 минуту и интервалы.
Учет ианализ результатов:
Подсчитывайтечисло переключений вниманий за каждую минуту у каждого испытуемого в 2-х опытах.Составляется протокол по форме:
Фамилия
испытуемого Количество флуктаций внимания За первую минуту За вторую минуту За третью минуту 1 опыт 2 опыт 1 опыт 2 опыт 1 опыт 2 опыт
Протокол:
Фамилия
испытуемого Количество флуктаций внимания За первую минуту За вторую минуту За третью минуту 1 опыт 2 опыт 1 опыт 2 опыт 1 опыт 2 опыт Гриценко 54 8 68 9 56 7 Спиров 8 9 1 7 1
1 испытуемый:
В результате приведенных выше данных, можно сказать, чтоволевое усилие на количество флуктаций влияет сильно.
В 1 опыте у испытуемой замечено довольно таки сильноеколебание внимания, а когда во втором опыте испытуемую попросили удержатьволевым усилием изображение, и в результате этого количество флуктацийзначительно уменьшилось.
2 испытуемый:
В результате приведенных выше данных, можно предположить,что волевое усилие на количество флуктаций влияет, но и в 1 опыте у испытуемогодовольно низкий показатель колебания внимания.
Сравнение испытуемых:
У первой испытуемой количество флуктаций внимания намногобольше, как и в первом опыте, так и во втором, а у второго испытуемогоколичество флуктаций намного меньше. Возможно, это связано с социальнымстатусом, либо с разницей в возрасте между испытуемыми.
Работа № 5. «Умственная работоспособность по Крепелину»
Задачаисследования: изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе.Этот метод был предложен Э. Крепелином для исследования волевого усилия,упражняемости при умственной работе. При применении метода до после трудовогозадания он может служить способом оценки его утомляемости.
Оборудование:печатные бланки, секундомер.
Порядокисследования и инструкция испытуемому:
Можетпроводиться индивидуально и с группой.
«Когдая дам команду „Начинайте! “, Вы насколько возможно быстрее, но безошибок начните складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? Каждый раз, когда ябуду говорить „Черта“, Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал,должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дамкоманду „Стоп“. Переверните лист».
Дать команду«Начинайте! ». Пустить секундомер и потом, каждые 15 секунд, говорить:«Черта! ». Дать команду «Стоп! Переверните лист» иостановить секундомер.
Учет ианализ результатов:
Принаблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степеньусталости и необходимую степень волевого усилия. Учитывается, что мешало работе.
Количественнымпоказателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и числоошибок.
Сравнениепродуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить остепени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели даютобщую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скоростьили точность работы.
Строятсяграфики зависимости общего количества сложений от времени, точности сложений отвремени.
Испытуемый №1
/>
Во времянаблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность работы, довольноспокойная. Усталость не проявлялась, волевое усилие понадобилось на минимуме.
Ошибокиспытуемая не допустила, все отработано точно, без осложнений. Во время сигнала«Черта» испытуемая иногда терялась, но с помощью минимальноговолевого усилия, приводила в порядок мысли.
Сравнимпродуктивность за второй и последний 15 секундный интервал. Во втором 15секундном интервале, испытуемая решила 7 примеров, а в последнем 12. Можносказать, что во время работы она набирала темп, хотя он иногда обрывался. Возможно,это можно объяснить, растерянности при каждом сигнале о «черте».
Работоспособностьу испытуемой довольно высокая, правда немного не собранная, установкаиспытуемой была, как и на скорость, так и на точность работы.
Испытуемый №2.
/>
Во времянаблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность была не совсемспокойной, но испытуемый понимал необходимость проведения эксперимента, поэтомусогласился усилием воли удержать нетерпение. Но по ходу работы, испытуемый ужебез усилия работал над экспериментом. Ошибку испытуемый совершил одну, числопар составляемых в 15 секунд, было незначительно, в связи с этим можнопредположить, что испытуемый дал установку себе на точность работы. Во времясамой работы, испытуемый, помогал себе в решении, проговаривая в слух числа ирезультат своего решения.
Сравнимпродуктивность за второй и последний 15-секундный интервал. Во второй – уиспытуемого 5 решенных примеров, в последнем – 3. Можно предположить, что кконцу работы у испытуемого утомилось внимание. В целом, можно сказать что уиспытуемого средняя степень работоспособности, но для хорошего качестварезультата, испытуемому нужно достаточно больше времени.
Сравнениеиспытуемых:
У первойиспытуемой ни одной ошибки, скорость решения высокая, и поэтому у нее выявленавысокая работоспособность. А у второго испытуемого, присутствует ошибка (скореевсего от не внимательности), у него низкая скорость решения, и поэтому можносказать (в связи с тем, что только одна ошибка) у испытуемого № 2 средняястепень работоспособности. Возможно, это связано с разницей в возрасте,положением в обществе, а так же с разными специализациями. Можно добавить длясправки, что по долгу службы 1 испытуемой каждый день приходится проводитьсчетные операции в уме, а испытуемому № 2 не приходится это делать, так как занего все решает компьютер. Работа № 6. «Устойчивость и распределение внимания»
Задачаисследования: исследование временной динамике устойчивости внимания и некоторыхособенностей распределения внимания в условиях смысловой помехи методомкорректурной пробы.
Оснащениеопыта: бланки корректурной пробы, заранее заготовленный текст связанногорассказа, чтение которого продолжается 5 минут
Порядоквыполнения: В первой части выполнения задания по сигналу экспериментатораиспытуемый начинает последовательно все встречающиеся в предложенном бланке 2-3определенные буквы «а» и «х». Одновременно экспериментаторвключает секундомер и по прошествии каждого 30-ти секундного — знакиспытуемому, который в это время должен ставить в тексте вертикальную черту. Общаяпродолжительность работы 5 минут.
Во второйчасти выполнения задания испытуемый, выполняя ту же самую операцию, долженслушать чтение рассказа, содержание которого необходимо письменно воспроизвестипо окончании работы. Таким образом, испытуемый выполняет два вида деятельностиодновременно.
Учет ианализ результатов:
Подводя итогипервой части задания, протоколист подсчитывает ошибки, допущенные испытуемым,использую следующую формулу:
С 2
А = М, где А– показатель устойчивости внимания,
С –количество просмотренных строк,
М – общееколичество ошибок.
Подсчитываетсяколичество ошибок за каждый 30-ти секундный интервал.
Строитсяграфик устойчивости внимания.
Вторая частьзадания обрабатывается аналогично.
Испытуемый №1
Первая часть
212
А= 11,
441
А= 11,
А= 40.
Графикустойчивости внимания.
/>
Вторая часть
212
А = 8,
А= 441/8,
А= 55.
/>
Воспроизведениепрослушанного рассказа, в точности воспроизведено на бумаге.
Во времяпроведения опыта испытуемая сделала меньше ошибок, возможно испытуемая ужеточно уяснила ход работы, и во второй раз была более внимательной.
Учитываярезультаты А, можно сказать, что у испытуемой средняя устойчивость внимания.
2 испытуемый.
Первая часть
А= 212 / 26,
А= 441/26,
А= 17.
/>
Вторая часть.
А= 441/20, А=22.
/>
Воспроизведенныйрассказ, оказался недостаточно точным. Не все имена героев вспомнил испытуемый.
Количествоошибок во втором опыте меньше, но в целом по всем двум работам, испытуемыйсделал очень много ошибок.
Учитываяпоказатели А, можно сказать, что у испытуемой очень низкая устойчивость внимания.
Сравнениеиспытуемых:
Перваяиспытуемая показала средний уровень устойчивости внимания, а второй испытуемыйочень низкий уровень устойчивости внимания, возможно, это связано с разницей ввозрасте между испытуемыми и их различным положением в обществе. Работа № 7. «Распределение внимания»
Задачаисследования:
Исследованиеособенностей распределения внимания методом корректурной пробы.
Оснащениеопыта:
Бланкикорректурной пробы, секундомер.
Ходвыполнения задания:
Опыт состоитиз двух серий, следующих одна за другой с небольшим перерывом (3-5 минут). Продолжительностькаждой серии 5 минут.
В первойсерии опыта испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можнобыстрее и точнее находить и зачеркивать буквы «н» и «х», а «а»подчеркивать. По сигналу экспериментатора через каждую минуту испытуемый ставитвертикальные черточки в строчках.
Во второйсерии испытуемый исполняет ту же самую работу на новом бланке, одновременноназывая вслух только четные числа.
Учет ианализ результатов:
По каждойсерии подсчитываются ошибки за каждую минуту и общее количество ошибок.
Выявляетсяустойчивость внимания в каждой серии по формуле:
А= с2 / м,где А – показатель устойчивости внимания,
С –количество просмотренных строк,
М – общееколичество ошибок.
Испытуемый №1
Первая часть
212
А= 1,
441
А= 1,
А=44.
Графикустойчивости внимания.
/>
Уровеньустойчивости внимания средний.
Вторая часть
102
А = 2,
А= 100/2,
А= 50.
/>
Уровеньустойчивости внимания средний. В однородной деятельности, испытуемый, сделалменьше ошибок, чем в разнородной. Поэтому можно сказать, что для успешнойдеятельности ему нужно заниматься только одним видом, нежели несколькими.
2 испытуемый.
Первая часть
А= 212 / 1,
А= 441/1,
А= 44.
/>
Уровеньустойчивости внимания ниже среднего.
Вторая часть.
А= 132/4, А=42.
/>
Уровеньустойчивости внимания ниже среднего.
В однороднойдеятельности испытуемый сделал больше ошибок чем в разнородной, а это говорит онизком уровне распределении внимания.
Сравнениеиспытуемых:
Такиепоказатели, которые приведены выше, возможно возникли оттого, что каждый изиспытуемых в своей деятельности, занимается однородной работой. Разность поколичеству ошибок, можно объяснить разностью в возрасте, и разной социальномстатусе испытуемых. Работа № 8. «Отыскивание чисел с переключением»
Задачаисследования:
Изучениеспособности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания содного рода действий на другой.
Оснащениеопыта:
1 таблица,разделенная на 49 клеток – квадратов, в которых размещены числа черными от 1 до25 и красными от 1 до 24 цифрами,
2. Секундомер,
3. Указка
Порядокисследования, инструкция исследуемому:
«Передвами таблица, разделенная на клетки. В этих клетках, разбросаны числа,написанные черными и красными чернилами. Черные вы должны находить в обычномпорядке от 1 до 25, а красные в обратном от 24 до 1. Вы должны попеременноотыскивать числа того и другого порядка, т.е. порядок вашей работы, должен бытьтаким: 1 (черная), 24 (красная), 2 (черная), 23 (красная) и т.д. Вы должныработать как можно скорее, но не делать ошибок. Приготовьтесь! Начинайте!»
Пускаетсясекундомер, фиксируется время выполнения задания. В течении всего опытаэкспериментатор следит за работой испытуемого. Если испытуемый указывает не точисло, экспериментатор говорит: «Нет, вы должны мне сейчас найти…».
Учет ианализ результатов:
Экспериментаторрегистрирует все ошибки. Чтобы легче было наблюдать, экспериментаторунеобходимо помнить, что черной число и следующее за ним красное, в сумме должнообразовывать 25.
Принаблюдении надо установить:
Быстро линаходит исследуемый числа, бывают ли большие задержки во времени, в чемпроявляются затруднения, не испытывает ли испытуемый особых затруднений всередине задания, если взгляд испытуемого направлен на искомое число, всегда лион его замечает, или бывает что не воспринимает.
Приопределении количественных показателей:
Учитываетсявремя, затраченное на выполнение каждого задания, отдельно фиксируются ошибки.
Испытуемый №1
Испытуемаяуказала на числа без ошибок. Замечаний со стороны экспериментатора не было. Общеевремя, затраченное на задание, равняется 2,5 минуты.
Время,затраченное на каждое задание в отдельности, равняется 1 секунде.
Задержек вовремени не было, особых затруднений, в середине задания, испытуемая неиспытывала, взгляд испытуемого направленный на определенное число, был имвсегда замечен.
Испытуемый №2
Испытуемыйво время выполнения задания допустил три ошибки.
Общее время,затраченное на задание, равняется 3 минуты.
Время,затраченное на каждое задание в отдельности, равняется 8 секундам.
Задержка вовремени была одна, в середине задания, взгляд испытуемого направленный наопределенное число, был замечен всегда, кроме середины задания.
Сравнениеиспытуемых:
Испытуемый №2 допустил 3 ошибки, у него были задержки во времени, и на выполнение задания, унего ушло больше времени, нежели у первой испытуемой, которая воспроизвела всеправильно, не допустив ошибок, Возможно, это связано с разницей в возрасте исоциальным статусом испытуемых. Работа № 9. «Переключение и устойчивость внимания»
Задачаисследования:
Исследованиеособенностей переключения и устойчивость внимания в умственной деятельностиметодом сложения чисел с переключением.
Порядокработы:
Экспериментаторпредлагает испытуемому в течении 10 минут с возможно большей скоростью иточностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложениепроизводится двумя способами, меняющимися каждую минуту.
Работая попервому способу, испытуемый должен сложить два числа, к полученной суммеприбавить единицу и результат написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнююопять складывать аналогичным образом. Если сумма цифр выражена двухзначнымчислом, записывается только одна, которая обозначает единицы.
По второмуспособу числа также складываются, только от полученной суммы отнимается единицаи результат записывается рядом с нижней цифрой первой пары, а нижнюю цифрупервой пары переносят вверх.
Работасостоит из 3 этапов, в 1 этапе, испытуемому предлагается работать только спервым способом, во втором этапе – только со вторым, а на третьем этапе и стем, и с тем, меняя их через каждую минуту. Затем высчитывается среднееколичество операций за минуту в условиях частого переключения.
Учет ианализ результатов:
Протоколистнаходит отношение количества счетных операций за одну минуту в условиях частогопереключения к тому количеству счетных операций за одну минуту, котороеиспытуемый делает без переключения. Этот показатель условно нарван степеньюпереключаемости.
Протоколистзаписывает время, которое понадобилось испытуемому, чтоб перейти от одногоспособа к другому. Это время названо латентным периодом или временемпереключения внимания.
Протоколисти экспериментатор так же отмечает ошибки переключения.
Испытуемый №1
По 1 способу:
Степеньпереключаемости = 14/16 = 0, 87
По 2 способу:
Степеньпереключаемости = 10/14 = 0,72
Ошибок впереключении нет.
Латентныйпериод – 15 секунд
Количествоопераций (с переключением) за одну минуту: 18 сложений. Это свидетельствует осравнительно быстром протекании психических процессов.
ГрафикДинамики производительности
/>
Испытуемый №2
По 1 способу:
Степеньпереключаемости = 12/9 = 0, 22
По 2 способу:
Степеньпереключаемости = 8/11 = 0,73
Ошибок впереключении нет.
Латентныйпериод – 20 секунд
Количествоопераций (с переключением) за одну минуту: 12 сложений. Это свидетельствует осреднем уровне протекании психических процессов.
ГрафикДинамики производительности.
/>
Сравнениеиспытуемых:
У испытуемойномер один показатели выше чем у испытуемого номер два, возможно это связано сразницей в поле, возрасте и профессии.